Закон Украины О национальной безопасности Украины

Настоящий Закон в соответствии со статьями 1, 2, 17, 18 и 92 Конституции Украины определяет основы и принципы национальной безопасности и обороны, цели и основные принципы государственной политики, гарантировать обществу и каждому гражданину защиту от угроз.

Этим Законом определяются и разграничиваются полномочия государственных органов в сферах национальной безопасности и обороны, создается основа для интеграции политики и процедур органов государственной власти, других государственных органов, функции которых касаются национальной безопасности и обороны, сил безопасности и сил обороны, определяется система командования, контроля и координации операций сил безопасности и сил обороны, вводится всеобъемлющий подход к планированию в сферах национальной безопасности и обороны, обеспечивая таким образом демократического гражданского контроль над органами и формированиями сектора безопасности и обороны.



Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение терминов

1. Приведенные в настоящем Законе термины употребляются в таком значении:

1) военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с двусторонним применением военной силы; основными видами военного конфликта является война и вооруженный конфликт;

2) военная безопасность - защищенность государственного суверенитета, территориальной целостности и демократического конституционного строя и других жизненно важных национальных интересов от военных угроз;

3) общественная безопасность и порядок - защищенность жизненно важных для общества и личности интересов, прав и свобод человека и гражданина, обеспечение которых является приоритетной задачей деятельности сил безопасности, других государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц и общественности, которые осуществляют согласованные меры по реализации и защиты национальных интересов от воздействия угроз;

4) государственная безопасность - защищенность государственного суверенитета, территориальной целостности и демократического конституционного строя и других жизненно важных национальных интересов от реальных и потенциальных угроз невоенного характера;

5) демократический гражданский контроль - комплекс осуществляемых в соответствии с Конституцией и законами Украины правовых, организационных, информационных, кадровых и других мероприятий для обеспечения верховенства права, законности, подотчетности, прозрачности органов сектора безопасности и обороны и других органов, деятельность которых связана с ограничением в определенных законом случаях прав и свобод человека, содействие их эффективной деятельности и выполнению возложенных на них функций, укреплению национальной безопасности Украины;

6) угрозы национальной безопасности Украины - явления, тенденции и факторы, которые делают невозможным или затрудняющих или могут исключить или затруднить реализацию национальных интересов и сохранения национальных ценностей Украины;

7) вооруженный конфликт - вооруженное столкновение между государствами (международный вооруженный конфликт, вооруженный конфликт на государственной границе) или между враждующими сторонами в пределах территории одного государства, как правило, при поддержке извне (внутренний вооруженный конфликт)

8) комплексный обзор сектора безопасности и обороны - процедура оценки состояния и готовности составляющих сектора безопасности и обороны к выполнению задач по назначению, по результатам которой разрабатываются и уточняются концептуальные документы развития составляющих сектора безопасности и обороны и определяются меры, направленные на достижение ими необходимых возможностей в выполнению задач по назначению в текущих и прогнозируемых условиях среды безопасности;

9) национальная безопасность Украины - защищенность государственного суверенитета, территориальной целостности, демократического конституционного строя и других национальных интересов Украины от реальных и потенциальных угроз;

10) национальные интересы Украины - жизненно важные интересы человека, общества и государства, реализация которых обеспечивает государственный суверенитет Украины, ее прогрессивный демократическое развитие, а также безопасные условия жизнедеятельности и благосостояние ее граждан;

11) оборонительный обзор - процедура оценки состояния и готовности сил обороны к выполнению задач по обороне Украины, состояния их кадрового, финансового, материально-технического и других видов обеспечения;

12) оборонное планирование - составная часть системы государственного стратегического планирования, осуществляется с целью обеспечения обороноспособности государства путем определения приоритетов и направлений развития сил обороны, их возможностей, вооружения и военной техники, инфраструктуры, подготовки войск (сил), а также разработка соответствующих концепций, программ и планов с учетом реальных и потенциальных угроз в военной сфере и финансово-экономических возможностей государства;

13) оборонно-промышленный комплекс Украины - совокупность органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций промышленности и науки, разрабатывают, производят, модернизируют и утилизируют продукцию военного назначения, оказывающих услуги в интересах обороны для оснащения и материального обеспечения сил безопасности и сил обороны, а также осуществляют поставку товаров военного назначения и двойного использования, оказания услуг военного назначения во время выполнения мероприятий военно-технического сотрудничества Украинская ны с другими государствами;

14) обзор оборонно-промышленного комплекса Украины - процедура оценки состояния и готовности оборонно-промышленного комплекса относительно удовлетворения потребности сектора безопасности и обороны в вооружении, военной и специальной технике;

15) планирование в сфере национальной безопасности - функция государственного управления по определению приоритетов, задач и мероприятий по обеспечению национальной безопасности Украины, сбалансированного развития составляющих сектора безопасности и обороны на основе оценки безопасности обстановки и с учетом финансово-экономических возможностей государства;

16) сектор безопасности и обороны - система органов государственной власти, Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, правоохранительных и разведывательных органов, государственных органов специального назначения с правоохранительными функциями, сил гражданской защиты, оборонно-промышленного комплекса Украины, деятельность которых находится под демократическим гражданским контролем и в соответствии с Конституцией и законами Украины по функциональному назначению направлена ​​на защиту национальных интересов Украины от угроз , А также граждане и общественные объединения, добровольно участвующих в обеспечении национальной безопасности Украины;

17) силы безопасности - правоохранительные и разведывательные органы, государственные органы специального назначения с правоохранительными функциями, силы гражданской защиты и другие органы, на которые Конституцией и законами Украины возложены функции по обеспечению национальной безопасности Украины;

18) силы обороны - Вооруженные Силы Украины, а также другие образованные в соответствии с законами Украины военные формирования, правоохранительные и разведывательные органы, органы специального назначения с правоохранительными функциями, которые Конституцией и законами Украины возложены функции по обеспечению обороны государства;

19) Стратегия национальной безопасности Украины - документ, определяющий актуальные угрозы национальной безопасности Украины и соответствующие цели, задачи, механизмы защиты национальных интересов Украины и является основой для планирования и реализации государственной политики в сфере национальной безопасности;

20) Стратегия военной безопасности Украины - документ, в котором излагается система взглядов на причины возникновения, сущность и характер современных военных конфликтов, принципы и пути предотвращения их возникновения, подготовку государства к возможному военному конфликту, а также на применение военной силы для защиты государственного суверенитета, территориальной целостности, других жизненно важных национальных интересов;

21) Стратегия кибербезопасности Украины - документ долгосрочного планирования, определяет угрозы кибербезопасности Украины, приоритеты и направления обеспечения кибербезопасности Украины с целью создания условий для безопасного функционирования киберпространства, его использование в интересах личности, общества и государства;

22) Стратегический оборонный бюллетень Украины - документ оборонного планирования, разрабатывается по результатам оборонного обзора и определяет основные направления реализации военной политики Украины, стратегические цели развития и ожидаемые результаты их достижения с учетом актуальных военно-политических угроз и вызовов

23) Стратегия общественной безопасности и защиты Украины - документ долгосрочного планирования, разрабатывается на основе Стратегии национальной безопасности Украины по результатам осмотра общественной безопасности и защиты и определяет направления государственной политики по обеспечению защищенности жизненно важных для государства, общества и личности интересов, прав и свобод человека и гражданина, цели и ожидаемые результаты их достижения с учетом актуальных угроз;

24) Стратегия развития оборонно-промышленного комплекса Украины - документ, разрабатываемый по результатам осмотра оборонно-промышленного комплекса Украины и определяет приоритетные направления государственной военно-промышленной политики, цели реформы оборонно-промышленного комплекса и ожидаемые результаты их достижения с учетом актуальных военно-политических угроз и вызовов.

2. Другие термины в настоящем Законе употребляются в значении, приведенном в других законах Украины.



Раздел II
ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
Статья 2. Правовая основа государственной политики в сферах национальной безопасности и обороны

1. Правовую основу государственной политики в сферах национальной безопасности и обороны составляют Конституция Украины, этот и другие законы Украины, международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, а также изданные во исполнение Конституции и законов Украины другие нормативно-правовые акты .



Статья 3. Принципы государственной политики в сферах национальной безопасности и обороны

1. Государственная политика в сфере национальной безопасности и обороны направлена ​​на защиту: человека и гражданина - их жизни и достоинства, конституционных прав и свобод, безопасных условий жизнедеятельности; общества - его демократических ценностей, благополучия и условий для устойчивого развития; государства - его конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности; территории, окружающей природной среды - от чрезвычайных ситуаций.

2. Основными принципами, определяющими порядок формирования государственной политики в сферах национальной безопасности и обороны, являются:

1) верховенство права, подотчетность, законность, прозрачность и соблюдение принципов демократического гражданского контроля за функционированием сектора безопасности и обороны и применением силы;

2) соблюдение норм международного права, участие в интересах Украины в международных усилиях по поддержанию мира и безопасности, межгосударственных системах и механизмах международной коллективной безопасности;

3) развитие сектора безопасности и обороны как основного инструмента реализации государственной политики в сферах национальной безопасности и обороны.

3. Фундаментальными национальными интересами Украины являются:

1) государственный суверенитет и территориальная целостность, демократический конституционный строй, недопущение вмешательства во внутренние дела Украины;

2) устойчивое развитие национальной экономики, гражданского общества и государства для обеспечения роста уровня и качества жизни населения;

3) интеграция Украины в европейское политическое, экономическое, безопасное, правовое пространство, членства в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора, развитие равноправных взаимовыгодных отношений с другими государствами.

4. Государственная политика в сфере национальной безопасности и обороны направляется на обеспечение военной, внешнеполитической, государственной, экономической, информационной, экологической безопасности, кибербезопасности Украины и др.

5. Угрозы национальной безопасности Украины и соответствующие приоритеты государственной политики в сферах национальной безопасности и обороны определяются в Стратегии национальной безопасности Украины, Стратегии военной безопасности Украины, Стратегии кибербезопасности Украины, других документах по вопросам национальной безопасности и обороны, которые одобряются Советом национальной безопасности и обороны Украины и утверждаются указами Президента Украины.



Раздел III
ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ
Статья 4. Основы демократического гражданского контроля

1. В пределах полномочий, предоставленных в соответствии с Конституцией Украины, сектор безопасности и обороны подлежит демократическом гражданском контроля (далее - гражданский контроль).

Система гражданского контроля состоит из контроля, осуществляемого Президентом Украины; контроля, осуществляемого Верховной Радой Украины; контроля, осуществляемого Советом национальной безопасности и обороны Украины; контроля, осуществляется Кабинетом Министров Украины, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; судебного контроля; общественного контроля.

2. Гражданский контроль осуществляется на принципах верховенства права, законности, подотчетности, прозрачности, эффективности и результативности.

3. Прозрачность предполагает полное раскрытие финансовой информации относительно функционирования сектора безопасности и обороны с целью обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов с учетом требований Закона Украины "О государственной тайне".

4. Предметом гражданского контроля являются:

1) соблюдение требований Конституции и законов Украины в деятельности органов сектора безопасности и обороны, недопущения их использования для узурпации власти, нарушения прав и свобод человека и гражданина;

2) содержание и состояние реализации стратегий, доктрин, концепций, государственных программ и планов в сферах национальной безопасности и обороны;

3) состояние правопорядка в органах сектора безопасности и обороны, их укомплектованность, оснащенность современным вооружением, военной и специальной техникой, обеспеченность необходимыми запасами материальных средств и готовность к выполнению задач по назначению в мирное время и в особый период;

4) эффективность использования ресурсов, в частности бюджетных средств, органами сектора безопасности и обороны.



Статья 5. Контроль, осуществляемый Президентом Украины

1. В соответствии со статьями 106 и 107 Конституции Украины Президент Украины осуществляет контроль над сектором безопасности и обороны как непосредственно, так и через возглавляемую им Совет национальной безопасности и обороны Украины и создаваемые им в случае необходимости консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы и службы.

2. Совет национальной безопасности и обороны Украины осуществляет контроль над сектором безопасности и обороны на основании статьи 107 Конституции Украины в порядке и в пределах компетенции, определенных Законом Украины "О Совете национальной безопасности и обороны Украины".

Контроль за выполнением решений Совета национальной безопасности и обороны Украины осуществляет Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины.

3. Совет национальной безопасности и обороны Украины информирует общественность о своей деятельности через официальный сайт Совета национальной безопасности и обороны Украины и через средства массовой информации.



Статья 6. Контроль, осуществляемый Верховной Радой Украины

1. Верховная Рада Украины в соответствии со статьей 85 Конституции Украины осуществляет парламентский контроль и принимает законы Украины, которые определяют и регулируют деятельность органов сектора безопасности и обороны и их полномочия, а также утверждает соответствующие бюджетные ассигнования и принимает решение по отчету об их использовании.

2. Верховная Рада Украины в соответствии со статьей 89 Конституции Украины создает комитеты Верховной Рады Украины, в полномочия которых входит, в частности, обеспечение контроля за деятельностью органов сектора безопасности и обороны.

С целью обеспечения неуклонного и безусловного соблюдения государственными органами специального назначения с правоохранительными функциями, правоохранительными органами, правоохранительными органами специального назначения и разведывательными органами требований Конституции Украины относительно обеспечения национальной безопасности создается комитет Верховной Рады Украины, к полномочиям которого относится обеспечение контрольных функций Верховной Рады Украины за деятельностью этих органов. Задачи и полномочия этого комитета Верховной Рады Украины определяются законом.

3. Для изучения, подготовки и предварительного рассмотрения отдельных вопросов в сферах национальной безопасности и обороны, а также деятельности сектора безопасности и обороны Верховная Рада Украины в пределах своих полномочий может создавать временные специальные комиссии, а для проведения расследования по вопросам, представляющим общественный интерес, - временные следственные комиссии, которые действуют в порядке, установленном законом.

4. В соответствии со статьей 101 Конституции Украины парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, полномочия которого определяются законом.

5. Кабинетом Министров Украины, Службой безопасности Украины, Управлением государственной охраны Украины подаются в Верховную Раду Украины ежегодные письменные отчеты о деятельности составляющих сектора безопасности и обороны.

6. В случае необходимости Верховная Рада Украины может проводить в соответствии с Регламентом Верховной Рады Украины, утвержденного Законом Украины "О Регламенте Верховной Рады Украины", парламентские слушания по вопросам национальной безопасности и обороны, представляющим общественный интерес и требуют законодательного урегулирования.

7. Верховная Рада Украины в соответствии с Регламентом Верховной Рады Украины, утвержденного Законом Украины "О Регламенте Верховной Рады Украины", может официально пригласить или требовать присутствия на пленарном заседании Верховной Рады Украины для заслушивания должностных или служебных лиц органов сектора безопасности и обороны.



Статья 7. Контроль, осуществляемый Кабинетом Министров Украины

1. Кабинет Министров Украины в соответствии со статьями 113, 116, 117 Конституции и законов Украины осуществляет контроль за соблюдением законодательства и реализацией государственной политики в сферах национальной безопасности и обороны, отчитывается по этим вопросам перед Президентом Украины и Верховной Радой Украины.

2. Кабинет Министров Украины обеспечивает гражданский контроль за деятельностью Вооруженных Сил Украины, Государственной специальной службы транспорта, Национальной полиции Украины, Национальной гвардии Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, Государственной миграционной службы Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, других органов исполнительной власти, входящих в сектора безопасности и обороны Украины.

3. Центральные органы исполнительной власти, имеющие в подчинении образованные в соответствии с законами Украины военные формирования, разведывательные и правоохранительные органы:

1) обеспечивают гражданский контроль в пределах своих полномочий;

2) создают необходимые условия для осуществления другими субъектами гражданского контроля предусмотренных законами полномочий;

3) обеспечивают объективное и своевременное информирование Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Совета национальной безопасности и обороны Украины о состоянии дел в подчиненных органах сектора безопасности и обороны;

4) информируют по этим вопросам общественность в порядке, определенном этим и другими законами Украины.



Статья 8. Контроль Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

1. Верховная Рада Автономной Республики Крым и Совет министров Автономной Республики Крым обеспечивают на территории Автономной Республики Крым осуществления гражданского контроля за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, должностными (должностными) лицами и гражданами законов Украины, других нормативно-правовых актов по вопросам национальной безопасности и обороны, информируют по этим вопросам общественность в порядке, определенном этим и другими законами Украины.

2. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Украины:

1) заслушивают при необходимости докладе должностных лиц правоохранительных органов, находящихся на соответствующей территории, о выполнении требований законодательства по обеспечению общественной безопасности и правопорядка;

2) контролируют состояние допризывной подготовки и отбора граждан на военную службу, правовой и социальной защиты граждан, которые должны быть призваны на военную службу, находятся на военной службе, уволенных в запас или отставку, участников боевых действий и членов их семей;

3) взаимодействуют с органами военного управления при планировании и проведении (в условиях присутствия гражданского населения) потенциально опасных мероприятий с участием личного состава Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований и правоохранительных органов с использованием вооружения и военной техники с целью предотвращения и недопущения чрезвычайных ситуаций, а также ликвидации их последствий;

4) информируют общественность, в частности через средства массовой информации, о своей деятельности в выполнении задач, связанных с обеспечением национальной безопасности и обороны.

Для осуществления гражданского контроля органы местного самоуправления могут образовывать депутатские комиссии, а в местных органах исполнительной власти могут создаваться соответствующие подразделения.



Статья 9. Судебный контроль

1. Решения, действия или бездействие органов государственной власти, должностных и служебных лиц могут быть обжалованы в суде.

2. Контроль за исполнением судебных решений осуществляют суды.



Статья 10. Общественный контроль

1. Граждане Украины принимают участие в осуществлении гражданского контроля через общественные объединения, членами которых они являются, через депутатов местных советов, лично путем обращения к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека или в государственные органы в порядке, установленном Конституцией Украины, Законом Украины "Об общественных объединениях" и другими законами Украины. Сфера общественного контроля может быть ограничена исключительно Законом Украины "О государственной тайне".

2. Общественным объединениям, зарегистрированным в установленном законом порядке, гарантируется в соответствии с Конституцией и законоами Украины, а также уставных положений возможность:

1) получать в установленном порядке от государственных органов, в частности от руководителей составляющих сектора безопасности и обороны, информацию по вопросам деятельности составляющих сектора безопасности и обороны, кроме информации с ограниченным доступом;

2) осуществлять исследования по вопросам национальной безопасности и обороны, публично представить их результаты, создавать для этого общественные фонды, центры, коллективы экспертов и тому подобное;

3) проводить общественную экспертизу проектов законов, решений, программ, представлять свои выводы и предложения для рассмотрения соответствующим государственным органам;

4) участвовать в общественных дискуссиях и открытых парламентских слушаниях по вопросам деятельности и развития сектора безопасности и обороны, по правовой и социальной защиты военнослужащих и работников разведывательных и правоохранительных органов, в частности уволенных в запас или отставку, участников боевых действий и членов их семей.

3. Средства массовой информации, освещая вопросы национальной безопасности и обороны, информируют общество о состоянии защиты национальных интересов Украины.

4. С целью систематического информирования общества о деятельности сектора безопасности и обороны Украины, обеспечение обоснованности решений государственных органов по вопросам национальной безопасности и обороны, о состоянии выполнения мероприятий развития сектора безопасности и обороны периодически, но не реже чем раз в три года, органами сектора безопасности и обороны выдаются "Белые книги" или другие аналитические документы (обзоры, национальные доклады и т.д.).



Статья 11. Ответственность за нарушение законодательства о национальной безопасности Украины

1. Должностные лица, виновные в невыполнении или нарушении законодательства о национальной безопасности Украины, несут ответственность согласно закону.

2. Граждане, которые считают, что их права, свободы или законные интересы нарушены решениями, действиями, бездействием составляющих сектора безопасности и обороны или их должностных лиц, имеющих право обращаться в суд, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, использовать любые другие механизмы защиты прав и свобод, предусмотренных законодательством Украины.

3. Контроль за соблюдением законодательства при гражданского контроля осуществляется в порядке, определенном Конституцией и законами Украины.



Раздел IV
СЕКТОР БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ
Статья 12. Состав сектора безопасности и обороны

1. Сектор безопасности и обороны Украины состоит из четырех взаимосвязанных составляющих: силы безопасности; силы обороны; оборонно-промышленный комплекс; граждане и общественные объединения, добровольно участвующих в обеспечении национальной безопасности. Функции и полномочия составляющих сектора безопасности и обороны определяются законодательством Украины.

2. В состав сектора безопасности и обороны входят: Министерство обороны Украины, Вооруженные Силы Украины, Государственная специальная служба транспорта, Министерство внутренних дел Украины, Национальная гвардия Украины, Национальная полиция Украины, Государственная пограничная служба Украины, Государственная миграционная служба Украины, Государственная служба Украины по чрезвычайных ситуаций, служба безопасности Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины, Аппарат Совета национальной безопасности и обороны Украины, разведывательных органах Украины, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную военно-промышленную политику.

Другие государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют свои функции по обеспечению национальной безопасности во взаимодействии с органами, которые входят в состав сектора безопасности и обороны.



Статья 13. Руководство в сферах национальной безопасности и обороны

1. Руководство в сферах национальной безопасности и обороны в соответствии с Конституцией Украины осуществляет Президент Украины, который:

1) обеспечивает государственную независимость и национальную безопасность;

2) является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины, как Верховный Главнокомандующий издает приказы и директивы по вопросам обороны;

3) возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины, вводит в установленном порядке в действие ее решения;

4) издает указы и распоряжения по вопросам национальной безопасности и обороны, которые являются обязательными к исполнению на территории Украины, в частности указами Президента Украины утверждаются Стратегия национальной безопасности Украины, Стратегия военной безопасности Украины, другие стратегии, доктрины, концепции, которыми определяются актуальные угрозы национальной безопасности, основные направления и задачи государственной политики в сферах национальной безопасности и обороны, развития сектора безопасности и обороны;

5) обращается с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины;

6) реализует право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины относительно законодательного урегулирования вопросов национальной безопасности и обороны;

7) вносит в Верховную Раду Украины представление о назначении Министра обороны Украины;

8) вносит в Верховную Раду Украины представление о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Службы безопасности Украины;

9) назначает на должности и освобождает от должностей секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины и его заместителей;

10) назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины по представлению Министра обороны Украины, а также высшее командование других военных формирований по представлению руководителей органов центральной исполнительной власти, которым подчиняются соответствующие воинские формирования;

11) осуществляет общее руководство разведывательными органами Украины;

12) вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и в случае вооруженной агрессии против Украины принимает решение о применении Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований;

13) принимает в соответствии с законом решение о всеобщей или частичной мобилизации и введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины

14) принимает в случае необходимости решение о введении в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявляет в случае необходимости отдельные местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации с последующим утверждением этих решений Верховной Радой Украины;

15) присваивает высшие воинские звания и другие высшие специальные звания и классные чины;

16) осуществляет иные полномочия, определенные Конституцией Украины.



Статья 14. Координация в сферах национальной безопасности и обороны

1. Координацию в сферах национальной безопасности и обороны осуществляет Совет национальной безопасности и обороны Украины в соответствии со статьей 107 Конституции Украины и Закона Украины "О Совете национальной безопасности и обороны Украины".

2. В условиях военного или чрезвычайного положения, в особый период, а также в случае возникновения кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины, Совет национальной безопасности и обороны Украины координирует деятельность органов исполнительной власти, рассматривает предложения по применению в соответствии с законом специальных экономических и других ограничительных мер.

3. В случаях, предусмотренных законом, Совет национальной безопасности и обороны Украины подает на рассмотрение Президенту Украины предложения о создании высшего коллегиального стратегического органа военного руководства обороной государства в особый период. Предложения о создании этого органа и его персональный состав утверждаются решением Совета национальной безопасности и обороны Украины и вводятся в действие Указом Президента Украины.

Положение о высший коллегиальный стратегический орган военного руководства обороной государства в особый период утверждает Президент Украины.



Статья 15. Министерство обороны Украины

1. Министерство обороны Украины является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику по вопросам национальной безопасности в военной сфере, сферах обороны и военного строительства в мирное время и особый период.

2. К полномочиям Министерства обороны Украины относятся организация в силах обороны мероприятий оборонного планирования, определения основ военной, военной кадровой и военно-технической политики в сфере обороны, осуществление в установленном порядке координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по подготовке государства к обороне.

3. Положения о Министерстве обороны Украины утверждается Кабинетом Министров Украины.

4. Министерство обороны Украины является центральным органом исполнительной власти и военного управления, в подчинении которого находятся Вооруженные Силы Украины и Государственная специальная служба транспорта.

5. Министерство обороны Украины возглавляет Министр обороны Украины, который является членом Кабинета Министров Украины.

Министр обороны Украины подчиняется Президенту Украины как Верховному Главнокомандующему Вооруженных Сил Украины.

Министр обороны Украины подотчетен Верховной Раде Украины.

6. Министр обороны Украины по должности входит в состав Совета национальной безопасности и обороны Украины и отвечает за формирование государственной политики в сфере обороны, оборонное планирование, программный и ресурсный менеджмент, военную кадровую политику, эффективное и надлежащее использование оборонных ресурсов, всестороннее обеспечение жизнедеятельности, функционирования , развитие и применение Вооруженных Сил Украины.

7. Министр обороны Украины назначается на должность Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины из числа гражданских лиц.

8. Министр обороны Украины осуществляет руководство Министерством обороны Украины, военно-политическое и административное руководство Вооруженными Силами Украины непосредственно и через первого заместителя Министра обороны Украины, заместителей Министра обороны Украины, а также из-за Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины.

Первый заместитель Министра обороны Украины и заместители Министра обороны Украины назначаются на должности из числа гражданских лиц.



Статья 16. Вооруженные Силы Украины

1. Вооруженные Силы Украины является военным формированием, на которое в соответствии с Конституцией Украины возлагаются оборона Украины, защита ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности.

2. Вооруженные Силы Украины обеспечивают сдерживание и отпор вооруженной агрессии против Украины, охрану воздушного пространства государства и подводного пространства в пределах территориального моря Украины, в случаях, определенных законом, принимают участие в мероприятиях, направленных на борьбу с терроризмом.

3. Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины назначается на должность по представлению Министра обороны Украины и освобождается от должности Президентом Украины. Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины подчиняется Президенту Украины и Министру обороны Украины.

Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины отвечает за готовность к выполнению возложенных задач и за непосредственное военное руководство и управление применением Вооруженных Сил Украины, а также переданных в его подчинение сил и средств других составляющих сил обороны. Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины подотчетен Президенту Украины и Министру обороны Украины по вопросам достижения военно-стратегических целей в сфере обороны военными силами и средствами, а также поддержания возможностей этих сил и средств к применению.

Полномочия Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины утверждаются Президентом Украины.

4. Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины является главным органом военного управления по планированию обороны государства, стратегического планирования применения Вооруженных Сил Украины и определенных сил и средств других составляющих сил обороны, координации и контроля за выполнением задач в сфере обороны органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и силами обороны в пределах, определенных законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины в особый период выполняет функции стратегического руководства Вооруженными Силами Украины, другими составляющими сил обороны.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины с учетом предложений Командующего объединенных сил осуществляет планирование, координацию и контроль за подготовкой всех составляющих сил обороны с целью приобретения ими необходимых объединенных возможностей.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины возглавляет начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины по представлению Министра обороны Украины.

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Украины подчиняется Главнокомандующему Вооруженных Сил Украины и отвечает за выполнение задач и функций, возложенных на Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, в частности по определению требований к возможностей сил обороны, потребностей в ресурсах, необходимых для надлежащего выполнения задач Вооруженными Силами Украины и другими составляющими сил обороны, стратегического планирования применения и развития Вооруженных сил Украины, их технического оснащения, подготовки и всестороннего обеспечения.

Полномочия начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, основные задачи и порядок функционирования Генерального штаба Вооруженных Сил Украины определяются в положении, которое утверждается Президентом Украины.

5. В состав Вооруженных Сил Украины входят виды и отдельные рода войск (сил).

Командующие видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины подчиняются Главнокомандующему Вооруженных Сил Украины и отвечают за развитие подчиненных им войск (сил), их техническое оснащение и всестороннее обеспечение, подготовку и готовность к выполнению возложенных задач.

Командующие видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины осуществляют передачу определенного Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины комплекта боеспособных сил и средств Командующему объединенных сил, который осуществляет оперативный контроль за приобретением ими оперативных (боевых) возможностей и управления их применением.

Командующие видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины могут проводить операции с привлечением сил и средств соответствующего вида или отдельного рода войск (сил) и осуществлять управление силами и средствами в операциях, проводимых в мирное время вне утвержденными Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины пределами ответственности командующего объединенных сил.

В процессе организации подготовки подчиненных войск (сил) и обеспечение их вооружением, военной техникой, другими материально-техническими средствами командующие видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины разрабатывают соответствующие доктрины, установки, боевые уставы, оперативные и тактические стандарты подготовки к применению и ведения операций (боевых действий).

Командующие видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Украины по представлению Министра обороны Украины.

Полномочия командующих видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины, основные задачи и порядок функционирования командований видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины определяются в положениях, утверждаемых Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины.

6. Объединенный оперативный штаб Вооруженных Сил Украины является органом управления межвидовыми и межведомственными группировками войск (сил).

Организация, подготовка и всестороннее обеспечение Объединенного оперативного штаба Вооруженных Сил Украины должны обеспечивать управление войсками (силами) в операциях в течение длительного времени.

Объединенный оперативный штаб Вооруженных Сил Украины подчиняется командующему объединенных сил, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины по представлению Министра обороны Украины. Президент Украины может назначать командующего (командующих) объединенных сил для осуществления управления операциями на отдельных направлениях.

Командующий объединенных сил подчиняется Главнокомандующему Вооруженных Сил Украины и осуществляет через Объединенный оперативный штаб Вооруженных Сил Украины оперативный контроль за приобретением ими оперативных (боевых) возможностей, планирование применения и непосредственное управление объединенными силами и средствами Вооруженных Сил Украины, других составляющих сил обороны, которые переданы в его подчинение, а также национальным контингентом и национальным персоналом, участвующим в международных операциях по поддержанию мира и безопасности.

Командующие видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины, командующие (руководители) других военных формирований, от которых определен комплект сил и средств передан в состав объединенных сил, продолжают осуществлять укомплектование личным составом, вооружением, боеприпасами, военной и специальной техникой, другими материально-техническими средствами.

Командующий объединенных сил отвечает за приобретение Объединенным оперативным штабом возможностей по управлению войсками (силами), которые необходимы для эффективного выполнения объединенными силами задач в операциях (боевых действиях).

Командующий объединенных сил в пределах предоставленных ему полномочий принимает участие в стратегическом планировании применения Вооруженных Сил Украины и других составляющих сил обороны.

Командующий объединенных сил по согласованию с Министром обороны Украины и Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины имеет право докладывать непосредственно Президенту Украины о готовности и ход выполнения задач объединенными силами.

Замысел применения объединенных сил в операциях утверждается Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины.

Полномочия командующего объединенных сил, основные задачи и порядок функционирования Объединенного оперативного штаба Вооруженных Сил Украины определяются в положении, которое утверждается Президентом Украины.

7. Функции Вооруженных Сил Украины, состав и правовые основы организации их деятельности, руководства и управления ими определяются законом.



Статья 17. Государственная специальная служба транспорта

1. Государственная специальная служба транспорта является специализированным военным формированиям, входит в систему Министерства обороны Украины, предназначенным для обеспечения устойчивого функционирования транспорта в мирное время и в особый период, в частности выполнение задач по техническому прикрытию, восстановления, установление заграждений на объектах национальной транспортной системы Украины с целью обеспечения деятельности Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины.

2. С введением военного положения Государственная специальная служба транспорта приводится в готовность к выполнению задач по назначению в условиях действия правового режима военного положения и подчиняется Главнокомандующему Вооруженных Сил Украины, о чем говорится в указе Президента Украины о введении военного положения, который утверждается Верховной Радой Украины.

3. Руководство Государственной специальной службой транспорта осуществляет руководитель органа управления Государственной специальной службой транспорта.

Руководитель органа управления Государственной специальной службой транспорта и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Украины по представлению Министра обороны Украины.

4. Полномочия Государственной специальной службы транспорта определяются законодательством Украины.



Статья 18. Министерство внутренних дел Украины

1. Министерство внутренних дел Украины является центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах:

1) обеспечение охраны прав и свобод человека, интересов общества и государства, противодействия преступности, поддержание общественной безопасности и правопорядка, а также предоставление полицейских услуг;

2) защиты государственной границы Украины и охраны суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне;

3) гражданской защиты, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предотвращения их возникновения, ликвидации чрезвычайных ситуаций, спасательного дела, тушения пожаров, пожарной и техногенной безопасности, деятельности аварийно-спасательных служб, а также гидрометеорологической деятельности;

4) миграции (иммиграции и эмиграции), в том числе противодействия нелегальной (незаконной) миграции, гражданства, регистрации физических лиц, в том числе беженцев и других определенных законодательством категорий мигрантов.

2. Министерство внутренних дел Украины возглавляет Министр внутренних дел Украины, который назначается на должность Верховной Радой Украины по представлению Премьер-министра Украины.

Министр внутренних дел Украины по должности входит в состав Совета национальной безопасности и обороны Украины.

Министр внутренних дел Украины отвечает за формирование государственной политики в сферах, относящихся к компетенции Министерства внутренних дел Украины, осуществляет полномочия, определенные законодательством Украины.

3. Деятельность Национальной полиции Украины, Национальной гвардии Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям и Государственной миграционной службы Украины направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра внутренних дел Украины.

4. Национальная полиция Украины является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим общественную безопасность и порядок, охрану прав и свобод человека, интересов общества и государства, противодействие преступности, а также предоставляет определенные законом услуги по помощи лицам, которые из личных, экономических, социальных причин или вследствие чрезвычайных ситуаций нуждаются в такой помощи.

5. Национальная гвардия Украины является военным формированием с правоохранительными функциями, предназначенным для выполнения задач по защите и охране жизни, прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также во взаимодействии с другими органами - по обеспечению государственной безопасности и защиты государственной границы Украины, прекращение террористической деятельности, деятельности незаконных военизированных или вооруженных формирований, орган циализированных преступных групп и организаций.

В мирное время Национальная гвардия Украины входит в состав сил безопасности и выполняет правоохранительные функции, а также развивает способности, необходимые для выполнения задач в составе сил обороны.

С введением военного положения Национальная гвардия Украины приводится в готовность к выполнению задач по назначению в условиях действия правового режима военного положения, входит в сил обороны, выполняет задачи и подчиняется соответствии с положениями Закона Украины "О правовом режиме военного положения" и Закона Украины "О Национальной гвардии Украины".

6. Государственная пограничная служба Украины является правоохранительным органом специального назначения, реализует государственную политику в сфере безопасности государственной границы Украины и охраны суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне.

7. Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям является центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сферах гражданской защиты, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предотвращения их возникновения, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведение аварийно-спасательных работ, пожаротушения, пожарной и техногенной безопасности, работы спасательных служб при авариях, а также гидрометеорологической деятельности.

8. Государственная миграционная служба Украины является центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сферах миграции (иммиграции и эмиграции), в том числе противодействия нелегальной (незаконной) миграции, гражданства, регистрации физических лиц, в том числе беженцев и других определенных законодательством категорий мигрантов.

9. Полномочия Министерства внутренних дел Украины, Национальной полиции Украины, Национальной гвардии Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям и Государственной миграционной службы Украины определяются законодательством Украины.



Статья 19. Служба безопасности Украины

1. Служба безопасности Украины является государственным органом специального назначения с правоохранительными функциями, обеспечивает государственную безопасность, осуществляя с неуклонным соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

1) противодействие разведывательно-подрывной деятельности против Украины;

2) борьбу с терроризмом

3) контрразведывательную защиту государственного суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности, оборонного и научно-технического потенциала, кибербезопасности, экономической и информационной безопасности государства, объектов критической инфраструктуры;

4) охрану государственной тайны.

2. Служба безопасности Украины подчиняется Президенту Украины и подконтрольна Верховной Раде Украины.

3. Службе безопасности Украины возглавляет Председатель Службы безопасности Украины, который назначается на должность и освобождается от должности Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины.

Председатель Службы безопасности Украины по должности входит в состав Совета национальной безопасности и обороны Украины.

Председатель Службы безопасности Украины ежегодно подает Верховной Раде Украины отчет о деятельности Службы безопасности Украины.

4. Полномочия Службы безопасности Украины определяются законодательством Украины.



Статья 20. Разведывательные органы Украины

1. Разведывательные органы Украины - государственные органы или структурные подразделения в их составе, уполномоченные законом осуществлять разведывательную деятельность в целях защиты национальных интересов Украины от внешних угроз.

Разведывательные органы как субъекты обеспечения национальной безопасности и обороны Украины принимают участие в формировании и реализации государственной политики по вопросам национальной безопасности и обороны в определенных законодательством сферах. Полномочия разведывательных органов определяются законодательством Украины.

2. Приоритетные задачи разведывательным органам определяются Президентом Украины.

3. Президент Украины может создавать координационный орган по вопросам разведывательной деятельности в соответствии со статьей 106 Конституции Украины.



Статья 21. Управление государственной охраны Украины

1. Управление государственной охраны Украины в соответствии с законом осуществляет государственной охране органов государственной власти Украины, обеспечения безопасности должностных лиц и охраны объектов, определенных законом.

2. Управление государственной охраны Украины подчинено Президенту Украины и подконтрольно Верховной Раде Украины.

Начальник Управления государственной охраны Украины назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины.

Начальник Управления государственной охраны Украины ежегодно подает Верховной Раде Украины и Президенту Украины письменный отчет о деятельности Управления государственной охраны Украины.

3. Полномочия Управления государственной охраны Украины определяются законодательством Украины.



Статья 22. Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины

1. Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины является государственным органом, предназначенным для обеспечения функционирования и развития государственной системы правительственной связи, Национальной системы конфиденциальной связи, формирования и реализации государственной политики в сферах киберзащиты критической информационной инфраструктуры, государственных информационных ресурсов и информации, требование относительно защиты которой установлено законом, криптографической и технической защиты информации, телекоммуникаций, пользования радиочастотным ресурс м Украина, почтовой связи специального назначения правительственного фельдъегерской связи, а также других задач в соответствии с законом.

2. Руководство Государственной службой специальной связи и защиты информации Украины осуществляет Председатель Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, который назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Премьер-министра Украины.

3. Полномочия Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины определяются законодательством Украины.



Статья 23. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную военно-промышленную политику

1. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную военно-промышленную политику, вместе с другими органами сектора безопасности и обороны определяет приоритетные направления развития оборонно-промышленного комплекса, обеспечивает нормативно-правовое регулирование в этой сфере, анализирует состояние и тенденции развития оборонно промышленного комплекса Украины, разрабатывает и организует выполнение государственных программ развития оборонно-промышленного комплекса.

2. Главной задачей оборонно-промышленного комплекса Украины является обеспечение оперативных возможностей сил и средств сектора безопасности и обороны путем поставки новых и модернизации существующих образцов вооружения, военной и специальной техники.



Статья 24. Международное сотрудничество по вопросам национальной безопасности

1. Международное сотрудничество по вопросам национальной безопасности является одной из форм реализации государственной политики в сфере национальной безопасности и направляется на защиту национальных интересов Украины.

2. Основы международного военно-технического сотрудничества определяются законодательством Украины.

3. Международное сотрудничество по вопросам национальной безопасности осуществляется под общим руководством Президента Украины.



Раздел V
ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ
Статья 25. Цель, принципы и виды планирования в сферах национальной безопасности и обороны

1. Целью планирования в сферах национальной безопасности и обороны является обеспечение реализации государственной политики в этих сферах путем разработки стратегий, концепций, программ, планов развития органов сектора безопасности и обороны, управление ресурсами и эффективного их распределения.

2. Планирование в сферах национальной безопасности и обороны осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) соблюдение национального законодательства и международных обязательств Украины;

2) демократический гражданский контроль над сектором безопасности и обороны, открытость информации о государственной политике, стратегические документы, цели, приоритеты и задачи планирования, прозрачность и подотчетность использования ресурсов;

3) целостность, согласованность, системность планирования в секторе безопасности и обороны, учета приоритетов и ограничений, установленных государственными программами, планами и прогнозными документами;

4) своевременность и соответствие принятым решением по защите национальных интересов Украины.

3. Планирование в сферах национальной безопасности и обороны делится на долгосрочное (свыше пяти лет), среднесрочное (до пяти лет) и краткосрочное (до трех лет).

Документами долгосрочного планирования является Стратегия национальной безопасности Украины, Стратегия военной безопасности Украины, Стратегия общественной безопасности и гражданской защиты Украины, Стратегия развития оборонно-промышленного комплекса Украины, Стратегия кибербезопасности Украины, Национальная разведывательная программа.

Документами среднесрочного планирования есть другие стратегические документы, программы по развитию составляющих сектора безопасности и обороны, в частности оснащение их современным вооружением и военной техникой, создание необходимых запасов материально-технических средств и необходимых для этого мощностей оборонно-промышленного комплекса, реализация других мероприятий по усилению обороноспособности государства .

Краткосрочное планирование предусматривает ежегодную разработку планов содержания и развития (деятельности) составляющих сектора безопасности и обороны, основных показателей государственного оборонного заказа (на трехлетний период), в которых определяются задачи по реализации документов долгосрочного и среднесрочного планирования.

Совет национальной безопасности и обороны Украины с учетом изменений в среде безопасности определяет концептуальные подходы, направления, меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, одобряет проекты стратегий, концепций, государственных программ и других стратегических документов, которыми определяются основные направления и задачи государственной политики в сферах национальной безопасности и обороны, осуществляет координацию и контроль за их выполнением.



Статья 26. Стратегия национальной безопасности Украины

1. Стратегия национальной безопасности Украины является основным документом долгосрочного планирования, которым определяются основные направления государственной политики в сфере национальной безопасности.

Стратегия национальной безопасности Украины разрабатывается по поручению Президента Украины в течение шести месяцев после его вступления на пост.

Стратегия национальной безопасности Украины одобряется решением Совета национальной безопасности и обороны Украины и утверждается указом Президента Украины.

Президент Украины в случае необходимости может вносить изменения в Стратегии национальной безопасности Украины в установленном порядке.

К подготовке проекта Стратегии национальной безопасности Украины привлекаются Аппарат Совета национальной безопасности и обороны Украины, Национальный институт стратегических исследований, государственные органы, институты гражданского общества, а также могут привлекаться иностранные эксперты.

2. Стратегия национальной безопасности Украины определяет:

1) приоритеты национальных интересов Украины и обеспечения национальной безопасности, цели, основные направления государственной политики в сфере национальной безопасности;

2) текущие и прогнозируемые угрозы национальной безопасности и национальным интересам Украины с учетом внешнеполитических и внутренних условий;

3) основные направления внешнеполитической деятельности государства для обеспечения ее национальных интересов и безопасности;

4) направления и задачи реформирования и развития сектора безопасности и обороны;

5) ресурсы, необходимые для ее реализации.

3. Стратегия национальной безопасности Украины является основой для подготовки всех других документов по планированию в сферах национальной безопасности и обороны.

Реализация Стратегии национальной безопасности Украины осуществляется на основе национального оборонного, безопасности, экономического, интеллектуального потенциала с использованием механизмов государственно-частного партнерства, а также с привлечением международной консультативной, финансовой, материально-технической помощи.

4. Стратегия национальной безопасности Украины публикуется в установленном законодательством порядке (кроме положений, содержащих информацию с ограниченным доступом).



Статья 27. Комплексный обзор сектора безопасности и обороны

1. Комплексный обзор сектора безопасности и обороны проводится по решению Совета национальной безопасности и обороны Украины, которое вводится в действие указом Президента Украины.

Комплексный обзор сектора безопасности и обороны включает проведение: оборонного досмотра, досмотра общественной безопасности и защиты, учитывая оборонно-промышленного комплекса, учитывая разведывательных органов Украины, учитывая общегосударственной системы борьбы с терроризмом, учитывая состояния киберзащиты государственных информационных ресурсов и критической информационной инфраструктуры.

В случае необходимости Советом национальной безопасности и обороны Украины может быть принято решение о проведении отдельных обзоров, включенных в комплексного обзора сектора безопасности и обороны, которое вводится в действие указом Президента Украины.

Проведение комплексного обзора сектора безопасности и обороны осуществляется в соответствии со Стратегией национальной безопасности Украины и других документов долгосрочного планирования.

2. Научно-методическое обеспечение проведения комплексного обзора сектора безопасности и обороны осуществляет Национальный институт стратегических исследований.

3. Кабинет Министров Украины определяет порядок проведения:

1) оборонного обзора - Министерством обороны Украины;

2) Учитывая общественной безопасности и защиты - Министерством внутренних дел Украины;

3) Учитывая оборонно-промышленного комплекса - центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную военно-промышленную политику;

4) осмотра состояния киберзащиты критической информационной инфраструктуры, государственных информационных ресурсов и информации, требование относительно защиты которой установлено законом, - Государственной службой специальной связи и защиты информации Украины.

Кабинет Министров Украины организует, контролирует и предварительно одобряет результаты проведения указанных осмотров.

4. Порядок проведения осмотра разведывательных органов Украины определяется Президентом Украины.

5. Порядок проведения осмотра общегосударственной системы борьбы с терроризмом определяется Президентом Украины. Организация и контроль проведения такого осмотра осуществляется Службой безопасности Украины.

6. По результатам осмотров формируется перспективная модель сектора безопасности и обороны путем последовательного наращивания возможностей его составляющих к выполнению задач по назначению и формирование на этой основе боеспособных, мобильных, подготовленных на должном уровне, всесторонне обеспеченных сил безопасности и сил обороны, способных защитить национальные интересы Украины и активно участвовать в международных мероприятиях по поддержанию мира и безопасности.

Основными критериями для изменения численности составляющих сектора безопасности и обороны являются изменения среды безопасности и реальные экономические и финансовые возможности государства.

7. Отчеты о результатах проведения комплексного обзора сектора безопасности и обороны и отдельных обзоров предоставляются органами, указанными в пунктах 1-4 части третьей, частях четвертой и пятой настоящей статьи, в установленном порядке на рассмотрение и утверждение Советом национальной безопасности и обороны Украины.



Статья 28. Стратегия военной безопасности Украины

1. Стратегия военной безопасности Украины разрабатывается Министерством обороны Украины в соответствии с решением Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенного в действие указом Президента Украины, после утверждения Стратегии национальной безопасности Украины и по результатам оборонного обзора.

Министр обороны Украины вносит согласованную в установленном порядке Стратегию военной безопасности Украины на рассмотрение Кабинета Министров Украины.

Кабинет Министров Украины по результатам рассмотрения вносит Стратегию военной безопасности Украины в Совет национальной безопасности и обороны Украины для принятия и последующего утверждения указом Президента Украины.

Изменения в Стратегии военной безопасности Украины разрабатываются Министерством обороны Украины в соответствии с решением Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенного в действие указом Президента Украины, после утверждения изменений в Стратегии национальной безопасности Украины.

2. Стратегия военной безопасности Украины определяет пути достижения целей и реализации приоритетов государственной политики в военной сфере, сферах обороны и военного строительства, в частности:

1) среда безопасности (глобальные, региональные и национальные аспекты) в контексте военной безопасности;

2) цели, приоритеты и задачи государственной политики в военной сфере, сферах обороны и военного строительства;

3) социально-политические, экономические и другие условия реализации государственной политики в военной сфере, сферах обороны и военного строительства, а также военно-политические и военно-стратегические ограничения;

4) пути достижения целей государственной политики в военной сфере, сферах обороны и военного строительства;

5) ресурсное обеспечение нужд обороны;

6) перспективную модель организации обороны, Вооруженных Сил Украины и других составляющих сил обороны в части определенных задач по обороне государства, стратегию и критерии достижения общих оборонных возможностей;

7) возможные сценарии применения сил безопасности и сил обороны к выполнению задач по обороне государства с распределением ответственности составляющих сектора безопасности и обороны за организацию обороны Украины, защита ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности;

8) управление рисками в сфере военной безопасности.

3. Стратегия военной безопасности Украины является основой для разработки Стратегического оборонного бюллетеня Украины, программных документов по вопросам обороны и развития сил обороны, развития вооружения и военной техники, оперативных планов и планов применения сил и средств обороны.

4. Стратегический оборонный бюллетень Украины разрабатывается Министерством обороны Украины после утверждения Стратегии военной безопасности Украины и по результатам оборонного обзора.

Министр обороны Украины вносит согласованный в установленном порядке Стратегический оборонный бюллетень Украины на рассмотрение Кабинета Министров Украины.

Кабинет Министров Украины по результатам рассмотрения вносит Стратегический оборонный бюллетень Украины в Совет национальной безопасности и обороны Украины для принятия и последующего утверждения указом Президента Украины.



Статья 29. Стратегия общественной безопасности и гражданской защиты Украины

1. Стратегия общественной безопасности и защиты Украины разрабатывается Министерством внутренних дел Украины по решению Министра внутренних дел Украины после утверждения Стратегии национальной безопасности Украины и вносится на рассмотрение Кабинета Министров Украины.

Кабинет Министров Украины по результатам рассмотрения вносит Стратегию общественной безопасности и защиты Украины в Совет национальной безопасности и обороны Украины для принятия и последующего утверждения указом Президента Украины.

Для обеспечения подготовки проекта Стратегии общественной безопасности и защиты Украины привлекаются государственные органы, которые входят в систему Министерства внутренних дел Украины, Аппарат Совета национальной безопасности и обороны Украины, научные, аналитические и экспертные учреждения Украины, институты гражданского общества, а также могут быть привлечены иностранные эксперты.

2. Стратегия общественной безопасности и защиты Украины определяет угрозы национальной безопасности в сферах общественной безопасности и защиты и пути достижения целей и реализации приоритетов государственной политики в этих сферах, в частности:

1) готовность сил и средств выполнять задачи по назначению, инфраструктуру, направления развития, другие показатели, необходимые для планирования деятельности Министерства внутренних дел Украины, Национальной гвардии Украины, Национальной полиции Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной миграционной службы Украины, Государственной службы Украины по чрезвычайных ситуаций;

2) потребности бюджетного финансирования, достаточные для достижения определенных целей и выполнения предусмотренных задач, и основные направления использования финансовых ресурсов;

3) государственные программы, отраслевые стратегии и программы, которые должны быть направлены на реализацию Стратегии общественной безопасности и гражданской защиты Украины, их цели, ответственных за разработку документов, мониторинг их выполнения и оценки.

3. Стратегия общественной безопасности и защиты Украины является основой для разработки отраслевых стратегий и концепций, государственных целевых программ в сферах общественной безопасности, защиты и охраны государственной границы Украины, гражданской защиты и миграционной политики, а также для разработки оперативных планов и планов применения сил и средств в кризисных ситуациях.

4. Стратегия общественной безопасности и защиты Украины публикуется в установленном законодательством порядке (кроме положений, которые содержат информацию с ограниченным доступом).

5. Министерство внутренних дел Украины готовит ежегодный отчет о состоянии выполнения Стратегии общественной безопасности и защиты Украины, подлежит обнародованию.



Статья 30. Стратегия развития оборонно-промышленного комплекса Украины

1. Стратегия развития оборонно-промышленного комплекса Украины разрабатывается по поручению Кабинета Министров Украины центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную военно-промышленную политику, после утверждения Стратегии национальной безопасности Украины.

Кабинет Министров Украины по результатам рассмотрения вносит Стратегию развития оборонно-промышленного комплекса Украины в Совет национальной безопасности и обороны Украины для ее одобрения и последующего утверждения указом Президента Украины.

2. Стратегия развития оборонно-промышленного комплекса Украины определяет:

1) цели, основные направления, задачи государственной военно-промышленной политики;

2) текущие и прогнозируемые факторы, влияющие на развитие оборонно-промышленного комплекса, с учетом внешнеполитических и внутренних условий;

3) приоритеты развития оборонно-промышленного комплекса на долгосрочный период;

4) основные направления деятельности государственных органов по поддержке развития оборонно-промышленного комплекса;

5) направления и задачи реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса.

3. Стратегия развития оборонно-промышленного комплекса Украины является основой для подготовки государственных программ, касающихся оборонно-промышленного комплекса Украины.

Реализация Стратегии развития оборонно-промышленного комплекса Украины осуществляется на основе национального экономического, интеллектуального потенциала с использованием механизмов государственно-частного партнерства, а также с привлечением международной консультативной, финансовой, материально-технической помощи.



Статья 31. Стратегия кибербезопасности Украины

1. Стратегия кибербезопасности Украины является документом долгосрочного планирования, в котором определяются приоритеты национальных интересов Украины в сфере кибербезопасности, имеющиеся и потенциально возможные киберугрозы жизненно важным интересам человека и гражданина, общества и государства в киберпространстве, приоритетные направления, концептуальные подходы к формированию и реализации государственной политики по безопасного функционирования киберпространства, его использование в интересах личности, общества и государства, повышение эффективности основных субъектов забе печенье кибербезопасности, прежде всего субъектов сектора безопасности и обороны, по выполнению задач в киберпространстве, а также потребности бюджетного финансирования, достаточные для достижения определенных целей и выполнения предусмотренных задач, и основные направления использования финансовых ресурсов.

2. Организация подготовки Стратегии кибербезопасности Украины осуществляется по поручению Президента Украины Национальным координационным центром кибербезопасности после утверждения Стратегии национальной безопасности Украины.

Стратегия кибербезопасности Украины одобряется решением Совета национальной безопасности и обороны Украины и утверждается указом Президента Украины.

3. Стратегия кибербезопасности Украины является основой для подготовки государственных программ и нормативно-правовых актов, касающихся обеспечения кибербезопасности Украины.

Реализация Стратегии кибербезопасности Украины осуществляется на основе национального оборонного, безопасности, экономического, интеллектуального потенциала с использованием механизмов государственно-частного партнерства, а также с привлечением международной консультативной, финансовой, материально-технической помощи.



Статья 32. Национальная разведывательная программа

1. Национальная разведывательная программа является документом долгосрочного планирования, в котором определяются основные направления разведывательной деятельности, приоритеты реформирования и развития внешней разведки, комплекс задач и мероприятий, направленных на повышение эффективности разведывательных органов и других субъектов, которые могут привлекаться к выполнению отдельных разведывательных задач , усиление разведывательных возможностей государства, а также потребности бюджетного финансирования, достаточные для достижения определенных целей и выполнения предусмотренных зав дань, и основные направления использования финансовых ресурсов.

2. Национальная разведывательная программа разрабатывается по поручению Президента Украины определенным ним координационным органом по вопросам разведывательной деятельности после утверждения Стратегии национальной безопасности Украины.

Национальная разведывательная программа одобряется решением Совета национальной безопасности и обороны Украины и утверждается указом Президента Украины.

3. Национальная разведывательная программа является основой для разработки государственных программ и нормативно-правовых актов по вопросам разведывательной деятельности, определение численности и структуры сил и средств разведывательных органов в соответствии с приоритетных задач, а также для определения потребностей ежегодного финансового и иного ресурсного обеспечения разведывательных органов.



Статья 33. Государственные программы в сферах национальной безопасности и обороны

1. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти разрабатывают государственные целевые программы и другие программы на основе отраслевых стратегий реализации государственной политики в сферах национальной безопасности и обороны в установленном законом порядке.

2. Министр обороны Украины несет ответственность за подготовку и представление программ, направленных на обеспечение реализации государственной политики в сфере обороны, которые разрабатываются на основе документов долгосрочного планирования в сферах национальной безопасности и обороны с целью усиления обороноспособности государства.

3. Министр внутренних дел Украины несет ответственность за подготовку и представление государственных целевых программ, других программ, направленных на обеспечение реализации государственной политики в сферах общественной безопасности и защиты, поддержания постоянной готовности сил и средств к выполнению задач по назначению.

4. Руководитель центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную военно-промышленную политику, отвечает за подготовку и представление государственной целевой программы развития оборонно-промышленного комплекса Украины.

5. Государственные органы, ответственные за формирование и реализацию государственной политики в сферах национальной безопасности и обороны:

1) вносят в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Украины и Совета национальной безопасности и обороны Украины предложения относительно стратегических документов в сферах национальной безопасности и обороны, а также по корректировке государственных целевых оборонных (правоохранительных, разведывательных и других) программ;

2) разрабатывают планы содержания и развития соответствующих органов сектора безопасности и обороны, бюджетные запросы и совокупность документов государственного оборонного заказа на плановый бюджетный период, а также предложения к прогнозным показателям расходов Государственного бюджета Украины и проекта основных показателей государственного оборонного заказа на следующие за плановым два бюджетных периоды;

3) обеспечивают в установленном порядке обнародования соответствующих проектов документов в сферах национальной безопасности и обороны на официальных сайтах государственных органов и проведения их обсуждения с институтами гражданского общества.



Статья 34. Государственный оборонный заказ

1. Для реализации государственных программ, направленных на повышение обороноспособности государства и решения проблем в сферах безопасности и обороны государства, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную военно-промышленную политику, осуществляет координацию деятельности по реализации государственного оборонного заказа, готовит проект основных показателей государственного оборонного заказа.

2. Основные показатели государственного оборонного заказа одобряются решением Совета национальной безопасности и обороны Украины.

3. Кабинет Министров Украины определяет и утверждает в порядке, определенном Законом Украины "О государственном оборонном заказе", одобренные решением Совета национальной безопасности и обороны Украины основные показатели государственного оборонного заказа на плановый бюджетный период и ориентировочные показатели объемов государственного оборонного заказа на следующие за плановым два бюджетные периоды.



Статья 35. Финансовое обеспечение сектора безопасности и обороны

1. Финансирование составляющих сектора безопасности и обороны осуществляется за счет и в пределах средств, определенных в Законе Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, а также из других не запрещенных законодательством источников.

Объем расходов на финансирование сектора безопасности и обороны должен составлять не менее 5 процентов запланированного объема внутреннего валового продукта, из которых не менее 3 процентов - на финансирование сил обороны.

2. Совет национальной безопасности и обороны Украины рассматривает проект закона о Государственном бюджете Украины по статьям, связанным с обеспечением национальной безопасности и обороны Украины, и вносит соответствующие предложения.

3. Кабинет Министров Украины вносит на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона о Государственном бюджете Украины, разработанный на плановый бюджетный период, с учетом соответствующего решения Совета национальной безопасности и обороны Украины.

4. Счетная палата от имени Верховной Рады Украины осуществляет контроль за поступлением средств в Государственный бюджет Украины и их использованием, а центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственного финансового контроля, осуществляет контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на потребности сектора безопасности и обороны, и по другим объектам контроля в соответствии с законом.



Заключительные и переходные положения

раздел VI
Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем ​​его опубликования, кроме:

1) положений части седьмой и абзаца второго части восьмой статьи 15 настоящего Закона (при назначении Министра обороны Украины, первого заместителя Министра обороны Украины, заместителей Министра обороны Украины на должности из числа гражданских лиц), которые вступают в силу с 1 января 2019;

2) положений частей третьей - шестой статьи 16 настоящего Закона (относительно Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины, Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, видов и отдельных родов войск (сил), которые вступают в силу с 1 января 2021;

3) подпункта 3, подпунктов "б" и "в" подпункта 4, подпункта 5 пункта 4 раздела VI "Заключительные и переходные положения" этого Закона, которые вступают в силу с 1 января 2021 года.

2. Определить, что до утверждения в соответствии с настоящим Законом Стратегии военной безопасности Украины действует Военная доктрина Украины, утверждена Указом Президента Украины от 24 сентября 2015 № 555 "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 2 сентября 2015 года" О новой редакции Военной доктрины Украины ".

3. Признать утратившими силу:

1) Закон Украины "Об основах национальной безопасности Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 p., № 39, ст. 351 с последующими изменениями);

2) Закон Украины "О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 p., № 46, ст. 366 с последующими изменениями);

3) Закон Украины "Об организации оборонного планирования" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2005 p., № 4, ст. 97).

4. Внести изменения в следующие законы Украины:

1) часть первую статьи 1 Закона Украины "О Службе безопасности Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г.., № 27, ст. 382) изложить в следующей редакции:

"Служба безопасности Украины - государственный орган специального назначения с правоохранительными функциями, который обеспечивает государственную безопасность Украины";

2) пункт 8 части первой статьи 13 Закона Украины "О Совете национальной безопасности и обороны Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1998 p., № 35, ст. 237; 2015 p., № 4, ст. 14) изложить в следующей редакции:

"8) осуществляет в период между заседаниями Совета национальной безопасности и обороны Украины координацию и контроль за выполнением центральными и местными органами исполнительной власти, правоохранительными органами, воинскими формированиями решений Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенных в действие указами Президента Украины";

3) статью 8 Закона Украины «О Вооруженных Силах Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2000 г.., № 48, ст. 410; 2009, № 19, ст. 258) изложить в следующей редакции:

"Статья 8. Руководство Вооруженными Силами Украины

Министр обороны Украины осуществляет военно-политическое и административное руководство Вооруженными Силами Украины, а также иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Военно-политическое руководство Вооруженными Силами Украины - деятельность, направленная на обеспечение реализации политики государства в Вооруженных Силах Украины, политических и стратегических целей в сфере обороны, принципов и направлений развития Вооруженных Сил Украины.

Административное руководство Вооруженными Силами Украины - деятельность, направленная на всестороннее обеспечение жизнедеятельности Вооруженных Сил Украины, их функционирования и развития в рамках выполнения основных задач государственной политики в сфере обороны.

Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины является самой высокой военным должностным лицом в Вооруженных Силах Украины.

Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины осуществляет через Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины непосредственное военное руководство Вооруженными Силами Украины.

Непосредственное военное руководство - деятельность, направленная на осуществление мероприятий по развитию Вооруженных Сил Украины, их технического оснащения, подготовки и всестороннего обеспечения, определение основ их применения, а также управления ими.

Командующие видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины подчиняются Главнокомандующему Вооруженных Сил Украины и отвечают за развитие подчиненных им войск (сил), их техническое оснащение и всестороннее обеспечение, подготовку и готовность к выполнению возложенных задач.

В процессе организации подготовки подчиненных войск (сил) и обеспечение их вооружением, военной техникой, другими материально-техническими средствами командующие видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины разрабатывают соответствующие доктрины, установки, боевые уставы, оперативные и тактические стандарты подготовки к применению и ведения операций (боевых действий).

Полномочия командующих видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины, основные задачи и порядок функционирования командований видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины определяются в положениях, утверждаемых Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины.

Командующий объединенных сил подчиняется Главнокомандующему Вооруженных Сил Украины и осуществляет через Объединенный оперативный штаб Вооруженных Сил Украины оперативный контроль за приобретением ими оперативных (боевых) возможностей, планирование применения и непосредственное управление объединенными силами и средствами Вооруженных Сил Украины, других составляющих сил обороны, которые переданы в его подчинение, а также национальным контингентом и национальным персоналом, участвующим в международных операциях по поддержанию мира и безопасности.

Командующие видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины осуществляют передачу определенного Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины комплекта боеспособных сил и средств Командующему объединенных сил, который осуществляет оперативный контроль за приобретением ими оперативных (боевых) возможностей и управления их применением.

Командующие видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины, командующие (руководители) других военных формирований, от которых определен комплект сил и средств передан в состав объединенных сил, продолжают осуществлять укомплектование личным составом, вооружением, боеприпасами, военной и специальной техникой, другими материально-техническими средствами.

Командующие видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины могут проводить операции с привлечением сил и средств соответствующего вида или отдельного рода войск (сил) и осуществлять управление силами и средствами в операциях, проводимых в мирное время вне утвержденными Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины пределами ответственности командующего объединенных сил ";

4) в Законе Украины "Об обороне Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2000 г.., № 49, ст. 420; 2009, № 19, ст. 258):

а) в части первой статьи 2 слова "звеньев военной организации Украины" заменить словами "составляющих сектора безопасности и обороны Украины";

б) часть первую статьи 11 изложить в следующей редакции:

"Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины является главным органом военного управления по планированию обороны государства, стратегического планирования применения Вооруженных Сил Украины и определенных сил и средств других составляющих сил обороны, координации и контроля за выполнением задач в сфере обороны органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и силами обороны в пределах, определенных законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины ";

в) в части третьей статьи 18 слова "начальник Генерального штаба - Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины" заменить словами "Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины";

5) часть вторую статьи 10 Закона Украины "О Государственной специальной службе транспорта" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г.., № 19, ст. 269; 2018, № 6-7, ст. 39) изложить в следующей редакции:

"С введением военного положения Государственная специальная служба транспорта приводится в готовность к выполнению задач по назначению в условиях действия правового режима военного положения и подчиняется Главнокомандующему Вооруженных Сил Украины, о чем говорится в указе Президента Украины о введении военного положения, который утверждается Верховной Радой Украины";

6) часть вторую статьи 1 Регламента Верховной Рады Украины, утвержденного Законом Украины "О Регламенте Верховной Рады Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2010 г.., №№ 14-17, ст. 133) дополнить предложением следующего содержания: "Особенности осуществления контрольных функций Верховной Рады в сферах национальной безопасности и обороны определяются Законом Украины "О национальной безопасности Украины".

5. Кабинету Министров Украины:

1) привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

2) обеспечить приведение в соответствие с этим Законом нормативно-правовых актов министерств и других центральных органов исполнительной власти;

3) в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона обеспечить разработку и внесение на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекта о задачах и полномочия Комитета Верховной Рады Украины, к полномочиям которого относится обеспечение контрольных функций Верховной Рады Украины за деятельностью государственных органов специального назначения с правоохранительными функциями, правоохранительных органов, правоохранительных органов специального назначения и разведывательных органов требований Конституции Украины относительно обеспечения национально й безопасности.

6. Службе безопасности Украины разработать в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона законопроект о внесении изменений в Закон Украины "О Службе безопасности Украины" и представить его Президенту Украины для внесения в установленном порядке на рассмотрение Верховной Рады Украины.