О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг
Статья 19. Особенности осуществления государственного контроля на рынках в сферах энергетики и коммунальных услуг
Ст. 19 ЗУ О Нацкомиссии по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг от 22.09.2016 № 1540-VIII
1. Регулятор осуществляет государственный контроль за соблюдением субъектами хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, законодательства в соответствующих сферах и лицензионных условий путем проведения плановых и внеплановых выездных, а также невыездных проверок в соответствии с утвержденными им порядков контроля.
2. Проверка проводится на основании решения регулятора.
3. Для проверки создается комиссия по проверке, составляется не менее чем из трех представителей центрального аппарата и / или территориальных органов регулятора.
4. При осуществлении государственного контроля Регулятор имеет право:
1) требовать от субъекта хозяйствования устранения выявленных нарушений требований настоящего Закона и законов, регулирующих деятельность в сфере энергетики и коммунальных услуг, и лицензионных условий;
2) фиксировать процесс осуществления планового или внепланового мероприятия или каждое отдельное действие средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя осуществлению такого мероприятия;
3) требовать прекращения действий, препятствующих осуществлению государственного контроля;
4) назначать экспертизу, получать объяснения, справки, копии документов, сведения по вопросам, возникающим во время государственного контроля;
5) принимать обязательные к выполнению субъектом хозяйствования, осуществляющим деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, решение об устранении выявленных нарушений;
6) накладывать штрафные санкции и принимать меры, предусмотренные законом.
5. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, который подписывается членами комиссии по проверке.
Один экземпляр акта о результатах проверки передается субъекту хозяйствования, деятельность которого проверялась, или уполномоченному им лицу.
В случае отказа субъекта хозяйствования или уполномоченного им лица принять акт о результатах проверки такой акт направляется субъекту хозяйствования заказным письмом в течение пяти рабочих дней со дня подписания акта членами комиссии по проверке.
Субъект хозяйствования, деятельность которого проверялась, имеет право предоставить письменные объяснения и обоснования относительно проведенной проверки и / или выявленных нарушений в срок до пяти рабочих дней со дня получения акта о результатах проверки.
В случае выявления нарушений акт о результатах проверки вносится на заседание регулятора, по результатам которого Регулятор принимает решение о применении к субъекту хозяйствования, который осуществляет деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, санкции, предусмотренной настоящим Законом.
Акт о результатах проверки вместе с объяснениями и обоснованием предприятия, деятельность которого проверялась, подлежит обнародованию на официальном сайте регулятора к рассмотрению акта на заседании регулятора.
6. Плановые проверки субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, проводятся не чаще одного раза в год в соответствии с годовыми планами, которые утверждаются Регулятором до 1 декабря года, предшествующего плановому, и публикуются на его официальном веб- сайте.
План осуществления мероприятий государственного контроля на соответствующий плановый период публикуется на официальном сайте регулятора не позднее чем за пять дней до начала соответствующего планового периода.
Плановая выездная проверка проводится при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования о проведении планового мероприятия не позднее чем за 10 дней до дня его начала.
Срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 15 рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - пяти рабочих дней.
В случае больших объемов проверки по решению регулятора срок проведения плановой выездной проверки может быть увеличен до 20 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства - до семи рабочих дней с внесением соответствующих изменений в удостоверение на проведение проверки.
Ежегодно, до 1 апреля, Регулятор готовит отчет о выполнении годового плана государственного контроля субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на рынках в сферах энергетики и коммунальных услуг за предыдущий год, который включается в годовой отчет о деятельности регулятора и подлежит обнародованию на официальном -сайте регулятора.
7. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки являются:
1) представление субъектом хозяйствования, осуществляющим деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, письменного заявления о проведении мероприятия государственного контроля;
2) обоснованное обращение физического или юридического лица о нарушении субъектом хозяйствования, осуществляющим деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, ее законных прав;
3) обоснованное обращение субъектов хозяйствования и потребителей о нарушении субъектом естественной монополии законодательства по вопросам доступа к электрическим / тепловых / газовых сетей и / или нарушения лицензионных условий;
4) проверка выполнения решений регулятора по устранению нарушений требований законодательства, принятых по результатам плановых или внеплановых проверок.
Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - трех рабочих дней.
В случае больших объемов проверки по решению регулятора срок проведения внеплановой выездной проверки может быть увеличен до 20 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства - до пяти рабочих дней с внесением соответствующих изменений в удостоверение на проведение проверки.
8. Внеплановая невыездная проверка проводится исключительно в помещении регулятора или его территориального органа.
Основанием для проведения внеплановой выездной проверки субъекта хозяйствования, осуществляющего деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, являются:
1) непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверной информации;
2) непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных данных в отчетности в установленный Регулятором срок или в других документах;
3) непредставление копий документов, заверенных в установленном законодательством порядке, объяснений и другой информации на законное требование регулятора.
Внеплановая невыездная проверка предприятия, осуществляющего деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, может проводиться без предупреждения заранее.
Согласие субъекта, осуществляющего деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, его сообщение о проведении внеплановой выездной проверки, его присутствие во время проведения такой проверки являются необязательными.
О результатах внеплановой невыездной проверки (о фактах выявления нарушений законодательства и их перечень или об отсутствии нарушений) субъект хозяйствования, осуществляющий деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, сообщается заказным письмом в течение пяти рабочих дней после подписания акта о результатах внеплановой невыездной проверки.
9. К проведению проверок Регулятор имеет право привлекать представителей других государственных органов, органов местного самоуправления с согласия руководителей этих органов.
10. О выявленных при проведении проверок факты, которые могут свидетельствовать о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции или о наличии признаков преступления, Регулятор сообщает Антимонопольный комитет Украины или правоохранительные органы в соответствии с полномочиями, установленными законом.