О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений
Статья 37. Порядок обжалования решений, действий или бездействия в сфере государственной регистрации прав

Ст. 37 ЗУ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений от 01.07.2004 № 1952-IV


Действующий с изменениями и дополнениями. Проверено 08.07.2019

1. Решения, действия или бездействие государственного регистратора, субъекта государственной регистрации прав могут быть обжалованы в Министерство юстиции Украины, его территориальных органов или в суд.

2. Министерство юстиции Украины рассматривает жалобы:

1) решения государственного регистратора о государственной регистрации прав (кроме случаев, когда такое право приобретено на основании решения суда, а также если в отношении недвижимого имущества имеется судебный спор)

2) решения, действия или бездействие территориальных органов Министерства юстиции Украины.

Территориальные органы Министерства юстиции Украины рассматривают нарушения

1) решения (кроме решения о государственной регистрации прав), действия или бездействие государственного регистратора;

2) на действия или бездействие субъектов государственной регистрации прав.

Территориальный орган Министерства юстиции Украины рассматривает жалобы относительно государственного регистратора, субъектов государственной регистрации прав, осуществляющих деятельность в пределах территории, на которой действует соответствующий территориальный орган.

3. Решения, действия или бездействие государственного регистратора, субъекта государственной регистрации прав могут быть обжалованы в Министерство юстиции Украины и его территориальных органов в течение 60 календарных дней со дня принятия обжалуемого решения, либо со дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушения его прав соответствующей действием или бездействием.

Решения, действия или бездействие территориальных органов Министерства юстиции Украины могут быть обжалованы в Министерство юстиции Украины в течение 15 календарных дней со дня принятия обжалуемого решения, либо со дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении его прав соответствующей действием или бездействием.

В случае если рассмотрение и разрешение жалобы требуют проверки деятельности государственного регистратора, субъекта государственной регистрации прав, а также привлечение заявителя или других лиц, Министерство юстиции Украины и его территориальные органы могут продлить сроки рассмотрения и разрешения жалобы, сообщив об этом заявителя. При этом общий срок рассмотрения и разрешения жалобы не может превышать 45 календарных дней.

4. Днем подачи жалобы считается день ее фактического получения Министерством юстиции Украины или его территориальным органом, а в случае направления жалобы по почте - дата получения отделением почтовой связи от жалобщика почтового отправления с жалобой, которая указана отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления или на конверте.

В случае если последний день срока для подачи жалоб, указанного в части третьей настоящей статьи, приходится на выходной или праздничный день, последним днем ​​срока считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

5. Жалоба на решение, действия или бездействие государственного регистратора, субъекта государственной регистрации прав или территориального органа Министерства юстиции Украины подается лицом, которое считает, что его права нарушены, в письменной форме и должно содержать:

1) полное наименование (имя) жалобщика, его место жительства или пребывания (для физических лиц) или местонахождение (для юридических лиц), а также наименование (имя) представителя заявителя, если жалоба подается представителем;

2) реквизиты решения государственного регистратора, которое обжалуется;

3) содержание обжалуемого решения, действия или бездействия и нормы законодательства, которые нарушены, по мнению жалобщика;

4) изложение обстоятельств, которыми жалобщик обосновывает свои требования;

5) сведения о наличии или отсутствии судебного спора по затронутому в жалобе вопросы, может привести отмены обжалуемого решения государственного регистратора и / или внесения сведений в Государственный реестр прав;

6) подпись заявителя или его представителя с указанием даты составления жалобы.

К жалобе прилагаются заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих факт нарушения прав истца в результате принятия решения государственным регистратором (при наличии), а также если жалоба подается представителем истца - доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия такого представителя, или копия такого документа , заверенная в установленном порядке.

Жалоба на решение о государственной регистрации прав рассматривается в порядке, определенном настоящим Законом, исключительно при условии, что она подана лицом, которое может подтвердить факт нарушения его прав в результате принятия такого решения.

Если жалоба на решение, действия или бездействие государственного регистратора, субъекта государственной регистрации прав подается представителем истца, к жалобе прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия, или копия такого документа, заверенная в установленном порядке.

6. По результатам рассмотрения жалобы Министерство юстиции Украины и его территориальные органы принимают мотивированное решение об:

1) отказ в удовлетворении жалобы;

2) удовлетворение (полное или частичное) жалобы путем принятия решения о:

а) отмена решения о государственной регистрации прав, отмена решения территориального органа Министерства юстиции Украины, принятого по результатам рассмотрения жалобы;

б) отмена решения об отказе в государственной регистрации прав и проведения государственной регистрации прав;

в) внесение изменений в записи Государственного реестра прав и исправления ошибки, допущенной государственным регистратором;

г) временное блокирование доступа государственного регистратора в Государственный реестр прав;

г) аннулирования доступа государственного регистратора в Государственный реестр прав;

д) отмена аккредитации субъекта государственной регистрации;

е) привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица территориального органа Министерства юстиции Украины;

е) направление в Высшей квалификационной комиссии нотариата при Министерстве юстиции Украины представления об аннулировании свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью.

Решения, предусмотренные подпунктами "а", "г", "д" и "е" пункта 2 настоящей части, принимаются исключительно Министерством юстиции Украины.

В решении Министерства юстиции Украины или его территориального органа по результатам рассмотрения жалобы могут определяться несколько путей удовлетворения жалобы.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, направляется жалобщику в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

7. Решения, предусмотренные подпунктами "а" - "в" пункта 2 части шестой настоящей статьи, выполняются не позднее следующего рабочего дня после принятия такого решения путем внесения соответствующей записи в Государственный реестр прав. Для выполнения таких решений повторное представление документов для проведения государственной регистрации прав и уплата административного сбора не требуются.

Технический администратор Государственного реестра прав в день поступления решений, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 2 части шестой настоящей статьи, обеспечивает их немедленное исполнение. Порядок временного блокирования и аннулирования доступа в Государственный реестр прав определяется Министерством юстиции Украины.

Решение, предусмотренное подпунктом "д" пункта 2 части шестой настоящей статьи, производится в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Решения, предусмотренные подпунктами "е" и "е" пункта 2 части шестой настоящей статьи, выполняются Министерством юстиции Украины, его территориальными органами безотлагательно, но не позднее пяти рабочих дней со дня их принятия.

В случае принятия решения о временном блокировании или аннулировании доступа нотариуса в Государственный реестр прав, отмена аккредитации субъекта государственной регистрации прав Министерство юстиции Украины решает вопрос о передаче на рассмотрение субъекту государственной регистрации прав, обеспечивает хранение регистрационных дел в бумажной форме, документов , представленных для проведения регистрационных действий и находятся на рассмотрении у соответствующего нотариуса, аккредитованного субъекта государственной регистрации прав.

8. Министерство юстиции Украины и его территориальные органы отказывают в удовлетворении жалобы, если:

1) жалоба оформлена без соблюдения требований, определенных частью пятой настоящей статьи;

2) на момент принятия решения по результатам рассмотрения жалобы состоялась государственная регистрация этого права за другим лицом, указанной в решении, которое обжалуется;

3) имеется информация о судебном решении или постановление об отказе истца от иска по тому же предмету спора о признании иска ответчиком или утверждения мирового соглашения сторон;

4) имеется информация о судопроизводство в связи с спором между теми же сторонами, по тем же предмета и оснований;

5) есть решение этого органа по тому же вопросу;

6) в органе рассматривается жалоба по этому вопросу от того же заявителя;

7) жалоба подана лицом, не имеющим на это полномочий;

8) истек установленный законом срок подачи жалобы;

9) рассмотрение вопросов, поднятых в жалобе, не относится к компетенции органа;

10) государственным регистратором, территориальным органом Министерства юстиции Украины принято такое решение в соответствии с законодательством.

9. Порядок рассмотрения жалоб на решения, действия или бездействие государственного регистратора, субъектов государственной регистрации прав, территориальных органов Министерства юстиции Украины определяется Кабинетом Министров Украины.

10. Решения, действия или бездействие Министерства юстиции Украины и его территориальных органов могут быть обжалованы в суд.