О защите прав потребителей
Статья 19. Запрет нечестной предпринимательской практики
Ст. 19 ЗУ О защите прав потребителей от 12.05.1991 № 1023-XII
Действующий с изменениями и дополнениями. Проверено 08.07.2019
1. Нечестная предпринимательская практика запрещается.
Нечестная предпринимательская практика включает:
1) совершение действий, которые квалифицируются законодательством как проявление недобросовестной конкуренции;
2) любую деятельность, которая вводит потребителя в заблуждение или является агрессивной.
2. Если предпринимательская практика побуждает или может побуждать потребителя дать согласие на совершение сделки, на который в противном случае он не согласился бы, такая практика вводит в заблуждение относительно:
1) основных характеристик продукции, таких как: ее наличие, преимущества, опасность, состав, методы использования, гарантийное обслуживание, метод и дата изготовления или предоставления, поставка, количество, спецификация, географическое или другое происхождение, ожидаемые результаты потребления или результаты и основные характеристики тестов или проверок товара;
2) каких-либо оговорок относительно прямой или косвенной поддержки производителем продавца или продукции;
3) цены или способа расчета цены или наличия скидок или других ценовых преимуществ;
4) потребности в услугах, замене составляющих или ремонте;
5) характера, атрибутов и прав продавца или его агента, в частности информации о его личности и активы, квалификацию, статус, наличие лицензии, аффилированность и права интеллектуальной или промышленной собственности, его отличия и награды;
6) права потребителя или опасности, ему грозит.
Предпринимательская практика вводящей в заблуждение, если во время предложения продукции потребителю не предоставляется или предоставляется нечеткий, непонятный или двусмысленный образом информация, необходимая для осуществления сознательного выбора.
3. Запрещаются как вводящие в заблуждение:
1) предложение для реализации продукции по определенной цене, если существуют основания полагать, что продавец или исполнитель не сможет предоставить такую продукцию по такой цене или в таких объемах, что можно предположить учитывая предлагаемую цену и характеристики продукции;
2) предложение с целью реализации одной продукции к реализации другой;
3) отказ от предъявления потребителю товара, который предлагается, и принятия заказа или непредоставления товара в течение разумного срока или демонстрации дефектного образца товара;
4) недостоверное сообщение о наличии ограниченного количества товаров или с целью побуждения потребителей к принятию быстрого решения лишения их достаточного периода времени для принятия сознательного решения;
5) предложение к свободной реализации продукции, которая изъята из обращения или относительно обращения которой существуют ограничения;
6) недостоверное утверждение, что существовать угроза личной безопасности потребителя или его семье, если он не приобретет или не закажет продукцию;
7) образование, эксплуатация или содействие развитию пирамидальных схем, когда потребитель платит за возможность получения компенсации, которая предоставляется за счет привлечения других потребителей к такой схеме, а не за счет продажи или потребления продукции;
8) использование сообщения о распродаже в связи с прекращением субъекта хозяйствования, его структурного подразделения или прекращения соответствующего вида хозяйственной деятельности, тогда как это не соответствует действительности.
Перечень форм предпринимательской практики, которая вводит в заблуждение, не является исчерпывающим.
4. Агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния и существенно влияет или может повлиять на свободу выбора или поведение потребителя относительно приобретения продукции.
При установлении того, содержит ли предпринимательская практика элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния, не учитывается:
1) время, характер и повторяемость предложений относительно приобретения продукции;
2) употребление оскорбительных или угрожающих высказываний;
3) использование тяжелого для потребителя обстоятельства, о котором продавцу или исполнителю было известно, для влияния на решение потребителя;
4) установление обременительных или непропорциональных внедоговорных препятствий для осуществления потребителем своих прав по договору, включая положение о праве потребителя расторгнуть договор или заменить продукцию или заключить договор с другим предприятием;
5) угроза осуществить незаконные или неправомерные действия.
5. Как агрессивные запрещаются такие формы предпринимательской практики:
1) создание впечатления, что потребитель не может оставить помещения продавца без заключения договора или осуществления оплаты;
2) осуществление длительных и / или периодических визитов в жилье потребителя, несмотря на требование потребителя о прекращении таких действий или оставлении жилья;
3) осуществление постоянных телефонных, факсимильных, электронных или иных сообщений без согласия потребителя;
4) требование оплаты продукции, поставленной продавцом, если потребитель не давал прямого и недвусмысленного согласия на ее приобретение.
Перечень форм агрессивной предпринимательской практики не является исчерпывающим.
6. Сделки, совершенные с использованием нечестной предпринимательской практики, являются недействительными.
Субъекты хозяйствования, их работники несут ответственность за нечестную предпринимательскую практику согласно законодательству.
Нечестная предпринимательская практика включает:
1) совершение действий, которые квалифицируются законодательством как проявление недобросовестной конкуренции;
2) любую деятельность, которая вводит потребителя в заблуждение или является агрессивной.
2. Если предпринимательская практика побуждает или может побуждать потребителя дать согласие на совершение сделки, на который в противном случае он не согласился бы, такая практика вводит в заблуждение относительно:
1) основных характеристик продукции, таких как: ее наличие, преимущества, опасность, состав, методы использования, гарантийное обслуживание, метод и дата изготовления или предоставления, поставка, количество, спецификация, географическое или другое происхождение, ожидаемые результаты потребления или результаты и основные характеристики тестов или проверок товара;
2) каких-либо оговорок относительно прямой или косвенной поддержки производителем продавца или продукции;
3) цены или способа расчета цены или наличия скидок или других ценовых преимуществ;
4) потребности в услугах, замене составляющих или ремонте;
5) характера, атрибутов и прав продавца или его агента, в частности информации о его личности и активы, квалификацию, статус, наличие лицензии, аффилированность и права интеллектуальной или промышленной собственности, его отличия и награды;
6) права потребителя или опасности, ему грозит.
Предпринимательская практика вводящей в заблуждение, если во время предложения продукции потребителю не предоставляется или предоставляется нечеткий, непонятный или двусмысленный образом информация, необходимая для осуществления сознательного выбора.
3. Запрещаются как вводящие в заблуждение:
1) предложение для реализации продукции по определенной цене, если существуют основания полагать, что продавец или исполнитель не сможет предоставить такую продукцию по такой цене или в таких объемах, что можно предположить учитывая предлагаемую цену и характеристики продукции;
2) предложение с целью реализации одной продукции к реализации другой;
3) отказ от предъявления потребителю товара, который предлагается, и принятия заказа или непредоставления товара в течение разумного срока или демонстрации дефектного образца товара;
4) недостоверное сообщение о наличии ограниченного количества товаров или с целью побуждения потребителей к принятию быстрого решения лишения их достаточного периода времени для принятия сознательного решения;
5) предложение к свободной реализации продукции, которая изъята из обращения или относительно обращения которой существуют ограничения;
6) недостоверное утверждение, что существовать угроза личной безопасности потребителя или его семье, если он не приобретет или не закажет продукцию;
7) образование, эксплуатация или содействие развитию пирамидальных схем, когда потребитель платит за возможность получения компенсации, которая предоставляется за счет привлечения других потребителей к такой схеме, а не за счет продажи или потребления продукции;
8) использование сообщения о распродаже в связи с прекращением субъекта хозяйствования, его структурного подразделения или прекращения соответствующего вида хозяйственной деятельности, тогда как это не соответствует действительности.
Перечень форм предпринимательской практики, которая вводит в заблуждение, не является исчерпывающим.
4. Агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния и существенно влияет или может повлиять на свободу выбора или поведение потребителя относительно приобретения продукции.
При установлении того, содержит ли предпринимательская практика элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния, не учитывается:
1) время, характер и повторяемость предложений относительно приобретения продукции;
2) употребление оскорбительных или угрожающих высказываний;
3) использование тяжелого для потребителя обстоятельства, о котором продавцу или исполнителю было известно, для влияния на решение потребителя;
4) установление обременительных или непропорциональных внедоговорных препятствий для осуществления потребителем своих прав по договору, включая положение о праве потребителя расторгнуть договор или заменить продукцию или заключить договор с другим предприятием;
5) угроза осуществить незаконные или неправомерные действия.
5. Как агрессивные запрещаются такие формы предпринимательской практики:
1) создание впечатления, что потребитель не может оставить помещения продавца без заключения договора или осуществления оплаты;
2) осуществление длительных и / или периодических визитов в жилье потребителя, несмотря на требование потребителя о прекращении таких действий или оставлении жилья;
3) осуществление постоянных телефонных, факсимильных, электронных или иных сообщений без согласия потребителя;
4) требование оплаты продукции, поставленной продавцом, если потребитель не давал прямого и недвусмысленного согласия на ее приобретение.
Перечень форм агрессивной предпринимательской практики не является исчерпывающим.
6. Сделки, совершенные с использованием нечестной предпринимательской практики, являются недействительными.
Субъекты хозяйствования, их работники несут ответственность за нечестную предпринимательскую практику согласно законодательству.