О прокуратуре
Переходные положения
Ст. ЗУ О прокуратуре от 14.10.2014 № 1697-VII
раздел XIII
Переходные положения
1. Прокуратура выполняет функцию надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами исключительно в форме представительства интересов гражданина или государства в суде.
1-1. К образованию местных прокуратур их полномочия осуществляют городские, районные, межрайонные, районные в городах прокуратуры. На указанный период за прокурорами и руководителями этих прокуратур сохраняется соответствующий правовой статус, который они имели до вступления в силу настоящего Закона, при реализации функций прокуратуры.
1-2. Дисциплинарные производства, созданные до 15 апреля 2016 года, заканчиваются в порядке, действовавшем на момент их нарушения. Освобождение прокуроров с административных должностей в порядке дисциплинарного производства с учетом подпункта 4 пункта 51 раздела ХИИИ "Переходные положения" осуществляется по рекомендации Совета прокуроров Украины в случаях, если в соответствии с требованиями настоящего Закона их назначения на такие административные должности осуществлялось по рекомендации Совета прокуроров Украины.
2. Военные прокуратуры гарнизонов располагаются в пределах соответствующих военных гарнизонов. В случае необходимости с целью организации их деятельности им выделяются необходимые помещения из фондов Министерства обороны Украины.
В условиях особого периода, введение чрезвычайного, военного положения или проведения антитеррористической операции с привлечением соединений, воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Государственной пограничной службы Украины, других военных формирований, местом постоянной дислокации которых является территория в пределах военного гарнизона, личный состав военных прокуратур (прокуроры, следователи) гарнизона может видряджатися в районы расположения этих соединений, воинских частей и подразделений на период исп онання этими соединениями, воинскими частями и подразделениями задач по назначению.
3. Установить, что на прокуроров и следователей военной прокуратуры, которые не являются военнослужащими, в случае выполнения ими полномочий в районах проведения антитеррористических операций распространяются социальные гарантии, предусмотренные для военнослужащих военной прокуратуры.
3-1. На службу в Специализированной антикоррупционной прокуратуры не могут быть приняты лица, которые в течение пяти лет до дня вступления в силу настоящего Закона работали (проходили службу), независимо от продолжительности, в специально уполномоченных подразделениях по борьбе с коррупцией в органах прокуратуры, Министерства внутренних дел Украины , налоговой милиции, службы безопасности Украины, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины и таможенных органах.
4. До начала деятельности государственного бюро расследований, но не позднее пяти лет после вступления в силу Уголовным процессуальным кодексом Украины следователи органов прокуратуры осуществляют досудебное расследование в определенном Уголовным процессуальным кодексом Украины порядке.
5. Положения настоящего Закона, в том числе статьи 86, регулирует пенсионное обеспечение работников органов прокуратуры, распространяется на следственных органов до начала деятельности государственного бюро расследований.
5-1. До вступления в силу положений, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 раздела XII «Заключительные положения» этого Закона:
1) прокурорами местных прокуратур назначаются:
а) лица, не имеющие опыта работы в органах прокуратуры, - при условии успешного прохождения ими тестирования и дальнейшей стажировки сроком до одного года. На таких лиц распространяются требования частей первой и пятой статьи 27 настоящего Закона, кроме требования о наличии стажа работы в области права;
б) лица, имеющие опыт прокурорской деятельности, однако на день вступления в силу настоящего Закона не работают в органах прокуратуры, - при условии успешного прохождения ими тестирования;
в) прокуроры, которые на день вступления в силу настоящего Закона работают в городских, районных, межрайонных, районных в городах прокуратурах - при условии успешного прохождения ими тестирования.
Проведение тестирования, стажировки осуществляется в порядке, утвержденном Генеральным прокурором Украины;
2) назначение на административные должности, предусмотренные пунктами 11, 12, 13 части первой статьи 39 настоящего Закона, осуществляется по результатам четырехуровневого открытого конкурса, порядок проведения которого утверждается Генеральным прокурором Украины. Проведение конкурса обеспечивают пять конкурсных комиссий, в состав каждой из которых входят:
а) четыре человека, определенные Генеральным прокурором Украины;
б) три человека, определенные Верховной Радой Украины.
Конкурсные комиссии являются полномочными при условии вхождения в их состав не менее пяти человек. В случае неспособность Верховной Радой Украины в установленном порядке никого комиссия считается полномочной при условии вхождения в ее состав четырех человек. Информация об объявлении конкурса, условия, сроки, время и место его проведения, о кандидатах, подавших заявление об участии в конкурсе, и результаты конкурса публикуется на официальном сайте Генеральной прокуратуры Украины.
При назначении на административные должности, предусмотренные пунктами 11, 12, 13 части первой статьи 39 настоящего Закона, обязательного учета требуют профессиональные, морально-деловые качества, управленческо-организаторские способности кандидата, а также наличие у него стажа работы в должности прокурора не менее трех лет или в области права - не менее пяти лет.
Отобранные конкурсной комиссией три кандидата на каждую из указанных административных должностей подаются на рассмотрение лиц, уполномоченных настоящим Законом принимать решение об их назначении на эти должности;
3) назначение на административные должности в Специализированную антикоррупционную прокуратуру осуществляется Генеральным прокурором Украины по результатам открытого конкурса в порядке, предусмотренном статьей 8-1 этого Закона, конкурсной комиссией, в состав которой входят:
а) четыре человека, определенные Генеральным прокурором Украины;
б) семь человек, определенных Верховной Радой Украины;
4) прокуроры назначаются на должности и освобождаются от должностей, в том числе административных, без рекомендации Совета прокуроров Украины или представления квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров уполномоченными принимать такие решения лицами;
5) дисциплинарное производство в отношении прокурорско-следственных работников, а также работников учебных, научных и других учреждений прокуратуры, имеющих классные чины, осуществляется в соответствии с Дисциплинарным уставом прокуратуры Украины, утвержденного Постановлением Верховной Рады Украины от 6 ноября 1991 года № 1795-XII;
6) количество прокуроров и других работников органов прокуратуры определяется, а структура Генеральной прокуратуры Украины, региональных и местных прокуратур, Национальной академии прокуратуры Украины утверждается без согласования с Советом прокуроров Украины.
5-2. Временно, до 15 апреля 2017 года, назначение прокурора на административную должность, предусмотренную пунктами 2-8, 11 части первой статьи 39 настоящего Закона, осуществляется Генеральным прокурором Украины. При этом назначение прокурора на административную должность, предусмотренную пунктом 2 части первой статьи 39 настоящего Закона, осуществляется на срок полномочий Генерального прокурора Украины.
6. В течение одного месяца со дня опубликования этого Закона, необходимо созвать и провести съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений, съезд адвокатов Украины для назначения членов квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров.
6-1. Первый созыв и проведение всеукраинской конференции прокуроров для выполнения требований этого Закона осуществляется в двухнедельный срок со дня вступления в силу положений, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 раздела XII «Заключительные положения» этого Закона.
В случае необходимости освобождения или избрания члена Высшего совета правосудия до вступления в силу соответствующих положений этого Закона созыва и проведения всеукраинской конференции прокуроров для избрания или освобождения членов Высшего совета правосудия осуществляется в порядке, утвержденном Генеральным прокурором.
7. Организационно-техническое обеспечение проведения съезда возлагается на организационное бюро по проведению съезда представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений.
Организационное бюро определяет дату, время и место проведения съезда представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений, предусмотренного в пункте 6 настоящего раздела, и обеспечивает публикацию объявления о его проведении в газете "Урядовый курьер" или "Голос Украины", а также сообщает об этом делегатов съезда не позднее чем за семь дней до дня его проведения.
Съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений открывает председатель организационного бюро, а в случае отсутствия председателя - его заместитель.
Съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений является полномочным при условии присутствия на нем не менее двух третей от общего числа избранных делегатов.
Съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений путем тайного голосования избирает председателя и секретаря, обсуждает и утверждает повестку дня и регламент работы съезда, избирает счетную комиссию и другие рабочие органы съезда.
Съезд назначает членов квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров. Определение кандидатов и назначение членов квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров, а также подписание решения съезда представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений осуществляется в порядке, предусмотренном частями пятой - сьомоюстатти 75 настоящего Закона.
{Пункт 8 раздела XIII исключено на основании Закона № 1798-VIII от 21.12.2016}
9. До избрания председателей Совета прокуроров Украины, квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров заседания таких органов открывают и проводят старшие по возрасту члены этих органов из числа прокуроров.
10. квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров обеспечивает:
1) назначение на должность прокуроров в созданных прокуратурах согласно статьям 27-37 настоящего Закона, кроме специальной подготовки кандидата на должность прокурора;
2) назначение прокуроров на административные должности в соответствии со статьей 39 настоящего Закона.
11. Следователи органов прокуратуры сохраняют право ношения огнестрельного оружия до дня начала деятельности государственного бюро расследований, но не более пяти лет со дня вступления в силу Уголовным процессуальным кодексом Украины.
12. Представление и постановления, принятые до вступления в силу настоящего Закона, должны быть выполнены или могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, определенном Законом Украины "О прокуратуре" от 5 ноября 1991 года № 1789-XII.
13. Кабинету Министров Украины:
1) в трехмесячный срок со дня, следующего за днем опубликования настоящего Закона:
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение нормативно-правовых актов министерств и других соответствующих центральных органов исполнительной власти Украины в соответствие с настоящим Законом;
2) в двухмесячный срок со дня, следующего за днем опубликования этого Закона, внести на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Законом, в том числе с целью:
обеспечение увеличения расходов Государственного бюджета Украины на деятельность Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека в размере, необходимом для обеспечения осуществления им своих полномочий;
{Абзац третий подпункта 2 пункта 13 раздела XIII исключено на основании Закона № 76-VIII от 28.12.2014}
обеспечение увеличения расходов Государственного бюджета Украины на формирование и функционирование системы бесплатной правовой помощи, оплату деятельности субъектов предоставления бесплатной вторичной правовой помощи в размере, необходимом для создания и обеспечения функционирования районных, межрайонных, городских, городских районных, межрайонных в городах центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи и оказания адвокатами бесплатной вторичной правовой помощи всем категориям лиц, определенным статьей 14 Закона Украины "О без оплаты в правовой помощи ".
14. Министерству юстиции Украины до вступления в силу настоящего Закона создать районные, межрайонные, городские, горрайонные, межрайонные в городах центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи с учетом потребностей соответствующей административно-территориальной единицы и обеспечение доступа лиц к вторичной правовой помощи.
15. Рекомендовать Генеральной прокуратуре Украины:
1) организовать учебно-методическую работу по внедрению в действие положений настоящего Закона;
2) привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.