Закон Украины О государственной статистике

Статья 1. Определение терминов

 В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:

 

административные данные - данные, полученные на основании наблюдений, проведенных государственными органами (за исключением органов государственной статистики), органами местного самоуправления и другими юридическими лицами в соответствии с законодательством и с целью выполнения административных обязанностей и задач, отнесенных к их компетенции;

 

государственная статистика - централизованная система сбора, обработки, анализа, распространения, хранения, защиты и использования статистической информации;

 

государственная статистическая деятельность - совокупность действий, связанных с проведением государственных статистических наблюдений и предоставлением информационных услуг, направленная на сбор, обработку, анализ, распространение, хранение, защиту и использование статистической информации, обеспечение ее достоверности, а также совершенствование статистической методологии;

 

запрашивающий - юридическое или физическое лицо, которое подает запрос на получение статистической информации органам государственной статистики;

 

информационная система органов государственной статистики - совокупность технических, программных, коммуникационных и других средств, обеспечивающих процесс сбора, накопления, обработки, распространения, хранения, защиты и использования статистической информации;

 

конфиденциальная информация - статистическая информация, которая относится к информации с ограниченным доступом и находится во владении, пользовании или распоряжении отдельного респондента и распространяется исключительно с его согласия в соответствии с согласованными с ним условий;

 

пользователь - юридическое или физическое лицо, использующее данные статистических наблюдений;

 

органы государственной статистики - центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере статистики, и определены в статье 11 этого Закона предприятия, учреждения и организации; {Абзац девятый статьи 1 в редакции Закона N 5463-VI от 16.10.2012}

 

план государственных статистических наблюдений - официальный документ, содержащий перечень статистических наблюдений, которые проводятся органами государственной статистики, с определением порядка и сроков их проведения;

 

респондент - лицо или совокупность лиц, подлежащих статистическому наблюдению в установленном законодательством порядке и определены в статье 4 настоящего Закона;

 

статистическая информация - документированная информация, дающая количественную характеристику массовых явлений и процессов, происходящих в экономической, социальной, культурной и других сферах жизни общества; {Абзац двенадцатый статьи 1 в редакции Закона N 2938-VI от 13.01.2011}

 

статистическая методология - совокупность научно обоснованных способов, правил и методов статистического изучения массовых социально-экономических явлений и процессов, которые устанавливают порядок сбора, обработки и анализа статистической информации;

 

статистическое наблюдение - планомерный, научно организованный процесс сбора данных о массовых явлений и процессов, происходящих в экономической, социальной и других сферах жизни Украины и ее регионов, путем их регистрации по специальной программе, разработанной на основе статистической методологии.



Статья 2. Правовая основа государственной статистической деятельности

 Правовой основой государственной статистической деятельности является Конституция Украины, этот Закон, другие законы Украины и нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области статистики, информации, информатизации, научно-технической деятельности, стандартизации, а также международные договоры Украины в области статистики, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Статья 3. Государственная политика в области статистики

 Государственная политика в области статистики направлена на создание единой системы учета и статистики на всей территории Украины и ее согласование с международными стандартами и методологией.

Статья 4. Субъекты действия Закона

 Субъектами, на которых распространяется действие этого Закона, являются:
 
а) органы государственной статистики и работники, которые от имени этих органов на постоянной или временной основе участвуют в проведении статистических наблюдений;
 
б) респонденты:
 
юридические лица; {Абзац второй пункта "б" статьи 4 в редакции Закона N 1070-VI от 05.03.2009}
 
обособленные подразделения юридических лиц, находящихся на территории Украины; {Абзац третий пункта "б" статьи 4 в редакции Закона N 1070-VI от 05.03.2009}
 
обособленные подразделения юридических лиц Украины, находящихся за пределами Украины; {Абзац пункта "б" статьи 4 в редакции Закона N 1070-VI от 05.03.2009}
 
физические лица, независимо от их гражданства, находящихся на территории Украины, или совокупности таких лиц;
 
физические лица, являющиеся гражданами Украины и находящихся за ее пределами, или совокупности таких лиц;
 
в) пользователи данных статистических наблюдений.
 
раздел II
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Статья 5. Основные положения осуществления государственной статистической деятельности

 Государственная статистическая деятельность проводится органами государственной статистики в соответствии с настоящим Законом и в соответствии с задачами, отнесенных к их компетенции, на основе профессиональной независимости и самостоятельности.
 
Вмешательство любых государственных органов и органов местного самоуправления, других юридических лиц, объединений граждан, должностных и других лиц в государственную статистическую деятельность, в частности, по вопросам содержания статистической информации, выбора источников ее получения, статистической методологии, форм и сроков сбора и распространения данных статистических наблюдений и т.п., запрещается.


Статья 6. Статистическая информация

 Статистическая информация, полученная из проведенных органами государственной статистики статистических наблюдений, существует в виде первичных данных о респондентов, статистических данных, прошедших одну или несколько стадий обработки и накопленные на бумажных, магнитных и других носителях или в электронном виде, а также аналитических материалов, подготовленных на основании этих данных.
 
Первичные данные - информация о количественной и качественной характеристики явлений и процессов, представленная респондентами при статистических наблюдений.
 
Статистические данные - информация, полученная на основании проведенных статистических наблюдений, проработана и представлена в формализованном виде в соответствии с общепринятыми принципами и методологии. Статистические данные, которые являются результатом возведения и группировки первичных данных, при условии обеспечения их обезличенности представляют собой сводную обезличенную статистическую информацию (данные).
 
Статистической информации также данные банковской, финансовой и таможенной статистики, статистики платежного баланса и т.д., которые составляются на основании административных данных, полученных Национальным банком Украины и специально уполномоченными государственными органами (кроме органов государственной статистики) в соответствии с их компетенцией. Соответствующие полномочия указанных органов, а также принципы организации сбора, обработки, анализа, распространения, хранения, защиты и использования такой статистической информации определяются отдельными законами. {Часть четвертая статьи 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1070-VI от 05.03.20


Статья 7. Источники статистической информации

 С целью составления статистической информации органы государственной статистики могут использовать такие источники информации:
 
первичные и статистические данные по респондентов, подлежащих статистическим наблюдением;
 
административные данные государственных органов (за исключением органов государственной статистики), органов местного самоуправления, других юридических лиц;
 
данные банковской, финансовой и таможенной статистики, статистики платежного баланса и тому подобное; {Абзац четвертый части первой статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1070-VI от 05.03.2009}
 
статистическую информацию международных организаций и статистических служб других стран и тому подобное;
 
оценки и расчеты, осуществляемые на основе указанных выше данных.
 
Решение о выборе источника статистической информации принимается органами государственной статистики самостоятельно, с учетом качества и своевременности представления информации, расходов, а также обязанностей, которые возникают в связи с этим у респондентов.


Статья 8. Статистическая методология

 Статистическая методология базируется на результатах научных исследований, международных рекомендациях и опыте статистической практики с учетом национально-исторических особенностей страны.
 
Основные положения статистической методологии подлежат опубликованию.
 
Статистическая методология является основой для проведения статистических наблюдений, в том числе создание и ведение реестров респондентов статистических наблюдений и составления отчетно-статистической документации, и утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере статистики. {Часть третья статьи 8 в редакции Закона N 1070-VI от 16.10.2012}
   Реестр респондентов статистических наблюдений является автоматизированной информационной системой сбора, накопления и обработки статистических данных о респондентов, обеспечивающей отбор совокупностей респондентов по определенным критериям для проведения статистических наблюдений. {Статья 8 дополнена частью согласно Закону N 1070-VI от 05.03.2009}
   Отчетно-статистическая документация включает в себя программы статистических наблюдений, формы отчетности и инструкции по их заполнению (в том числе в сфере закупок), которые утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере статистики, а также анкеты, переписные (опросные ) письма, другие статистические формуляры, необходимые для проведения статистических наблюдений, утверждаемыми органами государственной статистики, государственные классификаторы технико-экономической и социальной информации и др. Отчетно-статистическая документация может показаться на бумажных, магнитных и других носителях или передаваться с помощью средств телекоммуникаций. {Часть пятая статьи 8 в редакции Закона N 5463-VI от 16.10.20


Статья 9. Статистические наблюдения

 Статистические наблюдения проводятся органами государственной статистики через сбора статистической отчетности, осуществления одноразовых учетов, переписей (опросов), выборочных и других обследований.
 
По видам статистические наблюдения делятся на сплошные и сплошные.
 
Сплошное статистическое наблюдение - наблюдение по всем без исключения единиц совокупности, которая изучается.
 
Несплошное статистическое наблюдение - наблюдение за отдельными единицами совокупности, которая изучается.
 
Статистические наблюдения распределяются также на государственные и другие статистические наблюдения.
 
Государственные статистические наблюдения проводятся органами государственной статистики в соответствии с утвержденным Кабинетом Министров Украины плана государственных статистических наблюдений или отдельными решениями Кабинета Министров Украины. Государственные статистические наблюдения, проводимые органами государственной статистики с привлечением временных работников, осуществляются по решению Кабинета Министров Украины. {Часть шестая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1070-VI от 05.03.2009}
   Другие статистические наблюдения проводятся в соответствии с Положением о проведении статистических наблюдений и предоставлении органами государственной статистики услуг на платной основе, которое утверждается Кабинетом Министров Украины.


Статья 10. Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины

 Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ) - автоматизированная система сбора, накопления и обработки данных о всех юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, находящихся на территории Украины, а также обособленные подразделения юридических лиц Украины, находящихся за пределами Украины. {Часть первая статьи 10 в редакции Закона N 1070-VI от 05.03.2009}
   Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины обеспечивает единый государственный учет и идентификацию всех указанных в части первой настоящей статьи субъектов и является основой для проведения статистических наблюдений. {Часть вторая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1070-VI от 05.03.2009}
   Создание и ведение Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины, разработка организационных и методологических принципов его функционирования обеспечиваются органами государственной статистики.
 
Государственные органы, органы местного самоуправления, другие юридические лица, которые создают и ведут реестры и информационные базы данных о юридических лицах, бесплатно предоставляют органам государственной статистики информацию, необходимую для формирования и актуализации Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины.
 
Положение о Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины утверждается Кабинетом Министров Украины.
 
раздел III
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ


Статья 11. Органы государственной статистики

 Органами государственной статистики являются:
 
центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере статистики;
 
функциональные органы государственной статистики - предприятия, учреждения и организации, которые находятся в сфере управления центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере статистики. {Часть первая статьи 11 в редакции Закона N 5463-VI от 16.10.2012}
   Указанные органы составляют единую систему органов государственной статистики Украины.


Статья 12. Основные задачи органов государственной статистики

 Основными задачами органов государственной статистики являются:
 
участие в формировании государственной политики в области статистики и обеспечения ее реализации; {Абзац второй статьи 12 в редакции Закона N 1070-VI от 05.03.2009}
 
сбор, обработка, анализ, распространение, хранение, защиту и использование статистической информации о массовых экономических, социальных, демографических, экологических явлений и процессов, которые происходят в Украине и ее регионах;
 
обеспечение надежности и объективности статистической информации;
 
разработка, совершенствование и внедрение статистической методологии;
 
обеспечение разработки, совершенствования и внедрения системы государственных классификаторов технико-экономической и социальной информации, используемых для проведения статистических наблюдений;
 
создание и ведение Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины и реестров респондентов статистических наблюдений; {Абзац седьмой статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1070-VI от 05.03.2009}
 
внедрение новейших информационных технологий по обработке статистической информации;
 
взаимодействие информационной системы органов государственной статистики с информационными системами государственных органов, органов местного самоуправления, других юридических лиц, международных организаций и статистических служб других стран путем взаимного обмена информацией, проведения методологических, программно-технологических и других работ, направленных на эффективное использование информационных ресурсов;
 
координация действий государственных органов, органов местного самоуправления и других юридических лиц в вопросах организации деятельности, связанной со сбором и использованием административных данных;
 
обеспечение доступности, гласности и открытости статистической информации, ее источников и методологии составления;
 
сохранение и защиту статистической информации.
 
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере статистики, который образуется в соответствии со статьей 106 Конституции Украины от 16.10.2012}


Статья 13. Основные права органов государственной статистики

 Органы государственной статистики имеют право:
 
принимать в пределах своей компетенции решения по вопросам статистики, учета и отчетности. Решения органов государственной статистики по этим вопросам являются обязательными для выполнения всеми субъектами, на которых распространяется действие этого Закона. В случае возникновения вопросов по статистической методологии в отдельных отраслях экономики привлекать к их решению государственных органов;
 
получать бесплатно (за исключением проведения отдельных выборочных обследований физических лиц или совокупностей таких лиц, за участие в которых респонденты получают денежную компенсацию за расход времени), в порядке и сроки, определенные центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере статистики, от всех респондентов, включая центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, банки, физических лиц - предпринимателей и физических лиц, подлежащих статистическим наблюдением, и использовать первичные и статистические данные, данные бухгалтерского учета, другую необходимую для проведения статистических наблюдений информацию, в том числе информацию с ограниченным доступом, а также пояснения, которые прилагаются к ним. Применять во время проведения государственных статистических наблюдений относительно физических лиц, которые подлежат этим наблюдениям, метод непосредственного посещения работниками органов государственной статистики и временными работниками, которые привлекаются к проведению статистических наблюдений, их жилых и хозяйственных помещений и зданий, земельных участков и тому подобное; {Абзац третий статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1070-VI от 16.10.2012}
 
изучать состояние первичного учета и статистической отчетности, проверять достоверность первичных и статистических данных, представленных респондентами. Применять при этом в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере статистики, метод непосредственного посещения производственных, служебных и других помещений, участков и т.п. юридических лиц, их обособленных подразделений, а также физических лиц - предпринимателей; {Абзац четвертый статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1070-VI от 16.10.2012}
 
требовать от респондентов внесения исправлений в статистическую отчетность, другие статистические формуляры в случае выявления приписок и других искажений первичных и статистических данных. В случае невыполнения этого требования в определенные сроки органы государственной статистики могут самостоятельно вносить указанные исправления с последующим уведомлением об этом респондентов;
 
подавать правоохранительным органам предложения по привлечению виновных в нарушении требований настоящего Закона должностных лиц и физических лиц - предпринимателей к ответственности, предусмотренной законами; {Абзац шестой статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1070-VI от 05.03.2009}
 
рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать в соответствии с законами штрафы;
 
привлекать к разработке государственных классификаторов технико-экономической и социальной информации соответствующие центральные органы исполнительной власти и научные учреждения;
 
осуществлять сотрудничество с международными статистическими организациями и статистическими службами других стран;
 
проводить статистические наблюдения и оказывать услуги на платной основе;
 
предоставлять запрашивающим статистическую информацию в соответствии с Положением о проведении статистических наблюдений и предоставлении органами государственной статистики услуг на платной основе;
 
комментировать неверное использование или толкование статистической информации.


Статья 14. Основные обязанности органов государственной статистики

 Органы государственной статистики обязаны:
 
организовывать и проводить статистические наблюдения за социально-экономическими и демографическими процессами, экологической ситуацией в Украине и ее регионах;
 
проводить государственные статистические наблюдения, касающиеся социально-демографического и экономического положения населения, его предпринимательской деятельности и т.д.;
 
анализировать социально-экономические, демографические и экологические явления и процессы, которые происходят в Украине и ее регионах;
 
предоставлять государственным органам и органам местного самоуправления статистическую информацию в объемах, по формам и в сроки, определенные планом государственных статистических наблюдений или отдельными решениями Кабинета Министров Украины;
 
обеспечивать гласность статистической информации, выдавать в соответствии с планом государственных статистических наблюдений статистические сборники, бюллетени, обзоры, пресс-выпуски и т.п., проводить пресс-конференции;
 
обеспечивать равный доступ к статистической информации юридических и физических лиц;
 
проводить фундаментальные исследования и прикладные разработки в области статистики;
 
использовать в практике органов государственной статистики международные статистические стандарты и рекомендации;
 
 
{Абзац десятый статьи 14 исключен на основании Закона N 5463-VI от 16.10.2012}
 
   обеспечивать респондентов отчетно-статистической документацией (не считая государственных классификаторов технико-экономической и социальной информации) в соответствии с планом государственных статистических наблюдений;
 
обеспечивать ведение Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины и реестров респондентов статистических наблюдений, идентификацию и классификацию включенных в эти реестры субъектов; {Абзац двенадцатый статьи 14 в редакции Закона N 1070-VI от 05.03.2009}
 
обеспечивать развитие и совершенствование технологии обработки статистической информации;
 
обеспечивать сохранение, накопление, актуализацию и защита статистической информации, соблюдения ее конфиденциальности;
 
осуществлять международные и межрегиональные статистические сопоставления;
 
предоставлять статистические данные международным организациям, а также осуществлять обмен статистической информацией со статистическими службами других стран в соответствии с требованиями законодательства Украины.


Статья 15. Планирование деятельности органов государственной статистики

 С целью определения перспективных задач и стратегических направлений развития государственной статистики, обеспечение постоянного повышения качества статистической информации центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере статистики, совместно с другими государственными органами, Национальным банком Украины и заинтересованными предприятиями, учреждениями и организациями по результатам изучение спроса пользователей и международного опыта разрабатывает долгосрочную программу развития государственной статистики. {Часть первая статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI от 16.10.2012}
   Долгосрочная программа развития государственной статистики разрабатывается на пять лет.
 
Для обеспечения государства и общества статистической информацией центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере статистики, совместно с другими государственными органами, Национальным банком Украины и заинтересованными предприятиями, учреждениями и организациями ежегодно разрабатывает план государственных статистических наблюдений. {Часть третья статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI от 16.10.2012}
   Долгосрочная программа развития государственной статистики и план государственных статистических наблюдений утверждаются Кабинетом Министров Украины. {Статья 15 в редакции Закона N 1070-VI от 05.03.20


Статья 15-1. Финансирование деятельности органов государственной статистики

 Финансовое обеспечение выполнения долгосрочной программы развития государственной статистики осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, а также других предусмотренных законом источников.
 
Государственные статистические наблюдения проводятся за счет средств Государственного бюджета Украины, другие - при наличии источников финансирования или за счет средств заказчиков этих наблюдений.
 
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере статистики, содержится за счет средств Государственного бюджета Украины. {Часть третья статьи 15-1 в редакции Закона N 5463-VI от 05.03.20


Статья 16. Отношения между субъектами этого Закона

 Отношения органов государственной статистики с респондентами и пользователями, в том числе с государственными органами, органами местного самоуправления, другими юридическими лицами, осуществляющими деятельность, связанную со сбором и использованием административных данных, базируются на принципах обеспечения надежности, объективности и конфиденциальности статистической информации, оптимизации затрат на ее составление и открытости статистической методологии, предусматривающей:
 
мониторинг и оптимизацию отчетного нагрузки на респондентов;
 
осуществления органами государственной статистики мероприятий, направленных на повышение доверия респондентов, с целью обеспечения сбора надежной и объективной статистической информации;
 
поощрения респондентов к участию в определенных Кабинетом Министров Украины государственных выборочных обследованиях физических лиц или совокупностей таких лиц, а также в выборочных обследованиях физических лиц или совокупностей таких лиц, проводимые органами государственной статистики за счет средств заказчиков, путем выплаты им денежной компенсации за потерю времени, связанную с ведением записей и предоставлением сведений в соответствии с программами этих обследований. Размер денежной компенсации респондентам, участвующие в государственных выборочных обследованиях, устанавливается Кабинетом Министров Украины, а ее выплата осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины. Размер денежной компенсации респондентам, участвующие в выборочных обследованиях, проводимых органами государственной статистики за счет средств заказчиков, определяется в договорах на их проведение;
 
мониторинг и удовлетворение потребностей пользователей в статистической информации с соблюдением требований защиты конфиденциальных данных статистических наблюдений;
 
обеспечение равного доступа пользователей к статистической информации и публикации основных положений статистической методологии;
 
создание условий для заинтересованности пользователей в получении надежной и объективной статистической информации;
 
согласование в органах государственной статистики методологии и отчетной документации, связанной со сбором и использованием административных данных, а также методологии составления данных банковской, финансовой и таможенной статистики, статистики платежного баланса и тому подобное;
 
бесплатное предоставление по требованию органов государственной статистики административных данных, полученных органами, которые осуществляют деятельность, связанную с их сбором и использованием, а также данных банковской, финансовой и таможенной статистики, статистики платежного баланса и тому подобное. {Статья 16 в редакции Закона N 1070-VI от 05.03.2009}
   раздел IV
Основные права, обязанности и
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СТАТИСТИКИ И ВРЕМЕННЫХ работников, привлекаемых
К проведении статистических наблюдений, РЕСПОНДЕНТОВ
И ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ДАННЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ


Статья 17. Права и обязанности работников органов государственной статистики и временных работников, привлекаемых к проведению статистических наблюдений

 Работники органов государственной статистики, которые на постоянной или временной основе участвуют в проведении статистических наблюдений, действуют на основании требований настоящего Закона.
 
Права и обязанности постоянных работников органов государственной статистики и временных работников, привлекаемых органами государственной статистики к проведению статистических наблюдений, устанавливаются настоящим Законом и другими законами Украины.
 
Все работники органов государственной статистики обязаны соблюдать требования защиты конфиденциальной информации и за нарушение этого требования несут ответственность в соответствии с законами.


Статья 18. Основные права и обязанности респондентов

 Респонденты имеют право знать, какие первичные данные о них собираются в процессе статистических наблюдений, с какой целью, как, кем и с какой целью будут использоваться.
 
Респонденты обязаны бесплатно (за исключением проведения отдельных выборочных обследований физических лиц или совокупностей таких лиц, за участие в которых респонденты получают денежную компенсацию за расход времени) в полном объеме по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, в определенные сроки подавать органам государственной статистики достоверную информацию, в том числе с ограниченным доступом, и данные бухгалтерского учета. {Часть вторая статьи 18 в редакции Закона N 1070-VI от 05.03.2009}
   Состав, объемы и методология расчетов показателей, адреса и сроки представления статистической информации, указанные в отчетно-статистической документации, являются обязательными для всех респондентов и не могут быть изменены без соответствующего разрешения органов государственной статистики.


Статья 19. Основные права и обязанности пользователей данных статистических наблюдений

 Государственные органы, органы местного самоуправления, другие юридические, а также физические лица имеют право на сводную обезличенную статистическую информацию. Это право гарантирует свободный доступ пользователей к такой статистической информации, возможность ее использования, распространения и хранения с целью реализации ими своих задач и функций, обеспечения прав, свобод и законных интересов. {Часть первая статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1170-VII от 27.03.2014}
   Физическим лицам обеспечивается свободный и бесплатный доступ к статистической информации, касающейся их лично.
 
При использовании данных статистических наблюдений в средствах массовой информации, для распространения в информационных сетях, на бумажных, магнитных и других носителях, в научных трудах и т.д. пользователи обязаны ссылаться на их источник.


Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства о государственной статистике

 За нарушение законодательства о государственной статистике виновные лица несут ответственность в соответствии с законами.
 
раздел V
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ


Статья 21. Гарантии органов государственной статистики по обеспечению конфиденциальности статистической информации

 Первичные данные, полученные органами государственной статистики от респондентов во время проведения статистических наблюдений, а также административные данные по респондентов, полученные органами государственной статистики от органов, занимающихся деятельностью, связанной со сбором и использованием административных данных, является конфиденциальной информацией, которая охраняется Законом и используется исключительно для статистических целей в сводном обезличенном виде.

 

Распространение статистической информации, на основании которой можно определить конфиденциальную статистическую информацию относительно конкретного респондента, запрещается.

 

Статистическая информация, полученная органами государственной статистики в процессе статистических наблюдений, не может быть потребовано государственными органами, органами местного самоуправления, другими юридическими лицами, объединениями граждан, должностными и иными лицами в целях использования для принятия решений к конкретному респондента.

 

Указанные положения не распространяются на информацию, указанную в статье 22 настоящего Закона.



Статья 22. Статистическая информация, на которую не распространяется запрет относительно ее распространения органами государственной статистики

 Статистическая информация, которая позволяет прямо или косвенно установить конкретного респондента или определить первичные данные к нему, может быть распространена с согласия этого респондента и в соответствии с согласованными с ним условий, или если она получена из общедоступных источников.
 
Запрет относительно распространения статистической информации не распространяется на:
 
обезличенную статистическую информацию в несведенному виде, не позволяет определить конфиденциальную статистическую информацию относительно конкретного респондента;
 
информацию относительно названий, адресов, номеров телефонов, видов деятельности, общих сумм задолженности по выплате (начисления) заработной платы предприятий, учреждений и организаций, если иное не предусмотрено законодательством; {Абзац третий части второй статьи 22 в редакции Закона N 2756-VI от 02.12.2010}
 
первичные данные, полученные органами государственной статистики от респондентов во время проведения государственных статистических наблюдений по состоянию окружающей среды, в частности земли, воды, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, факторов, которые влияют или могут повлиять на состояние окружающей природной среды и здоровья людей, за исключением ограничений, установленных законодательством. {Часть вторая статьи 22 дополнена абзацем четвертым согласно Закону N 1070-VI от 05.03.2009}
 
раздел VI
ПРАВА НА статистической информации и доступ к ней
 
{Название раздела VI в редакции Закона N 1170-VII от 27.03.20


Статья 23. Права на статистическую информацию

Правила хранения, обработки, распространения, хранения, защиты и использования статистической информации, полученной в процессе государственных статистических наблюдений, а также первичных данных, полученных в процессе проведения других статистических наблюдений, определяются в соответствии с законом центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере статистики.

Права на сводную обезличенную статистическую информацию, полученную органами государственной статистики в процессе статистических наблюдений, проведенных за счет средств заказчика, определяются договорами на создание этой информации. Положение таких договоров не могут противоречить требованиям этого и других законов, в частности относительно свободного доступа к статистической информации.
{Статья 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI от 16.10.2012; в редакции Закона N 1170-VII от 27.03.2014}



Статья 24. Порядок и условия доступа к статистической информации

 Для обеспечения потребностей государственных органов, органов местного самоуправления, других юридических, а также физических лиц в статистической информации и доступа к ней, в органах государственной статистики создаются специальные информационные службы.
 
Порядок их создания, структура, права и обязанности определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере статистики. {Часть вторая статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5463-VI от 16.10.2012}
   Доступ к статистической информации обеспечивается путем:
   систематической публикации ее в печатных изданиях;
 
распространения ее средствами массовой информации;
 
непосредственного ее предоставления государственным органам и органам местного самоуправления, а также предоставление ее в ответ на запрос на информацию в соответствии с Законом Украины "О доступе к публичной информации" от 27.03.2014}
 
Бесплатное предоставление государственным органам и органам местного самоуправления статистической информации, предусмотренной планом государственных статистических наблюдений или отдельными решениями Кабинета Министров Украины, осуществляется органами государственной статистики в пределах средств, выделенных на эти цели из Государственного бюджета Украины. Указанная информация предоставляется с соблюдением требований конфиденциальности, определенных этим Законом.
 
Порядок и условия предоставления физическим и юридическим лицам статистической информации по запросам определяются законами Украины "О доступе к публичной информации" и настоящим Законом. {Часть пятая статьи 24 в редакции Закона N 1170-VII от 27.03.2014}
   В случае если подготовка и предоставление статистической информации осуществляются на договорной основе, порядок и условия предоставления информации заказчику определяются соответствующими договорами. Заказчики возмещают расходы, связанные с выполнением договоров по подготовке и предоставления статистической информации. Выполнение и оплата таких работ осуществляются в соответствии с Положением о проведении статистических наблюдений и предоставлении органами государственной статистики услуг на платной основе. {Часть шестая статьи 24 в редакции Закона N 1170-VII от 27.03.2014}
   Не может быть отказано в предоставлении по запросу обезличенной статистической информации, полученной в процессе статистических наблюдений, проведенных за счет средств Государственного бюджета Украины или заказчика на основании договора. Такая статистическая информация не может быть отнесена к конфиденциальной информации и предоставляется бесплатно, кроме случаев возмещения фактических расходов на копирование и печати в соответствии с Законом Украины "О доступе к публичной информации". {Часть седьмая статьи 24 в редакции Закона N 1170-VII от 27.03.2014}
   раздел VII
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Статья 25. Международное сотрудничество в области статистики

 Международное сотрудничество в области статистики направлена на создание и функционирование государственной статистики, которая отвечает потребностям государства и общества, повышение эффективности государственной статистической деятельности, налаживания сотрудничества с международными статистическими организациями и статистическими службами других стран по вопросам статистической методологии и практики, а также с целью обмена опытом работы и информацией.
 
Государство развивает и поддерживает все формы международного сотрудничества в области статистики, соответствующие государственным интересам Украины.


Статья 26. Международные договоры

 Если действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров.



Заключительные положения

раздел VIII
Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2001 года.

2. До приведения законодательства в соответствие с Законом Украины "О внесении изменений в Закон Украины" О государственной статистике " законы и другие нормативно-правовые акты Украины применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

3. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок:

подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающих из настоящего Закона;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить принятие в соответствии с компетенцией нормативно-правовых актов, вытекающих из настоящего Закона;

обеспечить пересмотр и отмену центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.