Закон Украины О государственном оборонном заказе

Статья 1. Определение терминов

В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:

1) исполнители оборонного заказа (далее - исполнители) - субъекты хозяйственной деятельности Украины независимо от формы собственности, имеющие лицензии (разрешения) на осуществление соответствующих видов хозяйственной деятельности в случаях, предусмотренных законом, полученные согласно законодательству, и иностранные субъекты хозяйственной деятельности, с которыми заключен государственный контракт по оборонному заказу на поставку (закупку) продукции, выполнение работ и оказание услуг по результатам конкурсного отбора (за исключением заключения государственных контрактов с субъектами хозяйственной деятельности, которые являются единственными в Украине производителями)

2) соисполнители оборонного заказа (далее - соисполнители) - субъекты хозяйственной деятельности Украины независимо от их формы собственности, имеющие лицензии (разрешения) на осуществление соответствующих видов хозяйственной деятельности, полученные в соответствии с законодательством, участвующих в выполнении оборонного заказа на основании соответствующих договоров (контрактов), заключенных с исполнителями;

3) государственный оборонный заказ (далее - оборонный заказ) - средство государственного регулирования экономики для удовлетворения научных и материально-технических потребностей по обеспечению национальной безопасности и обороны путем планирования объема финансовых ресурсов, определения видов и объемов продукции, работ и услуг, а также заключение с исполнителями государственных контрактов на поставку (закупку) продукции, работ и услуг;

4) государственный контракт по оборонному заказу (далее - государственный контракт) - договор, заключенный в письменной форме государственным заказчиком от имени государства с исполнителем в соответствии с утвержденными основных показателей оборонного заказа, в котором определяются экономические и правовые обязательства сторон, порядок регулирования их хозяйственных отношений;

5) государственные заказчики по оборонному заказу (далее - государственные заказчики) - определенные Кабинетом Министров Украины центральные органы исполнительной власти, другие государственные органы - главные распорядители бюджетных средств, воинские формирования, образованные в соответствии с законами Украины;

6) ориентировочные показатели объемов оборонного заказа - составляющая основных показателей оборонного планирования: ориентировочные объемы финансовых ресурсов государства для поставки (закупки) продукции, работ и услуг по оборонному заказу в соответствии с расчетными потребностей, определенных государственными заказчиками;

7) основные показатели оборонного заказа - утвержденные решением Кабинета Министров Украины, согласованному с комитетом Верховной Рады Украины, к предмету ведения которого относятся вопросы национальной безопасности и обороны перечень (номенклатура) и объемы продукции, работ и услуг, поставляемых (закупаемых), а также объем средств, предусмотренных на эти цели в пределах установленных бюджетных ассигнований, определенных законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий бюджетный период для каждого государственного заказчика;

8) услуги оборонного назначения - услуги, связанные с обеспечением жизнедеятельности объектов и сооружений оборонного и специального назначения, эксплуатацией и использованием продукции оборонного назначения;

9) продукция оборонного назначения - вооружение, военная и специальная техника, военное оружие и боеприпасы, специальные комплектующие изделия для их изготовления и эксплуатации, материалы и оборудование, специально предназначенные для их разработки, изготовления или использования, специальные технические средства;

10) работы оборонного назначения:

фундаментальные научные исследования для удовлетворения потребностей по обеспечению национальной безопасности и обороны;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или их отдельные этапы по созданию, модернизации, утилизации продукции оборонного назначения, разработка специальных технологий, материалов и стандартов;

строительство объектов и сооружений оборонного и специального назначения;

создание новых и наращивание существующих производственных мощностей для изготовления продукции оборонного назначения;

работы по мобилизационной подготовке;

ремонт, модификация, модернизация, утилизация и уничтожение продукции оборонного назначения;

формирования и ведения страхового фонда документации на вооружение, военную и специальную технику, другое военное имущество, объекты и сооружения оборонного и специального назначения.

Термин "военное имущество" употребляется в значении, определенном Законом Украины "О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины".



Статья 2. Правовая основа оборонного заказа

1. Правовой основой оборонного заказа является Конституция Украины, Гражданский кодекс Украины, Хозяйственный кодекс Украины, законы Украины "Об организации оборонного планирования", "О публичных закупках", "Об особенностях осуществления закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения потребностей обороны" и другие законодательные акты Украины.



Статья 3. Уполномоченный орган по вопросам координации оборонного заказа

1. Координацию деятельности по реализации оборонного заказа осуществляет определенный Кабинетом Министров Украины уполномоченный центральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный орган).

2. Уполномоченный орган:

готовит с учетом предложений государственных заказчиков проект основных показателей оборонного заказа на соответствующий бюджетный период, о чем информирует комитет Верховной Рады Украины, к предмету ведения которого относятся вопросы национальной безопасности и обороны, и подает его в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Украины;

координирует и контролирует деятельность государственных заказчиков при размещении оборонного заказа и выполнения государственных контрактов;

оказывает методическую и консультационную помощь государственным заказчикам по организации осуществления процедур закупки;

получает от государственных заказчиков отчет о результатах осуществления процедур закупки, заключения и исполнения государственных контрактов;

информирует в установленные сроки Кабинет Министров Украины о ходе выполнения оборонного заказа;

устанавливает сроки представления государственными заказчиками предложений к проекту основных показателей оборонного заказа, информации о заключенных государственных контрактах и ​​ходе их выполнения;

дает разъяснения по применению законодательства в сфере оборонного заказа;

разрабатывает проекты нормативно-правовых актов по вопросам оборонного заказа.



Статья 4. Государственный заказчик

1. Государственный заказчик:

осуществляет планирование оборонного заказа;

готовит и подает уполномоченному органу в определенный им срок предложения к проекту основных показателей оборонного заказа на соответствующий бюджетный период;

заключает государственные контракты с исполнителями;

организует и осуществляет процедуры закупки;

обеспечивает финансирование в соответствии с условиями государственных контрактов;

осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на выполнение оборонного заказа в соответствии с условиями государственных контрактов;

осуществляет контроль за ходом выполнения работ (на отдельных этапах и в целом) по оборонному заказу;

организует и участвует в проведении государственных и других испытаний образцов продукции оборонного назначения;

предоставляет исполнителю техническое задание и согласовывает с ним программу (технико-экономические показатели) или тематику работ;

принимает поставленную (изготовленную) продукцию, выполненные работы (в том числе конструкторскую документацию) и оказанные услуги;

отчитывается перед уполномоченным органом и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области статистики о заключении государственных контрактов, результаты их выполнения и использования бюджетных средств;

планирует и контролирует работу по формированию страхового фонда документации;

определяет совместно с исполнителями порядок привлечения к выполнению оборонного заказа соисполнителей;

в случае получения в установленном законодательством порядке полномочий на право осуществления импорта товаров военного назначения и товаров, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, может заключать договоры (контракты) по оборонному заказу на поставку (закупку) продукции, работ и услуг оборонного назначения по импорту или уполномочивать на заключение таких договоров (контрактов) исключительно для обеспечения нужд государственного заказчика субъекта хозяйствования, относится к сфере его управления.



Статья 5. Исполнитель оборонного заказа

1. Исполнитель оборонного заказа:

поставляет продукцию, выполняет работы и оказывает услуги в соответствии с условиями государственного контракта;

обеспечивает соответствие изготовленных образцов продукции оборонного назначения требованиям государственного заказчика;

обеспечивает государственном заказчику надлежащие условия для осуществления контроля за выполнением оборонного заказа;

отчитывается о выполнении оборонного заказа перед органами государственной статистики;

обеспечивает предоставление документации для изготовления документов страхового фонда документации;

привлекает, в случае необходимости, к выполнению оборонного заказа соисполнителей и обеспечивает авансирование и оплату исполнения заказа согласно условиям заключенного договора (контракта) в соответствии с требованиями действующего законодательства.



Статья 6. Планирования и формирования оборонного заказа

1. Планирование оборонного заказа является составляющей системы планирования развития Военной организации государства, осуществляется в соответствии с Законом Украины "Об организации оборонного планирования".

2. Государственные заказчики при долгосрочном и среднесрочного оборонного планирования разрабатывают ориентировочные показатели объемов оборонного заказа с учетом ориентировочных объемов финансовых ресурсов, необходимых для осуществления мероприятий, выполнения задач и достижения показателей, определенных государственными целевыми программами, другими основополагающими документами оборонного планирования.

3. краткосрочного оборонного планирования государственные заказчики готовят и подают предложения к проекту основных показателей оборонного заказа на:

плановый бюджетный период с учетом расходов, предусмотренных для нужд обеспечения национальной безопасности и обороны в проекте закона о Государственном бюджете Украины на плановый бюджетный период;

следующие за плановым два бюджетных периода с учетом индикативных показателей прогноза Государственного бюджета Украины.

При планировании оборонного заказа государственные заказчики исходят из того, что закупка вооружения и военной техники, военного оружия и боеприпасов к нему, а также их модернизация с проведением ремонта по техническому состоянию осуществляются исключительно по оборонному заказу.

4. Государственные заказчики согласовывают с Министерством обороны Украины предложения по выполнению работ по разработке новых видов вооружения, военной техники и военного оружия, их составных частей, а также модернизации указанной продукции оборонного назначения с целью избежания дублирования таких работ.

Государственные заказчики согласовывают с центральными органами исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия оборонно-промышленного комплекса, предложения по выполнению работ оборонного назначения с целью максимального использования научно-производственного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса Украины.

5. Проект основных показателей оборонного заказа на плановый, а также следующие за плановым два бюджетных периода готовит уполномоченный орган с учетом предложений государственных заказчиков в установленном законодательством порядке.

В проекте основных показателей оборонного заказа учитываются предложения по поставке (закупки) продукции, работ и услуг:

необходимых для осуществления мероприятий, выполнения задач и достижения показателей, определенных государственными целевыми программами, другими документами планирования развития Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов и оборонно-промышленного комплекса в соответствующем бюджетном периоде;

необходимых для выполнения возложенных на государственных заказчиков задач;

определенных Кабинетом Министров Украины как имеющие особо важное значение для обеспечения национальной безопасности и обороны в соответствии с Основными направлениями правительственной политики в экономической и социальной сфере на соответствующий год.

В условиях особого периода, в случае введения чрезвычайного положения и в период проведения антитеррористической операции в основных показателей оборонного заказа может включаться другое военное имущество, обеспечивающее жизнедеятельность и функционирование Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, и правоохранительных органов специального назначения, если его закупка составляет государственную тайну.

6. Кабинет Министров Украины утверждает основные показатели оборонного заказа в течение месяца после вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

В случае необходимости Кабинет Министров Украины осуществляет корректировку основных показателей оборонного заказа по согласованию с комитетом Верховной Рады Украины, к предмету ведения которого относятся вопросы национальной безопасности и обороны, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, в пределах расходов, утвержденных Государственным бюджетом Украины.

Запрещается государственному заказчику перераспределять на другие нужды расходы государственного бюджета, предусмотренные на выполнение оборонного заказа.

7. Порядок планирования, формирования, особенности размещения, корректировки оборонного заказа, а также порядок осуществления контроля за его выполнением определяет Кабинет Министров Украины.



Статья 7. Заключение государственных контрактов по оборонному заказу

1. Заключение государственных контрактов по оборонному заказу осуществляется государственными заказчиками с учетом утвержденных основных показателей оборонного заказа путем определения на конкурсной основе исполнителей среди субъектов хозяйственной деятельности, если иное не предусмотрено законами Украины "О публичных закупках" и "Об особенностях осуществления закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения потребностей обороны" и настоящим Законом.

2. Государственные заказчики осуществляют отбор исполнителей по поставке (закупке) продукции, работ и услуг:

если их закупка по оборонному заказу составляет государственную тайну, - в порядке, предусмотренном настоящим Законом;

в других случаях - в порядке, определенном законами Украины "О публичных закупках" и "Об особенностях осуществления закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения потребностей обороны".

Государственные заказчики могут начинать процедуру отбора исполнителей после обнародования закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, исходя из того, что государственный контракт с ними будет заключен после утверждения Кабинетом Министров Украины основных показателей оборонного заказа. В случае отсутствия соответствующего закона на начало года государственные заказчики могут начинать процедуру с 1 января текущего года, если их закупка составляет государственную тайну.

3. В случае если закупка продукции, работ и услуг по оборонному заказу составляет государственную тайну, такие продукция, работы и услуги закупаются у субъектов хозяйствования, которые зарегистрированы как производители продукции, работ и услуг оборонного назначения, закупки которых составляют государственную тайну, без применения конкурентных процедур.

Порядок формирования и ведения реестра производителей продукции, работ и услуг оборонного назначения, закупки которых составляют государственную тайну, определяется Кабинетом Министров Украины.

В случае если закупка продукции, работ и услуг по оборонному заказу составляет государственную тайну, такие продукция, работы и услуги могут также закупаться у иностранных субъектов хозяйствования. Отбор таких исполнителей осуществляется государственным заказчиком без применения конкурентных процедур на основании обоснованных и документально подтвержденных результатов маркетинговых исследований рынка продукции, работ, услуг оборонного назначения.

Порядок проведения маркетинговых исследований рынка продукции, работ, услуг оборонного назначения утверждается Кабинетом Министров Украины.

4. Государственный контракт по оборонному заказу заключается сторонами на основе типового государственного контракта, утвержденного Кабинетом Министров Украины.

5. Порядок формирования цены на продукцию, работы, услуги оборонного назначения в случае, если отбор исполнителей по поставке (закупке) такой продукции, работ, услуг осуществляется без применения конкурентных процедур, определяется Кабинетом Министров Украины.



Статья 8. Особенности осуществления закупок продукции, работ и услуг оборонного назначения по импорту

1. Закупка продукции, работ и услуг оборонного назначения по импорту осуществляется в соответствии со статьей 7 настоящего Закона и законов Украины "О внешнеэкономической деятельности" и "О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования".

2. Закупка продукции, работ, услуг оборонного назначения по импорту для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Украины, других военных формирований может осуществляться в иностранных юридических лиц путем:

заключения государственным заказчиком (или уполномоченным им субъектом хозяйствования, относится к сфере управления государственного заказчика) государственного контракта с иностранным юридическим лицом - производителем или поставщиком продукции, работ и услуг оборонного назначения, при условии предоставления в установленном законодательством порядке таком государственному заказчику полномочий на право осуществления импорта товаров военного назначения и товаров, содержащих сведения, составляющие государственную тайну;

заключения государственным заказчиком государственного контракта с отечественным предприятием, которому в установленном законодательством порядке предоставлены полномочия на право осуществления экспорта и импорта товаров военного назначения и товаров, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

3. В случае осуществления закупки продукции оборонного назначения в иностранной юридического лица - производителя или поставщика такой продукции, работ и услуг на сумму, превышающую пять миллионов евро, обязательным условием такой закупки является получение Украиной в лице офсетной бенефициара соответствующих компенсаций.

Получение Украиной компенсаций осуществляется путем заключения и исполнения компенсационного (офсетной) договора, который является внешнеэкономическим договором (контрактом), заключаемым в письменной форме между офсетным бенефициаром и иностранным юридическим лицом.

Офсетным бенефициаром, что получает компенсации может быть государственный заказчик или другой субъект отношений государственной формы собственности, отбор которого осуществляется офсетной комиссией по представлению государственного заказчика.

Порядок заключения компенсационных (офсетных) договоров и виды компенсаций определяются Кабинетом Министров Украины.

Для решения вопросов по организации и координации деятельности по проведению переговоров с иностранным юридическим лицом о получении Украиной компенсаций, заключения и выполнения компенсационных (офсетных) договоров Кабинет Министров Украины образует постоянно действующую офсетную комиссию в составе представителей государственных заказчиков, других государственных органов, предприятий, учреждений, организаций.

Положение о офсетную комиссии утверждается Кабинетом Министров Украины.

Информационное, организационное, материально-техническое обеспечение деятельности офсетной комиссии осуществляет центральный орган исполнительной власти, определенный Кабинетом Министров Украины.

4. В условиях особого периода, введение чрезвычайного положения, осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях компенсационные (офсетные) договоры могут не укладываться. Решение о незаключения компенсационного (офсетной) договора принимается Кабинетом Министров Украины по представлению государственного заказчика.



Статья 9. Выполнение оборонного заказа

1. Выполнение оборонного заказа осуществляется в соответствии с государственным контрактом.

2. Собственником производственных мощностей, созданных за государственные средства в результате выполнения оборонного заказа, является государство в лице государственных заказчиков. Владения, распоряжения и использования, в том числе на условиях аренды, объектов, продукции и мощностей, созданных в результате выполнения оборонного заказа, осуществляется в порядке, определенном законодательством Украины, с соблюдением обязательств по охране прав на созданные объекты права интеллектуальной собственности.

3. Государственные заказчики вправе размещать на предприятиях, в учреждениях и организациях, определенных исполнителями, свои представительства или привлекать к такой работе на договорной основе других государственных заказчиков. Деятельность указанных представительств осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

4. Порядок разработки, освоения и выпуска новых видов продукции оборонного назначения, а также прекращения выпуска существующих определяет Кабинет Министров Украины.



Статья 10. Соблюдение законодательства о государственной тайне

 1. Мероприятия по планированию, формирования, размещения и выполнения оборонного заказа, составляющих государственную тайну, осуществляются с соблюдением законодательства о государственной тайне.



Статья 11. Контроль за выполнением оборонного заказа

 1. Контроль за качеством продукции, работ и услуг на всех этапах разработки, производства, модернизации, утилизации и ремонта, за целевым использованием средств, проверка и согласование документов по формированию договорных цен осуществляются государственными заказчиками.



Статья 12. Ответственность за нарушение законодательства о оборонный заказ

1. В случае нецелевого использования бюджетных средств ответственность несут государственные заказчики по закону.

2. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения оборонного заказа виновная сторона возмещает другой стороне причиненный ущерб в порядке, предусмотренном законом.

3. В случае уклонения исполнителя, определенного в порядке, предусмотренном частью второй статьи 7 настоящего Закона, от заключения государственного контракта такой исполнитель несет ответственность по закону.

4. Споры, возникающие между государственными заказчиками и исполнителями по осуществлению процедуры закупки, при заключении, исполнении, внесении изменений или расторжения государственных контрактов, а также споры, связанные с возмещением нанесенного ущерба, решаются в судебном порядке.



Статья 13. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. Кабинету Министров Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.