Кодекс гражданской защиты Украины
Статья 23. Аварийно-спасательные службы

Ст. 23 КЦЗУ от 02.10.2012 № 5403-VI


Действующий с изменениями и дополнениями. Проверено 08.07.2019
1 Аварийно-спасательные службы подразделяются на:

1) государственные, региональные, коммунальные, объекту и общественных организаций;

2) специализированные и неспециализированные;

3) профессиональные и непрофессиональные.

2 Аварийно-спасательные службы образуются:

1) государственные - центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, другими центральными органами исполнительной власти;

2) региональные - Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями в Автономной Республике Крым, области, городах Киеве и Севастополе соответственно;

3) коммунальные - органами местного самоуправления в городе, районе города, поселке, селе;

4) объекту - руководителем предприятия, эксплуатирующего объекты повышенной опасности;

5) организаций - общественной организацией в соответствии с законом.

3 Государственные, региональные, коммунальные аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные службы общественных организаций, созданные на профессиональной основе, являются юридическими лицами.

4 Специализированные профессиональные аварийно-спасательные службы, деятельность которых связана с организацией и проведением горноспасательных работ, является военизированными.

5 Непрофессиональные объекту аварийно-спасательные службы создаются из числа инженерно-технических и других опытных работников субъектов хозяйствования, имеющих необходимые знания и навыки в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и способные по состоянию здоровья выполнять работы в экстремальных условиях.

6 Работники аварийно-спасательной службы подразделяются на основных и вспомогательных.

7 К основным работников аварийно-спасательной службы относятся работники, организуют и выполняют аварийно-спасательные и другие неотложные работы и обеспечивают готовность аварийно-спасательных служб к проведению таких работ. Основные работники профессиональной аварийно-спасательной службы подразделяются на руководящих и рядовых.

8 К вспомогательным работников профессиональной аварийно-спасательной службы относятся работники, обеспечивают ее повседневную деятельность.

9 Особым видом аварийно-спасательных служб есть службы медицины катастроф, которые действуют в составе центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф системы экстренной медицинской помощи, создаются органами власти Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя в соответствии с законом.

Типовое положение о центре экстренной медицинской помощи и медицины катастроф утверждается Кабинетом Министров Украины.

10 Устав аварийно-спасательной службы или положение об аварийно-спасательную службу разрабатывается на основании типового устава (положения) аварийно-спасательной службы и утверждается органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, предприятием, которые образовали такую ​​службу.

11 Государственные, коммунальные аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные службы общественных организаций приобретают статус юридического лица со дня их государственной регистрации в порядке, установленном законом для государственной регистрации юридических лиц. Уставы государственных, коммунальных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных служб общественных организаций, которые подаются государственному регистратору, должны быть согласованы с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты.

12 На аварийно-спасательные службы возлагается выполнение следующих задач:

1) аварийно-спасательное обслуживание на договорной основе субъектов хозяйствования и отдельных территорий, на которых существует опасность возникновения чрезвычайных ситуаций;

2) представление местным государственным администрациям, органам местного самоуправления и субъектам хозяйствования предложений по улучшению противоаварийного состояния субъектов хозяйствования и территорий и устранение выявленных нарушений требований по соблюдению техногенной безопасности;

3) безотлагательное информирование руководителей субъектов хозяйствования, эксплуатирующих объекты повышенной опасности, о выявлении нарушений требований пожарной и техногенной безопасности на таких субъектах хозяйствования;

4) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения;

5) выполнение работ по предотвращению возникновения и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций и по защите от них населения и территорий;

6) защита окружающей среды и локализация зоны влияния вредных и опасных факторов, возникающих при авариях и катастроф;

7) обеспечение готовности своих органов управления, сил и средств к действиям по назначению;

8) поиск и спасание людей на пораженных объектах и ​​территориях, предоставления в возможных пределах неотложной, в том числе медицинской, помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии, на месте происшествия и во время эвакуации в лечебные учреждения ;

9) ликвидация особо опасных проявлений чрезвычайных ситуаций в условиях экстремальных температур, задымленности, загазованности, угрозы взрывов, обвалов, оползней, затоплений, радиационного и бактериального заражения, других опасных проявлений;

10) контроль за готовностью объектов и территорий, обслуживаемых ими, к проведению работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

11) участие в разработке и согласовании планов локализации и ликвидации аварий на объектах и ​​территориях, обслуживаемых ими;

12) организация ремонта и технического обслуживания аварийно-спасательных средств, разработка и производство их отдельных образцов;

13) участие в подготовке работников предприятий, учреждений и организаций и населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

13 Аварийно-спасательные службы имеют право на:

1) получение от местных государственных администраций, органов местного самоуправления и субъектов хозяйствования информации, необходимой для выполнения возложенных на службу задач;

2) беспрепятственный доступ на объекты субъектов хозяйствования и их территорию для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ, работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

3) установление требований по соблюдению мер безопасности для всех лиц, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

4) проведение во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций документирования, кино и видеосъемки, фотосъемки и звукозаписи;

5) временный запрет или ограничение движения транспортных средств и пешеходов вблизи и в пределах зоны чрезвычайной ситуации.

14 Задачи и функции конкретных аварийно-спасательных служб определяются их уставами или положениями, которые соглашаются с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, и утверждаются в соответствии с законодательством.

15 Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности аварийно-спасательных служб осуществляется за счет средств государственного и местного бюджетов, предприятий, учреждений, организаций, создающих аварийно-спасательные службы, средств от предоставления дополнительных платных услуг, а также добровольных пожертвований юридических и физических лиц , других не запрещенных законодательством источников.