Закон Украины О культуре

Статья 1. Определение терминов

 1. В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:

 

1) базовая сеть учреждений культуры - комплекс предприятий, учреждений, организаций и учреждений культуры государственной и коммунальной формы собственности, деятельность которых направлена на создание условий для обеспечения развития творчества человека, сбора, хранения, использования и распространения информации о материальных и духовных культурных ценностях, научные разработки, а также на обеспечение целостности культурного пространства Украины, доступности национального культурного достояния, соблюдения прав граждан в сфере культуры;

 

2) отечественный (национальный) культурный продукт - культурные блага и культурные ценности, созданные (предоставленные) отечественным производителем;

 

3) грант - финансовые ресурсы, предоставляемые на безвозвратной основе субъекту, осуществляющему деятельность в сфере культуры, для реализации культурно-художественного проекта;

 

4) деятельность в сфере культуры (культурная деятельность) - творческая, хозяйственная, научная, библиотечная, информационная, музейная, образовательная, культурно-досуговая и развлекательная деятельность, направленная на создание, тиражирование, распространение, демонстрация, популяризацию, сохранение и использование культурных благ и культурных ценностей для удовлетворения культурных потребностей граждан;

 

5) учреждение культуры - юридическое лицо, основной деятельностью которой является деятельность в сфере культуры, или структурное подразделение юридического лица, функции которого заключаются в осуществлении деятельности в сфере культуры;

5-1) креативные индустрии - виды экономической деятельности, целью которых является создание добавленной стоимости и рабочих мест через культурное (художественное) и / или креативное выражение, а их продукты и услуги являются результатом индивидуального творчества;

6) культура - совокупность материального и духовного достояния определенной человеческой общности (этноса, нации), накопленного, закрепленного и обогащенного в течение длительного периода, что передается от поколения к поколению, включает все виды искусства, культурное наследие, культурные ценности, науку, образование и отражает уровень развития этого сообщества;

 

7) культурное пространство Украины - сфера, в которой в соответствии с законодательством производится культурная деятельность и удовлетворяются культурные, информационные и досуговые потребности граждан, охватывает, в частности, телевидения, радиовещания, периодические печатные издания и книгоиздательскую продукцию, рынок культурных благ, а также культурно художественная среда;

 

8) культурные блага - товары и услуги, производимые в процессе осуществления деятельности в сфере культуры для удовлетворения культурных потребностей граждан (книги, художественные альбомы, аудиовизуальные произведения и их демонстрации, аудиопродукция (музыкальные звукозаписи), произведения и документы на новейших носителях информации, изделия художественных промыслов, театральные и цирковые представления, концерты, культурно-образовательные услуги и т.д.);

 

9) культурно-художественная общественность - художники и работники учреждений культуры, другие работники, объединенные в профессиональные творческие союзы, национально-культурные общества;

 

10) культурно-художественное образование - специальное образование в сфере культуры и искусства;

 

11) культурно-художественный проект - форма культурной деятельности с определенными целями и сроком реализации (достижения цели), а также целевым финансированием согласно смете (бюджета);

 

12) искусство - творческая художественная деятельность в сферах: литературы, архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, музыки, танца, театра, кино и другие виды деятельности человека, отражающие действительность в художественных образах;

 

13) художественное любительство - непрофессиональная творческая деятельность отдельных лиц или коллективов, не является для них основным занятием и не имеет целью получение доходов;

 

14) национальное культурное достояние - совокупность уникальных культурных ценностей, объектов культурного наследия, имеющих исключительное историческое значение для формирования культурного пространства Украины;

 

15) национально-культурная государственная целевая программа - программа, направленная на создание благоприятных условий национально-культурного развития, сохранения национально-культурного наследия, удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей человека, и целевая региональная программа в области культуры, предусматривающие решение вопросов, связанных с деятельностью и развитием базовой сети учреждений культуры всех уровней или соответствующего уровня, а также реализацию культурных проектов и осуществления государственными и негосударственными учреждениями культуры мероприятий, финансируемых из государственного и / или местных бюджетов;

 

16) нематериальное культурное наследие - обычаи, формы представления и выражения, знания, навыки, передающиеся от поколения к поколению, постоянно воспроизводятся сообществами и группами в зависимости от их опыта, окружения, взаимодействия с природой, истории и формируют у них чувство самобытности и преемственности, способствуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека;

 

17) объекты культурного назначения - целостные имущественные комплексы клубных заведений (клубов, домов культуры, дворцов культуры и т.д.), парков культуры и отдыха, библиотек, музеев, архивов историко-культурных заповедников, театрально-зрелищных учреждений (театров, филармоний, концертных организаций, музыкальных коллективов, ансамблей и т.д.), кинотеатров, других заведений культуры; памятники культурного наследия, предметы коллекций, собрания, фонды, здания, сооружения культурного назначения и другие культурные ценности;

 

18) работник культуры (работник в сфере культуры) - профессиональный творческий работник или работник учреждения культуры или другое физическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере культуры;

 

19) профессиональный творческий работник - лицо, осуществляющее творческую деятельность на профессиональной основе, результатом которой является создание или интерпретация произведений в сфере культуры и искусства, публично представляет такие произведения на выставках, путем публикации, сценического исполнения, кино-, теле-, видеопоказа т.д. и / или является членом творческого союза, и / или имеет государственные награды за деятельность в сфере культуры и искусства;

 

20) субъекты деятельности в сфере культуры - физические и юридические лица, осуществляющие культурную деятельность или реализуют властные полномочия в сфере культуры;

 

21) творческая деятельность - индивидуальное или коллективное творчество, результатом которой является создание или интерпретация произведений, имеющих культурную ценность.

 

Термин "культурные ценности" применяется в значении, определенном Законом Украины "О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей".



Статья 2. Законодательство Украины о культуре

 1. Законодательство Украины о культуре состоит из Конституции Украины, настоящего Закона и иных законов, регламентирующих деятельность в сфере культуры, международных договоров по вопросам культуры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, и других нормативно-правовых актов.
 
2. Законодательство Украины о культуре регулирует:
 
1) деятельность в сфере:
 
художественной литературы, кинематографии, театрального, музыкального, хореографического, пластического, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, фотоискусства, дизайна;
 
нематериального культурного наследия, в том числе народной культуры (фольклор, традиции, обычаи и обряды, диалекты и говоры, народные художественные промыслы и ремесла, историческая топонимика и т.д.);
 
охраны национального культурного достояния, в том числе культурного наследия;
 
музейного дела, коллекционирования;
 
архивного дела;
 
библиотечного дела;
 
книгоиздания, создания издательской продукции, ее распространение и использование;
 
создание и распространение фонограммной и аудиовизуальной продукции;
 
художественно-эстетического образования, специальной культурно-художественного образования, внешкольного образования сферы культуры, педагогической деятельности в учреждениях образования сферы культуры;
 
научных исследований в сфере культуры;
 
международных культурных связей, а также перемещения культурных ценностей через государственную границу;
 
производства материалов и оборудования, необходимых для сохранения, создания и использования культурных ценностей и культурного наследия;
 
2) иную деятельность, основной целью которой является создание, сохранение, распространение и использование культурных ценностей, культурного наследия и культурных благ.
 
3. Законодательство Украины о культуре имеет целью:
 
обеспечение реализации и защиты конституционных прав граждан Украины в сфере культуры - создание правовых гарантий для свободного осуществления культурной деятельности, свободы творчества, доступа к культурным ценностям, культурному наследию и информации о них;
 
сохранение и приумножение национального культурного достояния;
 
урегулирование отношений субъектов деятельности в сфере культуры по интеллектуальной собственности в сфере культуры, обеспечение реализации и защиты авторского права и смежных прав;
 
определение приоритетов государственной политики в сфере культуры, форм, оснований, условий и порядка предоставления государственной поддержки культуры, гарантий невмешательства государства в творческие процессы, механизма влияния общественности на формирование и реализацию государственной политики в сфере культуры.
 
4. Отношения в сфере культуры, касающиеся охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, регулируются законодательством об интеллектуальной собственности с учетом положений настоящего Закона.


Статья 3. Основные принципы государственной политики в сфере культуры

 1. Основными принципами государственной политики в сфере культуры являются:
 
признание культуры одним из основных факторов самобытности украинского народа - граждан Украины всех национальностей (далее - Украинский народ);
 
содействие созданию единого культурного пространства Украины, сохранению целостности культуры;
 
защиту и сохранение культурного наследия как основы национальной культуры, забота о развитии культуры;
 
содействие утверждению гуманистических идей, высоких моральных принципов в общественной жизни;
 
обеспечение свободы творчества, защита прав интеллектуальной собственности, авторского права и смежных прав;
 
обеспечение прав граждан в сфере культуры;
 
создание условий для творческого развития личности, повышения культурного уровня, эстетического воспитания граждан, доступности образования в сфере культуры для детей и юношества, удовлетворения культурных потребностей украинского народа, развития учреждений культуры независимо от формы собственности, привлечение в сферу культуры инвестиций, средств от предоставления платных услуг, благотворительности, других не запрещенных законодательством источников;
 
содействие деятельности профессиональных творческих союзов и общественных организаций в сфере культуры, активном функционированию государственного языка в культурном пространстве Украины, доступа граждан к культурным благам;
 
определение эстетического воспитания детей и юношества приоритетом развития культуры;
 
обеспечение деятельности базовой сети учреждений культуры, учебных заведений сферы культуры;
 
поддержка деятельности в сфере культуры, связанной с изготовлением и распространением электронных и печатных средств массовой информации, аудио- и аудиовизуальной продукции, разработкой компьютерных технологий и повышением их потенциала для расширения доступа и привлечения общественности к деятельности в сфере культуры и т.д.;
 
пропаганда украинской национальной культуры во всем ее разнообразии за границей и мирового культурного достояния в Украине;
 
поддержка отечественного производителя в сфере культуры;
 
обеспечение развития международного культурного сотрудничества;
 
создание страхового фонда документации о культурных ценностях и документов на объекты культурного наследия.


Статья 4. Приоритеты государственной политики в сфере культуры

1. Приоритеты государственной политики в сфере культуры определяются:

программами Президента Украины, ежегодным посланием Президента Украины к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины и программами деятельности Кабинета Министров Украины, в которых обязательно учитываются аспекты развития культуры;

государственными целевыми программами в сфере культуры, которые разрабатываются и утверждаются в соответствии с законодательством;

программой деятельности центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах культуры и искусств, по развитию культуры на соответствующий год, которая разрабатывается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сферах культуры и искусств, и утверждается Кабинетом Министров Украины.

2. Государство в приоритетном порядке создает условия для:

развития культуры украинской нации, коренных народов и национальных меньшинств Украины;

сохранения, воспроизводства и охраны исторической среды;

эстетического воспитания граждан, прежде всего детей и юношества;

расширение культурной инфраструктуры села;

охраны, поощрения и поддержки культурного разнообразия как одного из важнейших факторов устойчивого развития государства.

3. Кабинет Министров Украины ежегодно утверждает программу деятельности центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах культуры и искусств, по развитию культуры на соответствующий год (далее - Программа деятельности по развитию культуры), что определяет стратегические цели и приоритетные задачи государственной политики в сфере культуры на определенный календарный год, а также меры, планируемые и осуществляться центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сферах культуры и мы стецтв, для достижения указанных целей и задач.

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах культуры и искусств, ежегодно не позднее 1 октября разрабатывает и подает Кабинету Министров Украины проект Программы деятельности по развитию культуры на следующий календарный год. К участию в разработке Программы деятельности по развитию культуры привлекаются другие центральные органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы выполнения задач в сфере культуры, в частности центральные органы исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования и науки, государственной политики экономического и социального развития и другие.

Программа деятельности по развитию культуры не может противоречить Программе деятельности Кабинета Министров Украины, государственным целевым программам в сфере культуры, другим законодательным актам.

{Статья 4 дополнена частью третьей согласно Закону № 954-VIII от 28.01.2016}



Статья 5. Язык в сфере культуры

1. Применение языков в сфере культуры гарантируется Конституцией Украины и определяется законами Украины.

2. Государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование государственного языка в сфере культуры, гарантирует свободное использование языков всех национальных меньшинств Украины.



Статья 6. Права граждан в сфере культуры

 1. Граждане имеют право на:
 
свободу творчества;
 
свободный выбор вида деятельности в сфере культуры, средств и сфер применения творческих способностей, самостоятельное распоряжение своим произведением;
 
производства творческой деятельности самостоятельно или с использованием любых форм посредничества;
 
создание учреждений культуры негосударственной формы собственности различных направлений деятельности и организационно-правовых форм;
 
объединение в творческие союзы, национально-культурные общества, центры, фонды, ассоциации, другие общественные организации в сфере культуры;
 
сохранение, развитие, пропаганда культурной, языковой самобытности, традиций, обычаев и обрядов;
 
защита прав интеллектуальной собственности, в частности авторского права и смежных прав;
 
доступ к культурным ценностям, культурному наследию и культурных благ;
 
получение культурно-художественного образования;
 
другие права, установленные законодательством.


Статья 7. Свобода творчества

 1. Государство гарантирует свободу творчества, свободный выбор деятельности в сфере культуры.
 
Право человека проводить творческую деятельность может реализовываться и на профессиональной, и на любительской основе.
 
Государство способствует творческой деятельности художников и творческих союзов.
 
2. Вмешательство в творческий процесс и осуществление цензуры в творческой деятельности не допускаются.


Статья 8. Право на доступ к культурным ценностям и культурным благам

1. Граждане имеют право на доступ к культурным ценностям и культурных благ.

Право на доступ к культурным ценностям реализуется путем удержания или предоставления учреждениям культуры государственной поддержки из государственного и местных бюджетов для обеспечения их функционирования и доступности их услуг для различных категорий населения.

2. Дети дошкольного возраста, учащиеся, студенты, пенсионеры, лица с инвалидностью имеют право на посещение государственных и коммунальных учреждений культуры, учреждений специализированной внешкольного образования области культуры на льготных условиях, предусмотренных законодательством.

3. Граждане имеют право на доступ к культурным ценностям путем:

пользование документами Национального архивного фонда Украины или их копиями;

знакомство с музейными коллекциями, относящихся к государственной части Музейного фонда Украины;

пользования фондами библиотек, относящихся к Государственного библиотечного фонда Украины.

4. Порядок доступа к Национальному архивному фонду Украины, Музейного фонда Украины, Государственного библиотечного фонда Украины, фильмофонда определяется законодательством.



Статья 9. Право на образование учреждений культуры

1. Юридические и физические лица имеют право создавать учреждения культуры с целью осуществления деятельности в сфере культуры самостоятельно или с использованием любых форм посредничества в этой сфере в определенном законодательством порядке.

2. Учреждения культуры могут создаваться:

центральными органами исполнительной власти;

органами власти Автономной Республики Крым;

местными органами исполнительной власти;

органами местного самоуправления;

творческими союзами, общественными организациями, другими объединениями граждан;

юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными.

3. В Украине гарантируется возможность образования различных по форме собственности и видами деятельности в сфере культуры учреждений культуры - театров, концертных организаций, филармоний, культурных центров, продюсерских агентств, профессиональных художественных коллективов, киностудий, кино, видеопрокатних заведений, издательств, музеев, архивов , заповедников, художественных галерей (выставок), библиотек, клубных учреждений, учебных заведений культуры и искусства, художественных школ, студий, кинотеатров, цирков, парков культуры и отдыха, архитектурных, Дизайнерс ьких, рекламных, реставрационных центров и мастерских и тому подобное.

4. Законодательными актами могут определяться особенности образования отдельных учреждений культуры.



Статья 10. Права граждан Украины всех национальностей в сфере культуры

 1. Государство создает условия для культурного развития граждан Украины всех национальностей, способствует привлечению их к общему процессу создания культурных ценностей.
 
2. Граждане Украины любой национальности имеют право хранить, развивать и пропагандировать свою культуру, язык, традиции, обычаи и обряды, образовывать национально-культурные общества, центры, учреждения культуры и проводить любую другую деятельность в сфере культуры, не противоречит законодательству.


Статья 11. Обязанности в сфере культуры

 1. Физические и юридические лица обязаны:
 
соблюдать требования законодательства относительно осуществления деятельности в сфере культуры;
 
заботиться о сохранении народных традиций и приумножения национального культурного достояния, охране культурного наследия;
 
уважать культуру, язык, традиции, обычаи и обряды украинского народа;
 
заботиться об эстетическом воспитании и культурное развитие детей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры.
 
раздел III
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


Статья 12. Виды и субъекты деятельности в сфере культуры

 1. К основным видам деятельности в сфере культуры относятся:
 
создание, исполнение, тиражирование, распространение, демонстрация (публичный показ и публичное оповещение) и популяризация произведений литературы и искусства;
 
создание, сохранение, охрана, использование и популяризация национального культурного достояния;
 
проведение научных исследований в сфере культуры, литературная и художественная критика, кинокритика;
 
организация отдыха и досуга граждан.
 
2. Субъектами деятельности в сфере культуры являются:
 
государство в лице уполномоченных органов исполнительной власти;
 
территориальные общины в лице органов местного самоуправления;
 
профессиональные творческие работники;
 
научные работники, в частности, музейных, библиотечных учреждений, историко-культурных заповедников, архивных учреждений;
 
педагогические работники учреждений образования сферы культуры;
 
художники, которые работают на основе художественного любительства;
 
работники культуры;
 
учреждения культуры, а также предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, уставы (положения) которых предусматривают осуществление деятельности в сфере культуры;
 
отдельные граждане, объединения граждан, осуществляющих деятельность в сфере культуры.


Статья 13. Содействие созданию единого культурного пространства Украины, сохранению целостности культуры

 1. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления при подготовке предложений по формированию и осуществлению государственной политики в сфере культуры должны учитывать необходимость создания единого культурного пространства Украины и сохранения целостности культуры.
 
2. Центральные органы исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере охраны культурного наследия и другие центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры для обеспечения охраны объектов культурного наследия на территории Украины. {Часть вторая статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI от 16.10.2012}
   3. Центральные органы исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей, другие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют целенаправленную политику по возвращению незаконно вывезенных с территории Украины культурных ценностей и обеспечение охраны культурных ценностей и объектов культурного наследия, которые являются собственностью Украины и находятся на территории других стран. {Часть третья статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI от 16.10.20


Статья 14. Поддержка отечественных производителей в сфере культуры

1. Поддержка отечественных производителей в сфере культуры осуществляется в соответствии с законодательством путем:

создание благоприятного режима налогообложения и предоставления государством финансовой поддержки для производства и распространения книг, фильмов и других видов культурного продукта на украинском языке в Украине и за рубежом;

установление квот демонстрации и распространения отечественного украиноязычного культурного продукта на телевидении, радио, в кино и видеосети;

осуществление мер государственной поддержки производителей в отдельных отраслях деятельности в сферах культуры и искусств в порядке, предусмотренном законами Украины и долгосрочными национально-культурными государственными целевыми программами.

2. Украинский культурный фонд осуществляет поддержку отечественных производителей в сфере культуры в порядке, установленном Законом Украины "Об Украинском культурном фонде".

Украинский культурный фонд самостоятельно определяет проекты, которым оказывается поддержка в порядке, установленном Законом Украины "Об украинском культурном фонде". Такими проектами могут быть, в частности, проекты, связанные с организацией и проведением выставок, ярмарок, симпозиумов, конгрессов и т.п., направленных на популяризацию украинской культуры или связанных с участием отечественных производителей в подобных мероприятиях, проводимых в зарубежных странах, если такая участие целесообразна с точки зрения популяризации украинской культуры за рубежом, а соответствующий проект отобрано украинском культурным фондом в порядке, установленном Законом Украины "О Украинский культурный фонд".

3. В случаях, установленных законом или предусмотренных Программой деятельности по развитию культуры, утвержденной в установленном настоящим Законом порядке, финансовая поддержка общественно важных культурных мероприятий осуществляется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сферах культуры и искусств.



Статья 15. Распространение и популяризация произведений литературы и искусства

 1. Учреждения и работники культуры свободно распространяют и популяризируют с соблюдением требований законодательства произведения литературы и искусства, самостоятельно определяют репертуар, программы, содержание и формы гастрольно-концертной, выставочной, библиотечно-информационной и иной деятельности в сфере культуры.

Статья 16. Сохранение культурного наследия, культурных ценностей и культурных благ

1. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обеспечивают:

сохранение культурных ценностей на территории Украины, охрану культурного наследия, защиту исторической среды;

сохранения Музейного фонда Украины, Государственного библиотечного фонда Украины, Национального архивного фонда Украины, фильмофонда, их постоянное пополнение современными произведениями искусства, продукцией отечественного книгоиздательства, кинематографа, аудиопроизводства;

функционирование и развитие сети музеев, архивов, библиотек, художественных школ, студий, клубов, кинотеатров, кино, видеопрокатних предприятий, объединений, заповедников, реставрационных учреждений государственной и коммунальной собственности;

сохранения нематериального культурного наследия, в том числе народной культуры, языков, диалектов и говоров, фольклора, традиций, обычаев и обрядов, народных художественных промыслов и ремесел, исторических топонимов и тому подобное.

2. Запрещается изъятие печатных изданий, исходных материалов фильмов и фонограмм, других художественных и литературных произведений, документов, памятников из библиотечных, музейных, архивных фондов, фильмофонда, уничтожение культурных ценностей по идеологическим или политическим соображениям.

3. Уникальные культурные ценности, имеющие исключительное историческое, художественное, научное и иное культурное значение для формирования отечественного культурного пространства и определяют вклад украинского народа во всемирную культурное наследие, признаются объектами национального культурного достояния и включаются в Государственный реестр национального культурного достояния. Порядок включения в указанный реестр и порядок ведения учета объектов национального культурного достояния определяются Кабинетом Министров Украины.

4. Документы на объекты культурного наследия и информация о культурных ценностях подлежат сохранению путем создания страхового фонда документации.

5. Перечень объектов нематериального культурного наследия составляет центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах культуры и искусств.



Статья 17. Профессиональная творческая деятельность

 1. Государство создает условия для осуществления профессиональной творческой деятельности в области литературы, театрального, музыкального, хореографического, циркового, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музейного дела, архитектуры, кинематографии, журналистики, информационной, дизайнерской, научно-исследовательской, реставрационной и иной деятельности , направленной на развитие культуры.
 
2. Субъектами профессиональной творческой деятельности на индивидуальной и коллективной основе являются профессиональные творческие работники, коллективы и творческие союзы.
 
3. Статус профессионального творческого работника, правовые основы профессиональной творческой деятельности определяются этим Законом, другими нормативно-правовыми актами.


Статья 18. Содействие художественном любительству и организации досуга граждан

 1. В целях удовлетворения потребности граждан в художественном любительстве, создание условий для их досуга органы исполнительной власти и органы местного самоуправления формируют базовую сеть учреждений культуры (клубных учреждений, культурных центров, парков культуры и отдыха, центров народного творчества и т.п.), средства массовой информации и предоставляют им финансовую поддержку, а также способствуют созданию негосударственных учреждений культуры, клубов, художественных любительских объединений, кружков, студий по интересам и проведению ими деятельности.

Статья 19. Особенности создания, деятельности и ликвидации учреждений культуры

 1. Учреждения культуры различных организационно-правовых форм хозяйствования и собственности создаются и осуществляют деятельность в соответствии с законодательством.

 

Учреждения культуры осуществляют деятельность по видам, определенным частью первой статьи 12 настоящего Закона, в соответствии с целями, предусмотренных их уставами (положениями).

 

Основным видом деятельности учреждения культуры является деятельность в сфере культуры, в статье 12 настоящего Закона.

 

Учреждения культуры могут одновременно с основной деятельностью осуществлять иную хозяйственную деятельность и получать от нее доходы, если иное не установлено законом и такая деятельность соответствует цели, с которой они созданы. Доходы, полученные от этой деятельности, облагаются налогом на общих основаниях в соответствии с законодательством.

 

2. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления содействуют деятельности неприбыльных учреждений культуры.

 

Для неприбыльных учреждений культуры, учебных заведений сферы культуры, а также физических и юридических лиц, оказывающих благотворительную помощь неприбыльным учреждениям культуры, создается благоприятный режим налогообложения, предусмотренный налоговым законодательством.

 

3. Создание или прекращения, в том числе ликвидация, учреждений культуры осуществляется в порядке, определенном законодательством.



Статья 20. Особенности осуществления инвестиционной и инновационной деятельности, проведения приватизации в сфере культуры

 1. Государство обеспечивает создание условий для осуществления инвестиционной и инновационной деятельности в сфере культуры.

 

Юридическим и физическим лицам гарантируется соблюдение их прав и законных интересов при осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности на объектах культурного назначения.

 

2. Средства, поступившие от приватизации объектов культурного назначения, в том числе объектов незавершенного строительства, государственной собственности, зачисляются в полном объеме в Государственный бюджет Украины, а коммунальной собственности - в соответствующие местные бюджеты.

 

{Абзац другий частини другої статті 20 виключено на підставі Закону № 2269-VIII від 18.01.2018}

 

3. Не подлежат приватизации:

 

архивы (архивные учреждения), объекты культуры, искусства, в том числе исключительной исторической, художественной, научной или другой культурной ценности, которые занесены или подлежат занесению в Государственный реестр национального культурного достояния, а также объекты архитектуры, мемориальные комплексы, заповедники, парки и т.п. общегосударственного значения;

 

{Абзац третий части третьей статьи 20 исключен на основании Закона № 2269-VIII от 18.01.2018}

 

памятники, включенные в перечень памятников, не подлежащих приватизации;

 

памятники археологии;

 

архивы и документы по ним;

 

памятники государственной части Музейного фонда Украины (музейные предметы, музейные коллекции и музейные собрания);

 

документы Государственного библиотечного фонда Украины;

 

исходные материалы и фильмокопии, хранящиеся в фильмофонде;

 

{Абзац десятый части третьей статьи 20 исключен на основании Закона № 2269-VIII от 18.01.2018}

 

учебные заведения сферы культуры.

 

4. Запрещается выселение заведений культуры (театров, филармоний, библиотек, музеев, архивов, художественных галерей (выставок), кинотеатров, художественных школ, центров досуга детей и юношества, клубных заведений и т.п.) из помещений без предоставления им другого равноценного помещения.

 

5. Не могут быть предметом залога объекты права государственной и коммунальной собственности, которые занесены или подлежат занесению в Государственный реестр национального культурного достояния.



Статья 21. Особенности трудовых отношений и трудоустройства в учреждениях культуры

1. Руководители государственных и коммунальных учреждений культуры назначаются на должность путем заключения с ними контракта сроком на пять лет по результатам конкурса.

2. Трудовые отношения с профессиональными творческими работниками (художественным и артистическим персоналом) государственных и коммунальных учреждений культуры оформляются путем заключения контрактов.

Формирование кадрового состава художественного и артистического персонала государственных и коммунальных учреждений культуры осуществляется на конкурсной основе в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сферах культуры и искусств.

По результатам конкурса с победителем из числа кандидатов заключается контракт сроком от одного до трех лет по форме, определенной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сферах культуры и искусств. После наступления даты окончания срока действия контракт считается продленным на срок, на который он был заключен, если ни одна из сторон за месяц до этой даты письменно не сообщила другую сторону о своем намерении прекратить действие договора.

Руководитель государственного или коммунального учреждения культуры может участвовать в конкурсе, предусмотренном этой частью, на должность художественного руководителя в соответствующем учреждении. В случае если руководитель государственного или коммунального учреждения культуры станет победителем конкурса на должность художественного руководителя, он может осуществлять совмещение должностей (профессий) руководителя соответствующего учреждения культуры и художественного руководителя. В таком случае заключается контракт сроком на пять лет.

3. Руководитель государственного или коммунального учреждения культуры может привлекать артистический и художественный персонал более штатную численность на основании гражданско-правового договора в порядке, определенном законом.



Статья 21-1. Требования к руководителю государственного или коммунального учреждения культуры

1. Руководителем государственного или коммунального учреждения культуры может быть лицо, имеющее высшее образование, стаж работы в сфере культуры не менее трех лет, владеющий государственным языком и способна по своим деловым и моральным качествам, образовательному и профессиональному уровню выполнять соответствующие должностные обязанности.

Руководителем национального учреждения культуры может быть лицо, имеющее высшее образование, стаж работы в сфере культуры не менее трех лет, владеющий государственным языком, имеет опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности не менее трех лет и способна по своим деловым и моральным качествам, образовательному и профессиональному уровню выполнять соответствующие должностные обязанности.

2. Не может быть назначено на должность руководителя государственного или коммунального учреждения культуры лицо, которое:

по решению суда признан недееспособным или ее дееспособность ограничена;

имеет судимость за совершение преступления, если такая судимость не погашена или не снята в установленном законом порядке, или на которую в течение последнего года налагалось административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения;

близка лицом или членом семьи руководителей органа, в соответствии с уставными документами осуществляющего управление государственным или коммунальным учреждением культуры, а именно центрального органа исполнительной власти, органа власти Автономной Республики Крым, местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (далее - орган управления ).



Статья 21-2. Порядок конкурсного отбора руководителя государственного или коммунального учреждения культуры

1. Кандидатов на должность руководителя государственного или коммунального учреждения культуры определяет конкурсная комиссия по результатам открытого и публичного конкурсного отбора на занятие этой должности.

2. Конкурсный отбор руководителя государственного или коммунального учреждения культуры состоит из следующих этапов:

объявления органом управления конкурса на должность руководителя государственного или коммунального учреждения культуры;

формирование состава конкурсной комиссии;

представление документов кандидатами на должность руководителя государственного или коммунального учреждения культуры;

отбор кандидатов на должность руководителя государственного или коммунального учреждения культуры;

назначения органом управления руководителя государственного или коммунального учреждения культуры.

3. Организация и проведение конкурсного отбора, а также работу конкурсной комиссии обеспечивает орган управления.

4. Орган управления объявляет конкурс на должность руководителя государственного или коммунального учреждения культуры не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий руководителя государственного или коммунального учреждения культуры в соответствии с контрактом или в течение семи дней со дня досрочного прекращения его полномочий.

5. Объявление о конкурсе размещается в официальных печатных изданиях соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления (при наличии), на официальном сайте органа управления, на информационных сайтах, сайтах профессионального направления, сайтах учреждений культуры и может распространяться в любой другой способ.

6. Объявление о конкурсе на должность руководителя государственного или коммунального учреждения культуры должна содержать информацию о дате начала приема документов, дату начала формирования конкурсной комиссии, условия, сроки проведения конкурса и требования к кандидатам.



Статья 21-3. Состав, порядок формирования и полномочия конкурсной комиссии

1. Конкурсная комиссия состоит из девяти членов.

2. Персональный состав конкурсной комиссии и изменения к нему (при необходимости) утверждает своим приказом орган управления, проводит конкурсный отбор. Орган управления должен сформировать персональный состав конкурсной комиссии не позднее 30 дней после объявления конкурса на должность руководителя государственного или коммунального учреждения культуры.

3. В случае проведения конкурсного отбора на должность руководителя государственного или коммунального учреждения культуры, которым управляет центральный орган исполнительной власти, по три кандидатуры в состав конкурсной комиссии подают члены трудового коллектива, общественные организации в сфере культуры соответствующего функционального направления и орган управления.

4. В случае проведения конкурсного отбора на должность руководителя государственного или коммунального учреждения культуры, которым управляет орган власти Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти или орган местного самоуправления, по три кандидатуры в состав конкурсной комиссии подают члены трудового коллектива, общественные организации в сфере культуры соответствующего функционального направления и орган управления.

5. Кандидатуры в состав конкурсной комиссии от трудового коллектива избираются на общем собрании трудового коллектива.

6. Общественные организации в сфере культуры соответствующего функционального направления подают по три кандидатуры органа управления, путем жеребьевки определяет трех кандидатов в состав конкурсной комиссии. Орган управления обеспечивает онлайн-трансляцию жеребьевки на своем официальном сайте.

7. Члены конкурсной комиссии должны быть беспристрастными и независимыми. Не допускается вмешательство в деятельность конкурсной комиссии любых органов власти, а также участников конкурса.

Членами конкурсной комиссии могут быть:

независимые специалисты в области культуры, общественного или бизнес-администрирования;

члены профессиональных, творческих союзов, объединений, ассоциаций, организаций в сфере культуры, зарегистрированных в соответствии с законом;

члены международных объединений, ассоциаций, организаций в сферах культуры.

8. членом конкурсной комиссии не может быть лицо, которое:

по решению суда признан недееспособным или ее дееспособность ограничена;

имеет судимость за совершение преступления, если такая судимость не погашена или не снята в установленном законом порядке, или на которую в течение последнего года налагалось административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения;

близка лицом или членом семьи участника конкурса или органа управления;

является членом трудового коллектива учреждения культуры, на должность руководителя которого проводится конкурс.

9. Конкурсная комиссия считается полномочной в случае утверждения в ее составе не менее шести человек.

10. Орган управления назначает секретаря конкурсной комиссии, принимает участие в заседаниях комиссии без права голоса. Секретарь ведет и хранит протоколы заседаний конкурсной комиссии, подписывают все члены конкурсной комиссии.

11. Председатель конкурсной комиссии избирается членами конкурсной комиссии из их числа и проводит заседания конкурсной комиссии.



Статья 21-4. Представление документов для участия в конкурсе

1. Все заинтересованные лица могут принять участие в конкурсе на должность руководителя государственного или коммунального учреждения культуры.

2. Лицо, принимающее участие в конкурсе, в течение 30 дней со дня объявления конкурса подает следующие документы:

заявление об участии в конкурсе с предоставлением согласия на обработку персональных данных в соответствии с Законом Украины "О защите персональных данных";

автобиография, содержащий фамилию, имя и отчество, число, месяц, год и место рождения, сведения о гражданстве, сведения об образовании, трудовой деятельности, должности (занятия), место работы, общественную работу (в том числе на выборных должностях ), контактный номер телефона и адрес электронной почты или иного средства связи, сведения о наличии или отсутствии судимости;

копия документа, удостоверяющего личность, копии документов о высшем образовании;

два рекомендательных письма произвольной формы;

мотивационное письмо произвольной формы.

Указанные документы направляются на почтовый и электронный адреса органа управления в установленный настоящей частью срок.

3. Перечень документов, указанных в части второй настоящей статьи, является исчерпывающим. Лицо может предоставить другие документы, которые, по ее мнению, подтверждают ее профессиональные или моральные качества.

4. Лицо, подающее документы, отвечает за достоверность представленной информации.

5. В течение трех рабочих дней после окончания срока подачи документов для участия в конкурсе орган управления обнародует представленные документы, указанные в части второй настоящей статьи, на своем официальном сайте в соответствии с Законом Украины "О защите персональных данных".

6. Все заинтересованные лица в течение семи дней со дня опубликования сведений о кандидатах могут подавать предложения и замечания по кандидатурам на электронную почту органа управления, передаются конкурсной комиссии.

7. При проведении конкурса обработка персональных данных участников осуществляется в соответствии с Законом Украины "О защите персональных данных".



Статья 21-5. Отбор кандидатов на должность руководителя государственного или коммунального учреждения культуры и назначении руководителя

1. Конкурсный отбор проводится публично.

2. Орган управления обеспечивает видео- и аудиофиксацию всех заседаний конкурсной комиссии и размещает материалы заседаний конкурсной комиссии на своем официальном сайте. Представители средств массовой информации и общественности имеют право присутствовать на заседаниях конкурсной комиссии при проведении собеседования с кандидатами, во время которой публично представляются предложенные проекты программ развития учреждения культуры на один и пять лет.

3. Орган управления не позднее чем за 10 дней до дня проведения первого заседания конкурсной комиссии сообщает кандидатов о времени и месте проведения заседания конкурсной комиссии.

4. По ходатайству члена конкурсной комиссии орган управления обеспечивает его участие в заседаниях конкурсной комиссии в режиме видеоконференции. Соответствующее ходатайство подается не позднее чем за три дня до начала заседания конкурсной комиссии.

5. Конкурсная комиссия проводит первое заседание через 10 дней после окончания срока приема документов.

6. На первом заседании конкурсная комиссия рассматривает документы, представленные кандидатами на должность руководителя государственного или коммунального учреждения культуры, на соответствие квалификационным требованиям. Результаты рассмотрения безотлагательно сообщаются кандидатам по электронной почте или иным способом связи, указанным в автобиографии.

7. Лицо не допускается к участию в отборе кандидатов на должность руководителя государственного или коммунального учреждения культуры в случае несоответствия требованиям, указанным в статье 21-1 настоящего Закона, по решению конкурсной комиссии.

8. Орган управления обязан обнародовать на своем официальном веб-сайте условия труда, сведения о материально-техническую базу учреждения культуры, финансовую отчетность за предыдущий бюджетный период учреждения культуры, на должность руководителя которого проводится конкурс.

9. На втором заседании конкурсная комиссия проводит собеседование с кандидатами, во время которой заслушивает публичные презентации проектов программ развития учреждения культуры на один и пять лет.

10. Вспомогательными критериями при голосовании в пользу кандидатов являются:

последипломное образование в области управления;

степень MBA (Master of Business Administration), MPA (Master of Public Administration), MLA (Master of Liberal Arts), магистра бизнес-администрирования или магистра государственного управления;

степень доктора философии (кандидата наук) или доктора наук;

опыт работы на руководящих должностях в украинском / международных компаниях, учреждениях, программах, проектах в сфере культуры;

владение официальных языках Европейского Союза;

опыт разработки и реализации инвестиционных и инновационных проектов;

положительные отзывы в украинских и иностранных отраслевых средствах массовой информации;

безупречная деловая репутация.

11. Конкурсная комиссия принимает решение об определении победителя конкурса путем голосования и обнародует его на официальном сайте органа управления и другим способом. Способ голосования определяется решением конкурсной комиссии.

12. Решение конкурсной комиссии считается принятым, если за него на заседании конкурсной комиссии проголосовало большинство от утвержденного состава конкурсной комиссии.

13. В случае выявления фактов, свидетельствующих о конфликте интересов члена конкурсной комиссии, такой член конкурсной комиссии не участвует в голосовании.

14. В случае отклонения конкурсной комиссией всех кандидатов конкурсная комиссия проводит повторный конкурс. Повторный конкурс проводится в порядке, определенном статьями 21-1 - 21-5 этого Закона.

15. Руководитель органа управления обязан назначить победителя конкурса руководителем государственного или коммунального учреждения культуры не позднее двух месяцев со дня объявления конкурса. Основанием для издания приказа о назначении руководителя государственного или коммунального учреждения культуры является подписание контракта. Условия контракта публикуются на официальном сайте органа управления не позднее следующего дня после его подписания.

16. Контракт с руководителем государственного или коммунального учреждения культуры определяет основные требования к деятельности учреждения культуры, выполнение которых является обязательным для руководителя, и другие условия.

Обязательными условиями контракта с руководителем государственного или коммунального учреждения культуры являются:

программы развития учреждения культуры на один и пять лет, которые рассматривались на заседании конкурсной комиссии;

условия оплаты труда руководителя;

критерии оценки труда руководителя;

особенности порядка осуществления контроля за деятельностью учреждения культуры;

меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта;

особые основания для досрочного расторжения контракта и соответствующие последствия для его сторон.



Статья 22. Назначение и функционирование базовой сети учреждений культуры

 1. Базовая сеть учреждений культуры формируется с целью:
 
обеспечение развития сферы культуры, всех жанров и видов искусства, а также целостности национальной культуры;
 
соблюдение прав граждан Украины в сфере культуры, обеспечение доступности национального культурного достояния, культурных благ и художественного творчества путем соблюдения государственных социальных нормативов в сфере обслуживания учреждениями культуры.
 
2. Базовая сеть учреждений культуры формируется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Существующие учреждения культуры и учебные заведения сферы культуры автоматически включаются в базовой сети.
 
3. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления при формировании и обеспечение функционирования базовой сети учреждений культуры руководствуются государственными социальными нормативами в сфере обслуживания учреждениями культуры, предусмотренными Законом Украины "О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях". Исключение учреждений культуры с базовой сети возможно только по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сферах культуры и искусств. {Часть третья статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI от 16.10.2012}
   4. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах культуры и искусств, определяет перспективы и направления развития и содержание специального образования в сферах культуры и искусств. {Статья 22 дополнена частью четвертой по закону N 5461-VI от 16.10.20


Статья 23. Уровни базовой сети учреждений культуры

1. В базовой сети учреждений культуры общегосударственного уровня относятся государственные, в том числе национальные (библиотеки, музеи, архивы, галереи, заповедники, цирки, театры, филармонии, музыкальные коллективы и ансамбли, культурно-информационные и культурно-просветительские центры, учебные заведения культуры и искусства, киностудии, художественные галереи, выставки национального (общегосударственного) значения и т.д.), учреждения культуры.

2. В базовой сети учреждений культуры местного уровня относятся коммунальные учреждения культуры (библиотеки, музеи, галереи, заповедники, выставочные залы, театры, филармонии, концертные организации, творческие коллективы, кинотеатры, киновидеопрокатных предприятия, объединения, дворцы и дома культуры, другие клубные учреждения, учреждения образования сферы культуры, художественные школы, студии, парки культуры и отдыха и т.п.).



Статья 24. Перечни учреждений культуры базовой сети

 1. На основании государственных социальных нормативов обеспечения населения учреждениями культуры и культурными услугами центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах культуры и искусств утверждает перечень учреждений культуры базовой сети общегосударственного уровня. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления утверждают перечни учреждений культуры базовой сети местного уровня. {Статья 24 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI от 16.10.20

Статья 25. Национальные и академические учреждения культуры

 1. Статус национального заведения (учреждения) Украины может быть предоставлено нескольким учреждениям (учреждениям) культуры в зависимости от их количества в соответствующей группе (театры, филармонии, библиотеки, музеи, галереи, заповедники, цирки, музыкальные коллективы и ансамбли, киностудии).
 
Порядок предоставления учреждения культуры статуса национального и академического определяется законодательством.
 
2. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах культуры и искусств, нарушает в установленном порядке ходатайство о предоставлении заведениям (учреждениям) культуры статуса национального учреждения, предоставляет статус академического учреждения профессиональным творческим коллективам. {Статья 25 дополнена частью второй согласно Закону N 5461-VI от 16.10.2012}
   раздел V
ФИНАНСИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ


Статья 26. Расходы на содержание учреждений культуры

1. Источниками финансирования учреждений культуры являются:

средства государственного и местных бюджетов;

средства, поступающие от хозяйственной деятельности, предоставление платных услуг;

средства, полученные за работы (услуги), выполненные учреждением культуры по заказу предприятий, учреждений, организаций и физических лиц;

доходы от реализации продукции мастерских, предприятий, цехов и хозяйств, от предоставления в аренду помещений, сооружений, оборудования;

гранты, благотворительные взносы, добровольные пожертвования, денежные взносы, материальные ценности, полученные от физических и юридических лиц, в том числе иностранных;

средства, полученные государственными и коммунальными учреждениями культуры как проценты на остаток собственных поступлений, полученных в качестве платы за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельностью, благотворительные взносы и гранты и размещенных на текущих счетах, открытых в банках государственного сектора;

другие не запрещенные законодательством источники.

Размер платы за предоставление платных услуг устанавливается государственным и коммунальным учреждением культуры ежегодно в национальной валюте Украины.

Перечень платных услуг, которые могут предоставляться государственными и коммунальными учреждениями культуры, утверждается Кабинетом Министров Украины.

Порядок предоставления платных услуг учреждениями культуры, основанными на государственной и коммунальной форме собственности, утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере культуры.

В случае получения средств от оказания платных услуг, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, в том числе иностранных, из других источников, не запрещенных законодательством, бюджетные ассигнования государственных и коммунальных учреждений культуры не уменьшаются.

2. Учреждения культуры общегосударственного и местного уровня базовой сети в зависимости от формы собственности содержатся или получают финансовую поддержку соответственно за счет средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, других местных бюджетов, а также средств учреждений, организаций, граждан и их объединений.

Частные учреждения культуры финансируются их учредителями.



Статья 27. Дополнительная финансовая поддержка деятельности в сфере культуры

 1. С целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов для развития культуры государство создает благоприятный режим налогообложения физическим и юридическим лицам, которые направляют свои средства на развитие культуры. Механизм налогового поощрения поддержки деятельности в сфере культуры определяется налоговым законодательством Украины.

Статья 28. Обеспечение хозяйственной деятельности учреждений культуры

 1. Государство способствует:
 
обеспечению учреждений культуры, учебных заведений сферы культуры зданиями, сооружениями, помещениями, построенными по специальным проектам, или другими благоустроенными помещениями, которые отвечают потребностям учреждения культуры;
 
созданию производственной базы по выпуску специального оборудования для учреждений культуры, музыкальных инструментов, техники для аттракционов, вспомогательных материалов и средств для индивидуальной художественного творчества, а также развития сети специализированных производств.
 
раздел VI
СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


Статья 29. Оплата и стимулирование труда работников в сфере культуры

 1. Оплата труда в сфере культуры должна обеспечивать создание надлежащих материальных условий для эффективной самостоятельной творческой деятельности работника, повышение престижности профессии, содействовать повышению его квалификации, стимулировать привлечение талантливой молодежи к деятельности в сфере культуры.
 
Заработная плата работника в сфере культуры, педагогического работника образовательного учреждения сферы культуры состоит из должностного оклада (тарифной ставки), надбавки за почетное звание, доплат за ученую степень, выслугу лет в зависимости от стажа работы в государственных и коммунальных учреждениях культуры, учебных заведениях сферы культуры, других надбавок и доплат, премий, вознаграждений за творческую деятельность, предусмотренных законодательством.
 
Условия оплаты труда работников в сфере культуры государственных и коммунальных учреждений культуры, учебных заведений сферы культуры определяются Кабинетом Министров Украины. {Часть первая статьи 29 вступает в силу с 1 января 2011 года - см. п.1 раздела X "Заключительные положения" этого Закона}
   2. Работникам в сфере культуры, работающих в государственных и коммунальных учреждениях культуры, государство обеспечивает:
 
работу на полную тарифную ставку;
 
создание надлежащих условий труда, его оплату;
 
правовой, социальный, профессиональный защиту;
 
назначение и выплату пенсий в соответствии с законодательством;
 
другие гарантии, установленные законом. {Часть вторая статьи 29 вступает в силу с 1 января 2012 года - см. п.1 раздела X "Заключительные положения" этого Закона}
   3. Работники в сфере культуры, педагогические работники учреждений образования сферы культуры, работающих в государственных и коммунальных учреждениях культуры, имеют право на помощь для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска в размере должностного оклада, а также на материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов и доплату за выслугу лет в размерах и порядке, которые устанавливаются Кабинетом Министров Украины. {Часть третья статьи 29 вступает в силу с 1 января 2013 года - см. п.1 раздела X "Заключительные положения" этого Закона}
   4. Работники государственных и коммунальных учреждений культуры, педагогические работники учреждений образования сферы культуры, работающих в сельской местности и поселках городского типа, а также пенсионеры, которые раньше работали в государственных и коммунальных учреждениях культуры, учебных заведениях сферы культуры в таких населенных пунктах и проживают у них, имеют право на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с законодательством.
 
5. Работникам государственных и коммунальных учреждений культуры, педагогическим работникам учреждений образования сферы культуры, работающих в сельской местности и поселках городского типа, а также пенсионерам, которые раньше работали в государственных и коммунальных учреждениях культуры, учебных заведениях сферы культуры в таких населенных пунктах и проживают у них, государство обеспечивает в соответствии с законодательством бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением в пределах установленных норм.
 
Льготы на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением предоставляются работникам при условии, если размер их среднемесячного совокупного дохода за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, который дает право на налоговую социальную льготу, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. {Часть пятая статьи 29 дополнена абзацем вторым согласно Закону N 1166-VII от 27.03.2014}


Статья 30. Пенсионное обеспечение и социальная защита работников сферы культуры

 1. Государство обеспечивает работникам сферы культуры назначение и выплату пенсии в соответствии с законодательством.
 
раздел VII
Участие общественности в развитии сферы КУЛЬТУРЫ


Статья 31. Участие общественности в реализации государственной политики в сфере культуры

 1. Общественные организации (профессиональные союзы, творческие союзы, общества, фонды, ассоциации и т.п.) принимают участие в реализации государственной политики в сфере культуры в соответствии с законодательством.
 
2. Общественные организации имеют право самостоятельно и на договорной основе образовывать благотворительные организации для финансирования культурных программ развития литературы и искусства, поддержки талантов и творческих начинаний в сфере культуры, решение социальных и бытовых проблем профессиональных творческих работников.


Статья 32. Сотрудничество государственных органов и культурно-художественной общественности

 1. С целью представления и защиты интересов профессиональных творческих работников и любителей государство привлекает представителей культурно-художественной общественности к участию в подготовке проектов нормативно-правовых актов, презентации Украины в различных сферах международного культурной жизни, обеспечивает предоставление информации, необходимой для выполнения задач, определенных уставами (положениями) учреждений культуры.
 
раздел VIII
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ


Статья 33. Государственное содействие международному культурному сотрудничеству

 1. Государство содействует международному культурному обмену, сотрудничеству учреждений культуры, профессиональных творческих работников, работников культуры Украины с зарубежными партнерами.
 
2. Учреждения культуры независимо от подчинения, форм собственности и организационно-правовой формы, профессиональные творческие работники, отдельные граждане имеют право самостоятельно заключать договоры (контракты) с иностранными физическими и юридическими лицами о формах сотрудничества в сфере культуры, участвовать в работе соответствующих международных организаций и фондов, осуществлять внешнеэкономическую деятельность в сфере культуры в соответствии с законодательством.


Статья 34. Развитие национальной культуры за пределами Украины

 1. Государство заботится об удовлетворении национально-культурных потребностей украинской, проживающих за пределами Украины, в частности путем содействия проведению культурных мероприятий за рубежом, открытию и деятельности украинских национальных культурных центров и национальных образовательных учреждений в других странах.
 
раздел IX
Ответственность за нарушение законодательства
О КУЛЬТУРЕ


Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства о культуре

 1. Лица, виновные в нарушении законодательства о культуре, несут дисциплинарную, гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.



Заключительные положения

раздел X

Заключительные положения

 

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования, кроме части первой статьи 29, которая вступает в силу с 1 января 2011 года, части второй статьи 29, которая вступает в силу с 1 января 2012 года, и части третьей статьи 29, которая вступает в силу с 1 января 2013.

 

Установить, что до вступления в силу частями первой - третьей статьи 29 настоящего Закона действуют условия оплаты труда, предусмотренные законодательством.

 

До приведения законов и других нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом они действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.

 

2. Абзацы второй и четвертый статьи 1 Закона Украины "О профессиональных творческих работниках и творческих союзах" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997, N 52, ст. 312) изложить в следующей редакции:

 

"профессиональный творческий работник - лицо, осуществляющее творческую деятельность на профессиональной основе, результатом которой является создание или интерпретация произведений в сфере культуры и искусства, публично представляет такие произведения на выставках, путем публикации, сценического исполнения, кино-, теле-, видеопоказа т.д. и / или является членом творческого союза, и / или имеет государственные награды за деятельность в сфере культуры и искусства ";

 

"творческая деятельность - индивидуальное или коллективное творчество, результатом которой является создание или интерпретация произведений, имеющих культурную ценность".

 

3. Признать утратившими силу:

 

Основы законодательства Украины о культуре (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992, N 21, ст. 294 с последующими изменениями);

 

Постановление Верховной Рады Украины от 19 февраля 1992 года "О порядке введения в действие" Основ законодательства Украины о культуре "(Ведомости Верховной Рады Украины, 1992, N 21, ст. 295).

 

 

Президент Украины Виктор ЯНУКОВИЧ

м. Киев, 14 декабря 2010

N 27