1. Государственное бюро расследований является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительную деятельность с целью предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, отнесенных к его компетенции.
1. Государственное бюро расследований в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, этим и другими законами Украины, а также другими нормативно-правовыми актами, принятыми на их основе.
2. Действие Закона Украины "О центральных органах исполнительной власти" и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность органов исполнительной власти, распространяется на Государственное бюро расследований в части, не противоречащей настоящему Закону.
1. Государственное бюро расследований организуется и действует на основе:
1) верховенства права, согласно которому человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью, а права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства;
2) законности;
3) справедливости;
4) беспристрастности;
5) независимости и ответственности каждого работника Государственного бюро расследований
6) открытости и прозрачности деятельности Государственного бюро расследований для общества и демократического гражданского контроля, подотчетности и подконтрольности определенным законом государственным органам. Государственное бюро расследований действует гласно в той мере, не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям уголовного процессуального законодательства и законодательства о государственной тайне;
7) политической нейтральности и внепартийности. Использование Государственного бюро расследований в партийных, групповых или личных интересах не допускается. Деятельность политических партий в Государственном бюро расследований запрещается;
8) единоначалия в сочетании с коллективным способом реализации отдельных полномочий Государственного бюро расследований. Принцип единоначалия не возражает принципа процессуальной самостоятельности следователя органа Государственного бюро расследований.
1. Независимость Государственного бюро расследований от незаконного вмешательства в его деятельность гарантируется, в частности, определенными этим и другими законами:
1) специальным статусом Государственного бюро расследований, особым порядком определения его общей структуры, финансирования и организационного обеспечения деятельности;
2) особым порядком отбора, назначение и освобождение Директора Государственного бюро расследований, первого заместителя директора Государственного бюро расследований и заместителя директора Государственного бюро расследований, а также исчерпывающим, определенным законом, перечнем оснований для прекращения их полномочий;
3) порядком осуществления полномочий Государственным бюро расследований и его работниками;
4) коллегиальным принятием наиболее важных решений руководством Государственного бюро расследований
5) запретом незаконного вмешательства в осуществление полномочий работников Государственного бюро расследований
6) надлежащей оплате труда работников Государственного бюро расследований и социальными гарантиями;
7) правовой защитой и обеспечением личной безопасности работников Государственного бюро расследований, их близких родственников.
2. Запрещается незаконное вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, политических партий, общественных объединений, других физических или юридических лиц в деятельность Государственного бюро расследований.
Любые указания, предложения, требования, поручения, направленные в Государственный бюро расследований и его работников, касающихся вопросов досудебного расследования в конкретных уголовных производствах, являются неправомерными и не подлежат выполнению. В случае получения такого указания, требования, поручения и т.д. работник Государственного бюро расследований безотлагательно информирует об этом в письменной форме Директора Государственного бюро расследований.
1. Государственное бюро расследований решает задачи по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию:
1) преступлений, совершенных должностными лицами, которые занимают особо ответственное положение согласно части первой статьи 9 Закона Украины "О государственной службе", лицами, должности которых отнесены к первой - третьей категорий должностей государственной службы, судьями и работниками правоохранительных органов, кроме случаев, когда эти преступления отнесены к подследственности детективов Национального антикоррупционного бюро Украины;
2) преступлений, совершенных должностными лицами Национального антикоррупционного бюро Украины, заместителем Генерального прокурора - руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры или другими прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры, кроме случаев, когда досудебное расследование этих преступлений отнесено к подследственности детективов подразделения внутреннего контроля Национального антикоррупционного бюро Украины;
3) преступлений против установленного порядка несения военной службы (военных преступлений), кроме преступлений, предусмотренных статьей 422 Уголовного кодекса Украины.
1. Государственное бюро расследований в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции:
1) участвует в формировании и реализации государственной политики в сфере противодействия преступности, вносит соответствующие предложения на рассмотрение Кабинета Министров Украины;
2) осуществляет информационно-аналитические мероприятия по установлению системных причин и условий проявлений организованной преступности и других видов преступности, противодействие которым отнесено к компетенции Государственного бюро расследований, принимает меры к их устранению;
3) прекращает и раскрывает преступления, расследование которых отнесено к компетенции Государственного бюро расследований
4) осуществляет оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование преступлений, отнесенных к подследственности Государственного бюро расследований, по основаниям и в порядке, установленных законом;
5) осуществляет розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда за преступления, расследование которых отнесено к подследственности Государственного бюро расследований
6) использует гласных и негласных штатных и внештатных работников по основаниям и в порядке, установленных законом, соблюдая условия добровольности и конфиденциальности этих отношений, материально и морально поощряет лиц, оказывающих помощь в предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании преступлений, отнесенных к подследственности Государственного бюро расследований
7) разрабатывает и утверждает методику расследования отдельных видов преступлений;
8) принимает меры по возмещению причиненного государству ущерба и вреда, обеспечивает возможности для конфискации средств и другого имущества, полученного в результате совершения преступлений, в порядке, определенном законодательством;
9) принимает меры для возвращения в Украину из-за границы средств и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, отнесенных к подследственности Государственного бюро расследований
10) исключительно с целью осуществления своих полномочий имеет доступ как пользователь к информационным системам органов государственной власти, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины, самостоятельно создает информационные системы и ведет оперативный учет в объеме и порядке, которые определяются задачами, возложенными на Государственное бюро расследований, с соблюдением законодательства о защите персональных данных;
11) организует обеспечение личной безопасности лиц рядового и начальствующего состава, государственных служащих Государственного бюро расследований и других определенных законом лиц, а также защиту лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, от противоправных посягательств;
12) обеспечивает работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников Государственного бюро расследований, участвует в формировании государственного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в соответствующих сферах;
13) осуществляет выполнение запросов об оказании правовой помощи, поступившие от компетентных органов иностранных государств;
14) разрабатывает предложения к проектам международных договоров Украины и обеспечивает соблюдение и выполнение обязательств, взятых по международным договорам Украины;
15) осуществляет сотрудничество с полицейскими и другими соответствующими органами иностранных государств в соответствии с законами и международными договорами Украины;
16) обеспечивает в соответствии с законодательством соблюдения режима охраняемой законом тайны и другой информации с ограниченным доступом, а также определенного законом порядка опубликования и предоставления доступа к публичной информации;
17) отчитывается о своей деятельности в порядке, определенном настоящим Законом, и информирует общество о результатах своей работы;
18) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
1. Государственное бюро расследований и его уполномоченные должностные лица в целях выполнения возложенных на них задач:
1) осуществляют на основаниях и в порядке, установленных законом, гласные и негласные оперативно-розыскные, оперативно-розыскную деятельность, следователи (розыскные) и негласные следственные (розыскные) действия с целью предотвращения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, отнесенных к подследственности Государственного бюро расследований;
2) безвозмездно получают в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украины, по письменным запросам директора Государственного бюро расследований, его уполномоченного заместителя, директора территориальных органов Государственного бюро расследований или их уполномоченных заместителей информацию, необходимую по делам о преступлениях, находящихся в производстве Государственного бюро расследований , в том числе из автоматизированных информационных и справочных систем, реестров и банков данных, держателем (администратором) которых являются органы государственной лады или органы местного самоуправления, в том числе информацию с ограниченным доступом. Использование этой информации осуществляется Государственным бюро расследований с соблюдением законодательства о защите персональных данных. Субъекты, которым адресовано соответствующий запрос, обязаны в течение трех дней, а в случае невозможности - не позднее 10-дневного срока, предоставить соответствующую информацию или сообщить о причинах, препятствующих ее предоставлению;
3) принимают меры для прекращения физическими и юридическими лицами противоправных деяний, препятствующих осуществлению полномочий Государственного бюро расследований, проверяют в связи с этим документы, удостоверяющие личность;
4) проводят фотографирование, аудио- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу;
5) используют в неотложных случаях, с последующим возмещением нанесенного ущерба, транспортные средства, принадлежащие физическим и юридическим лицам (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и организаций, транспортных средств специального назначения), для проезда к месту происшествия, прекращение преступления, преследования и задержания лиц, подозреваемых в его совершении, доставления в учреждения здравоохранения лиц, нуждающихся в экстренной медицинской помощи;
6) осуществляют сотрудничество с физическими лицами, в том числе на договорной основе, соблюдая условия добровольности и конфиденциальности этих отношений, материально и морально поощряют лиц, оказывающих помощь в предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании преступлений, отнесенных к подследственности Государственного бюро расследований
7) в целях оперативно-розыскной и следственной деятельности создают информационные системы и ведут оперативный учет в объеме и порядке, предусмотренных законодательством;
8) в случаях, предусмотренных настоящим Законом, на основании и в порядке, определенных Законом Украины "О Национальной полиции", хранят, носят и применяют огнестрельное оружие и специальные средства, а также применяют меры физического воздействия;
9) созывают совещания, проводят конференции и семинары, другие научные и научно-практические мероприятия;
10) принимают меры по розыску и аресту средств и иного имущества, которые могут быть предметом конфискации или специальной конфискации в преступлениях, отнесенных к подследственности Государственного бюро расследований, осуществляющих деятельность по хранению средств и другого имущества, на которое наложен арест.
2. На работников Государственного бюро расследований, осуществляющих возложенные на них обязанности в составе следователей или оперативных подразделений, распространяются также права и обязанности, предусмотренные Уголовным процессуальным кодексом Украины и Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности".
1. Для получения заявлений и сообщений о преступлениях, отнесенных к подследственности Государственного бюро расследований, создается специальная телефонная линия, а также обеспечивается возможность подачи таких заявлений и сообщений, в том числе без указания фамилии, имени, отчества (наименования) потерпевшего или заявителя, через официальный сайт Государственного бюро расследований и средствами электронной связи.
Все полученные с заявлений и сообщений, а также обнаружены из других источников сведения об обстоятельствах, которые могут свидетельствовать о совершении преступления, вносятся в Единый реестр досудебных расследований в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украины.
2. Заявления и сообщения о преступлениях, в которых не указаны фамилия, имя, отчество (наименование) потерпевшего или заявителя, рассматриваются при условии, что соответствующая информация касается конкретного лица или содержит фактические данные о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, которые могут быть проверены.
3. Другие органы государственной власти, получив информацию о преступлении, отнесен к подследственности Государственного бюро расследований, обязаны безотлагательно внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований и немедленно сообщить об этом начальника (руководителя) территориального управления Государственного бюро расследований.
1. Система Государственного бюро расследований составляют центральный аппарат, территориальные органы, специальные подразделения, учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. В составе Государственного бюро расследований действуют следственные, оперативные и другие подразделения. Организационную структуру Государственного бюро расследований утверждает Директор Государственного бюро расследований по согласованию с Кабинетом Министров Украины.
2. Предельная численность центрального аппарата и территориальных управлений Государственного бюро расследований составляет 1000 500 человек.
3. Государственное бюро расследований является юридическим лицом публичного права и осуществляет свои полномочия непосредственно и через территориальные органы.
4. Для обеспечения выполнения задач Государственного бюро расследований образуются такие его территориальные управления:
1) территориальное управление, расположенное во Львове, распространяющий свою деятельность на Волынскую, Закарпатскую, Ивано-Франковске, Львовскую, Тернопольскую области;
2) территориальное управление, расположенное в городе Хмельницком, распространяющий свою деятельность на Винницкую, Житомирскую, Ровенскую, Хмельницкую, Черновицкую области;
3) территориальное управление, расположенное в городе Николаеве, распространяющий свою деятельность на Кировоградскую, Николаевскую, Одесскую области;
4) территориальное управление, расположенное в городе Мелитополе, распространяющий свою деятельность на Автономную Республику Крым, Запорожскую, Херсонскую области, город Севастополь;
5) территориальное управление, расположенное в городе Полтаве, распространяющий свою деятельность на Днепропетровскую, Полтавскую, Сумскую, Харьковскую области;
6) территориальное управление, расположенное в городе Краматорске распространяет свою деятельность на Донецкую и Луганскую области;
7) территориальное управление, расположенное в городе Киеве, распространяющий свою деятельность на город Киев, Киевскую, Черкасскую и Черниговскую области.
5. Территориальные органы Государственного бюро расследований юридическими лицами публичного права, имеют самостоятельный баланс, счета в органах Государственной казначейской службы Украины, печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием.
6. Территориальные органы Государственного бюро расследований действуют на основании положений, утверждаемых директором Государственного бюро расследований в порядке, предусмотренном частью второй статьи 12 настоящего Закона.
1. Руководство деятельностью Государственного бюро расследований осуществляет его директор, который часть своих полномочий реализует совместно с первым заместителем директора Государственного бюро расследований и заместителем директора Государственного бюро расследований в соответствии с частью второй статьи 12 настоящего Закона.
2. Директором Государственного бюро расследований, первым заместителем директора Государственного бюро расследований и заместителем директора Государственного бюро расследований может быть гражданин Украины не моложе 35 лет,:
1) имеет высшее юридическое образование;
2) имеет стаж работы в области права не менее десяти лет (после получения высшего юридического образования);
3) имеет опыт работы на руководящих должностях не менее пяти лет;
4) владеет государственным языком;
5) не является членом ни одной политической партии;
6) не является и не являлся членом организации, запрещенной законом или судом;
7) имеет высокие моральные качества и безупречную репутацию;
8) по состоянию здоровья способен выполнять соответствующие служебные обязанности.
Не может быть назначено на должности директора Государственного бюро расследований, первого заместителя директора Государственного бюро расследований и заместителя директора Государственного бюро расследований лицо, подпадающее под ограничения, установленные статьей 15 настоящего Закона.
Не может быть назначено на должность директора Государственного бюро расследований, первого заместителя директора Государственного бюро расследований и заместителя директора Государственного бюро расследований лицо, имеющее задолженность по уплате алиментов на содержание ребенка, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за шесть месяцев со дня предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению.
3. Директор Государственного бюро расследований, первый заместитель директора Государственного бюро расследований и заместитель директора Государственного бюро расследований назначаются сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может занимать эти должности более двух сроков подряд.
4. Полномочия директора Государственного бюро расследований, первого заместителя директора Государственного бюро расследований и заместителя директора Государственного бюро расследований прекращаются в связи с истечением срока полномочий или в случае:
1) подачи письменного заявления о прекращении полномочий по собственному желанию;
2) назначение или избрание на другую должность с его согласия;
3) достижение 65 лет
4) невозможности выполнять свои полномочия по состоянию здоровья в соответствии с заключением медицинской комиссии, образуется по решению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере здравоохранения;
5) вступления в законную силу решения суда о признании его недееспособным или об ограничении его гражданской дееспособности, о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;
6) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него в связи с совершением преступления или уголовного проступка (кроме неосторожного уголовного проступка) или привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, связанное с коррупцией;
7) прекращения им гражданства Украины или выезда на постоянное проживание за пределы Украины;
8) смерти;
9) установление по результатам проверки его декларации уполномоченным лицом недостоверных сведений об имущественном состояния и доходов;
10) приобретение гражданства другого государства;
11) наличия задолженности по уплате алиментов на содержание ребенка, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за двенадцать месяцев со дня предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению.
1. Директор Государственного бюро расследований назначается на должность Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины в соответствии с представлением комиссии по проведению конкурса (далее - Конкурсная комиссия) на занятие должности директора Государственного бюро расследований первый заместитель директора Государственного бюро расследований и заместитель директора Государственного бюро расследований назначаются на должность и освобождаются от должности директором Государственного бюро расследований по представлению конкурсной комиссии в порядке, предусмотренном частями второй - одиннадцатой статьи 11 настоящего Закона.
2. Организация и проведение конкурса осуществляет Конкурсная комиссия в соответствии с настоящим Законом.
3. В состав Конкурсной комиссии входят:
1) три человека, определенные Президентом Украины;
2) три человека, определенные Верховной Радой Украины по представлению комитета Верховной Рады Украины, к предмету ведения которого относятся организация и деятельность органов досудебного расследования;
3) три человека, определенные Кабинетом Министров Украины.
Членами конкурсной комиссии могут быть лица, имеющие безупречную деловую репутацию, имеющие высшее юридическое образование, высокие профессиональные и моральные качества, общественный авторитет. Не может быть членом Конкурсной комиссии лицо, если оно:
1) по решению суда признан недееспособным или ограничено в гражданской дееспособности;
2) имеет судимость за совершение преступления, не погашенную или неснятую в установленном законом порядке (кроме реабилитированного лица), или на которую в течение последнего года налагалось административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения, или которая привлекалась судом к ответственности за совершение умышленного преступления;
3) в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, лишено права заниматься деятельностью, связанной с выполнением функций государства или занимать определенные должности.
Конкурсная комиссия считается полномочной в случае утверждения в ее составе не менее шести человек.
4. Решение Конкурсной комиссии считается принятым, если за него на заседании Конкурсной комиссии проголосовали не менее пяти членов Конкурсной комиссии.
5. Председатель и секретарь конкурсной комиссии избираются из числа членов конкурсной комиссии.
6. Заседание Конкурсной комиссии открыты для представителей средств массовой информации и журналистов, обеспечиваются видео- и аудиофиксация и трансляция в режиме реального времени заседаний Конкурсной комиссии на официальном сайте Кабинета Министров Украины.
Информация о времени и месте проведения заседания Конкурсной комиссии публикуется на официальном сайте Кабинета Министров Украины не позднее чем за 24 часа до его начала.
7. Работа конкурсной комиссии обеспечивает Секретариат Кабинета Министров Украины.
8. Конкурсная комиссия:
1) определяет регламент своей работы;
2) размещает объявления об условиях и сроках проведения конкурса;
3) рассматривает документы, представленные лицами для участия в конкурсе;
4) отбирает из общего числа кандидатов лиц, с которыми проводит на своем заседании собеседование, и лиц, в отношении которых проводится специальная проверка, предусмотренная Законом Украины "О предотвращении коррупции", и проверка, предусмотренная Законом Украины "Об очистке власти";
5) отбирает путем открытого голосования из числа кандидатов, прошедших собеседование, одного кандидата, отвечающего требованиям к Директору Государственного бюро расследований и, согласно обоснованным решением Конкурсной комиссии, имеет лучшие профессиональный опыт, знания и качества для выполнения служебных обязанностей на этой должности; отбирает путем открытого голосования из числа кандидатов, прошедших собеседование, двух кандидатов, отвечающих требованиям к первому заместителя и заместителя директора Государственного бюро расследований, имеют лучшие профессиональный опыт, знания и качества для выполнения служебных обязанностей на этих должностях;
6) обнародует информацию о кандидатах, подавших заявление на участие в конкурсе, а также информацию о трех кандидатах, отобранных для прохождения собеседования в Конкурсной комиссии, о кандидатах, отобранных конкурсной комиссией для назначения на должности директора Государственного бюро расследований, первого заместителя и заместителя директора государственного бюро расследований
7) проводит повторный конкурс в случае отклонения всех кандидатов в связи с их несоответствием установленным требованиям или непрохождением специальной проверки, предусмотренной Законом Украины "О предотвращении коррупции", или проверки, предусмотренной Законом Украины "Об очистке власти".
9. Решение конкурсной комиссии могут быть обжалованы в суд только по вопросам соблюдения установленного настоящим Законом порядке организации и проведения конкурса на занятие должности директора Государственного бюро расследований.
10. Не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий директора Государственного бюро расследований, первого заместителя директора Государственного бюро расследований и заместителя директора Государственного бюро расследований или в течение 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий одной из этих должностных лиц в порядке, установленном настоящим Законом, формируется Конкурсная комиссия.
Конкурсная комиссия размещает объявление об условиях и сроках проведения конкурса на занятие должности директора Государственного бюро расследований в общенациональных средствах массовой информации и на официальном сайте Кабинета Министров Украины.
11. Лицо, претендующее на участие в конкурсе, подает в указанный в объявлении срок следующие документы:
1) заявление об участии в конкурсе с предоставлением согласия на проведение специальной проверки в соответствии с Законом Украины "О предотвращении коррупции" и на обработку персональных данных в соответствии с Законом Украины "О защите персональных данных";
2) автобиографию, содержащий фамилию, имя и отчество (при наличии), число, месяц, год и место рождения, гражданство, сведения об образовании, трудовой деятельности, должности (занятия), место работы, общественную работу (в том числе на выборных должностях), членство в политических партиях, в том числе в прошлом, наличие трудовых или любых других договорных отношений с политической партией в течение года, предшествующего подаче заявления (независимо от продолжительности), контактный номер телефона и адрес электронной почты, а также сведения о наличии или в дсутнисть судимости;
3) декларацию за год, предшествующий году, в котором опубликовано объявление о конкурсе, в порядке, установленном законом;
3-1) заявление об отсутствии задолженности по уплате алиментов на содержание ребенка, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за шесть месяцев со дня предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению;
4) иные документы, предусмотренные законами Украины "О государственной службе" и "О предотвращении коррупции".
Сведения из представленных в соответствии с этой части документов подлежат обнародованию в течение трех рабочих дней после окончания срока подачи заявлений на конкурс на официальном сайте Кабинета Министров Украины, кроме сведений, которые в соответствии с Законом Украины "О предупреждении коррупции» отнесены к информации с ограниченным доступом, и сведений о контактный номер телефона и адрес электронной почты кандидата.
1. Директор Государственного бюро расследований:
1) несет ответственность за деятельность Государственного бюро расследований, в том числе законность осуществляемых Государственным бюро расследований оперативно-розыскных мероприятий, досудебного расследования, соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
2) организует работу Государственного бюро расследований, определяет обязанности первого заместителя и заместителей директора Государственного бюро расследований
3) координирует и контролирует деятельность центрального аппарата и территориальных органов Государственного бюро расследований
4) утверждает структуру и штатную численность центрального аппарата и территориальных органов Государственного бюро расследований
5) определяет в соответствии с законодательством в пределах предельной численности перечни должностей в центральном аппарате и территориальных органах Государственного бюро расследований, подлежащих замещению лицами рядового и начальствующего состава, предельных специальных званий по этим должностям;
6) вносит на рассмотрение Президента Украины представление о награждении государственными наградами Украины лиц рядового и начальствующего состава, государственных служащих и других работников Государственного бюро расследований, а также лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на него задач;
7) утверждает Положение о ведомственных наградах (медали, нагрудные знаки, почетные грамоты и т.п.) для награждения лиц рядового и начальствующего состава, государственных служащих и других работников Государственного бюро расследований, а также лиц, оказывающих содействие в выполнении возложенных на него задач;
8) выдает в пределах полномочий приказы и распоряжения, дает поручения, обязательные для выполнения работниками Государственного бюро расследований
9) назначает на должности и освобождает от должностей работников центрального аппарата Государственного бюро расследований, директоров и заместителей директоров территориальных органов Государственного бюро расследований
10) принимает решение о распределении бюджетных средств, главным распорядителем которых является Государственное бюро расследований, и утверждает отчет о выполнении этих решений;
11) утверждает перспективные, текущие и оперативные планы работы Государственного бюро расследований
12) устанавливает порядок регистрации, обработки, хранения и уничтожения в соответствии с законодательством полученной Государственным бюро расследований информации; принимает меры по предотвращению несанкционированного доступа к информации с ограниченным доступом, а также обеспечивает соблюдение законодательства о доступе к публичной информации, распорядителем которой является Государственное бюро расследований
13) решает вопрос о поощрении работников Государственного бюро расследований
14) присваивает в установленном законодательством порядке ранги государственных служащих работникам Государственного бюро расследований и специальные звания лицам рядового и начальствующего состава;
15) вносит на рассмотрение Президенту Украины представление о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава Государственного бюро расследований
16) представляет Государственное бюро расследований в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также органами иностранных государств, международными организациями и тому подобное;
17) имеет право присутствовать на заседаниях Верховной Рады Украины, ее комитетов, временных специальных и временных следственных комиссий, а также принимать участие с правом совещательного голоса в заседаниях Кабинета Министров Украины;
18) обеспечивает открытость и прозрачность деятельности Государственного бюро расследований в соответствии с настоящим Законом, отчитывается о деятельности Государственного бюро расследований в порядке, определенном настоящим Законом;
19) дает разрешение на использование средств фонда специальных оперативно-розыскных и следственных действий Государственного бюро расследований
20) осуществляет иные полномочия, предусмотренные этим и другими законами, в том числе имеет право в пределах своей компетенции лично реализовывать полномочия Государственного бюро расследований, определенные настоящим Законом.
2. Полномочия по вопросам, предусмотренным пунктами 2, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 19 части первой этой статьи, Директор Государственного бюро расследований реализует по согласованию с первым заместителем и заместителем Директора Государственного бюро расследований, а решения по вопросам деятельности территориальных органов, предусмотренных пунктами 4 и 5 части первой настоящей статьи, также по представлению директоров территориальных органов Государственного бюро расследований.
3. После назначения на должность Директор Государственного бюро расследований обязан не позднее 30 дней со дня назначения на должность подготовить стратегическую (на пять лет) программу деятельности Государственного бюро расследований.
Программа деятельности Государственного бюро расследований должна содержать, в том числе:
1) задачи, которые необходимо выполнить;
2) объем и последовательность реализации задач Государственного бюро расследований
3) меры сотрудничества с общественностью;
4) приоритеты работы;
5) критерии выполнения / невыполнения определенных задач и приоритетов.
Ежегодно Директор Государственного бюро расследований готовит отчет о деятельности Государственного бюро расследований. Отчет должен содержать результаты, сроки и состояние выполнения программы деятельности Государственного бюро расследований, другую информацию, предусмотренную статьей 23 настоящего Закона.
После утверждения программы и отчета они размещаются на официальном веб-портале Государственного бюро расследований.
4. В случае увольнения директора Государственного бюро расследований от должности, его смерти или отсутствия сведений о месте его пребывания полномочия директора Государственного бюро расследований в течение 60 дней исполняет его первый заместитель, а в дальнейшем - заместитель и снова первый заместитель с ротацией каждые 60 дней до того времени, пока не будет назначен новый Директор Государственного бюро расследований в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Срок выполнения полномочий начинается соответственно со дня, следующего за днем увольнения директора Государственного бюро расследований, или со дня, следующего за днем его смерти, или со дня, следующего за последним днем, когда место пребывания директора Государственного бюро расследований было известно.
1. Директора территориальных органов, руководители подразделений центрального аппарата Государственного бюро расследований назначаются на должность и освобождаются от должности директором Государственного бюро расследований по представлению конкурсной комиссии в порядке, предусмотренном частями второй - одиннадцатой статьи 11 настоящего Закона.
Директором территориального органа Государственного бюро расследований может быть гражданин Украины, который:
имеет высшее юридическое образование;
имеет стаж работы в области права не менее семи лет (после получения высшего образования);
имеет опыт работы на руководящих должностях не менее трех лет;
свободно владеющий государственным языком.
Руководителем подразделения центрального аппарата Государственного бюро расследований может быть гражданин Украины, который:
имеет высшее образование в соответствии с направлением деятельности подразделения;
имеет стаж работы в соответствующей сфере не менее семи лет;
имеет опыт работы на руководящих должностях не менее трех лет;
свободно владеющий государственным языком.
Не может быть назначено на должности директора территориального органа, руководителя подразделения центрального аппарата Государственного бюро расследований лицо, подпадающее под ограничения, установленные статьей 15 настоящего Закона.
{Часть первая статьи 13 дополнена абзацем согласно Закону № 2720-VIII от 16.05.2019}
2. После назначения на должность директора территориального органа Государственного бюро расследований обязан не позднее 30 дней со дня назначения на должность подготовить годовую программу деятельности территориального органа Государственного бюро расследований.
Программа деятельности территориального органа Государственного бюро расследований должна содержать, в том числе:
1) задачи, которые необходимо выполнить;
2) объем и последовательность реализации задач территориального органа Государственного бюро расследований
3) меры сотрудничества с общественностью;
4) приоритеты работы;
5) критерии выполнения / невыполнения определенных задач и приоритетов.
Следующая летняя программа принимается не позднее 30 дней до дня окончания действия предыдущей летней программы.
Одновременно с годовой программой деятельности территориального органа Государственного бюро расследований его директор готовит отчет о деятельности территориального органа Государственного бюро расследований. Отчет должен содержать результаты, сроки и состояние выполнения программы деятельности Государственного бюро расследований, другую информацию, предусмотренную статьей 23 настоящего Закона.
Соответствующие программы и отчеты директор территориального органа Государственного бюро расследований вносит на утверждение директора Государственного бюро расследований. Директор Государственного бюро расследований утверждает стратегическую программу вместе с годовой программой.
После утверждения программы и отчеты размещаются на официальном веб-портале территориального органа Государственного бюро расследований.
3. Директор территориального органа Государственного бюро расследований:
1) организует работу соответствующего территориального органа по выполнению полномочий Государственного бюро расследований, приказов и распоряжений директора Государственного бюро расследований
2) назначает на должности и освобождает от должностей работников соответствующего территориального органа, кроме предназначенных Директором Государственного бюро расследований в соответствии со статьей 12 настоящего Закона;
3) вносит Директору Государственного бюро расследований представление о присвоении в установленном законодательством порядке специальных званий лицам рядового и начальствующего состава и рангов государственных служащих работникам соответствующего территориального органа;
4) вносит Директору Государственного бюро расследований предложения по структуре и штатной численности соответствующего территориального органа;
5) выдает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения;
6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные этим и другими законами, в том числе имеет право в пределах своей компетенции лично реализовывать полномочия Государственного бюро расследований, определенные настоящим Законом.
4. Руководитель подразделения центрального аппарата Государственного бюро расследований:
1) организует работу соответствующего территориального органа, подразделения центрального аппарата по выполнению полномочий Государственного бюро расследований, приказов и распоряжений директора Государственного бюро расследований
2) вносит Директору Государственного бюро расследований предложения по штатному расписанию подразделения (органа), а также проект положения о соответствующем подразделение для его утверждения;
3) осуществляет контроль за сохранностью государственной тайны в подразделении (органе), принимает меры для предотвращения несанкционированного доступа к другой информации с ограниченным доступом;
4) вносит Директору Государственного бюро расследований представление о поощрении подчиненных, о присвоении им специальных званий или рангов государственных служащих или присваивает рангах подчиненным государственным служащим в соответствии с законом;
5) вносит Директору Государственного бюро расследований предложения о представлении подчиненных служащих к награждению государственными наградами Украины, а лиц, оказывающих помощь в предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании преступлений, отнесенных к подследственности Государственного бюро расследований, к поощрению;
6) несет ответственность за работу подразделения (органа), в том числе за законность осуществляемых оперативно-розыскных мероприятий и досудебного следствия, соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные этим и другими законами, в том числе имеет право в пределах своей компетенции лично реализовывать полномочия Государственного бюро расследований, определенные настоящим Законом.
5. В случае отсутствия руководителя подразделения центрального аппарата (директора территориального органа) Государственного бюро расследований или временной невозможности осуществления им своих полномочий его обязанности исполняет заместитель, а при наличии двух заместителей - старший по возрасту заместитель.
В случае отсутствия заместителя обязанности руководителя подразделения центрального аппарата (директора территориального органа) Государственного бюро расследований выполняет старший по возрасту руководитель подразделения (органа), входящий в состав этого подразделения (органа), а при отсутствии в структуре подразделения (органа) других подразделений - старший по возрасту служащий подразделения (органа).
1. К работникам Государственного бюро расследований относятся лица рядового и начальствующего состава, государственные служащие, работники, заключившие трудовой договор с Государственным бюро расследований.
2. Служба в Государственном бюро расследований государственной службой особого характера, которая заключается в профессиональной деятельности пригодных к ней по состоянию здоровья и возрасту граждан Украины. Время прохождения службы в Государственном бюро расследований засчитывается в страховой стаж, стаж работы по специальности, а также в стаж государственной службы в соответствии с законом.
3. На службу в Государственный бюро расследований принимаются на конкурсной основе в добровольном порядке (по контракту) граждане Украины, которые способны по своим личным, деловым и моральным качествам, возрасту, образовательному и профессиональному уровню и состоянию здоровья эффективно выполнять соответствующие служебные обязанности " Обязанности. Квалификационные требования и критерии профессиональной пригодности для занятия должностей в этих подразделениях утверждаются директором Государственного бюро расследований. Назначение на должности в Государственном бюро расследований, кроме должностей, указанных в части первой статьи 10, части первой статьи 13 и части первой статьи 24 настоящего Закона, осуществляется по результатам открытого конкурса, проводимого конкурсной комиссией по проведению конкурса на занятие должностей работников Государственного бюро расследований , положение о которой утверждает Директор Государственного бюро расследований. Конкурс проводится в порядке, утвержденном директором Государственного бюро расследований на основе Типового порядка проведения открытого конкурса, утвержденного Кабинетом Министров Украины.
4. Порядок присвоения специальных званий начальствующего состава Государственного бюро расследований и их соотношение с другими специальными, а также военными званиями и рангами государственных служащих утверждается Кабинетом Министров Украины.
5. Трудовые отношения работников Государственного бюро расследований регулируются законодательством о труде, государственной службе и заключенными трудовыми договорами (контрактами). На государственных служащих Государственного бюро расследований распространяется действие Закона Украины "О государственной службе". Должности государственных служащих Государственного бюро расследований относятся к соответствующим категориям должностей государственной службы в порядке, установленном законодательством.
6. Работники Государственного бюро расследований регулярно, но не реже одного раза в два года, проходят обязательное повышение квалификации.
Работники Государственного бюро расследований, в полномочия которых входят выявление, раскрытие и расследование преступлений, отнесенных к подследственности Государственного бюро расследований, проходят переподготовку или повышение квалификации по специальным программам, в том числе за рубежом.
1. Лица, впервые назначаются на должности рядового и начальствующего состава Государственного бюро расследований и в соответствующих случаях прошли установленный срок стажировки, присягу следующего содержания:
"Я, (фамилия, имя и отчество), вступая на службу в Государственный бюро расследований, осознавая свою высокую ответственность, клянусь всегда оставаться преданным Украинскому народу, неуклонно соблюдать Конституцию и законы Украины, уважать и охранять права, свободы и законные интересы человека и гражданина, честь государства, быть честным, добросовестным и дисциплинированным, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну ".
2. Лицо рядового и начальствующего состава Государственного бюро расследований подписывает текст присяги, который хранится в его личном деле. Порядок принесения присяги устанавливает Директор Государственного бюро расследований.
1. Устанавливаются следующие специальные звания лицам рядового и начальствующего состава Государственного бюро расследований:
1) специальное звание рядового состава - рядовой Государственного бюро расследований
2) специальные звания младшего начальствующего состава:
капрал Государственного бюро расследований
сержант Государственного бюро расследований
старший сержант Государственного бюро расследований
3) специальные звания среднего начальствующего состава:
младший лейтенант Государственного бюро расследований
лейтенант Государственного бюро расследований
старший лейтенант Государственного бюро расследований
капитан Государственного бюро расследований
4) специальные звания старшего начальствующего состава:
майор Государственного бюро расследований
подполковник Государственного бюро расследований
полковник Государственного бюро расследований
5) специальное звание высшего начальствующего состава - генерал-майор Государственного бюро расследований.
2. Присвоение и лишение специальных званий, а также понижение и восстановление в специальном звании осуществляются в установленном порядке.
1. Лицо не может быть назначено на должность в Государственном бюро расследований, если она:
1) по решению суда признан недееспособным или ограничено в гражданской дееспособности;
2) имеет судимость за совершение преступления, не погашенную или неснятую в установленном законом порядке (кроме реабилитированного лица), или в течение последнего года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с коррупцией;
3) в случае назначения будет в прямом подчинении близких ему лиц или будет прямо подчинена в связи с выполнением полномочий близким ей лицам;
4) не прошла специальную проверку.
2. Работники Государственного бюро расследований не имеют права:
1) быть членами и участвовать в создании или деятельности политических партий;
2) быть поверенными третьих лиц в делах Государственного бюро расследований
3) использовать Государственное бюро расследований, его работников и имущество в партийных, групповых или личных интересах.
На работников Государственного бюро расследований распространяются другие ограничения и требования, установленные Законом Украины "О предотвращении коррупции".
При назначении на должность в Государственное бюро расследований лицо сообщается о возможности проведения в отношении него проверки на добродетель и мониторинга образа жизни.
3. В случае возникновения у работника Государственного бюро расследований конфликта интересов при исполнении служебных полномочий он должен немедленно сообщить об этом своему непосредственному руководителю. Такой руководитель обязан принять все необходимые меры, направленные на предотвращение или устранение конфликта интересов, путем поручения выполнения соответствующего служебного задания другому работнику Государственного бюро расследований, личного выполнения этой задачи или иным способом, предусмотренным законодательством.
Примечание. Термины "близкие лица" и "конфликт интересов" в этой статье употребляются в значениях, приведенных в Законе Украины "О предотвращении коррупции".
1. Лица, не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят обязательную стажировку в Государственном бюро расследований сроком от шести месяцев до одного года. Порядке стажировки определяется Директором Государственного бюро расследований.
2. Лицо может быть освобождено от должности в Государственном бюро расследований по итогам стажировки, если она не отвечает требованиям к работникам Государственного бюро расследований, определенным в части третьей статьи 14, части первой статьи 15 настоящего Закона.
1. Финансовое и материально-техническое обеспечение Государственного бюро расследований осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины. Финансирование Государственного бюро расследований за счет любых других источников запрещается, кроме случаев, предусмотренных международными договорами Украины или проектами международной технической помощи, зарегистрированными в установленном порядке.
2. Обеспечение Государственного бюро расследований необходимыми материальными средствами, техникой, оборудованием, другим имуществом для служебной деятельности осуществляется Кабинетом Министров Украины.
3. Гарантируется полное и своевременное финансирование Государственного бюро расследований в объеме, достаточном для его надлежащей деятельности.
4. В смете Государственного бюро расследований предусматривается создание фонда для проведения оперативно-розыскных (негласных следственных) действий.
1. Работники Государственного бюро расследований при исполнении возложенных на них обязанностей являются представителями власти, действуют от имени государства и находятся под его защитой. Никто, за исключением уполномоченных должностных лиц государственных органов в предусмотренных законом случаях, не имеет права вмешиваться в их законную деятельность.
В интересах обеспечения личной безопасности работников Государственного бюро расследований и членов их семей не допускается разглашение в средствах массовой информации сведений о месте жительства этих лиц. Сведения о прохождении службы сотрудниками Государственного бюро расследований предоставляются с разрешения директора Государственного бюро расследований или его заместителя.
В случае задержания работника Государственного бюро расследований или избрании в отношении него меры пресечения в виде содержания под стражей его держат в учреждениях для предварительного заключения отдельно от других лиц.
2. Для обеспечения безопасности работников Государственного бюро расследований, их защиты от противоправных посягательств, связанных с исполнением ими служебных обязанностей, в составе Государственного бюро расследований действует специальное подразделение физической защиты, работникам которого предоставляется право хранить, носить и применять огнестрельное оружие и специальные средства, а также применять меры физического воздействия на основаниях и в порядке, предусмотренных Законом Украины "О Национальной полиции".
3. Под защитой государства находятся лица, добровольно, в том числе на договорной основе, оказывают помощь Государственном бюро расследований в исполнении возложенных на него задач. Незаконное разглашение сведений о таких лицах, а также другие правонарушения в отношении этих лиц и их близких лиц, совершенные в связи с отношениями с Государственным бюро расследований, влекут за собой ответственность, предусмотренную законом.
4. Работник Государственного бюро расследований, который в соответствии с настоящим Законом сообщил о противоправных действиях или бездействие другого работника Государственного бюро расследований, не может быть освобожден от должности или быть вынужден к освобождению, привлечен к ответственности или иным образом преследоваться за такое сообщение, кроме случая привлечения к ответственности за заведомо ложное сообщение о совершении преступления. Должностным лицам Государственного бюро расследований запрещается разглашать сведения о работниках Государственного бюро расследований, сообщили о противоправных действиях или бездействие другого работника Государственного бюро расследований.
1. Государство обеспечивает социальную защиту работников Государственного бюро расследований в соответствии с Конституцией Украины, настоящим Законом и другими актами законодательства.
2. Лица рядового и начальствующего состава Государственного бюро расследований пользуются социальными гарантиями в соответствии с Законом Украины "О Национальной полиции" и других законов Украины с учетом положений, установленных настоящим Законом.
3. Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава Государственного бюро расследований осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц".
4. Пенсионное обеспечение работников Государственного бюро расследований, которые являются государственными служащими, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Украины "О государственной службе". Пенсионное обеспечение других работников Государственного бюро расследований осуществляется по основаниям и в порядке, установленных законодательством.
1. Условия денежного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава и оплата труда государственных служащих Государственного бюро расследований должны обеспечивать достаточные материальные условия для надлежащего выполнения ими служебных обязанностей с учетом специфики, интенсивности и особого характера работы, обеспечивать отбор в Государственный бюро расследований высококвалифицированных кадров, стимулировать достижение высоких результатов в служебной деятельности, компенсировать физические и интеллектуальные затраты работников.
2. На лиц рядового и начальствующего состава Государственного бюро расследований распространяются условия денежного обеспечения, предусмотренные для работников Национальной полиции, с учетом особенностей, определенных настоящим Законом. Условия оплаты труда работников Государственного бюро расследований, которые являются государственными служащими, определяются законодательством о государственной службе с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Условия оплаты труда лиц, работающих в Государственном бюро расследований по трудовым договорам, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
3. Заработная плата работников Государственного бюро расследований состоит из:
1) должностного оклада;
2) доплаты за выслугу лет;
3) доплаты за работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне;
4) доплаты за специальное звание или ранг государственного служащего;
5) доплаты за научную степень.
Размер премии не может превышать 30 процентов должностного оклада работника Государственного бюро расследований.
4. Устанавливаются следующие должностные оклады работников Государственного бюро расследований в соответствии с размером прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года:
1) Директор Государственного бюро расследований - 30;
2) первый заместитель, заместитель директора Государственного бюро расследований - 28;
3) руководитель территориального управления, руководитель управления центрального аппарата Государственного бюро расследований - 26;
4) начальник отдела центрального аппарата Государственного бюро расследований - 24;
5) начальник отдела территориального управления Государственного бюро расследований - 22;
6) следователь, оперуполномоченный органа Государственного бюро расследований - 20;
7) другие работники Государственного бюро расследований - сумма, равная трем размерам должностного оклада, установленного Кабинетом Министров Украины для работников, занимающих соответствующие должности в центральных органах исполнительной власти.
5. Должностные оклады соответствующих заместителей руководителей управлений (начальников отделов) Государственного бюро расследований устанавливаются с понижающим коэффициентом 1,1.
Должностные оклады работников Государственного бюро расследований, которые проходят стажировку, устанавливаются с понижающим коэффициентом 1,5.
6. Работникам Государственного бюро расследований выплачивается ежемесячная доплата за выслугу лет в размере: при наличии стажа работы до 5 лет - 10 процентов, более 5 лет - 15 процентов, более 10 лет - 20 процентов, более 15 лет - 25 процентов, более 20 лет - 30 процентов, более 25 лет - 35 процентов, более 30 лет - 40 процентов, более 35 лет - 45 процентов должностного оклада.
7. Работникам Государственного бюро расследований выплачивается ежемесячная доплата за работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне, в размере в зависимости от степени секретности информации: сведения и их носители, имеющих степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", - 10 процентов должностного оклада; сведения и их носители, имеющих степень секретности "секретно", - 5 процентов должностного оклада.
8. Доплаты за специальное звание, почетное звание, ученую степень и ранг государственного служащего осуществляются в порядке и размерах, определенных Кабинетом Министров Украины.
1. Работники Государственного бюро расследований самостоятельно принимают решения в пределах своих полномочий, определенных этим и другими законами, и за свои противоправные действия или бездействие несут ответственность согласно закону.
2. В случае нарушения работником Государственного бюро расследований при исполнении им своих служебных обязанностей прав или свобод человека или гражданина Государственное бюро расследований в пределах своей компетенции принимает меры по восстановлению этих прав или свобод, возмещение причиненного материального и морального ущерба и привлечения виновных к ответственности.
1. В целях обеспечения взаимодействия Государственного бюро расследований с органами прокуратуры, внутренних дел, Национального антикоррупционного бюро Украины, Службы безопасности Украины, центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма (далее - специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга), в штатных расписаниях центральных аппаратов указанных органов предусматриваются должности лиц, в функциональные обязанности которых входит осуществление взаимодействия с Государственным бюро расследований.
2. Обмен оперативной информацией между Государственным бюро расследований и Национальным антикоррупционным бюро Украины, органами внутренних дел, органами Национальной полиции, Службой безопасности Украины, центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, относительно общих мероприятий и с другими государственными органами, которые в соответствии с законом осуществляют оперативно-розыскную деятельность, осуществляется по письменному распоряжению руководителей соответствующих подразделений.
3. Условия и порядок обмена информацией между Государственным бюро расследований и другими государственными органами регулируются общими нормативно-правовыми актами.
4. Передача оперативной информации Государственного бюро расследований другим государственным органам разрешается только по письменному распоряжению начальника соответствующего подразделения Государственного бюро расследований.
5. Государственное бюро расследований взаимодействует с Национальным банком Украины, Фондом государственного имущества Украины, Антимонопольным комитетом Украины, органами Государственной пограничной службы и другими государственными органами. Государственное бюро расследований может заключать с отдельными государственными органами соглашения (меморандумы) о сотрудничестве и обмене информацией.
6. Национальный банк Украины, Антимонопольный комитет Украины, Фонд государственного имущества Украины, орган государственного финансового контроля в Украине, а также другие государственные органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами законодательства Украины, с целью предотвращения и противодействия преступлениям, отнесенным к подследственности Государственного бюро расследований, обязаны:
1) при осуществлении в пределах своей компетенции контрольных функций выяснять действия физических и юридических лиц, которые могут свидетельствовать о соответствующих преступления или создавать условия для их совершения;
2) передавать Государственном бюро расследований полученные при осуществлении контрольных функций и анализа информации, поступающей сведения, которые могут свидетельствовать о преступлениях или использоваться для предотвращения, выявления, пресечения и расследования преступлений, отнесенных законом к подследственности Государственного бюро расследований.
7. Государственное бюро расследований и Государственная пенитенциарная служба Украины взаимодействуют по вопросам обмена информацией о лицах, привлеченных к ответственности за преступления, отнесенные к подследственности Государственного бюро расследований.
1. Контроль за деятельностью Государственного бюро расследований осуществляется в порядке, определенном Конституцией Украины, Законом Украины "О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства", этим и другими законами Украины.
2. Директор Государственного бюро расследований:
1) информирует Президента Украины, Верховную Раду Украины и Кабинет Министров Украины по основным вопросам деятельности Государственного бюро расследований и его подразделений, о выполнении возложенных на них задач, соблюдение законодательства, прав и свобод человека и гражданина;
2) ежегодно до 1 апреля подает Президенту Украины, Верховной Раде Украины и Кабинета Министров Украины письменный отчет о деятельности Государственного бюро расследований за предыдущий год.
3. Письменный отчет о деятельности Государственного бюро расследований должен содержать информацию о:
1) статистические данные о результатах деятельности с обязательным указанием следующих сведений:
а) количество зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях, отнесенных к подследственности Государственного бюро расследований
б) количество оперативно-розыскных дел, заведенных Государственным бюро расследований, и их результативность;
в) количество лиц, в отношении которых составлены обвинительные акты совершения ими преступлений, отнесенных к подследственности Государственного бюро расследований
г) количество лиц, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда в отношении совершения ими преступлений, отнесенных к подследственности Государственного бюро расследований
г) количество лиц, в отношении которых вступил в законную силу оправдательный приговор суда о совершении ими соответствующих преступлений;
д) сведения о размере убытков и вреда, причиненных преступлениями, отнесенными к подследственности Государственного бюро расследований, состояние и объемы их возмещения;
е) сведения о средствах и другое имущество, полученные в результате совершения преступлений, отнесенных к подследственности Государственного бюро расследований, конфискованные по решению суда, а также средства в размере стоимости незаконно полученных услуг или льгот, взысканные в пользу государства, и распоряжение ими;
е) сведения о средствах и другое имущество, полученные в результате преступлений, отнесенных к подследственности Государственного бюро расследований, которые были возвращены в Украину из-за границы, и распоряжение ими;
ж) сведения об аресте имущества, конфискацию предметов и доходов от преступлений, отнесенных к подследственности Государственного бюро расследований, и распоряжение ими;
2) взаимодействие с другими государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями;
3) сотрудничество с государственными органами, неправительственными организациями иностранных государств и международными организациями в пределах своей компетенции;
4) штат Государственного бюро расследований, квалификацию и опыт его работников, повышение их квалификации;
5) деятельность подразделения внутреннего контроля Государственного бюро расследований, количество сообщений о совершении правонарушений работниками Государственного бюро расследований, результаты их рассмотрения, привлечение работников Государственного бюро расследований к ответственности;
6) смета Государственного бюро расследований и его выполнение;
7) иные сведения о результатах деятельности Государственного бюро расследований и выполнения возложенных на него обязанностей.
4. Отчет Государственного бюро расследований предоставляется для вывода Раде общественного контроля при Государственном бюро расследований, которая рассматривает его в течение 10 дней со дня предоставления. Отчет Государственного бюро расследований подается в соответствующие государственные органы и обнародуется с выводами Совета общественного контроля в случае его утверждения в установленный срок.
5. Комитет Верховной Рады Украины, к предмету ведения которого относятся вопросы законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, не реже одного раза в год проводит открытые для общественности слушания на тему деятельности Государственного бюро расследований, выполнения возложенных на Государственное бюро расследований задач, соблюдения им законодательства, прав и свобод человека и гражданина.
1. В целях предупреждения и выявления правонарушений в деятельности работников Государственного бюро расследований в его составе действуют подразделения внутреннего контроля, которые подчиняются непосредственно Директору Государственного бюро расследований. Подразделения внутреннего контроля действуют в составе центрального аппарата и территориальных органов Государственного бюро расследований.
Руководители и работники подразделений внутреннего контроля центрального аппарата и территориальных органов Государственного бюро расследований назначаются на должность и освобождаются от должности директором Государственного бюро расследований по представлению конкурсной комиссии в порядке, предусмотренном частями второй - одиннадцатой статьи 11 настоящего Закона.
Квалификационные требования и критерии профессиональной пригодности для занятия должности руководителя подразделения внутреннего контроля центрального аппарата и территориальных органов Государственного бюро расследований определяются абзацами седьмым - двенадцатым части первой статьи 13 настоящего Закона.
2. Подразделение внутреннего контроля Государственного бюро расследований имеет следующие обязанности:
1) предупреждения совершения правонарушений работниками Государственного бюро расследований в соответствии с требованиями законов Украины "О предотвращении коррупции" и "О государственной службе";
2) осуществление контроля за соблюдением работниками Государственного бюро расследований правил этического поведения, требований по недопущению возникновения конфликта интересов;
3) проведение проверок работниками Государственного бюро расследований на добродетель и мониторинга способа их жизни;
4) проведение с лицами психофизиологических интервью с применением полиграфа при поступлении на службу и прохождения службы в Государственном бюро расследований
5) проверка информации, содержащейся в обращениях физических и юридических лиц, средствах массовой информации, других источниках, в том числе полученной через специальную телефонную линию, страницу в сети Интернет, средства электронной связи Государственного бюро расследований, о причастности работников Государственного бюро расследований к совершению правонарушений;
6) проведение служебного расследования в отношении работников Государственного бюро расследований
7) проведение специальной проверки лиц, претендующих на назначение на должности в Государственном бюро расследований
8) принятие мер по защите работников Государственного бюро расследований, сообщают о совершении противоправных действий или бездействие других работников Государственного бюро расследований
9) консультирование работников Государственного бюро расследований о правилах этического поведения, конфликта интересов, декларирование имущества, доходов, расходов и обязательств финансового характера.
3. Работник Государственного бюро расследований, которому стала известна информация о противоправных действиях или бездействие другого работника Государственного бюро расследований, обязан немедленно сообщить об этом директора Государственного бюро расследований и подразделение внутреннего контроля Государственного бюро расследований.
4. В случае выявления информации о возможном совершении работником Государственного бюро расследований преступления подразделение внутреннего контроля Государственного бюро расследований немедленно сообщает об этом Генерального прокурора или его заместителя.
5. Порядок деятельности и полномочия подразделений внутреннего контроля Государственного бюро расследований определяются положением, утверждаемым Директор Государственного бюро расследований.
1. Для рассмотрения вопросов применения дисциплинарных взысканий к работникам Государственного бюро расследований образуется Дисциплинарная комиссия в составе пяти человек. В состав Дисциплинарной комиссии входят три человека, определенные Советом общественного контроля при Государственном бюро расследований.
Состав и положение о Дисциплинарной комиссии Государственного бюро расследований утверждаются директором Государственного бюро расследований.
2. Дисциплинарная комиссия на основании служебного расследования, проводимого подразделением внутреннего контроля, составляет заключение о наличии или отсутствии в действиях работника Государственного бюро расследований дисциплинарного проступка и оснований для его привлечения к дисциплинарной ответственности с определением рекомендованного вида дисциплинарного взыскания.
3. Решение о применении дисциплинарного взыскания принимает Дисциплинарная комиссия. Указанное решение может быть обжаловано в суд.
1. До вступления на службу в Государственный бюро расследований, а также не реже одного раза в год во время прохождения службы в Государственном бюро расследований работники Государственного бюро расследований проходят психофизиологическое исследование с применением полиграфа.
Психофизиологическое исследование с применением полиграфа заключается в безобидном для жизни и здоровья человека опросе с использованием компьютерного технического средства, предназначенного для регистрации психофизиологических реакций, в ходе которого осуществляется анализ динамики указанных реакций опрашиваемого лица в ответ на психологические стимулы, заданные в виде вариантов ответов, предметов, схем, фото и т.п., позволяет выявить симуляцию и представить зарегистрированы результаты в аналоговой и / или цифровой форме.
Целью проведения исследования является выявление возможных правонарушений, совершенных в прошлом лицом, претендующим на занятие должности в Государственном бюро расследований или проходит в нем службу.
2. Результаты психофизиологического исследования с применением полиграфа не является основанием для принятия решения об отказе лицу в занятии должности, а используются во время проведения собеседования с ней исключительно как информация вероятного характера, которая способствует формированию оценки работника.
Отказ кандидата на занятие должности в Государственном бюро расследований от участия в психофизиологическом исследовании с применением полиграфа является основанием для отказа в рассмотрении его кандидатуры.
3. Результаты психофизиологического исследования с применением полиграфа не могут быть основанием для инициирования уголовного производства или производства по делу об административном правонарушении.
4. Психофизиологическое исследование с применением полиграфа проводят специалисты подразделений внутреннего контроля Государственного бюро расследований.
Порядок проведения психофизиологического исследования с применением полиграфа утверждается Кабинетом Министров Украины.
1. Государственное бюро расследований через средства массовой информации, на своем официальном сайте и в других формах регулярно информирует общество о своей деятельности.
2. Государственное бюро расследований:
1) готовит и публикует не позднее 1 апреля в общегосударственных средствах массовой информации и на своем официальном веб-сайте отчет о своей деятельности за прошлый год, предусмотренный статьей 23 настоящего Закона;
2) обнародует и предоставляет информацию на запросы в порядке, предусмотренном Законом Украины "О доступе к публичной информации";
3) публикует на своем официальном веб-сайте отчеты по конкретным запросам, в том числе с указанием причин, по которым определенные меры не были приняты;
4) публикует на своем официальном сайте информацию о назначении и увольнении работников Государственного бюро расследований
5) публикует на своем официальном сайте информацию о ходе расследования производств, в том числе информацию об объявлении о подозрении, направление производства в суд или его закрытия и тому подобное.
3. Не может быть ограничен доступ к информации о общей сметы Государственного бюро расследований, его компетенции и основных направлений деятельности, а также о привлечении к ответственности за совершение правонарушений работников Государственного бюро расследований.
1. В целях обеспечения прозрачности и гражданского контроля за деятельностью при Государственном бюро расследований образуется Совет общественного контроля в составе 15 человек, которая формируется на основе открытого конкурса.
В состав Совета общественного контроля при Государственном бюро расследований не могут входить:
1) лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления;
2) лица, которые были сотрудниками правоохранительных органов в течение предыдущих двух лет (независимо от продолжительности);
3) лица, близкие лица которых были работниками Государственного бюро расследований в течение предыдущих двух лет (независимо от продолжительности).
2. Положение о Совете общественного контроля и порядок его формирования утверждаются Кабинетом Министров Украины.
3. Совет общественного контроля при Государственном бюро расследований:
1) заслушивает информацию о деятельности, выполнения планов и задач Государственного бюро расследований
2) рассматривает отчеты Государственного бюро расследований и утверждает свое заключение по ним;
3) избирает из ее членов трех представителей, входящих в состав Дисциплинарной комиссии Государственного бюро расследований
4) имеет другие права, предусмотренные Положением о Совете общественного контроля.
1. Надзор за соблюдением Государственным бюро расследований законов при проведении оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования осуществляет Генеральный прокурор непосредственно и через уполномоченных им прокуроров.
1. Работники Государственного бюро расследований имеют служебное удостоверение.
2. Положения о служебном удостоверении работника Государственного бюро расследований и его образец утверждает Директор Государственного бюро расследований.
1. Государственное бюро расследований является юридическим лицом публичного права и имеет печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием.
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня образования Кабинетом Министров Украины Государственного бюро расследований, но не позднее 1 марта 2016 года, за исключением положений частей второй и третьей статьи 11 настоящего Закона (относительно формирования конкурсной комиссии), которые вступают в силу с 1 января 2016 года.
2. До приведения в соответствие с настоящим Законом законы Украины, другие нормативно-правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.
3. Рекомендовать Кабинету Министров Украины образовать Государственное бюро расследований за счет штатной численности следственных подразделений Генеральной прокуратуры Украины, соответствующих подразделений Национальной полиции и других органов государственной власти, противодействующих преступности, и сформировать Конкурсную комиссию в соответствии с настоящим Законом.
Во время начального формирования подразделений Государственного бюро расследований устанавливаются и должны быть соблюдены квоты, согласно которым:
1) формирование следственных подразделений Государственного бюро расследований обеспечивается за счет:
а) лиц, которые в течение последнего года занимали должности следователей прокуроров - не более чем на 30 процентов;
б) лиц, которые в течение последнего года занимали должности следователей в других органах государственной власти, - не более чем на 19 процентов;
в) других лиц, имеющих соответствующий стаж работы в отрасли права, - не менее чем на 51 процент;
2) формирование оперативно-розыскных подразделений, а также подразделения внутренней безопасности Государственного бюро расследований обеспечивается за счет:
а) лиц, которые в течение последнего года занимали должности в оперативно-розыскных подразделениях - не более чем на 40 процентов;
б) других лиц, имеющих соответствующий стаж работы в отрасли права, - не менее чем на 60 процентов.
4. Заявления и сообщения об уголовных правонарушениях, представленные в органы внутренних дел, органов Национальной полиции до вступления в силу настоящего Закона и сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр досудебных расследований, но которые в соответствии с настоящим Законом подследственные Государственном бюро расследований, передаются в течение 24 часов в соответствующее подразделение (органа) государственного бюро расследований для их внесения в Единый государственный реестр досудебных расследований согласно статье 214 Уголовного процессуального кодекса Украины.
Материалы уголовного производства, которые на день вступления в силу настоящего Закона находятся в другом органе досудебного расследования на стадии досудебного расследования, но в соответствии с настоящим Законом подследственные Государственном бюро расследований, в трехмесячный срок после начала осуществления Государственным бюро расследований функции досудебного расследования передаются в соответствующее подразделение (органа ) Государственного бюро расследований для продолжения производства. Уголовные производства, которые до начала деятельности Государственного бюро расследований начаты следователями органов прокуратуры и находятся на стадии досудебного расследования, продолжают осуществляться следователями органов прокуратуры до окончания досудебного расследования, но не более двух лет.
Заявления и сообщения, обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, депутатов всех уровней, физических и юридических лиц, поданные в органы внутренних дел, органов Национальной полиции до вступления в силу настоящего Закона и по которым не принято решение, но которые в соответствии с настоящим Законом подследственные государственном бюро расследований в течение 24 часов возвращаются заявителям или передаются в соответствующее подразделение (органа) государственного бюро расследований для их внесения в Единый государственный реестр досудебных расследований согласно статье 214 Уголовного процессуального кодекса Украины.
5. Внести изменения в следующие законы Украины:
1) в Законе Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г.., № 22, ст. 303 с последующими изменениями):
а) статью 3 после слов "Национальное антикоррупционное бюро Украины" дополнить словами "Государственное бюро расследований";
б) часть первую статьи 5 после абзаца второго дополнить новым абзацем следующего содержания:
"Государственного бюро расследований - внутренней безопасности, обеспечения личной безопасности".
В связи с этим абзацы третий - одиннадцатый считать соответственно абзацами четвертым - двенадцатым;
в) часть четвертую статьи 7 после слов "Оперативные подразделения" дополнить словами "Государственного бюро расследований";
г) часть первую статьи 8 дополнить пунктом 7-1 следующего содержания:
"7-1) с целью выявления и фиксации деяний, предусмотренных статьями 305, 307, 309, 311, 318, 321, 364-1, 365-2, 368, 368-3, 368-4, 369, 369-2 Уголовного кодекса Украины, проводить операции с контролируемого совершение соответствующих деяний. порядок получения разрешения, срок его действия и порядок проведения операции по контролируемому совершение коррупционного деяния определяются Уголовным процессуальным кодексом Украины";
г) в статье 9:
часть первую после слов "органа Службы безопасности Украины" дополнить словами "оперативного подразделения органа Государственного бюро расследований";
часть вторую после слов "Службой безопасности Украины" дополнить словами "Государственным бюро расследований";
часть третью после слов "органа Службы безопасности Украины" дополнить словами "Директором Государственного бюро расследований";
часть восьмую после слов "Служба безопасности Украины" дополнить словами "Государственное бюро расследований";
д) в статье 9-1:
часть вторую после слов "Центрального управления Службы безопасности Украины" дополнить словами "Директором Государственного бюро расследований";
часть третью после слов "Председателем Службы безопасности Украины" дополнить словами "Директором Государственного бюро расследований";
2) в части второй статьи 8 Закона Украины "О предварительном заключении" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г.., № 35, ст. 360 с последующими изменениями):
абзац четвертый после слов "разведывательных органов Украины" дополнить словами "работников Государственного бюро расследований";
абзац десятый после слова "юстиции" дополнить словами "Государственном бюро расследований";
{Подпункт 3 пункта 5 раздела VI утратил силу на основании Закона № 889-VIII от 10.12.2015}
4) в Законе Украины "О государственной защите работников суда и правоохранительных органов" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1994 г.., № 11, ст. 50 с последующими изменениями):
а) статью 4 после слов "О Службе безопасности Украины" дополнить словами "О Национальном антикоррупционном бюро Украины", "О Государственном бюро расследований";
б) статью 14 дополнить пунктом "з" следующего содержания:
"З) Директор Государственного бюро расследований и его заместители - по защите служащих Государственного бюро расследований и их близких родственников»;
в) в статье 15:
часть первую дополнить пунктом "д-1" следующего содержания:
"Д-1) в отношении работников Государственного бюро расследований - на органы Государственного бюро расследований";
дополнить частью третьей следующего содержания:
"3. Безопасность работников суда, правоохранительных органов и их близких родственников, если они взяты под защиту, в случае если их держат в учреждении исполнения наказаний или следственном изоляторе, обеспечивает соответствующее подразделение такого учреждения или следственного изолятора независимо от того, в производстве которого органа находится уголовное производство ";
5) часть третью статьи 3 Закона Украины "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1994 г.., № 11, ст. 51; 2003г., № 16, ст. 124; 2009 г., № 36-37, ст. 511; 2015, № 40-41, ст. 379) изложить в следующей редакции:
"3. Осуществление мер безопасности возлагается по подследственности в органы службы безопасности, Государственного бюро расследований, органы внутренних дел, органы Национальной полиции или Национальное антикоррупционное бюро Украины, в составе структур которых с этой целью создаются специальные подразделения. Безопасность лиц, которых принимают под защиту, если уголовные производства находятся в производстве налоговой милиции или суда, обеспечивает по их решению в соответствии орган службы безопасности, Государственного бюро расследований, орган внутренних дел, орган Национальной п Лике, Национальное антикоррупционное бюро Украины или орган или учреждение исполнения наказаний, следственный изолятор. Безопасность лица, взятого под защиту, если ее держат в учреждении исполнения наказаний или следственном изоляторе, обеспечивает соответствующее подразделение такого учреждения или следственного изолятора независимо от того, в производстве которого органа находится уголовное производство ";
6) статью 15 Закона Украины "О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов досудебного расследования, прокуратуры и суда" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1995г., № 1, ст. 1 с последующими изменениями) после слов "работникам Национального антикоррупционного бюро Украины" дополнить словами "Государственного бюро расследований";
7) пункт 3 части первой статьи 62 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г.., № 5-6, ст. 30; 2004, № 13, ст. 181; 2014 № 47, ст. 2051) после слов "Службы безопасности Украины" дополнить словами "Государственном бюро расследований";
8) в Законе Украины "О телекоммуникациях" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г.., № 12, ст. 155 с последующими изменениями):
а) часть седьмую статьи 27 после слов "Национальном антикоррупционном бюро Украины" дополнить словами "Государственном бюро расследований";
б) часть вторую статьи 38 после слов "Службы безопасности Украины" дополнить словами "Государственного бюро расследований";
в) пункт 9 части первой статьи 39 после слов "Службы безопасности Украины" дополнить словами "Государственного бюро расследований";
9) в пункте 1 части первой статьи 3 Закона Украины "О предотвращении коррупции" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2014, № 49, ст. 2056; 2015, № 17, ст. 118, № 35, ст. 343 ):
подпункт "д" после слов "подразделений гражданской защиты" дополнить словами "Государственного бюро расследований";
подпункт "е" после слов "Службы безопасности Украины" дополнить словами "Государственного бюро расследований, Национального антикоррупционного бюро Украины".