О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей
Статья 34. Порядок обжалования решений, действий или бездействия в сфере государственной регистрации

Ст. 34 ЗУ О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей от 15.05.2003 № 755-IV


Действующий с изменениями и дополнениями. Проверено 08.07.2019

1. Решения, действия или бездействие государственного регистратора, субъекта государственной регистрации могут быть обжалованы в Министерство юстиции Украины и его территориальных органов или в суд.

2. Министерство юстиции Украины рассматривает жалобы:

1) на проведенные государственным регистратором регистрационные действия (кроме случаев, если такие регистрационные действия проведены на основании судебного решения);

2) решения, действия или бездействие территориальных органов Министерства юстиции Украины.

Территориальный орган Министерства юстиции Украины рассматривает жалобы:

1) решения (кроме решения, согласно которому проведено регистрационное действие), действия или бездействие государственного регистратора;

2) на действия или бездействие субъектов государственной регистрации.

Территориальный орган Министерства юстиции Украины рассматривает жалобы относительно государственного регистратора, субъектов государственной регистрации, осуществляющих свою деятельность в пределах территории, на которой действует соответствующий территориальный орган.

3. Решения, действия или бездействие государственного регистратора, субъекта государственной регистрации могут быть обжалованы в Министерство юстиции Украины и его территориальных органов в течение 60 календарных дней со дня принятия обжалуемого решения, либо со дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении его прав соответствующей действием или бездействием.

Решения, действия или бездействие территориальных органов Министерства юстиции Украины могут быть обжалованы в Министерство юстиции Украины в течение 15 календарных дней со дня принятия обжалуемого решения, либо со дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении его прав соответствующей действием или бездействием.

В случае если рассмотрение и разрешение жалобы требуют проверки деятельности государственного регистратора, субъекта государственной регистрации, а также привлечение заявителя или других лиц, Министерство юстиции Украины и его территориальные органы могут установить иные сроки рассмотрения и разрешения жалобы, сообщив об этом заявителя. При этом общий срок рассмотрения и разрешения жалобы не может превышать 45 календарных дней.

4. Днем подачи жалобы считается день ее фактического получения Министерством юстиции Украины или его территориальным органом, а в случае направления жалобы по почте - дата получения отделением почтовой связи от жалобщика почтового отправления с жалобой, указанная отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления или на конверте.

В случае если последний день срока для подачи жалобы, указанного в части третьей настоящей статьи, приходится на выходной или праздничный день, последним днем ​​срока считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

5. Жалоба на решение, действия или бездействие государственного регистратора, субъекта государственной регистрации или территориального органа Министерства юстиции Украины подается лицом, которое считает, что его права нарушены, в письменной форме и должно содержать:

1) полное наименование (имя) жалобщика, его место жительства или пребывания (для физических лиц) или местонахождение (для юридических лиц), а также наименование (имя) представителя заявителя, если жалоба подается представителем;

2) содержание обжалуемого решения, действия или бездействия и нормы законодательства, возбуждены по мнению жалобщика;

3) изложение обстоятельств, которыми жалобщик обосновывает свои требования;

3-1) сведения о наличии или отсутствии судебного спора по затронутому в жалобе вопросы, может привести отмены обжалуемого решения, сообщение или регистрационного действия государственного регистратора и / или внесения сведений в Единый государственный реестр;

4) подпись заявителя или его представителя с указанием даты составления жалобы.

К жалобе прилагаются заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих факт нарушения прав истца (при наличии), а также если жалоба подается представителем истца - доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия такого представителя, или копия такого документа, заверенная в установленном порядке.

Если жалоба на решение, действия или бездействие государственного регистратора, субъекта государственной регистрации подается представителем истца, к такой жалобе прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия, или его копия, заверенная в установленном порядке.

6. По результатам рассмотрения жалобы Министерство юстиции Украины и его территориальные органы принимают мотивированное решение об:

1) отказ в удовлетворении жалобы;

2) удовлетворение (полное или частичное) жалобы путем принятия решения о:

а) отмена регистрационного действия, отмене решения территориального органа Министерства юстиции Украины, принятого по результатам рассмотрения жалобы - в случае обжалования регистрационного действия, решения территориального органа Министерства юстиции;

б) проведение государственной регистрации - в случае обжалования отказа в государственной регистрации;

в) исправление технической ошибки, допущенной государственным регистратором;

г) временное блокирование доступа государственного регистратора в Единый государственный реестр;

г) аннулирования доступа государственного регистратора в Единый государственный реестр;

д) отмена аккредитации субъекта государственной регистрации;

е) привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица территориального органа Министерства юстиции Украины;

е) направление в Высшей квалификационной комиссии нотариата при Министерстве юстиции Украины представления об аннулировании свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью.

Решения, предусмотренные подпунктами "а", "г", "д" и "е" пункта 2 настоящей части, принимаются исключительно Министерством юстиции Украины.

По результатам рассмотрения жалобы Министерство юстиции Украины и его территориальные органы могут принять мотивированное решение, в котором предусмотреть пути для удовлетворения жалобы.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, направляется жалобщику в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

7. Решения, предусмотренные подпунктами "а" - "в" пункта 2 части шестой настоящей статьи, выполняются не позднее следующего рабочего дня с даты принятия такого решения путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. Для выполнения таких решений повторное представление документов для проведения государственной регистрации и уплата административного сбора не требуются.

Технический администратор Единого государственного реестра в день поступления решений, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 2 части шестой настоящей статьи, обеспечивает его немедленное исполнение. Порядок временного блокирования и аннулирования доступа в Единый государственный реестр определяется Министерством юстиции Украины.

Решение, предусмотренное подпунктом "д" пункта 2 части шестой настоящей статьи, производится в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Решения, предусмотренные подпунктами "е" и "е" пункта 2 части шестой настоящей статьи, выполняются Министерством юстиции Украины, его территориальными органами безотлагательно, но не позднее пяти рабочих дней со дня их принятия.

В случае принятия решения о временном блокировании или аннулировании доступа нотариуса в Единый государственный реестр, отмена аккредитации субъекта государственной регистрации Министерство юстиции Украины решает вопрос о передаче на рассмотрение субъекту государственной регистрации, у которого хранится регистрационное дело, документов, представленных для проведения регистрационных действий и находятся на рассмотрении у соответствующего нотариуса, аккредитованного субъекта государственной регистрации.

8. Министерство юстиции Украины и его территориальные органы отказывают в удовлетворении жалобы, если:

1) жалоба оформлена без соблюдения требований, определенных частью пятой настоящей статьи;

2) на момент принятия решения об удовлетворении жалобы путем отмены регистрационного действия по государственной регистрации вновь созданного юридического лица, другой организации, государственной регистрации физического лица предпринимателем, прекращения юридического лица, другой организации, прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя или путем проведения регистрационного действия в Едином государственном реестре проведена следующая регистрационное действие по соответствующего лица;

3) в случае наличия информации о судебном решении или постановление об отказе истца от иска по тому же предмету спора о признании иска ответчиком или утверждения мирового соглашения сторон;

4) при наличии информации о судопроизводство в связи с спором между теми же сторонами, по тому же предмету и той же основания;

5) есть решение этого органа по тому же вопросу;

6) в органе ведется рассмотрение жалобы по тому же вопросу от этого самого жалобщика;

7) жалоба подана лицом, не имеющим на это полномочий;

8) истек установленный законом срок подачи жалобы;

9) рассмотрение вопросов, поднятых в жалобе, не относится к компетенции органа;

10) государственным регистратором, территориальным органом Министерства юстиции Украины принято такое решение в соответствии с законодательством.

9. Порядок рассмотрения жалоб на решения, действия или бездействие государственного регистратора, субъектов государственной регистрации, территориальных органов Министерства юстиции Украины определяется Кабинетом Министров Украины.

10. Решения, действия или бездействие Министерства юстиции Украины и его территориальных органов могут быть обжалованы в суд.