Настоящий Закон направлен на обеспечение защиты человека и окружающей среды от вредного воздействия радиоактивных отходов на современном этапе и в будущем.
Закон распространяется на все виды деятельности с радиоактивными отходами.
В этом Законе термины и понятия употребляются в таком значении:
производители радиоактивных отходов - юридические или физические лица, в результате деятельности которых образуются радиоактивные отходы;
долгоживущие радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, уровень освобождения которых от контроля органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности достигается через 300 лет и более;
захоронения радиоактивных отходов - размещение радиоактивных отходов в объекте, предназначенном для обращения с радиоактивными отходами без намерения их использования;
хранения радиоактивных отходов - размещение радиоактивных отходов в объект, в котором обеспечивается их изоляция от окружающей среды, физической защите и радиационный мониторинг, а также возможность последующего извлечения, переработки, перевозки и захоронения;
иммобилизация радиоактивных отходов - перевод радиоактивных отходов в другую форму путем отверждения, включения в любую матрицу или заключения в герметичную оболочку;
Государственный кадастр хранилищ радиоактивных отходов - свод систематизированных сведений об объектах для хранения или захоронения радиоактивных отходов;
кондиционирования радиоактивных отходов - операции по подготовке радиоактивных отходов для перевозки, хранения и захоронения. Кондиционирования может осуществляться путем размещения радиоактивных отходов в контейнер или их иммобилизации;
короткоживущие радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, уровень освобождения которых от контроля органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности достигается ранее чем через 300 лет
объект, предназначенный для обращения с радиоактивными отходами, - сооружение, помещение или оборудование, предназначенное для сбора, перевозки, переработки, хранения или захоронения радиоактивных отходов, а также ядерная установка в процессе снятия с эксплуатации после признания ее установкой для обращения с радиоактивными отходами ; (Абзац десятый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1673-III (1673-14) от 20.04.2000)
обработка радиоактивных отходов - операции, предназначенные для обеспечения безопасности или экономии средств путем изменения характеристик радиоактивных отходов;
переработка радиоактивных отходов - любая операция, которая меняет характеристики радиоактивных отходов, в частности предварительная обработка и кондиционирования;
обращение с радиоактивными отходами - все виды деятельности (включая деятельность, связанную со снятием с эксплуатации), касающиеся оперирования, предварительной обработки, обработки, кондиционирования, перевозки, хранения или захоронения радиоактивных отходов;
предварительная обработка радиоактивных отходов - дезактивация, сбора, сортировки радиоактивных отходов;
радиационная безопасность при обращении с радиоактивными отходами - непревышение допустимых пределов радиационного воздействия на персонал, население и окружающую среду, установленных нормами, правилами, стандартами по безопасности, а также ограничения миграции радионуклидов в окружающую среду;
радиоактивные отходы - материальные объекты и субстанции, активность радионуклидов или радиоактивное загрязнение которых превышает пределы, установленные действующими нормами, при условии, что использование этих объектов и субстанций не предусматривается;
Государственный реестр радиоактивных отходов - последовательный текущий запись актов специальной формы о создании, физико-химический состав, объемы, свойства, а также перевозки, хранения и захоронения радиоактивных отходов;
уровень увольнения - установленная органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности предел активности или радиоактивного загрязнения, при которой или ниже которой радиоактивные отходы могут быть освобождены от контроля органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности;
специализированное предприятие по обращению с радиоактивными отходами - предприятие (объединение), которое осуществляет на основании лицензии сбора радиоактивных отходов, их переработку, перевозку, хранение и (или) захоронения;
хранилище радиоактивных отходов - сооружение для хранения или захоронения радиоактивных отходов с обязательным обеспечением инженерных, геологических, физических и других барьеров, препятствующих миграции радионуклидов;
физическая защита при обращении с радиоактивными отходами - комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на недопущение несанкционированного доступа к радиоактивным отходам и их использования, на своевременное выявление и пресечение действий, направленных на нарушение неприкосновенности радиоактивных отходов.
Правоотношения в сфере обращения с радиоактивными отходами регулируются настоящим Законом, Законом Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности", другими актами законодательства.
Основными принципами государственной политики в сфере обращения с радиоактивными отходами являются:
приоритет защиты жизни и здоровья персонала, населения и окружающей среды от воздействия радиоактивных отходов в соответствии с государственными нормами радиационной безопасности;
разграничение функций государственного контроля и управления в сфере обращения с радиоактивными отходами;
реализация государственной политики в сфере обращения с радиоактивными отходами путем разработки и выполнения долгосрочной Общегосударственной целевой экологической программы обращения с радиоактивными отходами;
{Абзац пятый статьи 3 исключен на основании Закона N 516-VI от 17.09.2008}
обеспечение минимального уровня образования радиоактивных отходов, которого можно достичь на практике;
недопущения неконтролируемого накопления радиоактивных отходов;
обеспечение государственного надзора за обращением с радиоактивными отходами;
принятия решений по размещению новых хранилищ радиоактивных отходов с участием граждан, их объединений, а также местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления;
обеспечения надежной изоляции радиоактивных отходов от окружающей среды при обосновании безопасности хранилищ радиоактивных отходов;
хранения радиоактивных отходов в производителей отходов ограничен время с последующей передачей специализированным предприятиям по обращению с радиоактивными отходами;
ответственность производителей радиоактивных отходов за безопасность при обращении с радиоактивными отходами до передачи их специализированным предприятиям по обращению с радиоактивными отходами;
запрет на проведение работ по захоронению радиоактивных отходов юридическим и физическим лицам, в результате деятельности которых образуются радиоактивные отходы и которые поставляют и используют радиоактивные вещества, ядерные установки;
международное сотрудничество в области обращения с радиоактивными отходами;
активная научно-исследовательская деятельность в сфере обращения с радиоактивными отходами.
Расходы на финансовое обеспечение деятельности в сфере обращения с радиоактивными отходами ежегодно предусматриваются в Государственном бюджете Украины.
В составе специального фонда Государственного бюджета Украины создается Государственный фонд обращения с радиоактивными отходами (далее - Фонд).
Доходная часть Фонда формируется за счет средств, поступающих от экологического налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и / или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срок, а также других поступлений, не запрещенных законодательством.
Средства Фонда направляются на реализацию бюджетных программ, в рамках которых выполняются работы и осуществляются мероприятия по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, снятие с эксплуатации или закрытия объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, которые переданы лицензиатами в собственность государства, включая хранилища для долговременного хранения или захоронения радиоактивных отходов, образовавшихся после переработки отработанного ядерного топлива украинских атомных электростанций, и осуществляются другие мероприятия, связанные с обращением с радиоактивными отходами, которые переданы лицензиатами в собственность государства. Направление средств Фонда на реализацию таких бюджетных программ осуществляется по представлению Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и согласованию Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.
Ставки и порядок исчисления экологического налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и / или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх определенного особыми условиями лицензии срок, устанавливаются Налоговым кодексом Украины. Порядок использования средств Фонда устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Главным распорядителем средств Фонда является центральный орган исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере обращения с радиоактивными отходами.
Государство в установленном Кабинетом Министров Украины порядке предоставляет субъектам деятельности в сфере использования ядерной энергии, которые платят экологический налог, который взимается за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и / или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срок, гарантии принятия без дополнительной оплаты на хранение или захоронение всего объема радиоактивных отходов, образованных при осуществлении деятельности таких субъектов.
К исключительной компетенции Верховной Рады Украины в сфере обращения с радиоактивными отходами относятся:
определение основ государственной политики в сфере обращения с радиоактивными отходами;
определение правовых основ регулирования отношений в сфере обращения с радиоактивными отходами;
установление правового режима территорий вокруг предприятий по переработке радиоактивных отходов и статуса граждан, проживающих на них;
принятия решений по размещению, проектированию, строительству хранилищ для захоронения долгоживущих радиоактивных отходов.
К компетенции Кабинета Министров Украины в сфере обращения с радиоактивными отходами относятся:
обеспечение реализации государственной политики в сфере обращения с радиоактивными отходами;
{Абзац третий статьи 6 исключен на основании Закона N 2592-VI от 07.10.2010}
обеспечение разработки и реализации государственных программ в сфере обращения с радиоактивными отходами;
принятия решений по размещению, проектированию, строительству, эксплуатации и снятия с эксплуатации объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, и закрытия хранилищ для захоронения, кроме тех, кто определяет Верховная Рада Украины
определение порядка радиоактивных отходов через государственную границу;
установление размера отчислений средств в Государственный фонд обращения с радиоактивными отходами и порядка их использования;
определение порядка разработки и утверждения норм, правил и стандартов по обращению с радиоактивными отходами;
осуществление международного сотрудничества в сфере обращения с радиоактивными отходами.
К ведению Автономной Республики Крым в сфере обращения с радиоактивными отходами относятся:
участие в формировании и осуществлении государственной политики Украины в сфере обращения с радиоактивными отходами по вопросам, касающимся интересов Автономной Республики Крым;
осуществления государственного управления и государственного регулирования при обращении с радиоактивными отходами в соответствии с законодательством Украины и законодательством Автономной Республики Крым.
Местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления в сфере обращения с радиоактивными отходами в пределах своей компетенции:
согласовывают вопросы размещения на своей территории объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, исходя из интересов граждан, проживающих на этой территории, и социально-экономического развития территорий в порядке, определенном законом;
участвуют в оценке влияния на окружающую среду проектов размещения, строительства и снятие с эксплуатации объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, и закрытия хранилищ для захоронения, расположенных на их территориях;
заключают соглашения со специализированными предприятиями по обращению с радиоактивными отходами о сотрудничестве и взаимоотношения по вопросам, касающихся объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, всей технической и хозяйственной деятельности, совместного рассмотрения проектов для устранения разногласий на любом этапе проектирования, выбора площадки для строительства, эксплуатации, снятие с эксплуатации или закрытия такого объекта на подчиненной им территории;
организуют общественные слушания по вопросам защиты проектов по размещению, строительству, снятие с эксплуатации объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, и закрытия хранилищ для захоронения;
организуют в случае необходимости, радиологическое обследование территорий вокруг мест расположения объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами;
обеспечивают информирование населения о радиационной обстановке;
осуществляют контроль за радиационным состоянием соответствующих территорий после снятия с эксплуатации объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, или закрытия хранилищ для захоронения;
осуществляют контроль за обеспечением безопасности населения и охраной окружающей природной среды на своей территории, по готовности предприятий, учреждений, организаций и граждан к действиям на случай радиационной аварии;
участвуют в ликвидации последствий радиационных аварий;
обеспечивают готовность к эвакуации населения и в случае необходимости осуществляют ее.
По зоне отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, полномочия, определенные частью первой настоящей статьи, осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере управления зоной отчуждения и зоной безусловного (обязательного) отселения.
Государственному регулированию безопасности в сфере обращения с радиоактивными отходами подлежат следующие виды деятельности:
ведение государственного учета радиоактивных отходов, Государственного кадастра хранилищ радиоактивных отходов, мест их захоронения, а также мест их временного хранения;
проектно-изыскательские работы по выбору площадок для размещения объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами;
проектирование объектов и транспортных средств, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, их испытания, изготовление или строительство;
ввод в эксплуатацию, эксплуатация, снятие с эксплуатации объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, закрытия хранилищ для захоронения и проведение регламентных работ по обеспечению безопасности на хранилищах для захоронения после их закрытия;
перевозки и складирования радиоактивных отходов.
Государственное регулирование безопасности при обращении с радиоактивными отходами осуществляют:
Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины;
Министерство здравоохранения Украины;
Министерство внутренних дел Украины;
другие органы государственной исполнительной власти в соответствии с законодательством.
На осуществление деятельности в сфере обращения с радиоактивными отходами выдаются разрешения (лицензии) в порядке, установленном законодательством.
Государственное управление в сфере обращения с радиоактивными отходами осуществляется министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, определенными Президентом Украины.
Государственное управление в сфере использования ядерной энергии и государственное управление в сфере обращения с радиоактивными отходами осуществляется по принципу разграничения этих сфер деятельности.
В орган государственной исполнительной власти в сфере обращения с радиоактивными отходами возлагаются следующие функции:
разработка и реализация единой технической политики в сфере обращения с радиоактивными отходами в Украине;
реализация Общегосударственной целевой экологической программы обращения с радиоактивными отходами;
координация работ по сбору, переработке, перевозке, хранению и захоронению радиоактивных отходов промышленности, ядерной энергетики, медицины, научно-исследовательских учреждений и радиоактивных отходов, образующихся при проведении работ по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы;
организация деятельности специализированных предприятий по обращению с радиоактивными отходами;
создание и обеспечение функционирования государственной системы учета радиоактивных отходов;
координация работ по строительству, эксплуатации, реконструкции, снятию с эксплуатации объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, и закрытию хранилищ для захоронения;
координация работ по созданию новых хранилищ радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива;
координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере обращения с радиоактивными отходами;
разработка порядка создания и использования средств Государственного фонда обращения с радиоактивными отходами;
организация деятельности по определению, создания и поддержания непрерывного функционирования системы физической защиты радиоактивных отходов, а также контроль за ее обеспечением при сборе, переработке, перевозке, хранению и захоронению.
Орган исполнительной власти в сфере использования ядерной энергии несет ответственность за организацию обращения с радиоактивными отходами (сбор, переработку, перевозку, хранение в пределах технологического цикла) до момента передачи отходов специализированным предприятиям по обращению с радиоактивными отходами.
Права, обязанности и ответственность указанных органов государственного управления определяются законодательством.
Право на обращение с радиоактивными отходами имеют юридические и физические лица, имеющие выданный в установленном порядке разрешение органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности на осуществление соответствующего вида деятельности (лицензиаты).
Лицензиаты, которые выполняют работы на любом этапе обращения с радиоактивными отходами, обязаны:
обеспечивать безопасность при проектировании, выбора площадки, строительства, эксплуатации и снятия с эксплуатации сооружений и оборудования, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами;
своевременно осуществлять переоценку безопасности действующих объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, с тем, чтобы в случае необходимости были выполнены все практически доступны усовершенствования с целью повышения безопасности таких объектов;
обеспечивать разработку и реализацию программ качества безопасности обращения с радиоактивными отходами;
вести собственный учет радиоактивных отходов;
обеспечивать физическую защиту радиоактивных отходов;
обеспечивать радиационный мониторинг мест хранения или захоронения радиоактивных отходов;
своевременно информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о нарушениях в работе объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами;
принимать меры по ликвидации радиационных аварий и их последствий;
быть способными возместить убытки от радиационных аварий при обращении с радиоактивными отходами за счет собственных средств или средств страховых организаций.
Захоронение радиоактивных отходов осуществляют только специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами при наличии соответствующей лицензии, выданной в установленном законодательством порядке.
Производители радиоактивных отходов передают их специализированным предприятиям по обращению с радиоактивными отходами в соответствии с утвержденными нормами, правилами и стандартами.
Радиоактивные отходы переходят в собственность государства с момента подписания документа о передаче радиоактивных отходов от лицензиата, в результате деятельности которого они образовались.
До передачи радиоактивных отходов в собственность государства лицензиат, вследствие деятельности которого образуются радиоактивные отходы, несет ответственность за радиационную защиту и безопасность при обращении с радиоактивными отходами.
Предварительная обработка и обработка радиоактивных отходов может осуществляться лицензиатом на предприятиях и в учреждениях, где они образуются.
{Часть шестая статьи 12 исключен на основании Закона N 1673-III от 20.04.2000}
Взаимоотношения между предприятиями, на которых образуются радиоактивные отходы, и специализированными предприятиями по обращению с радиоактивными отходами строятся на договорных началах в соответствии с законодательством.
Специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами обязаны обеспечивать выполнение мероприятий, направленных на повышение безопасности персонала, населения, охрану окружающей среды на подчиненных им объектах, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами.
Специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами заключают с местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления соответствующие соглашения.
Сделки совершаются в течение шести месяцев с момента утверждения выбора площадки для размещения новых хранилищ радиоактивных отходов.
Устранение разногласий на любом этапе проектирования, строительства, эксплуатации, снятие с эксплуатации или закрытия объекта осуществляется в установленном законодательством порядке.
Государственный учет радиоактивных отходов ведется с целью избежания неконтролируемого накопления радиоактивных отходов и обеспечения оперативного контроля за местонахождением и перемещением радиоактивных отходов, условиями их хранения и захоронения.
Государственный учет радиоактивных отходов включает:
ведения Государственного реестра радиоактивных отходов;
ведения Государственного кадастра хранилищ радиоактивных отходов и перечня мест временного хранения радиоактивных отходов.
Для обеспечения постоянного обновления и своевременного внесения изменений в Государственный реестр радиоактивных отходов и Государственного кадастра хранилищ радиоактивных отходов осуществляются регулярные государственные инвентаризации радиоактивных отходов и хранилищ радиоактивных отходов, включая хранилища для хранения радиоактивных отходов на территории производителей этих отходов.
Порядок учета радиоактивных отходов, в частности порядок проведения государственных инвентаризаций, устанавливается органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, который осуществляет также надзор за их выполнением.
Организация проведения государственных инвентаризаций возлагается на орган исполнительной власти в сфере обращения с радиоактивными отходами.
Создание и организация ведения Государственного реестра радиоактивных отходов возлагается на орган государственного управления в сфере обращения с радиоактивными отходами.
Положение о Государственном реестре радиоактивных отходов утверждается Кабинетом Министров Украины.
Государственный кадастр хранилищ радиоактивных отходов должен содержать систематизированный банк данных о местонахождении, количественных и качественных характеристик, условий хранения или захоронения радиоактивных отходов, систем контроля и мониторинга.
Создание и организация ведения Государственного кадастра хранилищ радиоактивных отходов возлагается на орган государственного управления в сфере обращения с радиоактивными отходами.
Государственный кадастр хранилищ радиоактивных отходов подлежит бессрочному хранению.
Положение о Государственном кадастре хранилищ радиоактивных отходов утверждается Кабинетом Министров Украины.
Хранения и захоронения радиоактивных отходов разрешается только в специально предназначенных для этого хранилищах радиоактивных отходов.
Во время хранения или захоронения радиоактивных отходов обеспечивается надежность их изоляции от окружающей среды системой естественных и искусственных барьеров.
Радиационная безопасность хранилищ радиоактивных отходов в обычных условиях обеспечивается соблюдением норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности.
Радиационная безопасность хранилищ радиоактивных отходов при экстремальных природных явлениях (землетрясения, наводнения, ураганы и т.д.) или аварийных ситуациях обеспечивается научно обоснованными проектными решениями относительно возможных сценариев событий, которыми будет доказано непревышение границ, установленных нормами, правилами и стандартами ядерной и радиационной безопасности.
Долгоживущие радиоактивные отходы подлежат захоронению только в твердом состоянии, в стабильных геологических формациях, с обязательным переводом их во взрыво-, пожаро-, ядернобезопасный форму, которая гарантирует локализацию отходов в пределах горного отвода недр.
Количество радионуклидов, подлежащих захоронению, регламентируется нормами, правилами и стандартами по ядерной и радиационной безопасности.
Захоронение короткоживущих радиоактивных отходов в твердом состоянии может осуществляться в приповерхностных и наземных хранилищах радиоактивных отходов.
Отработанное ядерное топливо не подлежит переработке, после соответствующей выдержки хранится в специальных хранилищах отработанного ядерного топлива, обеспеченных многобарьерных системой изоляции и защиты и оборудованных техническими средствами извлечения топлива из этого хранилища.
В течение всего времени хранения или захоронения радиоактивных отходов регулярно осуществляется контроль за их состоянием, радиационной обстановкой в хранилищах радиоактивных отходов и окружающей среде.
Обеспечение физической защиты при обращении с радиоактивными отходами предусматривает единую систему планирования, координации и контроля за комплексом организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного проникновения в хранилища, доступа к радиоактивным отходам и их использования, на своевременное выявление и пресечение любых посягательств на целостность и неприкосновенность сооружений.
Запрещается деятельность, связанная с обращением с радиоактивными отходами, если не приняты меры по обеспечению физической защиты.
Порядок организации физической защиты при обращении с радиоактивными отходами определяется законодательством.
Обязанности по обеспечению физической защиты при обращении с радиоактивными отходами возлагаются на лицензиатов.
Перевозка радиоактивных отходов могут осуществлять юридические или физические лица, имеющие соответствующие лицензии, выданные в установленном законодательством порядке.
Перевозка радиоактивных отходов осуществляется в транспортных упаковочных комплектах соответствии с утвержденными нормами, правилами и стандартами по перевозке радиоактивных отходов, которыми предусматриваются:
порядок их перевозки;
права и обязанности грузоотправителя, перевозчика и получателя;
меры безопасности;
требования к упаковке и транспортных средств;
меры на случай дорожно-транспортных происшествий при перевозке радиоактивных отходов;
предупреждения и меры по ликвидации последствий возможных радиационных аварий;
меры физической защиты.
Национальная полиция разрабатывает комплексную систему мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий при перевозке радиоактивных отходов.
Условия и режим перевозки радиоактивных отходов воздушным, железнодорожным, водным или автомобильным транспортом соглашаются с соответствующими подразделениями Национальной полиции.
В случае возникновения радиационной аварии в результате дорожно-транспортного происшествия при перевозке радиоактивных отходов ответственность за ее ликвидацию, а также защиту персонала, населения, окружающей природной среды и материальных ценностей возлагается на грузоотправителя, если иное не предусмотрено соглашением о перевозке.
Эксплуатация хранилищ радиоактивных отходов разрешается после получения лицензии на право обращения с радиоактивными отходами.
Эксплуатация хранилищ радиоактивных отходов осуществляется в соответствии с нормами, правилами и стандартами по ядерной и радиационной безопасности с обеспечением радиационного мониторинга по состоянию хранилищ радиоактивных отходов.
Контроль за состоянием окружающей природной среды в районах расположения хранилищ радиоактивных отходов осуществляется за счет лицензиата хранилищ радиоактивных отходов.
Своевременное информирование местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления о нарушениях при эксплуатации хранилищ радиоактивных отходов возлагается на лицензиатов.
Лицензиаты обеспечивают выполнение мероприятий, направленных на эффективное использование действующих хранилищ радиоактивных отходов.
Особый режим на территории хранилища радиоактивных отходов и в санитарно-защитной зоне регулируется в соответствии с законодательством.
Закрытие (консервация) хранилищ радиоактивных отходов осуществляется по решению органа государственного управления в сфере обращения с радиоактивными отходами, согласованным с органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности.
Прекращения приема радиоактивных отходов и консервация хранилища радиоактивных отходов проводятся согласно проекту закрытия (консервации) хранилищ радиоактивных отходов и нормами, правилами и стандартами радиационной безопасности.
После закрытия (консервации) хранилища радиоактивных отходов обеспечивается снижение возможности несанкционированного доступа к законсервированного хранилища.
Для предотвращения несанкционированного заселению территорий, проведению работ, которые могут привести к разрушению защитных барьеров, необходимо предусматривать совокупность мер по:
размещение информации и ограничений на картах, которые хранятся в соответствующих органах государственной власти и органы государственного управления в сфере обращения с радиоактивными отходами;
установление предупредительных знаков с соответствующими надписями и тому подобное.
Ответственность за сохранность документации, характеризующей объект, предупредительных знаков, ограждений и т.п. возлагается на орган государственного управления в сфере обращения с радиоактивными отходами и местный орган исполнительной власти.
Особый режим на территории хранилищ радиоактивных отходов в санитарно-защитной зоне после их закрытия регулируется законодательством.
Решение о строительстве объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, согласно компетенции принимают Верховная Рада Украины или Кабинетом Министров Украины.
О принятии решения о строительстве хранилища радиоактивных отходов или объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, а также о начале проектно-изыскательских работ на запланированном площадке специализированное предприятие по обращению с радиоактивными отходами сообщает местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления, на территории которых планируется строительство.
Предложения по площади, представляемых специализированным предприятием по обращению с радиоактивными отходами, рассматриваются при наличии:
необходимой информации о строящийся объект и о мерах, направленных на ограничение негативного воздействия этого объекта на здоровье населения и состояние окружающей среды;
результатов оценки воздействия на окружающую среду;
заключений государственной экспертизы по ядерной и радиационной безопасности.
Результаты оценки воздействия на окружающую среду и выводы экспертиз должны быть доступными для общественности.
Если площадка признается непригодным для строительства хранилища радиоактивных отходов или объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, лицензиат должен провести работы по рекультивации территории и устранению всех экологически вредных последствий, обусловленных проведением проектно-изыскательских работ.
Орган государственного управления в сфере обращения с радиоактивными отходами в установленном законодательством порядке подает на рассмотрение Верховной Рады или Кабинета Министров Украины предложения относительно утверждения площадки и получения разрешения на строительство хранилища радиоактивных отходов или объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами и сообщает об этом соответствующий местный орган исполнительной власти и орган местного самоуправления.
На рассмотрение подаются:
технические характеристики хранилища радиоактивных отходов или объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами;
обоснование необходимости сооружения объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами и не менее трех вариантов по площадок для его размещения;
анализ данных, полученных при проведении проектно-изыскательских работ, по безопасности площадки;
характеристика окружающей природной среды в районе расположения объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, и хранилищ радиоактивных отходов;
вывод о влиянии этих объектов и хранилищ на человека и окружающую природную среду;
замечания и выводы Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, Министерства здравоохранения Украины, Государственного комитета Украины по геологии и использованию недр, Государственного комитета Украины по гидрометеорологии;
предложения и замечания соответствующих местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Решение о выборе площадки для строительства хранилища радиоактивных отходов или объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, принимает Верховная Рада Украины или Кабинет Министров Украины в соответствии с их компетенцией.
Проектирование хранилищ радиоактивных отходов или объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, осуществляется в соответствии с действующими нормами, правилами и стандартами с использованием технологий, которые были подтверждены опытом, испытаниями или анализом.
Проект хранилища радиоактивных отходов обязательно должен содержать две оценки безопасности:
во время эксплуатации хранилища;
после закрытия хранилища.
Оценка безопасности включает в себя анализ сценариев развития возможных чрезвычайных ситуаций, их последствий и сравнения результатов с критериями безопасности. В случае положительного заключения по оценке воздействия на окружающую среду и заключения государственных экспертиз на проект в установленном законодательством порядке выдается лицензия на строительство.
Введение в эксплуатацию хранилища радиоактивных отходов или объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, проводится при наличии лицензии на эксплуатацию, выданной в установленном законодательством порядке.
Земельные участки, отведенные под хранилища радиоактивных отходов, или объекты, предназначенные для обращения с радиоактивными отходами, предоставляются на весь определенный проектом период эксплуатации и консервации в соответствии с земельным законодательством.
Земельные участки, отведенные под хранилища радиоактивных отходов, выводятся из хозяйственного оборота и отмежевываются от смежных территорий санитарно-защитными зонами.
В рамках санитарно-защитных зон запрещается:
проживания населения;
осуществления всех видов водопользования, лесопользования и пользования недрами, за исключением обусловленных утвержденными проектами;
проведение научных исследований без специальных разрешений;
осуществления без специального разрешения сельскохозяйственной, лесохозяйственной и другой производственной деятельности, направленной на получение товарной продукции, а также строительство объектов социального и общественного назначения;
любая другая деятельность, которая не обеспечивает режим радиационной безопасности.
Гражданам, проживающим или работающим в районе расположения хранилищ радиоактивных отходов и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, гарантируется право на компенсацию за ущерб, причиненный этими хранилищами и объектами.
Вопрос о виде, объемы и порядок предоставления таких компенсаций в каждом конкретном случае решается Кабинетом Министров Украины.
Социальная защита персонала, работающего с радиоактивными отходами, включая:
обязательное государственное медицинское страхование;
льготы по определению пенсионного возраста, сокращенного рабочего дня, вычисления надбавки к заработной плате, получения займов и тому подобное.
Виды и объем льгот определяются законодательными актами Украины.
Лица, виновные в нарушении законодательства об обращении с радиоактивными отходами, несут ответственность за:
обращение с радиоактивными отходами без соответствующей лицензии;
нарушения при обращении с радиоактивными отходами требований норм, правил и стандартов по безопасному ведению работ;
невыполнение условий лицензирования при обращении с радиоактивными отходами;
невыполнение предписаний органов, осуществляющих регулирование в сфере обращения с радиоактивными отходами;
нарушение требований законодательства по оценке воздействия на окружающую среду и обязательных государственных экспертиз и неучет их выводов;
сокрытие от населения или фальсификацию информации об экологическом состоянии на территории, отведенной под хранилище радиоактивных отходов или объект, предназначенный для обращения с радиоактивными отходами;
невыполнение служебных обязанностей по предупреждению аварий и ликвидации их последствий на хранилищах радиоактивных отходов и объектах, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, а также сокрытие информации о таких аварии;
использования радиоактивных отходов с целью причинения вреда здоровью населения или отдельного лица;
принятия в эксплуатацию хранилищ радиоактивных отходов или объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, без реализации мер по обеспечению защиты персонала, населения и окружающей среды;
поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию неисправного оборудования;
принятия в эксплуатацию хранилищ радиоактивных отходов или объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, без сооружения и ввода в действие всего предусмотренного проектом комплекса этих объектов;
допуск к работе с радиоактивными отходами лиц без соответствующей подготовки, лиц моложе 18 лет, а также тех, которые имеют медицинские противопоказания;
нарушение требований по обеспечению физической защиты при обращении с радиоактивными отходами;
несанкционированное ввоз или вывоз радиоактивных отходов за пределы Украины.
Законодательством может быть предусмотрена ответственность и за другие нарушения в сфере обращения с радиоактивными отходами.
Международное сотрудничество в сфере обращения с радиоактивными отходами осуществляется в соответствии с нормами международного права на основе широкого обмена опытом и взаимопомощи с другими государствами, международными организациями и научными учреждениями, работающими в сфере обращения с радиоактивными отходами.
Правовой основой международного сотрудничества в сфере обращения с радиоактивными отходами являются нормы международных договоров, участником которых является Украина.