Закон Украины Об экологической экспертизе
Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 1. Экологическая экспертиза в Украине
Экологическая экспертиза в Украине - вид научно-практической деятельности уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, основанной на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке предпроектных, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может негативно влиять или влияет на состояние окружающей природной среды, и направлена на подготовку заключений о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружаю него природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.
{Статья 1 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1642-III от 06.04.2000, N 5456-VI от 16.10.2012}
Статья 2. Законодательство об экологической экспертизе
Отношения в области экологической экспертизы регулируются настоящим Законом, Законом Украины "Об охране окружающей природной среды" и другими актами законодательства Украины.
Статья 3. Задача законодательства об экологической экспертизе
Задачей законодательства об экологической экспертизе является регулирование общественных отношений в области экологической экспертизы для обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, защиты экологических прав и интересов граждан и государства.
Статья 4. Цель экологической экспертизы
Целью экологической экспертизы является предотвращение негативного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей среды и здоровья людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах.
Статья 5. Основные задачи экологической экспертизы
Основными задачами экологической экспертизы являются:
1) определение степени экологического риска и безопасности запланированной или осуществляемой деятельности;
2) организация комплексной, научно обоснованной оценки объектов экологической экспертизы;
3) установление соответствия объектов экспертизы требованиям экологического законодательства {Пункт 3 статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1642-III от 06.04.2000, N 3038-VI от 17.02.2011}
4) оценка влияния деятельности объектов экологической экспертизы на состояние окружающей природной среды, и качество природных ресурсов {Пункт 4 статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III от 06.04.2000}
5) оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей среды {Пункт 5 статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III от 06.04.2000}
6) подготовка объективных, всесторонне обоснованных заключений экологической экспертизы.
Статья 6. Основные принципы экологической экспертизы
Основными принципами экологической экспертизы являются:
1) обеспечение безопасной для жизни и здоровья людей окружающей природной среды;
2) сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических и социальных интересов и учета общественного мнения;
3) научная обоснованность, независимость, объективность, комплексность, вариантность, превентивность, гласность;
4) экологическая безопасность, территориально-отраслевая и экономическая целесообразность реализации объектов экологической экспертизы, запланированной или осуществляемой деятельности;
5) государственное регулирование;
6) законность.
Статья 7. Объекты экологической экспертизы
Объектами экологической экспертизы являются проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, генетически модифицированных организмов, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, негативного влияния на состояние окружающей природной среды.
{Часть первая статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1158-VI от 19.03.2009, N 3038-VI от 17.02.2011}
Экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, сложившиеся в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, имеющие значительное негативное влияние на состояние окружающей природной среды.
Военные, оборонные и другие объекты, информация о которых составляет государственную тайну, подлежат экологической экспертизе в соответствии с настоящим Законом и других специальных законодательных актов Украины.
{Статья 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III от 06.04.2000}
Статья 8. Общие требования к проведению экологической экспертизы
Документация на объекты экологической экспертизы прилагаются обоснования по обеспечению экологической безопасности запланированной или осуществляемой деятельности по комплексной эколого-экономической оценке существующего или предполагаемого воздействия на состояние окружающей среды, оценке экологического риска и с альтернативными прогнозными вариантами уменьшения этого влияния. {Часть первая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III от 06.04.2000}
Лица, которые передают документацию на объекты экологической экспертизы, в случае необходимости организуют и финансируют проведение дополнительных исследований, поисковых и экспертных работ, обеспечивающих гласность и учитывают общественное мнение относительно запланированной или осуществляемой деятельности, гарантируют достоверность предварительной оценки воздействия на окружающую среду, отображается в Заявлении об экологических последствиях деятельности. {Часть вторая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III от 06.04.2000}
Статья 9. Субъекты экологической экспертизы
Субъектами экологической экспертизы являются:
1) Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, а на территории Автономной Республики Крым - орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды, создаваемые ими специализированные учреждения, организации и эколого-экспертные подразделения или комиссии;
{Пункт 1 статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3530-VI от 16.06.2011, N 5456-VI от 16.10.2012}
{Пункт 2 статьи 9 исключен на основании Закона N 1642-III от 06.04.2000}
3) иные государственные органы, местные советы и местные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством;
4) общественные организации экологического направления или создаваемые ими специализированные формирования;
5) другие учреждения, организации и предприятия, в том числе иностранные юридические и физические лица, привлекаемые к проведению экологической экспертизы;
6) отдельные граждане в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими актами законодательства.
Статья 10. Гласность экологической экспертизы
Заказчики экологической экспертизы объектов, в процессе реализации могут негативно влиять на состояние окружающей природной среды, обязаны объявить через средства массовой информации о проведении экологической экспертизы в специальной Заявлении об экологических последствиях деятельности. {Часть первая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III от 06.04.2000}
Эколого-экспертные органы или формирования после завершения экологической экспертизы сообщают о ее выводах через средства массовой информации.
Статья 11. Участие общественности в процессе экологической экспертизы
С целью учета общественного мнения субъекты экологической экспертизы проводят публичные слушания или открытые заседания.
Участие общественности в процессе экологической экспертизы может осуществляться путем выступлений в средствах массовой информации, представления письменных замечаний, предложений и рекомендаций, включения представителей общественности в состав экспертных комиссий, групп по проведению общественной экологической экспертизы.
Подготовка заключений экологической экспертизы и принятия решений по дальнейшей реализации объекта экологической экспертизы осуществляются с учетом общественного мнения.
Р а з д е л II ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫСтатья 12. Формы экологической экспертизы
В Украине осуществляются государственная, общественная и другие экологические экспертизы.
Заключения государственной экологической экспертизы являются обязательными для исполнения. Принимая решение о дальнейшей реализации объектов экологической экспертизы, выводы государственной экологической экспертизы учитываются наравне с другими видами государственных экспертиз.
Заключения общественной и другой экологической экспертизы носят рекомендательный характер и могут быть учтены при проведении государственной экологической экспертизы, а также при принятии решений по дальнейшей реализации объекта экологической экспертизы.
Статья 13. Государственная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится эколого-экспертными подразделениями, специализированными учреждениями, организациями областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды, с привлечением других органов исполнительной власти . Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, проводит государственную экологическую экспертизу по объектам, которые касаются территории зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, и / или решение об утверждении (одобрении) которых принимается Кабинетом Министров Украины. Экспертиза проектов строительства проводится в соответствии со статьей 31 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности".
{Часть первая статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1642-III от 06.04.2000, N 1026-V от 16.05.2007, N 3038-VI от 17.02.2011, 3530-VI от 16.06.2011; в редакции Закона N 5456-VI от 16.10.2012; с изменениями, внесенными согласно Закону N 1472-VIII от 14.07.2016}
К проведению государственной экологической экспертизы могут в установленном порядке привлекаться специалисты других учреждений, организаций и предприятий, а также эксперты международных организаций.
Осуществление государственной экологической экспертизы является обязательным для видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность. Перечень видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, устанавливается Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, и центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере здравоохранения.
{Часть третья статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5456-VI от 16.10.2012}
Проведение дополнительных государственных экологических экспертиз осуществляется по инициативе заинтересованных лиц на основании договора о предоставлении эколого-экспертных услуг или по решению Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских советов.
Статья 14. Объекты государственной экологической экспертизы
Государственной экологической экспертизе подлежат:
1) государственные инвестиционные программы, проекты схем развития и размещения производительных сил, развития отдельных отраслей народного хозяйства;
2) проекты генеральных планов населенных пунктов, схем районной планировки {Пункт 2 части первой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3038-VI от 17.02.2011}
3) документация по перепрофилированию, консервации и ликвидации действующих предприятий, отдельных цехов, производств и других промышленных и хозяйственных объектов, которые могут негативно влиять на состояние окружающей природной среды, в том числе военного и оборонного назначения {Пункт 3 части первой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3038-VI от 17.02.2011}
4) проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, деятельности, может негативно влиять на состояние окружающей природной среды {Пункт 4 части первой статьи 14 с изменениями , внесенными Законом N 1642-III от 06.04.2000}
5) документация по внедрению новой техники, технологий, материалов и веществ, которые могут создать потенциальную угрозу окружающей среде {Пункт 5 части первой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III от 06.04.2000}
6) документация по генетически модифицированных организмов, предназначенных для использования в открытой системе. {Часть первую статьи 14 дополнена пунктом 6 согласно Закону N 1158-VI от 19.03.2009}
Согласно решениям Кабинета Министров Украины, Правительства Автономной Республики Крым, местных Советов или их исполнительных комитетов государственной экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, сложившиеся в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, в том числе военного и оборонного назначения, имеющих значительное негативное влияние на состояние окружающей природной среды. {Часть вторая статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III от 06.04.2000}
Статья 15. Специальные требования к документации на объекты государственной экологической экспертизы
В документации на объекты государственной экологической экспертизы должны предусматриваться:
1) комплексная эколого-экономическая оценка воздействия планируемой или осуществляемой деятельности на состояние окружающей природной среды, использования природных ресурсов, оформлена в виде отдельного тома документации и Заявления об экологических последствиях деятельности {Пункт 1 части первой статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1642-III от 06.04.2000}
2) обоснование внедрения современных, совершенных нематериальных и неэнергоемких, мало-и безотходных технологических процессов;
3) обеспечение комплексной переработки, утилизации и эффективного использования отходов производства;
4) меры по экономии водных ресурсов, обеспечения эффективной очистки всех видов сточных вод, а также их использование для технических нужд без сброса этих вод в природные водотоки и водоемы;
5) действенность и совершенство предполагаемых мероприятий по охране атмосферного воздуха от загрязнения;
6) обеспечение сохранения, охраны и воспроизводства объектов растительного и животного мира и природно-заповедного фонда;
7) обеспечение защиты населения и окружающей среды от вредного воздействия антропогенных физических, химических и биологических факторов.
Документация, подается на объекты государственной экологической экспертизы, должна быть в установленном порядке с заинтересованными органами и содержать оценку возможных социальных последствий.
Заказчики государственной экологической экспертизы обязаны подготовить Заявление об экологических последствиях деятельности и материалы, на которых она основывается.
Статья 16. Общественная экологическая экспертиза
Общественная экологическая экспертиза может осуществляться в любой сфере деятельности, требующей экологического обоснования, по инициативе общественных организаций или других общественных формирований.
Общественная экологическая экспертиза может осуществляться одновременно с государственной экологической экспертизой путем создания на добровольных началах временных или постоянных эколого-экспертных коллективов общественных организаций или других общественных формирований.
Статья 17. Другие экологические экспертизы
Другие экологические экспертизы могут осуществляться по инициативе заинтересованных юридических и физических лиц на договорной основе со специализированными эколого-экспертными органами и формированиями.
Примерный договор о предоставлении эколого-экспертных услуг утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.
Р а з д е л III ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫСтатья 18. Компетенция Верховной Рады Украины в области экологической экспертизы
К ведению Верховной Рады Украины в области экологической экспертизы относятся:
1) законодательное регулирование отношений в области экологической экспертизы.
{Пункт 2 статьи 18 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
{Пункт 3 статьи 18 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
Статья 19. Компетенция Верховной Рады Автономной Республики Крым в области экологической экспертизы
К ведению Верховной Рады Автономной Республики Крым в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства, относятся:
1) координация деятельности субъектов экологической экспертизы;
2) осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе;
3) решение других вопросов в области экологической экспертизы в пределах своей компетенции.
Статья 20. Органы управления в области экологической экспертизы
Управление в области экологической экспертизы осуществляют Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, местные советы, местные органы исполнительной власти, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, другие органы исполнительной власти в соответствии с законодательством.
{Статья 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III от 06.04.2000; в редакции Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
Статья 21. Компетенция Кабинета Министров Украины в области экологической экспертизы
Кабинет Министров Украины в области экологической экспертизы:
1) назначает проведение государственной экологической экспертизы экологических ситуаций и действующих объектов и комплексов, негативное влияние которых на состояние окружающей природной среды распространяется или может распространяться за пределы одной области или за пределы Автономной Республики Крым;
2) назначает проведение дополнительной государственной экологической экспертизы указанных в пункте 1 настоящей статьи объектов экологической экспертизы;
3) определяет порядок передачи документации на государственную экологическую экспертизу;
4) утверждает перечень видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность;
5) осуществляет и другие функции в области экологической экспертизы в пределах своей компетенции.
Статья 22. Компетенция Правительства Автономной Республики Крым в области экологической экспертизы
Правительство Автономной Республики Крым в порядке, установленном настоящим Законом и другими законодательными актами:
1) принимает решение о проведении государственной экологической экспертизы экологических ситуаций и действующих объектов и комплексов, негативное влияние которых на состояние окружающей природной среды распространяется за пределы одного района;
2) назначает проведение дополнительной государственной экологической экспертизы указанных в пункте 1 настоящей статьи объектов экологической экспертизы;
3) решает другие вопросы в области экологической экспертизы в пределах своей компетенции.
Статья 23. Компетенция местных Советов в области экологической экспертизы
Местные советы в пределах соответствующей территории в порядке, установленном настоящим Законом и другими законодательными актами:
1) принимают решение и организуют в случае необходимости проведения экологической экспертизы;
2) определяют предельные размеры отчислений на проведение экологических экспертиз из соответствующих внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды;
3) координируют деятельность субъектов экологической экспертизы;
4) способствуют информированию населения о результатах экологических экспертиз;
5) осуществляют контроль за соблюдением требований законодательства об экологической экспертизе;
6) решают другие вопросы в области экологической экспертизы в пределах своей компетенции.
Отдельные полномочия по регулированию отношений в области экологической экспертизы сельские, поселковые, городские советы могут предоставлять своим исполнительным комитетам.
{Часть вторая статьи 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5456-VI от 16.10.2012}
Статья 24. Компетенция центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, в области экологической экспертизы
К ведению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, относятся: {Абзац первый статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Закону 3530-VI от 16.06.2011}
{Пункт 1 части первой статьи 24 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
2) утверждение в установленном порядке нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области экологической экспертизы;
{Пункт 3 части первой статьи 24 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
{Пункт 4 части первой статьи 24 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
{Пункт 5 части первой статьи 24 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
{Пункт 6 части первой статьи 24 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
7) координация эколого-экспертной деятельности, осуществление методического руководства по вопросам проведения экологической экспертизы независимо от ее форм;
{Пункт 8 части первой статьи 24 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
9) осуществление иных полномочий, определенных законами Украины и возложенных на него Президентом Украины.
{Пункт 9 части первой статьи 24 в редакции Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, осуществляет возложенные на него полномочия самостоятельно и через свои органы на местах (в случае их образования), а на территории Автономной Республики Крым - через орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей природной среды.
{Статья 24 дополнена частью второй согласно Закону 3530-VI от 16.06.2011}
Статья 24-1. Компетенция центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, в области экологической экспертизы
К ведению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, относятся:
1) осуществление государственной экологической экспертизы, в том числе дополнительной;
2) создание в установленном порядке специализированных учреждений и организаций, необходимых для научно-технического обеспечения государственной экологической экспертизы;
3) привлечение специалистов и ученых к проведению государственной экологической экспертизы;
4) осуществление мероприятий по обеспечению эколого-экспертных подразделений, учреждений и организаций высококвалифицированными специалистами, совершенствование экспертной деятельности, форм и методов эколого-экспертного анализа и оценки объектов экологической экспертизы;
5) обобщение практики проведения экологической экспертизы, применения новейших форм и методов эколого-экспертного анализа и оценки;
6) осуществление иных полномочий, определенных законами Украины и возложенных на него Президентом Украины. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, осуществляет возложенные на него полномочия самостоятельно и через свои органы на местах (в случае их образования), а на территории Автономной Республики Крым - через орган исполнительной власти Автономной Республики Крым вопросам охраны окружающей природной среды.
{Закон дополнен статьей 24-1 в соответствии с Законом N 5456-VI от 16.10.2012}
Статья 24-2. Компетенция центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов
Государственный надзор (контроль) за выполнением центральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления делегированных им полномочий органов исполнительной власти, за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности и хозяйствования, гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства, а также юридическими лицами - нерезидентами требований выводов государственной экологической экспертизы осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.
{Закон дополнен статьей 24-2 в соответствии с Законом N 5456-VI от 16.10.2012}
Статья 25. Компетенция уставных органов объединений граждан и других общественных формирований в области экологической экспертизы
Компетенция уставных органов объединений граждан и других общественных формирований в области экологической экспертизы определяется их уставными документами в соответствии с законодательством Украины.
Статья 26. Экспертные и консультативные советы экологической экспертизы
Экспертные и консультативные советы экологической экспертизы могут образовываться на добровольных началах при государственных эколого-экспертных органах, объединениях граждан и других формированиях из работников научно-исследовательских учреждений, вузов, высококвалифицированных специалистов - практиков народного хозяйства, представителей общественности и средств массовой информации.
Типовое положение об экспертных и консультативные советы экологической экспертизы утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.
Р а з д е л IV СТАТУС ЭКСПЕРТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫСтатья 27. Эксперт экологической экспертизы
Экспертом экологической экспертизы может быть специалист, имеющий высшее образование, соответствующую специальность, квалификацию и профессиональные знания, владеющий навыками анализа экспертной информации и методикой эколого-экспертной оценки, а также практический опыт в соответствующей отрасли не менее трех лет.
Статья 28. Права эксперта государственной экологической экспертизы
Эксперт государственной экологической экспертизы имеет право:
1) получать по своему требованию сведения и материалы, необходимые для проведения экологической экспертизы;
2) ставить вопрос об отклонении представленных на экологическую экспертизу материалов, которые не отвечают требованиям природоохранного законодательства, экологическим стандартам и нормативам и учет которых требует дополнительных исследований, поисковых работ или выделения дополнительных капиталовложений;
3) вносить предложения о привлечении к проведению экологической экспертизы высококвалифицированных специалистов, ученых, создание надлежащей материально-технической и информационной базы;
4) на изложение особого мнения относительно выводов проведенной экологической экспертизы.
Статья 29. Обязанности эксперта экологической экспертизы
Эксперт экологической экспертизы обязан:
1) соблюдать установленные сроки и порядок осуществления экологической экспертизы, норм и требований законодательства об охране окружающей природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
2) обеспечивать всестороннее, комплексное, объективное, качественное и эффективное проведение экологической экспертизы;
3) своевременно готовить обоснованные и объективные выводы;
4) обосновывать предложения о возвращении документации на объекты экологической экспертизы на доработку;
5) вносить соответствующие предложения по совершенствованию форм и методов проведения экологической экспертизы;
6) заявлять самоотвод при наличии личной заинтересованности в отношении конкретного объекта экологической экспертизы.
Статья 30. Гарантии независимости эксперта экологической экспертизы
Независимость эксперта экологической экспертизы обеспечивается:
1) проведением экологической экспертизы в установленном законодательством порядке;
2) выполнением эколого-экспертных функций в соответствии с требованиями законодательства независимо от предписаний должностных лиц государственных органов, объединений граждан и других формирований;
3) свободой выбора форм и методов эколого-экспертного анализа и оценки и изложения личного мнения по вопросам проведенного анализа;
4) запретом вмешиваться кому-либо в проведение экологической экспертизы, за исключением случаев нарушения экспертом требований законодательства;
5) защиты нарушенных прав эксперта в установленном законодательством порядке.
Р а з д е л V ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫСтатья 31. Права заказчиков экологической экспертизы
Заказчики экологической экспертизы имеют право:
1) возбуждать соответствующие ходатайства и получать консультации;
2) предоставлять субъектам экологической экспертизы письменные или устные объяснения, замечания, предложения по объектам экологической экспертизы или с отдельных решений и обоснований;
3) знакомиться с выводами экологической экспертизы;
4) ходатайствовать о проведении дополнительной экологической экспертизы;
5) получать информацию о ходе проведения экологической экспертизы;
6) осуществлять и другие функции в области экологической экспертизы в порядке, установленном законодательством.
Статья 32. Обязанности заказчиков экологической экспертизы
Заказчики экологической экспертизы обязаны:
1) представлять на экологическую экспертизу необходимые материалы на объекты экологической экспертизы и выводы относительно предыдущей оценки их влияния на окружающую среду {Пункт 1 статьи 32 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III от 06.04.2000}
2) содействовать субъектам экологической экспертизы в объективном и комплексном рассмотрении объектов экологической экспертизы и их научно обоснованной оценке;
3) предоставлять субъектам экологической экспертизы необходимы дополнительные сведения и материалы;
4) своевременно вносить в документации на объекты экологической экспертизы необходимые коррективы и изменения, не требующие конструктивных исследований и расчетов, оплачивать выполненные эколого-экспертные работы по договорам;
5) выполнять требования заключений экологической экспертизы;
6) решать другие вопросы в соответствии с законодательством Украины.
Р а з д е л VI ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫСтатья 33. Процедура проведения экологической экспертизы
Процедура проведения экологической экспертизы предусматривает решение эколого-экспертными органами или формированиями задач экспертного исследования и оценку объектов экологической экспертизы, подготовку обоснованного объективного эколого-экспертного заключения.
Процедура проведения экологической экспертизы предусматривает:
1) проверку наличия и полноты необходимых материалов и реквизитов на объекты экологической экспертизы и создание эколого-экспертных комиссий в соответствии с требованиями законодательства;
2) аналитическая обработка материалов экологической экспертизы, в случае необходимости натурные обследования и проведения на их основе сравнительного анализа и частных оценок степени экологической безопасности, достаточности и эффективности экономических обоснований деятельности объектов экологической экспертизы;
3) обобщение отдельных экспертных исследований полученной информации и последствий деятельности объектов экспертизы, подготовку заключения экологической экспертизы и представление его заинтересованным органам и лицам.
Статья 34. Условия и основания проведения государственной экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза проводится в случае:
1) имеющейся или возможной потенциальной опасности объектов экологической экспертизы для окружающей среды {Пункт 1 части первой статьи 34 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III от 06.04.2000}
2) принятия соответствующего решения Кабинетом Министров Украины, Правительством Автономной Республики Крым, местными Советами или их исполнительными комитетами, судом и правоохранительными органами в соответствии с законодательством;
3) обусловленности общегосударственными экологическими интересами.
Государственная экологическая экспертиза видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, проводится после объявления заказчиком через средства массовой информации Заявления об экологических последствиях деятельности и представления эколого-экспертным органам комплекта документов с обоснованием оценки воздействия на окружающую среду.
Порядок передачи документации на государственную экологическую экспертизу определяется Кабинетом Министров Украины.
Статья 35. Заявление об экологических последствиях деятельности
Заявление об экологических последствиях деятельности должна содержать сведения о:
а) планируемой деятельности, цели и путях ее осуществления;
б) существенные факторы, которые влияют или могут влиять на состояние окружающей природной среды с учетом возможности возникновения чрезвычайных экологических ситуаций;
в) количественные и качественные показатели оценки уровней экологического риска планируемой деятельности, а также меры, гарантирующие осуществление деятельности в соответствии с экологическими стандартами и нормативами;
г) информирование общественности о планируемой деятельности, ее цель и пути ее осуществления.
{Статья 35 в редакции Закона N 254-IV от 28.11.2002}
Статья 36. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду
В материалах оценки воздействия на окружающую среду планируемой или осуществляемой деятельности обосновываются ее целесообразность и способы реализации, возможные альтернативные варианты, характеристика состояния окружающей среды территории, виды и уровни воздействия на него в нормальных и экстремальных условиях, возможные изменения его качественного состояния, эколого -экономические последствия деятельности, меры по уменьшению уровня экологического риска и обеспечения требований экологической безопасности.
Статья 37. Пути проведения государственной экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза проводится путем:
1) анализа и оценки объектов экологической экспертизы - группами специалистов эколого-экспертных подразделений или специализированных учреждений и организаций центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, областных, Киевской, Севастопольской городских государственных администраций, а на территории Автономной Республики Крым - органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды, с привлечением других органов исполнительной власти;
{Пункт 1 статьи 37 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1642-III от 06.04.2000, N 5456-VI от 16.10.2012}
2) эколого-экспертных исследований и оценки объектов экологической экспертизы - специально создаваемыми комиссиями с привлечением специалистов - практиков и ученых других предприятий, учреждений и организаций;
{Пункт 3 части первой статьи 37 исключено ан основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
4) привлечение на договорных началах других специализированных организаций для предварительного экспертного рассмотрения и подготовки соответствующих предложений.
Экспертиза проектов строительства проводится в соответствии со статьей 31 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности".
{Статья 37 дополнена частью второй согласно Закону N 1026-V от 16.05.2007; в редакции Закона N 3038-VI от 17.02.2011}
Статья 38. Сроки проведения государственной экологической экспертизы
Предельные сроки проведения государственной экологической экспертизы объектов:
1) группами специалистов эколого-экспертных подразделений, учреждений или организаций центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, областных, Киевской, Севастопольской городских государственных администраций, а на территории Автономной Республики Крым - органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей природной среды, с привлечением других органов исполнительной власти - до 45 календарных дней с продлением в случае необходимости до 60 дней, а в исключения вых случаях, в зависимости от сложности проблемы, - до 120 дней
{Пункт 1 части первой статьи 38 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5456-VI от 16.10.2012}
2) специально созданными специализированными организациями - до 90 календарных дней;
{Пункт 2 части первой статьи 38 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5456-VI от 16.10.2012}
3) по доработанными материалами согласно выводам предварительной экологической экспертизы - до 30 календарных дней.
Началом государственной экологической экспертизы считается день подачи эколого-экспертной органа комплекта необходимых материалов и документов, а в случае необходимости - и дополнительной научно-исследовательской информации по тем вопросам, которые возникли во время проведения экспертизы.
Статья 39. Заключения государственной экологической экспертизы
Заключения государственной экологической экспертизы должны содержать оценку экологической допустимости и возможности принятия решений относительно объекта экологической экспертизы и учитывать социально-экономические последствия.
Положительные заключения государственной экологической экспертизы после утверждения их центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды является основанием для открытия финансирования проектов и программ или деятельности.
{Часть вторая статьи 39 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3530-VI от 16.06.2011, N 5456-VI от 16.10.2012}
Реализация проектов и программ или деятельности без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается.
В случае отрицательной оценки объектов государственной экологической экспертизы заказчик обязан обеспечить их доработку в соответствии с требованиями эколого-экспертного заключения и своевременную передачу материалов на дополнительную государственную экологическую экспертизу.
Статья 40. Срок действия заключений государственной экологической экспертизы
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является действительным в течение трех лет со дня его выдачи.
Если за это время не начата реализация решения по объекту государственной экологической экспертизы, то он подлежит новой государственной экологической экспертизе.
Статья 41. Объявления Заявления о проведении общественной экологической экспертизы
С целью информирования населения и согласования действий с другими объединениями граждан субъекты общественной экологической экспертизы объявляют через средства массовой информации Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в которой указываются сведения о составе общественного эколого-экспертного формирования, перечень специалистов, привлеченных к участию в экспертизе, объект экологической экспертизы, сроки ее проведения.
Заявление о проведении общественной экологической экспертизы подается в соответствующие местные Советы, органы государственной власти и государственной экологической экспертизы.
Статья 42. Заключения общественной экологической экспертизы
Заключения общественной экологической экспертизы могут быть освещены в средствах массовой информации и направлены соответствующим Советам, органам исполнительной власти на местах, органам государственной экологической экспертизы, другим заинтересованным органам и лицам и заказчикам объектов экологической экспертизы, в отношении которых она проводилась.
Заключения общественной экологической экспертизы могут учитываться при проведении государственной экологической экспертизы, а также органами, принимают решение о реализации объекта экспертизы.
Статья 43. Содержание выводов экологической экспертизы
Выводы экологической экспертизы состоят из вводной, констатирующей и заключительной частей.
Во вступительной части содержатся данные об органе, который проводил экологическую экспертизу, состав экспертов, время проведения, наименование объекта экологической экспертизы, его количественные и качественные показатели, сведения об исполнителях и заказчиках экологической экспертизы и об органе, принимает решение о реализации объект объекта экологической экспертизы.
В констатирующей части дается краткая характеристика видов запланированной или осуществляемой деятельности, ее влияния на состояние окружающей среды, степени экологического риска соответствующих мер, направленных на нейтрализацию и предотвращения этого влиятельные, обеспечение требований экологической безопасности, охране окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов . {Часть третья статьи 43 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III от 06.04.2000}
В заключительной части содержатся обобщенная оценка объекта экологической экспертизы, замечания и предложения по совершенствованию обоснования его экологического воздействия, выводы об одобрении, отклонении или отклонения его от дальнейшего эколого-экспертного рассмотрения со ссылкой на соответствующие нормативные документы и по возможности принятия решения о дальнейшую реализацию объекта экологической экспертизы.
Статья 44. Обжалование заключений государственной экологической экспертизы
Юридические лица, заинтересованные в опровержении заключений государственной экологической экспертизы или их отдельных положений, подают обоснованное заявление в соответствующий Совет, органов государственной исполнительной власти, государственной экологической экспертизы и других органов, которые принимали решение о проведении такой экспертизы. В случае отказа в рассмотрении заявления они имеют право обратиться в суд.
Соответствующие Советы, органы государственной экологической экспертизы, другие органы, принимавшие решение о проведении государственной экологической экспертизы, обязаны в месячный срок рассмотреть поданное заявление и при наличии оснований назначить проведение дополнительной государственной экологической экспертизы с привлечением независимых экспертов. Обжалование заключений государственной экологической экспертизы не прекращает их действия.
Выводы дополнительной государственной экологической экспертизы являются окончательными для принятия соответствующим органом решения о дальнейшей реализации объекта экологической экспертизы.
Статья 45. Признание заключений государственной экологической экспертизы недействительными
Заключения государственной экологической экспертизы могут быть признаны недействительными в судебном порядке в случае:
1) нарушение требований законодательства о проведении государственной экологической экспертизы;
2) несоблюдение государственных санитарных норм, правил, гигиенических нормативов, строительных норм и правил, требований по охране окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
3) неучет важных достоверных сведений о состоянии экологической ситуации в районе реализации объекта экологической экспертизы, который может негативно влиять на состояние окружающей природной среды, природных ресурсов, здоровья людей;
4) нарушение прав участников эколого-экспертного процесса, если это привело к ложному выводу экологической экспертизы.
Статья 46. Обжалование решений, принятых на основании заключений государственной экологической экспертизы
Решения, принятые соответствующими органами на основании заключений государственной экологической экспертизы, могут быть обжалованы заинтересованными юридическими и физическими лицами в соответствующих высших органов в течение месяца со дня их принятия, а в случае несогласия с решениями этих органов - в судебном порядке в соответствии с законодательством Украины.
{Статья 46 с изменениями, внесенными согласно Закону N 254-IV от 28.11.2002}
Р а з д е л VII ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫСтатья 47. Финансирование государственной экологической экспертизы
Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется ее заказчиком.
Государственные экологические экспертизы объектов, реализуемых за счет государственных капиталовложений, финансируемых за счет государственного бюджета.
Финансирование государственной экологической экспертизы экологических ситуаций и экологически опасных действующих объектов и комплексов, проводится по решению Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских советов, осуществляется соответственно за счет средств государственного бюджета, местных бюджетов , а также соответствующих внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды.
{Часть третья статьи 47 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5456-VI от 16.10.2012}
Средства на проведение государственной экологической экспертизы объектов, финансируемых за счет ее заказчиков или государственных капиталовложений, выделяются в пределах лимитов проектно-сметной документации по нормативам, которые устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Статья 48. Финансирование других экологических экспертиз
Заказчики других экологических экспертиз, лица, заинтересованные в проведении дополнительных экспертиз, а также предприятия, учреждения и организации, эксплуатирующие экологически опасные объекты, которые негативно влияют на состояние окружающей среды и здоровья людей, проводят экологические экспертизы за свой счет согласно договорам.
Статья 49. Финансирование общественной экологической экспертизы
Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет средств объединений граждан, общественных природоохранных и других фондов, а также целевых добровольных денежных взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций.
Раздел Раздел VIII ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О экологической экспертизеСтатья 50. Правонарушения в области экологической экспертизы
Правонарушениями в области экологической экспертизы являются:
1) нарушение установленного законодательством порядка проведения экологической экспертизы;
2) предоставление заведомо ложных сведений об экологических последствиях деятельности объекта экологической экспертизы;
3) предоставление разрешений на специальное природопользование, финансирование и реализация проектов и программ или деятельности, которые могут негативно влиять на состояние окружающей природной среды без положительного заключения экологической экспертизы {Пункт 3 части первой статьи 50 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III от 06.04.2000}
4) осуществление экологической экспертизы неправоспособными предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями граждан и другими формированиями;
5) несоблюдение при реализации объекта экспертизы требований по охране окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности в соответствии с заключением государственной экологической экспертизы;
6) незаконное вмешательство кого-либо в проведение экологической экспертизы;
7) уклонение от предоставления по законному требованию государственных эколого-экспертных органов и формирований необходимых сведений и материалов;
8) подготовка заведомо ложного заключения государственной экологической экспертизы.
Лица, виновные в нарушении законодательства в области экологической экспертизы, привлекаются соответственно к дисциплинарной, административной, гражданской или уголовной ответственности.
Законодательством Украины может быть установлена ответственность и за другие правонарушения в области экологической экспертизы.
Раздел Раздел IX МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫСтатья 51. Международное сотрудничество в области экологической экспертизы
Международное сотрудничество в области экологической экспертизы осуществляется в соответствии с международными договорами.
Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины об охране окружающей природной среды, то применяются правила международного договора Украины. {Часть вторая статьи 51 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1642-III от 06.04.2000}
Международные экологические экспертизы регламентируются международными договорами.
Президент Украины Л. КУЧМА
г. Киев, 9 февраля 1995 года N 45/95-ВР
Заключительные положения