1. В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:
Государственный земельный кадастр - единая государственная геоинформационная система сведений о землях, расположенных в пределах государственной границы Украины, их целевом назначении, ограничениях в их использовании, а также данные о количественной и качественной характеристике земель, их оценке, о распределении земель между собственниками и пользователями
государственная регистрация земельного участка - внесение в Государственный земельный кадастр предусмотренных настоящим Законом сведений о формировании земельного участка и присвоения ему кадастрового номера;
геоинформационная система - информационная (автоматизированная) система, обеспечивающая сбор, обработку, анализ, моделирование и поставки геопространственных данных;
геопространственный объект - объект реального мира, характеризуется определенным местоположением на Земле и определен в установленной системе пространственно-временных координат;
пространственные данные - набор данных о геопространственный объект;
заявление в электронной форме - заявление о получении сведений из Государственного земельного кадастра о земельном участке, которая формируется и подается через Единый государственный портал административных услуг, в том числе через интегрированную с ним информационную систему центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений ;
индексная кадастровая карта (план) - картографический документ, отражающий местонахождение, границы и нумерацию кадастровых зон и кварталов и используется для присвоения кадастровых номеров земельным участкам и ведения кадастровой карты (плана)
кадастровая зона - совокупность (объединение) кадастровых кварталов;
кадастровая карта (план) - графическое изображение, содержащее сведения об объектах Государственного земельного кадастра
кадастровый квартал - компактная территория определяется с целью рациональной организации кадастровой нумерации и границы которой, как правило, совпадают с естественными или искусственными границами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, улицами, дорогами, инженерными сооружениями, заборами, фасадами зданий, линейными сооружениями тому подобное);
кадастровый номер земельного участка - индивидуальная, который не повторяется на всей территории Украины, последовательность цифр и знаков, которая присваивается земельному участку во время ее государственной регистрации и сохраняется за ним в течение всего времени существования;
режимоутворюючий объект - объект природного или искусственного происхождения (водный объект, объект магистральных трубопроводов, энергетический объект, объект культурного наследия, военный объект, другой определенный законом объект), под которым и / или вокруг которого в связи с его природными или приобретенными свойствами по закону устанавливаются ограничения в использовании земель.
1. Ведение и администрирования Государственного земельного кадастра обеспечиваются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений.
2. Держателем Государственного земельного кадастра является центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений.
3. Администратором Государственного земельного кадастра является государственное предприятие, принадлежащее к сфере управления центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, и осуществляет мероприятия по созданию и сопровождению программного обеспечения Государственного земельного кадастра, отвечает за техническое и технологическое обеспечение, сохранение и защиту сведений, содержащихся в Государственном земельном кадастре.
1. К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере земельных отношений, относятся:
нормативно-правовое обеспечение в сфере Государственного земельного кадастра
осуществление иных полномочий в соответствии с настоящим Законом.
2. К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, относятся:
ведения и администрирования Государственного земельного кадастра
согласовании предоставления заключений по результатам проведения государственной экспертизы программ и проектов по вопросам ведения и администрирования Государственного земельного кадастра, материалов и документации Государственного земельного кадастра
осуществление подготовки земельно-кадастровой документации;
внесения в Государственный земельный кадастр и предоставления сведений о землях, расположенных в пределах государственной границы Украины, территорий Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, районов, сел, поселков, городов;
осуществление государственной регистрации земельных участков, ограничений в их использовании;
ведения поземельных книг и предоставление выписок из Государственного земельного кадастра о земельных участках;
организация осуществления на соответствующей территории работ по землеустройству и оценке земель, проводимых с целью внесения сведений в Государственный земельный кадастр;
разработку стандартов и технических регламентов в сфере Государственного земельного кадастра в соответствии с законом, а также порядков создания и актуализации картографических материалов, кадастровых классификаторов, справочников и баз данных;
разработка форм выписок, информационных справок из Государственного земельного кадастра, сообщений об отказе в предоставлении сведений, порядке учета заявлений и запросов о получении сведений из Государственного земельного кадастра
создание документов Государственного земельного кадастра
участие в согласовании материалов и документации Государственного земельного кадастра и в установленном порядке предоставление соответствующих заключений;
утверждение устава Администратора Государственного земельного кадастра, осуществления контроля за его деятельностью, назначение его руководителя;
организация взаимодействия с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями по вопросам ведения Государственного земельного кадастра
организация работ по подготовке и повышению квалификации государственных кадастровых регистраторов;
осуществление иных полномочий в соответствии с настоящим Законом.
1. Внесение сведений в Государственный земельный кадастр и предоставления таких сведений осуществляются государственными кадастровыми регистраторами центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений.
Предоставление сведений из Государственного земельного кадастра в определенных частью первой статьи 38 настоящего Закона случаях может осуществляться также администраторами центров предоставления административных услуг в порядке, установленном Законом Украины "Об административных услугах", или уполномоченными должностными лицами исполнительных органов местного самоуправления, успешно прошли стажировку в сфере земельных отношений и соответствующие квалификационным требованиям, указанным в части третьей настоящей статьи.
Местная государственная администрация, сельский, поселковый, городской совет определяют возможность осуществления ими полномочий по предоставлению сведений из Государственного земельного кадастра с учетом возможности организационного и технического обеспечения их реализации.
Стажировка лица в сфере земельных отношений проводится бесплатно государственным кадастровым регистратором сроком не более одного месяца. По результатам успешной стажировки лице государственным кадастровым регистратором выдается соответствующая справка.
Не требует прохождения стажировки лицо, перед назначением на должность администратора центра предоставления административных услуг или на должность в исполнительный орган местного самоуправления работала государственным кадастровым регистратором в течение последних двух лет.
Порядок проведения стажировки устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Право на получение сведений из Государственного земельного кадастра в определенных частью первой статьи 38 настоящего Закона случаях имеют нотариусы при совершении нотариальных действий, связанных с объектами недвижимости и / или при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений и лица, которые в соответствии с законом осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и их обременений при проведении такой регистрации.
2. Государственный кадастровый регистратор является государственным служащим.
3. Государственным кадастровым регистратором может быть гражданин Украины, имеющий высшее землеустроительную или юридическое образование и стаж землеустроительной или юридической работы не менее двух лет.
4. Государственный кадастровый регистратор:
осуществляет регистрацию заявлений о внесении сведений в Государственный земельный кадастр, предоставление таких сведений;
проверяет соответствие представленных документов требованиям законодательства;
формирует поземельные книги на земельные участки, вносит записи в них, обеспечивает хранение таких книг;
осуществляет внесение сведений в Государственный земельный кадастр или предоставляет отказ в их внесении;
присваивает кадастровые номера земельным участкам;
предоставляет сведения из Государственного земельного кадастра и отказ в их предоставлении;
осуществляющего исправление ошибок в Государственном земельном кадастре;
передает органам государственной регистрации прав на недвижимое имущество сведения о земельных участках.
5. Государственный кадастровый регистратор имеет удостоверение Государственного кадастрового регистратора и собственную печать.
6. Государственный кадастровый регистратор имеет доступ ко всем сведениям Государственного земельного кадастра, самостоятельно принимает решение о внесении сведений в него, предоставление таких сведений, об отказе в осуществлении таких действий.
7. Вмешательство любых органов, должностных и служебных лиц, граждан или их объединений в деятельность Государственного кадастрового регистратора, связанную с осуществлением государственной регистрации земельных участков, запрещается.
8. Государственная регистрация земельных участков, ограничений в их использовании, ведение поземельных книг, внесенные в Государственный земельный кадастр сведений о земельных участках осуществляются Государственным кадастровыми регистраторами, которые осуществляют свою деятельность по месту расположения земельного участка (район, город республиканского значения Автономной Республики Крым, город областного значения).
1. В Государственный земельный кадастр включаются следующие сведения о землях в границах территории административно-территориальных единиц:
а) наименование административно-территориальной единицы;
б) описание границ административно-территориальной единицы;
в) площадь земель в пределах территории административно-территориальной единицы;
г) полное наименование смежных административно-территориальных единиц;
г) информация об актах, на основании которых установлены и изменены границы административно-территориальных единиц;
д) сведения о категории земель в пределах административно-территориальной единицы:
название, код, границы категории земель;
описание границ;
площадь;
информация о документах, на основании которых установлено категорию земель;
д-1) сведения о массиве земель сельскохозяйственного назначения:
название, код (номер)
описание границ и угодий, входящих в состав массива;
контуры угодий;
площадь;
информация о земельных участках, входящих в состав массива;
информация о документах, на основании которых сведения о массиве внесены в Государственный земельный кадастр;
е) сведения о угодья административно-территориальной единицы:
название, код;
контуры угодий;
площадь;
информация о документах, на основании которых определены угодья;
информация о качественных характеристиках угодий;
е) сведения об экономической и нормативной денежной оценке земель в границах территории административно-территориальной единицы;
ж) сведения о бонитировке почв административно-территориальной единицы.
2. Объем информации Государственного земельного кадастра о качественных характеристиках земельных угодий в пределах территории административно-территориальной единицы определяется Порядком ведения Государственного земельного кадастра.
1. В Государственный земельный кадастр включаются следующие сведения о земельных участках:
кадастровый номер;
местоположение;
описание границ;
площадь;
меры линий по периметру;
координаты поворотных точек границ;
данные о привязке поворотных точек границ к пунктам государственной геодезической сети;
данные о качественном состоянии земель и о бонитировке почв;
сведения о других объектах Государственного земельного кадастра, в которых территориально входит земельный участок;
целевое назначение;
состав угодий с указанием контуров зданий и сооружений, их названий;
сведения об ограничениях в использовании земельных участков;
сведения о части земельного участка, на которую распространяется действие сервитута, договора субаренды земельного участка;
нормативная денежная оценка;
информация о документации по землеустройству и оценке земель относительно земельного участка и другие документы, на основании которых установлены сведения о земельном участке.
2. Сведения о земельном участке содержат информацию о ее владельцах, указанную в части второй статьи 30 настоящего Закона, зарегистрированные вещные права согласно данным Государственного реестра прав на недвижимое имущество.
1. Сведения о границах земельного участка вносятся в Государственный земельный кадастр:
на основании соответствующей документации по землеустройству по формированию земельных участков - в случаях, определенных статьей 79-1 Земельного кодекса Украины, при их формировании;
на основании технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) - в случае установления (восстановления) границ земельного участка по его фактическому использованию в соответствии со статьей 107 Земельного кодекса Украины и в случае изменения границ смежных земельных участков их собственниками;
на основании технической документации по землеустройству относительно проведения инвентаризации земель - по результатам инвентаризации земель;
{Абзац четвертый части первой статьи 21 в редакции Закона № 497-VIII от 02.06.2015}
на основании проектов землеустройства по организации территории земельных долей (паев) - в случае выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев).
{Часть первая статьи 21 дополнена абзацем пятым согласно Закону № 497-VIII от 02.06.2015}
2. Сведения о целевом назначении земельных участков вносятся в Государственный земельный кадастр:
а) по категории земель:
на основании соответствующей документации по землеустройству, которая разрабатывается при формировании земельных участков, - в отношении земельных участков, которые формируются;
на основании проекта землеустройства по отводу земельного участка, которым предусмотрено изменение его целевого назначения;
на основании технической документации по землеустройству относительно инвентаризации земель;
{Пункт "а" части второй статьи 21 дополнена абзацем четвертм согласно Закону № 497-VIII от 02.06.2015}
б) по виду использования земельного участка в пределах определенной категории земель:
на основании соответствующей документации по землеустройству, которая разрабатывается при формировании земельных участков, - в отношении земельных участков, которые формируются;
на основании письменного заявления владельца (пользователя) земельного участка государственной или коммунальной собственности, - в случае изменения вида использования земельного участка (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны)
на основании проекта землеустройства по отводу земельного участка, которым предусмотрено изменение его целевого назначения.
3. Сведения об экономической оценке земель вносятся в Государственный земельный кадастр на основании утвержденной технической документации по такой оценки.
4. Сведения о угодья земельного участка вносятся в Государственный земельный кадастр:
на основании соответствующей документации по землеустройству, которая разрабатывается при формировании земельных участков, - в отношении земельных участков, которые формируются;
на основании схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, проектов землеустройства по организации территории земельных долей (паев), проектов землеустройства по приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, проектов землеустройства относительно благоустройства территории населенных пунктов, технических документаций й по землеустройству относительно инвентаризации земель.
{Абзац третий части четвертой статьи 21 в редакции Закона № 497-VIII от 02.06.2015}
5. Сведения об ограничениях в использовании земель вносятся в Государственный земельный кадастр на основании схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальным единицам, проектов землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимоутв рюючи объектов, проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, проектов землеустройства по отводу земельных участков, технической документации по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре (на местности), другой документации по землеустройству.
{Часть пятая статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Закону № 497-VIII от 02.06.2015}
6. Сведения о границах части земельного участка, на которую распространяется право субаренды, сервитута, вносятся в Государственный земельный кадастр на основании технической документации по землеустройству относительно установления границ части земельного участка, на которую распространяется право субаренды, сервитута.
7. Сведения о нормативной денежной оценке земель вносятся в Государственный земельный кадастр на основании технической документации по такой оценки.
8. Сведения о границах административно-территориальных единиц вносятся в Государственный земельный кадастр на основании проектов землеустройства по установлению и изменению границ административно-территориальных единиц.
9. Сведения о распределении земель между собственниками и пользователями вносятся в Государственный земельный кадастр согласно данным Государственного реестра прав на недвижимое имущество.
10. Сведения о массив земель сельскохозяйственного назначения вносятся в Государственный земельный кадастр на основании технической документации по землеустройству относительно инвентаризации земель.
11. Сведения о бонитировки почв вносятся в Государственный земельный кадастр на основании утвержденной технической документации по бонитировке почв.
12. Сведения о государственной границе Украины вносятся в Государственный земельный кадастр на основании технической документации по землеустройству относительно определения и установления в натуре (на местности) государственной границы Украины, разработанной в соответствии с актами (международных договоров) по демаркации и делимитации государственной границы Украины.
{Часть одиннадцатая статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Закону № 497-VIII от 02.06.2015}
13. Органы государственной власти (кроме Верховной Рады Украины) и органы местного самоуправления в срок не позднее пяти рабочих дней после принятия решений об утверждении документации по землеустройству и технической документации по оценке земель, которая согласно этой статье является основанием для внесения сведений в государственного земельного кадастра, предоставляют центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, в соответствии с их компетенцией заверенные копии указанных решений для внесения соответствующей информации в Государственного земельного кадастра.
14. Документация по землеустройству и техническая документация по оценке земель подается в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, в соответствии с их полномочиями, определенных настоящим Законом, вместе с электронным документом, содержащим результаты работ по землеустройству и оценке земель .
15. Внесение сведений в Государственный земельный кадастр осуществляется в срок, не превышающий четырнадцати рабочих дней со дня получения соответствующих документов, если настоящим Законом не установлен иной срок для осуществления этих действий.
16. Сведения вносятся одновременно с документами Государственного земельного кадастра в текстовой и графической форме.
17. Представление документации по землеустройству в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, для внесения сведений в Государственный земельный кадастр осуществляется разработчиком такой документации, если иное не установлено договором на выполнение работ по землеустройству.
18. Информация о дате регистрации заявлений о внесении сведений в Государственный земельный кадастр, входящий номер, краткое содержание заявления, а также информация о последствиях его рассмотрения подлежит обнародованию на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений.
19. Внесены сведения хранятся в Государственном земельном кадастре постоянно.
1. Документация по землеустройству и оценке земель, которая является основанием для внесения сведений в Государственный земельный кадастр, подается органа, осуществляющего внесения таких сведений, а также в форме электронного документа.
2. Требования к содержанию, структуре и технических характеристик электронного документа определяются Порядком ведения Государственного земельного кадастра.
3. Электронный документ подается Государственному кадастровому регистратору, который осуществляет внесение соответствующих сведений в Государственный земельный кадастр, вместе с документацией, которая является основанием для такого внесения, в бумажном виде.
Проверка соответствия предоставленного электронного документа имеющимся данным Государственного земельного кадастра и установленным требованиям к содержанию, структуре и технических характеристик по разработке такого документа осуществляется Государственным кадастровым регистратором, уполномоченным осуществлять внесение соответствующих сведений в Государственный земельный кадастр, в течение срока, установленного статьей 21 настоящего Закона для их внесения .
1. Государственная регистрация земельного участка осуществляется при формировании путем открытия Поземельной книги на такой участок.
2. Государственная регистрация земельных участков осуществляется по месту их расположения соответствующим Государственным кадастровым регистратором центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений.
3. Государственная регистрация земельных участков осуществляется по заявлению:
лица, которому по решению органа исполнительной власти, органа местного самоуправления предоставлено разрешение на разработку документации по землеустройству, которые являются основанием для формирования земельного участка при передаче ее в собственность или пользование из земель государственной или коммунальной собственности, или уполномоченного им лица;
собственника земельного участка, пользователя земельного участка государственной или коммунальной собственности (в случае разделения или объединения ранее сформированных земельных участков) или уполномоченного ими лица;
органа исполнительной власти, органа местного самоуправления (в случае формирования земельных участков соответственно государственной или коммунальной собственности);
заказчиком технической документации по землеустройству относительно инвентаризации земель (в случае внесения в Государственный земельный кадастр по результатам проведения инвентаризации земель массива земель сельскохозяйственного назначения сведений о земельном участке, входящем в такого массива).
4. Для государственной регистрации земельного участка Государственному кадастровому регистратору, который осуществляет такую регистрацию, подаются:
заявление по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере земельных отношений;
оригинал документации по землеустройству, которая является основанием для формирования земельного участка;
документация по землеустройству, которая является основанием для формирования земельного участка в форме электронного документа.
Заявление с приложенными документами предоставляется заявителем лично или уполномоченным им лицом или направляется по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
5. Государственный кадастровый регистратор, осуществляющий государственную регистрацию земельных участков, в течение четырнадцати дней со дня регистрации заявления:
проверяет соответствие документов требованиям законодательства;
по результатам проверки осуществляет государственную регистрацию земельного участка или предоставляет заявителю мотивированный отказ в государственной регистрации.
6. Основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации земельного участка являются:
расположения земельного участка на территории действия полномочий другого Государственного кадастрового регистратора;
представление заявителем документов, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, не в полном объеме;
несоответствие представленных документов требованиям законодательства;
нахождения в пределах земельного участка, предполагается зарегистрировать, другого земельного участка или его части.
Изменение наименования акционерного общества в связи с изменением типа акционерного общества или преобразованием акционерного общества в другое хозяйственное общество не является основанием для отказа в государственной регистрации земельного участка.
7. В случае предоставления отказа на основании, определенном абзацем вторым части шестой настоящей статьи, заявителю сообщается наименование и адрес органа, к полномочиям которого относится осуществление государственной регистрации земельного участка.
8. В подтверждение государственной регистрации земельного участка заявителю бесплатно выдается выписка из Государственного земельного кадастра о земельном участке. Извлечение содержит все сведения о земельном участке, внесенные в Поземельной книги. Составной частью извлечения является кадастровый план земельного участка.
9. При осуществлении государственной регистрации земельного участка ей присваивается кадастровый номер.
10. Государственная регистрация земельного участка отменяется Государственным кадастровым регистратором, который осуществляет такую регистрацию, в случае:
разделения или объединения земельных участков;
если в течение одного года со дня осуществления государственной регистрации земельного участка вещное право на него не зарегистрировано по вине заявителя.
11. В случае отмены государственной регистрации по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящей части, Государственный кадастровый регистратор в десятидневный срок уведомляет об этом лицо, по заявлению которого осуществлена государственная регистрация земельного участка.
1. При открытии Поземельной книги сведения в нее вносятся на основании документации, которая представлена для государственной регистрации земельного участка (кроме сведений о владельцах и пользователях земельного участка).
2. Сведения об отнесении земельного участка к землям другой административно-территориальной единицы, об изменении нормативной денежной оценки земельного участка, которая состоялась в результате проведения нормативной денежной оценки земель административно-территориальных единиц, об ограничении в использовании земель, установленные законами и принятыми в соответствии с ними нормативно правовыми актами, вносятся в Поземельной книги без подачи заявлений, указанных в части третьей настоящей статьи, на основании документации, которая является основанием для внесения таких сведений, а также решений о ее утверждения (если по закону документация подлежит утверждению), представленной органом, принявшим решение о таком утверждения.
3. Изменения в сведения о земельном участке (кроме случаев, определенных в части второй настоящей статьи) вносятся в Поземельной книги по заявлению собственника или пользователя земельного участка государственной или коммунальной собственности на основании документации, предусмотренной настоящим Законом.
4. Для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра прав по целевого назначения земельного участка, состава угодий, нормативной денежной оценки, а также к сведениям о границах земельного участка (в случае их установления (восстановления) по фактическому использованию земельного участка) заявитель подает в орган, осуществляет ведение Единого государственного реестра прав:
заявление по форме, установленной Порядком ведения Государственного земельного кадастра
оригиналы документации по землеустройству, технической документации по оценке земель, согласно этому Закону является основанием для внесения таких изменений (кроме случаев изменения вида использования земельного участка в пределах определенной категории земель, согласно настоящему Закону не требует разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка )
документацию по землеустройству, на основании которой вносятся изменения в сведения Государственного земельного кадастра, в форме электронного документа (кроме случаев внесения сведений об изменении вида использования).
5. Государственный кадастровый регистратор, осуществляющий ведение Единого государственного реестра прав, в течение четырнадцати рабочих дней с даты регистрации заявления вносит в Поземельной книги информацию об изменении сведений о земельном участке или предоставляет мотивированный отказ во внесении таких сведений.
6. Отказ во внесении в Поземельной книги изменений в сведения о земельном участке предоставляется в случае, если:
земельный участок расположен на территории действия полномочий другого Государственного кадастрового регистратора;
с заявлением обратилось ненадлежащее лицо;
представленные документы не соответствуют требованиям законодательства;
заявленные сведения уже внесены в Поземельной книги.
Изменение наименования акционерного общества в связи с изменением типа акционерного общества или преобразованием акционерного общества в другое хозяйственное общество не является основанием для отказа во внесении в Поземельной книги изменений в сведения о земельном участке.
В случае предоставления отказа на основании, определенном абзацем вторым настоящей части, заявителю сообщается наименование и адрес органа, к полномочиям которого относится внесение изменений в сведения о соответствующий земельный участок.
1. В случае разделения или объединения земельных участков запись о государственной регистрации земельного участка и кадастровый номер земельного участка отменяются, а Поземельная книга на такой земельный участок закрывается.
2. В Едином на земельные участки, сформированные в результате разделения или объединения земельных участков, осуществляется запись о таком разделении или объединении с указанием отмененных кадастровых номеров земельных участков.
3. Записи об ограничении в использовании земельного участка, которая была разделена или объединена с другой, переносятся в поземельных книг на земельные участки, сформированные в результате такого разделения или объединения.
4. В случае восстановления границ земельного участка по его фактическому использованию в связи с невозможностью выявления действительных границ кадастровые номера соответствующих земельных участков не отменяются, а соответствующие изменения в сведения о границах земельных участков вносятся в поземельных книг в порядке, определенном частью четвертой статьи 26 настоящего Закона .
1. Внесение в Государственный земельный кадастр сведений об ограничениях в использовании земель осуществляется в форме:
государственной регистрации ограничений в использовании земель;
внесения в Государственный земельный кадастр сведений о границах ограничений в использовании земель, непосредственно установленных законами и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
2. Государственная регистрация ограничения в использовании земель осуществляется на основании заявления:
собственника земельного участка, пользователя земельного участка государственной или коммунальной собственности или лица, в пользу которого установлены ограничения, - об ограничениях, касающихся использования определенного земельного участка;
органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, решением которого утверждена документация по землеустройству, которая является основанием для внесения сведений об этих ограничениях в Государственный земельный кадастр, - относительно других ограничений.
3. Для государственной регистрации ограничения в использовании земель заявитель подает Государственному кадастровому регистратору, который осуществляет государственную регистрацию таких ограничений:
заявление о государственной регистрации ограничения по форме, установленной Порядком ведения Государственного земельного кадастра
документ, подтверждающий возникновение, изменение и прекращение ограничения;
электронный документ, содержащий результаты работ по землеустройству.
4. Государственная регистрация ограничения в использовании земель или мотивированный отказ в такой регистрации осуществляется в течение четырнадцати рабочих дней с даты регистрации заявления.
5. Отказ в осуществлении государственной регистрации ограничения в использовании земель предоставляется в случае, если:
ограничения по закону не подлежит государственной регистрации;
ограничения устанавливается на территории действия полномочий другого Государственного кадастрового регистратора;
с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо;
представленные документы не соответствуют требованиям законодательства;
заявленное ограничение уже зарегистрировано.
Изменение наименования акционерного общества в связи с изменением типа акционерного общества или преобразованием акционерного общества в другое хозяйственное общество не является основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации ограничения в использовании земель.
6. Внесение в Государственный земельный кадастр сведений об ограничениях в использовании земель, непосредственно установленные законами и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами, осуществляется:
в процессе государственной регистрации земельных участков и внесении изменений в сведения о них;
на основании заявления органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, решением которого утверждена документация по землеустройству, которая является основанием для внесения сведений об этих ограничениях в Государственный земельный кадастр, в порядке, определенном статьей 32 настоящего Закона.
7. В подтверждение внесения в Государственный земельный кадастр сведений об ограничениях в использовании земель заявителю бесплатно выдается выписка из Государственного земельного кадастра.
8. Внесение в Государственный земельный кадастр сведений об ограничениях в использовании земель осуществляется бесплатно.
1. Сведения о субаренде, сервитут, которые распространяются на части земельных участков, вносятся в Государственный земельный кадастр до осуществления государственной регистрации этих прав.
Сведения о субаренде, сервитут, которые распространяются на части земельных участков, вносятся в Государственный земельный кадастр на основании заявления правоприобретателя, сторон (стороны) сделки, по которым возникает право субаренды, сервитута, или уполномоченных ими лиц.
2. Для внесения в Государственный земельный кадастр сведений о границах части земельного участка, на которую распространяются права субаренды, сервитута, заявитель подает Государственному кадастровому регистратору центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений:
заявление по форме, установленной Порядком ведения Государственного земельного кадастра
документы, на основании которых возникает соответствующее право субаренды, сервитута, с указанием границ части земельного участка, на который распространяется соответствующее вещное право;
электронный документ, содержащий информацию о содержании документации по землеустройству, которая является основанием для внесения сведений в Государственный земельный кадастр, с указанием границ части земельного участка, на который распространяется соответствующее вещное право.
3. Соответствующий Государственный кадастровый регистратор в течение четырнадцати дней со дня регистрации заявления проверяет соответствие документов требованиям законодательства и по результатам проверки вносит информацию о границах соответствующей части земельного участка в Единого государственного реестра прав или предоставляет заявителю письменный мотивированный отказ в таком внесении.
4. Отказ во внесении сведений в Государственный земельный кадастр предоставляется в случае, если:
земельный участок расположен на территории действия полномочий другого Государственного кадастрового регистратора;
заявителем представлены документы, предусмотренные настоящей статьей, не в полном объеме;
представленные документы не соответствуют требованиям законодательства;
с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо.
Изменение наименования акционерного общества в связи с изменением типа акционерного общества или преобразованием акционерного общества в другое хозяйственное общество не является основанием для отказа во внесении сведений в Государственный земельный кадастр.
5. В случае предоставления отказа во внесении сведений в Государственный земельный кадастр на основании, определенном абзацем вторым части четвертой настоящей статьи, заявителю сообщается наименование и адрес органа, к полномочиям которого относится внесение соответствующих сведений в Государственный земельный кадастр.
6. Запись о внесении сведений о границах части земельного участка, на которую распространяются права субаренды, сервитута, в автоматизированном порядке исключается из Единого государственного реестра прав в случае, если в течение года со дня внесения таких сведений соответствующее право субаренды, сервитута не было зарегистрировано.
7. В подтверждение внесения в Государственный земельный кадастр сведений о границах части земельного участка, на которую распространяются права субаренды, сервитута, органом, который осуществил их внесения, заявителю бесплатно выдается выписка из Государственного земельного кадастра о земельном участке.
1. Для государственных кадастровых регистраторов информация из Государственного реестра прав на недвижимое имущество в связи с осуществлением ими полномочий, определенных этим Законом, предоставляется в электронной форме путем непосредственного доступа к этому реестру в соответствии с Законом Украины "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений".
2. Государственный регистратор прав на недвижимое имущество при проведении государственной регистрации прав на земельные участки имеет непосредственный доступ и пользуется сведениями из Государственного земельного кадастра в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
1. Сведения о границах государственной границы Украины, границы административно-территориальных единиц, нормативная денежная оценка земель, расположенных в пределах территорий административно-территориальных единиц, экономическую оценку земель, ограничения в использовании земель, установленные законами и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами, вносятся в Государственный земельный кадастр на основании решения соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении и изменении границ административно-территориальной единицы, об утверждении документации по землеустройству, документации по оценке земель, которая является основанием для внесения таких сведений.
Решение подается Государственному кадастровому регистратору, который осуществляет внесение таких сведений в Государственный земельный кадастр, вместе с электронным документом, содержащим сведения о результатах работ по землеустройству и оценке земель.
2. Внесение сведений в Государственный земельный кадастр или предоставление мотивированного отказа в таком внесении осуществляется в срок, не превышающий четырнадцати рабочих дней со дня получения соответствующей документации, если настоящим Законом не установлен иной срок для осуществления этих действий.
3. Основанием для отказа во внесении в Государственный земельный кадастр сведений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, являются:
представление документов, предусмотренных частью первой настоящей статьи, не в полном объеме;
несоответствие представленных документов требованиям законодательства.
Изменение наименования акционерного общества в связи с изменением типа акционерного общества или преобразованием акционерного общества в другое хозяйственное общество не является основанием для отказа во внесении сведений в Государственный земельный кадастр.
4. В подтверждение внесения в Государственный земельный кадастр сведений о границах государственной границы Украины, границы административно-территориальных единиц, нормативная денежная оценка земель, расположенных в пределах территорий административно-территориальных единиц, экономическую оценку земель, ограничения в использовании земель, установленные законами и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами, Государственным кадастровым регистратором бесплатно выдается органа, принявшего соответствующее решение, выписка из Государственного земельного Кадаста.
1. На официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, публикуются сведения Государственного земельного кадастра о:
а) границы административно-территориальных единиц;
б) кадастровые номера земельных участков;
в) границы земельных участков;
г) целевое назначение земельных участков;
г) распределение земель между собственниками и пользователями (форма собственности, вид вещного права);
д) ограничения в использовании земель и земельных участков;
е) сводные данные количественного и качественного учета земель;
е) нормативную денежную оценку земель и земельных участков;
ж) земельные угодья;
з) части земельного участка, на которые распространяется действие сервитута, договора субаренды земельного участка;
а) координаты поворотных точек границ объектов кадастра;
и) бонитировки почв;
и) другие сведения о земельных участках, предусмотренные статьей 15 и частью второй статьи 30 настоящего Закона, кроме сведений о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика, серию и номер паспорта гражданина Украины, место проживания, дату рождения физического лица, являются информацией с ограниченным доступом и не подлежат отражению в открытом доступе.
2. Сведения, указанные в части первой настоящей статьи, подлежат обнародованию на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, с момента их внесения в Государственный земельный кадастр.
3. Технологические и программные средства, необходимые для обнародования сведений Государственного земельного кадастра, должны обеспечивать юридическим и физическим лицам возможность анонимного просмотра, копирования и распечатки информации, в соответствии с настоящей статьей предоставляется бесплатно, на основе распространенных веб-обозревателей и редакторов, без необходимости применения специально созданных для этого технологических и программных средств, круглосуточно, без ограничений.
Просмотр, копирование и распечатка информации, указанной в пункте "й" части первой настоящей статьи, осуществляются при условии идентификации лица (физического или юридического), которая получает доступ к информации с использованием электронной цифровой подписи или иного альтернативного средства идентификации личности.
4. Орган, осуществляющий ведение Государственного земельного кадастра, по заявлению субъекта вещного права на земельный участок обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших доступ к информации об этом субъекта в Государственном земельном кадастре.
5. Поиск, просмотр, копирование и распечатка сведений из Государственного земельного кадастра, обнародованных на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, указанных в пунктах "а" - "е", "й" части первой настоящей статьи, осуществляются бесплатно, а сведений, указанных в пунктах "ж" - "и" части первой настоящей статьи, - за плату, размеры которой устанавливаются настоящим Законом.
1. В случае выявления физическим или юридическим лицом в выписке, справке из Государственного земельного кадастра, выкопировке из картографических материалов Государственного земельного кадастра технической ошибки (описка, печатная, грамматическая, арифметическая или иная ошибка), допущенной органом, осуществляющим ведение Государственного земельного кадастра, заинтересованное лицо письменно сообщает об этом центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, который проверяет соответствие сведений Государственного земельного кадастра информации, содержащейся в документах, послуживших основанием для внесения этих сведений. Если факт несоответствия подтверждено, орган, осуществляющий ведение Государственного земельного кадастра, безвозмездно исправляет допущенную ошибку в день поступления сообщения и не позднее следующего дня уведомляет об этом заинтересованных лиц.
{Абзац второй части первой статьи 37 исключен на основании Закона № 888-VIII от 10.12.2015}
2. В случае выявления технической ошибки, допущенной в записях Государственного земельного кадастра органом, осуществляющим его ведение, указанный орган в пятидневный срок письменно сообщает об этом заинтересованное лицо.
3. Исправление технических ошибок, допущенных в сведениях Государственного земельного кадастра вследствие наличия технических ошибок в документах, на основании которых были внесены такие сведения, осуществляется после исправления ошибок в указанных документах.
4. Исправление других ошибок, допущенных в сведениях Государственного земельного кадастра вследствие ошибки в документации по землеустройству, оценке земель, осуществляется после внесения изменений в такой документации.
5. Исправление ошибок в сведениях о земельном участке может осуществляться также на основании технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельных участков в натуре (на местности) или материалов инвентаризации земель или решения суда.
6. Информация об исправлении технических ошибок не позднее следующего дня со дня их исправления предоставляется в письменной форме собственникам и пользователям земельных участков, а также третьим лицам, чьи интересы касалось исправления ошибок.
1. Сведения из Государственного земельного кадастра предоставляются государственными кадастровыми регистраторами в форме:
выдержек из Государственного земельного кадастра об объекте Государственного земельного кадастра
справок, содержащих обобщенную информацию о земле (территории), по форме, установленной Порядком ведения Государственного земельного кадастра
выкопировок с картографической основы Государственного земельного кадастра, кадастровой карты (плана)
копий документов, создаваемых при ведении Государственного земельного кадастра.
Сведения из Государственного земельного кадастра, внесены или перенесены в него из Государственного реестра земель после 1 января 2013 года, предоставляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, в формах, указанных в абзацах втором - пятом части первой настоящей статьи, также администраторами центров предоставления административных услуг уполномоченными должностными лицами исполнительных органов местного самоуправления.
Пользования сведениями из Государственного земельного кадастра также может осуществляться в форме предоставления доступа к нему в режиме чтения.
Доступ в Государственный земельный кадастр в режиме чтения предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, органам и подразделениям Службы безопасности Украины, осуществляющими контрразведывательную деятельность и борьбу с терроризмом, банкам и лицам, которые в установленном законом порядке включены в Государственный реестр сертифицированных инженеров-землеустроителей , Государственный реестр оценщиков по экспертной денежной оценке земельных участков и Государственного реестра сертифицированных инженеров-геодезистов, в порядке, установленном Ка Бинет Министров Украины.
Сведения об ограничениях в использовании земельного участка предоставляются в форме выписки из Государственного земельного кадастра о земельном участке.
Выписка из Государственного земельного кадастра о земельном участке может быть выдан любым Государственным кадастровым регистратором, администратором центра предоставления административных услуг, уполномоченным должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления.
Порядок доступа нотариусов в Государственный земельный кадастр устанавливается Кабинетом Министров Украины.
{Часть первая статьи 38 с изменениями, внесенными согласно Законам № 4444-VI от 23.02.2012, № 5394-VI от 02.10.2012, № 5462-VI от 16.10.2012, № 365-VII от 02.07.2013, № 222 -VIII от 02.03.2015, № 247-VIII от 05.03.2015; в редакции Закона № 888-VIII от 10.12.2015}
2. Выписка из Государственного земельного кадастра о земельном участке содержит все сведения о земельном участке, внесенные в Поземельной книги. Составной частью извлечения является кадастровый план земельного участка, сформированный как выкопировки из кадастровой карты (плана) территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Получение выписки из Государственного земельного кадастра о земельном участке является обязательным при совершении сделок в отношении земельного участка (кроме составления завещаний).
Выписка из Государственного земельного кадастра о земельном участке выдается заявителю в день поступления заявления.
3. Сведения Государственного земельного кадастра предоставляются на платной основе, кроме случаев, определенных настоящим Законом.
Для осуществления полномочий, определенных законом, органы государственной власти и органы местного самоуправления пользуются сведениями и документами Государственного земельного кадастра относительно земель и земельных участков, расположенных на соответствующей территории, на безвозмездной основе.
Государственный кадастровый регистратор, осуществляющий ведение Государственного земельного кадастра, одновременно с государственной регистрацией земельного участка предоставляет соответствующему органу местного самоуправления, местной государственной администрации информацию о:
государственной регистрации земельного участка (дату государственной регистрации, орган, осуществивший такую регистрацию)
кадастровый номер, площадь, местоположение земельного участка;
кадастровый план зарегистрированной земельного участка в электронной (цифровой) форме.
За предоставление сведений справляется административный сбор:
а) по выписку из Государственного земельного кадастра о:
земельный участок - 0,05 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
ограничения в использовании земель - 0,055 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
земли в пределах административно-территориальных единиц - 0,06 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
б) справку, содержащую обобщенную информацию о земле (территории) - 0,06 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
в) выкопировки с картографической основы Государственного земельного кадастра, кадастровой карты (плана) - 0,03 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
г) за копию документа, создается при ведении Государственного земельного кадастра - 0,03 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
г) за поиск, просмотр, копирование и распечатка сведений из Государственного земельного кадастра о:
земельные угодья (за 1 дециметр квадратный плана масштаба 1: 2000-1: 5000 территории населенных пунктов и масштаба 1: 5000-1: 10000 за пределами населенных пунктов) - 0,065 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
части земельного участка, на который распространяется действие земельного сервитута, договора субаренды земельного участка - 0,07 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
координаты поворотных точек границ объектов кадастра (за один лист формата А4 (до 30 точек границ объектов) - 0,065 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
бонитировки почв (за 1 дециметр квадратный плана масштаба 1: 5000-1: 10000 за пределами населенных пунктов) - 0,1 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
д) за исправление технической ошибки в сведениях Государственного земельного кадастра не по вине органа, осуществляющего его ведения, - 0,13 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц.
Административный сбор взимается в соответствующем размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января календарного года, в котором предоставляется соответствующая административная услуга.
4. Порядок пользования сведениями и документами Государственного земельного кадастра устанавливается Кабинетом Министров Украины.
5. На получение сведений Государственного земельного кадастра о земельном участке имеют право:
физические и юридические лица, при условии их идентификации с использованием электронной цифровой подписи или иного альтернативного средства идентификации личности;
органы государственной власти и органы местного самоуправления для реализации своих полномочий, определенных законом.
6. Сведения Государственного земельного кадастра, которые содержат информацию, которая является государственной тайной, предоставляются в порядке и на условиях, определенных Законом Украины "О государственной тайне".
Другие сведения Государственного земельного кадастра являются открытой информацией, кроме случаев, определенных законом.
7. Для получения сведений Государственного земельного кадастра заявитель или уполномоченное им лицо подает Государственному кадастровому регистратору или другому лицу, которое в соответствии с частью первой настоящей статьи предоставляет сведения из Государственного земельного кадастра:
заявление по форме, установленной Порядком ведения Государственного земельного кадастра
документ об оплате услуг за предоставление выписки из Государственного земельного кадастра (кроме случаев, определенных этим Законом в день поступления сообщения и не позднее следующего дня уведомляет об этом заинтересованных лиц);
документ, подтверждающий полномочия действовать от имени заявителя (в случае подачи заявления уполномоченным лицом заявителя).
В случае подачи заявления органом государственной власти, органом местного самоуправления в заявлении указываются основания предоставления соответствующей информации со ссылкой на норму закона, которая предусматривает право соответствующего органа запрашивать такую информацию, а также реквизиты дела, в связи с которой возникла потребность в получении информации. Такие заявления рассматриваются во внеочередном порядке.
Заявление с приложенными документами подается заявителем или уполномоченным им лицом лично или направляется по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
Государственный кадастровый регистратор или другое лицо, которое в соответствии с частью первой настоящей статьи предоставляет сведения из Государственного земельного кадастра, в течение десяти рабочих дней с даты регистрации заявления (в случае подачи заявления о предоставлении выписки из Государственного земельного кадастра о земельном участке - в день поступления заявления) предоставляет заявителю документ, предусмотренный частью первой настоящей статьи, или предоставляет мотивированный отказ в предоставлении такого документа.
Для получения сведений из Государственного земельного кадастра о земельном участке лица и органы, указанные в абзацах втором и третьем части пятой настоящей статьи, могут подать заявление в электронной форме через Единый государственный портал административных услуг, в том числе через интегрированную с ним информационную систему центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений.
В случае подачи заявления в электронной форме оплата услуг по предоставлению сведений из Государственного земельного кадастра осуществляется с применением электронных платежных средств в соответствии с Законом Украины "О платежных системах и переводе средств в Украине".
Выдача сведений из Государственного земельного кадастра о земельном участке или мотивированного отказа в предоставлении таких сведений по желанию заявителя осуществляется Государственным кадастровым регистратором, администратором центра предоставления административных услуг, уполномоченным должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления или направлением указанными лицами по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
В случае подачи заявления в электронной форме по собственному электронной цифровой подписью (печатью) заявителя сведения из Государственного земельного кадастра о земельном участке или мотивированный отказ в предоставлении таких сведений по желанию заявителя выдаются также в форме электронного документа средствами телекоммуникационной связи.
Независимо от места, формы и способа предоставления сведений Государственного земельного кадастра дополнительные средства, кроме установленной в соответствии с законом платы за предоставление соответствующих административных услуг, не взимаются.
Отказ в предоставлении сведений из Государственного земельного кадастра предоставляется в случае, если:
в Государственном земельном кадастре отсутствуют запрашиваемые сведения;
с заявлением обратилось ненадлежащее лицо;
документы поданы не в полном объеме и / или не соответствуют требованиям, установленным законом.
Изменение наименования акционерного общества в связи с изменением типа акционерного общества или преобразованием акционерного общества в другое хозяйственное общество не является основанием для отказа в предоставлении сведений из Государственного земельного кадастра.
Формы извлечения, справки из Государственного земельного кадастра, уведомление об отказе в предоставлении сведений, а также порядок учета заявлений и запросов о получении сведений Государственного земельного кадастра устанавливаются Порядком ведения Государственного земельного кадастра.
8. Право на получение заверенных копий документов Государственного земельного кадастра и выписок из них имеют:
по документации, на основании которой внесены сведения в Единого государственного реестра прав на земельный участок, - лица, которым принадлежит вещное право на земельный участок;
относительно других документов (кроме документов, содержащих государственную тайну) - физические и юридические лица.
Получение заверенных копий документов Государственного земельного кадастра и выписок из них осуществляется в порядке, определенном частью седьмой настоящей статьи.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления имеют право на получение заверенных копий всех документов Государственного земельного кадастра и выписок из них, если это связано с осуществлением ими полномочий, установленных законом.
9. Выписка из Государственного земельного кадастра подписывается Государственным кадастровым регистратором, администратором центра предоставления административных услуг, уполномоченным должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления, нотариусом и заверяется его печатью.
10. Пользование данным Государственного земельного кадастра, обнародованным на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, осуществляется в соответствии со статьей 36 настоящего Закона
1. Финансовое обеспечение ведения и функционирования Государственного земельного кадастра осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.
1. Внесение сведений в Государственный земельный кадастр, внесение изменений в них осуществляются бесплатно.
2. За предоставление сведений из Государственного земельного кадастра взимается плата, кроме случаев, установленных настоящим Законом.
3. Предоставление сведений из Государственного земельного кадастра по обращению Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления осуществляется бесплатно.
{Часть четвертая статьи 41 исключен на основании Закона № 888-VIII от 10.12.2015}
Раздел VII
Заключительные и переходные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, кроме:
пунктов 2, 3, подпунктов "а", "г", "д" подпункта 2, подпункта "б" подпункта 3, подпунктов 4, 6 пункта 5, пунктов 6-12 раздела VII "Заключительные и переходные положения" настоящего Закона, вступают в силу со дня, следующего за днем опубликования этого Закона;
статьи 36, подпунктов "д", "е", "е" подпункта 2, абзацев первого - третьего подпункта "а", подпункта "г" подпункта 3, подпункта "а" подпункта 7 пункта 5 раздела VII "Заключительные и переходные положения" этого Закона, которые вступают в силу с 1 января 2013 года.
2. Земельные участки, право собственности (пользования) на которые возникло до 2004 года, считаются сформированными независимо от присвоения им кадастрового номера.
В случае если сведения об указанных земельные участки не внесены в Государственный реестр земель, их государственная регистрация осуществляется на основании технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) по заявлению их владельцев (пользователей земельного участка государственной или коммунальной собственности) или лица, подавшего заявление о признании наследства выморочным, если такое дело принято к производству судом.
Внесения других изменений в сведения об этих земельных участках осуществляется после государственной регистрации земельных участков.
В случае если кадастровые номера земельных участков были определены (в том числе на основании технической документации по землеустройству относительно составления документов, удостоверяющих право на земельный участок), но не присвоены до 1 января 2013 года, такие кадастровые номера считаются присвоенными, а земельные участки - зарегистрированными в Государственном земельном кадастре с момента письменного обращения заказчика документации по землеустройству, на основании которой был определен кадастровый номер земельного участка, без представления электронного документа и взыскания п ты за государственную регистрацию земельного участка, в случае если такая документация по землеустройству была утверждена до 1 января 2013 года в порядке, установленном законом.
В случае если к 1 января 2013 была разработана техническая документация по землеустройству относительно составления документов, удостоверяющих право на земельный участок, на основании решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о предоставлении или передаче земельного участка в собственность или предоставление в пользование, в том числе на условиях аренды, а сведения о такой земельный участок не внесены в Государственный реестр земель, государственная регистрация такого земельного участка осуществляется на основании указанной технической документации по землеустройству в порядке, установленном законом.
3. Установить, что в случае если на земельном участке, право собственности (пользования) на которую зарегистрировано, расположен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано, кадастровый номер на такой земельный участок присваивается по заявлению собственников такого дома на основании технической документации по землеустройству по установлению (восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности). Запрещается требовать для присвоения земельному участку кадастрового номера другие документы. Такой кадастровый номер действует с момента его присвоения.
4. В случае если земельные участки, ограничения (обременения) в их использовании зарегистрированные до вступления в силу настоящего Закона в Государственном реестре земель, сведения о таких земельных участках, ограничения (обременения) подлежат переносу в Государственный земельный кадастр в автоматизированном порядке, без подачи заявлений о это их владельцами, пользователями и без взимания платы за такой перенос.
Сведения о других объектах Государственного земельного кадастра, содержащиеся в документации по землеустройству и оценке земель, утвержденной и переданной в Государственный фонд документации по землеустройству до 1 января 2013 года, подлежат переносу в Государственный земельный кадастр на безвозмездной основе центральным органом исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере земельных отношений, и его территориальными органами в соответствии с их полномочиями.
В случае если после переноса информации о земельных участках из Государственного реестра земель в Государственный земельный кадастр выявлены ошибки в определении площадей и / или границ земельных участков (расположение в пределах земельного участка части другого земельного участка, несоответствие границ земельного участка, указанных в Государственном реестре земель, ее действительным границам, несоответствие площади земельного участка, указанной в Государственном реестре земель, ее действительной площади в связи с изменением методов подсчета (округление) присвоение нескольким земельным учас кам одинаковых кадастровых номеров), такие ошибки с согласия собственника земельного участка, пользователя земельного участка государственной или коммунальной собственности могут быть исправлены на основании технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) или по материалам инвентаризации земель. Изменение границ земельного участка при исправлении указанных ошибок допускается по письменному согласованию с лицами, которым принадлежит право собственности (а относительно земель государственной и коммунальной собственности - право пользования) на смежные земельные участки. Отсутствие согласия собственника земельного участка, пользователя земельного участка государственной или коммунальной собственности на исправление указанных ошибок не является основанием для отказа в переносе сведений о соответствующем земельном участке в Государственный земельный кадастр, предоставление сведений о земельном участке из Государственного земельного кадастра. О выявленных ошибках центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, письменно безвозмездно сообщает владельцев (пользователей) земельных участков.
5. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:
1) в Кодексе Украины об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета УССР, 1984 г.., Приложение к № 51, ст. 1122):
а) дополнить статьей 53-6 следующего содержания:
"Статья 53-6. Нарушение законодательства о Государственном земельном кадастре
Нарушение установленных законом сроков внесения сведений в Государственный земельный кадастр, предоставление таких сведений, требование не предусмотренных законом документов для внесения сведений в Государственный земельный кадастр и для предоставления таких сведений, -
влекут наложение штрафа на государственных кадастровых регистраторов от двадцати до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, -
влекут за собой наложение штрафа от пятидесяти до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан ";
б) в статье 238-1 цифры "52 - 53-5" заменить цифрами "52 - 53-6";
2) в Земельном кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г.., № 3-4, ст. 27):
а) в части первой статьи 60 слова "в пределах водоохранных зон выделяются земельные участки под" заменить словами "устанавливаются";
б) дополнить статьей 79-1 следующего содержания:
"Статья 79-1. Формирование земельного участка как объекта гражданских прав
1. Формирование земельного участка заключается в определении земельного участка как объекта гражданских прав. Формирование земельного участка предусматривает определение его площади, границ и внесение информации о нем в Государственный земельный кадастр.
2. Формирование земельных участков осуществляется:
в порядке отвода земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности;
путем разделения или объединения ранее сформированных земельных участков;
путем определения границ земельных участков государственной или коммунальной собственности по проектам землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов.
3. Сформированные земельные участки подлежат государственной регистрации в Государственном земельном кадастре.
4. Земельный участок считается сформированной с момента присвоения ему кадастрового номера.
5. Формирование земельных участков (кроме случаев, определенных в частях шестой - седьмой настоящей статьи) осуществляется по проектам землеустройства по отводу земельных участков.
6. Формирование земельных участков путем раздела и объединения ранее сформированных земельных участков, находящихся в собственности или пользовании, без изменения их целевого назначения осуществляются по технической документации по землеустройству относительно раздела и объединения земельных участков.
7. Вынесение в натуру (на местность) границ сложившейся земельного участка до его государственной регистрации осуществляется по документации по землеустройству, которая стала основанием для ее формирования.
8. В случае установления (восстановления) границ земельных участков по их фактическому использованию в связи с невозможностью выявления действительных границ, формирование новых земельных участков не осуществляется, а изменения в сведения о границах земельных участков вносятся в Государственный земельный кадастр.
9. Земельный участок может быть объектом гражданских прав исключительно с момента его формирования (кроме случаев субаренды, сервитута относительно частей земельных участков) и государственной регистрации права собственности на нее.
10. Государственная регистрация прав на земельные участки осуществляется после государственной регистрации земельных участков в Государственном земельном кадастре.
11. Государственная регистрация прав субаренды, сервитута, которые распространяются на часть земельного участка, осуществляется после внесения сведений о такой части в Государственный земельный кадастр.
12. Границы смежных земельных участков частной собственности могут быть изменены их владельцами без формирования новых земельных участков по проектам землеустройства по упорядочению существующих землевладений ";
в) часть четвертую статьи 86 исключить;
г) название, части первую и вторую статьи 110 изложить в следующей редакции:
"Статья 110. Понятие ограничения в использовании земельных участков, обременения прав на земельный участок
1. На использование собственником земельного участка или его части может быть установлено ограничение.
Право собственности на земельный участок может быть обременено правами других лиц.
2. Переход права собственности на земельный участок не прекращает установленных ограничений, обременений ";
г) статью 111 изложить в следующей редакции:
"Статья 111. Обременение прав на земельный участок, ограничения в использовании земель
1. Обременение прав на земельный участок устанавливается законом или актом уполномоченного на это органа государственной власти, должностного лица или договором путем установления запрета на пользование и / или распоряжение, в том числе путем ее отчуждения.
2. Законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, договором, решением суда могут быть установлены такие ограничения в использовании земель:
а) условие начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение установленных сроков;
б) запрет на осуществление отдельных видов деятельности;
в) запрет на изменение целевого назначения земельного участка, ландшафта;
г) условие осуществить строительство, ремонт или содержание дороги, участка дороги;
г) условие соблюдения природоохранных требований или выполнения определенных работ;
д) условия предоставлять право охоты, вылова рыбы, сбора дикорастущих растений на своем земельном участке в установленное время и в установленном порядке.
3. Обременение прав на земельные участки (кроме обременений, непосредственно установленных законом) подлежат государственной регистрации в Государственном реестре прав на недвижимое имущество в порядке, установленном законом.
4. Ограничения в использовании земель (кроме ограничений, непосредственно установленных законом и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами) подлежат государственной регистрации в Государственном земельном кадастре в порядке, установленном законом, и действуют с момента государственной регистрации.
Ограничения в использовании земель, непосредственно установленные законами и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами, действующими с момента вступления в силу нормативно-правовыми актами, которыми они были установлены.
5. Сведения об ограничениях в использовании земель указываются в проектах землеустройства по отводу земельных участков, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка, кадастровых планах земельных участков, другой документации по землеустройству. Сведения о таких ограничениях вносятся в Государственный земельный кадастр ";
д) в абзаце пятом части первой статьи 123:
слова "технической документации по землеустройству относительно составления документа, удостоверяющего право пользования земельным участком" заменить словами "технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка";
дополнить абзац предложением вторым следующего содержания: "В таком случае разработка такой документации осуществляется на основании разрешения, предоставленного органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, уполномоченным осуществлять распоряжение этим земельным участком";
е) статью 126 изложить в следующей редакции:
"Статья 126. Оформление прав на земельный участок
Право собственности, пользования земельным участком оформляется в соответствии с Законом Украины "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений»;
е) пункт "е" части первой статьи 184 исключить;
ж) часть первую статьи 193 изложить в следующей редакции:
"1. Государственный земельный кадастр - единая государственная геоинформационная система сведений о землях, расположенных в пределах границ Украины, их целевом назначении, ограничениях в их использовании, а также данные о количественной и качественной характеристике земель, их оценке, о распределении земель между собственниками и пользователями ";
с) статьи 196, 197, 202-204 изложить в следующей редакции:
"Статья 196. Состав сведений Государственного земельного кадастра
Состав сведений Государственного земельного кадастра определяется законом.
Статья 197. Кадастровое зонирование
Кадастровым зонированием является установление границ кадастровых зон и кварталов ";
"Статья 202. Государственная регистрация земельных участков
1. Государственная регистрация земельных участков осуществляется в Государственном земельном кадастре в порядке, установленном Законом.
Статья 203. Учет количества и качества земель
1. Учет количества земель - отражение в сведениях и документах данных, характеризующих каждый земельный участок, а также земли по площади и составу земельных угодий, распределение земель за собственниками, землепользователями.
2. Учет качества земель - отражение в сведениях и документах данных, характеризующих земельные угодья по природным и приобретенными свойствами, которые влияют на их производительность и экономическую ценность, а также по степени техногенного загрязнения почв.
Статья 204. Ведение Государственного земельного кадастра
Ведения Государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии с законом ";
и) в тексте Кодекса слова "административно-территориальное образование" во всех падежах и числах заменить словами "административно-территориальная единица" в соответствующем падеже и числе;
3) в Законе Украины "О землеустройстве" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003г., № 36, ст. 282; 2009, № 29, ст. 396, № 47-48, ст. 719; 2010, № 5, ст. 40; 2011, № 34, ст. 343, № 37, ст. 376):
а) в части второй статьи 25:
пункт "и" изложить в следующей редакции:
"И) техническая документация по землеустройству относительно раздела и объединения земельных участков";
дополнить пунктом "и" следующего содержания:
"Й) техническая документация по землеустройству относительно установления границ части земельного участка, на которую распространяются права субаренды, сервитута";
б) статью 26 дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Представление документации по землеустройству в центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, его территориальных органов для внесения сведений в Государственный земельный кадастр от имени заказчика документации осуществляется ее разработчиком, если иное не установлено договором";
в) дополнить статьей 55-1 следующего содержания:
"Статья 55-1. Техническая документация по землеустройству относительно установления границ части земельного участка, на которую распространяется право субаренды, сервитута
Установление границ части земельного участка, на которую распространяются права субаренды, сервитута, проводится в соответствии с топографо-геодезических и картографических материалов.
Техническая документация по землеустройству относительно установления границ части земельного участка, на которую распространяются права субаренды, сервитута, включает:
а) пояснительная записка;
б) техническое задание на составление документации, утвержденное заказчиком документации;
в) кадастровый план земельного участка с указанием границ части земельного участка, на которую распространяются права субаренды, сервитута;
г) материалы полевых геодезических работ;
г) копии документов, являющихся основанием для возникновения прав субаренды, сервитута ";
г) статью 56 изложить в следующей редакции:
"Статья 56. Техническая документация по землеустройству относительно раздела и объединения земельных участков
Техническая документация по землеустройству относительно раздела и объединения земельных участков включает:
а) пояснительная записка;
б) техническое задание на составление документации, утвержденное заказчиком документации;
в) кадастровые планы земельных участков, которые объединяются в один земельный участок, или части земельного участка, которая выделяется в отдельный земельный участок;
г) материалы полевых геодезических работ;
д) акт приема-передачи межевых знаков на хранение при разделе земельного участка по границе раздела;
д) перечень обременений прав на земельный участок, ограничений на ее использование и имеющиеся земельные сервитуты;
е) нотариально удостоверенное согласие на разделение или объединение земельного участка залогодержателей, пользователей земельного участка (в случае нахождения земельного участка в залоге, пользовании);
е) согласие собственника земельного участка, для земель государственной собственности - органа, уполномоченного осуществлять распоряжение земельным участком, на разделение или объединение земельных участков пользователем (кроме случаев раздела земельного участка в связи с приобретением права собственности на жилой дом, расположенный на ней ) ";
г) в тексте Закона слова "административно-территориальное образование" во всех падежах заменить словами "административно-территориальная единица" в соответствующем падеже и числе;
4) абзац второй части первой статьи 15 Закона Украины "Об аренде земли" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г.., № 10, ст. 102; 2008, № 48, ст. 358) изложить в следующей редакции:
"Объект аренды (кадастровый номер, местоположение и размер земельного участка)";
{Подпункт 5 пункта 5 раздела VII утратил силу на основании Закона № 5245-VI от 06.09.2012}
6) абзац третий части первой статьи 10 Закона Украины "Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2010 г., № 1, ст. 2) исключить;
7) в Законе Украины "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2010 г.., № 18, ст. 141):
а) часть первую статьи 18 дополнить пунктом 8-1 следующего содержания:
"8-1) физическим и юридическим лицам в случае безвозмездной передачи им земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов государственной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления";
б) дополнить статьей 28-1 следующего содержания:
"Статья 28-1. Взаимодействие органа государственной регистрации прав и органа, осуществляющего ведение Государственного земельного кадастра
1. Орган государственной регистрации прав предоставляет органу, осуществляющему ведение Государственного земельного кадастра, информацию о:
1) субъекта права собственности на земельный участок:
для физических лиц (граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства): фамилия, имя, отчество (при наличии); налоговый номер (кроме граждан Украины, которые по своим религиозным или другим убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (идентификационного номера), официально сообщили об этом соответствующие органы государственной власти и имеют отметку в паспорте гражданина Украины); номер и серия паспорта гражданина Украины (для граждан Украины, которые по своим религиозным или другим убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (идентификационного номера), официально сообщили об этом соответствующие органы государственной власти и имеют отметку в паспорте гражданина Украины); реквизиты документа, удостоверяющего личность владельца (номер и серия документа, дата его выдачи, сведения о субъекте, который осуществил его выдачу и т.д.);
для юридического лица (резидента и нерезидента): наименование юридического лица; налоговый номер;
для территориальной общины: сведения о территориальной общине села, поселка, города, района в городе; наименование органа местного самоуправления; налоговый номер органа местного самоуправления;
для государства: сведения о государстве Украина; наименование органа государственной власти, осуществляющий управление недвижимым имуществом; налоговый номер органа государственной власти;
2) субъекта вещного права на земельный участок:
для физического лица (гражданина Украины, иностранца, лица без гражданства): фамилия, имя, отчество (при наличии); налоговый номер (кроме граждан Украины, которые по своим религиозным или другим убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (идентификационного номера), официально сообщили об этом соответствующие органы государственной власти и имеют отметку в паспорте гражданина Украины); номер и серия паспорта гражданина Украины (для граждан Украины, которые по своим религиозным или другим убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (идентификационного номера), официально сообщили об этом соответствующие органы государственной власти и имеют отметку в паспорте гражданина Украины); реквизиты документа, удостоверяющего такое лицо (номер и серия документа, дата его выдачи, сведения о субъекте, который осуществил его выдачу и т.д.);
для юридического лица (резидента и нерезидента): наименование юридического лица; налоговый номер;
для органов местного самоуправления: наименование органа местного самоуправления; налоговый номер органа местного самоуправления;
для органов государственной власти: наименование органа государственной власти; налоговый номер органа государственной власти;
3) государственной регистрации права собственности на земельный участок, права пользования (сервитут) земельным участком, права постоянного пользования, права аренды (субаренды) земельного участка; права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) права застройки земельного участка (суперфиций);
4) дату государственной регистрации, регистрационный номер земельного участка в Государственном реестре прав на недвижимое имущество с указанием сведений о его кадастровый номер и орган, осуществивший государственную регистрацию.
2. Орган, осуществляющий ведение Государственного земельного кадастра, предоставляет органу государственной регистрации прав следующую информацию:
государственной регистрации земельного участка (дату государственной регистрации, орган, осуществивший такую регистрацию)
кадастровый номер, площадь, местоположение земельного участка;
кадастровый план зарегистрированной земельного участка в электронной (цифровой) форме.
Орган, осуществляющий ведение Государственного земельного кадастра, предоставляет органу государственной регистрации права доступа к просмотру кадастровых карт (планов) в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Информация, полученная от органа, осуществляющего ведение Государственного земельного кадастра, вносится государственным регистратором при осуществлении государственной регистрации прав на соответствующий объект в раздел Государственного реестра прав, содержащий сведения о недвижимом имуществе.
3. Порядок предоставления информации, определенной в частях первой и второй настоящей статьи, устанавливается Кабинетом Министров Украины ";
6. К 2015 году учет количества и качества земель осуществляется на основании государственной статистической отчетности в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Копии отчетов по количественному учету земель передаются на безвозмездной основе соответствующим сельским, поселковым и городским советам.
7. В государственной регистрации права государственной или коммунальной собственности на земельные участки формирования земельных участков за счет земель государственной и коммунальной собственности, определение их угодий, а также отнесение таких земельных участков к определенным категориям может осуществляться на основании технической документации по землеустройству относительно инвентаризации земель.
8. Сведения о границах административно-территориальных единиц, которые были установлены до вступления в силу Закона Украины "О землеустройстве", вносятся в Государственный земельный кадастр на основании проектов формирования территории и установления границ сельских, поселковых советов.
До принятия закона об административно-территориальном устройстве официальные наименования административно-территориальных единиц указываются в Государственном земельном кадастре в соответствии со справочником "Украина. Административно-территориальное устройство".
9. К 1 января 2013 государственная регистрация земельных участков, которые передаются в собственность из земель государственной или коммунальной собственности, осуществляется с выдачей государственных актов на право собственности на земельные участки. Регистрация государственных актов на право собственности осуществляется в книге записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли.
10. Документы, которыми было удостоверено право собственности или право постоянного пользования земельным участком, выданные до вступления в силу настоящего Закона, являются действительными.
{Пункт 11 раздела VII исключено на основании Закона № 5037-VI от 04.07.2012}
12. Кабинету Министров Украины:
1) в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:
обеспечить в пределах своих полномочий принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации настоящего Закона;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить принятие министерствами и другими центральными органами исполнительной власти нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом, а также пересмотр и отмену нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
разработать и утвердить Государственную целевую программу развития земельных отношений в Украине на период до 2020 года, в которой, в частности, предусмотреть меры по исправлению ошибок в сведениях Государственного земельного кадастра, перенесенных из Государственного реестра земель, восстановление пунктов государственной геодезической сети, проведение инвентаризации земель;
2) до 1 января 2013 года обеспечить создание единой информационной системы Государственного земельного кадастра, внесение в нее сведений о границах административно-территориальных единиц, перенос в нее записей о государственной регистрации земельных участков, ограничений (обременений) в их использовании, зарегистрированных в Государственном реестре земель.