1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) договор о сотрудничестве - договор об условиях сотрудничества территориальных общин, определяет форму сотрудничества, обязательства и ответственность сторон - субъектов сотрудничества, источники и объемы его финансирования;
2) сотрудничество территориальных общин (далее - сотрудничество) - отношения между двумя или более территориальными общинами, осуществляются на договорных началах в определенных этим Законом формах с целью обеспечения социально-экономического, культурного развития территорий, повышения качества предоставления услуг населению на основе общих интересов и целей, эффективного выполнения органами местного самоуправления определенных законом полномочий;
3) совместный проект - комплекс совместных мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления субъектов сотрудничества за счет средств местных бюджетов и других не запрещенных законодательством источников и направлены на социально-экономическое, культурное развитие территорий.
1. Сотрудничество основывается на принципах:
1) законности;
2) добровольности;
3) взаимной выгоды;
4) прозрачности и открытости;
5) равноправия участников;
6) взаимной ответственности субъектов сотрудничества за его результаты.
1. Субъектами сотрудничества являются территориальные общины сел, поселков, городов.
Территориальные общины осуществляют сотрудничество через сельские, поселковые и городские советы.
2. Сотрудничество осуществляется в сферах общих интересов территориальных общин в пределах полномочий соответствующих органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
1. Сотрудничество осуществляется в форме:
1) делегирование одном из субъектов сотрудничества с другими субъектами сотрудничества выполнения одного или нескольких задач с передачей ему соответствующих ресурсов;
2) реализации совместных проектов, предусматривает координацию деятельности субъектов сотрудничества и аккумулирования ними на определенный период ресурсов с целью совместного осуществления соответствующих мероприятий;
3) совместного финансирования (содержания) субъектами сотрудничества предприятий, учреждений и организаций коммунальной формы собственности - инфраструктурных объектов;
4) образование субъектами сотрудничества общих коммунальных предприятий, учреждений и организаций - совместных инфраструктурных объектов;
5) образование субъектами сотрудничества совместного органа управления для совместного выполнения определенных законом полномочий.
2. Сотрудничество прекращается в случае предварительного уведомления субъектом сотрудничества других его субъектов с выплатой им компенсации в соответствии с условиями заключенного договора с учетом статей 18-20 этого Закона.
1. Инициаторами сотрудничества могут быть сельский, поселковый, городской голова, депутаты сельского, поселкового, городского совета, члены территориальной общины в порядке местной инициативы.
Инициатор сотрудничества обеспечивает подготовку предложения по инициированию сотрудничества, представляется на рассмотрение сельского, поселкового, городского совета.
2. Предложение об инициировании сотрудничества должна содержать цель, обоснование целесообразности сотрудничества, информацию о сфере его осуществления, форму и ожидаемые финансовые результаты, а также другие необходимые для организации сотрудничества условия.
3. Решение о предоставлении согласия на организацию сотрудничества принимается сельским, поселковым, городским советом на основании предварительных выводов его исполнительных органов относительно соответствия интересам и потребностям территориальной общины предложения по инициированию сотрудничества.
Принятое в установленном порядке сельским, поселковым, городским советом решения о предоставлении согласия на организацию сотрудничества является основанием для сельского, поселкового, городского головы для начала переговоров между потенциальными субъектами сотрудничества о его организации и создании комиссии по подготовке проекта договора о сотрудничестве (далее - комиссия).
1. Сельский, поселковый, городской голова, представляющий территориальную общину, направляет предложение о начале переговоров по вопросам организации сотрудничества сельским, поселковым, городским головам, представляющие соответствующие территориальные общины - потенциальных субъектов сотрудничества, и обеспечивает образование комиссии, в состав которой входят представители соответствующих территориальных общин.
2. Сельский, поселковый, городской голова по решению сельского, поселкового, городского совета обеспечивает в течение 60 дней с даты поступления предложения о начале переговоров по вопросам организации сотрудничества ее изучения, оценку исполнительными органами сельского, поселкового, городского совета относительно соответствия потребностям территориальной общины, а также проведения общественного обсуждения такого предложения, после чего она подается на рассмотрение соответствующего совета для принятия решения о предоставлении согласия на организацию сотрудничества или отказ и делегува ния представителя (представителей) в комиссию.
1. В состав комиссии входят в равном количестве представители всех субъектов сотрудничества.
Состав комиссии утверждается совместным распоряжением сельских, поселковых, городских голов, представляющие территориальные общины - субъектов сотрудничества.
2. Формой работы комиссии являются заседания, которые проводятся по решению ее председателя.
Решения, принятые комиссией на своих заседаниях, оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании и секретарем.
3. Председательствующий на заседании комиссии является поочередно представители субъектов сотрудничества.
4. Организационное обеспечение деятельности комиссии осуществляется исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов - субъектов сотрудничества.
5. Комиссия готовит в течение 60 дней с даты ее образования проект договора о сотрудничестве.
6. Комиссия прекращает свою деятельность с даты вступления в силу договора о сотрудничестве или принятия каждой сельским, поселковым, городским советом решения о прекращении организации сотрудничества.
1. Сельские, поселковые, городские головы обеспечивают в течение 15 дней проведения общественного обсуждения подготовленного комиссией проекта договора о сотрудничестве, по результатам которого сельские, поселковые, городские головы вносят вопрос об одобрении его проекта на рассмотрение соответствующих советов.
Решение об одобрении проекта договора о сотрудничестве принимается сельскими, поселковыми, городскими советами в течение 30 дней с даты проведения общественного обсуждения его проекта.
2. Договор о сотрудничестве заключается в письменной форме сельскими, поселковыми, городскими головами после одобрения его проекта соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами.
1. Сотрудничество осуществляется в соответствии с договорами о сотрудничестве, заключенных в соответствии с этим и другими законами сельскими, поселковыми, городскими головами от имени сельского, поселкового, городского совета после одобрения их проектов сельскими, поселковыми, городскими советами.
В договоре о сотрудничестве, в частности, отмечается сельский, поселковый, городской совет одного из субъектов сотрудничества, ответственное за представление отчетов о выполнении договора центральному органу исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере развития местного самоуправления.
Примерная форма договора о сотрудничестве определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере развития местного самоуправления.
2. Предмет договора о сотрудничестве определяется в соответствии с выбранной субъектами сотрудничества формы сотрудничества, предусмотренной статьей 4 настоящего Закона.
3. Количество экземпляров договора о сотрудничестве должна быть на один больше, чем количество субъектов сотрудничества.
Каждый из субъектов сотрудничества получает один экземпляр договора о сотрудничестве.
Один экземпляр договора о сотрудничестве передается для внесения в реестр о сотрудничестве территориальных общин центральному органу исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере развития местного самоуправления.
Порядок формирования и обеспечения функционирования реестра о сотрудничестве территориальных общин утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере развития местного самоуправления.
4. Договор о сотрудничестве вступает в силу через 10 дней с даты его заключения с учетом требований бюджетного законодательства, если субъекты сотрудничества не договорились о других сроках, о чем указывается в договоре.
1. Для обеспечения выполнения полномочий в соответствии с Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" и повышения эффективности использования средств местных бюджетов органы местного самоуправления субъектов сотрудничества на основании договора о сотрудничестве могут делегировать одном из субъектов сотрудничества выполнения одного или нескольких задач с передачей ему соответствующих ресурсов.
2. Договор о сотрудничестве в части делегирования выполнения отдельных задач должен, в частности, содержать:
1) перечень задач, делегируемых органа местного самоуправления субъекта сотрудничества;
2) наименование органа местного самоуправления субъекта сотрудничества, которому делегируются задачи других органов местного самоуправления субъектов сотрудничества;
3) наименование органов местного самоуправления субъектов сотрудничества, делегируют задачи соответствующему органу местного самоуправления одного из субъектов сотрудничества;
4) требования к выполнению органом местного самоуправления одного из субъектов сотрудничества делегированных другими субъектами сотрудничества задач;
5) объем средств местных бюджетов, которые передаются местному бюджету органа местного самоуправления субъекта сотрудничества на выполнение делегированных задач;
6) срок, на который делегируются задачи;
7) форма и порядок отчетности о состоянии выполнения и финансирования делегированных задач;
8) порядок прекращения договора и разрешения споров во время его выполнения.
3. Финансирование выполнения делегированных задач в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Украины.
1. Договор о сотрудничестве в части реализации совместного проекта должен, в частности, содержать:
1) цель совместного проекта;
2) сроки и условия его реализации;
3) перечень мероприятий органов местного самоуправления субъектов сотрудничества, предполагается осуществить в рамках реализации совместного проекта;
4) объемы финансирования совместного проекта органами местного самоуправления субъектов сотрудничества;
5) форму участия органов местного самоуправления субъектов сотрудничества в рамках реализации совместного проекта;
6) механизм координации деятельности органов местного самоуправления субъектов сотрудничества;
7) порядок прекращения действия договора и разрешения споров во время его выполнения;
8) ответственность сторон.
2. При подготовке проекта договора о сотрудничестве в части реализации совместного проекта требования, предусмотренные статьями 5-9 этого Закона, могут не применяться.
1. В целях обеспечения эффективного использования ресурсов территориальных общин на основе совместного применения имеющихся у одного из субъектов сотрудничества объектов коммунальной инфраструктуры сотрудничество может осуществляться в форме совместного финансирования (содержания) предприятий, учреждений и организаций коммунальной формы собственности в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Украина.
2. Договор о сотрудничестве в части совместного финансирования (содержания) предприятий, учреждений и организаций коммунальной формы собственности должен, в частности, содержать:
1) перечень предприятий, учреждений и организаций коммунальной формы собственности, предполагается совместно (всеми субъектами сотрудничества) финансировать (удерживать)
2) объем финансовых ресурсов, который органы местного самоуправления субъектов сотрудничества планируется выделить для совместного финансирования (содержания) предприятий, учреждений и организаций коммунальной формы собственности, а также порядок осуществления расходов из местных бюджетов;
3) условия предоставления (производства) предприятиями, учреждениями и организациями коммунальной формы собственности, совместно финансируются (содержатся) субъектами сотрудничества, услуг (продукции) для субъектов сотрудничества;
4) способ распределения между субъектами сотрудничества полученных доходов и возможных рисков, связанных с деятельностью предприятий, учреждений и организаций коммунальной формы собственности, совместно финансируются (содержатся)
5) форму и порядок представления отчетности о результатах деятельности предприятий, учреждений и организаций коммунальной формы собственности, использования ресурсов, в том числе финансовых;
6) порядок прекращения действия договора и разрешения споров во время его выполнения.
1. В целях реализации совместных инфраструктурных проектов и выполнения функций, представляющих общий интерес, субъекты сотрудничества на основании договора могут образовывать совместные коммунальные предприятия, учреждения и организации и совместно их содержать.
Запрещается создавать совместные коммунальные предприятия, учреждения и организации на базе имущества, которое в соответствии с законом (решение органа местного самоуправления) не подлежит приватизации.
2. Договор о сотрудничестве в части создания совместных коммунальных предприятий, учреждений и организаций должен содержать, в частности:
1) сферу деятельности совместных коммунальных предприятий, учреждений и организаций;
2) наименование и местонахождение совместных коммунальных предприятий, учреждений и организаций;
3) организационно-правовую форму совместных коммунальных предприятий, учреждений и организаций;
4) структуру органов и служб управления совместными коммунальными предприятиями, учреждениями и организациями, порядок их назначения и организации деятельности;
5) объем средств (имущества), инвестируемых органами местного самоуправления субъектов сотрудничества для финансирования (содержания) и обеспечение функционирования совместных коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также сроки их внесения;
6) этапы создания совместных коммунальных предприятий, учреждений и организаций и ответственность сторон за результаты их деятельности;
7) пути покрытия органами местного самоуправления субъектов сотрудничества возможных убытков, дефицита средств и распределения полученных доходов совместных коммунальных предприятий, учреждений и организаций;
8) порядок прекращения деятельности совместных коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также распределения между субъектами сотрудничества имущества таких предприятий, учреждений и организаций;
9) порядок прекращения действия договора и разрешения споров во время его выполнения;
10) условия выхода одного из субъектов по сотрудничеству.
3. Устав совместного коммунального предприятия, учреждения и организации должен соответствовать законодательству и требованиям, определенным в договоре.
4. Образование и регистрация совместного коммунального предприятия, учреждения и организации осуществляются в соответствии с требованиями законодательства.
1. Для совместного выполнения определенных законом полномочий, относящихся к компетенции органов местного самоуправления субъектов сотрудничества, и в целях экономии средств, необходимых для их содержания (оптимизации или уменьшение расходов), сотрудничество может осуществляться путем образования субъектами сотрудничества совместного органа управления .
2. Договор о сотрудничестве в части создания совместного органа управления должен содержать, в частности:
1) цель создания совместных органов управления;
2) полномочия, реализуемые совместным органом управления, и его функции;
3) наименование и местонахождение общего органа управления;
4) способ создания совместного органа управления и его имущества;
5) порядок назначения (избрания) на должность, а также освобождение от должности руководителя совместного органа управления и других должностных лиц;
6) ответственность руководителя совместного органа управления;
7) порядок и объемы финансирования субъектами сотрудничества совместного органа управления;
8) порядок и периодичность отчетности общего органа управления перед субъектами сотрудничества и соответствующими органами местного самоуправления;
9) порядок прекращения функционирования общего органа управления и соответствующего распределения имущества, последствия такого прекращения;
10) порядок прекращения действия договора, возможность прекращения одним из субъектов сотрудничества участия в сотрудничестве и последствия такого прекращения.
3. Совместный орган управления может образовываться как отдельный исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета одного из субъектов сотрудничества или в составе исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета одного из субъектов сотрудничества (как структурное подразделение - департамент, отдел, управление , проектное бюро, агентство и т.д.).
1. Государственное стимулирование сотрудничества осуществляется путем:
1) предоставление субвенций местным бюджетам субъектов сотрудничества в приоритетных сферах государственной политики;
2) передачи объектов государственной собственности в коммунальную собственность субъектов сотрудничества;
3) методической, организационной и другой поддержки деятельности субъектов сотрудничества.
2. Государство стимулирует сотрудничество в случае, если:
1) усиливается способность субъектов сотрудничества к обеспечению реализации определенных законом полномочий;
2) к сотрудничеству привлечены дополнительные ресурсы, в том числе финансовые;
3) сотрудничество осуществляется более чем тремя субъектами сотрудничества;
4) обеспечивается широкое участие общественности в осуществлении сотрудничества.
3. Порядок государственного стимулирования сотрудничества определяется Кабинетом Министров Украины.
1. Финансирование сотрудничества осуществляется за счет средств:
1) местных бюджетов субъектов сотрудничества;
2) самообложения;
3) других не запрещенных законодательством источников, в частности, государственного бюджета, международной технической и финансовой помощи, кредитных ресурсов.
2. Финансирование мероприятий сотрудничества начинается со следующего бюджетного периода.
3. Субъекты сотрудничества обеспечивают открытый доступ к отчетам об использовании средств через собственные Интернет-ресурсы.
1. Мониторинг сотрудничества осуществляет центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере развития местного самоуправления.
2. Субъект сотрудничества, согласно договору несет ответственность за подачу отчетов об осуществлении сотрудничества, подает ежегодно до конца I квартала года, следующего за отчетным, такой отчет центральному органу исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере развития местного самоуправления.
3. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере развития местного самоуправления:
1) по результатам анализа отчетов об осуществлении сотрудничества подает в установленном порядке Кабинету Министров Украины предложения по его государственного стимулирования;
2) обнародует лучшие практики сотрудничества;
3) инициирует изменения в законодательство, регламентирующее осуществление сотрудничества.
1. Сотрудничество прекращается в случае:
1) истечения срока действия договора о сотрудничестве;
2) достижение целей сотрудничества;
3) невыполнение субъектами сотрудничества взятых на себя обязательств;
4) отказа от сотрудничества в соответствии с условиями договора о сотрудничестве одного или нескольких его субъектов, что делает невозможным дальнейшее осуществление сотрудничества;
5) банкротства образованных в рамках сотрудничества предприятий, учреждений и организаций коммунальной формы собственности;
6) принятие судом решения о прекращении сотрудничества;
7) неосуществления сотрудничества в течение года со дня вступления в силу договора о сотрудничестве.
Прекращение сотрудничества не должно привести к уменьшению объема и ухудшения качества предоставления услуг населению.
2. Спорные вопросы, возникающие в связи с прекращением сотрудничества, регулируются органами местного самоуправления субъектов сотрудничества путем переговоров.
3. Прекращение сотрудничества осуществляется с согласия его субъектов в порядке, предусмотренном статьями 6-9 этого Закона для организации сотрудничества с учетом особенностей этого раздела, путем заключения соответствующего договора сельскими, поселковыми, городскими головами после одобрения его проекта сельскими, поселковыми, городскими советами .
Один экземпляр договора о прекращении сотрудничества, который вступил в силу в установленном порядке, направляется центральному органу исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере развития местного самоуправления.
1. На основании предварительного заключения исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета одного из субъектов сотрудничества о наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью первой статьи 18 настоящего Закона, сельский, поселковый, городской совет принимает решение о прекращении сотрудничества и письменно обращается к другим субъектам сотрудничества с предложением проведения переговоров о прекращении сотрудничества.
2. Сообщение о прекращении сотрудничества приходится субъектами сотрудничества до сведения населения путем опубликования в средствах массовой информации.
3. Проведение переговоров о прекращении сотрудничества начинается в течение 30 дней с даты получения субъектами сотрудничества соответствующего предложения.
4. Отсутствие в течение 30 дней с даты поступления предложения о проведении переговоров о прекращении сотрудничества ответы субъектов сотрудничества считается их согласия на его прекращение.
1. Сотрудничество в форме, определенной пунктами 1 и 3 части первой статьи 4 настоящего Закона, прекращается не ранее следующего бюджетного периода, если субъекты сотрудничества не договорились об ином.
2. Сотрудничество в форме, определенной пунктом 4 части первой статьи 4 настоящего Закона, прекращается путем передачи участниками сотрудничества своей доли в пользу одного из субъектов или путем прекращения деятельности совместного коммунального предприятия согласно законодательству.
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
2. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:
1) часть первую статьи 63 Хозяйственного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г.., №№ 18-22, ст. 144) после абзаца шестого дополнить новым абзацем следующего содержания:
"Совместное коммунальное предприятие, действующее на договорных началах совместного финансирования (содержания) соответствующими территориальными общинами - субъектами сотрудничества".
В связи с этим абзац седьмой считать абзацем восьмым;
2) часть вторую статьи 169 Гражданского кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г.., №№ 40-44, ст. 356) после слов "коммунальные предприятия" дополнить словами "общие коммунальные предприятия";
3) часть первую статьи 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г.., № 24, ст. 170 с последующими изменениями) дополнить пунктами 33-1 и 33-2 следующего содержания:
"33-1) принятие решений о предоставлении согласия на организацию сотрудничества территориальных общин, субъектом которого является территориальная община села, поселка, города, в формах, определенных статьей 4 Закона Украины" О сотрудничестве территориальных общин ", об одобрении проекта договора о сотрудничестве и других решений, связанных с осуществлением соответствии с указанным Законом сотрудничества территориальных общин;
33-2) заслушивание отчетов, связанных с осуществлением в соответствии с Законом Украины "О сотрудничестве территориальных общин" сотрудничества территориальных общин, субъектом которого является территориальная община села, поселка, города ".