Закон Украины Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью

Этот Закон определяет главные направления общегосударственной политики и организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью.



Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие организованной преступности

1. Под организованной преступностью в настоящем Законе понимается совокупность преступлений, совершаемых в связи с созданием и деятельностью организованных преступных группировок.

2. Виды и признаки этих преступлений, а также уголовно-правовые меры в отношении лиц, совершивших такие преступления, устанавливаются Уголовным кодексом Украины.



Статья 2. Цель борьбы с организованной преступностью

Целью борьбы с организованной преступностью являются:

установление контроля над организованной преступностью, ее локализация, нейтрализация и ликвидация;

устранение причин и условий существования организованной преступности.



Статья 3. Задача Закона

Основными задачами настоящего Закона являются:

создание общих правовых и организационных основ в сфере борьбы с организованной преступностью, содействие ее предупреждению и ликвидации;

определение системы государственных органов, ведущих борьбу с организованной преступностью, и их взаимоотношений;

установление полномочий специальных государственных органов по борьбе с организованной преступностью и специальных мероприятий, осуществляемых ими;

установление обязанностей других государственных органов в сфере борьбы с организованной преступностью;

правовое обеспечение финансовых, материально-технических и других условий, необходимых для борьбы с организованной преступностью;

обеспечение гарантий прав граждан и юридических лиц при осуществлении мер борьбы с организованной преступностью.



Статья 4. Законодательство о борьбе с организованной преступностью

1. Законодательство о борьбе с организованной преступностью базируется на Конституции Украины и включает настоящий Закон, Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины, законы Украины "Об оперативно-розыскной деятельности", "О Национальной полиции", "О Службе безопасности Украины", "О прокуратуре", другие законы, международно-правовые соглашения, участником которых является Украина.
{Пункт 1 статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

2. Подзаконные акты, регулирующие отношения в сфере борьбы с организованной преступностью, не могут устанавливать полномочия государственных органов или обязанности физических и юридических лиц, не вытекают из законов Украины.
{Статья 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}



Статья 5. Система органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью

1. Система государственных органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью, составляют:

а) специально созданы для борьбы с организованной преступностью государственные органы;

б) государственные органы, участвующие в борьбе с организованной преступностью в рамках выполнения возложенных на них других основных функций.

2. В государственных органов, специально созданных для борьбы с организованной преступностью, относятся:

{Положения подпункта "а" пункта 2 статьи 5 потеряли силу, как такие, которые являются неконституционными, на основании Решения Конституционного Суда N 9-рп / 2004 от 07.04.2004}
а) Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины;

{Подпункт "б" пункта 2 статьи 5 исключен на основании Закона N 193-VIII от 12.02.2015}

в) специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины.

В случае необходимости Верховной Радой Украины на постоянной или временной основе могут быть созданы и другие специальные органы для борьбы с организованной преступностью.

3. В государственных органов, участвующих в борьбе с организованной преступностью, относятся:

а) органы Национальной полиции и Службы безопасности Украины, кроме указанных в пункте 2 настоящей статьи;
{Подпункт "а" пункта 3 статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

б) органы прокуратуры Украины;

в) органы доходов и сборов, органы Государственной пограничной службы Украины и органы государственного финансового контроля;
{Подпункт "в" пункта 3 статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 662-IV от 03.04.2003 - вступает в силу с 01.08.2003 года; в редакции Закона N 406-VII от 04.07.2013}

{Подпункт "г" пункта 3 статьи 5 исключен на основании Закона N 406-VII от 04.07.2013}

д) органы и учреждения исполнения наказаний и следственные изоляторы; {Пункт 3 статьи 5 дополнен подпунктом "д" согласно Закону N 312-XIV от 11.12.98; с изменениями, внесенными согласно Закону N 1254-VI от 14.04.2009}

е) разведывательный орган Министерства обороны Украины;
{Пункт 3 статьи 5 дополнен подпунктом "е" согласно Закону N 3111-III от 07.03.2002}

е) Служба внешней разведки Украины;
{Пункт 3 статьи 5 дополнен подпунктом "е" согласно Закону N 3200-IV от 15.12.2005}

ж) Национальное антикоррупционное бюро Украины.
{Часть третья статьи 5 дополнен подпунктом "ж" согласно Закону N 630-VIII от 16.07.2015}



Статья 6. Основные направления борьбы с организованной преступностью

Основными направлениями борьбы с организованной преступностью являются:

создание правовой основы, организационных, материально-технических и других условий для эффективной борьбы с организованной преступностью, организация международного сотрудничества в этой сфере;

выявления и устранения или нейтрализация негативных социальных процессов и явлений, порождающих организованную преступность и способствуют ей;

предотвращения нанесения вреда человеку, обществу, государству;

предотвращения возникновения организованных преступных группировок;

выявления, расследования, пресечения и предупреждения правонарушений, совершаемых участниками организованных преступных группировок, привлечения виновных к ответственности;

обеспечение возмещения ущерба физическим и юридическим лицам, государству;

предотвращения установления коррумпированных связей с государственными служащими и должностными лицами, втягиванию их в преступную деятельность;

противодействие использованию участниками организованных преступных группировок в своих интересах объединений граждан и средств массовой информации;

предотвращения легализации средств, полученных преступным путем, использованию субъектов предпринимательской деятельности для реализации преступных намерений.



Статья 7. Международное сотрудничество

Международное сотрудничество в сфере борьбы с организованной преступностью основывается на нормах международного права и действующего законодательства Украины, межгосударственных и межправительственных договорах, двусторонних ведомственных соглашениях.



Раздел II
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ, ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ
Статья 8. Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины

1. Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью осуществляет координацию деятельности всех государственных органов, на которые настоящим Законом возложены обязанности осуществлять эту борьбу. Положение о Координационном комитете по борьбе с коррупцией и организованной преступностью утверждается Верховной Радой Украины.

2. Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью создается в составе Председателя Службы безопасности Украины, заместителя Председателя Службы безопасности Украины - руководителя Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины, Министра внутренних дел Украины, первого заместителя Министра внутренних дел Украины - руководителя Главного управления по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины, Председателя Правления Национального банка Украины, Председателя Дер ственного комитета по делам охраны государственной границы Украины, Председателя Государственного таможенного комитета Украины, начальника Главного управления государственной службы Украины. В состав Координационного комитета могут входить руководители других министерств и ведомств, участвующих в борьбе с организованной преступностью.

В заседаниях Координационного комитета участвуют Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, Генеральный прокурор, начальник управления Генеральной прокуратуры Украины по надзору за исполнением законов специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью.

3. В компетенцию Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью относятся:

а) координация и содействие деятельности органов, участвующих в борьбе с организованной преступностью;

б) разработка стратегии и рекомендаций по тактике борьбы с организованной преступностью;

в) организация сотрудничества по борьбе с организованной преступностью с соответствующими органами других государств и международными организациями;

г) подготовка ежегодных и специальных докладов (информаций) о состоянии организованной преступности в Украине, основные направления и результаты борьбы с ней и внесения их на рассмотрение Президента Украины и Верховной Рады Украины;

д) решение вопросов по распоряжению фондом содействия борьбе с организованной преступностью.

4. Решение Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, принятые в пределах его компетенции и в соответствии с законодательством Украины, являются обязательными для исполнения государственными органами и должностными лицами, к которым они обращены.

5. Для научно-исследовательского обеспечения борьбы с организованной преступностью при Координационном комитете создается межведомственный центр по проблемам борьбы с организованной преступностью.



{Статья 9 исключена на основании Закона N 193-VIII от 12.02.2015}

Статья 10. Специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины

1. Специальными подразделениями по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины является Главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Центрального управления Службы безопасности Украины и отделы по борьбе с коррупцией и организованной преступностью органов Службы безопасности Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.
{Пункт 1 статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1692-VI от 23.10.2009}

2. Отделы, отделения или группы по борьбе с коррупцией и организованной преступностью в городах (кроме Киева и Севастополя) создаются по мере необходимости и подчиняются отделам по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.

{Положения пункта 3 статьи 10 относительно согласования с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией вопросов, предусмотренных в настоящем пункте утратило силу, как такое, что является неконституционным, на основании Решения Конституционного Суда N 16-рп / 2010 от 10.06 .2010}
3. Создание и ликвидация отделов, отделений или групп по борьбе с коррупцией и организованной преступностью в городах осуществляется по решению Председателя Службы безопасности Украины по представлению начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.

{Положения пункта 4 статьи 10 относительно согласования с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией вопросов, предусмотренных в настоящем пункте утратило силу, как такое, что является неконституционным, на основании Решения Конституционного Суда N 16-рп / 2010 от 10.06 .2010}
4. Начальник Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Центрального управления Службы безопасности Украины назначается на должность и освобождается от должности Указом Президента Украины по представлению Председателя Службы безопасности Украины, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, и по должности является первым заместителем Председателя Службы безопасности Украины.

Заместители начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, начальники управлений Главного управления назначаются на должности и освобождаются от должностей председателем Службы безопасности Украины по представлению начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Центрального управления Службы безопасности Украины, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украина по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
{Пункт 4 статьи 10 в редакции Закона N 1692-VI от 23.10.2009}

{Положения пункта 5 статьи 10 относительно согласования с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией вопросов, предусмотренных в настоящем пункте утратило силу, как такое, что является неконституционным, на основании Решения Конституционного Суда N 16-рп / 2010 от 10.06 .2010}
5. Начальники специальных подразделений по борьбе с коррупцией и организованной преступностью в Автономной Республике Крым, в областях, городах Киеве и Севастополе назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом Председателя Службы безопасности Украины по представлению начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией и по должности являются заместителями начальников управлений Службы безопасности Украины в соответствующих рег ионах.
{Пункт 5 статьи 10 в редакции Закона N 1692-VI от 23.10.2009}

6. Начальники отделов, отделений или групп по борьбе с коррупцией и организованной преступностью в городах назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Центрального управления Службы безопасности Украины по представлению начальника Главного управления Службы безопасности Украины в Автономной Республике Крым, начальника областного управления Службы безопасности Украины.
{Пункт 6 статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4001-XII от 24.02.94; в редакции Закона N 1692-VI от 23.10.2009}

{Пункт 7 статьи 10 исключен на основании Закона N 4001-12 от 24.02.94}

{Пункт 8 статьи 10 исключен на основании Закона N 4001-12 от 24.02.94}



Статья 11. Компетенция специальных подразделений Службы безопасности Украины

Пределы компетенции специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью Службы безопасности Украины определяются на основе законов Украины "О Службе безопасности Украины", "Об оперативно-розыскной деятельности", настоящего Закона, Уголовного процессуального кодекса и других законов Украины.
{Статья 11 с изменениями, внесенными согласно Законам N 4652-VI от 13.04.2012, N 193-VIII от 12.02.2015}



Раздел III
ПОЛНОМОЧИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Статья 12. Права специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью Службы безопасности Украины и их сотрудников

1. Специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью Службы безопасности Украины и их сотрудники имеют права, предусмотренные законами Украины "О Службе безопасности Украины", "Об оперативно-розыскной деятельности", настоящим Законом и другими законодательными актами Украины.
{Пункт 1 статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 193-VIII от 12.02.2015}

2. При осуществлении мер борьбы с организованной преступностью специальным подразделениям по борьбе с организованной преступностью Службы безопасности Украины предоставляются полномочия: {Абзац первый пункта 2 статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 193-VIII от 12.02.2015}

а) заводить оперативно-розыскные дела. Постановление о заведении дела утверждается начальником специального подразделения;

б) по письменному требованию руководителей соответствующих специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью получать от банков, а также кредитных, таможенных, финансовых и других учреждений, предприятий, организаций (независимо от форм собственности) информацию и документы об операциях, счетах, вкладах, внутренние и внешние экономические соглашения физических и юридических лиц. Получение от банков информации, содержащей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины "О банках и банковской деятельности". Получение от Центрального депозитария ценных бумаг, Национального банка Украины и депозитарных учреждений информации, содержащейся в системе депозитарного учета ценных бумаг, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины "О депозитарной системе Украины". Документы и информация должны быть поданы, а если это невозможно - не позднее чем в течение 10 суток {Подпункт "б" пункта 2 статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2922-III от 10.01.2002, N 5178-VI от 06.07.2012}

в) привлекать к проведению проверок, ревизий и экспертиз квалифицированных специалистов учреждений, организаций контрольных и финансовых органов;

г) получать информацию из автоматизированных информационных и справочных систем и банков данных, создаваемых Верховным Судом Украины, Генеральной прокуратурой Украины, Антимонопольным комитетом Украины, Фондом государственного имущества Украины, министерствами, ведомствами, другими государственными органами Украины;

д) в случае получения фактических данных об организованной преступной деятельности для их проверки истребовать и получать от государственных органов, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности) информацию и документы. Витребовувани документы и информация должны быть поданы не позднее чем в течение 10 суток.

3. По материалам оперативно-розыскной деятельности и уголовного производства специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью имеют право подавать в суд заявления об отмене регистрации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства, а также при наличии оснований, предусмотренных Законом, подавать в суд иски о признании недействительными сделок в порядке, установленном законодательством Украины.
{Пункт 3 статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}

4. При осуществлении борьбы с организованной преступностью сотрудники специальных подразделений Службы безопасности Украины имеют право: {Абзац первый пункта 4 статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 193-VIII от 12.02.2015}

а) по письменному распоряжению руководителя соответствующего специального подразделения входить по служебным удостоверениям на территорию, в помещения, склады и хранилища предприятий, организаций и учреждений (кроме иностранных, дипломатических представительств), независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, в пунктах пропуска через государственную границу Украина и таможни, а также в производственные помещения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; {Подпункт "а" пункта 4 статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 662-IV от 03.04.2003 - вступает в силу с 01.08.2003 года}

б) по постановлению и с санкции соответствующего прокурора по надзору за исполнением законов специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью, а в неотложных случаях - с последующим уведомлением прокурора в течение суток в случае угрозы уничтожения, сокрытия или потери предметов или документов, которые могут быть использованы в раскрытии и расследовании преступной деятельности на срок до 10 суток опечатывать архивы, кассы, помещения (за исключением жилых) или другие хранилища, брать их под охрану, а также изымать предметы и документы в порядке , Предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украины.
{Подпункт "б" пункта 4 статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}

5. Изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных документов запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством.
{Статья 12 дополнена новым пунктом согласно Закону N 2756-VI от 02.12.2010; с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}

6. Специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью могут начинать и осуществлять досудебное расследование, передавать через соответствующего прокурора по надзору за исполнением законов специальными подразделениями по подследственности в органы Национальной полиции и органы Службы безопасности Украины уголовные производства, которые были ими предприняты, в таком же порядке истребовать и принимать от них в свое производство уголовные производства о преступлениях, совершенных организованными преступными группировками. Вопрос решения споров о подследственности указанных уголовных производств регулируются настоящим Законом и Уголовным процессуальным кодексом Украины.
{Пункт 6 статьи 12 в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012; с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}



Раздел IV
МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Статья 13. Использование негласных сотрудников

1. При осуществлении борьбы с организованной преступностью специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью Службы безопасности Украины имеют право, если другие меры для раскрытия организованной преступности и привлечения виновных к ответственности недостаточно, использовать штатных и нештатных негласных сотрудников, которые вводятся под легендой прикрытия в организованные преступные группировки.
{Пункт 1 статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 193-VIII от 12.02.2015}

2. Введение негласного сотрудника в организованные преступные группировки осуществляется при наличии сведений об организованной преступной деятельности и на основании письменного поручения.

3. Для выполнения поручения негласный сотрудник вправе под легендой прикрытия вступать в трудовые, гражданско-правовые и другие отношения. Вред или ущерб, причиненный действиями негласного сотрудника при исполнении поручения, возмещаются за счет государственного бюджета. Негласный сотрудник не несет ответственности за нанесенный им ущерб или убытки, если его действия были необходимы для исполнения поручения.

4. Вопросы деятельности негласных сотрудников, социальные и иные гарантии для них регулируются Положением о негласного сотрудника специального подразделения по борьбе с организованной преступностью, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.



Статья 14. Использование участников организованных преступных группировок в борьбе с организованной преступностью

1. Для осуществления мероприятий по борьбе с организованной преступностью участники организованных преступных группировок могут привлекаться к сотрудничеству в порядке, определенном Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" и Уголовным процессуальным кодексом Украины.

2. Участник организованной преступной группировки может быть частично или полностью освобожден от уголовной ответственности и наказания в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом Украины, если он в процессе оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования или судебного производства способствует разоблачению организованных преступных группировок и совершенных ими преступлений, привлечению виновных к ответственности, возмещению вреда физическим или юридическим лицам или государству.
{Статья 14 в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012}



Статья 15. Использование специальных технических средств в борьбе с организованной преступностью

1. В борьбе с организованной преступностью специальным подразделениям Службы безопасности Украины предоставляется право использовать специальные технические средства в случаях и порядке, предусмотренных Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" и Уголовным процессуальным кодексом Украины.
{Статья 15 в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012; с изменениями, внесенными согласно Закону N 193-VIII от 12.02.2015}



Раздел V
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Статья 16. Взаимодействие органов прокуратуры, национальной полиции, Службы безопасности Украины в вопросах борьбы с организованной преступностью

1. В целях обеспечения взаимодействия органов прокуратуры, национальной полиции и Службы безопасности Украины в штатных расписаниях центральных аппаратов указанных органов предусматриваются должности лиц, в функциональные обязанности которых входит осуществление взаимодействия в вопросах борьбы с организованной преступностью.
{Пункт 1 статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

2. В Автономной Республике Крым, областях и городах, в соответствующих органах прокуратуры, Национальной полиции и Службы безопасности Украины функции по обеспечению взаимодействия полагаются на прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов специальными подразделениями Службы безопасности Украины по борьбе с организованной преступностью, на руководителей специальных подразделений и ответственных работников территориальных органов прокуратуры, национальной полиции и Службы безопасности Украины.
{Пункт 2 статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1692-VI от 23.10.2009, N 193-VIII от 12.02.2015, N 901-VIII от 23.12.2015}

3. Обмен оперативной информацией между специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью Службы безопасности Украины и подразделениями органов Национальной полиции по совместных мероприятий осуществляется по письменному распоряжению руководителей соответствующих подразделений.
{Пункт 3 статьи 16 в редакции Закона N 193-VIII от 12.02.2015; с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

4. Условия и порядок обмена информацией между специальными подразделениями Службы безопасности Украины и подразделениями органов Национальной полиции регулируются общими нормативными актами Министерства внутренних дел Украины и Службы безопасности Украины.
{Пункт 4 статьи 16 в редакции Закона N 193-VIII от 12.02.2015; с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

5. Передача оперативной информации специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью территориальным органам Национальной полиции и Службы безопасности Украины допускается только с согласия и по письменному распоряжению руководителя соответствующего специального подразделения.
{Пункт 5 статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

6. Территориальные органы Национальной полиции и Службы безопасности Украины (в пределах ведомств) обязаны передавать соответствующим специальным подразделениям оперативную информацию, документы и другие материалы, связанные с организованной преступностью, а также уголовные производства через соответствующего прокурора по письменному требованию специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью. {Абзац первый пункта 6 статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}

Руководители территориальных органов Национальной полиции, Службы безопасности Украины обеспечивают взаимодействие со специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью и способствуют выполнению поставленных перед специальными подразделениями задач.
{Пункт 6 статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}



Статья 17. Взаимодействие специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью Службы безопасности Украины с другими государственными органами

1. В сфере борьбы с организованной преступностью Главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины взаимодействует с подразделениями органов Национальной полиции, Национальным банком Украины, Министерством финансов Украины, Министерством внешних экономических связей Украины, центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, Фондом государственного имущества Украины, Антимонопольным комитетом Украины, специально уполномоченным центральным орган м исполнительной власти по делам охраны государственной границы Украины и другими министерствами и ведомствами.
{Пункт 1 статьи 17 с изменениями, внесенными согласно Законам N 662-IV от 03.04.2003 - вступает в силу с 01.08.2003 года, N 406-VII от 04.07.2013, N 193-VIII от 12.02.2015, N 901- VIII от 23.12.2015}

2. Для обеспечения взаимодействия за счет штатной численности Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины или в пределах установленной численности аппарата министерств, других центральных органов исполнительной власти по представлению руководителя Главного управления Службы безопасности Украины могут вводиться должности помощников руководителей соответствующих министерств, других центральных органов исполнительной власти по вопросам взаимодействия в борьбе с организованной преступностью. {Пункт 2 статьи 17 в редакции Закона N 193-VIII от 12.02.2015}

3. Должности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, комплектуются, как правило, из числа сотрудников Службы безопасности Украины, которые имеют опыт соответствующей работы. Назначение на должность и освобождение от нее производится руководителями указанных министерств, других центральных органов исполнительной власти по согласованию с руководителем Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины.
{Пункт 3 статьи 17 в редакции Закона N 193-VIII от 12.02.2015}



Статья 18. Обязанности государственных органов, имеющих контрольные полномочия

1. Национальный банк Украины, Антимонопольный комитет, Фонд государственного имущества, Государственная налоговая служба, Государственная контрольно-ревизионная служба, таможенные органы Украины, а также другие государственные органы, имеющие право контроля за соблюдением организациями и гражданами законодательства Украины, с целью борьбы с организованной преступностью обязаны:

а) при осуществлении в пределах своей компетенции контрольных функций выяснять неправомерные действия организаций и граждан, которые могут свидетельствовать о преступной деятельности или создавать условия для такой деятельности;

б) передавать соответствующим специальным органам по борьбе с организованной преступностью получаемые при осуществлении контрольных функций и анализе информации, поступающей сведения, которые могут свидетельствовать об организованной преступной деятельности и использоваться для выявления, пресечения и предупреждения такой деятельности;

в) по поручению специальных органов по борьбе с организованной преступностью проводить в пределах своей компетенции ревизии, проверки и другие действия по контролю за соблюдением законодательства Украины организациями и гражданами;

г) разрабатывать предложения по совершенствованию законодательства, направленные на устранение условий, способствующих преступной деятельности;

д) осуществлять другие меры, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.

2. Органы доходов и сборов обязаны:

а) обеспечивать выявление нарушений законодательства о налогах, сборы, платежи и немедленно сообщать об этом соответствующие специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью;

б) по поручению специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью проводить проверку своевременности предоставления и достоверности документов, связанных с исчислением сумм платежей в бюджет, получать документы о платежах, подлежащих оплате, и те, фактически поступивших в бюджет, осуществлять с этой целью вхождения в информационную систему, связанную с предпринимательством;

в) немедленно сообщать о всех случаях перерегистрации предприятия в связи со сменой собственника специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью;

г) оказывать необходимую помощь при проведении оперативно-розыскных мероприятий в зоне таможенного контроля;

г) по поручению специальных органов по борьбе с организованной преступностью проводить проверку законности действий организаций и граждан, связанных с перемещением предметов и веществ через таможенную границу, и осуществлять совместно с Национальным банком Украины комплексный контроль за их валютными операциями;

д) по поручению специальных органов по борьбе с организованной преступностью обеспечивать контролируемые поставки наркотических и психотропных средств, а также оружия и других предметов, используемых организованными преступными группами и группировками с целью контрабанды.
{Пункт 2 статьи 18 в редакции Закона N 406-VII от 04.07.2013}

{Пункт 3 статьи 18 исключен на основании Закона N 406-VII от 04.07.2013}

4. Национальный банк Украины с целью реализации государственной политики в сфере борьбы с организованной преступностью обязан:

а) обеспечивать выявление нарушений законодательства со стороны коммерческих банков и других подконтрольных Национальном банке Украины предприятий, учреждений, организаций, которые создают условия для организованной преступной деятельности, и привлечения виновных к ответственности;

б) устанавливать объемы и формы отчетности, подаваемой Национальном банке Украины, необходимые для выявления организованной преступной деятельности и условий, ей способствующих;

{Подпункт "в" пункта 4 статьи 18 исключен на основании Закона N 5398-VI от 02.10.2012}

г) предварительно информировать специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью о крупномасштабных операциях физических лиц (в размере более ста минимальных заработных плат) или юридических лиц (в размере более пять тысяч минимальных заработных плат), осуществленные единовременно или в течение 30 суток;

д) по решению следственного судьи, суда прекращать финансирование и операции со счетов клиентов. {Подпункт "д" пункта 4 статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Законам N 5398-VI от 02.10.2012, N 245-VII от 16.05.2013}

5. Государственная пограничная служба Украины способствует специальным подразделениям Службы безопасности Украины и подразделениям органов Национальной полиции в выявлении, пресечении и предупреждении организованной преступной деятельности, задержании и привлечении к ответственности ее участников. С этой целью Государственная пограничная служба Украины по поручению специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью Службы безопасности Украины и подразделений органов Национальной полиции и при наличии оснований, предусмотренных законами Украины, обязана: {Абзац первый пункта 5 статьи 18 в редакции Закона N 662- IV от 03.04.2003, N 193-VIII от 12.02.2015; с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

а) проводить проверку и временное изъятие документов в конкретных лиц, следующих через государственную границу Украины;

б) не пропускать отдельных лиц через государственную границу, осуществлять их задержания в порядке, установленном законом; {Подпункт "б" пункта 5 статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 245-VII от 16.05.2013}

в) осматривать конкретные транспортные средства и имущество, следующих через государственную границу Украины, и изымать проявленные при этом предметы и вещества, запрещенные к вывозу и ввозу в Украину, и предметы контрабанды;

г) осуществлять действия по контролю и задержания украинских и иностранных невоенных судов.



Раздел VI
ИНФОРМАЦИОННОЕ, ФИНАНСОВОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Статья 19. Информационное обеспечение борьбы с организованной преступностью

1. Для решения задач борьбы с организованной преступностью специальные подразделения Службы безопасности Украины и подразделения органов Национальной полиции имеют право собирать, накапливать и хранить информацию о событиях и фактах, свидетельствующих об организованной преступной деятельности, ее причины и условия, о лицах, которые участвуют в организованной преступной деятельности. {Абзац первый пункта 1 статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 193-VIII от 12.02.2015}

С этой целью в Министерстве внутренних дел Украины и Главном управлении по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины создаются централизованные банки данных. {Абзац второй пункта 1 статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 193-VIII от 12.02.2015}

Порядок использования таких данных регулируется нормативными актами Министерства внутренних дел Украины и Службы безопасности Украины, принимают меры по их защите. Специальные подразделения Службы безопасности Украины и подразделения органов Национальной полиции взаимодействуют на безвозмездной основе информационно-справочными службами Министерства статистики Украины, Генеральной прокуратуры Украины, Министерства юстиции Украины, Верховного Суда Украины, центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику , банковских, финансовых и других органов и учреждений, а также получают от них всю информацию о реальных проявления организованной преступной дея и. Порядок сбора, накопления, обработки и предоставления такой информации регламентируется положениями об этих органах и учреждения, соответствующими законодательными актами. {Абзац третий пункта 1 статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Законам N 406-VII от 04.07.2013, N 193-VIII от 12.02.2015}

Соответствующие банки данных создаются в специальных подразделениях по борьбе с организованной преступностью Службы безопасности Украины на местах и ​​подразделениях органов Национальной полиции. {Абзац четвертый пункта 1 статьи 19 в редакции Закона N 193-VIII от 12.02.2015}
{Пункт 1 статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}



Статья 20. Финансовое и материально-техническое обеспечение

1. Финансирование и материально-техническое обеспечение борьбы с организованной преступностью является приоритетным и осуществляется за счет государственного бюджета. Размеры необходимых для этого средств, в том числе валютных, ежегодно устанавливаются Верховной Радой Украины при утверждении бюджета в соответствии с государственными целевыми программами борьбы с преступностью.
{Часть первая статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3421-IV от 09.02.2006}

2. Структура, штатная численность и фонд оплаты труда работников специальных подразделений Службы безопасности Украины утверждаются их руководителями в пределах установленных ассигнований по согласованию с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
{Пункт 2 статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 193-VIII от 12.02.2015}

3. Материально-техническое обеспечение специальных подразделений по борьбе с организованной преступной деятельностью осуществляется централизованно по заявкам Службы безопасности Украины, других правоохранительных органов, министерств и ведомств.
{Пункт 3 статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 193-VIII от 12.02.2015}

{Часть четвертая статьи 20 утратила силу на основании Закона N 783-XIV от 30.06.99 - редакция вступает в силу одновременно с вступлением в силу Закона о Государственном бюджете Украины на 2000 год}

{Часть пятая статьи 20 утратила силу на основании Закона N 783-XIV от 30.06.99 - редакция вступает в силу одновременно с вступлением в силу Закона о Государственном бюджете Украины на 2000 год}



Статья 21. Научно-исследовательское обеспечение борьбы с организованной преступностью

Для научно-исследовательского обеспечения борьбы с организованной преступностью создается Межведомственный центр по проблемам борьбы с организованной преступностью.



Глава VII
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Статья 22. Гарантии прав и законных интересов граждан и юридических лиц при осуществлении мер борьбы с организованной преступностью

1. Отношения, возникающие в сфере борьбы с организованной преступностью между государственными органами, физическими и юридическими лицами, строятся на принципах законности, справедливости и максимального обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц.

2. Запрещается использование специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью, их сотрудников, материально-технических средств для выполнения задач, не отнесенных законами Украины к компетенции этих специальных подразделений.

3. Полученная специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью и их сотрудниками информация, не связанная с совершением преступлений или иных правонарушений со стороны физических и юридических лиц, не может использоваться в ущерб правам и законным интересам этих лиц.

Документы и другие источники, содержащие такую ​​информацию, подлежат уничтожению не позднее шести месяцев со дня их получения соответствующим специальным органом по борьбе с организованной преступностью.

4. Физические и юридические лица имеют право в порядке, установленном законодательством Украины, обжаловать в суд действия сотрудников специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью и других органов, указанных в статье 5 настоящего Закона, они считают неправомерными.
{Пункт 4 статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 762-IV от 15.05.2003}

5. Для рассмотрения судебных дел по вопросам, связанным с борьбой с организованной преступностью, в судах определяются судьи, которым обеспечиваются дополнительные гарантии защиты и личной безопасности.



Глава VIII
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Статья 23. Контроль Верховной Рады Украины

1. Контроль за выполнением законов в сфере борьбы с организованной преступностью и расходованием средств, выделяемых на эти цели, осуществляется Верховной Радой Украины непосредственно, а также Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.

{Положения абзаца первого пункта 2 статьи 23 настоящего Закона относительно заслушивания Верховной Радой Украины докладов Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью утратившими силу как имеющие неконституционными, на основании Решения Конституционного Суда N 9-рп / 2004 от 07.04.2004 }

2. Верховная Рада Украины не реже одного раза в год заслушивает отчет председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, доклады Координационного комитета по борьбе с организованной преступностью, Председателя Службы безопасности Украины, Председателя Национальной полиции о состоянии борьбы с организованной преступностью , а также доклад Генерального прокурора о состоянии прокурорского надзора в сфере борьбы с организованной преступностью. {Абзац первый пункта 2 статьи 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

{Положения абзаца второго пункта 2 статьи 23 настоящего Закона относительно заслушивания Верховной Радой Украины докладов Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью утратившими силу как имеющие неконституционными, на основании Решения Конституционного Суда N 9-рп / 2004 от 07.04.2004 }

Доклады Координационного комитета по борьбе с организованной преступностью и указанных выше должностных лиц заслушиваются вместе с содокладом Комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.

Верховная Рада Украины по мере необходимости может заслушивать отчеты и доклады должностных лиц других государственных органов по отдельным вопросам, связанным с осуществлением борьбы с организованной преступностью.



Статья 24. Полномочия Комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией

1. Комитет Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией осуществляет:

а) контроль за соблюдением законодательства о борьбе с коррупцией и организованной преступностью, проверку деятельности специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью Службы безопасности Украины и подразделений Национальной полиции;
{Подпункт "а" пункта 1 статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

б) подготовку законопроектов, направленных на борьбу с коррупцией и организованной преступностью;

в) изучение практики применения законов органами, которые ведут борьбу с коррупцией и организованной преступностью, с целью совершенствования законодательства и деятельности по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, подготовку предложений относительно толкования норм законов;

{Положения подпункта "г" пункта 1 статьи 24 утратили силу, как такие, что являются неконституционными, на основании Решения Конституционного Суда N 16-рп / 2010 от 10.06.2010}
г) дает согласие на создание и ликвидацию специальных подразделений по борьбе с коррупцией и организованной преступностью органов Министерства внутренних дел Украины, органов Государственной налоговой администрации Украины, Службы безопасности Украины, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, органов прокуратуры Украины и других органов и подразделений, созданных для борьбы с коррупцией и организованной преступностью, а также назначение на должности и освобождение от должностей руководителей специальных подразделений и органов прокуратуры по Нагля в за исполнением законов специальными подразделениями по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. {Подпункт "г" пункта 1 статьи 24 в редакции Закона N 1692-VI от 23.10.2009}

2. Органы прокуратуры, Национальной полиции и Службы безопасности Украины, включая их специальные подразделения, обязаны предоставлять Комитету Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией информацию о своей деятельности, за исключением информации, которая может привести к разглашению данных о лицах , которые негласно сотрудничают со специальным подразделением по борьбе с организованной преступностью, и лицо - участника организованной преступной группировки, который сотрудничает со специальными подразделениями, а также пр в лиц в отношении которых принято оперативно-розыскные дела.
{Пункт 2 статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}



Статья 25. Права Комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией

1. Комитет Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией имеет право:

а) проверять исполнение законов о борьбе с коррупцией и организованной преступностью, а также поручать проведение проверок другим органам и должностным лицам;

б) вносить представления по выявленным правонарушениям о привлечении к ответственности должностных лиц согласно законодательству Украины;

{Пункт "в" пункта 1 статьи 25 исключен на основании Закона N 4652-VI от 13.04.2012}

{Пункт "г" пункта 1 статьи 25 исключен на основании Закона N 4652-VI от 13.04.2012}

д) проверять законность и обоснованность использования в борьбе с организованной преступностью участников преступных группировок, специальных технических средств, применение других негласных мероприятий. По этому вопросу Комитет один раз в 6 месяцев заслушивает Генерального прокурора, Председателя Национальной полиции, Председатель Службы безопасности Украины.
{Подпункт "д" пункта 1 статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

2. Другие вопросы компетенции Комитета регулируются Положением о Комитете Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, которое утверждается Верховной Радой Украины.



Статья 26. Прокурорский надзор

1. Надзор за исполнением законов в сфере борьбы с организованной преступностью осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами.

2. Для осуществления надзора за исполнением законов специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью, осуществлением досудебного расследования соответствующих преступлений, а также поддержанием государственного обвинения в суде по этим уголовным производствам в Генеральной прокуратуре Украины создается управление, а в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе - его отделы.
{Пункт 2 статьи 26 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1692-VI от 23.10.2009; в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012}

{Положения пункта 3 статьи 26 относительно согласования с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией вопрос, предусмотренного в этом пункте потеряли силу, как такие, которые являются неконституционными, на основании Решения Конституционного Суда N 16-рп / 2010 от 10.06 .2010}
3. Начальник управления по надзору за исполнением законов специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью Генеральной прокуратуры Украины, начальники отделов этого управления, начальники соответствующих отделов органов прокуратуры в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом Генерального прокурора по представлению, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
{Пункт 3 статьи 26 в редакции Закона N 1692-VI от 23.10.2009}

4. Управление по надзору за исполнением законов специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью является юридическим лицом, имеет самостоятельные сметы и счета в банках, печати с изображением Государственного герба Украины и приравнивается по своему статусу к соответствующих органов, предусмотренных в статье 13 Закона Украины "О прокуратуре".

5. Прокуроры, возглавляющие управления и отделы по надзору за исполнением законов специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью, осуществляют полномочия, предусмотренные Законом Украины "О прокуратуре", а также настоящим Законом.
{Пункт 5 статьи 26 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}