Закон Украины О защите растений
Статья 1. Определение терминов
В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:
защита растений - комплекс мероприятий, направленных на уменьшение потерь урожая и предотвращение ухудшения состояния растений сельскохозяйственного и другого назначения, многолетних и лесных насаждений, деревьев, кустарников, растительности закрытого грунта, продукции растительного происхождения из-за вредителей, болезни и сорняки;
вредители - виды животных (насекомые, клещи, микроорганизмы, нематоды, грызуны), способные причинить вред растениям, кустарникам, деревьям, продукции растительного происхождения, убытки от которой экономически целесообразно отвлечь; {Абзац третий статьи 1 в редакции Закона N 3042-VI от 17.02.2011}
болезни - нарушение нормального обмена веществ в растении под влиянием фитопатогенов (вирусы, бактерии, грибы) или неблагоприятных условий среды;
сорняки - нежелательная растительность в угодьях, посевах, насаждениях культурных растений, конкурирующей с ними за свет, воду, питательные вещества, а также способствует распространению вредителей и болезней;
вредные организмы - вредители, возбудители болезней и сорняки;
особый режим защиты растений - особый правовой режим деятельности местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, направленный на локализацию и ликвидацию особо опасных вредителей и болезней в пределах населенного пункта, района, области, нескольких областей;
фитосанитарное состояние - совокупность вредных организмов, уровень их численности, интенсивности развития и потенциальной угрозы;
фитосанитарная диагностика - принципы, методы, признаки, технические средства, с помощью которых определяются виды насекомых, клещей, нематод, грызунов, сорняков и болезней растений;
прогноз - предвидение уровня распространения и развития насекомых, клещей, нематод, грызунов, сорняков и болезней растений;
методы защиты растений - способы, с помощью которых осуществляется защита растений (организационно-хозяйственные, агротехнические, селекционные, физические, биологические, химические и другие);
интегрированная защита растений - комплексное применение методов для долгосрочного регулирования развития и распространения вредных организмов в неощутимого хозяйственного уровня на основе прогноза, экономических порогов вредоносности, действия полезных организмов, энергосберегающих и природоохранных технологий, обеспечивающих надежную защиту растений и экологическое равновесие окружающей среды;
средства защиты растений - препараты, содержащие одну или несколько действующих веществ и используются в целях защиты растения или продукции растениеводства от вредных организмов и уничтожения нежелательных растений или отдельных частей растений;
регламенты хранения, транспортировки, применения и торговли средствами защиты растений - совокупность требований к хранению, транспортировке, применение и торговли средствами защиты растений; {Абзац четырнадцатый статьи 1 в редакции Закона N 3042-VI от 17.02.2011}
{Абзац пятнадцатый статьи 1 исключено на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
{Абзац шестнадцатый статьи 1 исключено на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
{Абзац семнадцатый статьи 1 исключено на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
рыночный надзор - постоянное наблюдение за соответствием сельскохозяйственной продукции и сырья растительного происхождения, введенных в обращение, техническим регламентам, полнотой и достоверностью информации о такой продукции. {Статья 1 дополнена абзацем восемнадцатым согласно Закону N 3042-VI от 17.02.2011}
Статья 2. Законодательство Украины о защите растений
Отношения в области защиты растений регулируются этим Законом, законами Украины "О пестицидах и агрохимикатах", другими нормативно-правовыми актами.
раздел II
Государственное регулирование в сфере ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ
Статья 3. Основные принципы государственной политики в сфере защиты растений
Основными принципами государственной политики в сфере защиты растений являются:
формирования единой государственной политики в сфере защиты растений;
осуществление государственного контроля за защитой растений;
определение целесообразности осуществления мероприятий по защите растений;
приоритетность применения интегрированных и других экологически безопасных мероприятий по защите растений;
обеспечения безопасности здоровья человека и охраны окружающей среды при осуществлении мероприятий по защите растений.
Статья 4. Основные требования по защите растений
Основными требованиями по защите растений являются:
соблюдения технологии выращивания растений сельскохозяйственного и другого назначения, многолетних и лесных насаждений, деревьев, кустарников, растительности закрытого грунта;
экологическое и экономическое обоснование целесообразности защиты растений от вредных организмов;
обязательность осуществления мероприятий по защите растений предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и гражданами, деятельность которых связана с пользованием землей, лесом, водными объектами, выращиванием растений сельскохозяйственного и другого назначения, многолетних и лесных насаждений, деревьев, кустарников, растительности закрытого грунта, а также реализацией, переработкой, хранением и использованием растений и продукции растительного происхождения;
строгое соблюдение регламентов хранения, транспортировки, торговли и применения средств защиты растений; {Абзац пятый статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3042-VI от 17.02.2011}
сохранение полезной флоры и фауны;
недопущения повреждения растений, ухудшения их состояния и загрязнения продукции растительного происхождения и окружающей среды средствами защиты растений.
Статья 5. Фитосанитарная диагностика, надзор и прогноз развития и распространения вредных организмов
Фитосанитарная диагностика и надзор за развитием, распространением и вредоносность вредных организмов осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере защиты растений.
Надзор за фитосанитарным состоянием угодий, посевов, насаждений, растительности закрытого грунта осуществляют предприятия, учреждения, организации всех форм собственности и граждане, деятельность которых связана с пользованием землей, лесом, водными объектами, выращиванием растений сельскохозяйственного и другого назначения, многолетних и лесных насаждений, деревьев, кустарников, растительности закрытого грунта, а также реализацией, переработкой, хранением и использованием растений и продукции растительного происхождения;
Прогноз развития и распространения вредных организмов осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере защиты растений, вместе с научно-исследовательскими учреждениями.
Статья 6. Основные задачи государственного контроля в сфере защиты растений
Основными задачами государственного контроля в сфере защиты растений являются:
организация обследования сельскохозяйственных и других угодий, посевов, насаждений, растительности закрытого грунта, разработка прогнозов, выявление и своевременное информирование о наличии и развитие вредителей и болезней растений, а также сорняков;
проведение предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и гражданами, деятельность которых связана с защитой растений, систематических обследований угодий, посевов, насаждений, растительности закрытого грунта, а также продукции растительного происхождения на заселенность и заражения их вредными организмами;
предотвращения массового размножению и распространению вредных организмов;
своевременное осуществление рекомендуемых мероприятий по защите растений, соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и гражданами установленных регламентов применения средств защиты растений;
своевременное проведение профилактических и истребительных мероприятий по борьбе с вредителями в местах хранения запасов продукции растительного происхождения.
{Абзац седьмой статьи 6 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
Статья 7. Органы, осуществляющие государственную политику в сфере защиты растений
Государственная политика в сфере защиты растений осуществляется Кабинетом Министров Украины, Правительством Автономной Республики Крым, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере карантина растений, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере защиты растений. {Статья 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.20
Статья 8. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере защиты растений
К полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере защиты растений относятся:
осуществление государственной политики;
{Абзац третий статьи 8 исключен на основании Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
обеспечение разработки и выполнения общегосударственных и межгосударственных целевых программ по защите растений;
введение на территории Украины особого режима защиты растений в случае массового развития и распространения особо опасных вредных организмов;
руководство внешними связями Украины;
выполнение других функций в соответствии с законами Украины.
Статья 9. Полномочия местных органов исполнительной власти в сфере защиты растений
К полномочиям местных органов исполнительной власти в сфере защиты растений относятся:
осуществление контроля за проведением предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и гражданами мероприятий по защите растений и содействие государственным фитосанитарным инспекторам в выполнении ими служебных обязанностей; {Абзац второй статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
создание чрезвычайных комиссий по борьбе с особо опасными вредными организмами в случае их массового размножения и распространения;
внедрение в пределах компетенции особого режима защиты растений на период массового развития и распространения особо опасных вредных организмов.
Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления в сфере защиты растений
Органы местного самоуправления осуществляют полномочия в сфере защиты растений в соответствии с Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине".
Статья 11. Должностные лица, обеспечивающие осуществление полномочий в сфере защиты растений
Осуществление полномочий в сфере защиты растений возлагается на Главного государственного фитосанитарного инспектора Украины, главных государственных фитосанитарных инспекторов в Автономной Республике Крым, областях, их заместителей и государственных фитосанитарных инспекторов. {Статья 11 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1628-IV от 16.10.2012}
Статья 12. Компетенция центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере защиты растений, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере защиты растений
К компетенции центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере защиты растений, относятся:
осуществление нормативно-правового обеспечения в сфере защиты растений;
организация внедрения экологически безопасных для человека и окружающей среды методов и мероприятий по защите растений;
участие в разработке общегосударственных и межгосударственных целевых программ защиты растений;
организация разработки региональных целевых программ защиты растений;
решение других вопросов, определенных законами Украины и возложенными на него актами Президента Украины.
К компетенции центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере защиты растений, относятся:
внедрение интегрированной системы защиты растений;
{Абзац третий части второй статьи 12 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
осуществление государственного контроля за своевременным проведением предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и гражданами мероприятий по защите растений, соблюдением регламентов применения средств защиты растений; {Абзац четвертый части второй статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1193-VII от 09.04.2014}
{Абзац пятый части второй статьи 12 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
участие во внедрении в практику защиты растений достижений науки, техники и экологически безопасных для человека и окружающей среды методов и мероприятий по защите растений;
осуществление государственного контроля за соответствием требованиям сертификатов качества средств защиты растений, в том числе пестицидов, которые завозятся в Украину, а также за соблюдением регламентов их применения;
{Абзац восьмой части второй статьи 12 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
решение других вопросов, определенных законами Украины и возложенных на него актами Президента Украины.
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере защиты растений, осуществляет свою деятельность совместно с другими центральными органами исполнительной власти, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
{Часть четвертую статьи 12 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
{Статья 12 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1628-IV от 16.10.2012}
{Статью 13 исключено на основании Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
Статья 14. Порядок введения особого режима защиты растений
Особый режим защиты растений вводится на территории населенного пункта, района, области, нескольких областей в случае массового развития и распространения особо опасных вредных организмов и необходимости в дополнительных мерах и ресурсах по их локализации и ликвидации.
В случае массового развития и распространения особо опасных вредных организмов главные государственные фитосанитарные инспекторы (или их заместители) в течение суток после обнаружения массового распространения особо опасных вредных организмов вносят представления о введении особого режима защиты растений в соответствующий орган местного самоуправления, местного органа исполнительной власти или Кабинета Министров Украины. {Часть вторая статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
Территория особого режима защиты растений устанавливается в пределах населенного пункта, района, области соответствующим органом местного самоуправления или местным органом исполнительной власти, а в пределах нескольких областей - Кабинетом Министров Украины.
Орган, принявший решение о введении или снятия особого режима защиты растений, немедленно сообщает об этом предприятия, учреждения и организации, расположенные на соответствующей территории, и граждан, проживающих на этой территории.
В решении о введении особого режима защиты растений указываются:
обстоятельства, послужившие причиной введения особого режима защиты растений;
границы территории, на которой вводится особый режим защиты растений;
период, на который вводится особый режим защиты растений;
перечень особо опасных вредных организмов и меры по их локализации и ликвидации.
Статья 15. Мероприятия, осуществляемые на территории с особым режимом защиты растений
На территории с особым режимом защиты растений осуществляются следующие мероприятия:
обезвреживания особо опасных вредных организмов;
привлечения и использования государственных ресурсов (научных, материальных и т.п.), а также ресурсов предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждан для локализации и ликвидации особо опасных вредных организмов с предыдущим возмещением им понесенных расходов;
другие мероприятия.
Статья 16. Права Главного государственного фитосанитарного инспектора Украины, главных государственных фитосанитарных инспекторов и государственных фитосанитарных инспекторов
{Название статьи 16 в редакции Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
Главный государственный фитосанитарный инспектор Украины, главные государственные фитосанитарные инспекторы и государственные фитосанитарные инспекторы имеют право: {Абзац первый части первой статьи 16 в редакции Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
требовать от предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждан, деятельность которых связана с защитой растений, соблюдения законодательства о защите растений;
беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, организации всех форм собственности и граждан, деятельность которых связана с пользованием землей, лесом, водными объектами, выращиванием растений сельскохозяйственного и другого назначения, многолетних и лесных насаждений, деревьев, кустарников, растительности закрытого грунта, а также с реализацией, переработкой, хранением и использованием растений и сельскохозяйственной продукции и сырья растительного происхождения, с целью проверки соблюдения законодательства о защите растений и в установленном порядке отбирать образцы почвы, воды, семян, растений, сельскохозяйственной продукции и сырья растительного происхождения и других материалов для проведения фитосанитарной диагностики; {Абзац третий части первой статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1193-VII от 09.04.2014}
ограничивать, временно запрещать или приостанавливать деятельность предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждан в случае нарушения ими требований технологии и нормативно-правовых актов по вопросам защиты растений;
определять и регулировать объемы работ, связанных с защитой растений, согласно фитосанитарного состояния;
запрещать реализацию средств защиты растений, которые не соответствуют требованиям относительно их качества;
требовать отстранения от работ лиц, деятельность которых непосредственно связана с транспортировкой, хранением, применением и торговлей средствами защиты растений, а также работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, физических лиц - предпринимателей, которые организуют выполнение таких работ, которые не имеют допуска и удостоверения на право проведения работ, связанных с транспортировкой, хранением, применением и торговлей средствами защиты растений;
согласовывать (удостоверять) санитарные паспорта на складские помещения для хранения и торговли средствами защиты растений в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере защиты растений; {Абзац восьмой части первой статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
получать от министерств, других центральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждан необходимую информацию по вопросам защиты растений;
выдавать обязательные для выполнения распоряжения (предписания) о проведении предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и гражданами профилактических и истребительных мероприятий по защите растений;
{Абзац одиннадцатый части первой статьи 16 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
{Абзац двенадцатый части первой статьи 16 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
{Абзац тринадцатый части первой статьи 16 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
{Абзац четырнадцатый части первой статьи 16 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
{Абзац пятнадцатый части первой статьи 16 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
рассматривать дела и налагать административные взыскания на лиц, виновных в нарушении законодательства о защите растений, а именно:
Главный государственный фитосанитарный инспектор Украины и его заместители: {Абзац семнадцатый части первой статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
на граждан - до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан;
на должностных лиц - до девяноста необлагаемых минимумов доходов граждан;
главные государственные фитосанитарные инспекторы Автономной Республики Крым, областей и их заместители: {Абзац двадцатый части первой статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
на граждан - до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан;
на должностных лиц - до девяноста необлагаемых минимумов доходов граждан;
главные государственные фитосанитарные инспекторы районов: {Абзац двадцать третий части первой статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
на граждан - до сорока необлагаемых минимумов доходов граждан;
на должностных лиц - до семидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
Уплата штрафа не освобождает виновных от возмещения вреда, причиненного в результате невыполнения мероприятий по защите растений. {Статья 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 141-V от 17.02.2011}
{Статья 16-1 исключена на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
{Статья 16-2 исключена на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
Статья 17. Обязанности Главного государственного фитосанитарного инспектора Украины, главных государственных фитосанитарных инспекторов и государственных фитосанитарных инспекторов
{Название статьи 17 в редакции Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
Главный государственный фитосанитарный инспектор Украины, главные государственные фитосанитарные инспекторы и государственные фитосанитарные инспекторы обязаны: {Абзац первый статьи 17 в редакции Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
{Абзац второй статьи 17 исключен на основании Закона N 5462-VI от 16.10.2012}
прогнозировать развитие и распространение вредных организмов;
своевременно информировать органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, а также предприятия, учреждения, организации всех форм собственности и граждан, деятельность которых связана с пользованием землей, лесом, водными объектами, выращиванием, реализацией, переработкой, хранением и использованием растений и продукции растительного происхождения, о фитосанитарном состоянии, сроки и методы проведения защитных мероприятий;
осуществлять контроль за выполнением общегосударственных, межгосударственных, региональных целевых программ защиты растений;
внедрять безопасные для здоровья человека и охраны окружающей среды интегрированы и другие системы защиты растений;
определять обстоятельства, границы территории, введении особого режима защиты растений и мероприятия по локализации и ликвидации особо опасных вредных организмов, а также привлекать в установленном законодательством порядке для этих целей ресурсы государства, а также ресурсы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждан с предыдущим возмещением им понесенных расходов;
вносить в течение суток в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления представления о введении особого режима и соответствующих мер защиты растений;
в пределах компетенции вести баланс потребностей в средствах защиты растений по ассортименту и объемам их производства в Украине и закупки по импорту. {Абзац девятый статьи 17 в редакции Закона N 3042-VI от 09.04.2014}
{Абзац десятый статьи 17 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
{Абзац одиннадцатый статьи 17 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
Статья 18. Права и обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере защиты растений
Предприятия, учреждения, организации всех форм собственности и граждане в сфере защиты растений имеют право:
получать в установленном порядке полную и достоверную информацию о появлении, распространение, развитие вредных организмов и их вредоносность;
участвовать в разработке и обсуждении проектов целевых программ защиты растений, вносить предложения по этим вопросам в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере защиты растений;
на возмещение убытков, причиненных им в результате нарушения законодательства о защите растений.
Предприятия, учреждения, организации всех форм собственности и граждане обязаны в сфере защиты растений:
проводить систематические обследования угодий, посевов, насаждений, продукции растительного происхождения, хранилищ и т.п. и в случае выявления распространения вредных организмов информировать об этом центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере защиты растений;
соблюдать технологии выращивания растений сельскохозяйственного и иного назначения;
допускать к работам, связанным с транспортировкой, хранением, применением средств защиты растений, их торговлей, только лиц, прошедших согласно настоящему Закону специальную подготовку и имеют на то соответствующее удостоверение и допуск, которые выдаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере защиты растений, ежегодно; {Часть вторая статьи 18 дополнена абзацем согласно Закону N 1628-IV от 17.02.2011}
{Абзац пятый части второй статьи 18 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
{Абзац шестой части второй статьи 18 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
{Абзац седьмой части второй статьи 18 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
своевременно проводить комплекс профилактических и истребительных мероприятий по борьбе с вредителями, болезнями и сорняками;
выполнять регламенты хранения, транспортировки и применения средств защиты растений;
использовать соответствующую технику, оборудование и средства общественной и личной безопасности;
возмещать предприятиям, учреждениям, организациям всех форм собственности и гражданам нанесенный им ущерб в установленном законодательством порядке;
содействовать государственным фитосанитарным инспекторам в выполнении возложенных на них обязанностей. {Абзац двенадцатый части второй статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
Статья 19. Гарантии деятельности должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области защиты растений
Главный государственный фитосанитарный инспектор Украины, главные государственные фитосанитарные инспекторы, государственные фитосанитарные инспекторы в своей деятельности независимы и руководствуются Конституцией Украины от 16.10.2012}
Решение государственного фитосанитарного инспектора, принятое в пределах его полномочий, является обязательным к исполнению. {Часть вторая статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.2012}
Оскорбление лица, осуществляющего государственный контроль в сфере защиты растений, а также сопротивление, угрозы, насилие и другие действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность, установленную законом.
Имущественный ущерб, причиненный лицу, осуществляющему государственный контроль в сфере защиты растений, в связи с исполнением им служебных обязанностей, компенсируется в полном объеме за счет средств Государственного бюджета Украины с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Использование специалистов по защите растений для выполнения работ, не связанных с защитой растений, запрещается, если иное не предусмотрено законами Украины.
Любые указания должностных лиц не могут быть основанием для незаконных действий или бездействия специалистов по защите растений.
Статья 20. Социальная и правовая защита специалистов по защите растений
Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации всех форм собственности обеспечивают специалистам по защите растений надлежащие производственные и жилищные условия, а также медицинское и транспортное обслуживание.
Специалисты по защите растений подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании. {Часть вторая статьи 20 в редакции Закона N 77-VIII от 28.12.2014}
{Часть третья статьи 20 исключен на основании Закона N 77-VIII от 28.12.2014}
Специалистам по защите растений, которые проживают и работают по специальности в сельской местности, поселках городского типа, в соответствии с законодательством предоставляется право на бесплатное пользование жильем, отоплением и освещением, льготное кредитование на обзаведение хозяйством, на строительство индивидуальных жилых домов, приобретение скота. Это право сохраняется за специалистами по защите растений - пенсионерами, которые работали в сфере защиты растений в сельской местности и проживают там.
Льготы на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, предоставляются при условии, если размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, который дает право на налоговую социальную льготу, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. {Статья 20 дополнена частью по закону N 107-VI от 28.12.2014}
Специалисты по защите растений для выполнения служебных обязанностей обеспечиваются служебными транспортными средствами. В случае использования ими личного автомобильного транспорта в служебных целях им выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.
Моральное и материальное поощрение, надбавки к заработной плате за вредные условия труда, сверхурочные работы специалистов по защите растений осуществляются в соответствии с законодательством.
раздел III
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ
РАСТЕНИЙ. Возмещение ущерба, Рассмотрение споров
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ
Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства о защите растений
Нарушение законодательства о защите растений влечет за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законом.
Ответственность за нарушение законодательства о защите растений несут лица, виновные в:
распространении вредных организмов в результате нарушения технологии выращивания или хранения растений сельскохозяйственного и иного назначения;
распространении вредных организмов в результате несвоевременного проведения комплекса профилактических и истребительных мероприятий по борьбе с вредителями, болезнями и сорняками;
экологически необоснованном осуществлении защиты растений;
несоблюдении требований нормативно-правовых актов по вопросам защиты растений, что привело или может привести к повреждению, ухудшению состояния растений и качества продукции растительного происхождения, а также загрязнение окружающей среды;
неуведомлении (сокрытии) или предоставлении ложной информации об угрозе посевам, древесным насаждениям, другой растительности открытого и закрытого грунта, а также продукции растительного происхождения от вредных организмов;
ввозе на территорию Украины, реализации и применении средств защиты растений, веществ и сырья для их изготовления, не прошедших государственных испытаний и регистрации, а также в торговле средствами защиты растений, срок годности которых истек;
несоблюдении правил торговли средствами защиты растений;
уклонении от предъявления или непредставлении средств защиты растений, сельскохозяйственной продукции и сырья растительного происхождения для проведения их досмотра; {Абзац девятый части второй статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1193-VII от 09.04.2014}
{Абзац десятый части второй статьи 21 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
{Абзац одиннадцатый части второй статьи 21 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
непрохождении специальной подготовки и неполучении соответствующего допуска и удостоверения на право проведения работ, связанных с транспортировкой, хранением, применением и торговлей средствами защиты растений;
нарушении регламентов хранения, транспортировки, применения и торговли средствами защиты растений;
{Абзац четырнадцатый части второй статьи 21 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
невыполнении законных требований должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за соблюдением законодательства о защите растений.
Законами Украины может быть установлена ответственность и за другие виды нарушений в сфере защиты растений. {Статья 21 в редакции Закона N 3042-VI от 17.02.20
Статья 22. Возмещение убытков, причиненных в результате нарушения законодательства о защите растений
Предприятия, учреждения, организации всех форм собственности и граждане, которые своими действиями или бездействием способствовали распространению вредных организмов, возмещают нанесенный ущерб в соответствии с законодательством Украины.
Статья 23. Рассмотрение споров по вопросам защиты растений
Споры, возникающие в сфере защиты растений, решаются судом в установленном законодательством порядке.
раздел IV
НАУЧНОЕ, финансовое и материально-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ
Статья 24. Профессиональная деятельность в области защиты растений
Профессиональной деятельностью в сфере защиты растений могут заниматься граждане, имеющие высшее образование соответствующего уровня и профессионального направления.
На предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности работы, связанные с защитой растений, проводятся работниками, прошедшими соответствующую подготовку по технологии защиты растений, и только под непосредственным руководством специалистов по защите растений.
Граждане, которым земельные участки принадлежат на праве собственности или праве пользования и занимающихся выращиванием сельскохозяйственных и других растений и насаждений, должны быть знакомы с средствами защиты растений и технологии их применения. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере защиты растений, должен помогать им в этом. {Часть третья статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.20
Статья 25. Подготовка кадров, повышение квалификации, переподготовка и аттестация специалистов по защите растений
Подготовка специалистов по защите растений осуществляется на факультетах защиты растений в высших сельскохозяйственных учебных заведениях.
Последипломное обучение специалистов по защите растений осуществляется на факультетах защиты растений, курсах повышения квалификации в высших учебных заведениях, учебных комбинатах (центрах), школах и на специализированных курсах.
Периодичность повышения квалификации - не реже одного раза в 5 лет.
Подготовка и переподготовка, повышение квалификации кадров массовых профессий, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, фермерских хозяйств, которые проводят работы, связанные с защитой растений, осуществляются в учебных комбинатах (центрах), на специализированных курсах. {Часть четвертая статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Законам N 141-V от 16.10.2012}
Плата за обучение специалистов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере защиты растений осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, а специалистов сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, фермерских хозяйств и тех, которые работают на принципах предпринимательства, - за счет средств этих предприятий, учреждений, организаций и хозяйств или же за счет собственных средств. {Часть пятая статьи 25 в редакции Закона N 1628-IV от 18.03.2004}
Специалисты центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере защиты растений, подлежащих аттестации в установленном законодательством порядке. По результатам аттестации определяются в соответствии работника занимаемой должности, уровень его квалификации, категория, а также устанавливается должностной оклад согласно законодательству Украины.
Статья 26. Научное обеспечение защиты растений
Научное обеспечение защиты растений осуществляется Национальной академией наук Украины, Национальной академией аграрных наук Украины, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере защиты растений, через сеть научных и научно-исследовательских учреждений и организаций. {Статья 26 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI от 16.10.20
Статья 27. Финансирование мероприятий по защите растений
Финансирование мероприятий по защите растений осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, средств предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, граждан и других не запрещенных законами Украины источников.
Финансирование разработки и выполнения общегосударственных, межгосударственных, региональных целевых программ защиты растений, меры по распространению, локализации и ликвидации карантинных и особо опасных вредных организмов, а также контрольные обследования сельскохозяйственных угодий осуществляются за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, а также за счет средств предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждан.
Статья 28. Финансирование и материально-техническое обеспечение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере защиты растений
Финансирование и материально-техническое обеспечение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере защиты растений, осуществляется за счет средств общего и специального фондов Государственного бюджета Украины.
{Часть вторая статьи 28 исключен на основании Закона N 191-VIII от 12.02.2015}
(Статья 28 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1628-IV от 18.03.2004)
Статья 29. Международное сотрудничество в области защиты растений
Украина принимает участие в международном сотрудничестве в сфере защиты растений на основе многосторонних и двусторонних соглашений.
Участие Украины в международном сотрудничестве в сфере защиты растений осуществляется в порядке, установленном законодательством Украины, путем:
проведение совместных научных исследований;
разработка и реализации международных программ по защите растений;
осуществление взаимного обмена информацией в области защиты растений, изучение международного опыта;
проведения и участия в международных конференциях, конгрессах, симпозиумах, выставках и тому подобное.
Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Заключительные положения
раздел V
Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины в 1 февраля 1999:
подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению законов Украины в соответствие с Законом Украины "О защите растений";
привести в соответствие с настоящим Законом свои нормативно-правовые акты;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти Украины их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Президент Украины Л.КУЧМА
м. Киев, 14 октября 1998
N 18