Настоящий Закон регулирует отношения между органами исполнительной власти, производителями, продавцами (поставщиками), разработчиками, исследователями, учеными и потребителями генетически модифицированных организмов и продукции, произведенной по технологиям, предусматривающим их разработку, создание, испытание, исследование, транспортировку, импорт, экспорт, размещение на рынке, высвобождение в окружающую среду и использование в Украине (далее - обращение с ГМО) с обеспечением биологической и генетической безопасности.
Этот Закон не применяется к человеку, тканей и отдельных клеток в составе человеческого организма.
В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:
биологическая безопасность - состояние среды обитания человека, при котором отсутствует негативное влияние его факторов (биологических, химических, физических) на биологическую структуру и функцию человеческой личности в настоящем и будущих поколениях, а также отсутствует необратимый негативное влияние на биологические объекты природной среды (биосферу ) и сельскохозяйственные растения и животные;
генетическая безопасность - состояние среды обитания человека, при котором отсутствует какой-либо неестественной влияние на человеческий геном, отсутствует какой-либо неестественной влияние на геном объектов биосферы, а также отсутствует неконтролируемое влияние на геном сельскохозяйственных растений и животных, промышленных микроорганизмов, который приводит к появлению у них негативных и / или нежелательных свойств;
организм, живой организм - любая форма биологического существования (включая стерильные организмы, вирусы и вироиды), способная к самовоспроизведению или передаче наследственных факторов;
генетически модифицированный организм, живой измененный организм (ГМО) - любой организм, в котором генетический материал был изменен с помощью искусственных приемов переноса генов, которые не происходят в естественных условиях, а именно:
рекомбинантными методами, которые предусматривают формирование новых комбинаций генетического материала путем внесения молекул нуклеиновой кислоты (произведенных в любой способ вне организма) в любой вирус, бактериальный плазмид или иную векторную систему и их включение в организм-хозяина, в котором они обычно не встречаются, однако способны на длительное размножение;
методами, которые предусматривают непосредственное введение в организм наследственного материала, подготовленного вне организма, включая микроинъекции, макроиньекции и микроинкапсуляции;
слияния клеток (в том числе слияния протоплазмы) или методами гибридизации, когда живые клетки с новыми комбинациями генетического материала формируются путем слияния двух или более клеток способом, который не реализуется в естественных обстоятельств;
продукция, полученная с использованием ГМО - продукция, в том числе пищевые продукты и корма, технология производства которой предусматривает использование ГМО на любом этапе;
генетически-инженерная деятельность - практическая сфера деятельности, связанная с созданием, испытанием и внедрением ГМО в оборот;
высвобождение ГМО в окружающую среду - деяния (действие или бездействие), в результате которого произошло внесения ГМО в окружающую среду;
система замкнутая - система осуществления генетически-инженерной деятельности, при которой генетические модификации вносятся в организм или ГМО, культивируются, обрабатываются, хранятся, используются, подлежат транспортировке, уничтожению или захоронению в условиях существования систем защиты, которые предотвращают контакт с населением и окружающей средой;
система открытая - система осуществления генетически-инженерной деятельности, предполагает контакт ГМО с населением и окружающей средой при запланированном высвобождении их в окружающую среду, применении в сельскохозяйственной практике, промышленности, медицине и в природоохранных целях, передачи технологий и других сферах обращения ГМО;
риск - возможность возникновения и возможные масштабы последствий негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду при осуществлении генетически-инженерной деятельности и обращении с ГМО в течение определенного периода времени;
анализ риска - процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: оценка риска ГМО, управление (руководство) риском и сообщение о риске;
оценка риска - научно обоснованный процесс, состоящий из идентификации опасности ГМО, характеристики опасности, оценки влияния, характеристики риска;
управление риском - процесс выбора альтернативных решений на основании результатов оценки риска ГМО и в случае необходимости выбора и внедрения соответствующих средств управления (контроля), включая регуляторные меры;
сообщение о риске - взаимный обмен информацией о риске ГМО между специалистами по оценке риска, лицами, осуществляющими управление риском, заинтересованными торговыми партнерами и другими заинтересованными сторонами;
государственная регистрация ГМО - занесение ГМО в реестр с учетом оценки их риска воздействия на здоровье человека и состояние окружающей природной среды с целью дальнейшего получения разрешения на практическое использование ГМО в Украине в соответствии с их хозяйственного назначения;
Государственный реестр ГМО - специализированный перечень ГМО, которые прошли регистрацию, с определением их дальнейшего хозяйственного назначения;
Государственный реестр ГМО источников пищевых продуктов и кормов - специализированный перечень ГМО, в отношении которых на основании международных правил и критериев оценки безопасности для здоровья человека и животных сделан вывод о возможности их использования в качестве пищевых продуктов и / или кормов, и / или их источников ;
оборот - перемещение (транспортировка) или хранение и любые действия, связанные с переходом права собственности или владения, включая продажу, обмен или дарение;
арбитражные испытания ГМО - лабораторные исследования, проводимые по требованию лица, оспаривает результаты предварительного лабораторного исследования;
референтные образцы ГМО - эталонный (референтный) материал ГМО, значения свойств которого достаточно однородным и пригодным, чтобы оценивать метод измерения устанавливать определенные свойства материала;
целевой таксон - обособленная группа организмов, в которую входят ГМО, которые родственны между собой общностью признаков и свойств, в результате чего таким организмам может быть присвоена ранг;
трансформационный событие - изменение генетического материала организма с помощью искусственных приемов переноса генов, которые не происходят в естественных условиях.
Законодательство Украины в сфере генетически-инженерной деятельности и обращения с ГМО состоит из настоящего Закона, других законодательных актов Украины, которые выдаются в соответствии с ним, а также соответствующих международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Основными принципами государственной политики в области генетически-инженерной деятельности и обращения с ГМО:
приоритетность сохранения здоровья человека и охраны окружающей среды по сравнению с получением экономических преимуществ от применения ГМО;
обеспечение мероприятий по соблюдению биологической и генетической безопасности при создании, исследовании и практическом использовании ГМО в хозяйственных целях;
контроль за ввозом на таможенную территорию Украины ГМО и продукции, полученной с их использованием, их регистрацией и оборотом;
общедоступность информации о потенциальных рисках от применения ГМО, которые предполагается использовать в открытой системе, и меры по соблюдению биологической и генетической безопасности;
государственная поддержка генетически инженерных исследований и научных и практических разработок в области биологической и генетической безопасности при создании, исследовании и практическом использовании ГМО в хозяйственных целях.
Задачами настоящего Закона являются:
охрана здоровья человека и окружающей среды при осуществлении генетически-инженерной деятельности и обращении с ГМО;
обеспечение права граждан на безопасное использование ГМО;
создание условий для безопасного практического использования ГМО в хозяйственных целях;
определение прав и обязанностей субъектов регулирования при обращении с ГМО и установление их ответственности за нарушение законодательства;
защита граждан в случае причинения вреда их здоровью в результате потребления ГМО;
установление правовых основ международного сотрудничества в области генетически-инженерной деятельности и обращения с ГМО.
Положения настоящего Закона применяются на территории Украины к юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность, связанную с обращением с ГМО. Юридические и физические лица Украины и других государств, а также лица без гражданства равны в своих правах и обязанностях, определенных этим Законом.
Если международным договором Украины, указанным в статье 2 настоящего Закона, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Регулированию этим Законом подлежат:
генетически-инженерная деятельность, осуществляемая в замкнутой системе;
генетически-инженерная деятельность, осуществляемая в открытой системе;
государственная регистрация ГМО;
введение в оборот и дальнейшее обращение ГМО и продукции, произведенной с их использованием;
экспорт, импорт и транзит ГМО.
Выполнение этого Закона обеспечивают центральные органы исполнительной власти и научно-методологический центр по вопросам испытаний ГМО в пределах своих полномочий и в порядке, предусмотренном законодательством Украины.
Кабинет Министров Украины:
обеспечивает государственное регулирование и контроль в сфере обращения с ГМО и генетически-инженерной деятельности;
обеспечивает осуществление мероприятий по государственной поддержке генетически-инженерной деятельности;
направляет и координирует работу центральных органов исполнительной власти и других органов исполнительной власти в области обращения с ГМО и генетически-инженерной деятельности;
организует международное сотрудничество с целью обеспечения безопасного обращения с ГМО и развития научных знаний в этой области;
утверждает порядок государственной регистрации ГМО;
утверждает порядок ввоза ГМО источников пищевых продуктов;
утверждает порядок предоставления разрешения на транзитное перемещение ГМО через территорию Украины;
{Абзац девятый части первой статьи 7 исключен на основании Закона N 222-VIII от 02.03.2015}
утверждает порядок проведения государственной апробации (испытаний) ГМО в открытой системе и получения разрешения на их проведение;
утверждает критерии безопасности обращения с ГМО в замкнутой системе;
определяет по представлению Национальной академии наук Украины научное учреждение, уполномоченное на выполнение функций научно-методологического центра по вопросам испытаний ГМО;
определяет функции научно-методологического центра по вопросам испытаний ГМО.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере образования и науки:
обеспечивает развитие научного и научно-технического потенциала в области генетически-инженерной деятельности;
{Абзац третий статьи 8 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
разрабатывает критерии безопасности обращения с ГМО и генетически-инженерной деятельности в замкнутых системах;
разрабатывает и совершенствует систему контроля за соблюдением правил безопасности генетически-инженерной деятельности.
{Абзац шестой статьи 8 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
{Абзац седьмой статьи 8 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
{Статья 8-1 исключена на основании Закона N 222-VIII от 02.03.2015}
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере интеллектуальной собственности, обеспечивает защиту международных и национальных патентов и других видов интеллектуальной собственности в области обращения с ГМО, генетической инженерии и генетически-инженерной деятельности.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды:
обеспечивает оценку влияния на окружающую среду ГМО, предназначенных для использования в открытой системе;
{Абзац третий статьи 9 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
осуществляет государственную регистрацию средств защиты растений, полученных с использованием ГМО;
{Абзац пятый статьи 9 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
предоставляет разрешения на высвобождение ГМО в открытой системе.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, на основе научных принципов и международного опыта разрабатывает критерии оценки риска потенциального влияния ГМО на окружающую среду.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением мер биологической и генетической безопасности относительно биологических объектов природной среды при создании, исследования и практического использования ГМО в открытой системе.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере здравоохранения:
на основе научных принципов и международного опыта разрабатывает критерии оценки риска потенциального влияния на здоровье человека ГМО и продукции, полученной с использованием ГМО, в том числе пищевых продуктов;
{Абзац третий статьи 10 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
{Абзац четвертый статьи 10 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
{Абзац пятый статьи 10 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
{Абзац шестой статьи 10 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
утверждает перечень пищевых продуктов, относительно которых осуществляется контроль содержания ГМО и перечень соответствующих методик детекции и идентификации ГМО.
{Абзац восьмой статьи 10 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
{Статья 10-1 исключена на основании Закона N 1602-VII от 22.07.2014}
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения:
осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением мер биологической и генетической безопасности применительно к человеку при создании, исследования и практического использования ГМО в открытой системе;
осуществляет государственную санитарно-эпидемиологическую экспертизу ГМО, используемых в открытых системах, для обоснования заключения об их биологической и генетической безопасности относительно человека с целью их государственной регистрации.
{Абзац четвертый статьи 10-2 исключена на основании Закона N 1602-VII от 22.07.2014}
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере ветеринарной медицины, безопасности пищевых продуктов:
осуществляет нормативно-правовое обеспечение в сфере надзора (контроля) за:
{Абзац третий статьи 11 исключен на основании Закона N 1602-VII от 22.07.2014}
соблюдением мер биологической и генетической безопасности относительно сельскохозяйственных растений при создании, исследования и практического использования ГМО в открытых системах на предприятиях, в учреждениях и организациях агропромышленного комплекса независимо от их подчинения и формы собственности;
{Абзац пятый статьи 11 исключен на основании Закона N 1602-VII от 22.07.2014}
обеспечивает государственную апробацию (испытание) и государственной регистрации созданных на основе ГМО сортов сельскохозяйственных растений, пород животных, микробиологических сельскохозяйственных препаратов.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере безопасности пищевых продуктов:
осуществляет государственную регистрацию ГМО источников пищевых продуктов, кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов,
утверждает перечень соответствующих методик детекции и идентификации ГМО;
{Абзац четвертый статьи 111 исключено на основании Закона N 1602-VII от 22.07.2014}
проводит мониторинг кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов, полученных с использованием ГМО, по критерию наличия в них зарегистрированных ГМО источников;
уполномочивает аккредитованные лаборатории на проведение мониторинга кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов, полученных с использованием ГМО, по критерию наличия в них зарегистрированных ГМО источников.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, организует и осуществляет государственный надзор (контроль) за соблюдением мер биологической и генетической безопасности относительно сельскохозяйственных растений при создании, исследования и практического использования ГМО в открытых системах на предприятиях, в учреждениях и организациях агропромышленного комплекса независимо от их подчинения и формы собственности.
{Часть первая статьи 12 исключен на основании Закона N 222-VIII от 02.03.2015}
{Часть вторая статьи 12 исключен на основании Закона N 222-VIII от 02.03.2015}
{Часть третья статьи 12 исключен на основании Закона N 222-VIII от 02.03.2015}
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие генетически-инженерной деятельности (далее - учреждения), создают при учреждении Комиссию по биологической и генетической безопасности проведения генетически инженерных работ (далее - Комиссия). Задачей Комиссии является проведение предварительной оценки риска при планировании и подготовке генетически инженерных работ.
Типовое Положение о Комиссии по биологической и генетической безопасности проведения генетически инженерных работ утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования и науки.
В случаях, когда генетически-инженерная деятельность осуществляется физическими лицами или численный состав учреждения не позволяет сформировать Комиссию при учреждении, то такие лица или учреждения прикрепляются к одной из существующих комиссий по позгодженням с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере образования и науки .
Генетически модифицированные организмы, используемых в открытой системе, должны соответствовать требованиям биологической и генетической безопасности при условии соблюдения предусмотренной технологии использования.
Обязательным условием использования ГМО в открытой системе является наличие методов и методик их идентификации, разработанных по международным стандартам и утвержденных в установленном порядке в Украине.
Запрещается высвобождения в окружающую среду ГМО без оценки воздействия на окружающую среду и до их государственной регистрации.
К государственной регистрации высвобождение в окружающую среду ГМО возможно только с целью государственной апробации (испытаний). Проведение государственной апробации (испытаний) ГМО в открытой системе осуществляется исключительно на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды. Разрешение выдается однократно на проведение государственной апробации (испытаний) конкретно определенного ГМО.
Порядок получения такого разрешения и его форма утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды. В разрешении указываются конкретные условия и сроки проведения государственной апробации (испытаний) ГМО.
Разрешение на проведение государственных апробаций (испытаний) ГМО в открытой системе может быть отменено в случаях получения научно обоснованной информации, которая может привести к переоценке риска влияния ГМО на здоровье человека и окружающую природную среду в сторону его повышения, а также нарушение условий разрешения .
Государственной регистрации ГМО и продукции, произведенной с их применением, осуществляют центральные органы исполнительной власти в соответствии с полномочиями, изложенных в статьях 8 - 11-2 настоящего Закона.
Центральные органы исполнительной власти ведут Государственные реестры ГМО размещают их на своих официальных сайтах и регулярно публикуют в средствах массовой информации.
Продукция, регистрируется в государственных реестрах ГМО:
сорта сельскохозяйственных растений и породы животных, созданные на основе ГМО;
{Абзац третий части третьей статьи 14 исключен на основании Закона N 1602-VII от 22.07.2014}
ГМО источники пищевых продуктов;
ГМО источники кормов.
Государственная регистрация осуществляется сроком на пять лет на безвозмездной основе. Перерегистрация осуществляется в том же порядке, что и регистрация.
Срок рассмотрения регистрационных документов не может превышать 120 дней со дня их подачи, включая сроки проведения соответствующих экспертиз.
Размер тарифов на проведение экспертиз, которые являются основанием для государственной регистрации ГМО, утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению соответствующего центрального органа исполнительной власти.
В государственной регистрации ГМО может быть отказано в случае получения научно обоснованной информации об их опасности для здоровья человека или окружающей природной среды при использовании по целевому назначению.
К генетически модифицированным сортам растений могут быть применены ограничения по их выращиванию на землях, перечень которых определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Запрещается промышленное производство и введение в оборот ГМО, а также продукции, произведенной с применением ГМО, до их государственной регистрации.
Субъекты хозяйствования, которые впервые вводят в оборот продукцию, содержащую ГМО или полученная с их использованием, составляют в произвольной форме письменную декларацию, в которой в обязательном порядке указываются сведения о субъекте хозяйствования, указывается информация, что такая продукция содержит ГМО или полученная с их использованием, а также приводится номер такой продукции в Государственном реестре ГМО.
Субъекты хозяйствования во время проведения всех операций по передаче продукции, содержащей ГМО или полученная с их использованием, обеспечивают предоставление субъектам хозяйствования, которым они передают такую продукцию, копии декларации, указанной в части второй настоящей статьи.
Субъекты хозяйствования обязаны хранить в течение пяти лет со дня передачи продукции, содержащей ГМО или полученная с их использованием, декларацию, указанную в части второй настоящей статьи, или его копию, а также документацию, которая позволяет идентифицировать:
предприятия, который передал им соответствующую продукцию;
предприятия, которому они передали соответствующую продукцию.
С целью осуществления государственного контроля за оборотом ГМО и продукции, полученной с использованием ГМО, центральные органы исполнительной власти, ответственные за выполнение этого закона, создают по соответствующим направлениям сеть испытательных лабораторий по определению содержания ГМО в продукции.
Положения о сети испытательных лабораторий по определению содержания ГМО в продукции (700-2013-п) утверждается Кабинетом Министров Украины.
Научно-методическая координация деятельности испытательных лабораторий по определению содержания ГМО в продукции осуществляется научно-методологическим центром по вопросам испытаний ГМО.
Научно-методологический центр по вопросам испытаний ГМО является государственным научным учреждением, которое:
обеспечивает получение и подготовку референтных образцов ГМО и образцов контрольных целевых таксонов с целью создания их коллекции, а также их хранение, содержание и предоставление испытательным лабораториям для использования в их деятельности;
обеспечивает проведение межлабораторного сравнения результатов исследования продукции для определения в ней содержания ГМО;
осуществляет тестирование и аттестацию в установленном порядке методик идентификации ГМО, дает оценку эффективности таких методик, включая отбор образцов (проб) и идентификацию трансформационных событий;
проводит арбитражные испытания ГМО по требованию лица, оспаривает результаты предварительных испытаний ГМО.
Положение о научно-методологический центр по вопросам испытаний ГМО утверждается Кабинетом Министров Украины.
Запрещается ввоз на таможенную территорию Украины ГМО, а также продукции, произведенной с применением ГМО, до их государственной регистрации, за исключением тех, которые предназначены для научно-исследовательских целей или государственных апробаций (испытаний).
{Часть вторая статьи 16 исключен на основании Закона N 1193-VII от 09.04.2014}
Разрешение на ввоз продукции, полученной с использованием ГМО, предназначенной для научно-исследовательских целей, предоставляется центральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, предусмотренных статьями 8 - 11-2 настоящего Закона, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Ввоз пищевых продуктов, косметических средств, лекарственных средств, кормовых добавок и ветеринарных препаратов, содержащих ГМО или полученных с их использованием, для непосредственного употребления по назначению возможно только при условии государственной регистрации соответствующих ГМО источников и перечисленной в этой части продукции.
Порядок такого ввоза устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Разрешение на транзитное перемещение незарегистрированных в Украине ГМО предоставляется центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Центральные органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями, предусмотренных статьями 8 - 11-2 этого Закона, вносят в единый государственный информационного веб-портала "Единое окно для международной торговли" в форме электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью, предоставленные разрешения и информацию о государственной регистрации ГМО , а также продукции, произведенной с применением ГМО, в день выдачи таких разрешений или регистрации ГМО, а также продукции, произведенной с применением ГМО.
Органы доходов и сборов осуществляют таможенные формальности, необходимые для выпуска в соответствующий таможенный режим ГМО, на основании соответствующих разрешений или информации о государственной регистрации ГМО, а также продукции, произведенной с применением ГМО, полученных от соответствующих центральных органов исполнительной власти с использованием механизма "единого окна "согласно Таможенного кодекса Украины.
Транспортировка и хранение ГМО должно предусматривать осуществление комплекса мероприятий, предупреждающих неконтролируемое высвобождение ГМО в окружающую среду.
Учетная материал ГМО, полученный при испытаниях, непригодные или запрещенные к использованию ГМО, а также тара от них, подлежат утилизации, уничтожению и обезвреживанию в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования и науки, и центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Положения настоящей статьи не относятся ГМО пищевых продуктов и кормов, зарегистрированных в соответствии с требованиями статьи 14 настоящего Закона.
Нарушение требований настоящего Закона и принятых на его основе нормативно-правовых актов влечет за собой гражданскую, административную, дисциплинарную или уголовную ответственность в соответствии с законом.
Ответственность несут лица, виновные в:
сокрытии или искажении информации, что могло повлечь или повлекло угрозу жизни и здоровью человека или окружающей среде;
несоблюдении или нарушении требований стандартов, регламентов, санитарных норм и правил использования, транспортировки, хранения, реализации ГМО;
использовании незарегистрированных ГМО или продукции, полученной с их использованием (за исключением научно-исследовательских целей);
нарушении правил утилизации и уничтожения ГМО;
невыполнении законных требований должностных лиц, осуществляющих государственный надзор и контроль.
Законом может быть установлена ответственность и за другие виды нарушений законодательства Украины в области генетически-инженерной деятельности.
Разрешения на ввоз продукции, полученной с использованием ГМО, предназначенной для научно-исследовательских целей; на транзитное перемещение не зарегистрированных в Украине ГМО; на высвобождение ГМО в открытой системе предоставляются на бесплатной основе центральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, предусмотренных статьями 8 - 11-2 настоящего Закона, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
В выдаче разрешения может быть отказано в случае получения научно обоснованной информации об их опасности для здоровья человека или окружающей природной среды при использовании по целевому назначению.
Срок рассмотрения документов для выдачи разрешения не может превышать 45 дней со дня их подачи, включая сроки проведения соответствующих экспертиз.
Размер тарифов на проведение экспертиз, которые являются основанием для выдачи указанных документов, утверждается Кабинетом Министров Украины по представлению соответствующего центрального органа исполнительной власти.
Информация об обращении с ГМО является открытой и общедоступной, кроме информации, отнесенной в соответствии с законом к информации с ограниченным доступом.
Информация о потенциального влияния ГМО на здоровье человека и окружающую природную среду не может быть отнесена к информации с ограниченным доступом.
Украина заключает международные договоры, принимает участие в международном обмене информацией с целью дальнейшего развития и укрепления международного сотрудничества в области биологической и генетической безопасности при осуществлении генетически-инженерной деятельности и обращении с ГМО в соответствии с действующим законодательством.
Закон вступает в силу со дня его опубликования.
Кабинету Министров Украины:
подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законы Украины в связи с принятием настоящего Закона;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.