1. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти в своей деятельности руководствуются Конституцией Украины, этим и другими законами Украины, указами Президента Украины и постановлениями Верховной Рады Украины, принятыми в соответствии с Конституцией и законами Украины, актами Кабинета Министров Украины, другими актами законодательства Украины.
2. Организация, полномочия и порядок деятельности министерств, других центральных органов исполнительной власти определяются Конституцией Украины, этим и другими законами Украины.
3. Положения о министерствах, других центральных органах исполнительной власти утверждает Кабинет Министров Украины.
1. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти образуются, реорганизуются и ликвидируются Кабинетом Министров Украины по представлению Премьер-министра Украины.
2. Члены Кабинета Министров Украины могут вносить Премьер-министру Украины предложения о создании, реорганизации или ликвидации министерств и других центральных органов исполнительной власти.
3. Образование, реорганизация и ликвидация министерства, другого центрального органа исполнительной власти осуществляются с учетом задач Кабинета Министров Украины, а также с учетом необходимости обеспечения осуществления полномочий органов исполнительной власти и недопущения дублирования полномочий.
4. Министерство, другой центральный орган исполнительной власти образуется путем образования нового органа власти или в результате реорганизации (слияния, разделения, преобразования) одного или нескольких центральных органов исполнительной власти.
5. Министерство, другой центральный орган исполнительной власти прекращается путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации.
6. Государственная регистрация министерства, другого центрального органа исполнительной власти как юридического лица осуществляется в трехдневный срок со дня вступления в силу постановления Верховной Рады Украины о назначении министра, акта Кабинета Министров Украины о назначении руководителя другого центрального органа исполнительной власти.
Осуществление мероприятий по государственной регистрации министерства, другого центрального органа исполнительной власти как юридического лица возлагается на министра, руководителя другого центрального органа исполнительной власти.
7. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, в отношении которых вступил в силу акт Кабинета Министров Украины об их прекращении, продолжают осуществлять полномочия и функции в определенных сферах компетенции до завершения осуществления мероприятий по созданию министерства, другого центрального органа исполнительной власти, к которому переходят полномочия и функции министерства, другого центрального органа исполнительной власти, который прекращается, и возможности обеспечения осуществления им этих функций и полномочий, о чем выдается соответствующий ак Кабинета Министров Украины.
8. Актом Кабинета Министров Украины о ликвидации министерства, другого центрального органа исполнительной власти определяется орган исполнительной власти, которому передаются полномочия и функции министерства, другого центрального органа исполнительной власти, который ликвидируется.
9. Порядок осуществления мероприятий, связанных с образованием, реорганизацией или ликвидацией министерств, других центральных органов исполнительной власти, определяется Кабинетом Министров Украины.
1. Министерство является центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в одной или нескольких определенных Кабинетом Министров Украины сферах, проведение которой возложено на Кабинет Министров Украины Конституцией и законами Украины.
2. Министерство возглавляет министр Украины (далее - министр), который является членом Кабинета Министров Украины.
3. Порядок назначения на должность и освобождения от должности, прекращения полномочий в должности министра, а также статус министра как члена Кабинета Министров Украины, определяются Конституцией Украины и Законом Украины "О Кабинете Министров Украины".
1. Основными задачами министерства как органа, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в одной или нескольких сферах, являются:
1) обеспечение нормативно-правового регулирования;
2) определение приоритетных направлений развития;
3) информирование и предоставление разъяснений относительно осуществления государственной политики;
4) обобщение практики применения законодательства, разработка предложений по его совершенствованию и внесение в установленном порядке проектов законодательных актов, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины на рассмотрение Президенту Украины и Кабинета Министров Украины;
4-1) обеспечение осуществления социального диалога на отраслевом уровне;
5) осуществление иных задач, определенных законами Украины.
1. Министр как член Кабинета Министров Украины осуществляет полномочия, определенные Законом Украины "О Кабинете Министров Украины", в том числе по направлению и координации деятельности центральных органов исполнительной власти.
2. Министр как руководитель министерства:
1) возглавляет министерство, осуществляет руководство его деятельностью;
2) определяет приоритеты работы министерства и пути выполнения возложенных на него задач, утверждает планы работы министерства, отчеты об их выполнении;
3) в пределах компетенции организует и контролирует выполнение министерством Конституции Украины, законов Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины;
4) обеспечивает выполнение обязательств, взятых по международным договорам Украины;
5) вносит Премьер-министру Украины предложения относительно назначения на должности первого заместителя министра, заместителя министра;
6) утверждает положения о самостоятельных структурных подразделениях аппарата министерства;
7) вносит Кабинета Министров Украины представление об образовании в пределах предельной численности государственных служащих и работников аппарата министерства и средств, предусмотренных на содержание министерства, ликвидации, реорганизации территориальных органов министерства как юридических лиц публичного права, утверждает положения о них;
8) утверждает структуру аппарата министерства и его территориальных органов;
9) образует, ликвидирует, реорганизует по согласованию с Кабинетом Министров Украины территориальные органы министерства как структурные подразделения аппарата министерства, не имеющие статуса юридического лица;
{Пункт 10 части второй статьи 8 исключен на основании Закона № 889-VIII от 10.12.2015}
11) вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины предложения в случае мотивированного отказа Председателя Верховной Рады Автономной Республики Крым, Председателя Совета министров Автономной Республики Крым, председателя областной государственной администрации (поддержки председателем облгосадминистрации мотивированного отказа председателя районной государственной администрации) согласовать назначение руководителя территориального органа министерства , другого центрального органа исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется министром, руководителя пре ва, учреждения, организации, принадлежащей к сфере управления этого министерства, другого центрального органа исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется министром, о предоставлении Кабинетом Министров Украины согласия на назначение такого руководителя;
12) образует, ликвидирует, реорганизует предприятия, учреждения, организации, относящиеся к сфере управления этого министерства, утверждает их положения (уставы), осуществляет в пределах своих полномочий другие функции по управлению объектами государственной собственности;
{Пункт 13 части второй статьи 8 исключен на основании Закона № 889-VIII от 10.12.2015}
14) отменяет полностью или в отдельной части акты территориальных органов министерства;
15) нарушает в установленном порядке вопрос о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности первого заместителя, заместителей министра и государственного секретаря министерства;
16) нарушает в установленном порядке вопрос о присвоении ранга государственного служащего государственному секретарю министерства;
{Пункт 17 части второй статьи 8 исключен на основании Закона № 889-VIII от 10.12.2015}
{Пункт 18 части второй статьи 8 исключен на основании Закона № 889-VIII от 10.12.2015}
19) представляет министерство в публично-правовых отношениях с другими органами, предприятиями, учреждениями и организациями в Украине и за ее пределами;
{Пункт 20 части второй статьи 8 исключен на основании Закона № 889-VIII от 10.12.2015}
21) определяет обязанности первого заместителя министра, заместителей министра, распределение полномочий министра между первым заместителем министра и заместителями министра, которые они осуществляют в случае его отсутствия;
{Пункт 22 части второй статьи 8 исключен на основании Закона № 889-VIII от 10.12.2015}
23) привлекает государственных служащих и работников территориальных органов министерства, а с согласия руководителей - государственных служащих и работников министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных органов исполнительной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций к рассмотрению вопросам, относящимся к компетенции министерства;
24) принимает решение о распределении бюджетных средств, главным распорядителем которых является министерство;
25) образует комиссии, рабочие и экспертные группы;
26) созывает и проводит совещания по вопросам, относящимся к его компетенции;
27) подписывает приказы министерства;
28) дает обязательные для исполнения государственными служащими и работниками аппарата министерства поручения;
29) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Украины, этим и другими законами.
1. Министр имеет первого заместителя и заместителей, один из которых является заместителем по вопросам борьбы с коррупцией.
{Абзац второй части первой статьи 9 исключен на основании Закона № 795-VII от 27.02.2014}
2. Первый заместитель министра, заместители министра назначаются на должности и освобождаются от должностей Кабинетом Министров Украины по представлению Премьер-министра Украины в соответствии с предложениями соответствующего министра.
Предложение министра об освобождении от должности первого заместителя министра и заместителей министра должна быть внесена в случае наличия у них задолженности по уплате алиментов на содержание ребенка, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за двенадцать месяцев со дня предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению.
{Абзац части второй статьи 9 исключен на основании Закона № 795-VII от 27.02.2014}
В случае увольнения министра первый заместитель министра и замминистра освобождаются от должностей Кабинетом Министров Украины.
3. Лицо, назначаемое на должность первого заместителя министра или заместителя министра, должна соответствовать требованиям к членам Кабинета Министров Украины, предусмотренным Законом Украины "О Кабинете Министров Украины".
4. Первый заместитель министра, заместители министра дают обязательные для исполнения государственными служащими и работниками аппарата министерства и его территориальных органов (в случае образования) поручения.
5. Должности первого заместителя министра и заместителей министра относятся к политическим должностям, на которые не распространяется трудовое законодательство и законодательство о государственной службе.
6. Социальное и иное обеспечение первого заместителя министра, заместителей министра осуществляется в порядке и на условиях, определенных Законом Украины "О Кабинете Министров Украины" для членов Кабинета Министров Украины.
1. Государственный секретарь министерства является высшим должностным лицом из числа государственных служащих министерства. Государственный секретарь подотчетен и подконтролен министру.
2. Государственный секретарь министерства назначается на должность Кабинетом Министров Украины по представлению Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы сроком на пять лет с правом повторного назначения.
Отбор кандидатуры на должность государственного секретаря министерства осуществляется по результатам конкурса, проводимого в соответствии с законодательством о государственной службе.
Кандидатом на должность государственного секретаря министерства может быть гражданин Украины, имеющий высшее образование, общий стаж работы не менее семи лет, включая опыт управленческой работы не менее трех лет, и отвечает другим требованиям, определенным законом.
3. Основными задачами государственного секретаря министерства является обеспечение деятельности министерства, стабильности и преемственности в его работе, организация текущей работы, связанной с осуществлением полномочий министерства.
4. Государственный секретарь министерства в соответствии с возложенными на него задачами:
1) организует работу аппарата министерства;
2) обеспечивает подготовку предложений по выполнению задач министерства и представляет их на рассмотрение министру;
3) организует и контролирует выполнение аппаратом министерства Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, приказов министерства и поручений министра, его первого заместителя и заместителей, отчитывается об их выполнении;
4) готовит и подает министру для утверждения планы работы министерства, отчитывается об их выполнении;
5) обеспечивает реализацию государственной политики относительно государственной тайны, контроль за ее сохранением в аппарате министерства;
6) в пределах своих полномочий запрашивает и получает в установленном порядке от государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в Украине и за ее пределами безвозмездно информацию, документы и материалы, а от органов государственной статистики - статистическую информацию, необходимую для выполнения возложенных на министерство задач;
7) по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной бюджетной политики, утверждает штатное расписание и смету министерства;
8) назначает на должности и освобождает от должностей в порядке, предусмотренном законодательством о государственной службе, государственных служащих аппарата министерства, присваивает им ранги государственных служащих, принимает решение об их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности;
9) принимает на работу и увольняет с работы в порядке, предусмотренном законодательством о труде, работников аппарата министерства, принимает решение об их поощрении, привлечении к дисциплинарной ответственности;
10) назначает на должности руководителей территориальных органов министерства и их заместителей и освобождает их от должностей;
11) согласовывает в предусмотренных законом случаях назначения на должности и освобождения от должностей руководителей соответствующих структурных подразделений областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций;
12) назначает на должность и освобождает от должности руководителей предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере управления министерства;
13) привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере управления соответствующего министерства;
14) обеспечивает в установленном порядке организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и других работников министерства;
15) представляет министерство как юридическое лицо в гражданско-правовых отношениях;
16) в пределах полномочий, предусмотренных законом, дает обязательные для исполнения государственными служащими и другими работниками министерства поручения;
17) по вопросам, относящимся к его полномочиям, издает приказы организационно-распорядительного характера и контролирует их выполнение;
18) вносит представление о представлении в установленном порядке государственных служащих и других работников аппарата министерства, его территориальных органов к награждению государственными наградами Украины.
5. На время отсутствия государственного секретаря министерства или невозможности осуществления им своих полномочий по другим причинам его обязанности исполняет один из руководителей самостоятельных структурных подразделений аппарата министерства в соответствии с приказом государственного секретаря министерства.
6. Государственный секретарь Министерства обороны Украины может быть военнослужащим.
Государственный секретарь Министерства обороны Украины осуществляет полномочия, определенные частью четвертой этой статьи, кроме полномочий, которые осуществляет Министр обороны Украины, в частности:
1) утверждение структуры аппарата Министерства обороны Украины, предельной численности Генерального штаба Вооруженных Сил Украины и согласования его структуры;
2) утверждение Положения о структурных подразделениях аппарата Министерства обороны Украины, назначение на должности и освобождение от должностей их руководителей, принятие решения о присвоении им ранга государственного служащего, поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности;
3) внесение представления о представлении в установленном порядке военнослужащих, государственных служащих, работников Министерства обороны Украины и Вооруженных Сил Украины к награждению государственными наградами Украины, награждение их отличия Министерства обороны Украины, применение других видов поощрений;
4) отмена полностью или в отдельной части приказов государственного секретаря Министерства обороны Украины, актов органов военного управления, противоречащие Конституции Украины, другим актам законодательства и актов Министерства обороны Украины.
7. Государственный секретарь Министерства иностранных дел Украины является дипломатическим служащим.
Государственный секретарь Министерства иностранных дел Украины осуществляет полномочия руководителя государственной службы в отношении должностных лиц дипломатической службы, утверждает штатные расписания и сметы органов дипломатической службы.
Государственный секретарь Министерства иностранных дел Украины осуществляет полномочия, определенные частью четвертой этой статьи, кроме таких полномочий, которые осуществляет Министр иностранных дел Украины в соответствии с законом:
1) нарушение в установленном порядке вопрос о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности первого заместителя, заместителей Министра иностранных дел, Государственного секретаря Министерства иностранных дел Украины, Чрезвычайных и Полномочных Послов Украины, Чрезвычайных и Полномочных Послов Украины с резиденцией в Киеве, постоянных представителей Украины при международных организациях, представителей Украины при международных организациях, глава миссии Украины при международных организациях;
2) нарушение в установленном порядке вопрос о присвоении дипломатического ранга или ранга государственного служащего Государственному секретарю Министерства иностранных дел Украины.
1. Аппарат министерства - организационно объединенная совокупность структурных подразделений и должностей, обеспечивающих деятельность министра, а также выполнение возложенных на министерство задач.
2. Аппарат министерства возглавляет государственный секретарь министерства.
3. Аппарат министерства состоит из секретариата и самостоятельных структурных подразделений.
Структуру аппарата министерства утверждает министр.
4. Требования к формированию структуры аппарата министерства определяются Кабинетом Министров Украины.
5. Государственные служащие аппарата министерства назначаются на должность и освобождаются от должности государственным секретарем министерства в порядке, предусмотренном законодательством о государственной службе.
Работники аппарата министерства принимаются на работу и увольняются с работы государственным секретарем министерства в порядке, предусмотренном законодательством о труде.
6. Увольнение министра не может быть основанием для увольнения государственных служащих и работников аппарата министерства, кроме работников патронатной службы министра.
1. Министр имеет право на формирование патронатной службы министра в пределах предельной численности государственных служащих и работников министерства и расходов, предусмотренных на содержание министерства. Численность патронатной службы министра составляет не более десяти человек.
2. патронатной службы министра осуществляет консультирование министра, подготовку необходимых для выполнения задач министерства материалов, обеспечивает связь с должностными лицами других органов государственной власти, организации встреч и связей с общественностью, средствами массовой информации, а также выполняет другие поручения министра.
3. Министр самостоятельно определяет персональный состав патронатной службы министра. Работники патронатной службы министра назначаются на должность и освобождаются от должности государственным секретарем министерства по представлению министра, а также в связи с увольнением министра.
{Часть четвертая статьи 12 исключен на основании Закона № 889-VIII от 10.12.2015}
{Часть пятая статьи 12 исключен на основании Закона № 889-VIII от 10.12.2015}
6. Работники патронатной службы министра не имеют права давать поручения государственным служащим и работникам министерства.
7. На работников патронатной службы распространяется действие законодательства о труде с особенностями, установленными законом.
1. Территориальные органы министерства образуются как юридические лица публичного права в пределах предельной численности государственных служащих и работников министерства и средств, предусмотренных на содержание министерства, ликвидируются, реорганизуются по представлению министра Кабинетом Министров Украины.
Территориальные органы министерства могут образовываться, ликвидироваться, реорганизовываться министром как структурные подразделения аппарата министерства, не имеющие статуса юридического лица, по согласованию с Кабинетом Министров Украины.
Территориальные органы министерства образуются в случаях, когда их создание предусмотрено положением о министерстве, утвержденным Кабинетом Министров Украины.
2. Территориальные органы министерства могут образовываться в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах, районах в городах, городах областного, республиканского (Автономной Республики Крым) значения и как межрегиональные (полномочия которых распространяются на несколько административно-территориальных единиц) территориальные органы (в случае их образования).
3. Территориальные органы министерства действуют на основании положений, утверждаемых министром.
Типовое положение о территориальных органах министерства утверждается Кабинетом Министров Украины.
4. Территориальные органы министерства приобретают статус юридического лица со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей записи об их государственной регистрации в качестве юридического лица.
Территориальные органы министерства прекращаются как юридические лица со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей записи о государственной регистрации их прекращения.
5. Руководители территориальных органов министерства назначаются на должности и освобождаются от должностей государственным секретарем.
Заместители руководителей территориальных органов министерства назначаются на должности и освобождаются от должностей государственным секретарем.
Другие государственные служащие территориальных органов министерства назначаются на должности и освобождаются от должностей руководителями территориальных органов министерства.
Работники территориальных органов министерства принимаются на работу и увольняются с работы руководителями территориальных органов министерства.
6. Структура территориальных органов министерства утверждает министр.
Штатное расписание и смету территориальных органов министерства утверждает государственный секретарь министерства.
1. Для подготовки рекомендаций по выполнению задач министерства может образовываться коллегия министерства как консультативно-совещательный орган.
2. В состав коллегии входят министр (председатель коллегии), первый заместитель министра, заместители министра, государственный секретарь министерства, могут входить руководители самостоятельных структурных подразделений аппарата министерства, территориальных органов министерства, а также по согласию - представители других государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, научных и учебных заведений, общественных объединений, другие лица.
3. Периодичность проведения заседаний коллегии определяется министром.
4. Решение коллегии оформляются протоколом.
5. Решение коллегии могут быть реализованы путем издания соответствующего приказа министерства.
6. Типовое положение о коллегии министерства утверждается Кабинетом Министров Украины.
7. Для рассмотрения научных рекомендаций и проведения профессиональных консультаций по основным вопросам деятельности в министерстве могут образовываться другие постоянные или временные консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы.
8. Решение об образовании или ликвидации коллегии, других постоянных или временных консультативных, совещательных и других вспомогательных органов принимает министр.
9. Количественный и персональный состав коллегии, других консультативных, совещательных и других вспомогательных органов и положения о них утверждает министр.
1. Министерство в пределах своих полномочий, на основе и во исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины и постановлений Верховной Рады Украины, принятых в соответствии с Конституцией и законами Украины, актов Кабинета Министров Украины издает приказы, которые подписывает министр.
2. Приказы министерства, изданные в пределах его полномочий, являются обязательными для выполнения центральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, местными государственными администрациями, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами .
3. Приказы министерства нормативно-правового содержания подлежат государственной регистрации Министерством юстиции Украины и включаются в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов.
4. Приказы министерства, которые в соответствии с законом являются регуляторными актами, разрабатываются, рассматриваются, принимаются и обнародуются с учетом требований Закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности".
5. Приказы министерства, которые являются нормативно-правовыми актами, после включения в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов публикуются на государственном языке в официальных печатных изданиях.
6. Все приказы министерства публикуются на государственном языке на официальном сайте министерства в порядке, предусмотренном Законом Украины "О доступе к публичной информации".
Проекты приказов министерства, которые имеют нормативно-правовой характер, публикуются на официальном сайте министерства в соответствии с Законом Украины "О доступе к публичной информации", кроме случаев возникновения чрезвычайных ситуаций и других неотложных случаев, предусмотренных законом, когда такие проекты актов публикуются немедленно после их подготовки.
7. Положение о министерстве, которые являются нормативно-правовыми актами и прошли государственную регистрацию, вступают в силу со дня официального опубликования, если иное не предусмотрено самими актами, но не ранее дня официального опубликования.
8. Положение о министерстве или их отдельные части могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в административный суд в порядке, установленном законом.
9. Приказы министерства могут быть отменены Кабинетом Министров Украины полностью или в отдельной части.
10. Отмена приказа министерства Кабинетом Министров Украины влечет прекращение совершения любыми органами, лицами действий, направленных на выполнение отмененного приказа министерства, осуществление полномочий, определенных этим приказом.
1. Основными задачами центральных органов исполнительной власти являются:
1) предоставление административных услуг;
2) осуществление государственного надзора (контроля);
3) управление объектами государственной собственности;
4) внесение предложений по обеспечению формирования государственной политики на рассмотрение министров, которые направляют и координируют их деятельность;
5) осуществление иных задач, определенных законами Украины.
2. Центральные органы исполнительной власти могут осуществлять один или несколько определенных частью первой этой статьи задач.
В случае если большинство функций центрального органа исполнительной власти составляют функции по предоставлению административных услуг физическим и юридическим лицам, центральный орган исполнительной власти образуется как служба.
В случае если большинство функций центрального органа исполнительной власти составляют функции по управлению объектами государственной собственности, которые принадлежат к сфере его управления, центральный орган исполнительной власти образуется как агентство.
В случае если большинство функций центрального органа исполнительной власти составляют контрольно-надзорные функции за соблюдением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими и физическими лицами актов законодательства, центральный орган исполнительной власти образуется как инспекция.
1. Кабинет Министров Украины направляет и координирует деятельность центральных органов исполнительной власти через министра в порядке, определенном настоящим Законом и актами Кабинета Министров Украины.
2. Министр:
1) обеспечивает формирование государственной политики в соответствующей сфере и контролирует ее реализацию центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется ним;
2) согласовывает и представляет на рассмотрение Кабинета Министров Украины разработанные центральным органом исполнительной власти проекты законов, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины;
3) определяет приоритетные направления работы центрального органа исполнительной власти и пути выполнения возложенных на него задач, утверждает планы его работы;
{Пункт 4 части второй статьи 18 исключен на основании Закона № 889-VIII от 10.12.2015}
5) согласовывает структуру аппарата центрального органа исполнительной власти;
6) издает обязательные для выполнения центральными органами исполнительной власти приказы и поручения по вопросам, относящимся к сфере деятельности центрального органа исполнительной власти;
7) согласовывает назначение на должности и освобождение от должностей руководителей и заместителей руководителей самостоятельных структурных подразделений аппарата центрального органа исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется ним;
8) согласовывает назначение на должности и освобождение от должностей руководителей и заместителей руководителей территориальных органов центрального органа исполнительной власти;
9) согласовывает предложения руководителя центрального органа исполнительной власти по созданию, реорганизации, ликвидации его территориальных органов как юридических лиц публичного права и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины соответствующее представление;
10) согласовывает образования, реорганизации, ликвидации территориальных органов центрального органа исполнительной власти как структурных подразделений аппарата этого органа;
11) поднимает перед Кабинетом Министров Украины вопрос об отмене актов центрального органа исполнительной власти полностью или в отдельной части;
12) поручает руководителю центрального органа исполнительной власти отменить акты его территориальных органов полностью или в отдельной части, а в случае отказа отменяет акты территориальных органов центрального органа исполнительной власти полностью или в отдельной части;
13) поднимает перед Кабинетом Министров Украины вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителя центрального органа исполнительной власти и его заместителей;
14) инициирует вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей структурных подразделений аппарата центрального органа исполнительной власти, его территориальных органов и их заместителей, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере его управления;
15) инициирует вопрос о проведении служебного расследования в отношении руководителя центрального органа исполнительной власти, его заместителей, других государственных служащих и работников аппарата центрального органа исполнительной власти и его территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере его управления;
16) принимает решение о проведении проверки деятельности центрального органа исполнительной власти и его территориальных органов;
17) заслушивает отчеты о выполнении возложенных на центральный орган исполнительной власти задач и планов их работы;
18) определяет структурное подразделение аппарата министерства, отвечающего за взаимодействие с центральным органом исполнительной власти;
19) определяет должностных лиц министерства, которые включаются в состав коллегии центрального органа исполнительной власти;
20) определяет порядок обмена информацией между министерством и центральным органом исполнительной власти, периодичность ее представления;
21) решает другие вопросы, связанные с направлением и координацией деятельности центрального органа исполнительной власти.
1. Руководитель центрального органа исполнительной власти назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Украины по предложению Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы.
Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины предложения относительно кандидатуры для назначения на должность руководителя центрального органа исполнительной власти по результатам конкурса в соответствии с законодательством о государственной службе.
2. {Действие абзаца первого части второй статьи 19 остановлено на 2019 в части ограничения количества заместителей руководителя центрального органа исполнительной власти в соответствии с Законом № 2629-VIII от 23.11.2018} {Действие абзаца первого части второй статьи 19 остановлено на 2018 год в части ограничение количества заместителей руководителя центрального органа исполнительной власти в соответствии с Законом № 2246-VIII от 07.12.2017} Руководитель центрального органа исполнительной власти может иметь не более двух заместителей, которые назначаются на должность Кабинетом Министров Украины на основании предложению и Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы по результатам конкурса в соответствии с законодательством о государственной службе.
Заместители руководителя центрального органа исполнительной власти освобождаются от должности Кабинетом Министров Украины на основании предложений Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы в соответствии с законодательством о государственной службе.
Количество заместителей руководителя центрального органа исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины, определяется Кабинетом Министров Украины на основе обоснованного представления соответствующего руководителя.
3. Руководитель центрального органа исполнительной власти и его заместители являются государственными служащими.
4. Руководитель центрального органа исполнительной власти:
1) возглавляет центральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство его деятельностью;
2) в пределах компетенции организует и контролирует выполнение в аппарате центрального органа исполнительной власти и его территориальных органах Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, приказов министерств;
3) вносит на рассмотрение министра, который направляет и координирует деятельность центрального органа исполнительной власти, предложения по обеспечению формирования государственной политики в соответствующей сфере, в частности, разработаны центральным органом исполнительной власти проекты законов, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины, приказов соответствующего министерства, а также позицию по проектам, разработчиками которых являются другие министерства;
4) представляет на утверждение министру, который направляет и координирует деятельность центрального органа исполнительной власти, планы работы центрального органа исполнительной власти;
5) утверждает по согласованию с министром, который направляет и координирует деятельность центрального органа исполнительной власти, структуру аппарата центрального органа исполнительной власти;
6) обеспечивает выполнение центральным органом исполнительной власти приказов и поручений министра, который направляет и координирует деятельность центрального органа исполнительной власти по вопросам, относящимся к сфере деятельности центрального органа исполнительной власти;
7) обеспечивает взаимодействие центрального органа исполнительной власти по структурным подразделением министерства, определенным министром, который направляет и координирует деятельность центрального органа исполнительной власти, ответственным за взаимодействие с центральным органом исполнительной власти;
8) обеспечивает соблюдение установленного министром, который направляет и координирует деятельность центрального органа исполнительной власти, порядка обмена информацией между министерством и центральным органом исполнительной власти и своевременность ее представления;
9) отчитывается перед министром о выполнении планов работы центрального органа исполнительной власти и возложенных на него задач, об устранении нарушений и недостатков, выявленных при проведении проверок деятельности центрального органа исполнительной власти, его территориальных органов, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях;
10) распределяет обязанности между своими заместителями;
11) утверждает положение о самостоятельных структурных подразделениях аппарата центрального органа исполнительной власти;
12) назначает на должности и освобождает от должностей в порядке, предусмотренном законодательством о государственной службе, государственных служащих аппарата центрального органа исполнительной власти (если иное не предусмотрено законом)
13) принимает на работу и увольняет с работы в порядке, предусмотренном законодательством о труде, работников центрального органа исполнительной власти;
14) вносит министру предложения о создании в рамках предельной численности государственных служащих и работников центрального органа исполнительной власти и средств, предусмотренных на его содержание, а также по ликвидации, реорганизации Кабинетом Министров Украины территориальных органов центрального органа исполнительной власти, которые являются юридическими лицами публичного права;
15) создает в пределах предельной численности государственных служащих и работников центрального органа исполнительной власти и средств, предусмотренных на содержание центрального органа исполнительной власти, ликвидирует, реорганизует по согласованию с Кабинетом Министров Украины и министром территориальные органы центрального органа исполнительной власти как структурные подразделения аппарата этого органа;
16) назначает на должности по согласованию с соответствующим министром и председателями соответствующих местных государственных администраций, освобождает от должностей руководителей территориальных органов центрального органа исполнительной власти;
17) назначает на должности по согласованию с министром, освобождает от должностей заместителей руководителей территориальных органов центрального органа исполнительной власти;
18) образует, ликвидирует, реорганизует предприятия, учреждения, организации, утверждает их положения (уставы), в установленном порядке назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей, осуществляет в пределах своих полномочий другие функции по управлению объектами государственной собственности, которые принадлежат к сфере его управления;
19) отменяет полностью или в отдельной части акты территориальных органов центрального органа исполнительной власти;
20) обеспечивает реализацию государственной политики относительно государственной тайны, контроль за ее сохранением в аппарате центрального органа исполнительной власти;
21) обеспечивает формирование в установленном порядке кадрового резерва центрального органа исполнительной власти, организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и работников центрального органа исполнительной власти и лиц, включенных в кадровый резерв;
22) решает в установленном порядке вопросы о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих и работников аппарата центрального органа исполнительной власти, руководителей территориальных органов центрального органа исполнительной власти, присваивает им ранги государственных служащих (если иное не предусмотрено законом)
23) в установленном порядке вносит представление о представлении государственных служащих и работников аппарата центрального органа исполнительной власти, его территориальных органов к награждению государственными наградами Украины;
24) представляет в установленном порядке центральный орган исполнительной власти в отношениях с другими государственными органами, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями в Украине и за ее пределами;
25) привлекает государственных служащих и работников территориальных органов центрального органа исполнительной власти, а по договоренности с руководителями - государственных служащих и работников министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных органов исполнительной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций к рассмотрению вопросов, относящихся к компетенции центрального органа исполнительной власти;
26) представляет центральный орган исполнительной власти в отношениях с другими органами, предприятиями, учреждениями и организациями в Украине и за ее пределами;
27) образует комиссии, рабочие и экспертные группы;
28) созывает и проводит совещания по вопросам, относящимся к его компетенции;
29) подписывает приказы центрального органа исполнительной власти;
30) в пределах полномочий дает обязательные для исполнения государственными служащими и работниками аппарата центрального органа исполнительной власти и его территориальных органов поручения;
31) по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной бюджетной политики, утверждает штатное расписание и смету аппарата центрального органа исполнительной власти;
32) принимает в установленном порядке решение о распределении бюджетных средств, распорядителем которых является центральный орган исполнительной власти;
33) осуществляет иные полномочия в соответствии с этим и другими законами.
5. Заместители руководителя центрального органа исполнительной власти осуществляют полномочия в соответствии с утвержденным руководителем центрального органа исполнительной власти распределением обязанностей, если иное не предусмотрено законом.
В случае отсутствия руководителя центрального органа исполнительной власти или невозможности осуществлять им свои полномочия по другим причинам его обязанности исполняет один из заместителей в соответствии с установленным руководителем центрального органа исполнительной власти распределением обязанностей.
6. В случае возникновения у руководителя центрального органа исполнительной власти реального или потенциального конфликта интересов он обязан не позднее следующего рабочего дня письменно проинформировать об этом министра, который направляет и координирует соответствующий центральный орган исполнительной власти, кроме руководителя центрального органа исполнительной власти со специальным статусом , который обязан проинформировать в указанном случае Кабинет Министров Украины.
По результатам рассмотрения указанной информации министр, который направляет и координирует соответствующий центральный орган исполнительной власти, а в случаях возникновения конфликта интересов у руководителя центрального органа исполнительной власти со специальным статусом - Кабинет Министров Украины принимает решение об осуществлении мер по урегулированию конфликта интересов соответствующего руководителя центрального органа исполнительной власти и осуществляет контроль за их реализацией.
Примечание. Термины "реальный конфликт интересов", "потенциальный конфликт интересов" употребляются в значении, приведенном в Законе Украины "О предотвращении коррупции".
1. Аппарат центрального органа исполнительной власти - организационно объединенная совокупность структурных подразделений, обеспечивающих деятельность руководителя центрального органа исполнительной власти, а также выполнение возложенных на центральный орган исполнительной власти задач.
2. Структура аппарата центрального органа исполнительной власти утверждает руководитель центрального органа исполнительной власти по согласованию с министром, который направляет и координирует деятельность центрального органа исполнительной власти.
3. Требования к формированию структуры аппарата центрального органа исполнительной власти определяются Кабинетом Министров Украины.
4. Государственные служащие аппарата центрального органа исполнительной власти назначаются на должности и освобождаются от должностей руководителем центрального органа исполнительной власти в порядке, предусмотренном законодательством о государственной службе (если иное не предусмотрено законом).
Работники аппарата центрального органа исполнительной власти принимаются на работу и увольняются с работы в порядке, предусмотренном законодательством о труде.
5. Освобождение от должности руководителя центрального органа исполнительной власти не может быть основанием для освобождения от должностей государственных служащих и увольнения работников аппарата центрального органа исполнительной власти.
1. Территориальные органы центрального органа исполнительной власти образуются как юридические лица публичного права в пределах предельной численности государственных служащих и работников центрального органа исполнительной власти и средств, предусмотренных на его содержание, ликвидируются, реорганизуются по представлению министра, который направляет и координирует деятельность центрального органа исполнительной власти , Кабинетом Министров Украины.
Предложения о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов центрального органа исполнительной власти на рассмотрение министру вносит руководитель центрального органа исполнительной власти.
Территориальные органы центрального органа исполнительной власти могут образовываться, ликвидироваться, реорганизовываться руководителем центрального органа исполнительной власти как структурные подразделения аппарата центрального органа исполнительной власти по согласованию с министром, который направляет и координирует деятельность центрального органа исполнительной власти, и Кабинетом Министров Украины.
Территориальные органы центрального органа исполнительной власти создаются в случаях, когда их создание предусмотрено положением о центральном органе исполнительной власти, утвержденным Кабинетом Министров Украины.
Территориальные органы центральных органов исполнительной власти могут образовываться в других организационно-правовых формах в порядке, определенном законодательством.
2. Территориальные органы центрального органа исполнительной власти могут образовываться в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах, районах в городах, городах областного, республиканского (Автономной Республики Крым) значения и как межрегиональные (полномочия которых распространяются на несколько административно-территориальных единиц) территориальные органы (в случае их образования).
3. Территориальные органы центрального органа исполнительной власти действуют на основании положений, утверждаемых руководителем центрального органа исполнительной власти.
Типовое положение о территориальных органах центрального органа исполнительной власти утверждается Кабинетом Министров Украины.
4. Территориальные органы центрального органа исполнительной власти приобретают статус юридического лица со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей записи об их государственной регистрации в качестве юридического лица.
Территориальные органы центрального органа исполнительной власти прекращаются как юридические лица со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей записи о государственной регистрации их прекращения.
5. Руководители и заместители руководителей территориальных органов центрального органа исполнительной власти назначаются на должности и освобождаются от должностей руководителем центрального органа исполнительной власти в соответствии с законодательством о государственной службе.
Кандидатуры на должности руководителей территориальных органов центрального органа исполнительной власти соглашаются с председателями местных государственных администраций, если иное не предусмотрено законом.
Порядок назначения на должности руководителей территориальных органов центрального органа исполнительной владивстановлюеться Кабинетом Министров Украины.
Другие государственные служащие территориальных органов центрального органа исполнительной власти назначаются на должности и освобождаются от должностей руководителями территориальных органов центрального органа исполнительной власти.
Работники территориальных органов центрального органа исполнительной власти принимаются на работу и увольняются с работы руководителями территориальных органов центрального органа исполнительной власти.
6. Структура территориальных органов центрального органа исполнительной власти утверждает руководитель центрального органа исполнительной власти по согласованию с министром, который направляет и координирует деятельность центрального органа исполнительной власти.
Штатное расписание и смету территориальных органов центрального органа исполнительной власти утверждает руководитель центрального органа исполнительной власти.
1. Для подготовки рекомендаций по выполнению задач центрального органа исполнительной власти в центральном органе исполнительной власти может образовываться коллегия как консультативно-совещательный орган.
2. Периодичность проведения заседаний коллегии определяется руководителем центрального органа исполнительной власти.
3. Решение коллегии оформляется протоколом.
4. Решение коллегии могут быть реализованы путем издания руководителем центрального органа исполнительной власти соответствующего приказа.
5. Типовое положение о коллегии центрального органа исполнительной власти утверждается Кабинетом Министров Украины.
6. Для рассмотрения научных рекомендаций и проведения профессиональных консультаций по основным вопросам деятельности в центральном органе исполнительной власти могут образовываться другие постоянные или временные консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы.
7. Решение об образовании или ликвидации коллегии, других постоянных или временных консультативных, совещательных и других вспомогательных органов принимает руководитель центрального органа исполнительной власти.
8. Количественный и персональный состав коллегии, других постоянных или временных консультативных, совещательных и других вспомогательных органов и положения о них утверждает руководитель центрального органа исполнительной власти.
1. Центральный орган исполнительной власти в пределах своих полномочий, на основе и во исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины и постановлений Верховной Рады Украины, принятых в соответствии с Конституцией и законами Украины, актов Кабинета Министров Украины и приказов министерств издает приказы организационно-распорядительного характера, организует и контролирует их выполнение.
2. Приказы центрального органа исполнительной власти или их отдельные положения могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в административный суд в порядке, установленном законом.
3. Приказы центрального органа исполнительной власти могут быть отменены Кабинетом Министров Украины полностью или в отдельной части.
4. Приказы центрального органа исполнительной власти подлежат обязательному обнародованию в соответствии с Законом Украины "О доступе к публичной информации".
1. Антимонопольный комитет Украины, Фонд государственного имущества Украины, Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины являются центральными органами исполнительной власти со специальным статусом.
Другие центральные органы исполнительной власти со специальным статусом могут быть образованы Кабинетом Министров Украины.
2. Председатель Антимонопольного комитета Украины, Председатель Фонда государственного имущества Украины, председатель Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины назначаются на должности по представлению Премьер-министра Украины и освобождаются от должностей Верховной Радой Украины.
Заместители Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины назначаются на должности и освобождаются от должностей Кабинетом Министров Украины по представлению Премьер-министра Украины.
3. Вопросы деятельности Антимонопольного комитета Украины, Фонда государственного имущества Украины, Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины и других органов со специальным статусом в Кабинете Министров Украины представляет Премьер-министр Украины.
4. Положения настоящего Закона распространяются на Антимонопольный комитет Украины, Фонд государственного имущества Украины, Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины, другие образованные Кабинетом Министров Украины центральные органы исполнительной власти со специальным статусом, кроме случаев, когда Конституцией и законами Украины определены другие особенности организации и порядка их деятельности.
1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности министерств и других центральных органов исполнительной власти осуществляются за счет средств Государственного бюджета Украины, кроме случаев, определенных законом.
1. Условия оплаты труда государственных служащих и работников министерств, других центральных органов исполнительной власти, их материального и бытового обеспечения определяются законами Украины и актами Кабинета Министров Украины.
1. Должностные лица министерств, других центральных органов исполнительной власти несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законом.
2. Ущерб, причиненный незаконными решениями, действиями или бездействием должностных лиц министерств, других центральных органов исполнительной власти при осуществлении ими своих полномочий, возмещается за счет государства в порядке, определенном законом.
3. Государство имеет право обратного требования (регресса) к должностным лицам министерств, других центральных органов исполнительной власти, причинивших вред, в размерах и порядке, определенных законодательством.
1. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти и их территориальные органы обращаются в суд, если это необходимо для осуществления их полномочий способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины.
раздел V
Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
2. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:
1) в Гражданском кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г.., №№ 40-44, ст. 356):
абзац первый части третьей статьи 107 дополнить словами "кроме случаев, установленных законом";
часть третью статьи 111 дополнить словами "кроме случаев, установленных законом";
2) в Законе Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003г., № 31-32, ст. 263; 2006г., № 27, ст. 234, № 37, ст. 310; 2009, № 19, ст. 263; 2011, № 2-3, ст. 11):
в статье 36:
в абзаце пятом части первой слова "утвержденного решением учредителей (участников) или уполномоченного ими органа" исключить;
в части второй:
абзац второй дополнить предложением следующего содержания: "Ликвидационный баланс должен быть утвержден учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица";
дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"Ликвидационный баланс центрального органа исполнительной власти должен быть утвержден председателем ликвидационной комиссии. Нотариальное удостоверение подлинности подписей председателя и членов ликвидационной комиссии на ликвидационном балансе в этом случае не требуется";
часть четвертую статьи 37 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Передаточный акт или разделительный баланс центрального органа исполнительной власти должен быть утвержден председателем комиссии по реорганизации. Нотариальное удостоверение подлинности подписей председателя и членов комиссии по реорганизации на передаточном акте или распределительном балансе в этом случае не требуется".
3. Кабинету Министров Украины в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:
обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение нормативно-правовых актов министерств и других центральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Законом.