Укр Рус
< О рынке электрической энергии

Ст. 6 ЗУ О рынке электрической энергии от 13.04.2017 № 2019-VIII


О рынке электрической энергии
Статья 6. Государственное регулирование рынка электрической энергии

О рынке электрической энергии
Статья 6. Государственное регулирование рынка электрической энергии

1. Государственное регулирование рынка электрической энергии осуществляет Регулятор в пределах полномочий, определенных настоящим Законом и другими актами законодательства.

2. К основным задачам регулятора на рынке электрической энергии относятся:

1) содействие сотрудничеству с Советом регуляторных органов Энергетического Сообщества и национальными регуляторами в сфере энергетики других государств - сторон Энергетического Сообщества, становлению конкурентного единого рынка электроэнергии в рамках Энергетического Сообщества с учетом обеспечения безопасности поставок электрической энергии и устойчивости окружающей среды, эффективному открытию рынка электрической энергии для всех покупателей государств - сторон Энергетического Сообщества;

2) обеспечение условий для эффективного и надежного функционирования электрических сетей с учетом долгосрочные цели развития;

3) развитие конкуренции и обеспечение надлежащего функционирования региональных (международных) рынков в рамках Энергетического Сообщества, в частности единого рынка Энергетического Сообщества, для достижения целей, указанных в пункте 1 настоящей части;

4) устранение препятствий и ограничений для торговли электрической энергией между участниками рынков государств - сторон Энергетического Сообщества, в частности обеспечение надлежащего уровня пропускной способности межгосударственных связей с целью удовлетворения спроса и усиление интеграции рынков электрической энергии государств - сторон Энергетического Сообщества, будет способствовать межгосударственной торговли электрической энергией в рамках Энергетического Сообщества;

5) содействие развитию безопасной, надежной и эффективно функционирующей ОЭС Украины, ориентированной на потребности покупателей, что позволит обеспечить недискриминационный доступ к ней существующих и потенциальных пользователей системы, достаточность мощности для потребностей рынка электрической энергии и ее энергоэффективность, а также интеграцию в системы распределения распределенной генерации и производителей, осуществляющих производство электрической энергии с использованием альтернативных источников энергии;

6) обеспечение простых и необременительных условиях присоединения и доступа к электрическим сетям для новых пользователей системы, в частности устранения барьеров, которые могут препятствовать доступу новых покупателей и производителей электрической энергии, в том числе тех, которые осуществляют производство электрической энергии из альтернативных источников энергии, путем установления порядка формирования платы за присоединение к системе передачи и систем распределения в соответствии с настоящим Законом;

7) обеспечение краткосрочных и долгосрочных стимулов для оператора системы передачи, операторов систем распределения и пользователей системы с целью повышения эффективности эксплуатации энергосистемы и интеграции рынка электрической энергии;

8) создание предпосылок для получения покупателями экономических выгод от эффективного функционирования рынка электрической энергии путем содействия конкуренции на рынке электрической энергии и реализации действенных механизмов защиты прав потребителей;

9) содействие достижению высоких стандартов выполнения специальных обязанностей для обеспечения общественных интересов на рынке электрической энергии, защиты уязвимых потребителей и налаживания процесса обмена данными, необходимыми для реализации потребителями права на изменение электропоставщика.

3. К полномочиям регулятора на рынке электрической энергии относятся:

1) лицензирование хозяйственной деятельности в сфере электроэнергетики в соответствии с требованиями настоящего Закона и контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности;

2) утверждение лицензионных условий осуществления определенных видов хозяйственной деятельности в сфере электроэнергетики, лицензирование которых относится к полномочиям регулятора;

3) принятие решения о сертификации оператора системы передачи или об отказе в сертификации;

4) утверждение правил рынка, правил рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынка, столь системы передачи, кодекса систем распределения, кодекса коммерческого учета, правил розничного рынка, правил управления ограничениями и порядка распределения пропускной способности межгосударственных связей, других нормативно-правовых актов и нормативных документов, регулирующих функционирование рынка электрической энергии;

5) утверждение и мониторинг выполнения плана развития системы передачи на следующие 10 лет и планов развития систем распределения, оценки достаточности генерирующих мощностей для покрытия прогнозируемого спроса и обеспечения необходимого резерва;

6) утверждение:

методики (порядка) формирования цен на универсальные услуги;

методики расчета цены (тарифа) на услуги поставщика универсальных услуг;

методики (порядка) формирования сметы гарантированного покупателя;

методики (порядка) формирования цены, по которой осуществляется поставка электрической энергии потребителям поставщиком "последней надежды";

методики расчета цены (тарифа) на услуги поставщика "последней надежды";

методик (порядков) формирование цен на дополнительные услуги;
методик (порядков) установление (формирования) тарифов на услуги по передаче электрической энергии;

методик (порядков) установление (формирования) тарифов на услуги по распределению электрической энергии;

методики (порядка) формирования тарифа на услуги по диспетчерского (оперативно-технологического) управления;

методик (порядков) формирование платы за присоединение к системе передачи и системы распределения;

ставок платы за присоединение мощности и ставок платы за линейную часть присоединения;

перечня текущих счетов со специальным режимом использования;

правил, порядков и условий, определенных настоящим Законом;

типичных и примерных договоров, определенных настоящим Законом;

форм отчетности участников рынка (кроме потребителей);

7) установление:

цен (тарифов) на услуги поставщика универсальной услуги, поставщика "последней надежды" в случаях, предусмотренных статьями 63 и 64 настоящего Закона;

тарифа на услуги по диспетчерского (оперативно-технологического) управления;

тарифов на услуги по передаче электрической энергии;

тарифов на услуги по распределению электрической энергии;

алгоритма распределения средств с текущих счетов со специальным режимом использования;

предельных нижних границ объемов обязательной продажи и покупки электрической энергии на рынке "на сутки вперед" в соответствии с настоящим Законом;

экономических коэффициентов нормативных технологических расходов электрической энергии в электрических сетях;

8) определение:

необходимости и требований по проведению обязательного аудита работы рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынка, балансирующего рынка, рынка вспомогательных услуг, а также расчетов на этих рынках;

требований по защите, предоставления, раскрытие и обнародование информации участниками рынка;

9) обеспечение соблюдения оператором системы передачи и операторами систем распределения, а также другими участниками рынка (кроме потребителей) их обязательств по настоящему Закону, в том числе о сотрудничестве и взаимодействии с участниками рынков электрической энергии других государств - сторон Энергетического Сообщества;

10) осуществление мониторинга:

функционирования рынка электрической энергии и его сегментов;

уровня и эффективности открытия рынка электрической энергии, прозрачности и конкуренции на рынке электрической энергии (в том числе цен по двусторонним договорам и цен на организованных сегментах рынка, цен для бытовых потребителей, включая практику применения условии оплаты), показателей изменения электропоставщика, практики отключений, уровня цен и качества работ по техническому обслуживанию, жалоб потребителей, в том числе бытовых потребителей, а также любых практик, приводят к искажению или ограничения конкуренции а рынка электрической энергии;

уровня прозрачности деятельности участников рынка, в том числе соблюдение участниками рынка (кроме потребителей) обязательств по размещению / обнародования информации;

действий оператора системы передачи по управлению ограничениями, в том числе системными;

соблюдение правил распределения пропускной способности межгосударственных сечений;

выполнения оператором системы передачи и операторами систем распределения требований по недискриминационного доступа к электрическим сетям, сроков выполнения присоединения и ремонтных работ;

применения тарифов, других платежей, связанных с доступом к электрическим сетям, а также мониторинг применения и обеспечения соблюдения методик (порядков) определение таких тарифов и платежей;

использования оператором системы передачи доходов, полученных от распределения пропускной способности межгосударственных сечений;

технического сотрудничества оператора системы передачи с Европейской сетью операторов системы передачи (ENTSO-E) и внедрение механизмов компенсации между операторами систем передачи в рамках такого сотрудничества;

выполнения специальных обязанностей для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка электрической энергии на соответствие требованиям, установленным настоящим Законом и другими актами законодательства;

применения положений договоров, ограничивающих конкуренцию на рынке электрической энергии (в том числе условий договоров, препятствующих заключению небытовыми потребителями нескольких двусторонних договоров одновременно или ограничивают их в праве выбора электропоставщика)

соблюдение электропоставщиков требований по рассмотрению обращений и претензий потребителей электрической энергии по вопросам, касающихся предоставления услуг по поставке электрической энергии;

достаточности инвестиций в развитие генерирующих мощностей в целях обеспечения безопасности поставок электрической энергии;

выполнение функций и обязанностей участниками рынка электрической энергии в соответствии с положениями настоящего Закона и других нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование рынка электрической энергии;

11) надзор за соблюдением оператором системы передачи, операторами систем распределения, вертикально интегрированными субъектами хозяйствования требований об отделении и независимости, установленных настоящим Законом;

12) утверждение, пересмотр и осуществление контроля за выполнением инвестиционных программ оператора системы передачи и операторов систем распределения;

13) сообщение Антимонопольного комитета Украины о фактах, которые могут свидетельствовать о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции на рынке электрической энергии;

14) рассмотрение жалоб и разрешения споров, возникающих на рынке электрической энергии;

15) совместно с другими субъектами властных полномочий обеспечения эффективного применения мер защиты прав потребителей, в том числе предусмотренных настоящим Законом;

16) установление показателей качества услуг электроснабжения, мониторинг их соблюдения, определение условий, порядка и размеров возмещения (компенсации), который применяется в случае несоблюдения установленных показателей качества услуг;

17) обеспечение доступа к информации об объемах и другие показатели потребления электрической энергии потребителем в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом и другими актами законодательства;

18) участие в обеспечении защиты уязвимых потребителей, в частности путем учета в соответствующих нормативно-правовых актах особенностей взаимоотношений участников рынка с такими потребителями;

19) содействие налаживанию процесса обмена данными для обеспечения развития рынка электрической энергии;

20) осуществление иных полномочий, предусмотренных законом.

4. Регулятор имеет право:

1) получать информацию, необходимую для надлежащего выполнения функций, предусмотренных законом, от любого субъекта властных полномочий, участников рынка электрической энергии (кроме потребителей);

2) инициировать консультации и общественные обсуждения;

3) инициировать и проводить расследование относительно функционирования рынка электрической энергии в Украине, принимать решения о принятии мер для содействия эффективной конкуренции на рынке электрической энергии и обеспечения его надлежащего функционирования;

4) выдавать обязательные для исполнения участниками рынка решения;

5) накладывать санкции на участников рынка (кроме потребителей), которые нарушили свои обязательства в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства;

6) принимать меры для предотвращения неэффективного функционированию рынка электрической энергии, в частности вследствие действий и любого поведения участников рынка, направленных на завышение цен и причинение экономического ущерба потребителям;

7) требовать от соответствующих операторов подготовки изменений в правила рынка, правил рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынка, столь системы передачи, кодекса коммерческого учета, правил управления ограничениями и порядка распределения пропускной способности межгосударственных связей в целях соблюдения принципа пропорциональности и недискриминационности;

8) устанавливать временные тарифы на передачу и распределение электрической энергии, в случае если оператор системы передачи, оператор системы распределения в срок, определенный законодательством, не предоставил расчеты соответствующих тарифов для их установки Регулятором, а также принимать решения о механизме предоставления компенсации, если окончательные тарифы отличаются от временных;

9) вводить регуляторный учет для установления тарифов, определения регуляторной базы активов, учет финансовых и капитальных инвестиций, проведения регуляторного аудита;

10) рассматривать жалобы и решать споры в соответствии с настоящим Законом;

11) проводить проверки участников рынка электрической энергии (кроме потребителей) в соответствии с настоящим Законом.