Закон Украины О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве

Статья 1. Организационно-экономические и правовые меры, обеспечивающие приоритетность социального развития села и агропромышленного комплекса

 Приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса обеспечивается государством путем осуществления таких организационно-экономических и правовых мер:
 
предоставления агропромышленным товаропроизводителям права свободного выбора форм собственности и направлений трудовой и хозяйственной деятельности, полной собственности на результаты своего труда;
 
создание необходимой ресурсной базы для всестороннего удовлетворения производственных потребностей и развития социальной инфраструктуры;
 
изменения государственной инвестиционной политики, в частности направления инвестиций на первоочередное создание материально-технической базы по производству средств механизации, химизации, перерабатывающей промышленности, строительной индустрии для агропромышленного комплекса с целью улучшения его социально-экономического положения и научного обеспечения и социальных условий жизнедеятельности трудовых коллективов;
 
полного ресурсного обеспечения капитальных вложений для социально-экономического развития села и агропромышленного комплекса;
   эквивалентного товарообмена между промышленностью и сельским хозяйством на основе паритетного ценообразования на их продукцию;
 
регулирования отношений агропромышленных товаропроизводителей и государства посредством системы бюджетного финансирования, кредитования, налогообложения, страхования и с широким применением комплекса льгот;
 
формирование надлежащей социальной инфраструктуры села;
 
направления демографической политики на изменение миграционных процессов в интересах села, создание социально-экономических условий для естественного прироста сельского населения, всестороннего развития семьи;
 
подготовки и повышения квалификации специалистов и кадров массовых профессий для всех хозяйств и направлений производственной деятельности;
 
создание равных возможностей для всех граждан, проживающих и постоянно работающих в сельской местности, в удовлетворении социальных, культурно-образовательных и бытовых нужд; {Абзац одиннадцатый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1276-VI от 16.04.2009}
 
создание системы аграрного законодательства.


Статья 2. Средства обеспечения приоритетности развития социальной сферы села и агропромышленного комплекса

 Приоритетность развития социальной сферы села и агропромышленного комплекса обеспечивается изменением структуры инвестиций в народном хозяйстве, переориентацией промышленного производства на их потребности, ростом объемов капиталовложений и материально-технических ресурсов.
 
Новые программы социально-экономического развития Украины не могут быть приняты без учета приоритетности развития села.
 
Формирование программ строительно-монтажных работ и обеспечения их материально-техническими ресурсами и оборудованием на всех уровнях управления осуществляются в порядке, при котором потребности агропромышленного комплекса и других отраслей, осуществляющих капитальные вложения в развитие социальной и производственной сферы села, удовлетворяются в первую очередь и в полном объеме.
 
Промышленные предприятия, строительные и другие организации компенсируют в полном объеме убытки за невыполнение поставок материально-технических ресурсов или строительно-монтажных работ.


Статья 3. Самостоятельность в выборе форм собственности и организации производства

 Формы собственности и организации производства в агропромышленном комплексе определяются трудовыми коллективами и каждым его членом в порядке, установленном действующим законодательством.
 
Вмешательство в хозяйственную или в другую деятельность этих владельцев со стороны государственных, кооперативных и других органов не допускается. Это положение не касается предусмотренных законодательством прав государственных органов по осуществлению контроля за деятельностью предприятий, учреждений и организаций.


Статья 4. Равенство форм хозяйствования в агропромышленном комплексе

 Все формы хозяйствования в агропромышленном комплексе (фермерские хозяйства, коллективные сельскохозяйственные предприятия, совхозы, подсобные сельские хозяйства предприятий, учреждений и организаций, перерабатывающие и другие предприятия, акционерные общества, арендные коллективы, личные подсобные хозяйства граждан и т.п.) имеют равные права на организацию производства и владения своей продукцией.
 
Создаваемые на добровольных началах сельскохозяйственными, перерабатывающими, обслуживающими и строительными предприятиями и организациями, крестьянскими и другими хозяйствами агропромышленные формирования всех уровней выступают перед государством как единая организация во всех видах отношений.
 
Сельскохозяйственным товаропроизводителям (фермерским хозяйствам, коллективным сельскохозяйственным предприятиям, совхозам и т.п.) предоставляется право на приобретение доли имущества (акций) предприятий пищевой промышленности, сервисных, строительных и торговых предприятий, других производств агропромышленного комплекса при осуществлении приватизации на условиях, равных с их коллективами.
 
Предоставить право на приобретение доли имущества (акций) промышленных объектов агропромышленного комплекса тем предприятиям и организациям, которые принимали участие в их финансировании, строительстве и материально-техническом обеспечении.
 
раздел II
 
Приоритетность В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ


Статья 5. Размер государственных централизованных капиталовложений для агропромышленного комплекса

 Размер государственных централизованных капиталовложений, направляемых на укрепление материально-технической базы социальной сферы села и агропромышленного комплекса, должен составлять не менее одного процента от стоимости валового внутреннего продукта Украины. Эти капиталовложения выделяются в Государственном бюджете Украины отдельной строкой.
 
На строительство объектов непроизводственного назначения в сельской местности используется не менее 50 процентов государственных централизованных капиталовложений, предусмотренных этой статьей.
 
В соответствии с изменением цен на строительные материалы, оборудование и услуги осуществляется индексация выделенных централизованных капиталовложений.
 
Централизованные капиталовложения направляются прежде всего на реализацию государственных программ.


Статья 6. Государственное инвестирование развития социальной сферы села и агропромышленного комплекса

Строительство в сельской местности объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта, водопроводов, канализационных систем и сооружений, сети газо- и электроснабжения, дорог, объектов службы быта, благоустройство территорий, а в трудонедостаточных селах, кроме этого, строительства жилья осуществляется за счет государственного и местного бюджетов. К 2000 году выполнить государственные программы газификации, водоснабжения, электрификации, строительства дорог, благоустройства сел, а также возрождение трудонедостаточных, упадок сельских населенных пунктов. В случаях, когда строительство указанных объектов осуществляется за собственные средства субъектов хозяйствования, то понесенные ими расходы возмещаются из Государственного бюджета Украины и местных бюджетов.

Функции распорядителя целевых государственных централизованных капиталовложений в социальную сферу села возлагаются на органы местного и регионального самоуправления и местную государственную администрацию, которые несут одинаковую ответственность с другими участниками инвестиционного процесса за целевое и эффективное их использование.

{Действие части третьей статьи 6 остановлено согласно Декрету N 14-92 от 26.12.92} При строительстве объектов социальной сферы за счет государственных централизованных капиталовложений налог на добавленную стоимость не уплачивается.

Строительство мелиоративных, гидротехнических, электроэнергетических сооружений и сетей, обводнение земель, осуществление противоэрозионных мероприятий, химической мелиорации, закладка многолетних насаждений, строительство и техническое перевооружение предприятий перерабатывающей промышленности, содействие развитию фермерских хозяйств, коллективных и других предприятий, формирования производственной инфраструктуры в сельской местности осуществляются в соответствии в государственные программы.

Расходы на содержание всех заведений социально-культурного и спортивного назначения в сельской местности, в том числе домов для лиц с инвалидностью и ветеранов труда, детско-юношеских спортивных школ, а также на проведение физкультурно-спортивных мероприятий финансируются из бюджета. Реорганизация и ликвидация учреждений бюджетной сферы коммунальной формы собственности осуществляется по решению сессии местного совета, государственной и частной форм собственности - по решению учредителя (учредителей).

Все дороги, связывающие сельские населенные пункты (в том числе в пределах этих населенных пунктов) с сетью дорог общего пользования, относящихся к категории дорог общего пользования и вместе со всеми подъездными путями к сельским населенным пунктам передаются на баланс Украинском государственном концерна по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог.



Статья 7. Экономическое стимулирование трудовых коллективов предприятий и организаций, выполняющих работы для агропромышленного комплекса

 Непрофильные промышленные предприятия, выполняющие государственный заказ на проектирование и изготовление машин, оборудования и запасных частей для агропромышленного комплекса, включая объекты социально-культурного назначения, обеспечиваются материалами централизованно. Полученные за счет этого доходы не облагаются налогом.

 

Доходы строительных, монтажных, проектных и других предприятий и организаций, полученные в результате строительства в сельской местности жилья, объектов быта, культуры, торговли, здравоохранения, физкультуры и спорта, образования, связи, дорог, энергетических, газовых и водораспределительных систем, животноводческих помещений, инженерно-технических комплексов машинно-тракторного парка и других объектов, влияющих на улучшение социального положения села, не облагаются.

 

Не облагается налогом часть дохода предприятий, организаций, расходуется на развитие и содержание социальной сферы, объектов торговли и бытового обслуживания, физической культуры и спорта в сельской местности.

 

Раздел III

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ КРЕСТЬЯН

И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ



Статья 8. Преимущество села в социально-культурном и бытовом обеспечении

 Селу предоставляется преимущество по сравнению с городом (в расчете на душу населения) в сооружении жилья, объектов образования, культуры и спорта, здравоохранения, быта, торговли, газификации, водо- и электроснабжения, телефонизации, связи, коммунальных об объектов, в услугах радио и телевидения, обеспечиваются равные с городом условия поставки промышленными и продовольственными товарами, а также уровень медицинского, культурного, спортивного, коммунально-бытового, транспортного и торгового обслуживания по научно обоснованным нормативам.



Статья 9. Льготы лицам, переселяются и проживающих в трудонедостаточных населенных пунктах

 Лица, которые переселяются в трудонедостаточные сельские населенные пункты, и местное население в возрасте до 40 лет, занятое в сельском хозяйстве, перерабатывающих и обслуживающих отраслях агропромышленного комплекса или социальной сфере этих сел, обеспечиваются жильем и хозяйственными постройками за счет государственного бюджета. Жилье, построенное в сельской местности за счет бюджетных средств, через 10 лет передается в личную собственность этим гражданам при условии их постоянной работы в указанных отраслях.
 
Критерий трудонедостаточных населенных пунктов с учетом численности трудоспособных жителей и других факторов, а также виды льгот определяются Правительством Украины, а перечень этих населенных пунктов - местными Советами народных депутатов.


Статья 10. Сохранение и развитие сельской поселенческой сети

 Государство защищает сельскую поселенческую сеть независимо от категории, величины и места расположения сельских населенных пунктов. Любые преобразования сельских поселений (объединение, разъединение, переименование, перевод в другую категорию и т.д.) могут осуществляться по решению сессий районных Советов народных депутатов только по воле жителей этих поселений.
 
Вводится организация постоянного обследования и паспортизации сельской поселенческой сети (мониторинг). Порядок осуществления мониторинга устанавливается Правительством.


Статья 11. Льготы для индивидуального жилищного строительства в пределах сел и поселков, а также за пределами сел и поселков в обособленных фермерских усадьбах

 {Название статьи 11 в редакции Закона N 4721-VI от 17.05.2012}
   Правительство Украины, местные государственные администрации содействуют развитию индивидуального жилищного строительства в пределах сел и поселков, а также за пределами сел и поселков в обособленных фермерских усадьбах, создают сельским застройщикам (местному населению и гражданам, которые переселяются в сельскую местность на постоянное проживание) льготные условия по обеспечение строительными материалами и оборудованием, предоставление им услуг и льготных долгосрочных государственных кредитов. {Часть первая статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1276-VI от 17.05.2012}
   Индивидуальные сельские застройщики пользуются государственным льготным кредитом при условии их размещения (или переселения для постоянного проживания) в сельской местности в пределах сел и поселков, а также за пределами сел и поселков в обособленных фермерских усадьбах и подтверждения ими своей платежеспособности. {Часть вторая статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1276-VI от 17.05.2012}
   Другие сельские застройщики пользуются кредитом на общих основаниях в зависимости от стоимости кредитных ресурсов.
 
25 процентов суммы льготного долгосрочного государственного кредита компенсируется застройщикам через 5 лет после введения зданий в эксплуатацию при условии их постоянной работы в сельскохозяйственном производстве, перерабатывающей и обслуживающих отраслях агропромышленного комплекса, функционирующих в сельской местности, социальной сфере села и органах местного самоуправления на селе, а молодым семьям эта льгота предоставляется сразу после введения зданий в эксплуатацию.
 
Размеры индивидуальных жилых и хозяйственных сооружений на селе не ограничиваются.
 
Порядок предоставления государственных льготных кредитов для индивидуальных сельских застройщиков определяется Правительством Украины.
 
Индивидуальные застройщики, которые строят жилые дома и хозяйственные постройки, работающих в сельском хозяйстве, перерабатывающей и обслуживающих отраслях агропромышленного комплекса, функционирующих в сельской местности, социальной сфере села и органах местного самоуправления на селе и не пользуются государственным льготным кредитом, получают компенсацию за счет государства в размере 35 процентов стоимости указанных зданий и сооружений. Эта льгота сохраняется также за указанными лицами в случае сооружения жилья и хозяйственных построек на кооперативных началах. Этим же застройщикам при сооружении жилья подрядным способом компенсируется из государственного бюджета часть стоимости строительства жилого дома и хозяйственных сооружений, не относится к прямым расходам подрядных строительных организаций и включается в сметы (расчетов стоимости) строительства в соответствии с действующими нормативными актами. {Статья 11 в редакции Закона N 3927-XII от 07.12.20


Статья 12. Льготы на электроэнергию и ответственность за электроснабжение

 Сельские жители и работники агропромышленного комплекса, проживающих в поселках городского типа, используют электроэнергию по льготным тарифам.

 

Количество электроэнергии, оплачивается по льготным тарифам, устанавливается Правительством.

 

Эти льготы распространяются также на пенсионеров, которые перед выходом на пенсию работали в сельскохозяйственном производстве и социальной сфере села не менее 15 лет и имеют личный счет на использование жилья, а также работников крестьянских (фермерских) хозяйств, совхозов, коллективных и других сельскохозяйственных предприятий, проживают в городах областного и районного подчинения.

 

Убытки, причиненные сельским потребителям внеплановым или аварийным отключением электроэнергии, компенсируются в полуторном размере за счет виновных в этом предприятий и организаций Министерства энергетики и электрификации Украины.



Статья 13. Обеспечение жителей села товарами массового потребления, автотранспортом, строительными материалами и топливом

Товары массового потребления для села и города реализуются по единым ценам. Обеспечения ими пенсионеров, ветеранов и лиц с инвалидностью, вдов, детей-сирот и многодетных семей осуществляется по одинаковым для города и села нормативами.

Сельским жителям, которые работают в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, выделяется половина государственных рыночных лимитов на автотранспорт и 90 процентов - на строительные материалы. Гарантируется первоочередной продаже им сельскохозяйственной техники, инвентаря и других товаров.

Обоснована необходимость сельских жителей в топливе обеспечивается в полном объеме. 



Статья 14. Мероприятия по улучшению демографической ситуации на селе

 Государство обеспечивает проведение демографической политики по изменению миграционных процессов в интересах села, создание социально-экономических условий для повышения рождаемости и всестороннего развития семьи путем введения системы льгот. Порядок их предоставления и размеры устанавливаются Правительством.
 
раздел IV
 
ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ товарообмена И ЦЕНЫ


Статья 15. Политика цен для села

Политика цен направляется на постоянное соблюдение эквивалентного обмена между сельским хозяйством и промышленностью, другими отраслями народного хозяйства. 

Статья 16. Компенсация дополнительных расходов предприятий, не входящих в агропромышленный комплекс

Дополнительные производственные расходы, понесенные предприятиями металлургии, энергетики, строительного, машиностроительного и других профилей в связи со структурной перестройкой их производства для агропромышленного комплекса, компенсируются государством. 

Статья 17. Гарантии прав производителя (владельца) на свою продукцию

Коллективным сельскохозяйственным предприятиям, совхозам, другим государственным и фермерским и личным хозяйствам гарантируются самостоятельность в определении направления производственной деятельности и право полной собственности на свою продукцию, им предоставляется право на добровольное (на договорной основе) принятие государственного заказа на продукцию или на свободную торговлю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Производителям (владельцам) продукции сельского хозяйства и промышленности агропромышленного комплекса гарантируется право свободного выбора партнеров по централизованными формами заготовок и прямых связей (государственных, кооперативных) на договорной основе.

раздел V

Взаимоотношения с бюджетом 

Статья 18. Кредитные отношения и списания задолженности по ссудам банка

 Процентные ставки по кредитам, полученные предприятиями и организациями агропромышленного комплекса до 1 сентября 1990 года, не изменяются.

Все виды ссуд банка, полученные на строительство объектов социальной сферы в сельской местности (независимо от сроков их получения, а также от того, входят ли входят коллективные сельскохозяйственные предприятия и совхозы в агропромышленные формирования), подлежат списанию.

Статья 19. Льготы по налогам и другим отчислений

 Доходы предприятий (объединений) и организаций агропромышленного комплекса по обслуживанию сельскохозяйственного производства, предприятий по добыче торфа, совхозов по выращиванию цветочно-декоративных растений облагаются по ставке, уменьшенной на 50 процентов.
  
Вновь созданные фермерские хозяйства освобождаются от налогообложения на 3 года. В трудонедостаточных селах - на 5 лет (кроме земельного налога).
 
 
{Часть четвертая статьи 19 исключен на основании Закона N 2756-VI от 02.12.2010}
 
{Часть пятая статьи 19 исключен на основании Закона N 2756-VI от 02.12.2010}
 
За работниками коллективных сельскохозяйственных предприятий (включая кооперативы по производству сельскохозяйственной продукции, союза крестьян и другие агроформирования), созданных на базе колхозов, сохраняется порядок налогообложения доходов и фонда оплаты труда, установленный соответственно для колхозников и колхоз


Статья 20. Налогообложение промышленных и других предприятий и организаций, не входящих в агропромышленный комплекс

 Доходы промышленных и других предприятий и организаций, не входящих в агропромышленный комплекс, полученные от производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, их филиалов (цехов), подсобных промыслов, расположенных в сельской местности, облагаются по ставке, уменьшенной на 50 процентов.
 
Для создания указанных предприятий (филиалов, цехов, подсобных промыслов) кредиты предоставляются на льготных условиях, и первые три года деятельности они освобождаются от налогообложения.
 
В случае прекращения деятельности таких предприятий до истечения четырехлетнего срока сумма налога исчисляется в полном размере, установленном для этого вида предприятий и организаций, за весь период их деятельности.
 
 
раздел VI
 
НАУЧНОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Статья 21. Научных исследований по проблемам развития села и агропромышленного комплекса

 Научных исследований по проблемам социального развития села и агропромышленного производства осуществляется в основном за счет государственного бюджета.
 
Исследовательские и опытно-экспериментальные хозяйства являются самостоятельными в определении своей хозяйственной деятельности, развития связей с промышленными предприятиями и зарубежными партнерами. Доходы от освоения научно-технических нововведений в агропромышленном производстве в течение 5 лет не облагаются.


Статья 22. Квота приема сельской молодежи в высшие учебные заведения

 Во всех высших учебных заведениях (университетах, институтах), колледжах, техникумах и т.д. устанавливается квота приема сельской молодежи, которая является обязательной для исполнения. Порядок и условия квотирования, а также использование выпускников определяются Правительством.
 
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и рабочих кадров для производственной и социальной сферы села в государственных учебных заведениях осуществляется за счет государственного и местного бюджетов, а также на основании договоров между учебными заведениями, предприятиями, организациями.
 
Переподготовка и повышение квалификации специалистов, рабочих кадров являются обязательными и осуществляются периодически в сроки, определенные государственными органами. В случае невыполнения договоров о переподготовку и повышение квалификации работников коллективные сельскохозяйственные предприятия, совхозы, другие государственные предприятия, фермерские хозяйства возмещают материальные затраты в государственный и местный бюджеты в порядке, определенном Правительством.
 
 
{Статью 23 исключено на основании Закона N 2756-VI от 02.12.2010}
 
раздел VII
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА


Статья 24. Ответственность за выполнение Закона

Ответственность за выполнение данного Закона возлагается на Кабинет Министров Украины и органы местного и регионального самоуправления. 

Статья 25. Обязательность учета положений Закона при разработке и принятии других законодательных и нормативных актов

 Положения Закона Украины "О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве" являются обязательными при разработке и принятии других законодательных и нормативных актов.


Председатель Верховной Рады Украинской ССР Л.КРАВЧУК
м. Киев, 17 октября 1990
N 40