Закон Украины О трубопроводном транспорте

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности трубопроводного транспорта.



Статья 1. Определение терминов

В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:

магистральный трубопровод - технологический комплекс, функционирующий как единая система и в который входит отдельный трубопровод со всеми объектами и сооружениями, связанными с ним единым технологическим процессом, или несколько трубопроводов, по которым осуществляются транзитные, межгосударственные, межрегиональные поставки продуктов транспортировки потребителям, или другие трубопроводы, спроектированные и построенные в соответствии с государственными строительными требованиями магистральных трубопроводов;

промышленные трубопроводы (присоединенные сети) - все остальные немагистральных трубопроводы в пределах производств, а также нефтебазовые, внутрипромышленные нефте-, газо- и продуктопроводы, городские газораспределительные, водопроводные, теплопроводные, канализационные сети, распределительные трубопроводы водоснабжения, мелиоративные системы и тому подобное;

технический коридор - земельный участок, в пределах которой проложены систему трубопроводов и коммуникаций;

исполнительная съемка - нанесение расположения объекта на план землепользования и на другие картографические материалы;

дефектоскопия внутренней полости трубопровода - определение, регистрации или передачи геометрических, физических и других параметров трубопровода и его антикоррозийного покрытия, характеризующих его техническую надежность, с помощью комплекса приборов, размещаемых внутри трубопровода;

диагностика - комплекс технических мероприятий по определению технических параметров трубопровода;

объекты трубопроводного транспорта - магистральные и промысловые трубопроводы, включая наземные, надземные и подземные линейные части трубопроводов, а также объекты и сооружения, основное и вспомогательное оборудование, обеспечивающие безопасную и надежную эксплуатацию трубопроводного транспорта;

охранная зона - земли вдоль магистральных и промысловых трубопроводов, вокруг промышленных объектов для обеспечения нормальных условий их эксплуатации, предотвращения повреждения, а также для уменьшения их негативного воздействия на людей, смежные земли, природные объекты и окружающую среду в целом.



Статья 2. Система трубопроводного транспорта Украины

Систему трубопроводного транспорта Украины составляют:

магистральный трубопроводный транспорт;

промышленный трубопроводный транспорт.



Статья 3. Законодательство о трубопроводном транспорте и его цель

Отношения в области трубопроводного транспорта регулируются Законом Украины "О транспорте", настоящим Законом и другими актами законодательства Украины.

Отношения предприятий трубопроводного транспорта в Украине, владельцами которых являются другие государства, регулируются настоящим Законом в части, не противоречащей межгосударственным договорам Украины.

Нормативные акты, определяющие правила проектирования, строительства, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов трубопроводного транспорта, организацию безопасности и охраны труда при их строительства и эксплуатации, пожарной, экологической безопасности и санитарные нормы, являются обязательными для предприятий, учреждений , организаций и граждан.

Целью законодательства о трубопроводном транспорте является регулирование отношений на всех этапах создания и функционирования (проектирование, строительство, эксплуатация, капитальный ремонт, реконструкция и т.п.) трубопроводного транспорта, установление гарантий безопасности жизни и здоровья населения, обеспечения охраны окружающей природной среды и национального богатства Украины от возможного негативного воздействия при эксплуатации объектов этого вида транспорта.

Особенности применения Закона Украины "О предприятиях в Украине" относительно предприятий трубопроводного транспорта определяются настоящим Законом, а также актами Кабинета Министров Украины, которые выдаются на его основе.



Статья 4. Сфера действия Закона о трубопроводном транспорте

Действие настоящего Закона распространяется на отношения в области трубопроводного транспорта, предназначенного для транспортировки углеводородов, химических продуктов, воды и других продуктов и веществ из мест их нахождения, добычи (промыслов), изготовление или хранение в места их переработки или потребления, перегрузки и дальнейшей транспортировки.

Особенности применения настоящего Закона относительно функционирования промышленного трубопроводного транспорта определяются Кабинетом Министров Украины.



Статья 5. Субъекты правового регулирования отношений в области трубопроводного транспорта

Субъектами правового регулирования отношений в области трубопроводного транспорта являются юридические и физические лица, деятельность которых непосредственно касается:

обороны государства;

научно-исследовательских, поисковых, проектно-конструкторских, экспертных и других инженерных работ и услуг в этой области;

строительных, строительно-монтажных, специализированных монтажных, ремонтных, наладочных, пусковых и других работ и услуг в этой области;

эксплуатации трубопроводов;

производства и поставок строительных и конструкционных материалов, оборудования, машин, механизмов, контрольно-измерительных приборов и другого оборудования для предприятий, их объединений и организаций, деятельность которых связана с проектированием, строительством, комплектацией и эксплуатацией объектов трубопроводного транспорта;

обеспечения защиты персонала и населения, а также окружающей природной среды при строительстве, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов трубопроводного транспорта;

обеспечения безопасности на трубопроводном транспорте

внешнеэкономических отношений в сфере трубопроводного транспорта;

государственного надзора и контроля за строительством и эксплуатацией объектов трубопроводного транспорта.



Статья 6. Основные принципы государственной политики в сфере трубопроводного транспорта

Основными принципами государственной политики в сфере трубопроводного транспорта, учитывая его приоритетность в экономике Украины, являются:

обеспечение надежного и безопасного функционирования трубопроводного транспорта;

обеспечение выполнения первоочередных задач, направленных на поддержание обороноспособности государства;

координация научно-исследовательских, поисковых, проектно-конструкторских, экспертных и других инженерных работ и услуг в этой области;

содействие реконструкции и модернизации действующих объектов, оснащение их современным эффективным оборудованием, автоматизированными системами учета и контроля и т.д.;

уменьшение энергетической зависимости Украины от государств - экспортеров традиционных энергоносителей (нефти, газа и продуктов их переработки)

соблюдения экологической безопасности трубопроводного транспорта;

защита экономических интересов Украины и законных интересов предприятий и организаций трубопроводного транспорта;

обеспечение качественных и безопасных услуг при транспортировке энергоносителей и химических продуктов через территорию Украины;

содействие рациональному транспортировке углеводородов, химических продуктов, воды и других продуктов и веществ;

содействие международному сотрудничеству в сфере трубопроводного транспорта.



Статья 7. Трубопроводный транспорт как объект собственности

Магистральный трубопроводный транспорт имеет важное народнохозяйственное и оборонное значение и является государственной собственностью Украины.

Объекты магистрального трубопроводного транспорта, построенные на средства коммунальных предприятий или частных субъектов хозяйствования, принадлежат таким коммунальным предприятиям или частным субъектам хозяйствования на праве собственности. Инвестор - участник соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Законом Украины "О соглашениях о разделе продукции", может строить объекты трубопроводного транспорта и осуществлять их эксплуатацию, если они построены и эксплуатируются (содержатся) с соблюдением технических требований и стандартов.

{Часть третья статьи 7 исключен на основании Закона N 4220-VI от 22.12.2011}

Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) государственных предприятий, дочерних предприятий НАК "Нафтогаз Украины", осуществляющих деятельность по транспортировке магистральными трубопроводами и хранению в подземных хранилищах, и Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины" осуществляется по решению Кабинета министров Украины исключительно с целью и во исполнение обязательств, взятых Украиной в соответствии с Законом Украины "о ратификации Протокола о присоединении Украины к Договору п ро учреждении Энергетического Сообщества ".

Приватизация государственных предприятий, дочерних предприятий НАК "Нафтогаз Украины", осуществляющих деятельность по транспортировке магистральными трубопроводами и хранению в подземных хранилищах, Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины", а также предприятий, учреждений, организаций, образованных в результате их реорганизации, запрещается.

Отчуждение основных фондов, акций и долей в уставном капитале государственных предприятий, осуществляющих деятельность по транспортировке магистральными трубопроводами и хранению в подземных хранилищах, а также предприятий, учреждений, организаций, образованных в результате их реорганизации, передача их с баланса на баланс, в концессию, аренду , лизинг, залог, управление, в уставный фонд других юридических лиц, совершение других сделок, которые могут привести к отчуждению основных фондов, акций и долей в уставном капитале этих предприятий, а так ож основных фондов и акций Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины", дочерних и основанных ею предприятий, запрещается, кроме случаев, когда результатом таких действий являются: передача основных фондов, акций и долей в уставном капитале таких предприятий исключительно бюджетном учреждении, государственному предприятию или акционерному обществу, 100 процентов акций которого находится в государственной собственности Украины; создание государственных предприятий или акционерных обществ, 100 процентов акций и долей в уставном капитале которых находится в государственной собственности Украины.

Действие части шестой настоящей статьи не распространяется на передачу имущества, находящегося в государственной собственности, в составе магистральных сетей и подземных хранилищ газа в управление и / или концессию или аренду на срочной платной основе без права отчуждения для осуществления функций оператора Единой газотранспортной системы Украины. Указанная передача имущества осуществляется исключительно с целью и во исполнение обязательств, взятых Украиной в соответствии с Законом Украины "О ратификации Протокола о присоединении Украины к Договору об учреждении Энергетического Сообщества" на основании договора и на условиях, утвержденных Кабинетом Министров Украины, с учетом принципов соблюдения экономической безопасности государства. Для осуществления функций оператора подземного хранилища газа на условиях, установленных настоящей статьей, могут передаваться только подземные хранилища газа (одно или несколько).

Действие части шестой настоящей статьи не распространяется на отчуждение основных фондов государственных предприятий, осуществляющих деятельность по транспортировке магистральными трубопроводами и хранению в подземных хранилищах, Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины", ее дочерних и основанных ею предприятий, которые не используются в процессе осуществления деятельности по транспортировке по магистральным трубопроводам и хранение в подземных хранилищах, которое осуществляется по согласованию с Кабинетом Министров Украины.

Что касается государственных предприятий, осуществляющих деятельность по транспортировке магистральными трубопроводами и хранению в подземных хранилищах, Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины", дочерних и основанных ею предприятий, а также предприятий, образованных в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) государственных предприятий, осуществляющих деятельность по транспортировке магистральными трубопроводами и хранению в подземных хранилищах, Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины", дочерних х и основанных ею предприятий не может быть возбуждено дело о банкротстве.

Изменение форм собственности промышленного трубопроводного транспорта осуществляется в соответствии с действующим законодательством.



Статья 8. Органы, осуществляющие государственное управление в сфере трубопроводного транспорта

Государственное управление в сфере трубопроводного транспорта осуществляют центральные и местные органы государственной исполнительной власти, представительные органы и органы местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с действующим законодательством Украины.

На особый период непосредственное руководство предприятиями трубопроводного транспорта и контроль за их деятельностью обеспечиваются органами Министерства обороны Украины.



Статья 9. Отношения предприятий, учреждений и организаций трубопроводного транспорта с местными органами государственной исполнительной власти, представительными органами и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями

Местные органы государственной исполнительной власти, представительные органы и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

согласовывают размещение сооружений и других объектов трубопроводного транспорта на землях, предоставленных в пользование предприятиям трубопроводного транспорта в соответствии с Земельным кодексом Украины;

принимают меры по безопасности эксплуатации предприятиями, учреждениями и организациями объектов трубопроводного транспорта;

участвуют в составлении и согласовании планов защиты персонала и населения, общих мероприятий по выполнению работ в условиях чрезвычайного положения;

обеспечивают оповещение и информирование населения о мерах защиты и правила поведения в условиях чрезвычайного положения, а также при эксплуатации объектов трубопроводного транспорта с привлечением к этой работе специалистов предприятий трубопроводного транспорта;

принимают от предприятий, учреждений и организаций трубопроводного транспорта материалы исполнительной съемки и предоставляют их другим предприятиям, учреждениям и организациям в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Работы, связанные с ликвидацией и предупреждением аварийных ситуаций на действующих трубопроводах, выполняются немедленно с уведомлением об этом соответствующих органов государственной исполнительной власти, представительных органов и органов местного самоуправления, территориальных штабов Гражданской обороны Украины.

Местные органы государственной исполнительной власти, представительные органы и органы местного самоуправления, собственники земли и землепользователи, которые способствуют отводу земель под объекты трубопроводного транспорта, решение о строительстве которых было принято в установленном действующим законодательством Украины порядке, имеют приоритетное право на обеспечение продуктами транспортировки.

Взаимоотношения субъектов, которым передано в управление объекты трубопроводного транспорта, линии электропередач, связи, железные дороги, автомобильные дороги и другие коммуникации, проходящие в одном техническом коридоре или пересекаются, осуществляются на основе договоров, которыми предусматриваются права и обязанности " Обязанности сторон по проведению совместных мероприятий, направленных на повышение надежности эксплуатации сооружений и объектов трубопроводного транспорта.

Предприятия, учреждения и организации, эксплуатирующие трубопроводы, которые подчинены разным ведомствам, но расположены в одном техническом коридоре, должны согласовать условия их эксплуатации, а также иметь согласованный с Министерством обороны Украины и Штабом Гражданской обороны Украины план взаимодействия и взаимопомощи при выполнении работ в особый период.



Статья 10. Контроль в сфере трубопроводного транспорта

Контроль в сфере трубопроводного транспорта направлена ​​на обеспечение соблюдения требований законодательства о трубопроводном транспорте органами государственной исполнительной власти, представительными органами и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и видов деятельности и гражданами.

Государственный контроль в сфере трубопроводного транспорта осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами, органами государственного надзора и контроля и другими специально уполномоченными на то государственными органами, а также представительными органами и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Украины.



Статья 11. Земли трубопроводного транспорта

К землям трубопроводного транспорта относятся земельные участки, на которых построено наземные и надземные трубопроводы и их сооружения, а также наземные сооружения подземных трубопроводов.

Вдоль трубопроводов устанавливаются охранные зоны. Земля в пределах охранных зон не изымается, а используется с ограничениями (обременениями) в соответствии с законом или договором. Порядок установления, размер и режим использования охранной зоны объекта трубопроводного транспорта определяются законодательством Украины.



Статья 12. Основы хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций трубопроводного транспорта

Хозяйственная деятельность предприятий, учреждений и организаций трубопроводного транспорта определяется настоящим Законом и другими актами законодательства Украины.

Предприятия, учреждения и организации трубопроводного транспорта осуществляют приемки, хранения, перегрузки и транспортировки по трубопроводам, в том числе с целью транзита, углеводородов, химических продуктов, воды и других продуктов и веществ на основе договоров с учетом экономической эффективности и пропускной способности магистральных трубопроводов.

Экономические и социальные отношения предприятий, учреждений и организаций трубопроводного транспорта, возникающие в процессе их деятельности, основываются на принципах взаимной выгоды.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий, учреждений и организаций трубопроводного транспорта регулируется актами законодательства Украины, регламентирующих внешнеэкономические отношения.



Статья 13. Лицензирование работ на трубопроводном транспорте

Деятельность, связанная с проектированием, строительством, ремонтом и эксплуатацией объектов трубопроводного транспорта, осуществляется на основании лицензии. Лицензии выдаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 14. Организационная структура предприятий, учреждений и организаций трубопроводного транспорта

Организационная структура предприятий, учреждений и организаций трубопроводного транспорта зависит от возложенных на них задач, определяется самими предприятиями, учреждениями и организациями и утверждается органами, осуществляющими управление имуществом этих предприятий. Эти органы определяются Кабинетом Министров Украины.



Статья 15. Оценка воздействия на окружающую среду на трубопроводном транспорте

Для определения экологической безопасности при размещении, строительстве новых и реконструкции действующих объектов трубопроводного транспорта, а также при их эксплуатации проводится оценка воздействия на окружающую среду в порядке, установленном законодательством Украины.



Статья 16. Права и обязанности предприятий, учреждений и организаций трубопроводного транспорта

Предприятия, учреждения и организации трубопроводного транспорта имеют право:

контролировать выполнение работ, определенных Правилами охраны магистральных трубопроводов, утверждаются Кабинетом Министров Украины;

ставить вопрос о привлечении проектных организаций к ответственности за ложные проектные решения в порядке, установленном законодательством Украины;

на приоритетное обеспечение по их требованию материально-техническими ресурсами в необходимых объемах, ассортименте и надлежащей номенклатуры через систему государственного заказа;

на энергообеспечение объектов трубопроводного транспорта по первой категории надежности;

требовать от строительных предприятий проведения предпусковой диагностики, дефектоскопии внутренней полости трубопровода и исполнительной съемки;

формировать специальные подразделения с бронированием персонала службы эксплуатации и ремонта трубопроводов для повышения их надежности и технического прикрытия в особый период.

Предприятия, учреждения и организации трубопроводного транспорта обязаны обеспечивать:

поставки потребителям углеводородов, химических продуктов, воды и других продуктов и веществ в соответствии с условиями договоров;

соблюдение действующих норм и правил безопасности и технической эксплуатации трубопроводов, правил пожарной охраны и охраны окружающей среды;

принятия в эксплуатацию объектов, построенных (реконструированных) без нарушений строительных норм и правил;

диагностический контроль за состоянием трубопроводов действующими средствами согласно правилам технической эксплуатации и нормативными актами по диагностике;

техническое перезасвидчення объектов трубопроводного транспорта по достижении ими амортизационного срока службы в случае преждевременного старения, износа и частичной потери надежности и безопасности;

консервации трубопроводов, по тем или иным причинам не функционируют более одного года, с обеспечением постоянного технического надзора за состоянием трубопроводов с целью поддержания их эксплуатационной пригодности;

передачу материалов исполнительной съемки, оформленных в установленном порядке строительно-монтажными организациями и заказчиком, местным органам государственной власти и органам местного самоуправления для нанесения их на районные карты землепользования, которые в установленном порядке предоставляют сведения о местонахождении трубопроводов заинтересованным предприятиям, учреждениям и организациям;

создание специализированных формирований для проведения ремонтно-восстановительных работ в случае аварии или катастрофы на трубопроводах;

принятия неотложных мер по ликвидации последствий стихийного бедствия, аварий, которые привели к нарушению работы предприятий трубопроводного транспорта, и сообщение об этом соответствующих органов государственного надзора и контроля, территориальных штабов Гражданской обороны Украины, Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, а также местных органов государственной исполнительной власти, представительных органов и органов местного самоуправления;

возмещения собственникам земли и землепользователям причиненного вреда при ликвидации аварий и проведения ремонта;

сложении с местными органами государственной исполнительной власти, представительными органами и органами местного самоуправления совместных планов мероприятий, связанных с выполнением работ в условиях чрезвычайного положения;

охрану объектов трубопроводного транспорта.



Статья 17. Мониторинг на трубопроводном транспорте токсичных химических продуктов, сжиженных углеводородных газов и широкой фракции легких углеводородов

Предприятия трубопроводного транспорта обязаны осуществлять мониторинг поставок трубопроводами токсичных химических продуктов, сжиженных углеводородных газов и широкой фракции легких углеводородов.

Сбор, обработка, хранение и анализ информации о состоянии транспортировку трубопроводами токсичных химических продуктов, сжиженных углеводородных газов и широкой фракции легких углеводородов осуществляются соответствующими органами государственной власти в рамках единой системы государственного мониторинга в соответствии с действующим законодательством Украины.



Статья 18. Организация работы предприятий, учреждений и организаций трубопроводного транспорта в условиях чрезвычайного положения

В перечень работ, выполняемых в условиях чрезвычайного положения, включаются работы, связанные с ликвидацией последствий стихийного бедствия (наводнения, пожары, заносы и т.д.), аварий и катастроф, которые привели к нарушению работы трубопроводного транспорта.

Предприятия, учреждения и организации, а также граждане, которые обнаружили повреждения трубопровода или выход (утечку) транспортируемого, обязаны немедленно сообщить об этом предприятии, эксплуатирующей трубопровод, или местные органы государственной исполнительной власти или представительные органы и органы местного самоуправления .

Предприятия, учреждения и организации трубопроводного транспорта совместно с местными органами государственной исполнительной власти, представительными органами и органами местного самоуправления, на подчиненной территории которых проложены трубопроводы, с уполномоченными Министерством обороны Украины органами, другими заинтересованными предприятиями и организациями разрабатывают планы совместных мероприятий по обеспечению условий безаварийной эксплуатации объектов трубопроводного транспорта и выполнения работ в условиях чрезвычайного положения, которые пог ЗАКОНУ с территориальными штабами Гражданской обороны Украины.

Информирование населения о возникновении условий чрезвычайного положения осуществляют местные органы государственной исполнительной власти.

Планы совместных мероприятий по взаимодействию в условиях чрезвычайного положения утверждаются соответствующими органами государственного надзора и контроля, а также местными органами государственной исполнительной власти, представительными органами и органами местного самоуправления.

Предприятия трубопроводного транспорта разрабатывают и утверждают планы ликвидации возможных аварий, которые пересматриваются ежегодно в случае замены технологического оборудования.

С целью укрепления обороноспособности Украины и обеспечения взаимодействия предприятий трубопроводного транспорта со специализированными частями Министерства обороны Украины в ходе выполнения работ в условиях чрезвычайного положения при органах, осуществляющих управление имуществом этих предприятий, создается представительство Министерства обороны Украины.

На особый период представительство Министерства обороны Украины создается также при соответствующем центральном органе исполнительной власти, которое выполняет функции органа государственного управления магистральных нефтепродуктопроводов.



Статья 19. Охрана объектов трубопроводного транспорта

Охрана объектов магистрального трубопроводного транспорта осуществляется специальными ведомственными подразделениями этих предприятий, порядок работы которых определяется Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Кабинетом Министров Украины.

Охрана (в том числе пожарная) наиболее важных объектов трубопроводного транспорта, включая линейную часть, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины, осуществляется также органами Национальной полиции на договорных началах.



Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства о трубопроводном транспорте

Нарушение законодательства Украины о трубопроводном транспорте влечет за собой установленную законодательством Украины дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность.

Ответственность за нарушение законодательства о трубопроводном транспорте несут лица, виновные в:

несоблюдении требований Правил охраны магистральных трубопроводов;

умышленном повреждении, разрушении и хищении оборудования объектов трубопроводного транспорта, кражах товарной продукции, транспортируемой трубопроводным транспортом, а также в нанесенном окружающей среде вреде;

допущении брака в процессе выпуска некачественных строительных и конструкционных материалов, комплектующего оборудования объектов трубопроводного транспорта;

препятствовании по выполнению работ (мероприятий), связанных с предупреждением и ликвидацией последствий стихийного бедствия, аварий и катастроф органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, а также отдельными гражданами;

несоблюдении правил безопасности предприятиями трубопроводного транспорта, в том числе экологической безопасности;

невыполнении распоряжений и предписаний органов, осуществляющих государственный контроль и надзор;

невыполнении согласованных планов взаимодействия при осуществлении работ в условиях чрезвычайного положения.

Законодательством Украины может быть установлена ​​ответственность и за другие нарушения законодательства о трубопроводном транспорте.

Предприятия, учреждения и организации, которые производят и поставляют для объектов трубопроводного транспорта оборудование, трубы и другое оборудование, несут ответственность за его качество и технический уровень в соответствии с действующими стандартами, а также за все скрытые дефекты, выявленные в процессе эксплуатации объекта и возмещают в связи с этим предприятиям трубопроводного транспорта причиненный ущерб в соответствии с действующим законодательством Украины.

Строительно-монтажная организация в течение первого года эксплуатации объекта трубопроводного транспорта имеет свой счет устранить выявленные в процессе эксплуатации дефекты строительно-монтажного характера.



Статья 21. Возмещение ущерба и расходов

Местные органы государственной исполнительной власти, представительные органы и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, а также граждане обязаны возместить причиненный предприятиям трубопроводного транспорта ущерб в порядке и размерах, определенных действующим законодательством Украины.

Предприятия, учреждения и организации трубопроводного транспорта в соответствии с действующим законодательством Украины возмещают расходы предприятиям, учреждениям и организациям, которые принимали участие в ликвидации последствий аварий, возникших в условиях чрезвычайного положения на объектах трубопроводного транспорта, а также вред, причиненный владельцам земли и землепользователям . Вред, причиненный здоровью, а также имуществу граждан в результате аварий на указанных объектах, подлежит возмещению в полном объеме за счет предприятий, учреждений и организаций трубопроводного транспорта.



Статья 22. Заключительные положения

На период временной оккупации Государственное акционерное общество "Черноморнефтегаз" открывает текущий счет со специальным режимом использования для:

1) проведение расчетов по обеспечению производственной, инвестиционной деятельности, деятельности по защите имущественных прав и законных интересов в судах (арбитражах)

2) погашение задолженности по договорам, заключенным до начала временной оккупации территории Украины, которая подтверждена судебным решением, вступившим в законную силу, и постановлением об открытии исполнительного производства, а также задолженности перед бюджетом.

Текущий счет со специальным режимом использования открывается в уполномоченном банке, определенном Кабинетом Министров Украины по предложению Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины". На такой счет зачисляются средства, поступающие от хозяйственной деятельности Государственного акционерного общества "Черноморнефтегаз", в том числе возмещение из бюджета.

На средства, находящиеся на текущем счете со специальным режимом использования, не может быть обращено взыскание по обязательствам Государственного акционерного общества "Черноморнефтегаз".

На средства, учитываемые по этим счетам, не налагается арест, а операции по этим счетам не подлежат приостановлению.