Настоящий Закон устанавливает основные принципы государственного регулирования лотерейной сферы в Украине с целью создания благоприятных условий для развития лотерейного рынка исходя из принципов государственной монополии на выпуск и проведение лотерей, обеспечения потребностей государственного бюджета, прав и законных интересов граждан.
1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) лотерейная сфера - совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе проведения лотерей;
2) лотерея - массовая игра, независимо от ее названия, условиями проведения которой предусматривается розыгрыш призового (выигрышного) фонда между ее игроками и победа в которой имеет случайный характер, территория проведения (распространения) которой распространяется за пределы одного здания (сооружения), независимо от способа принятия денег за участие в такой игре.
В зависимости от способа розыгрыша призового (выигрышного) фонда в Украине допускается проведение таких лотерей:
а) мгновенная лотерея - лотерея, в которой информация, которая позволяет определить выигрышные лотерейные билеты (другие средства, которые предусмотрены условиями лотерей, которые позволяют подтвердить участие в лотерее), закладывается случайным характером на стадии их изготовления, то есть до распространения среди игроков лотереи. При проведении мгновенной лотереи игрок может непосредственно после внесения ставки определить, является ли его лотерейный билет или другое средство, которое позволяет подтвердить участие в игре, выигрышным или нет;
б) другая лотерея, которая не подпадает под определение мгновенной лотереи, в том числе тиражная, комбинированная;
3) государственная лотерея - лотерея, проводимая оператором лотерей в соответствии с настоящим Законом;
4) приз (выигрыш) - средства, имущество, имущественные или неимущественные права, подлежащие выплате (выдаче) игроку в случае его выигрыша в государственную лотерею согласно обнародованным условий ее проведения;
5) призовой (выигрышный) фонд - совокупность призов (выигрышей), подлежащих разыгрыванию в государственную лотерею согласно обнародованным условий ее проведения;
6) призовой фонд тиража - совокупность призов, подлежащих разыгрыванию во время проведения розыгрыша отдельного тиража государственной лотереи, согласно обнародованных условий ее проведения;
7) ставка - плата игрока за одноразовую участие в розыгрыше государственной лотереи или его отдельного тиража;
8) лотерейный билет - документ установленной условиями проведения лотереи формы, изготовлен в соответствии с требованиями законодательства, наличие которого свидетельствует внесение игроком лотереи ставки и дает право получить приз в соответствии с условиями проведения лотереи. Государственная лотерея может проводиться как с применением лотерейных билетов, так и с применением других средств, которые позволяют подтвердить участие в лотерее или размер выигрыша, если они предусмотрены условиями лотереи, в том числе через терминалы электронной системы принятия ставок;
9) джек-пот - максимальный приз, формируется в соответствии с условиями проведения государственной тиражной лотереи в каждом тираже, в нескольких тиражах или иным способом, определенным в условиях проведения лотереи;
10) тираж - это промежуток времени, который начинается датой принятия ставок на очередной розыгрыш призового (выигрышного) фонда тиража тиражной лотереи и заканчивается в последний день выплаты призов, установленный в соответствии с условиями проведения государственной лотереи. Тираж включает осуществление операций, направленных на принятие ставок, формирование призового фонда тиража, розыгрыш призового (выигрышного) фонда, выплату призов по результатам такого розыгрыша, а также другие операции, связанные с проведением тиража тиражной лотереи;
11) оператор государственных лотерей - юридическое лицо - субъект предпринимательской деятельности, получила право на проведение государственных лотерей в порядке, определенном настоящим Законом;
12) распространитель государственной лотереи - юридическое или физическое лицо, которое по поручению оператора государственных лотерей осуществляет в совокупности или по отдельности принятия ставок непосредственно у игроков, выплату призов, а также другие операции, связанные с распространением государственных лотерей;
13) игрок - физическое лицо, достигшее 18 лет и по собственному желанию участвует в розыгрыше призов согласно условиям проведения государственной лотереи;
14) остаточный фонд государственной лотереи - часть призового (выигрышного) фонда, остается невостребованной с каким-либо причинам победителями государственной лотереи в установленный условиями ее проведения срок;
15) проведение государственных лотерей - хозяйственная деятельность оператора государственных лотерей, которая включает выпуск государственной лотереи, принятие ставок в государственную лотерею, проведение розыгрышей призового (выигрышного) фонда государственной лотереи, выплату призов и другие операции, которые прямо или косвенно обеспечивают проведение государственных лотерей;
16) электронная система принятия ставок - программно-технический комплекс, предназначенный для фиксации и учета ставок в государственной лотереи, фиксации выплаты призов и / или выплаты призов, хранения информации о проведении лотереи, а также для осуществления других операций, связанных с проведением государственной лотереи.
Электронная система принятия ставок состоит из центральной электронной системы и терминалов электронной системы принятия ставок, связанных между собой электронным или иным связью. Использование электронной системы принятия ставок не требуется при проведении мгновенных лотерей;
17) терминал электронной системы принятия ставок - программно-технический комплекс, который предназначен для регистрации осуществленных распространителем или игроком (терминал самообслуживания) операций по принятию ставок в государственные лотереи, проверки выигрыша лотерейных билетов или других средств, которые удостоверяют участие в игре, выплаты выигрышей и передачи информации о совершенных операциях в центральной электронной системы. Терминал электронной системы принятия ставок не должен содержать в себе приборов и / или программ, которые самостоятельно определяют результат розыгрыша лотереи или размер выигрыша игрока, а также не может быть соединенным с такими устройствами и / или программами (кроме соединения с центральной электронной системой государственной лотереи)
18) условия проведения государственной лотереи - локальный акт оператора государственных лотерей, определяет правила игры и порядок проведения государственной лотереи, утверждается оператором государственных лотерей в соответствии с законодательством;
19) пункт распространения государственных лотерей - специально оборудованное и оформленное место для распространения государственных лотерей с соблюдением требований к распространению или местоположение терминала или другого средства приема ставок в государственные лотереи;
20) розыгрыш призового (выигрышного) фонда лотереи - процесс, который проводится оператором лотереи после распространения лотерейных билетов (других средств, которые позволяют подтвердить участие в лотерее, если они предусмотрены условиями лотереи), принятие платы за игру и который направлен на определение победителя (победителей ) розыгрыша лотереи.
В тиражной лотереи розыгрыш призового (выигрышного) фонда лотереи осуществляется путем генерации случайным характером выигрышной игровой комбинации, которую игрок с целью выявления своего выигрыша должен сравнить с игровой комбинацией, определенной игроком для участия в данном розыгрыше.
В мгновенной лотереи розыгрыш призового (выигрышного) фонда лотереи заключается в выявлении игроком скрытой игровой комбинации, которая заложена в лотерейном билете (другом средстве, предусмотренный условиями лотереи) на стадии его изготовления;
21) выигрышная игровая комбинация - предусмотрена условиями лотереи совокупность символов (надписей, цифр, знаков, рисунков), которая позволяет определить победителя (победителей) розыгрыша лотереи.
1. Законодательство о лотереях состоит из настоящего Закона, является специальным (базовым) законом в регулировании лотерейной сферы, других нормативно-правовых актов.
Лицензирование деятельности по выпуску и проведению лотерей осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности".
2. Законодательство в сфере защиты прав потребителей распространяется на отношения, связанные с проведением государственных лотерей, лотерейную сферу в части, касающейся процесса принятия ставок в лотерее и выплаты призов (выигрышей).
3. Если международным договором, ратифицированным Верховной Радой Украины, определяются правила иные, чем предусмотренные настоящим Законом, применяются правила международного договора.
1. Принцип государственной монополии на введение лотерей заключается в запрещении введения и проведения на территории Украины всех лотерей, кроме государственных, которые проводятся операторами лотерей, получивших право на их проведение в порядке, определенном настоящим Законом.
2. Принцип добровольности предполагает самостоятельность и добровольность принятия игроком решения об участии в государственной лотереи. Принудительная участие в государственной лотерее запрещается. К принудительным также относятся игры, участие в которых является обязательным условием для получения игроками материальных или нематериальных благ или прав, не является призами.
3. Принцип гласности предполагает предварительное разыгрыванию обязательное обнародование условий проведения государственной лотереи и информации о призов (призовой (выигрышного) фонда), наличие независимого общественного контроля за розыгрыше приза во время проведения розыгрыша, а также обязательное обнародование результатов розыгрышей тиражей.
4. Принцип равенства условий участия в государственной лотереи предусматривает равенство шансов на выигрыш приза в государственную лотерею в игроков, которые сделали одинаковые ставки; обязательное применение механизма разыгрывание призов на условиях случайности, независимо от воли оператора государственных лотерей, игроков или других лиц.
5. Принцип защиты информации предусматривает обязательный технологический и физической защите разыгрывающих устройств и средств снятия, хранения, ввода и вывода информации, связанной с движением средств и лотерейных билетов, от несанкционированного доступа третьих лиц, организацию периодического контроля за их исправностью.
6. Принцип предварительной оплаты ставки предполагает полное и такое, что предшествует розыгрыша, внесение ставки распространителю государственной лотереи. Запрещается продажа лотерейных билетов или принятия ставок в кредит (с рассрочкой платежа) или с последующей оплатой, кроме оплаты ставки кредитными или дебетовыми карточками или с помощью чековых книжек при наличии авторизации платежа.
1. В Украине запрещаются:
организация, реклама, распространение лотерей, не имеющих статуса государственных;
распространения лотерей, организованных за пределами Украины, включая их рекламой, а также участие в них;
организация и проведение игр, участие в которых принимают лица, находящиеся за пределами помещения, где проводится игра, если такая игра не имеет статуса государственной лотереи;
организация и проведение игр с накопительным (общим) главным призом, если места приема платы за участие в игре расположены за пределами одного помещения и такая игра не имеет статуса государственной лотереи.
2. Запрещается проведение лотерей, условия проведения которых противоречат настоящему Закону или проводимых лицами иными, чем операторы государственных лотерей.
1. Требования к выпуску и проведению государственных лотерей определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, политики в сфере выпуска и проведения лотерей в соответствии с законодательством о лицензировании.
2. Оператор государственных лотерей обязан обеспечить формирование призового (выигрышного) фонда лотереи в размере не менее 50 процентов от сумм доходов, полученных от принятия ставок.
3. Лотерея приобретает статус государственного с момента опубликования утвержденных оператором государственных лотерей условий проведения такой лотереи.
По представлению оператора государственных лотерей, которое подается в течение пятнадцати дней с даты опубликования, государственная лотерея подлежит обязательному внесению центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, политику в сфере выпуска и проведения лотерей, в Единый реестр государственных лотерей, введенных в Украине. Внесение лотереи центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, политику в сфере выпуска и проведения лотерей, в Единый реестр государственных лотерей, введенных в Украине, осуществляется в течение десяти дней с даты получения представления оператора государственных лотерей.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, политику в сфере выпуска и проведения лотерей, ведет Единый реестр государственных лотерей, введенных в Украине. Перечень сведений, которые отражаются в Едином реестре государственных лотерей, введенных в Украине, утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, политики в сфере выпуска и проведения лотерей. Единый реестр государственных лотерей, введенных в Украине, ведется в электронной форме и является открытым для бесплатного публичного доступа к нему.
4. Запрещается использование слова "лотерея" и словосочетаний "государственная лотерея", "национальная лотерея", "Украинская лотерея" в любых падежах и контекстах в рекламе отдельных видов предпринимательской деятельности (товаров, работ, услуг) или в названиях юридических лиц, если такие лица не имеют статуса оператора государственных лотерей или распространителя государственной лотереи в соответствии с настоящим Законом.
5. Операторы государственных лотерей не могут проводить государственные лотереи совместно с другими лицами, кроме других операторов государственных лотерей.
6. Количество и виды государственных лотерей, которые могут проводиться операторами государственных лотерей, не ограничиваются.
7. Распространение государственных лотерей осуществляется на всей территории Украины и не требует получения специальных разрешений.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики, политики в сфере выпуска и проведения лотерей, может принять решение о распространении государственных лотерей за пределами территории Украины.
Территория распространения государственных лотерей, проводимых полностью или частично через Интернет, не ограничивается. Правила распространения и проведения лотерей через Интернет определяются лицензионными условиями.
Запрещается устанавливать какие-либо ограничения по осуществлению деятельности по распространению государственных лотерей, в том числе по установлению пунктов распространения государственных лотерей, кроме случаев, если распространение государственных лотерей нарушает общественный порядок и представляет опасность для жизни или здоровья граждан.
8. Государственные лотереи вводятся на неопределенный срок и без ограничения максимального количества тиражей. Срок действия государственной лотереи может быть ограниченным оператором государственных лотерей.
9. Условия проведения государственной лотереи не могут содержать положения, по которым расходы на ее организацию, а также выплаты призового (выигрышного) фонда осуществляются за счет Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, целевых государственных фондов или смет на содержание органов государственного управления или основанных ими учреждений , организаций и предприятий.
1. Операторами государственных лотерей могут быть юридические лица, зарегистрированные на территории Украины, соответствующие требованиям этого Закона.
2. Оператор государственных лотерей обеспечивает деятельность, направленную на проведение государственных лотерей на всей территории Украины. Оператор государственных лотерей должен иметь постоянно действующие обособленные подразделения в каждом населенном пункте Украины с населением более 500 000 человек, а также пункты распространения государственных лотерей в каждом населенном пункте с населением более 5000 человек, но не менее 5000 пунктов распространения.
Электронная система принятия ставок оператора государственных лотерей должна включать не менее 5000 работающих терминалов электронной системы принятия ставок, принадлежащих оператору государственных лотерей на праве собственности.
Сеть распространения государственных лотерей оператора государственных лотерей должна быть не менее 5000 пунктов распространения государственных лотерей.
3. Исключительными направлениям деятельности операторов государственных лотерей являются:
разработка и утверждение условий проведения государственных лотерей (выпуск государственных лотерей)
создание условий для игроков в государственные лотереи;
создание сети приема ставок и выдачи призов;
ввоз на таможенную территорию Украины лотерейных билетов, их бланков без получения разрешений (лицензий);
проведение государственных лотерей;
определение победителей государственных лотерей в соответствии с условиями проведения государственных лотерей;
разработка и внедрение новых технологий проведения государственных лотерей;
реклама государственных лотерей;
осуществление других функций, необходимых для проведения государственных лотерей.
Проведение государственных лотерей является исключительным видом хозяйственной деятельности оператора государственных лотерей. Указанное ограничение не распространяется на государственные банки.
4. Операторы государственных лотерей обеспечивают ведение и представление статистической и бухгалтерской отчетности о проведении государственных лотерей, движения лотерейных билетов и средств в порядке, установленном законодательством.
Оператор государственных лотерей ежемесячно предоставляет центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, политику в сфере выпуска и проведения лотерей, информацию о проведении государственной лотереи по установленной форме и ежеквартально предоставляет баланс и отчет о финансовых результатах по установленным формам.
5. Собственный капитал оператора государственных лотерей не может быть меньше его уставного капитала.
Уставный капитал оператора государственных лотерей не может быть меньше размера уставного капитала, установленного Национальным банком Украины для банков. Запрещается использовать для формирования уставного капитала операторов государственных лотерей средства из неподтвержденных источников.
6. Оператор государственных лотерей обязан застраховать риск невыплаты игрокам призов в случае его неплатежеспособности и / или банкротства на сумму призового (выигрышного) фонда, выплаченного оператором государственных лотерей в течение предыдущего календарного года.
Оператор лотерей должен иметь опыт выпуска и проведения государственных лотерей в лотерейном рынке Украины не менее 10 лет. Указанное ограничение не распространяется на государственные банки.
Оператор государственных лотерей обеспечивает соблюдение финансово-экономических, технологических и организационных нормативов, установленных лицензионными условиями.
Субъект хозяйствования на момент обращения с заявлением о получении лицензии должен подтвердить свое соответствие требованиям, которые предусмотрены настоящим Законом к операторам лотерей, а также соблюдения других нормативов, установленных лицензионными условиями.
7. Руководитель оператора государственных лотерей, лица, выполняющие обязанности руководителя оператора государственных лотерей в случае его отсутствия, а также должностные лица, ответственные за осуществление технологического процесса при проведении государственных лотерей, должны соответствовать требованиям образования, стажа работы и деловой репутации, определенным лицензионными условиями.
Руководитель оператора государственных лотерей, лица, выполняющие обязанности руководителя оператора государственных лотерей в случае его отсутствия, а также должностные лица, ответственные за осуществление технологического процесса при проведении государственных лотерей, могут быть отстранены от исполнения должностных обязанностей на основании приказа центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, политику в сфере выпуска и проведения лотерей, принимается в случае систематического (более трех раз в год) нарушения такими лицам и законодательства о лотереях на время служебного расследования, но не более чем на два месяца.
8. Оператор государственных лотерей отвечает всем принадлежащим ему имуществом по обязательствам, возникающим перед государством или третьими лицами в результате выполнения его функций.
9. Органы местного самоуправления и местные органы исполнительной власти обязаны содействовать развитию и распространению государственной лотереи на соответствующих территориях. Деятельность по распространению государственных лотерей оператора и распространителей государственных лотерей не подлежит лицензированию, квотированию или ограничению.
1. Организация государственных лотерей центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, политику в сфере выпуска и проведения лотерей, осуществляется путем выдачи лицензии на выпуск и проведение лотерей в порядке, определенном законодательством о лицензировании.
Размер платы за выдачу лицензии устанавливает Кабинет Министров Украины.
1. Оператор государственных лотерей может быть лишен статуса оператора государственных лотерей в случаях, если:
1) оператор тиражных лотерей не проводит более трех последовательных тиражи в сроки, определенные в условиях проведения государственной лотереи, за исключением случаев, если задержка в таком проведении вызвана обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажора)
2) оператор государственных лотерей систематически (более трех раз в год) нарушает сроки внесения отчислений в Государственный бюджет Украины в размере ставки налога, определенной Налоговым кодексом Украины;
3) оператор лотерей просрочивает без каких-либо объективных оснований более чем на шесть месяцев сроки выплат призов победителям в лотерее;
4) оператор лотерей не соответствует требованиям, установленным Законом Украины "О создании свободной экономической зоны" Крым "и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины".
Лишение лица статуса оператора государственных лотерей осуществляется путем аннулирования лицензии в порядке, предусмотренном законодательством о лицензировании.
2. Оператор государственных лотерей лишается своего статуса в случае подачи им заявления о лишении его статуса оператора государственных лотерей в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, политику в сфере выпуска и проведения лотерей, а также в случае его ликвидации в результате признания оператора государственных лотерей банкротом.
Заявление о лишении статуса оператора государственных лотерей должна быть подана в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, политику в сфере выпуска и проведения лотерей, не позднее чем за шесть месяцев до даты прекращения проведения лотерей, но не позднее чем до 1 июля года , предшествующего году, с которого деятельность оператора государственных лотерей будет прекращена.
3. Требования к прекращению проведения государственных лотерей операторами государственных лотерей определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, политики в сфере выпуска и проведения лотерей, в соответствии с законодательством о лицензировании.
1. Распространитель государственной лотереи выполняет следующие функции:
осуществляет прием ставок от игроков и передает их оператору государственных лотерей;
выдает (выплачивает) призы победителям государственных лотерей в случаях, предусмотренных условиями проведения государственной лотереи;
ведет учет и предоставляет оператору государственных лотерей отчетность о движении лотерейных билетов и выручки;
обеспечивает свободный доступ гражданам к приобретению лотерейных билетов и получения призов;
проводит популяризацию государственной лотереи и разъясняет правила участия в ней;
выполняет другие функции, определенные в заключенном между распространителем и оператором договоре о распространении государственных лотерей.
2. распространителями государственной лотереи - юридическими или физическими лицами оператор государственных лотерей заключает письменные договоры.
3. Юридические или физические лица имеют право осуществлять распространение государственной лотереи при наличии удостоверения, выданного оператором государственных лотерей, форма которого определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, политики в сфере выпуска и проведения лотерей.
4. Распространитель государственной лотереи не вправе без согласия оператора государственных лотерей передавать предоставленные договором о распространении государственных лотерей полномочия по распространению лотереи третьим лицам.
Распространители не могут изменять установленный оператором государственных лотерей размер ставки в лотерее и / или цену лотерейного билета (другого средства, подтверждающий участие в лотерее).
5. Распространение государственных лотерей физическими и юридическими лицами в соответствии с заключенными с оператором государственных лотерей договоров не требует каких-либо разрешений. Распространение государственных лотерей не требует обязательной регистрации субъектами предпринимательской деятельности физических лиц - распространителей. Государство способствует увеличению сети распространения государственных лотерей.
6. Распространение государственных лотерей осуществляется где на территории Украины и в любой способом, не запрещенным законодательством. Распространители государственных лотерей самостоятельно выбирают места для такой деятельности.
7. Оператор государственных лотерей не несет ответственности за нарушение распространителями законодательства о распространении государственных лотерей, если иное не установлено соглашением, заключенным между распространителем и оператором государственных лотерей.
8. С учетом норм этой статьи оператор государственных лотерей самостоятельно определяет распространителей государственной лотереи.
1. Государство гарантирует соблюдение прав игроков государственных лотерей, определенных этим Законом.
2. Игроком в государственной лотереи может быть физическое лицо, достигшее 18 лет и самостоятельно и добровольно оплатила ставку (ставки) распространителю государственной лотереи.
3. Любое физическое лицо, до окончания срока приема ставок, установленного условиями проведения лотереи, оплачивает стоимость лотерейного билета или делает ставку в другой форме, приобретает статус игрока.
4. Принятие оплаты стоимости лотерейного билета или ставки игрока в другой форме удостоверяет факт заключения соглашения между оператором государственных лотерей и этим игроком. Оператор государственных лотерей обязан проверять право игрока на получение приза в порядке, установленном условиями проведения государственной лотереи.
5. Оператор государственных лотерей обеспечивает трансляцию розыгрышей государственных тиражных лотерей. Розыгрыши тиражей проводятся в присутствии тиражной комиссии, которая формируется оператором. Розыгрыш призового фонда тиража проводится не чаще одного раза в пять минут.
6. Результаты розыгрыша каждого тиража государственной лотереи должны быть доступны в пунктах ее распространения.
7. Сведения об участии игрока в государственной лотереи и получения им приза не подлежат разглашению, кроме случаев, установленных законодательством, или с согласия игрока.
1. Оператор государственных лотерей осуществляет рекламу государственных лотерей в порядке, установленном законодательством о рекламе.
1. Выплата призов осуществляется за счет средств призового (выигрышного) фонда, накопленного оператором государственных лотерей.
Оператор обеспечивает наличие на банковском счете денежных средств в объеме сформированного призового (выигрышного) фонда на каждую отчетную дату.
2. На средства, накопленные распространителями государственной лотереи от принятия ставок, не может быть обращено любые взыскания, наложенные в соответствии с законодательством на этих распространителей или на банки, в которых они обслуживаются.
3. На средства призового фонда или средства, подлежащие перечислению государству и учитываются на счете оператора государственных лотерей, не может быть обращено любые взыскания, наложенные в соответствии с законодательством на оператора государственных лотерей или на обслуживающий банк, в котором учитываются такие средства.
4. Выплата денежных призов государственных лотерей осуществляется исключительно в национальной валюте Украины.
Розыгрыш призов, выраженных в иностранной валюте или в международных расчетных единицах, запрещается. Это правило не касается государственных лотерей, сфера распространения которых полностью находится за пределами территории Украины.
5. Выплата призов государственных лотерей осуществляется в сроки и в порядке, которые определены условиями проведения государственных лотерей.
6. Выплата призов осуществляется через кассы операторов государственных лотерей (их обособленных подразделений или уполномоченных ими лиц), а в случаях, предусмотренных условиями проведения государственной лотереи - через распространителей государственных лотерей в наличном виде или по желанию победителя в безналичном виде на его счет за счет суммы приза.
7. Требование игрока о выплате приза может быть предъявлено к оплате в сроки, определенные условиями проведения государственной лотереи. В случае если в течение указанных в условиях проведения государственной лотереи сроков лотерейный билет (или другое средство, удостоверяющий право на получение приза) не предъявляется для оплаты, сумма приза, который приходится на билет, направляется в остаточного фонда лотереи. Порядок и направления использования остаточного фонда лотереи определяются лицензионными условиями.
8. Выплата призов государственной лотереи осуществляется на основании предъявленного лотерейного билета или другого средства, в соответствии с условиями проведения государственной лотереи удостоверяющего право игрока на получение приза. Предпосылкой выдачи приза является проведение оператором государственных лотерей или уполномоченным им лицом экспертизы лотерейного билета или другого средства, в соответствии с условиями проведения государственной лотереи удостоверяющего право игрока на получение приза, подтверждающий или опровергает его действительность.
Требования о предоставлении документов, удостоверяющих личность, или о подписании победителем финансовых или других документов допускаются в случаях, установленных законодательством и условиями проведения лотерей. В случае если победитель желает подтвердить источник полученных им доходов, по его добровольному запросу выдается справка, в которой указываются паспортные данные такого победителя, сумма приза, а также дата его получения, сумма рассчитанного налога.
1. Уполномоченным органом государственного надзора (контроля) за проведением лотерей в Украине является центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, политику в сфере выпуска и проведения лотерей.
2. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, политику в сфере выпуска и проведения лотерей, осуществляет надзор (контроль) в форме проведения плановых и внеплановых проверок операторов лотерей.
3. Плановые проверки операторов государственных лотерей проводятся не чаще одного раза в 24 месяца.
4. Внеплановые проверки операторов государственных лотерей проводятся исключительно по следующим основаниям:
оператором государственных лотерей не представлены в установленный срок отчетность в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, политику в сфере выпуска и проведения лотерей, если ее представление предусмотрено настоящим Законом;
выявлена недостоверность данных, содержащихся в отчетности, представленной оператором государственных лотерей, если оператор государственных лотерей не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную финансовую политику, политику в сфере выпуска и проведения лотерей, в течение тридцати рабочих дней со дня получения запроса;
оператор государственных лотерей подал в установленном лицензионным условиям порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную финансовую политику, политику в сфере выпуска и проведения лотерей, во время проведения плановой или внеплановой проверки, в которой требует полной или частичной отмены результатов соответствующей проверки;
в случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от игрока, если оператор государственных лотерей не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную финансовую политику, политику в сфере выпуска и проведения лотерей, в течение тридцати рабочих дней со дня получения запроса.
5. Государственный надзор (контроль) в сфере лотерейной деятельности осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, политику в сфере выпуска и проведения лотерей, в соответствии с Законом Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" с учетом особенностей, определенных настоящим Законом и Законом Украины "О создании свободной экономической зоны" Крым "и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины".
1. За неполное или несвоевременное отчисление в Государственный бюджет Украины средств, полученных от проведения государственных лотерей, в объеме отчислений, определенных Налоговым кодексом Украины, виновное лицо несет ответственность на уровне ответственности за несвоевременную или неполную уплату налогов, сборов, установленную законом.
2. К субъектам, которые организуют или проводят на территории Украины игры, соответствующие определению лотереи, кроме случаев, если такая игра проводится лицом, получившим статус оператора государственных лотерей, применяются финансовые санкции в виде штрафа в размере шестнадцати тысяч минимальных заработных плат с конфискацией игрового оборудования, а прибыль (доход) от проведения такой игры подлежит перечислению в Государственный бюджет Украины.
Применение санкций, указанных в абзаце первом части второй настоящей статьи, осуществляется по решению суда, принятому по иску органов Национальной полиции и / или органов доходов и сборов.
3. При использовании слова "лотерея" в любых падежах и контекстах при проведении отдельных видов хозяйственной деятельности или в их названиях юридическими лицами, не имеющими статуса оператора или распространителя государственных лотерей, указанные лица прекращаются по решению суда в соответствии с законом.
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, кроме подпункта 4 пункта 5 статьи 15, который вступает в силу с 1 января 2013 года.
2. Операторы лотерей, проводили деятельность по выпуску и проведению государственных лотерей до момента вступления в силу настоящего Закона на основании выданных лицензий, действующих на основании этих лицензий до момента окончания срока их действия.
В случае отсутствия нормативно-правовых актов, необходимых для получения новых лицензий, операторы лотерей, проводили деятельность по выпуску и проведению государственных лотерей до момента вступления в силу настоящего Закона на основании выданных лицензий, продолжают свою деятельность до получения новых лицензий, но не более чем на три месяца с момента вступления в силу указанных нормативно-правовыми актами.
3. Организаторы любых игр, проводимых ими на момент вступления в силу настоящего Закона, правила (условия) проведения которых соответствуют признакам лотереи, обязаны прекратить их проведение в течение одного календарного месяца со дня вступления в силу настоящего Закона. При этом все сделки, заключенные между игроками в такие игры и их организаторами вследствие принятия последним платы за участие в играх (ставок и т.п.) с течением срока, указанного в настоящем пункте, считаются ничтожными.
4. Признать утратившим силу Закон Украины "О введении моратория на выдачу лицензий на осуществление хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2005г., № 26, ст. 357; 2011, № 11, ст. 69).
5. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:
1) главу 35 Хозяйственного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г.., №№ 18-22, ст. 144) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"Параграф 5. Лотерейная деятельность
Статья 365-1. Лотерейная деятельность в Украине
1. В Украине действует государственная монополия на организацию и проведение лотерей.
2. Проведение в Украине любых других лотерей, кроме государственных, запрещено.
3. Отношения в сфере лотерейной деятельности регулируются этим Кодексом и Законом Украины "О государственных лотереях в Украине";
2) часть первую статьи 7 Закона Украины "О страховании" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г.., № 7, ст. 50 с последующими изменениями) дополнить пунктом 46 следующего содержания:
"46) страхование риска невыплаты игрокам призов в случае неплатежеспособности и / или банкротства оператора государственных лотерей";
3) в пункте 1 раздела II "Заключительные положения" Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничения государственного регулирования хозяйственной деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2011 г.., № 11, ст. 69) слова "и абзаца тридцать девятого подпункта 4 пункта 11 раздела I этого Закона (относительно лицензирования деятельности по выпуску и проведению лотерей), который вступает в силу со дня отмены моратория на выдачу лицензий на осуществление хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей "исключить.
4) пункт 15 части второй статьи 29 Бюджетного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2010 г.., № 50-51, ст. 572) исключить.
6. До приведения в соответствие с настоящим Законом законы Украины, другие нормативно-правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.
7. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:
принять нормативно-правовые акты, определенные настоящим Законом;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами исполнительной власти их нормативных актов, противоречащих настоящему Закону.
8. Кабинету Министров Украины предусматривать в проектах законов Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год определения отчислений средств, полученных от проведения государственных лотерей в Украине, одним из источников формирования специального фонда Государственного бюджета Украины и направления этих средств на финансирование государственных объектов олимпийской подготовки лечение детей, больных онкологическими и онкогематологическими заболеваниями, на финансирование культуры и спорта.