Закон Украины Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы

Р а з д е л I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Принципы участия граждан в охране общественного порядка и государственной границы

Граждане Украины в соответствии с Конституцией Украины имеют право создавать в установленном настоящим Законом порядке общественные объединения для участия в охране общественного порядка и государственной границы, содействие органам местного самоуправления, правоохранительным органам, Государственной пограничной службе Украины и органам исполнительной власти, а также должностным лицам в предотвращении и пресечении административных правонарушений и преступлений, защите жизни и здоровья граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, а также в спа ны людей и имущества во время стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств (далее - общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы).

Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы могут быть созданы на основе общественной самодеятельности как сводные отряды общественных формирований, специализированные отряды (группы) содействие Национальной полиции и Государственной пограничной службе Украины, ассоциации общественных формирований и тому подобное.
{Часть вторая статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}



Статья 2. Правовая основа деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы

Правовой основой деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы является Конституция Украины, настоящий Закон, другие законы Украины, акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины, решения местных государственных администраций и органов местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка и государственной границы, борьбы с преступностью и административными правонарушениями, а также положения этих формирований.

Статья 3. Принципы организации и деятельности общественных формирований

Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы создаются и действуют во взаимодействии с правоохранительными органами, Государственной пограничной службой Украины, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, соблюдая принципов гуманизма, законности, гласности, добровольности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, равноправия членов этих формирований.

Координацию деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы осуществляется в соответствии местные государственные администрации и органы местного самоуправления.

Повседневная (оперативная) деятельность таких формирований организуется, направляется и контролируется соответствующими органами Национальной полиции, подразделениями Государственной пограничной службы Украины.
{Часть третья статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы не имеют права заниматься предпринимательской или иной деятельностью с целью получения прибыли.

Использование общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы Украины для выполнения задач, не предусмотренных этим Законом, запрещается.



Р а з д е л II
ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ИЗ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
Статья 4. Порядок создания общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы

Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы создаются на добровольных началах по месту работы, учебы или жительства граждан.

Решение о создании общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы принимается на собрании граждан. На собрание могут быть приглашены представители трудовых коллективов, учебных заведений, правоохранительных органов, подразделений Государственной пограничной службы Украины и общественности. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы создаются в составе не менее 10 человек.

Местные государственные администрации, органы местного самоуправления и правоохранительные органы предоставляют всяческую помощь и поддержку в создании общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.

Статья 5. Положение (устав) общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы

Общественное формирование по охране общественного порядка и государственной границы действует на основе положения (устава) о нем.

Положение (устав) общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы должно содержать:

1) название, цели, задачи общественного формирования и его юридический адрес;

2) сведения о структуре формирования и территорию, в пределах которой оно будет проводить свою деятельность;

3) определение порядка создания и деятельности руководящих и исполнительных органов (штабов, координационных советов, правлений), их полномочий;

4) условия и порядок приема граждан в общественной формирования и выбытия из него;

5) уставные права и обязанности членов общественного формирования;

6) источники поступления, порядок использования средств и другого имущества общественного формирования;

7) порядок возмещения расходов на использование частного автомототранспорта или в случае нанесения ущерба имуществу члена общественного формирования во время выполнения им своих обязанностей;

8) порядок внесения изменений и дополнений в положения (устава)

9) порядок прекращения деятельности общественного формирования и решения вопросов, связанных с его ликвидацией.

В положении (уставе) могут быть предусмотрены иные нормы, касающиеся особенностей создания и деятельности общественного формирования.

Положение (устав) согласовывается с руководством соответствующего территориального органа Национальной полиции, подразделения Государственной пограничной службы Украины, а также исполнительного органа совета, на территории которого будет действовать это общественное формирование.
{Часть четвертая статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}



Статья 6. Регистрация общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы

Общественное формирование по охране общественного порядка и государственной границы приобретает статус юридического лица с даты его государственной регистрации в порядке, определенном Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований".

Для регистрации общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы подаются решение о его создании, поддержанное соответствующим органом Национальной полиции или подразделением Государственной пограничной службы Украины, согласованное с этими органами положение (устав), информация о составе руководящего органа, а также список членов формирования.

Общественное формирование по охране общественного порядка и государственной границы в случае внесения изменений в уставные документы сообщает субъекта государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований в пятидневный срок со дня принятия такого решения.
{Статья 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015; в редакции Закона N 835-VIII от 26.11.2015}



Статья 7 исключен на основании Закона N 835-VIII от 26.11.2015

Статья 8. Прекращение деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы

Деятельность общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы может быть прекращена путем принудительного роспуска или самороспуска соответствии с законом.

В случае нарушения общественным формированием требований действующего законодательства относительно его деятельности по заявлению регистрирующего органа его деятельность может быть запрещена по решению суда в установленном законом порядке.
{Часть вторая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1697-VII от 14.10.2014}

Суд рассматривает заявление регистрирующего органа о запрете деятельности общественного формирования и принимает соответствующее решение в срок до 30 дней с момента поступления заявления в суд.
{Часть третья статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1697-VII от 14.10.2014}



Р а з д е л III
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ И ИХ ЧЛЕНОВ
Статья 9. Основные задачи общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы

Основными задачами общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы являются:

1) в сфере охраны общественного порядка:

оказания помощи органам Национальной полиции в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, предотвращении административным проступкам и преступлениям; {Абзац второй пункта 1 статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

информирование органов Национальной полиции о совершенных или готовящихся преступлениях, места концентрации преступных группировок; {Абзац третий пункта 1 статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

содействие органам Национальной полиции в выявлении и раскрытии преступлений, розыске лиц, их совершивших, защите интересов государства, предприятий, учреждений, организаций, граждан от преступных посягательств; участие в обеспечении безопасности дорожного движения и борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних; {Абзац четвертый пункта 1 статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

2) в сфере охраны государственной границы:

оказания помощи подразделениям Государственной пограничной службы Украины в выявлении и задержании лиц, нарушивших или пытаются нарушить государственную границу или проводят другую противоправную деятельность на границе;

содействие военнослужащим Государственной пограничной службы Украины в охране государственной границы, исключительной (морской) экономической зоны Украины, а также осуществление контроля за соблюдением режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу, проведение совместно с ними пропуска граждан к местам отдыха и работы;

оказания помощи подразделениям Государственной пограничной службы Украины в выявлении условий и причин, которые могут привести к преступной деятельности на границе, и принятие мер к их устранению;

участие в наблюдении за местами работы и отдыха вблизи границы и за пограничными инженерными сооружениями;

участие в мероприятиях Государственной пограничной службы Украины по профилактике нарушений или попыток нарушения государственной границы и режима в пунктах пропуска через государственную границу, незаконного перемещения через государственную границу грузов, предметов, материалов и другого имущества;

3) в случае возникновения чрезвычайных ситуаций:

оказания неотложной помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений;

участие в спасении людей и имущества, поддержании общественного порядка в случае стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств.



Статья 10. Права общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы

Для выполнения задач, определенных в настоящем Законе, общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы и их члены имеют право:

1) участвовать в обеспечении охраны общественного порядка и государственной границы вместе с полицейскими, военнослужащими Государственной пограничной службы Украины, а в сельской местности - самостоятельно путем выполнения конкретных поручений руководителя соответствующего органа Национальной полиции или подразделения Государственной пограничной службы Украины;
{Пункт 1 статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

2) принимать совместно с полицейскими меры к прекращению административных правонарушений и преступлений;
{Пункт 2 статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

3) представлять и защищать интересы своих членов в государственных органах и предприятиях, учреждениях, организациях, учебных заведениях;

4) взаимодействовать с другими органами общественной самодеятельности, участвующих в мероприятиях, направленных на:

ведение индивидуально-профилактической работы с лицами, склонными к совершению административных правонарушений и преступлений;

оказания помощи в борьбе с преступлениями в сфере экономики, налогового законодательства, а также пьянством, наркоманией, нарушениями правил торговли и в сфере благоустройства территории городов и других населенных пунктов;

охрану природы и памятников истории и культуры;

обеспечения безопасности дорожного движения;

5) вносить в органы государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности предложения по предотвращению административных правонарушений и преступлений, возникновению причин и условий, способствующих их совершению;

6) поддерживать связи с соответствующими общественными организациями других стран с целью обмена опытом работы.



Статья 11. Формы и методы работы общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы

Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы проводят свою деятельность под контролем органов Национальной полиции, подразделений Государственной пограничной службы Украины путем: {Абзац первый статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

1) общего с полицейскими, пограничниками патрулирования и выставления постов на улицах, площадях, железнодорожных вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, в местах компактного проживания граждан, расположения предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, а также в местах возможного появления нарушителей границы в пределах района, контролируемого Государственной пограничной службой Украины, пограничной полосы; участия в обеспечении охраны общественного порядка во время проведения массовых мероприятий, согласованных в случаях, предусмотренных законом, с исполнительными органами местного самоуправления;
{Пункт 1 статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

2) проведение совместно с пограничниками учитывая маршрутах возможного движения нарушителей государственной границы, мест их укрытия, транспортных средств, прилегающей к государственной границе местности с целью установления причин и условий пребывания неизвестных лиц;

3) участия в мероприятиях правоохранительных органов, направленных на борьбу с отдельными видами правонарушений.



Статья 12. Членство в общественных формированиях по охране общественного порядка и государственной границы

Членами общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы могут быть граждане Украины, достигшие 18-летнего возраста, изъявили желание участвовать в укреплении правопорядка и в охране государственной границы и способны по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять на добровольных началах взятые на себя обязательства.

Члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы могут участвовать в обеспечении правопорядка и охране государственной границы по месту регистрации этих объединений и только после прохождения соответствующей правовой и специальной подготовки в органах Национальной полиции, подразделениях Государственной пограничной службы Украины и получения в органе местного самоуправления удостоверение члена общественного формирования и нарукавной повязки, образцы которых утверждаются Кабинетом Министров Украины. Подготовка членов указанных общественных формирований осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по делам охраны государственной границы Украины.
{Часть вторая статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Законам N 662-IV от 03.04.2003, N 901-VIII от 23.12.2015}

Не могут быть членами указанных общественных формирований лица, нарушающие общественный порядок, лица, судимость с которых не снята либо не погашена в установленном законом порядке, и ранее судимые за умышленные преступления, больные хроническим алкоголизмом и наркоманией, признанные в судебном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, и иные лица в случаях, предусмотренных законами Украины.



Статья 13. Обязанности и права членов общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы

Члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы обязаны:

1) принимать активное участие в охране общественного порядка и государственной границы, пресечении административных правонарушений и преступлений и предотвращении им;

2) при исполнении обязанностей по охране общественного порядка и государственной границы иметь личное удостоверение члена общественного формирования и нарукавную повязку

3) доставлять в органы Национальной полиции, в подразделения Государственной пограничной службы Украины, штаб общественного формирования по охране общественного порядка или общественный пункт охраны порядка, помещение исполнительного органа поселкового, сельского совета лиц, совершивших административное правонарушение, с целью его прекращения, если исчерпаны другие меры воздействия, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте совершения правонарушения, если составление Протоко в обязательно;
{Пункт 3 части первой статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

4) предоставлять в пределах предоставленных им прав помощь народным депутатам Украины, представителям органов государственной власти и органов местного самоуправления в их законной деятельности, если в этом им оказывается противодействие или угрожает опасность со стороны правонарушителей.

Кроме того, члены общественных формирований, участвующих в охране государственной границы, обязаны знать:

1) местность, точное следование границ, номера и место размещения пограничных знаков на участке залога;

2) режим государственной границы и пограничный режим, действующее законодательство по этим вопросам;

3) образцы документов на право въезда и пребывания граждан Украины и других лиц в районах, контролируемых Государственной пограничной службой Украины, в пограничной полосе.

Члены общественных формирований при выполнении своих обязанностей по охране общественного порядка и государственной границы после обязательного предъявления удостоверения члена общественного формирования имеют право:

1) требовать от граждан соблюдения правопорядка, пресечение административных правонарушений и преступлений, соблюдения режима государственной границы, в том числе на территориях, граничащих с государственной границей, где пограничную полосу не определен;

2) в случае подозрения в совершении административных правонарушений и преступлений проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность;

3) совместно с полицейскими и военнослужащими Государственной пограничной службы Украины задерживать и доставлять в орган Национальной полиции, подразделения Государственной пограничной службы Украины, штаба общественного формирования по охране общественного порядка или общественного пункта охраны порядка лиц, изъявивших злостное неповиновение законным требованиям члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы и не выполняют требований о прекращении административного правонарушения;
{Пункт 3 части третьей статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

4) составлять протоколы об административных правонарушениях;

5) входить в клубы, кинотеатры, стадионов, других общественных мест и помещений с согласия собственника или уполномоченного им органа для преследования правонарушителя, скрывающегося или прекращения административных правонарушений или преступлений;

6) в случае участия совместно с пограничниками в поиске нарушителей границы с согласия граждан или собственника предприятия, учреждения, организации или уполномоченного им органа и в присутствии их представителей входить в любое время суток в жилые помещения, на территорию и в помещения предприятий, учреждений , организаций и осматривать транспортные средства;

7) в неотложных случаях использовать транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам (с их согласия), кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств, международных организаций, транспортных средств специального назначения, для доставки в лечебные учреждения лиц , находящихся в беспомощном состоянии, а также лиц, пострадавших от несчастных случаев или правонарушений и нуждающихся в срочной медицинской помощи;

8) в случае нарушения водителями Правил дорожного движения, создание реальной угрозы жизни или здоровью граждан принимать меры к прекращению этого правонарушения, осуществлять проверку документов у водителей на право пользования и управления транспортными средствами, а также не допускать лиц, не имеющих документов или находятся в состоянии опьянения, к дальнейшему управлению транспортными средствами;

9) при исполнении обязанностей члена общественного формирования использовать по собственному желанию свой или другой частный автомототранспорт с согласия собственника или лица, во владении которой он находится. Возмещение расходов за его использование в таких случаях может производиться за счет средств общественного формирования в порядке, определенном его положением (уставом)

10) вести работу среди населения по разъяснению действующего законодательства о государственной границе Украины, систему режимных мероприятий в пограничной полосе и контролируемом пограничном районе;

11) применять в установленном порядке меры физического воздействия, специальные средства индивидуальной защиты и самообороны.



Р а з д е л IV
ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ФИЗИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Статья 14. Условия и порядок применения мер физического воздействия и специальных средств

Члены общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы во время общего с полицейскими, пограничниками выполнения возложенных на них задач по охране общественного порядка и государственной границы имеют право применить меры физического воздействия, специальные средства индивидуальной защиты и самообороны, заряженные веществами слезоточивого и раздражающего действия в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Порядок приобретения, выдачи общественным формированием по охране общественного порядка и государственной границы этих специальных средств и их хранения определяется Министерством внутренних дел по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по делам охраны государственной границы Украины.
{Часть первая статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Законам N 662-IV от 03.04.2003, N 901-VIII от 23.12.2015}

О намерении применить силу и специальные средства лица предупреждаются (если позволяют обстоятельства). Без предупреждения физическая сила и специальные средства могут применяться, если возникла непосредственная угроза жизни или здоровью члена общественного формирования, другого гражданина, полицейского, военнослужащего Государственной пограничной службы Украины.
{Часть вторая статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

Не разрешается применение мер физического воздействия и специальных средств к женщинам с явными признаками беременности, лиц пожилого возраста или с выраженными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими группового нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, членов общественных формирований, полицейских, военнослужащих государственной пограничной службы Украины, или вооруженного нападения или вооруженного сопротивления.
{Часть третья статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

В случае невозможности избежать применения мер физического воздействия или специальных средств члены общественных формирований не могут превышать меры, необходимой для прекращения правонарушения, а также обязаны свести к минимуму возможность причинения вреда здоровью правонарушителя и других граждан. В случае причинения такого вреда члены общественных формирований обеспечивают оказание помощи пострадавшим в кратчайшие сроки.

О ранении или смерти правонарушителя, произошедших в результате применения мер физического воздействия и специальных средств, члены общественных формирований должны немедленно известить соответствующие органы Национальной полиции и прокуратуры, подразделения Государственной пограничной службы Украины.
{Часть пятая статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

Превышение полномочий с применением силы, а также специальных средств влечет за собой ответственность согласно закону.

Члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы, которые имеют документ разрешительного характера, выданный уполномоченным государственным органом, на приобретение, хранение и применение специальных средств самообороны, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, имеют право при исполнении своих обязанностей совместно с полицейскими или пограничниками применять собственные или выданные этими объединениями специальные средства: {Абзац первый части седьмой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

1) для самозащиты и защиты граждан от нападения и других действий, создающих угрозу их жизни или здоровью;

2) для пресечения групповых нарушений общественного порядка и государственной границы;

3) для отражения нападения на здания, помещения государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, транспортные средства, а также граждан и их личную собственность;

4) для задержания и доставки в орган Национальной полиции, подразделения Государственной пограничной службы Украины, общественного пункта охраны порядка лиц, совершивших административные правонарушения или преступления, продолжают причинять вред окружающим гражданам или оказывают сопротивление;
{Пункт 4 части седьмой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

5) для прекращения в случае необходимости сопротивления полицейским и военнослужащим Государственной пограничной службы Украины, другим лицам, выполняющим служебные или общественные обязанности по охране общественного порядка и государственной границы и борьбы с преступностью.
{Пункт 5 части седьмой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

Членам общественного формирования запрещается во время выполнения своих обязанностей по охране общественного порядка и государственной границы использовать холодное и огнестрельное оружие, в том числе охотничье, которая в соответствии с действующим законодательством находится в их личном пользовании.



Р а з д е л V
ГОСУДАРСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
Статья 15. Обязанности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, должностные лица этих органов, руководители предприятий, учреждений, организаций в пределах своей компетенции, а также граждане оказывают содействие общественным формированием в охране общественного порядка и государственной границы.

Местные государственные администрации и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации в установленном порядке рассматривают предложения общественных формирований по улучшению состояния общественного порядка и государственной границы и принимают в пределах своей компетенции соответствующие меры.

Местные государственные администрации и органы местного самоуправления совместно с органами Национальной полиции, подразделениями Государственной пограничной службы Украины организуют деятельность общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы путем привлечения их членов к проведению патрулирования и других общих мероприятий, проведение инструктажей и оперативного предоставления соответствующей информации, кроме тайной, привлечение их членов к правового обучения и ознакомления с формами и методами борьбы с правонарушениями.
{Часть третья статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}



Статья 16. Координация деятельности общественных формирований

Местные государственные администрации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции совместно с органами Национальной полиции и подразделениями Государственной пограничной службы Украины осуществляют координацию и контроль за деятельностью общественных формирований, заслушивают сообщения и отчеты руководителей указанных формирований.
{Часть первая статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

Для реализации целей и задач этих общественных формирований местные государственные администрации и органы местного самоуправления имеют право вводить за счет средств местного бюджета должности инструктора по работе с этими формированиями, начальника отряда народной дружины предприятия, учреждения, организации.

Руководство деятельностью общественных формирований осуществляют штабы, координационные советы и правления, которые формируются на выборной основе.



Статья 17. Правовые гарантии и социальная защита членов общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы

Законом гарантируется защита жизни, здоровья, чести, достоинства, имущества члена общественного формирования и членов его семьи от преступных посягательств и других противоправных действий.

Злостное неповиновение члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, а также его образа и другие действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность по закону.

В случае гибели членов общественного формирования во время выполнения ими возложенных на них задач по охране общественного порядка и государственной границы членам семьи погибшего или лицам, находящимся на его иждивении, за счет средств, выделяемых на финансирование деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы, в порядке, определенном настоящим Законом, выплачивается единовременное пособие в размере не меньше пятилетнего среднего заработка погибшего по основному месту работы, а также в соответствии с действующим законодательством назначается пенсия в связи с потерей кормильца.

В случае увечья, причиненного члену общественного формирования, или установления инвалидности, наступившей вследствие выполнения им обязанностей по охране общественного порядка и государственной границы, в порядке, определенном настоящим Законом, ему выплачивается единовременное пособие в размере от трехлетнего до пятилетнего среднего заработка и назначается пенсия по инвалидности в соответствии с законодательством. Средства, израсходованные в связи с этим для лечения члена общественного формирования, взимаются с виновного лица в установленном порядке.

За членами общественных формирований, пострадавших от преступного деяния, за исключением случая причинения такого вреда при превышении ими пределов необходимой обороны, сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата на весь период до восстановления трудоспособности или признания их в установленном порядке лицами с инвалидностью.

Единовременные пособия члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или членам его семьи, предусмотренные частями третьей и четвертой настоящей статьи, а также убытки, причиненные его имуществу или имуществу членов его семьи в связи с выполнением им обязанности " связей по охране общественного порядка и государственной границы, могут быть соответственно выплаченные или компенсированы в полном объеме за счет средств соответствующего местного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц в установленном законом порядке.

Члены указанных общественных формирований могут быть застрахованы за счет средств соответствующих местных бюджетов на случай гибели или смерти на сумму десятилетнего среднего заработка по основному месту работы, а в случае ранения, контузии, травмы или увечья, заболевания или инвалидности, произошедших в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка и государственной границы, - в размере от годовой до пятилетней средней заработной платы в зависимости от степени потери трудоспособности.



Статья 18. Меры поощрения и взыскания в отношении членов общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы

За активное участие в обеспечении охраны общественного порядка и государственной границы члены общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы поощряются органами Национальной полиции, подразделениями Государственной пограничной службы Украины, другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления путем объявления благодарности или выдачи ценного подарка или денежного вознаграждения . Кроме того, предприятия, учреждения и организации по представлению руководящих органов общественных формирований могут предоставлять членам этих объединений льготные путевки в санаторий или дом отдыха, дополнительный оплачиваемый отпуск сроком до 5 дней и другие виды поощрения и льготы, определенные собранием трудового коллектива, за счет собственных средств. По представлению руководящих органов общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы члены этих формирований, принимающих наиболее активное участие в охране общественного порядка, имеют преимущественное право на поступление в учебные заведения системы Министерства внутренних дел Украины, Национальной полиции, Государственной пограничной службы Украины, принятия на службу в органы Национальной полиции или Государственной пограничной службы Украины.
{Часть первая статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

За особые заслуги при выполнении своего общественного долга и выявление при этом мужества и героизма члены общественного формирования отмечаются в установленном порядке государственными наградами.

В указанном порядке могут поощряться другие граждане Украины, которые подают активную помощь органам Национальной полиции и подразделениям Государственной пограничной службы Украины в выполнении возложенных на них задач.
{Часть третья статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}

К членам общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, которые недобросовестно относятся к выполнению своих обязанностей, могут применяться по решению общего собрания или руководящего исполнительного органа этого объединения взыскания в виде предупреждения, выговора, исключение из членов общественного формирования.



Раздел VI
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
Статья 19. Обеспечение деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы

Органы местного самоуправления и местные государственные администрации имеют право решать вопросы обеспечения деятельности общественных формирований, предоставлять им служебные помещения, необходимый инвентарь и средства связи.

Служебные помещения предоставляются общественным формированием в месячный срок после их регистрации.

Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы могут пользоваться на договорных началах имуществом предприятий, учреждений, организаций и других собственников, в том числе транспортными средствами, инвентарем и средствами связи.

Органы Национальной полиции, подразделения Государственной пограничной службы Украины в случае необходимости могут оказывать на договорных началах общественным формированием на период их дежурства или проведения целевых мероприятий мобильные радиотехнические и специальные средства, другие предметы экипировки нарядов.
{Часть четвертая статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 901-VIII от 23.12.2015}



Р а з д е л VII
НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА общественного формирования по охране общественного порядка и государственной ГРАНИЦЫ
Статья 20. Контроль за деятельностью общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы

Контроль за деятельностью общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы осуществляется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в порядке, установленном законом.

Органы, которые проводят регистрацию указанных общественных формирований, осуществляющих контроль за соблюдением ими требований положения. Представители этих органов имеют право наблюдать за проведением общественными формированиями мероприятий, требовать необходимые документы, получать объяснение.

Контроль за источниками и размерами поступлений средств в этих общественных формирований осуществляется в соответствии с законом.

В случае нарушения финансовой дисциплины со стороны общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы оно несет ответственность согласно закону.

Статья 21. Надзор за соблюдением и применением законов общественными формированиями по охране общественного порядка и государственной границы

Надзор за соблюдением и применением законов общественными формированиями по охране общественного порядка и государственной границы осуществляется в порядке, определенном Конституцией и законами Украины.

Заключительные положения

Р а з д е л VIII

Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. Кабинету Министров Украины в месячный срок после вступления в силу настоящего Закона:

утвердить типовое положение (устав) об общественных формированиях по охране общественного порядка и государственной границы;

представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению законов Украины в соответствие с настоящим Законом;

привести свои решения в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену министерствами, другими центральными органами исполнительной власти Украины их нормативных актов, противоречащих настоящему Закону.