Закон Украины О сотрудничестве территориальных общин

Этот Закон определяет организационно-правовые основы сотрудничества территориальных общин, принципы, формы, механизмы такого сотрудничества, его стимулирования, финансирования и контроля. 

Статья 1. Определение терминов

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

 

1) договор о сотрудничестве - договор об условиях сотрудничества территориальных общин, определяет форму сотрудничества, обязательства и ответственность сторон - субъектов сотрудничества, источники и объемы его финансирования;

 

2) сотрудничество территориальных общин (далее - сотрудничество) - отношения между двумя или более территориальными общинами, осуществляются на договорных началах в определенных этим Законом формах с целью обеспечения социально-экономического, культурного развития территорий, повышения качества предоставления услуг населению на основе общих интересов и целей, эффективного выполнения органами местного самоуправления определенных законом полномочий;

 

3) совместный проект - комплекс совместных мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления субъектов сотрудничества за счет средств местных бюджетов и других не запрещенных законодательством источников и направлены на социально-экономическое, культурное развитие территорий.



Статья 2. Принципы сотрудничества

1. Сотрудничество основывается на принципах:

 

1) законности;

 

2) добровольности;

 

3) взаимной выгоды;

 

4) прозрачности и открытости;

 

5) равноправия участников;

 

6) взаимной ответственности субъектов сотрудничества за его результаты.



Статья 3. Субъекты и сферы сотрудничества

1. Субъектами сотрудничества являются территориальные общины сел, поселков, городов.

 

Территориальные общины осуществляют сотрудничество через сельские, поселковые и городские советы.

 

2. Сотрудничество осуществляется в сферах общих интересов территориальных общин в пределах полномочий соответствующих органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.



Статья 4. Формы сотрудничества

1. Сотрудничество осуществляется в форме:

 

1) делегирование одном из субъектов сотрудничества с другими субъектами сотрудничества выполнения одного или нескольких задач с передачей ему соответствующих ресурсов;

 

2) реализации совместных проектов, предусматривает координацию деятельности субъектов сотрудничества и аккумулирования ними на определенный период ресурсов с целью совместного осуществления соответствующих мероприятий;

 

3) совместного финансирования (содержания) субъектами сотрудничества предприятий, учреждений и организаций коммунальной формы собственности - инфраструктурных объектов;

 

4) образование субъектами сотрудничества общих коммунальных предприятий, учреждений и организаций - совместных инфраструктурных объектов;

 

5) образование субъектами сотрудничества совместного органа управления для совместного выполнения определенных законом полномочий.

 

2. Сотрудничество прекращается в случае предварительного уведомления субъектом сотрудничества других его субъектов с выплатой им компенсации в соответствии с условиями заключенного договора с учетом статей 18-20 этого Закона.



Статья 5. Инициирование сотрудничества

1. Инициаторами сотрудничества могут быть сельский, поселковый, городской голова, депутаты сельского, поселкового, городского совета, члены территориальной общины в порядке местной инициативы.

 

Инициатор сотрудничества обеспечивает подготовку предложения по инициированию сотрудничества, представляется на рассмотрение сельского, поселкового, городского совета.

 

2. Предложение об инициировании сотрудничества должна содержать цель, обоснование целесообразности сотрудничества, информацию о сфере его осуществления, форму и ожидаемые финансовые результаты, а также другие необходимые для организации сотрудничества условия.

 

3. Решение о предоставлении согласия на организацию сотрудничества принимается сельским, поселковым, городским советом на основании предварительных выводов его исполнительных органов относительно соответствия интересам и потребностям территориальной общины предложения по инициированию сотрудничества.

 

Принятое в установленном порядке сельским, поселковым, городским советом решения о предоставлении согласия на организацию сотрудничества является основанием для сельского, поселкового, городского головы для начала переговоров между потенциальными субъектами сотрудничества о его организации и создании комиссии по подготовке проекта договора о сотрудничестве (далее - комиссия).



Статья 6. Переговоры об организации сотрудничества

1. Сельский, поселковый, городской голова, представляющий территориальную общину, направляет предложение о начале переговоров по вопросам организации сотрудничества сельским, поселковым, городским головам, представляющие соответствующие территориальные общины - потенциальных субъектов сотрудничества, и обеспечивает образование комиссии, в состав которой входят представители соответствующих территориальных общин.

 

2. Сельский, поселковый, городской голова по решению сельского, поселкового, городского совета обеспечивает в течение 60 дней с даты поступления предложения о начале переговоров по вопросам организации сотрудничества ее изучения, оценку исполнительными органами сельского, поселкового, городского совета относительно соответствия потребностям территориальной общины, а также проведения общественного обсуждения такого предложения, после чего она подается на рассмотрение соответствующего совета для принятия решения о предоставлении согласия на организацию сотрудничества или отказ и делегува ния представителя (представителей) в комиссию.



Статья 7. Комиссия

1. В состав комиссии входят в равном количестве представители всех субъектов сотрудничества.

 

Состав комиссии утверждается совместным распоряжением сельских, поселковых, городских голов, представляющие территориальные общины - субъектов сотрудничества.

 

2. Формой работы комиссии являются заседания, которые проводятся по решению ее председателя.

 

Решения, принятые комиссией на своих заседаниях, оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании и секретарем.

 

3. Председательствующий на заседании комиссии является поочередно представители субъектов сотрудничества.

 

4. Организационное обеспечение деятельности комиссии осуществляется исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов - субъектов сотрудничества.

 

5. Комиссия готовит в течение 60 дней с даты ее образования проект договора о сотрудничестве.

 

6. Комиссия прекращает свою деятельность с даты вступления в силу договора о сотрудничестве или принятия каждой сельским, поселковым, городским советом решения о прекращении организации сотрудничества.



Статья 8. Общественное обсуждение и одобрение проекта договора о сотрудничестве

1. Сельские, поселковые, городские головы обеспечивают в течение 15 дней проведения общественного обсуждения подготовленного комиссией проекта договора о сотрудничестве, по результатам которого сельские, поселковые, городские головы вносят вопрос об одобрении его проекта на рассмотрение соответствующих советов.

 

Решение об одобрении проекта договора о сотрудничестве принимается сельскими, поселковыми, городскими советами в течение 30 дней с даты проведения общественного обсуждения его проекта.

 

2. Договор о сотрудничестве заключается в письменной форме сельскими, поселковыми, городскими головами после одобрения его проекта соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами.



Статья 9. Договор о сотрудничестве

1. Сотрудничество осуществляется в соответствии с договорами о сотрудничестве, заключенных в соответствии с этим и другими законами сельскими, поселковыми, городскими головами от имени сельского, поселкового, городского совета после одобрения их проектов сельскими, поселковыми, городскими советами.

 

В договоре о сотрудничестве, в частности, отмечается сельский, поселковый, городской совет одного из субъектов сотрудничества, ответственное за представление отчетов о выполнении договора центральному органу исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере развития местного самоуправления.

 

Примерная форма договора о сотрудничестве определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере развития местного самоуправления.

 

2. Предмет договора о сотрудничестве определяется в соответствии с выбранной субъектами сотрудничества формы сотрудничества, предусмотренной статьей 4 настоящего Закона.

 

3. Количество экземпляров договора о сотрудничестве должна быть на один больше, чем количество субъектов сотрудничества.

 

Каждый из субъектов сотрудничества получает один экземпляр договора о сотрудничестве.

 

Один экземпляр договора о сотрудничестве передается для внесения в реестр о сотрудничестве территориальных общин центральному органу исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере развития местного самоуправления.

 

Порядок формирования и обеспечения функционирования реестра о сотрудничестве территориальных общин утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере развития местного самоуправления.

 

4. Договор о сотрудничестве вступает в силу через 10 дней с даты его заключения с учетом требований бюджетного законодательства, если субъекты сотрудничества не договорились о других сроках, о чем указывается в договоре.



Статья 10. Делегирование выполнения отдельных задач

1. Для обеспечения выполнения полномочий в соответствии с Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" и повышения эффективности использования средств местных бюджетов органы местного самоуправления субъектов сотрудничества на основании договора о сотрудничестве могут делегировать одном из субъектов сотрудничества выполнения одного или нескольких задач с передачей ему соответствующих ресурсов.

 

2. Договор о сотрудничестве в части делегирования выполнения отдельных задач должен, в частности, содержать:

 

1) перечень задач, делегируемых органа местного самоуправления субъекта сотрудничества;

 

2) наименование органа местного самоуправления субъекта сотрудничества, которому делегируются задачи других органов местного самоуправления субъектов сотрудничества;

 

3) наименование органов местного самоуправления субъектов сотрудничества, делегируют задачи соответствующему органу местного самоуправления одного из субъектов сотрудничества;

 

4) требования к выполнению органом местного самоуправления одного из субъектов сотрудничества делегированных другими субъектами сотрудничества задач;

 

5) объем средств местных бюджетов, которые передаются местному бюджету органа местного самоуправления субъекта сотрудничества на выполнение делегированных задач;

 

6) срок, на который делегируются задачи;

 

7) форма и порядок отчетности о состоянии выполнения и финансирования делегированных задач;

 

8) порядок прекращения договора и разрешения споров во время его выполнения.

 

3. Финансирование выполнения делегированных задач в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Украины.



Статья 11. Реализация совместных проектов

1. Договор о сотрудничестве в части реализации совместного проекта должен, в частности, содержать:

 

1) цель совместного проекта;

 

2) сроки и условия его реализации;

 

3) перечень мероприятий органов местного самоуправления субъектов сотрудничества, предполагается осуществить в рамках реализации совместного проекта;

 

4) объемы финансирования совместного проекта органами местного самоуправления субъектов сотрудничества;

 

5) форму участия органов местного самоуправления субъектов сотрудничества в рамках реализации совместного проекта;

 

6) механизм координации деятельности органов местного самоуправления субъектов сотрудничества;

 

7) порядок прекращения действия договора и разрешения споров во время его выполнения;

 

8) ответственность сторон.

 

2. При подготовке проекта договора о сотрудничестве в части реализации совместного проекта требования, предусмотренные статьями 5-9 этого Закона, могут не применяться.



Статья 12. Совместное финансирование (содержание) предприятий, учреждений и организаций коммунальной формы собственности

1. В целях обеспечения эффективного использования ресурсов территориальных общин на основе совместного применения имеющихся у одного из субъектов сотрудничества объектов коммунальной инфраструктуры сотрудничество может осуществляться в форме совместного финансирования (содержания) предприятий, учреждений и организаций коммунальной формы собственности в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Украина.

 

2. Договор о сотрудничестве в части совместного финансирования (содержания) предприятий, учреждений и организаций коммунальной формы собственности должен, в частности, содержать:

 

1) перечень предприятий, учреждений и организаций коммунальной формы собственности, предполагается совместно (всеми субъектами сотрудничества) финансировать (удерживать)

 

2) объем финансовых ресурсов, который органы местного самоуправления субъектов сотрудничества планируется выделить для совместного финансирования (содержания) предприятий, учреждений и организаций коммунальной формы собственности, а также порядок осуществления расходов из местных бюджетов;

 

3) условия предоставления (производства) предприятиями, учреждениями и организациями коммунальной формы собственности, совместно финансируются (содержатся) субъектами сотрудничества, услуг (продукции) для субъектов сотрудничества;

 

4) способ распределения между субъектами сотрудничества полученных доходов и возможных рисков, связанных с деятельностью предприятий, учреждений и организаций коммунальной формы собственности, совместно финансируются (содержатся)

 

5) форму и порядок представления отчетности о результатах деятельности предприятий, учреждений и организаций коммунальной формы собственности, использования ресурсов, в том числе финансовых;

 

6) порядок прекращения действия договора и разрешения споров во время его выполнения.



Статья 13. Создания совместных коммунальных предприятий, учреждений и организаций

1. В целях реализации совместных инфраструктурных проектов и выполнения функций, представляющих общий интерес, субъекты сотрудничества на основании договора могут образовывать совместные коммунальные предприятия, учреждения и организации и совместно их содержать.

 

Запрещается создавать совместные коммунальные предприятия, учреждения и организации на базе имущества, которое в соответствии с законом (решение органа местного самоуправления) не подлежит приватизации.

 

2. Договор о сотрудничестве в части создания совместных коммунальных предприятий, учреждений и организаций должен содержать, в частности:

 

1) сферу деятельности совместных коммунальных предприятий, учреждений и организаций;

 

2) наименование и местонахождение совместных коммунальных предприятий, учреждений и организаций;

 

3) организационно-правовую форму совместных коммунальных предприятий, учреждений и организаций;

 

4) структуру органов и служб управления совместными коммунальными предприятиями, учреждениями и организациями, порядок их назначения и организации деятельности;

 

5) объем средств (имущества), инвестируемых органами местного самоуправления субъектов сотрудничества для финансирования (содержания) и обеспечение функционирования совместных коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также сроки их внесения;

 

6) этапы создания совместных коммунальных предприятий, учреждений и организаций и ответственность сторон за результаты их деятельности;

 

7) пути покрытия органами местного самоуправления субъектов сотрудничества возможных убытков, дефицита средств и распределения полученных доходов совместных коммунальных предприятий, учреждений и организаций;

 

8) порядок прекращения деятельности совместных коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также распределения между субъектами сотрудничества имущества таких предприятий, учреждений и организаций;

 

9) порядок прекращения действия договора и разрешения споров во время его выполнения;

 

10) условия выхода одного из субъектов по сотрудничеству.

 

3. Устав совместного коммунального предприятия, учреждения и организации должен соответствовать законодательству и требованиям, определенным в договоре.

 

4. Образование и регистрация совместного коммунального предприятия, учреждения и организации осуществляются в соответствии с требованиями законодательства.



Статья 14. Образование совместного органа управления

1. Для совместного выполнения определенных законом полномочий, относящихся к компетенции органов местного самоуправления субъектов сотрудничества, и в целях экономии средств, необходимых для их содержания (оптимизации или уменьшение расходов), сотрудничество может осуществляться путем образования субъектами сотрудничества совместного органа управления .

 

2. Договор о сотрудничестве в части создания совместного органа управления должен содержать, в частности:

 

1) цель создания совместных органов управления;

 

2) полномочия, реализуемые совместным органом управления, и его функции;

 

3) наименование и местонахождение общего органа управления;

 

4) способ создания совместного органа управления и его имущества;

 

5) порядок назначения (избрания) на должность, а также освобождение от должности руководителя совместного органа управления и других должностных лиц;

 

6) ответственность руководителя совместного органа управления;

 

7) порядок и объемы финансирования субъектами сотрудничества совместного органа управления;

 

8) порядок и периодичность отчетности общего органа управления перед субъектами сотрудничества и соответствующими органами местного самоуправления;

 

9) порядок прекращения функционирования общего органа управления и соответствующего распределения имущества, последствия такого прекращения;

 

10) порядок прекращения действия договора, возможность прекращения одним из субъектов сотрудничества участия в сотрудничестве и последствия такого прекращения.

 

3. Совместный орган управления может образовываться как отдельный исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета одного из субъектов сотрудничества или в составе исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета одного из субъектов сотрудничества (как структурное подразделение - департамент, отдел, управление , проектное бюро, агентство и т.д.).



Статья 15. Государственное стимулирование сотрудничества

1. Государственное стимулирование сотрудничества осуществляется путем:

 

1) предоставление субвенций местным бюджетам субъектов сотрудничества в приоритетных сферах государственной политики;

 

2) передачи объектов государственной собственности в коммунальную собственность субъектов сотрудничества;

 

3) методической, организационной и другой поддержки деятельности субъектов сотрудничества.

 

2. Государство стимулирует сотрудничество в случае, если:

 

1) усиливается способность субъектов сотрудничества к обеспечению реализации определенных законом полномочий;

 

2) к сотрудничеству привлечены дополнительные ресурсы, в том числе финансовые;

 

3) сотрудничество осуществляется более чем тремя субъектами сотрудничества;

 

4) обеспечивается широкое участие общественности в осуществлении сотрудничества.

 

3. Порядок государственного стимулирования сотрудничества определяется Кабинетом Министров Украины.



Статья 16. Финансирование сотрудничества

1. Финансирование сотрудничества осуществляется за счет средств:

 

1) местных бюджетов субъектов сотрудничества;

 

2) самообложения;

 

3) других не запрещенных законодательством источников, в частности, государственного бюджета, международной технической и финансовой помощи, кредитных ресурсов.

 

2. Финансирование мероприятий сотрудничества начинается со следующего бюджетного периода.

 

3. Субъекты сотрудничества обеспечивают открытый доступ к отчетам об использовании средств через собственные Интернет-ресурсы.



Статья 17. Мониторинг сотрудничества

1. Мониторинг сотрудничества осуществляет центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере развития местного самоуправления.

 

2. Субъект сотрудничества, согласно договору несет ответственность за подачу отчетов об осуществлении сотрудничества, подает ежегодно до конца I квартала года, следующего за отчетным, такой отчет центральному органу исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере развития местного самоуправления.

 

3. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере развития местного самоуправления:

 

1) по результатам анализа отчетов об осуществлении сотрудничества подает в установленном порядке Кабинету Министров Украины предложения по его государственного стимулирования;

 

2) обнародует лучшие практики сотрудничества;

 

3) инициирует изменения в законодательство, регламентирующее осуществление сотрудничества.



Статья 18. Основания для прекращения сотрудничества

1. Сотрудничество прекращается в случае:

 

1) истечения срока действия договора о сотрудничестве;

 

2) достижение целей сотрудничества;

 

3) невыполнение субъектами сотрудничества взятых на себя обязательств;

 

4) отказа от сотрудничества в соответствии с условиями договора о сотрудничестве одного или нескольких его субъектов, что делает невозможным дальнейшее осуществление сотрудничества;

 

5) банкротства образованных в рамках сотрудничества предприятий, учреждений и организаций коммунальной формы собственности;

 

6) принятие судом решения о прекращении сотрудничества;

 

7) неосуществления сотрудничества в течение года со дня вступления в силу договора о сотрудничестве.

 

Прекращение сотрудничества не должно привести к уменьшению объема и ухудшения качества предоставления услуг населению.

 

2. Спорные вопросы, возникающие в связи с прекращением сотрудничества, регулируются органами местного самоуправления субъектов сотрудничества путем переговоров.

 

3. Прекращение сотрудничества осуществляется с согласия его субъектов в порядке, предусмотренном статьями 6-9 этого Закона для организации сотрудничества с учетом особенностей этого раздела, путем заключения соответствующего договора сельскими, поселковыми, городскими головами после одобрения его проекта сельскими, поселковыми, городскими советами .

 

Один экземпляр договора о прекращении сотрудничества, который вступил в силу в установленном порядке, направляется центральному органу исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере развития местного самоуправления.



Статья 19. Переговоры о прекращении сотрудничества

1. На основании предварительного заключения исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета одного из субъектов сотрудничества о наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью первой статьи 18 настоящего Закона, сельский, поселковый, городской совет принимает решение о прекращении сотрудничества и письменно обращается к другим субъектам сотрудничества с предложением проведения переговоров о прекращении сотрудничества.

 

2. Сообщение о прекращении сотрудничества приходится субъектами сотрудничества до сведения населения путем опубликования в средствах массовой информации.

 

3. Проведение переговоров о прекращении сотрудничества начинается в течение 30 дней с даты получения субъектами сотрудничества соответствующего предложения.

 

4. Отсутствие в течение 30 дней с даты поступления предложения о проведении переговоров о прекращении сотрудничества ответы субъектов сотрудничества считается их согласия на его прекращение.



Статья 20. Особенности прекращения сотрудничества в соответствии с формой сотрудничества

1. Сотрудничество в форме, определенной пунктами 1 и 3 части первой статьи 4 настоящего Закона, прекращается не ранее следующего бюджетного периода, если субъекты сотрудничества не договорились об ином.

 

2. Сотрудничество в форме, определенной пунктом 4 части первой статьи 4 настоящего Закона, прекращается путем передачи участниками сотрудничества своей доли в пользу одного из субъектов или путем прекращения деятельности совместного коммунального предприятия согласно законодательству.



Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем ​​его опубликования.

 

2. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

 

1) часть первую статьи 63 Хозяйственного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г.., №№ 18-22, ст. 144) после абзаца шестого дополнить новым абзацем следующего содержания:

 

"Совместное коммунальное предприятие, действующее на договорных началах совместного финансирования (содержания) соответствующими территориальными общинами - субъектами сотрудничества".

 

В связи с этим абзац седьмой считать абзацем восьмым;

 

2) часть вторую статьи 169 Гражданского кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г.., №№ 40-44, ст. 356) после слов "коммунальные предприятия" дополнить словами "общие коммунальные предприятия";

 

3) часть первую статьи 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г.., № 24, ст. 170 с последующими изменениями) дополнить пунктами 33-1 и 33-2 следующего содержания:

 

"33-1) принятие решений о предоставлении согласия на организацию сотрудничества территориальных общин, субъектом которого является территориальная община села, поселка, города, в формах, определенных статьей 4 Закона Украины" О сотрудничестве территориальных общин ", об одобрении проекта договора о сотрудничестве и других решений, связанных с осуществлением соответствии с указанным Законом сотрудничества территориальных общин;

 

33-2) заслушивание отчетов, связанных с осуществлением в соответствии с Законом Украины "О сотрудничестве территориальных общин" сотрудничества территориальных общин, субъектом которого является территориальная община села, поселка, города ".