Закон Украины Об экологической сети Украины

Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство Украины об экологической сети

Отношения, связанные с формированием, сохранением и рациональным, устойчивого использования экологической сети (далее - экосеть), регулируются в соответствии с Конституцией Украины, Законом Украины "Об Общегосударственной программе формирования национальной экологической сети Украины на 2000-2015 годы", настоящим Законом, а также законов Украины, других нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с ними, и международными договорами Украины.



Статья 2. Задача законодательства о экосеть

Задачей законодательства о экосеть является регулирование общественных отношений в сфере формирования, сохранения и рационального, устойчивого использования экосети как одной из важнейших предпосылок обеспечения устойчивого, экологически сбалансированного развития Украины, охраны окружающей среды, удовлетворения современных и перспективных экономических, социальных, экологических и других интересов общества .



Статья 3. Термины, используемые в настоящем Законе

В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:

экосеть - единственная территориальная система, которая образуется с целью улучшения условий для формирования и восстановления окружающей среды, повышения природно-ресурсного потенциала территории Украины, сохранения ландшафтного и биоразнообразия, мест жительства и роста ценных видов животного и растительного мира, генетического фонда, путей миграции животных путем объединения территорий и объектов природно-заповедного фонда, а также других территорий, имеющих особую ценность для охраны окружающей природной среды и в соответствии с законами и междунар ных обязательств Украины подлежат особой охране;

сводная схема формирования экосети - нормативно-правовой акт, определяющий на национальном уровне приоритеты и концептуальные основы формирования, сохранения и устойчивого использования экосети Украины, развития системы территорий и объектов природно-заповедного фонда, формирования структурных элементов экосети;

объект экосети - отдельная составная часть экосети, имеющая признаки пространственного объекта - определенную площадь, границы, характеристики и тому подобное. К объектам экосети относятся территории и объекты природно-заповедного фонда, водного фонда, лесного фонда, сельскохозяйственные угодья экстенсивного использования (пастбища, сенокосы) и т.д.;

структурные элементы экосети - территории экосети, отличающиеся по своим функциям. К структурным элементам экосети относятся ключевые, соединительные, буферные и восстанавливаемые территории. Ключевые территории обеспечивают сохранение наиболее ценных и типичных для данного региона компонентов ландшафтного и биоразнообразия. Соединительные территории (экокоридоры) сочетают между собой ключевые территории, обеспечивают миграцию животных и обмен генетического материала. Буферные территории обеспечивают защиту ключевых и соединительных территорий от внешних воздействий. Возобновляемые территории обеспечивают формирование пространственной целостности экосети, для которых должны быть выполнены первоочередные мероприятия по воспроизводству первичного природного состояния.



Статья 4. Принципы формирования, сохранения и использования экосети

Формирования, хранения и использования экосети осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

а) обеспечение целостности экосистемных функций составляющих элементов экосети;

б) сохранение и экологически сбалансированное использование природных ресурсов на территории экосети;

в) остановка потерь природных и полуприродных территорий (занятых растительными группировками природного происхождения и комплексами, измененными в процессе человеческой деятельности), расширение площади территории экосети;

г) обеспечение государственной поддержки, стимулирования субъектов хозяйствования при создании на их землях территорий и объектов природно-заповедного фонда, других территорий, подлежащих особой охране, развития экосети;

г) обеспечение участия граждан и их объединений в разработке предложений и принятии решений по формированию, сохранению и использованию экосети;

д) обеспечение сочетания национальной экосети с экосетями сопредельных стран, входящих в Общеевропейской экосети, всестороннее развитие международного сотрудничества в этой сфере;

е) совершенствование состава земель Украины путем обеспечения научно-обоснованного соотношения между разными категориями земель;

е) системный учет экологических, социальных и экономических интересов общества.



Статья 5. Составляющие экосети

К составляющих структурных элементов экосети включаются:

а) территории и объекты природно-заповедного фонда;

б) земли водного фонда, водно-болотные угодья, водоохранные зоны;

в) земли лесного фонда;

г) полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, которые не отнесены к землям лесного фонда;

г) земли оздоровительного назначения с их природными ресурсами;

д) земли рекреационного назначения, которые используются для организации массового отдыха населения и туризма и проведения спортивных мероприятий;

е) другие природные территории и объекты (участки степной растительности, пастбища, сенокосы, луга, каменные россыпи, пески, солончаки, земельные участки, в пределах которых имеются природные объекты, имеющие особую природную ценность)

е) земельные участки, на которых растут природные растительные группировки, занесенные в Зеленую книгу Украины;

ж) территории, которые являются местами обитания или произрастания видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Украины;

з) частично земли сельскохозяйственного назначения экстенсивного использования - пастбища, луга, сенокосы и тому подобное;

и) радиоактивно загрязненные земли, которые не используются и подлежат отдельной охране как природные регионы с отдельным статусом.



Статья 6. Право собственности на землю и другие природные ресурсы объектов экосети

1. Включение территорий и объектов в перечень территорий и объектов экосети не приводит к изменению формы собственности и категории земель на соответствующие земельные участки и другие природные ресурсы, их владельца или пользователя.

2. Собственники и пользователи территорий и объектов, включенных в перечни территорий и объектов экосети, имеют право:

а) обращаться в органы исполнительной власти и органов местного самоуправления с предложениями о предоставлении финансовой поддержки, направленной на сохранение ландшафтного и биоразнообразия;

б) участвовать в обсуждении и внесении предложений к проектам соответствующих программ развития экосети;

в) готовить и подавать в установленном порядке предложения о предоставлении статуса объекта природно-заповедного фонда;

г) получать информацию об экологическом состоянии территории или объекта, включенного в экосети;

г) участвовать в международном сотрудничестве по вопросам формирования, хранения и использования экосети.

3. Собственники и пользователи территорий и объектов, включенных в перечни территорий и объектов экосети, обязаны обеспечивать их использование по целевому назначению.



Раздел II
УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОСЕТИ
Статья 7. Организация государственного управления в сфере формирования, хранения и использования экосети

1. Государственное управление в сфере формирования, хранения и использования экосети осуществляют Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, другие центральные органы исполнительной власти, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом.

2. Государственное управление в сфере формирования, хранения и использования экосети осуществляется с привлечением граждан и их объединений и обеспечением их широкого доступа к информации по этим вопросам.



Статья 8. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере формирования, хранения и использования экосети

К полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере формирования, хранения и использования экосети относятся:

а) обеспечение реализации государственной политики в сфере формирования, хранения и использования экосети;

б) обеспечение разработки Сводной схемы формирования экосети Украины, выполнение Общегосударственной программы формирования национальной экосети Украины на 2000-2015 годы;

в) направление и координация работы министерств, других центральных органов исполнительной власти в сфере формирования, хранения и использования экосети;

г) решение в соответствии с законом вопросов о предоставлении финансовой и другой поддержки собственникам и пользователям земельных участков, включенных в перечни территорий и объектов экосети;

г) осуществление иных полномочий в соответствии с законом.



Статья 9. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым в сфере формирования, хранения и использования экосети

К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым в сфере формирования, хранения и использования экосети относятся:

а) участие в разработке и обеспечении выполнения схемы формирования экосети Автономной Республики Крым;

б) координация деятельности органов исполнительной власти Автономной Республики Крым - исполнителей Общегосударственной программы формирования национальной экосети Украины на 2000-2015 годы;

в) осуществление контроля за использованием средств, поступающих на реализацию мероприятий по формированию, сохранению и использованию экосети.



Статья 10. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, в сфере формирования, хранения и использования экосети

К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, в сфере формирования, хранения и использования экосети относятся:

а) внесение предложений по формированию государственной политики в этой сфере;

б) обеспечение развития соответствующих научных исследований и их координация совместно с Национальной академией наук Украины;

в) организация разработки и утверждения научно-методических документов по проектированию экосети;

г) выполнение функций государственного заказчика разработки Сводной схемы формирования экосети Украины;

г) внесение в установленном порядке предложений по финансированию за счет средств Государственного бюджета Украины мероприятий, направленных на формирование и сохранение экосети;

д) координация деятельности центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере формирования, сохранения и рационального использования экосети;

{Пункт "е" статьи 10 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}

е) осуществление международного сотрудничества в сфере формирования, хранения и использования экосети Украины.



Статья 11. Полномочия местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере формирования, хранения и использования экосети

Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в сфере формирования, хранения и использования экосети в пределах своих полномочий обеспечивают:

разработки и выполнения региональных и местных схем и программ развития экосети, проведение необходимых для этого научных исследований;

предоставление в соответствии с законом финансовой и другой поддержки собственникам и пользователям земельных участков, находящихся в пределах территорий и объектов экосети.



Раздел III
СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОСЕТИ
Статья 12.

{Статья 12 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}



Статья 13. Научное обеспечение формирования, сохранения и использования экосети

1. С целью обеспечения научно обоснованного формирования, сохранения и использования экосети, улучшения сохранения и восстановления ландшафтного и биоразнообразия, ускорения создания банков данных и географических информационных систем проводятся соответствующие научные исследования в соответствии с программами, утверждаемыми в установленном законом порядке.

2. Разработка проектов таких программ обеспечивается в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, при участии Национальной академии наук Украины, соответствующих центральных органов исполнительной власти в пределах полномочий, определенных законом.



Статья 14. Проектирование экосети

Проектирование экосети предусматривает:

а) нанесение на планово-картографические материалы территорий и объектов, включенных в перечни экосети;

б) определение территорий, имеющих особую природоохранную, экологическую, научную, эстетическую, рекреационную, историко-культурную ценность, установление предусмотренных законом ограничений на их планирование, застройку и иное использование;

в) обоснование необходимости включения территорий и объектов в перечни экосети, резервирование территорий для этих целей, предоставление природоохранного статуса, введение ограничений (обременений) для возобновляемых, буферных и соединительных территорий для обеспечения формирования экосети как единой пространственной системы;

г) разработка рекомендаций по определению режима территорий и объектов природно-заповедного фонда и других территорий, подлежащих особой охране, возобновляемых, буферных и соединительных территорий, которые предлагается создать, а также о необходимости изъятия и выкупа земельных участков;

г) согласование региональных и местных схем формирования экосети с Сводной схемой формирования экосети Украины, сочетание ее с Всеевропейской схемой формирования экосети и с утвержденной проектной документацией с учетом государственных, общественных и частных интересов, определение перспективных направлений обеспечения сохранения и устойчивого использования ценных ландшафтов и других природных комплексов, объектов и территорий.



Статья 15. Схемы формирования экосети

1. Проектирование экосети осуществляется путем разработки региональных схем формирования экосети Автономной Республики Крым и областей, а также местных схем формирования экосети районов, населенных пунктов и других территорий Украины. Региональные и местные схемы формирования экосети утверждаются соответствующими советами после их согласования с областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями.

2. Сводная схема формирования экосети Украины является составной частью Генеральной схемы планирования территории Украины и утверждается Верховной Радой Украины. К Сводной схемы формирования экосети Украины, а также региональных и местных схем формирования экосети периодически, по мере расширения возможностей для развития такой сети, но не реже одного раза в десять лет, вносятся изменения органами, в полномочия которых отнесено утверждение указанных схем.

3. Выполнение Сводной схемы формирования экосети Украины, а также региональных и местных схем формирования экосети обеспечивается на основе Общегосударственной программы развития экосети, которая утверждается Верховной Радой Украины, и региональных и местных программ по вопросам развития экосети, которые утверждаются соответствующими советами.

4. Сводная схема формирования экосети Украины, региональные и местные схемы формирования экосети, программы в сфере формирования, хранения и использования экосети является основой для разработки всех видов проектной документации при осуществлении землеустройства, разработке градостроительной документации, а также осуществлении хозяйственной и иной деятельности.



Статья 16. Перечни территорий и объектов экосети

1. Перечень ключевых территорий экосети включает территории и объекты природно-заповедного фонда, водно-болотные угодья международного значения, другие территории, в пределах которых сохранились наиболее ценные природные комплексы.

2. Перечень буферных зон экосети включает территории вокруг ключевых территорий экосети, которые предотвращают негативное влияние хозяйственной деятельности на сопредельных территориях.

3. Перечень соединительных территорий экосети включает территории, обеспечивающие связи между ключевыми территориями и целостность экосети.

4. Перечень восстанавливаемых территорий экосети включает территории, представляющие собой нарушенные земли, деградированные и малопродуктивные земли и земли, подвергшихся воздействию негативных процессов и стихийных явлений, другие территории, важные с точки зрения формирования пространственной целостности экосети.

5. Включение территорий и объектов в перечни территорий и объектов экосети не наносит ущерба правам тех, на чьей территории они расположены.

6. Собственники и пользователи территорий и объектов, включенных в перечни территорий и объектов экосети, берут на себя обязательства по сохранению природных ресурсов, их экологически сбалансированного и рационального использования.



Статья 17. Порядок включения в перечень территорий и объектов экосети

1. Включение территорий и объектов в перечни территорий и объектов экосети осуществляется с учетом их значение с точки зрения экологии, ботаники, зоологии и ландшафтоведения. В первую очередь в перечни включаются территории и объекты, имеющие общегосударственное значение с точки зрения ландшафтного и биоразнообразия.

2. Включение территорий и объектов экосети в соответствующие перечни осуществляется на основании решений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.



Статья 18. Режим охраны и использования территорий и объектов экосети

1. Включение территорий и объектов природно-заповедного фонда и других территорий, подлежащих особой охране, в перечень территорий и объектов экосети не приводит к изменению режима их охраны и использования, определенного в соответствии с законом.

2. В случае необходимости изменения режима охраны и использования территории или объекта экосети, исходя из требований Сводной схемы формирования экосети Украины, региональных или местных схем формирования экосети, согласно закону меняется статус, тип, категория или режим соответствующей территории или объекта экосети.

3. Режим охраны и использования буферных зон, соединительных и восстанавливаемых территорий экосети определяется согласно соответствующей схеме экосети.



Статья 19. Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с формированием, сохранением и устойчивого использования экосети

1. Финансирование мероприятий, связанных с формированием, сохранением и устойчивого использования экосети, включая работы по проектированию, проведению соответствующих научных исследований, может осуществляться за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, средств предприятий, учреждений и организаций, других источников, не запрещенных законом.

2. Органы государственного управления объектов экосети, владельцы и пользователи земельных участков, находящихся в пределах территорий и объектов экосети, вносят в установленном порядке предложения по финансированию мероприятий, связанных с формированием, сохранением и устойчивого использования экосети, из средств государственный бюджет Украины. Финансирование осуществляется в соответствии с утвержденными перечнями мероприятий из средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, а также из других источников, не запрещенных законом.



Статья 20. Государственный мониторинг экосети

1. Государственный мониторинг экосети предусматривает осуществление системы наблюдений, направленных на оценку целостности экосети, состояния природных комплексов и объектов, включенных в перечни экосети, своевременное выявление негативных изменений и прогнозирование их возможного развития, связанных с этим последствий, разработку соответствующих прогнозов и рекомендаций по формированию, сохранению и использованию экосети.

2. Государственный мониторинг экосети входит в состав мониторинга окружающей природной среды и осуществляется в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.



Статья 21. Государственный учет территорий и объектов экосети

Территории и объекты экосети подлежат государственному учету. Такой учет является составной частью государственного земельного кадастра, государственных кадастров других природных ресурсов, территорий и объектов природно-заповедного фонда, государственной статистической отчетности и осуществляется в порядке, определяемом законом.



Статья 22. Доступ граждан и их объединений к информации по вопросам, касающимся экосети

1. С целью учета интересов граждан и их объединений в формировании, сохранении и использовании экосети областные, Киевская, Севастопольская городские государственные администрации информируют население через средства массовой информации и письменно соответствующие местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о разработке схем экосети.

2. Граждане и их объединения привлекаются к обсуждению проектов схем экосети и состояния их выполнения.

3. Для обсуждения проектов схем экосети и состояния их выполнения в установленном порядке могут проводиться общественные слушания.



Статья 23. Контроль за формированием, сохранением и использованием экосети

1. Государственный надзор (контроль) за формированием, сохранением и использованием экосети, разработкой и выполнением региональных и местных схем экосети осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

2. В порядке, определенном законом, может осуществляться также общественный контроль за формированием, сохранением и использованием экосети.

3. Контроль за формированием, сохранением и использованием экосети осуществляется органами местного самоуправления и органами исполнительной власти в пределах полномочий, определенных законом.



Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства по вопросам формирования, хранения и использования экосети

Лица, виновные в нарушении законодательства по вопросам формирования, хранения и использования экосети, несут ответственность в соответствии с законом.



Статья 25. Международное сотрудничество по вопросам формирования, хранения и использования экосети

1. Украина участвует в международном сотрудничестве по вопросам формирования, хранения и использования Всеевропейской экосети, создании трансграничных элементов экосети.

2. Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.



Заключительные положения

раздел IV
Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

2. Кабинету Министров Украины в течение года со дня вступления в силу настоящего Закона:

подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающих из настоящего Закона;

обеспечить разработку и принятие нормативно-правовых актов, отнесенных настоящим Законом к его полномочиям;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.