О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг
Статья 17. Функции и полномочия Регулятора
Ст. 17 ЗУ О Нацкомиссии по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг от 22.09.2016 № 1540-VIII
1. Для эффективного выполнения задач государственного регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг Регулятор:
1) принимает обязательные к исполнению решения по вопросам, относящимся к его компетенции;
2) вносит предложения в органы государственной власти по совершенствованию законодательства в сферах энергетики и коммунальных услуг;
3) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, в частности:
лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности в сферах энергетики и коммунальных услуг;
порядка контроля за соблюдением требований законодательства в соответствующей сфере регулирования и лицензионных условий;
порядок расчета и установления ставки взносов на регулирование;
показатели качества предоставления услуг субъектами естественных монополий в сферах энергетики и коммунальных услуг субъектами, осуществляющими деятельность на смежных рынках;
правила рассмотрения обращений потребителей относительно действий субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, и урегулирования споров;
правила урегулирования споров, возникающих между субъектами хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг;
порядки (правила) организации учета и отчетности по видам лицензируемой деятельности;
порядка (методики) формирования, расчета и установления государственных регулируемых цен и тарифов для субъектов естественных монополий в сферах энергетики и коммунальных услуг, а также для других субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на рынках в сферах энергетики и коммунальных услуг, если соответствующие полномочия предоставлены Регулятору законом;
кодексы систем передачи и распределения электрической энергии, газотранспортной и газораспределительных систем, кодексы газохранилищ и установки LNG, подготовленные операторами, и инициирует внесение изменений в них;
порядка (методики) присоединение к электрическим, тепловым, газовым сетям, расчета платы за присоединение и финансирование услуг по присоединению;
правила пользования (поставка) товарами и услугами на розничных рынках;
формы отчетности субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, и порядок их представления;
4) осуществляет:
лицензирования видов хозяйственной деятельности в сферах энергетики и коммунальных услуг, предусмотренных законом;
определение условий, при которых субъекты естественных монополий и смежных рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг могут осуществлять деятельность без лицензии;
определение условий доступа к товарам (услуг), производимых (реализуемых) субъектами естественных монополий в сферах энергетики и коммунальных услуг;
установление ограничений для субъектов естественных монополий по совмещению видов деятельности в сферах энергетики и коммунальных услуг;
контроль за недопущением перекрестного субсидирования при осуществлении хозяйственной деятельности субъектами естественных монополий и смежных рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг;
5) контролирует выполнение операторами систем передачи и распределения, операторами газотранспортной и газораспределительных систем, другими субъектами рынков электрической энергии и природного газа, а в соответствующих случаях - владельцами систем их обязательств в соответствии с законом;
6) утверждает типовые и утверждает примерные договоры в соответствии с законом;
7) осуществляет сертификацию операторов системы передачи и газотранспортной системы в соответствии с установленным им порядке;
8) определяет и публикует условия доступа к трансграничной системы передачи электрической энергии и природного газа, включая процедуры распределения пропускной способности и управления перегрузкой;
9) утверждает и публикует условия предоставления услуг по балансировке, которые должны предоставляться на справедливой и недискриминационной основе, основываться на объективных критериях, с наибольшей экономической эффективностью и обеспечивать стимулирование пользователей сети к балансированию своего потребления энергии из сети и поставки энергии в сеть;
10) участвует в регулировании платежно-расчетных отношений на рынках в сферах энергетики и коммунальных услуг в случаях, определенных законом;
11) контролирует соблюдение лицензиатами законодательства в соответствующей сфере регулирования и лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности и принимает меры к предотвращению нарушений лицензионных условий;
12) рассматривает дела о нарушении лицензионных условий, а также дела об административных правонарушениях и по результатам рассмотрения принимает решение о применении санкций, наложения административных взысканий в случаях, предусмотренных законом, принимает в пределах своей компетенции решения о направлении в соответствующие государственные органы материалов о выявленных фактах нарушения законодательства;
13) устанавливает государственные регулируемые цены и тарифы на товары (услуги) субъектов естественных монополий и других субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на рынках в сферах энергетики и коммунальных услуг, если соответствующие полномочия предоставлены Регулятору законом;
14) обеспечивает защиту прав и законных интересов потребителей товаров (услуг), производимых (предоставляемых) субъектами хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, рассмотрение обращений таких потребителей и урегулирования споров, разъяснения по вопросам применения нормативно правовых актов регулятора;
15) осуществляет мониторинг и анализ рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг;
16) организует проведение научно-технических и аналитических исследований по вопросам, относящимся к его компетенции;
17) обнародует информацию о своей деятельности в соответствии с законом и осуществляет другие мероприятия по налаживанию диалога с общественностью, создает условия для участия граждан в процессе формирования и реализации государственной политики;
18) участвует в подготовке проектов международных договоров Украины;
19) осуществляет мероприятия по адаптации законодательства Украины в сфере энергетики к законодательству Европейского Союза и проводит консультации с Секретариатом Энергетического Сообщества по вопросам адаптации законодательства Украины;
20) устанавливает минимальные стандарты и требования к качеству обслуживания потребителей и поставки природного газа, электрической и тепловой энергии, осуществляет мониторинг их соблюдения;
21) согласовывает / одобряет инвестиционные программы (планы развития) субъектов, деятельность которых регулируется Регулятором, в случаях, установленных законом;
22) обеспечивает досудебное рассмотрение споров, возникающих между субъектами хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг;
23) осуществляет в установленном законодательством порядке издательскую деятельность;
24) обеспечивает в соответствии с законом доступ потребителей к информации о ценах / тарифах в сферах снабжения электрической энергии, природного газа, а также в сферах теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотведения;
25) проводит консультации с Секретариатом Энергетического Сообщества с целью получения выводов по применению европейского энергетического права;
26) выполняет другие функции и полномочия, определенные законом.
2. Регулятор имеет право:
1) принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции, являются обязательными к исполнению;
2) требовать от операторов систем передачи и распределения электрической энергии или операторов газотранспортной и газораспределительных систем при необходимости изменять условия и положения, в том числе тарифы или методики, с целью обеспечения их пропорциональности и применения на недискриминационной основе;
3) получать бесплатно на запрос необходимые для выполнения возложенных функций:
субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, - копии документов, статистическую и другую информацию об их деятельности;
от органов государственной власти - документы, материалы, статистическую и другую информацию, необходимую для выполнения возложенных функций;
4) требовать от субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, предоставление в установленные Регулятором сроки, но не меньше чем за 10 рабочих дней, заверенных в установленном законодательством порядке копий документов, объяснений и другой информации, связанной с осуществлением такими субъектами лицензированной деятельности, необходимых для выполнения возложенных функций;
5) передавать в порядке, установленном законодательством, соответствующим государственным органам материалы о выявленных фактах нарушения законодательства;
6) обращаться в суд по основаниям, предусмотренным законом, и осуществлять защиту своих прав и законных интересов в суде;
7) привлекать ученых и специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) к разработке проектов нормативно-правовых актов, проведения консультаций и экспертиз в сферах энергетики и коммунальных услуг;
8) заключать соглашения о сотрудничестве по вопросам своих полномочий с иностранными и международными органами и организациями, в том числе с регулирующими органами других государств;
9) сотрудничать с регулирующими органами других государств и Советом регуляторных органов Энергетического Сообщества, получать и предоставлять любую информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач в соответствии с настоящим Законом;
10) создавать при необходимости в пределах своей компетенции рабочие группы, постоянные или временные консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы;
11) другие права, определенные законом.
3. В процессе осуществления функций и полномочий, определенных настоящим Законом и другими законами, Регулятор может распространять конфиденциальную информацию, полученную от субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, а также конфиденциальную информацию, полученную от потребителей (заказчиков) товаров (услуг) таких субъектов, только с согласия лиц, ограничили доступ к такой информации, а при отсутствии такого согласия - только в интересах национальной безопасности.
4. Порядка (методики) формирования, расчета и установления государственных регулируемых цен и тарифов для субъектов естественных монополий в сферах энергетики и коммунальных услуг, а также для других субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на рынках в сферах энергетики и коммунальных услуг, утверждены Регулятором, должны быть недискриминационными и прозрачными и подлежат обнародованию на официальном сайте регулятора и в официальном печатном издании. При разработке и утверждении указанных методик Регулятор, чтобы субъекты естественных монополий в сферах энергетики и коммунальных услуг получили надлежащие стимулы кратко- и долгосрочный периоды по повышению эффективности, ликвидации перекрестного субсидирования между видами деятельности и группами потребителей, содействие рыночной интеграции и безопасности снабжения.
При использовании любого способа государственного регулирования цен порядка (методики) формирования, расчета и установления тарифов должны обеспечить покрытие экономически обоснованных затрат, привлечения необходимых инвестиций, соблюдения экологических требований, требований качества и безопасности, обоснованной доходности. Такие порядки (методики) должны способствовать использованию местных, возобновляемых и вторичных энергетических ресурсов, а также благоприятных к окружающей природной среде технологий.
При использовании любого способа государственного регулирования цен с целью установления долгосрочного тарифа субъекты хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг подают на согласование Регулятору разработанную долгосрочную инвестиционную программу после ее общественного обсуждения. С целью установления годового тарифа субъекты хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг подают на согласование Регулятору летний инвестиционный план. Долгосрочные инвестиционные программы и годовые инвестиционные планы является публичной информации и должны быть общедоступными.
5. Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности в сферах энергетики и коммунальных услуг разрабатываются и утверждаются Регулятором с учетом особенностей, определенных законами.