Налоговый кодекс Украины
Статья 230. Акцизные склады

Ст. 230 НКУ от 02.12.2010 № 2755-VI


Действующий с изменениями и дополнениями. Проверено 08.07.2019

230.1. Акцизные склады и акцизные склады передвижные образуются с целью повышения эффективности работы по предупреждению и борьбе с незаконным производством и оборотом этилового спирта, водки и ликеро-водочных изделий, топлива, усиление контроля за полнотой и своевременностью поступления в бюджет акцизного налога.

230.1.1. Акцизные склады, на территории которых производится спирт этиловый, должны быть оборудованы на каждом месте получения и отпуска спирта этилового, расположенном на акцизном складе, расходомерами-счетчиками спирта этилового, предназначенные для непрерывного измерения, запоминания, фиксирования и отражения в электронном виде данных об объеме получение или отпуска спирта этилового в декалитрах 100-процентного спирта, приведенных к температуре 20 ° с, и объем содержания денатурирующих добавок (далее - расходомер-счетчик спирта этил ного), зарегистрированными в Едином государственном реестре расходомеров-счетчиков объема произведенного спирта этилового.

Налогоплательщики - распорядители акцизных складов обязаны зарегистрировать:

а) все расположены на акцизных складах расходомеры-счетчики спирта этилового в разрезе акцизных складов - в Едином государственном реестре расходомеров-счетчиков объема произведенного спирта этилового;

б) все акцизные склады - в системе электронного администрирования реализации полного и спирта этилового.

Один акцизный склад может быть зарегистрирован только одним распорядителем акцизного склада. Один распорядитель акцизного склада может зарегистрировать один и более акцизных складов.

Запрещается получения и реализация спирта этилового без наличия зарегистрированных расходомеров-счетчиков спирта этилового, без регистрации акцизного склада, а также через каждое место получения и отпуска спирта этилового, на котором вышел из строя или отсутствует расходомер-счетчик спирта этилового.

Расходомеры-счетчики спирта этилового должны соответствовать требованиям законодательства и иметь положительный результат поверки или оценку соответствия, проведенные в соответствии с законодательством. В случае отсутствия положительного результата поверки или оценки соответствия расходомеров-счетчиков спирта этилового для целей настоящего Кодекса акцизные склады, на которых они расположены, считаются необорудованных расходомерами-счетчиками спирта этилового.

Распорядители акцизных складов обязаны на каждом акцизном складе ежедневно (кроме дней, в которые акцизный склад не работает) формировать данные о суточных фактические объемы полученного и реализованного спирта этилового (далее в этом разделе - объем оборота спирта этилового) в разрезе кодов товарных подкатегорий согласно УКТ ВЭД в декалитрах 100-процентного спирта, приведенных к температуре 20 ° с

Данные об объеме оборота спирта этилового формируются после проведения последней операции по обращению спирта этилового в отчетном эпохе, но не позднее 23 часов 59 минут этого периода, до начала осуществления операций с оборота спирта этилового в сутки, следующего за отчетным временем, и подаются к центральному органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, не позднее 23 часов 59 минут дня, следующего за отчетным временем.

Данные об объеме оборота спирта этилового подаются электронными средствами связи в форме электронных документов, которая утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

Электронные документы заполняются автоматически путем передачи им данных с расходомеров-счетчиков спирта этилового. В электронных документах также указываются ответственным лицом распорядителя акцизного склада данные об объемах остатков спирта этилового, находящихся на акцизном складе в таре, упаковке, о суточный объем реализованного спирта этилового в таре, упаковке, а также информация о днях, в которые акцизный склад не работает .

Порядок ведения Единого государственного реестра расходомеров-счетчиков объема произведенного спирта этилового, передачи учетных данных с них электронными средствами связи в контролирующие органы устанавливается Кабинетом Министров Украины.

В таком реестре содержится налоговая информация о распорядителей акцизных складов, имеющиеся у них акцизные склады, расположенные на акцизных складах расходомеры-счетчики спирта этилового, их серийные (идентификационные) номера, а также данные о фактическом объеме оборота спирта этилового в разрезе кодов товарных подкатегорий в соответствии с УКТ ВЭД, акцизных складов и распорядителей акцизных складов.

Данные о фактическом объеме оборота спирта этилового в разрезе кодов товарных подкатегорий УКТ ВЭД, акцизных складов и распорядителей акцизных складов сопоставляются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику, с показателями системы электронного администрирования реализации полного и спирта этилового.

230.1.2. Акцизные склады, на территории которых осуществляется производство, обработка (переработка), смешивание, розлив, погрузка-разгрузка, хранение, реализация горючего, должны быть оборудованы расходомерами-счетчиками на каждом месте отпуска горючего наливом с акцизного склада, расположенном на акцизном складе, и уровнемерами счетчиками уровня таких товаров (продукции) в резервуаре (далее - уровнемер-счетчик) на каждом введенном в эксплуатацию стационарном резервуаре, расположенном на акцизном складе.

Акцизные склады, на которых осуществляется деятельность по переработке нефти, газового конденсата, природного газа и их смеси, с целью извлечения целевых компонентов (сырья), что предусматривает полный технологический цикл их переработки в готовую продукцию (горючее), должны быть оборудованы только расходомерами-счетчиками на каждом месте отпуска готовой подакцизной продукции (полного) наливом с такого акцизного склада.

Акцизные склады, на которых осуществляются исключительно хранение и реализация горючего, получается и реализуется исключительно в таре производителя без изменения расфасовки, а также сжиженного природного газа, бензола, метанола, а не оборудуются расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками.

Расходомеры-счетчики и резервуары должны соответствовать требованиям законодательства и иметь положительный результат поверки или оценку соответствия, проведенные в соответствии с законодательством, а уровнемеры-счетчики должны соответствовать требованиям законодательства и иметь положительный результат поверки или оценку соответствия или калибровки, проведены в соответствии с законодательством. В случае отсутствия положительного результата поверки или оценки соответствия, или калибровки расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков для целей настоящего Кодекса акцизные склады, на которых они расположены, считаются необорудованных расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками.

Топливораздаточные колонки и / или маслораздаточные колонки, установленные на акцизных складах, на которые есть положительные результаты поверки или оценка соответствия, проведенные в соответствии с законодательством, выполняют функции расходомеров-счетчиков.

Налогоплательщики - распорядители акцизных складов обязаны зарегистрировать:

а) все расположены на акцизных складах резервуары, введенные в эксплуатацию, расходомеры-счетчики и уровнемеры-счетчики в разрезе акцизных складов - в Едином государственном реестре расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня топлива в резервуаре;

б) все акцизные склады - в системе электронного администрирования реализации полного и спирта этилового.

Один акцизный склад может быть зарегистрирован только одним распорядителем акцизного склада. Один распорядитель акцизного склада может зарегистрировать один и более акцизных складов.

Запрещается осуществление реализации полного без наличия зарегистрированных расходомеров-счетчиков, уровнемеров-счетчиков и резервуаров, без регистрации акцизного склада.

230.1.3. Распорядители акцизных складов обязаны на каждом акцизном складе ежедневно (кроме дней, в которые акцизный склад не работает) формировать данные о фактических остатках горючего на начало и конец отчетного суток и о суточных фактические объемы полученного и реализованного топлива (далее в этом разделе - объем обращения горючего) в разрезе кодов товарных подкатегорий УКТ ВЭД в литрах, приведенных к температуре 15 ° с

Распорядители акцизных складов, на акцизных складах которых осуществляется деятельность по переработке нефти, газового конденсата, природного газа и их смеси, с целью извлечения целевых компонентов (сырья), что предусматривает полный технологический цикл их переработки в готовую продукцию (горючее), обязаны по каждому акцизном складе ежедневно формировать данные только о суточном фактический объем реализованного топлива в разрезе кодов товарных подкатегорий УКТ ВЭД в литрах, приведенных к температуре 15 ° с

Данные о фактических остатках горючего и об объеме оборота полного формируются после проведения последней операции по обращению полного в отчетном эпохе, но не позднее 23 часов 59 минут этого периода, до начала осуществления операций по обращению полного в сутки, следующего за отчетным временем, и подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, не позднее 23 часов 59 минут дня, следующего за отчетным временем.

На каждом акцизном складе по каждому коду товарной подкатегории УКТ ВЭД формируются показатели о:

объемы остатков горючего на начало и конец отчетного суток, определяемых путем суммирования объемов остатков горючего в каждом резервуаре на основании показателей уровнемеров-счетчиков, установленных на таких резервуарах, расположенных на таком акцизном складе;

суточный объем реализованного горючего, определяется путем суммирования объемов реализованного за отчетную сутки горючего через каждое место отпуска горючего наливом с акцизного склада на основании показателей расходомеров-счетчиков, установленных на каждом месте отпуска горючего наливом с акцизного склада, расположенном на таком акцизном складе;

суточный объем полученного горючего, определяется путем вычитания из объема остатков горючего на конец отчетной суток объема остатков горючего на начало отчетной суток и добавления суточного объема реализованного топлива из такого акцизного склада с добавлением объема вторичного горючего, указанного в акцизных накладных, зарегистрированных в Едином реестре акцизных накладных, и за вычетом дополнительного объема топлива, указанного в заявках на пополнение объема остатка топлива или спирта этилового, зарегистрированных в системе электрон ного администрирования реализации полного и спирта этилового.

Фактические показатели расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков по объемам остатков горючего и суточного объема реализованного топлива перечисляются в литры, приведены до температуры 15 ° С, кроме показателей топливораздаточных колонок и / или маслораздаточные колонок, которые выполняют функции расходомеров-счетчиков.

При выходе из строя, проведения поверки или калибровки уровнемера-счетчика или расходомера-счетчика определения данных об объемах остатков горючего и объемы оборота горючего осуществляется в мерах полной вместимости, имеющих положительный результат поверки, проведенной в соответствии с законодательством, и / или с помощью рулетки и метроштока или переносного (портативного) уровнемера-анализатора, которые имеют положительный результат поверки, проведенной в соответствии с законодательством. Применение такого способа измерения может осуществляться не более 20 календарных дней подряд (для акцизных складов, которые являются местами розничной торговли горючим, на которые получены лицензии на право розничной торговли горючим - не более 15 календарных дней подряд) и не более четырех раз в течение календарного года .

Данные об остатках горючего и об объеме оборота полного подаются электронными средствами связи в форме электронных документов, которая утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

Электронные документы заполняются автоматически путем передачи им данных с расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков (при выходе из строя, проведения поверки или калибровки уровнемера-счетчика или расходомера-счетчика - заполняются ответственным лицом распорядителя акцизного склада).

В электронных документах также указываются ответственным лицом распорядителя акцизного склада данные об объемах остатков горючего, находящихся на акцизном складе в таре, баллонах, упаковке, о суточный объем реализованного топлива в таре, баллонах, упаковке, а также информация о днях, в которые акцизный склад не работает.

230.1.4. Порядок ведения Единого государственного реестра расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня топлива в резервуаре, передачи учетных данных с них электронными средствами связи в контролирующие органы устанавливается Кабинетом Министров Украины.

В таком реестре содержится налоговая информация о распорядителей акцизных складов, имеющиеся у них акцизные склады, расположенные на акцизных складах резервуары, расходомеры-счетчики и уровнемеры-счетчики, их серийные (идентификационные) номера, а также данные о фактических остатках горючего на начало и конец отчетного суток и о фактическом объеме оборота горючего в разрезе кодов товарных подкатегорий УКТ ВЭД, акцизных складов и распорядителей акцизных складов.

Данные о фактических остатках горючего на начало и конец эпохи и о фактическом объеме оборота горючего в разрезе кодов товарных подкатегорий УКТ ВЭД, акцизных складов и распорядителей акцизных складов сопоставляются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику, с показателями системы электронного администрирования реализации полного и спирта этилового.

230.1.5. Транспортные средства, получили статус акцизных складов передвижных, а также транспортные средства, используемые предприятием, не является распорядителем акцизного склада, для перемещения на таможенной территории Украины собственного полного или спирта этилового для нужд собственного потребления или промышленной переработки, должны учитываться в Перечне транспортных средств, которые перемещают горючее или спирт этиловый, создание и ведение которого обеспечивается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и мы стантную политику, в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику. Перечень транспортных средств, которые перемещают горючее или спирт этиловый, размещается на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику.

Включение / выключение транспортных средств в / из Перечня транспортных средств, которые перемещают горючее или спирт этиловый, осуществляется автоматически на основании данных акцизных накладных, зарегистрированных в Едином реестре акцизных накладных, или на основании заявок на перемещение полного или спирта этилового транспортными средствами, не является акцизными складами передвижными, с указанием периода перемещения такого полного или спирта этилового, либо на основании таможенных деклараций при перемещении топлива или спирта этилового таможенной территории ю Украины проходным транзитом или внутренним транзитом, определенным подпунктом "а" пункта 2 части второй статьи 91 Таможенного кодекса Украины. Такие заявки подаются субъектами хозяйствования, которые не являются распорядителями акцизных складов, к перемещению по территории Украины в транспортных средствах, не являющихся акцизными складами передвижными, собственного полного или спирта этилового для нужд собственного потребления или промышленной переработки. Форма заявки на перемещение полного или спирта этилового транспортными средствами, не является акцизными складами передвижными, утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику. Такие заявки в форме электронных документов направляются центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику.

Перемещение полного или спирта этилового транспортными средствами, не указанные в акцизных накладных, зарегистрированных в Едином реестре акцизных накладных, составленных на операции, при осуществлении которых перемещается топливо или спирт этиловый в таких транспортных средствах, а также не указаны в заявках на перемещение полного или спирта этилового транспортными средствами, не является акцизными складами передвижными, которые направлены центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику, запрещается.

Транспортные средства, используемые для перемещения на таможенной территории Украины полного или спирта этилового, а не обустраиваются расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками.

230.2. На акцизных складах постоянно действуют представители контролирующего органа по месту нахождения акцизного состава (кроме горючего).

230.3. Контролирующий орган по месту расположения акцизного склада назначает своего постоянного представителя (представителей) на таком складе.

230.4. Копия приказа о назначении представителя (представителей) контролирующего органа направляется в день принятия такого решения распорядителю акцизного склада.

230.5. Представитель (представители) контролирующего органа осуществляет (осуществляют) постоянный непосредственный контроль за наличием расходомеров-счетчиков спирта этилового и других измерительных приборов; соблюдением установленного порядка отпуска спирта этилового, водки и ликеро-водочных изделий и уплаты налога с них.

230.6. Распорядок работы представителей контролирующего органа должен соответствовать режиму работы акцизного склада, установленном его распорядителем.

230.7. Должностные лица, назначаемые представителями контролирующего органа на акцизном складе, должны пройти специальное обучение или инструктаж относительно специфики контроля за производством и оборотом этилового спирта, водки и ликеро-водочных изделий, а также методики пользования измерительными приборами.

230.8. Порядок проведения специального обучения или инструктажа утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

230.9. В приказах о назначении руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) контролирующего органа определяет режим работы представителя контролирующего органа с учетом режима работы акцизного склада, порядок контроля за работой представителя контролирующего органа, разрабатывает меры материально-технического обеспечения представителя контролирующего органа, транспортного обслуживания, другие условия , необходимые для обеспечения эффективности контроля.

230.10. Копия приказа направляется распорядителю акцизного склада, который обязан выдать в трехдневный срок соответствующий приказ, предусмотрев создание надлежащих условий для эффективной работы представителя контролирующего органа.

230.11. Основной задачей представителя контролирующего органа на акцизных складах является осуществление постоянного непосредственного контроля за соблюдением установленного порядка производства, хранения, отпуска спирта этилового, водки и ликеро-водочных изделий и уплаты налога, принятие мер по недопущению нарушения законодательства Украины.

230.12. Представитель контролирующего органа на акцизном складе в соответствии с возложенными на него задачами:

а) осуществляет контроль за производством, хранением, отпуском, при наличии расходомера-счетчика спирта этилового и других измерительных приборов, и учетом спирта этилового, водки и ликеро-водочных изделий по данным бухгалтерского учета акцизного состава;

б) осуществляет контроль за учетом, хранением и использованием марок акцизного налога и маркировкой продукции;

в) осуществляет контроль за учетом поступления, расходования сырья, используемого для производства спирта этилового, водки и ликеро-водочных изделий, и количеством произведенной продукции;

г) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка исчисления и уплаты налога;

г) участвует в проведении инвентаризации сырья, спирта этилового, водки и ликеро-водочных изделий и марок акцизного налога;

д) предоставляет в случае выявления нарушений установленного законодательством порядка ведения учета, хранения и отпуска спирта этилового, водки и ликеро-водочных изделий, марок акцизного налога, сырья распорядителю акцизного склада предложения по устранению выявленных нарушений и контролируют их выполнение;

е) вносит предложения по совершенствованию системы контроля за учетом, хранением, отпуском и транспортировкой водки и ликеро-водочных изделий;

е-1) присутствует в случае опломбирования мест возможного доступа к спирту (в том числе расходомеров-счетчиков спирта этилового), спиртохранилища, цеха разлива и склада готовой продукции по окончании рабочего дня.

230.13. При ввозе спирта представитель контролирующего органа на акцизном складе предприятия, на котором производятся водка и ликеро-водочные изделия:

а) делает отметку на товарно-транспортной накладной, зарегистрированной в Едином реестре товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового и алкогольных напитков, о согласовании его ввоза путем проставления штампа "Въезд разрешен" и личной подписи, отмечает въезде и показатели пробега транспортного средства, осуществляет запись в журнале регистрации получения спирта этилового, а также участвует в работе комиссии по приемке спирта этилового;

б) направляет в течение трех суток справку о получении спирта этилового представителю контролирующего органа на акцизном складе предприятия, отпустило спирт, о чем делает отметку в указанном журнале.

{Пункт 230.13-1 статьи 230 исключено на основании Закона № 2628-VIII от 23.11.2018}

230.14. В случае выявления фактов неоприходования или неполного оприходования спирта этилового контролирующие органы принимают соответствующие меры согласно закону.

Инвентаризация спирта этилового на акцизном складе, в том числе инвентаризация, проводимая на первое число каждого месяца, проводится в присутствии представителя контролирующего органа на акцизном складе.

Если по результатам инвентаризации выявлены потери спирта этилового, превышающих нормы потерь, установленные в соответствии с пунктом 214.6 статьи 214 настоящего Кодекса, или если эти потери возникли не по причинам, определенным пунктом 216.3 статьи 216 настоящего Кодекса, плательщик платит акцизный налог исходя из размера таких потерь и ставки акцизного налога, действующей на дату составления акта инвентаризации.

В случае выявления фактов избытка спирта этилового контролирующий орган принимает соответствующие меры согласно закону.

230.15. Во время отгрузки водки и ликеро-водочных изделий заполняется товарно-транспортная накладная, зарегистрированная в Едином реестре товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового и алкогольных напитков, в которой представитель контролирующего органа на акцизном складе делает отметку о согласовании отпуска путем проставления штампа "Выезд разрешен "и личной подписи, указание времени выезда с акцизного склада и показателей пробега транспортного средства, а также осуществляет запись в журнале регистрации отгрузки горе ЛКИ и ликеро-водочных изделий.

230.16. Все документы, которые являются основанием для отпуска спирта этилового, водки и ликеро-водочных изделий, обязательно проверяются представителем контролирующего органа на акцизном складе.

230.17. При ввозе водки и ликеро-водочных изделий на акцизный склад представитель контролирующего органа делает отметку на товарно-транспортной накладной, зарегистрированной в Едином реестре товарно-транспортных накладных на перемещение спирта и алкогольных напитков, о согласовании их ввоза путем проставления штампа "Въезд разрешен "и личной подписи, указание времени въезда на акцизный склад и показателей пробега транспортного средства, а также осуществляет запись в журнале регистрации получения водки и ликеро-водочных изделий.

230.18. Транспортировка водки и ликеро-водочных изделий, отгруженных с акцизного склада предприятия, на котором производятся водка и ликеро-водочные изделия, без товарно-транспортных накладных, зарегистрированных в Едином реестре товарно-транспортных накладных на перемещение алкогольных напитков, с отметкой представителя контролирующего органа на акцизном составе запрещается.

Порядок ведения Единого реестра товарно-транспортных накладных на перемещение алкогольных напитков устанавливается Кабинетом Министров Украины.

230.19. Распорядитель акцизного склада обязан:

а) предоставить постоянному представителю контролирующего органа отдельное помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам, оборудованное телефоном, а также принять меры для предотвращения несанкционированного вмешательства в работу представителя контролирующего органа и пользованию служебной и другой информации, хранящейся представителем контролирующего органа на акцизном складе;

б) устанавливать и поддерживать в надлежащем состоянии необходимые замки, пломбы, счетчики или другие измерительные приборы, которые могут быть востребованы постоянным представителем контролирующего органа на акцизном складе с целью обеспечения полноты уплаты надлежащей суммы налога из спирта, водки и ликеро-водочных изделий, топлива, производимых на акцизном складе;

в) обеспечивать учет наличия и движения сырья, спирта этилового и водно-спиртовых растворов в незавершенном производстве водки и ликеро-водочных изделий и готовой продукции, размещенных на акцизном складе;

г) подавать постоянному представителю контролирующего органа достоверную информацию по этому вопросу, а также соответствующие документы первичного бухгалтерского учета и отчетности для ознакомления.

{Пункт 230.20 статьи 230 исключено на основании Закона № 909-VIII от 24.12.2015}

{Пункт 230.21 статьи 230 исключено на основании Закона № 909-VIII от 24.12.2015}

{Пункт 230.22 статьи 230 исключено на основании Закона № 909-VIII от 24.12.2015}

{Пункт 230.23 статьи 230 исключено на основании Закона № 909-VIII от 24.12.2015}