Укр Рус
< Об образовании

Ст. 1 ЗУ Об образовании от 05.09.2017 № 2145-VIII


Об образовании
Статья 1. Основные термины и их определения

Об образовании
Статья 1. Основные термины и их определения

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) автономия - право субъекта образовательной деятельности на самоуправление, которое заключается в его самостоятельности, независимости и ответственности в принятии решений по академических (образовательных), организационных, финансовых, кадровых и других вопросов деятельности, осуществляемой в порядке и пределах, определенных законом ;

2) академическая свобода - самостоятельность и независимость участников образовательного процесса при производстве педагогической, научно-педагогической, научной и / или инновационной деятельности, осуществляемой на принципах свободы слова, мысли и творчества, распространение знаний и информации, свободного обнародования и использования результатов научных исследований с учетом ограничений, установленных законом;

3) бесплатная образование - образование, которое приобретается лицом за счет средств государственного и / или местных бюджетов в соответствии с законодательством;

3-1) буллинг (травля) - деяния (действия или бездействие) участников образовательного процесса, которые заключаются в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, совершаемые в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица и (или ) таким лицом относительно других участников образовательного процесса, в результате чего мог быть или был причинен вред психическому или физическому здоровью потерпевшего.

Типичными признаками буллинг (травля) являются:

систематичность (повторяемость) действия;

наличие сторон - обидчик (буллер), потерпевший (жертва буллинг), наблюдатели (при наличии);

действия или бездействие обидчика, следствием которых является причинение психической и / или физического вреда, унижение, страх, тревога, подчинение потерпевшего интересам обидчика, и / или причинение социальной изоляции потерпевшего;

4) преподавательская деятельность - деятельность, направленная на формирование знаний, других компетенций, мировоззрения, развитие интеллектуальных и творческих способностей, эмоционально-волевых и / или физических качеств соискателей образования (лекция, семинар, тренинг, курсы, мастер-класс, вебинар т.д.) и которая производится педагогическим (научно-педагогическим) работником, самозанятым лицом (кроме лиц, которым такая форма преподавательской деятельности запрещена законом) или другим физическим лицом на основании соответствующего трудового или гражданско-правового договора;

5) электронный учебник (пособие) - электронное учебное издание с систематизированным изложением учебного материала, соответствующего образовательной программе, содержит цифровые объекты различных форматов и обеспечивает интерактивное взаимодействие;

6) учебное заведение - юридическое лицо публичного или частного права, основным видом деятельности которой является образовательная деятельность;

7) основатель учебного заведения - орган государственной власти от имени государства, соответствующий совет от имени территориальной общины (общин), физическая и / или юридическое лицо, решением и за счет имущества которых основано учебное заведение или которые иным способом в соответствии с законодательством приобрели права и обязанностей учредителя;

8) соискатели образования - воспитанники, ученики, студенты, курсанты, слушатели, стажеры, аспиранты (адъюнкты), докторанты, другие лица, которые получают образование по любым видом и формой получения образования;

9) индивидуальная образовательная траектория - персональный путь реализации личностного потенциала соискателя образования, формируется с учетом его способностей, интересов, потребностей, мотивации, возможностей и опыта, основывается на выборе соискателем образования видов, форм и темпа получения образования, субъектов образовательной деятельности и предложенных ими образовательных программ, учебных дисциплин и уровня их сложности, методов и средств обучения. Индивидуальная образовательная траектория в учебном заведении может быть реализована через индивидуальный учебный план;

10) индивидуальная программа развития - документ, обеспечивающий индивидуализацию обучения лица с особыми образовательными потребностями, закрепляет перечень необходимых психолого-педагогических, коррекционных потребностей / услуг для развития ребенка и разрабатывается группой специалистов с обязательным привлечением родителей ребенка с целью определения конкретных учебных стратегий и подходов к обучению;

11) индивидуальный учебный план - документ, определяющий последовательность, форму и темп усвоения соискателем образования образовательных компонентов образовательной программы с целью реализации его индивидуальной образовательной траектории и разрабатывается учебным заведением во взаимодействии с соискателем образования при наличии необходимых для этого ресурсов;

12) инклюзивное обучение - система образовательных услуг, гарантированных государством, основанный на принципах недискриминации, учета многообразия человека, эффективного привлечения и включение в образовательный процесс всех его участников;

13) инклюзивное образовательное среда - совокупность условий, способов и средств их реализации для совместного обучения, воспитания и развития соискателей образования с учетом их потребностей и возможностей;

14) квалификация - признана уполномоченным субъектом и заверенная соответствующим документом стандартизирована совокупность полученных лицом компетенций (результатов обучения);

15) компетентность - динамическая комбинация знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, ценностей, других личных качеств, определяет способность человека успешно социализироваться, осуществлять профессиональную и / или дальнейшую учебную деятельность;

16) образовательный процесс - система научно-методических и педагогических мероприятий, направленных на развитие личности путем формирования и применения ее компетенций;

17) образовательная деятельность - деятельность субъекта образовательной деятельности, направленная на организацию, обеспечение и реализацию образовательного процесса в формальной и / или неформальном образовании;

18) образовательная услуга - комплекс определенных законодательством, образовательной программой и / или договором действий субъекта образовательной деятельности, имеют определенную стоимость и направлены на достижение соискателем образования ожидаемых результатов обучения;

19) освітня програма - єдиний комплекс освітніх компонентів (предметів вивчення, дисциплін, індивідуальних завдань, контрольних заходів тощо), спланованих і організованих для досягнення визначених результатів навчання;

20) особа з особливими освітніми потребами - особа, яка потребує додаткової постійної чи тимчасової підтримки в освітньому процесі з метою забезпечення її права на освіту;

21) педагогічна діяльність - інтелектуальна, творча діяльність педагогічного (науково-педагогічного) працівника або самозайнятої особи у формальній та/або неформальній освіті, спрямована на навчання, виховання та розвиток особистості, її загальнокультурних, громадянських та/або професійних компетентностей;

22) результати навчання - знання, уміння, навички, способи мислення, погляди, цінності, інші особисті якості, набуті у процесі навчання, виховання та розвитку, які можна ідентифікувати, спланувати, оцінити і виміряти та які особа здатна продемонструвати після завершення освітньої програми або окремих освітніх компонентів;

23) рівень освіти - завершений етап освіти, що характеризується рівнем складності освітньої програми, сукупністю компетентностей, які визначені, як правило, стандартом освіти та відповідають певному рівню Національної рамки кваліфікацій;

24) розумне пристосування - запровадження, якщо це потрібно в конкретному випадку, необхідних модифікацій і адаптацій з метою забезпечення реалізації особами з особливими освітніми потребами конституційного права на освіту нарівні з іншими особами;

25) система освіти - сукупність складників освіти, рівнів і ступенів освіти, кваліфікацій, освітніх програм, стандартів освіти, ліцензійних умов, закладів освіти та інших суб’єктів освітньої діяльності, учасників освітнього процесу, органів управління у сфері освіти, а також нормативно-правових актів, що регулюють відносини між ними;

26) спеціальні закони - закони України "Про дошкільну освіту", "Про загальну середню освіту", "Про позашкільну освіту", "Про професійно-технічну освіту", "Про вищу освіту";

27) суб’єкт освітньої діяльності - фізична або юридична особа (заклад освіти, підприємство, установа, організація), що провадить освітню діяльність;

28) універсальний дизайн у сфері освіти - дизайн предметів, навколишнього середовища, освітніх програм та послуг, що забезпечує їх максимальну придатність для використання всіма особами без необхідної адаптації чи спеціального дизайну;

29) якість освіти - відповідність результатів навчання вимогам, встановленим законодавством, відповідним стандартом освіти та/або договором про надання освітніх послуг;

30) якість освітньої діяльності - рівень організації, забезпечення та реалізації освітнього процесу, що забезпечує здобуття особами якісної освіти та відповідає вимогам, встановленим законодавством та/або договором про надання освітніх послуг.

2. Положення цього та спеціальних законів щодо батьків стосуються також інших законних представників здобувачів освіти. Батьки, інші законні представники реалізують відповідні положення цього Закону та спеціальних законів стосовно осіб, які не досягли повноліття, а також відповідно до законодавства стосовно осіб, дієздатність яких обмежена.