О создании свободной экономической зоны Крым и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины
Статья 12. Особенности функционирования свободной экономической зоны 'Крым' в период временной оккупации ее территории

Ст. 12 ЗУ О создании свободной экономической зоны Крым и об особенностях осуществления экономической деятел от 12.08.2014 № 1636-VII


Действующий с изменениями и дополнениями. Проверено 08.07.2019

{Пункт 12.1 статьи 12 исключен на основании Закона № 685-VIII от 15.09.2015}

{Пункт 12.2 статьи 12 исключен на основании Закона № 685-VIII от 15.09.2015}

12.3. Во время оккупации взимания налогов и сборов, единого социального взноса и применения регистраторов расчетных операций в отношении территории СЭЗ "Крым" действуют с учетом того, что:

 

1) общегосударственные налоги и сборы, определенные статьей 9 Налогового кодекса Украины, статьей 271 Таможенного кодекса Украины, единый взнос, установленный Законом Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" и сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, взимание которого осуществляется в соответствии с Законом Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование", не справляются с доходов, полученных юридическими лицами (их обособленными подразделениями) и физическими лицами на временно оккупированной территории, операций и/или других объектов налогообложения (в том числе объектов, связанных с налогообложением) на временно оккупированной территории.

 

Лица, которые находились на учете в контролирующих органах или имели место нахождения (место жительства) на территории Автономной Республики Крым или города Севастополя на начало временной оккупации, освобождаются от обязанностей уплаты единого взноса, предусмотренного Законом Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное "язкове государственное социальное страхование" и выполнения требований Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" при осуществлении их предпринимательской деятельности на временно оккупированной территории Украины.

 

Такие лица имеют право на добровольную уплату единого взноса, предусмотренного Законом Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование", в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины или уполномоченным органом по вопросам Крыма.

 

Лица, которые находились на учете в контролирующих органах или имели место нахождения (место жительства) на территории Автономной Республики Крым или города Севастополя на начало временной оккупации, освобождаются от обязанности представления в контролирующие органы деклараций (кроме таможенных деклараций), отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов в течение срока такой временной оккупации и после ее завершения;

 

2) марки акцизного налога, остаются неиспользованными на дату вступления в силу настоящего Закона производителями алкогольных напитков и табачных изделий, которые были зарегистрированы на временно оккупированной территории до начала временной оккупации:

 

а) или используются такими производителями на остальной территории Украины при условии уплаты надлежащих сумм акцизного налога;

 

б) или в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, передаются другим производителям алкогольных напитков и табачных изделий, зарегистрированным на остальной территории Украины. В этом случае такие другие производители возмещают расходы, понесенные на оплату стоимости изготовления указанных марок акцизного налога на согласованных между сторонами условиях, и платят причитающиеся суммы акцизного налога;

 

в) или возвращаются контролирующему органу - продавцу марок акцизного налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. В этом случае:

 

сумма уплаченного акцизного налога возвращается такому производителю алкогольных напитков и табачных изделий или по его желанию учитывается в уменьшение его обязательств по акцизному налогу в следующих налоговых периодах;

 

расходы, понесенные на оплату стоимости изготовления указанных марок акцизного налога, не возмещаются;

 

контролирующий орган принимает решение об уничтожении таких марок акцизного налога или об их выдаче другим производителям алкогольных напитков и табачных изделий, зарегистрированным на остальной территории Украины, без взимания платы за изготовление таких марок. Порядок уничтожения или выдачи таких марок акцизного сбора устанавливается Кабинетом Министров Украины или уполномоченным органом по вопросам Крыма;

 

3) с 1 июня 2014 считается аннулированной налоговая регистрация лиц, которые по состоянию на 31 мая 2014 имели место нахождения (место жительства) и состоящих на учете в контролирующих органах на территории Автономной Республики Крым или города Севастополя.

 

Такая налоговая регистрация может быть восстановленной после эвакуации лица на другую территорию Украины согласно статье 15 настоящего Закона в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти по вопросам налогообложения, или вследствие окончания срока временной оккупации;

 

4) в случае ввоза на другую территорию Украины табачных изделий или алкогольных напитков, произведенных на временно оккупированной территории до вступления в силу настоящего Закона, налогоплательщик подает контролирующему органу вместе с другими документами, предусмотренными Таможенным кодексом Украины, экземпляр заявки-расчета с отметкой продавца марок акцизного налога об уплате производителем сумм налога с алкогольных напитков, для производства которых используется спирт этиловый неденатурированный, в соответствующий бюджет в полном объеме и / или экземпляр заявки-расчета с отметкой продавца марок акцизного налога об уплате налогоплательщиком сумм налога с алкогольных напитков, для производства которых не используется спирт этиловый неденатурированный, в государственный бюджет в полном объеме;

 

5) для получения права на налоговую социальную льготу, предусмотренную статьей 169 Налогового кодекса Украины, физическое лицо-резидент обязан задекларировать доходы, имеющие источник происхождения с территории СЭЗ "Крым", и подать декларацию об отсутствии гражданства государства-оккупанта;

 

6) любые налоги, сборы (обязательные платежи), взимаемые на территории СЭЗ "Крым", не изменяют размер налоговых обязательств по налогам, сборам (обязательным платежам), начисленных (подлежащих взысканию) на остальной территории Украина;

 

7) любые доходы с источником их происхождения с территории СЭЗ "Крым", полученные физическим, юридическим лицами, приравненными к резидентам, облагаются налогом по правилам, установленным для иностранных доходов;

 

8) во время временной оккупации нормы пункта 5.11 статьи 5 настоящего Закона не применяются;

 

9) любые доходы с источником их происхождения из другой территории Украины, которые начисляются (выплачиваются) в пользу лиц, приравненных к нерезидентам, облагаются налогом по правилам, установленным для их выплаты (репатриации) за пределы Украины;

 

10) плательщики налога на прибыль предприятий, которые имеют обособленные подразделения на территории СЭЗ "Крым", и плательщики указанного налога с местонахождением на территории СЭЗ "Крым", имеющие обособленные подразделения на остальной территории Украины, не могут платить налог на прибыль предприятий на консолидированной основе;

 

11) к налогоплательщикам, которые по состоянию на начало временной оккупации имели местонахождение на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, не применяются начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором началась временная оккупация, финансовые и штрафные санкции за нарушение требований порядка представления , вычисления, правильности заполнения налоговых деклараций (налоговой отчетности) и полноты уплаты сумм налогов и сборов;

 

12) останавливается применения к налогоплательщикам с местонахождением на территории СЭЗ "Крым" норм статей 59, 60, 87-101, 124, 126 и 129 Налогового кодекса Украины.

 

Налоговая информация о суммах налогового долга налогоплательщиков с местонахождением на территории СЭЗ "Крым" сохраняется и обрабатывается в информационных базах контролирующих органов в отдельном (забалансовом) порядке.

 

12.4. Во время оккупации поставки товаров на территорию (с территории) СЭЗ "Крым" осуществляются с учетом того, что:

 

1) таможенные формальности, связанные с поставками товаров, перемещением транспортных средств коммерческого назначения и физических лиц через административную границу СЭЗ "Крым", осуществляются в соответствующих контрольных пунктах въезда-выезда, в которых образуются подразделения органов доходов и сборов, а для поставки товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, - в местах, определенных статьей 231 и частью пятой статьи 247 Таможенного кодекса Украины;

 

2) на товары, ввозимые с территории СЭЗ "Крым" на другую территорию Украины, по желанию продавца (производителя, поставщика) выдается сертификат происхождения в порядке, определенном разделом II Таможенного кодекса Украины, с учетом Протокола I к Соглашению об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, в 2014 году (с момента вступления в силу), Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств 2009 года (кроме товаров, предназначенные для вывоза в государства-оккупанта) и других международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

 

Предпосылкой получения сертификата или других документов о происхождении товара из Украины является предоставление необходимых документов в соответствии с законодательством.

 

Таможенное оформление товаров, которые были ввезены с территории СЭЗ "Крым" на другую территорию Украины и вывозятся за пределы таможенной территории Украины как товары украинского происхождения, осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Украины на другой (кроме оккупированной) территории Украины с обязательным предоставлением таможни документов, подтверждающих происхождение товаров из Украины, предусмотренных разделом II Таможенного кодекса Украины и / или соответствующей международным соглашением.

 

Проверка данных, указанных в поданной документации, может быть осуществлена таможенными органами Украины в порядке и в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Украины и / или соответствующей международным соглашением;

 

3) нормы части второй статьи 130, части третьей статьи 131, части четвертой статьи 136, статей 137-139, части седьмой статьи 430, статьи 432, пунктов 2, 4 и 5 части первой статьи 433, частей третьей и пятой статьи 434, статьи 435, 436 Таможенного кодекса Украины не применяются на территории СЭЗ "Крым";

 

4) Кабинет Министров Украины имеет право временно ограничить поставки отдельных товаров (работ, услуг) и/или под отдельными (всеми) таможенными режимами с временно оккупированной территории на другую территорию Украины и/или иной территории Украины на временно оккупированную территорию.

 

Такое решение:

 

а) принимается исключительно в целях обеспечения безопасности государства, сохранения общественного порядка и охраны здоровья населения Украины;

 

б) вступает в силу не ранее чем через 30 календарных дней после его обнародования;

 

в) не может приводить к нарушению норм Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции", другой антимонопольного законодательства Украины в части, которая распространяется на покупателей таких товаров (работ, услуг) на остальной территории Украины;

 

5) поставка товаров с территории СЭЗ "Крым" на другую территорию Украины с целью их свободного обращения осуществляется в таможенном режиме импорта с применением норм законодательства Украины о проверке уровня ионизирующего излучения, фитосанитарный, ветеринарно-санитарный контроль, государственный контроль за соблюдением законодательства о пищевых продуктах , корма, побочные продукты животного происхождения, здоровья и благополучия животных, других мер тарифного и нетарифного регулирования, с учетом положений статьи 6 настоящего Закона.

 

Поставка товаров, имеющих таможенный статус украинских товаров, с другой территории Украины на территорию СЭЗ "Крым" приравнивается с таможенным режимом экспорта, в том числе для целей тарифного и нетарифного регулирования;

 

6) товары, которые находились на территории СЭЗ "Крым" на день вступления в силу настоящего Закона, приобретают таможенного статуса иностранных товаров с учетом положений статьи 6 настоящего Закона.

 

12.5. Физические лица (иностранцы, лица без гражданства, граждане Украины), которые имеют место жительства на временно оккупированной территории Украины, в том числе те, которые временно находятся на остальной территории Украины, а также юридические лица и их обособленные подразделения с местонахождением на временно оккупированной территории Украина для целей осуществления таможенных формальностей признаются нерезидентами.

 

12.6. Во время оккупации физическое лицо может пересечь административную границу СЭЗ "Крым" с учетом того, что:

 

1) порядок пересечения физическими лицами административной границы СЭЗ "Крым" устанавливается с учетом Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины";

 

2) нормы международных соглашений, заключенных между компетентными органами Украины и других стран об использовании национальных (внутренних) документов для въезда, выезда и передвижения физическими лицами территории договаривающихся сторон, не распространяются на временно оккупированную территорию Украины;

 

3) паспорт или другой проездной документ лица, который был издан компетентным органом государства-оккупанта на территории временно оккупированной территории Украины, или физического лица, постоянно проживающего или временно находится на такой оккупированной территории, считается недействительным (не дает права) на пересечение административной границы СЭЗ "Крым" и государственной границы Украины;

 

4) на административной границе СЭЗ "Крым" вводится временный пограничный контроль.

 

12.7. Во время оккупации порядок предоставления государственных гарантий на территории СЭЗ "Крым" действует с учетом того, что:

 

1) законы Украины "О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины", "О системе гарантирования вкладов физических лиц", "О государственной помощи семьям с детьми" и другие законодательные акты Украины, которые предусматривают предоставление дотаций, субсидий, других денежных выплат за счет бюджетов, фондов государственного социального страхования (обеспечения), Фонд гарантирования вкладов физических лиц, получение налоговой социальной льготы, а также льгот и компенсаций, определенных статьей 14 настоящего Закона:

 

а) распространяются на граждан Украины, которые не имеют одновременно гражданство государства-оккупанта;

 

б) предоставляются на остальной территории Украины при соблюдении определенных законодательством процедур при предъявлении действительного паспорта гражданина Украины и личной декларации об отсутствии гражданства государства-оккупанта;

 

2) к гражданину Украины, который лично декларирует отсутствие гражданства государства-оккупанта, но фактически имеет такое гражданство на получении государственных гарантий, применяется юридическая ответственность, установленная законами Украины за неправомерное (незаконное) получение соответствующих выплат (льгот, компенсаций).

 

12.8. При режима временной оккупации валютный и платежный режимы действуют с учетом того, что:

 

1) система электронных платежей Национального банка Украины и внутригосударственные платежные системы, платежными организациями которых являются резиденты Украины, не применяются на временно оккупированной территории Украины;

 

2) перемещение наличной валюты государства-оккупанта из административная граница СЭЗ "Крым" запрещается, за исключением ее перемещения физическими лицами в сумме, не превышающей в эквиваленте 10000 гривен, при условии устного декларирования должностному лицу таможни;

 

3) привлечение на территории Украины вкладов (депозитов) и / или предоставления займов (кредитов), выраженных в валюте государства-оккупанта, запрещается;

 

4) Национальный банк Украины может установить особый порядок ввоза на территорию Украины наличной валюты государства-оккупанта через другие участки государственной границы Украины и / или особый порядок обмена валюты государства-оккупанта на гривну на остальной территории Украины, ограничить или запретить такой обмен на срок временной оккупации ;

 

5) валютный резерв Украины не может содержать валюту, эмитированную государством-оккупантом, или ценные бумаги (другие долговые инструменты), выраженные в валюте государства-оккупанта.

 

12.9. Во время оккупации нормы регуляторного законодательства на территории СЭЗ "Крым" применяются с учетом того, что:

 

1) лицензии, предоставленные субъектам хозяйственной деятельности до вступления в силу Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины" согласно Закону Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", и/или сертификаты, предоставленные в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины "О стандартизации и сертификации", и/или разрешения, предоставленные в соответствии с Законом Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности":

 

а) считаются действительными на временно оккупированной территории Украины;

 

б) могут использоваться для проведения хозяйственной (предпринимательской) деятельности на другой территории Украины до окончания срока их действия;

 

в) не могут быть продленными соответствии с законодательством Украины, кроме случаев, когда до окончания срока действия таких лицензий (разрешений) теряет силу Закон Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины". Указанное положение не распространяется на порядок продления, переоформления сертификатов и продления срока действия специальных разрешений на пользование недрами, предоставленных Государственному акционерному обществу "Черноморнефтегаз" на участки, расположенные на временно оккупированной территории Украины;

 

г) могут быть остановлены (аннулированы, отозваны, отменены) на основаниях, установленных законодательством Украины. Если в соответствии с законодательством для этого требуется решение суда, такой суд должен находиться на другой (неоккупированной) территории Украины.

 

Лицензии на экспорт, выданные в соответствии со статьей 16 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" субъектам внешнеэкономической деятельности, зарегистрированным на территории СЭЗ "Крым", считаются аннулированными для осуществления ими лицензированной деятельности со дня вступления в силу настоящего Закона.

 

Лицензии и разрешения на осуществление видов деятельности, определенных статьей 404 Таможенного кодекса Украины, выданные органами доходов и сборов предприятиям, считаются аннулированными для осуществления ими лицензированной (разрешительной) деятельности на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя со дня вступления в силу настоящего Закона.

 

Лицензии на осуществление видов деятельности, определенных Законом Украины "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий", выданные органами доходов и сборов субъектам хозяйственной деятельности, могут использоваться для проведения хозяйственной (предпринимательской) деятельности до окончания срока их действия при условии уплаты очередного платежа за такие лицензии.

Специальные разрешения на пользование недрами, предоставленные Государственном акционерному обществу "Черноморнефтегаз" на участки, расположенные на временно оккупированной территории Украины, считаются срок действия которых продлен на период временной оккупации Украины, о чем разрешительные органы в течение трех дней вносят сведения в соответствующий реестр документов разрешительного характера;

2) Кабинет Министров Украины принимает решение об особенностях применения норм этого пункта с учетом того, что любой спор между Украиной и государством-оккупантом передается в суд, созданного по законодательству нейтральной страны и/или под эгидой Организации Объединенных Наций.

 

12.10. На временно оккупированной территории Украины:

 

а) обязанности по соблюдению прав человека возлагаются на государство-оккупанта по Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительными протоколами 1977;

 

б) лицо освобождается от обязанности получения разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства, предусмотренного Законом Украины "О занятости населения";

 

в) лицо не несет юридической ответственности за невыплату или задержку выплаты заработной платы работникам, предусмотренной законодательством Украины, если такая невыплата (задержка) возник вследствие временной оккупации (обстоятельств непреодолимой силы).

 

12.11. Во время оккупации:

 

а) субъекты хозяйственной деятельности по местонахождению (месту жительства) на территории СЭЗ "Крым" и субъекты хозяйственной деятельности по местонахождению (месту жительства) на остальной территории Украины заключают договора на основе использования норм права Украины и пункта 9.1 статьи 9 настоящего Закона ;

 

б) споры между субъектами хозяйственной деятельности по местонахождению (месту жительства) на территории СЭЗ "Крым" и субъектами хозяйственной деятельности по местонахождению (месту жительства) на остальной территории Украины, не урегулированы путем переговоров, подсудны судам Украины или, по договоренности сторон, Международном коммерческом арбитражном суда при Торгово-промышленной палате Украины и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Украины;

 

в) торгово-промышленные палаты Украины свидетельствуют о наличии обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) в соответствии с условиями договоров между субъектами хозяйственной деятельности по местонахождению (месту жительства) на территории СЭЗ "Крым" и субъектами хозяйственной деятельности по местонахождению (месту жительства ) на остальной территории Украины, если иной порядок удостоверения наличия таких обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) не установлено международными договорами Украины.