О бухгалтерском учете и финансовой отчетности
Статья 9. Первичные документы и регистры бухгалтерского учета

Ст. 9 ЗУ О бухгалтерском учете и финансовой отчетности от 16.07.1999 № 996-XIV


Действующий с изменениями и дополнениями. Проверено 08.07.2019

{Название статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

1. Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.
{Часть первая статьи 9 в редакции Закона N 1724-VIII от 03.11.2016}

2. Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены в бумажной или в электронной форме и должны содержать следующие обязательные реквизиты: {Абзац первый части второй статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-VIII от 03.11.2016}

название документа (формы);

дату составления; {Абзац третий части второй статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-VIII от 03.11.2016}

название предприятия, от имени которого составлен документ;

содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции. {Абзац седьмой части второй статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 675-VIII от 03.09.2015, N 1724-VIII от 03.11.2016}

Первичные документы, составленные в электронной форме, применяются в бухгалтерском учете при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и ​​электронном документообороте. {Часть вторая статьи 9 дополнена абзацем восьмым согласно Закону N 1724-VIII от 03.11.2016}

Несущественные недостатки в документах, содержащих сведения о хозяйственной операции, не является основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии, что такие недостатки не препятствуют возможности идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции, и содержат сведения о дате составления документа, название предприятия , от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции и тому подобное. {Часть вторая статьи 9 дополнена абзацем девятым согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

3. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета в регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Операции в иностранной валюте отражаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте отдельно.

Данные аналитических счетов должны быть тождественны соответствующим счетам синтетического учета на конец последнего дня каждого месяца. {Абзац второй части третьей статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-VIII от 03.11.2016}

Права и обязанности сторон, возникающие по результатам осуществления хозяйственной операции, оформленной первичным документом в соответствии с требованиями настоящего Закона, не зависят от факта отражения ее в регистрах и на счетах бухгалтерского учета. {Часть третья статьи 9 дополнена абзацем третьим согласно Закону N 2164-VIII от 05.10.2017}

4. Регистры бухгалтерского учета должны иметь название, период регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи или другие данные, позволяющие идентифицировать лиц, участвовавших в их составлении.

5. Хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

6. В случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета с использованием электронных средств обработки информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий , предусмотренных законами.
{Часть шестая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-VIII от 03.11.2016}

7. Предприятие принимает все необходимые меры для предотвращения несанкционированного и незаметного исправления записей в первичных документах и ​​регистрах бухгалтерского учета и обеспечивает их надлежащее хранение в течение установленного срока.

8. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы.

9. Копии первичных документов и регистров бухгалтерского учета могут быть изъяты у предприятия только по решению соответствующих органов, принятым в пределах их полномочий, предусмотренных законами. Обязательным является составление реестра документов, которые изымаются в порядке, установленном законодательством.

Изъятие оригиналов таких документов и регистров запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством. {Абзац второй части девятой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}
{Часть девятая статьи 9 в редакции Закона N 2756-VI от 02.12.2010}