Укр Рус
< Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине

Ст. 10 ЗУ О КРУ от 26.01.1993 № 2939-XII


Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине
Статья 10. Права органа государственного финансового контроля

Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине
Статья 10. Права органа государственного финансового контроля

Органа государственного финансового контроля предоставляется право:

1) проверять в ходе государственного контроля денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие документы, подтверждающие поступление и расходование средств и материальных ценностей, документы о проведении закупок, проводить проверки фактического наличия ценностей (денежных средств, ценных бумаг, сырья, материалов, готовой продукции, оборудования и т.п.);

2) беспрепятственного доступа в ходе государственного финансового контроля на склады, в хранилища, производственные и другие помещения, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям, которые контролируются; приостанавливать в пределах своих полномочий бюджетные ассигнования, останавливать операции с бюджетными средствами в установленном законодательством порядке, а также применять и инициировать применение в соответствии с законом иных мер воздействия в случае выявления нарушений законодательства;

3) привлекать на договорных началах квалифицированных специалистов соответствующих органов исполнительной власти, государственных фондов, предприятий, учреждений и организаций для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных, ремонтных и других работ, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции , других проверок;

4) требовать от руководителей подконтрольных учреждений проведения инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, в случае отказа в проведении таких инвентаризаций - обратиться в суд относительно принуждения к проведению таких инвентаризаций, а до принятия соответствующего решения судом - в присутствии понятых и представителей указанных предприятий, учреждений и организаций, в отношении которых проводится ревизия, опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе. Порядок опечатывания касс, кассовых помещений, складов и архивов устанавливается Кабинетом Министров Украины;

{Абзац первый пункта 4 статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5463-VI от 16.10.2012}

при проведении ревизий изымать у предприятий, учреждений и организаций копии финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, свидетельствующих о нарушениях, а на основании решения суда - изымать до окончания ревизии оригиналы первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов с составлением описи, который скрепляется подписями представителя органа государственного финансового контроля и руководителя соответствующего предприятия, соответствующего учреждения, организации, и оставлением копий таких документов таким предприятиям, учреждениям, в рганизации;

5) получать от Национального банка Украины и его учреждений, банков и других кредитных учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах контролируемых объектов, а от других предприятий и организаций, в том числе негосударственной формы собственности, имели правовые отношения с указанными объектами - справки и копии документов об операциях и расчетах с предприятиями, учреждениями, организациями. Получение от банков информации, составляющей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины "О банках и банковской деятельности";

6) получать от служебных и материально ответственных лиц объектов, контролируемых письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе осуществления государственного финансового контроля;

7) предъявлять руководителям и другим лицам предприятий, учреждений и организаций, контролируемых обязательные к выполнению требования по устранению выявленных нарушений законодательства, изымать в судебном порядке в бюджет выявленные ревизиями скрытые и заниженные валютные и другие платежи, ставить перед соответствующими органами вопрос о прекращении бюджетного финансирования и кредитования, если полученные предприятиями, учреждениями и организациями средства и ссуды используются с нарушением действующего законодательства;

8) заявлять соответствующими государственными органами вопрос о признании недействительными договоров, заключенных с нарушением законодательства, в судебном порядке взыскивать в доход государства средства, полученные подконтрольными учреждениями по незаконным договорам, без установленных законом оснований и с нарушением законодательства;

9) налагать в случаях, предусмотренных законодательными актами, на руководителей и других должностных лиц подконтрольных учреждений, административные взыскания;

{Пункт 9 статьи 10 в редакции Закона № 2322-IV от 12.01.2005; с изменениями, внесенными согласно Закону № 3202-IV от 15.12.2005}

10) обращаться в суд в интересах государства, если подконтрольной учреждением не обеспечено выполнение требований по устранению выявленных при осуществлении государственного контроля нарушений законодательства по вопросам сохранения и использования активов;

{Пункт 11 статьи 10 исключен на основании Закона № 107-VI от 28.12.2007 - изменение признано неконституционным согласно решению Конституционного Суда № 10-рп / 2008 от 22.05.2008}

11) получать от государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, других юридических лиц и их должностных лиц, физических лиц - предпринимателей информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач;

12) проводить на предприятиях, в учреждениях и организациях встречные сверки с целью документального и фактического подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете предприятия, учреждения и организации, контролируемой;

13) при обнаружении ущерба, нанесенного государству или предприятию, учреждению, организации, контролируемой определять их размер в установленном законодательством порядке;

14) инициировать проведение проверок рабочими группами центральных органов исполнительной власти;

15) заявлять руководителями соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.