Закон Украины Об охранной деятельности

Статья 1. Определение терминов

 1. В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:
 
охранная деятельность - предоставление услуг по охране собственности и граждан;
 
объект охраны - физическое лицо и / или имущество;
 
субъект охранной деятельности - субъект хозяйствования любой формы собственности, созданный и зарегистрированный на территории Украины, которая осуществляет охранную деятельность на основании полученной в установленном порядке лицензии;
 
охрана имущества - деятельность по организации и практического осуществления мер охраны, направленных на обеспечение неприкосновенности, целостности определенных владельцем и принадлежащих ему зданий, сооружений, территорий, акваторий, транспортных средств, валютных ценностей, ценных бумаг и другого движимого и недвижимого имущества, с целью предотвращения и / или недопущение или пресечение противоправных действий в отношении него, для сохранения его физического состояния, прекращение несанкционированного владельцем доступа к нему и обеспечения осуществления владельцем этого имущества всех принадлежащих ему полномочий в отношении него;
 
охрана физического лица - деятельность по организации и практического осуществления мер охраны, направленных на обеспечение личной безопасности, жизни и здоровья индивидуально определенного физического лица (группы лиц) путем предотвращения или недопущения негативного непосредственного влияния факторов (деятельности или бездеятельности) противоправного характера;
 
персонал охраны - работники, которые непосредственно выполняют функции по охране имущества или физических лиц в соответствии со своим квалификационного уровня;
 
специалист по организации мероприятий охраны - руководитель субъекта охранной деятельности или его заместитель, начальник филиала, другого обособленного структурного подразделения или его заместитель, в должностные обязанности которого относятся организация и проведение мероприятий охраны, контроль за выполнением персоналом охраны возложенных на него обязанности "связей;
 
пропускной режим - установленный в пределах объектов охраны порядок, обеспечивается комплексом организационно-правовых и инженерно-технических мероприятий, осуществляемых в целях исключения возможности бесконтрольного перемещения лиц, транспортных средств и имущества на объекты и с объектов охраны;
 
внутриобъектовый режим - порядок, установленный в пределах объектов охраны, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил внутреннего распорядка, обязательных для выполнения лицами, которые на них находятся;
 
транспорт реагирования - транспортное средство, находящееся в собственности субъекта охранной деятельности, предназначенный для обеспечения немедленного реагирования персонала охраны на противоправные действия относительно объекта охраны или на события и обстоятельства, которые наносят (могут нанести) имущественного ущерба или создают возможную угрозу личной безопасности граждан или персонала охраны на объектах охраны;
 
технические средства охраны - технические средства, используемые при осуществлении охранной деятельности: системы, приборы и оборудование для обнаружения, оповещения и предупреждения о наличии опасности для жизни людей и / или имущества;
 
пункт централизованного наблюдения - центр с работающим персоналом, который наблюдает за состоянием систем передачи тревожных извещений.


Статья 2. Цель Закона

 1. Основной целью этого Закона является создание условий для:
 
1) защиты имущества, обеспечения прав и законных интересов субъектов хозяйствования и физических лиц;
 
2) обеспечение государственного контроля за осуществлением мероприятий по охране имущества и физических лиц;
 
3) развития и совершенствования сферы предоставления услуг по охране собственности и граждан.


Статья 3. Сфера действия Закона

 1. Настоящий Закон регулирует отношения субъектов хозяйствования при организации и осуществлении ими охранной деятельности.
 
2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения правоохранительных органов и воинских формирований в процессе предоставления ими услуг по охране собственности и граждан в части, которая не регулируется законодательными актами, регламентирующими их деятельность.


Статья 4. Государственное регулирование в сфере охранной деятельности

1. Органами государственного регулирования в сфере охранной деятельности является Кабинет Министров Украины, а также центральный орган исполнительной власти в сфере охранной деятельности.

2. Государственное регулирование в сфере охранной деятельности осуществляется указанными органами в соответствии с требованиями настоящего Закона, Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" и других законодательных актов.

3. Центральный орган исполнительной власти в сфере охранной деятельности:

утверждает лицензионные условия осуществления охранной деятельности;

утверждает порядок контроля за соблюдением лицензионных условий осуществления охранной деятельности;

выдает и переоформляет лицензии на осуществление охранной деятельности, выдает дубликаты таких лицензий и принимает решение о признании их недействительными;

осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением субъектами охранной деятельности лицензионных условий путем проведения плановых и внеплановых проверок;

принимает решение об устранении недостатков, аннулирования лицензии на охранную деятельность;

вносит в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований сведения о лицензировании хозяйственной деятельности субъекта охранной деятельности.



Статья 5. Виды охранных услуг

 1. Субъект охранной деятельности на основании полученной в установленном порядке лицензии предоставляет такие охранные услуги:
 
1) охрана имущества граждан;
 
2) охрана имущества юридических лиц;
 
3) охрана физических лиц.


Статья 6. Обеспечение охранной деятельности

 1. Охрана имущества и физических лиц обеспечивается персоналом охраны путем осуществления следующих мер:
 
1) использование пунктов централизованного наблюдения, технических средств охраны, транспорта реагирования, служебных собак;
 
2) контроль за состоянием имущественной безопасности объекта охраны;
 
3) предотвращения угроз личной безопасности физического лица, охраняется;
 
4) реагирования в пределах предоставленных законом полномочий на противоправные действия, связанные с посягательством на объект охраны.
 
2. Перечень отдельных особо важных объектов права государственной собственности, охрана которых осуществляется государственными предприятиями и организациями, определяется в порядке, который устанавливает Кабинет Министров Украины.
 
3. Условия охраны опасных и ценных грузов при перевозке и их перечень определяет Кабинет Министров Украины.
 
4. Требования по строительному, конструктивного и технического обеспечения пунктов централизованного наблюдения определяются в лицензионных условиях.
 
5. Транспорт реагирования субъекта охранной деятельности является специальным транспортом и оборудуется средствами радиотехнической связи, цветографическими схемами и надписями, соответствующими световыми и звуковыми сигналами в порядке, определенном Министерством внутренних дел Украины.


Статья 7. Лицензирование охранной деятельности

 1. Лицензирование охранных услуг осуществляется в порядке, определенном Законом Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.

 

2. В случае аннулирования лицензии субъекта охранной деятельности по основаниям, предусмотренным пунктами четвертым - восьмым части пятой статьи 7 настоящего Закона, выдача новой лицензии этому субъекту, созданным им или его учредителем (учредителями) новым субъектам хозяйствования допускается не ранее чем через год со дня аннулирования лицензии.

 

3. К заявлению о выдаче лицензии на охранную деятельность прилагаются документы, подтверждающие соответствие установленным условиям привлечения и отсутствие ограничений в отношении работников, задействованных в осуществлении охранных мероприятий.

 

4. Решение об устранении субъектом охранной деятельности недостатков, выявленных при осуществлении государственного надзора (контроля), принимается центральным органом исполнительной власти в сфере охранной деятельности на основании нарушения требований настоящего Закона по:

 

1) условий привлечения граждан к охранной деятельности и / или порядка подготовки и переподготовки персонала охраны;

 

2) заключение договоров о предоставлении услуг по охране.

 

5. Основаниями для аннулирования лицензии на охранную деятельность является:

 

1) заявление лицензиата об аннулировании лицензии;

 

2) прекращения юридического лица (слияние, присоединение, разделение, преобразование или ликвидация);

 

3) смерти физического лица - предпринимателя;

 

4) акт о выявлении недостоверных сведений в документах, поданных субъектом хозяйствования для получения лицензии;

 

5) акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии другому юридическому или физическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности;

 

6) акт об отказе лицензиата от проведения проверки органом лицензирования или специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования;

 

7) акт о невыполнении субъектом охранной деятельности решения по устранению недостатков;

 

8) акт о несоблюдении субъектом охранной деятельности пунктов 1, 3, 5, 12 части первой статьи 10 настоящего Закона.



Статья 8. Договор о предоставлении услуг по охране

 1. Субъект охранной деятельности предоставляет услуги по охране на основании договора, заключенного с заказчиком в письменной форме в соответствии с законодательством.
 
2. В договорах о предоставлении услуг по охране имущества и физических лиц в соответствии с положениями Гражданского кодекса Украины определяются условия возмещения субъектом охранной деятельности вреда, причиненного вследствие ненадлежащего выполнения им своих обязательств.
 
3. Заказчик услуг по охране имущества обязан предоставить субъекту охранной деятельности для ознакомления оригиналы документов или заверенные в установленном порядке их копии, подтверждающие его право владения или пользования имуществом на законных основаниях, охрана которого является предметом договора, а также правомерность нахождения такого имущества, транспортного средства или лица в определенном месте охраны.


Статья 9. Права субъекта охранной деятельности

 1. Субъект охранной деятельности имеет право:
 
1) для обеспечения охранной деятельности приобретать, хранить и использовать в установленном законодательством порядке специальные средства, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины;
 
2) для обеспечения радиосвязи использовать в установленном порядке радиочастоты;
 
3) использовать в охранной деятельности служебных собак;
 
4) использовать в охранной деятельности технические средства охранного назначения;
 
5) использовать транспорт реагирования;
 
6) получать по своему письменному запросу от заказчика услуг по охране сведения и копии документов, необходимые для осуществления мер охраны на объекте охраны;
 
7) с согласия заказчика услуг по охране (его представителя) осматривать территорию, здания, помещения, имущество, охраняемых.


Статья 10. Ограничения в охранной деятельности

 1. При организации и осуществления охранной деятельности запрещается:
 
1) приобретать и использовать имущество, определенное законодательством для исключительного использования военными формированиями и правоохранительными органами;
 
2) использовать признаки принадлежности (элементы символики, форменная одежда и т.п.) в Министерство внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, Управления государственной охраны Украины, Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, правоохранительных, природоохранных и контролирующих или иных органов исполнительной власти, их специальных подразделений, в том числе в названии субъекта охранной деятельности, на одежде, транспорте реагирования, зданиях, в документации;
 
3) создавать препятствия или мешать деятельности представителей правоохранительных и других органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также гражданам в осуществлении ими полномочий, предоставленных им законами и другими нормативно-правовыми актами;
 
4) разглашать сведения о принятых мерах по организации и осуществлению охранной деятельности, а также информацию с ограниченным доступом и информацию о лице, охраняется, которые стали известны в связи с осуществлением охранной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законодательством;
 
5) скрывать факты об уголовных правонарушениях, совершаемых или готовящихся независимо от интересов заказчика услуг охраны;
 
6) охранять физическое лицо, совершающее уголовное или административное правонарушение или пытается их совершить;
 
7) осуществлять действия, посягающие на права, свободы и собственность физических лиц, а также ставят под угрозу их жизнь и здоровье, честь, достоинство и деловую репутацию;
 
8) использовать средства радиосвязи без наличия разрешения на их использование на предоставленных радиочастотах;
 
9) осуществлять меры, относящиеся к оперативно-розыскных согласно Закону Украины "Об оперативно-розыскной деятельности";
 
10) привлекать к охранных мероприятий лиц, не подали документов, необходимых для устройства на работу, либо не соответствуют квалификационным требованиям;
 
11) принимать участие в исполнении судебных решений во время исполнительного производства;
 
12) прибегать к действиям, направленным на силовое противостояние между персоналом охраны различных субъектов хозяйствования.
 
раздел III
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУБЪЕКТОВ Охранной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Статья 11. Условия привлечения граждан к охранной деятельности

 1. Персоналом охраны могут быть дееспособные граждане Украины, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие соответствующее обучение или профессиональную подготовку, заключили трудовой договор с предприятием и подали документы, они:

1) не состоят на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

2) не имеют непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленных преступлений;

3) не имеют ограничений, установленных судом по выполнению возложенных на них функциональных обязанностей;

4) не имеют ограничений по состоянию здоровья для выполнения функциональных обязанностей;

5) зарегистрированы по месту жительства в установленном законодательством порядке.

2. Специалист по организации мероприятий охраны и работники, задействованные в работе на пункте централизованного наблюдения, должны соответствовать требованиям части первой настоящей статьи, иметь уровень образования, определен лицензионными условиями, утвержденными центральным органом исполнительной власти в сфере охранной деятельности, и в установленные специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки, молодежи и спорта сроки и порядке повышать уровень квалификации.

3. Персонал охраны выполняет функции по охране имущества при обязательном наличии на его одежде признаков принадлежности к соответствующему субъекта охранной деятельности в соответствии с его уставными документами.

4. Персонал охраны во время выполнения функциональных обязанностей должен иметь при себе удостоверение с подписью руководителя субъекта охранной деятельности, в котором указываются фамилия, имя, отчество лица, принадлежащего к персоналу охраны, дата выдачи и срок действия удостоверения и содержится фотография лица, которому выдано удостоверение.

5. Субъект охранной деятельности обязан обеспечивать соблюдение законодательства в организации и функционировании охраны, приеме на работу охраны, в организации правил ношения соответствующей одежды и опознавательных знаков, а также в оснащении средствами обороны и индивидуальной защиты.

6. Работа лиц с инвалидностью осуществляется субъектом охранной деятельности в соответствии с действующим законодательством исходя из количества штатных работников, не задействованных непосредственно в выполнении мер охраны.



Статья 12. Права персонала охраны

1. Персонал охраны во время выполнения функциональных обязанностей имеет право:

1) требовать от лиц прекращения противоправных действий, соблюдения законности и правопорядка;

2) требовать от должностных лиц объектов охраны и других лиц соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов;

3) не допускать проникновения лиц и задерживать тех, которые пытаются проникнуть (проникли) на объект охраны или оставить его, нарушая установленные правила, с обязательным немедленным уведомлением об этом территориального органа Национальной полиции;

4) противодействовать правонарушителям и немедленно уведомлять органы Национальной полиции о совершении этими лицами уголовного или административного правонарушения;

5) применять меры физического воздействия, специальные средства и использовать служебных собак в соответствии с настоящим Законом;

6) при осуществлении пропускного режима на объектах охраны проводить досмотр вещей физических лиц (по их добровольному согласию), транспортных средств, изъятие вещей и документов, являющихся орудиями или предметами правонарушения, проверку документов, удостоверяющих личность, дающих право на вход (выход) лиц, внесение (вынос), ввоз (вывоз) имущества, въезд (выезд) транспортных средств, в частности относительно их соответствия состав материальных ценностей, перемещаемых на объекты охраны (с объектов охраны)

7) проводить открытую видео- и фотосъемку событий как вспомогательное средство предотвращения противоправных действий с обязательным обнародованием на охраняемом объекте, информации об осуществлении таких мероприятий.

2. Субъект охранной деятельности обязан обеспечить надлежащее хранение видео- и фотоматериалов, полученных при осуществлении мер охраны, в течение одного года с возможностью использования их исключительно в служебной деятельности. По истечении срока хранения указанных материалов производится их уничтожения комиссией в составе трех представителей субъекта охранной деятельности с составлением акта уничтожения видео- и фотоматериалов.



Статья 13. Обязанности персонала охраны

 1. Персонал охраны во время выполнения функциональных обязанностей обязан:
 
1) обеспечивать целостность объектов охраны и неприкосновенность имущества, на них хранится, неприкосновенность физических лиц;
 
2) приостанавливать путем осуществления мер реагирования правонарушения против собственности, физических лиц, нарушение режима работы объектов охраны;
 
3) немедленно в любой способ сообщать соответствующие правоохранительные органы о совершении противоправных действий в отношении собственности, физических лиц и других незаконных действий, имеющих признаки уголовного преступления в местах осуществления мер охраны;
 
4) хранить тайну, охраняемую законом, а также конфиденциальную информацию о хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, объявленную такой в установленном порядке, сведения о личной и семейной жизни физических лиц, которые стали известны в связи с выполнением служебных обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законодательством;
 
5) не совершать действий, нарушающих общественный порядок.


Статья 14. Подготовка и переподготовка персонала охраны

 1. Персонал охраны учится, проходит подготовку, переподготовку, повышение квалификации в учебных заведениях различных форм собственности. Представители центрального органа исполнительной власти в сфере охранной деятельности могут привлекаться в состав квалификационных комиссий профессионально-технических учебных заведений, которые готовят специалистов в сфере охранной деятельности. Подготовка персонала охраны 1-3 разряда может также осуществляться субъектами охранной деятельности.
 
2. Учебные программы, порядок и уровень подготовки, сроки подготовки, переподготовки (специализации) и повышение квалификации персонала охраны определяются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки, молодежи и спорта по согласованию с центральным органом исполнительной власти в сфере охранной деятельности.


Статья 15. Ответственность персонала охраны

 1. Персонал охраны за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей несет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, установленную законом.
 
раздел IV
ПРИМЕНЕНИЕ В Охранной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ физического воздействия, специальные СРЕДСТВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК


Статья 16. Порядок применения персоналом охраны мер физического воздействия и специальных средств

1. При осуществлении охранной деятельности персонал охраны имеет право применять к лицам, посягающим на объект охраны, меры физического воздействия и специальные средства в особых случаях, если другие меры не привели к прекращению посягательства или к выполнению лицом законного требования персонала охраны, в случае:

1) защиты себя или другого лица от нападения, представляющего угрозу жизни и здоровью или имуществу;

2) предотвращение незаконной попытке насильственным путем завладеть специальными средствами;

3) необходимости задержать правонарушителя, незаконно проник на охраняемый объект, или совершающего другие противоправные действия и оказывает сопротивление;

4) обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью персонала охраны или других лиц.

2. Задержание лица персоналом охраны не является административным задержанием. Задержанное лицо немедленно передается органу Национальной полиции по месту совершения правонарушения.

3. Применять меры физического воздействия и специальные средства разрешается только после предупреждения голосом и жестами о намерении их применения.

4. Меры физического воздействия и специальные средства могут применяться без предупреждения в случае:

1) внезапного нападения;

2) нападения или сопротивления с использованием оружия или предметов, представляющих угрозу жизни и здоровью лица, или с использованием механических транспортных средств.

5. Вид специального средства, время начала и интенсивность его применения определяются с учетом сложившейся ситуации, характера правонарушения и личности правонарушителя.

6. Запрещается применять меры физического воздействия и специальные средства в отношении женщин с явными признаками беременности, лиц пожилого возраста или с выраженными признаками инвалидности и малолетних лиц, а также против лиц, которые согласно законодательству являются носителями специального статуса неприкосновенности, кроме случаев совершения ими нападения, что представляет угрозу жизни и здоровью физических лиц, персонала охраны, или вооруженного нападения или вооруженного сопротивления.

7. В случае если невозможно избежать применения мер физического воздействия и специальных средств, их применение должно осуществляться в пределах правомерности с соблюдением условий и обстоятельств, исключающих преступность деяния, и должно ограничиваться причинением минимального вреда здоровью человека или других негативных последствий. В случае причинения такого вреда персонал охраны должен немедленно вызвать скорую помощь и оказать первую доврачебную помощь пострадавшим.

8. Персоналу охраны запрещается применять специальные средства в местах значительного скопления людей, если это может привести к причинению вреда жизни и здоровью посторонних лиц, кроме случаев самообороны (самозащиты).

9. О всех фактах прекращения правонарушения в отношении персонала охраны, имущества или физических лиц, охраняемых применения мер физического воздействия, специальных средств, использование служебных собак персонал охраны обязан немедленно в устной или письменной форме уведомить своего непосредственного руководителя и территориальный орган Национальной полиции , а в случае нанесения телесных повреждений правонарушителю - немедленно вызвать скорую медицинскую помощь.

10. В случае выявления признаков уголовного преступления персонал охраны обязан до прибытия сотрудников правоохранительных органов принять все возможные меры для охраны места происшествия и сохранения следов уголовного преступления, выявление очевидцев и фиксации их персональных данных. По прибытии сотрудников правоохранительных органов персонал охраны обязан действовать по их указанию.

11. Совершение сопротивления, угроз или насилия в отношении лиц, осуществляющих охранную деятельность, влечет ответственность в соответствии с законодательством.



Статья 17. Порядок использования служебных собак

 1. Персонал охраны во время и в местах выполнения мероприятий охраны имеет право использовать служебных собак, прошедших в установленном порядке соответствующий курс дрессировки, признаны пригодными для служебного пользования и имеют ветеринарный паспорт, исключительно для выявления:
 
1) проникновений (попыток проникновений) на охраняемые объекты;
 
2) лиц, незаконно находящихся на охраняемых объектах.
 
2. Запрещается использование служебных собак в охранной деятельности без наличия проводника собаки в общественных и общедоступных местах. При этом собаки должны быть на поводке и в отношении них должны соблюдать установленные ветеринарные правила.
 
3. На закрытых территориях, где отсутствуют люди, разрешается держать собак без привязи, если на видных местах размещены четкие и разборчивые предупредительные надписи об охране объекта с помощью служебных собак. При этом за ними должен обеспечиваться постоянный контроль со стороны персонала охраны.
 
раздел V
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ Охранной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С правоохранительными органами и общественностью


Статья 18. Организация взаимодействия с правоохранительными органами

 1. Субъекты охранной деятельности и правоохранительные органы могут совместно организовывать взаимодействие и оказывать взаимопомощь в деятельности, направленной на предупреждение, пресечение и раскрытие уголовных преступлений и обеспечения охраны общественного порядка.
 
2. Мероприятия по взаимодействию с правоохранительными органами не могут нарушать обязательства субъектов охранной деятельности по договору о предоставлении услуг по охране.


Статья 19. Формы взаимодействия с правоохранительными органами

 1. Субъекты охранной деятельности организуют взаимодействие с правоохранительными органами в форме:

 

1) проведение совместных совещаний, консультаций;

 

2) обмена информацией по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений;

 

3) иных не запрещенных законодательством мер при условии, что не нарушаются права и обязанности субъектов хозяйствования и осуществления таких мер относится к компетенции соответствующего правоохранительного органа.



Заключительные положения

раздел VI
Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его опубликования.

{Пункт 2 раздела VI утратил силу на основании Закона № 222-VIII от 02.03.2015}

3. Кабинету Министров Украины в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации положений настоящего Закона.