О рынке электрической энергии
Статья 2. Правовые основы функционирования рынка электрической энергии

Ст. 2 ЗУ О рынке электрической энергии от 13.04.2017 № 2019-VIII


Действующий с изменениями и дополнениями. Проверено 08.07.2019

1. Правовую основу функционирования рынка электрической энергии составляют Конституция Украины, этот Закон, законы Украины "Об альтернативных источниках энергии", "О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросного энергопотенциала", "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг", "О естественных монополиях", "О защите экономической конкуренции", "Об охране окружающей природной среды", международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, и другие акты законодательства Украины.

Во исполнение обязательств Украины по Договору об учреждении Энергетического Сообщества и Соглашением об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, этот Закон направлен на имплементацию актов законодательства Энергетического сообщества в сфере энергетики, а именно Директивы 2009/72 / ЕС об общих правилах внутреннего рынка электрической энергии и об отмене Директивы 2003/54 / ЕС, Регламента (ЕС) 714/2009 об условиях доступа к сети т ранскордонного обмена электроэнергией и отмены Регламента (ЕС) 1228/2003, Директивы 2005/89 / ЕС о мерах по обеспечению безопасности инвестирования в систему электроснабжения и инфраструктуры.

2. Основные условия деятельности участников рынка электрической энергии и взаимоотношений между ними определяются нормативно-правовыми актами, регулирующими внедрения этого Закона, в частности:

1) правилами рынка, в том числе, определяют правила функционирования балансирующего рынка и рынка вспомогательных услуг;

2) правилам рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынка;

3) кодексом системы передачи, кодексом систем распределения;

4) кодексом коммерческого учета;

5) правилами розничного рынка;

6) иными нормативными правовыми актами.

Правила рынка, кодекс системы передачи и кодекс коммерческого учета разрабатываются и администрируемых оператором системы передачи и утверждаются Регулятором.

Правила рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынка разрабатываются и администрируемых оператором рынка и утверждаются Регулятором.

Кодекс систем распределения и правила розничного рынка утверждаются Регулятором.

Правила рынка, правила рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынке, кодексы системы передачи и систем распределения, кодекс коммерческого учета, правила розничного рынка, другие нормативно-правовые акты и решения, которые могут повлиять на конкуренцию, подлежат согласованию с Антимонопольным комитетом Украины.

Антимонопольный комитет Украины предоставляет Регулятору информацию о результатах рассмотрения проектов указанных нормативно-правовых актов в течение одного месяца со дня их поступления в Антимонопольный комитет Украины.

Если в соответствии с настоящим Законом предусматривается предоставление государственной помощи субъектам хозяйствования за счет ресурсов государства или местных ресурсов в любой форме, предоставители государственной помощи должны получить решение Антимонопольного комитета Украины в порядке, установленном Законом Украины "О государственной помощи субъектам хозяйствования" .

3. Правила рынка определяют, в частности, порядок регистрации участников рынка, порядок и требования к обеспечению выполнения обязательств по договорам об урегулировании небалансов электроэнергии, правила балансировки, правила функционирования рынка вспомогательных услуг, порядок проведения расчетов на балансирующем рынке и рынке вспомогательных услуг, порядок выставления счетов, порядок внесения изменений в правила рынка, положения о функционировании рынка при возникновении чрезвычайной ситуации в ОЭС Украины.

4. Правила рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынке определяют, в частности, порядок регистрации участников рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынка, порядок и требования к обеспечению выполнения обязательств по договорам купли-продажи электрической энергии на этих рынках, порядок организации и проведения торгов, порядок определения цены на электрическую энергию, в том числе в случае неконкурентной поведения, порядок проведения расчетов на этих рынках, порядок определения стоимости услуг оператора рынка и порядок ее оплаты, п строка раскрытия информации и обнародования информации, порядок урегулирования споров между оператором рынка и участниками рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынка, порядок внесения изменений в правила рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынке.

5. Правила розничного рынка предполагают, в частности, общие условия поставки электрической энергии потребителям, систему договорных отношений между участниками розничного рынка, права и обязанности участников рынка, процедуру замены потребителем поставщика электрической энергии, условия и порядок прекращения и возобновления поставок электрической энергии потребителю, процедуру рассмотрения жалоб потребителей, особенности поставки электрической энергии поставщиком универсальной услуги, поставщиком "последней надежды".

6. Кодекс системы передачи и кодекс систем распределения определяют, в частности, порядок планирования развития системы передачи и систем распределения; условия и порядок доступа к системе передачи / распределения, условия и порядок присоединения к системе передачи / распределения, характеристики и порядок предоставления вспомогательных услуг оператору системы передачи, порядок оперативного планирования; порядок управления и эксплуатации системы в нормальных и аварийных режимах; стандарты операционной безопасности, критерии, применяемые оператором системы передачи для диспетчеризации генерирующих мощностей и использования межгосударственных связей, порядок диспетчеризации распределенной генерации и условия предоставления приоритетности объектам электроэнергетики, использующих альтернативные источники энергии.

Кодекс системы передачи должна соответствовать требованиям нормативно-правовых актов Энергетического Сообщества.

7. Кодекс коммерческого учета определяет, в частности, основные положения по организации коммерческого учета электрической энергии на рынке электроэнергии, права и обязанности участников рынка, поставщиков услуг коммерческого учета и администратора коммерческого учета по обеспечению коммерческого учета электрической энергии, получения точных и достоверных данных коммерческого учета и их агрегации (объединения), порядок проведения регистрации поставщиков услуг коммерческого учета, точек коммерческого учета и регистрации авто тизованих систем, используемых для коммерческого учета электрической энергии.

8. Требования о предоставлении, защиты, раскрытия и обнародования информации на рынке электрической энергии определяются этим Законом, правилами рынка, правилами рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынка, правилами розничного рынка, кодексом системы передачи, кодексом систем распределения, кодексом коммерческого учета и другими нормативно-правовыми актами, нормативными документами, регулирующими внедрения этого Закона.

9. Участникам рынка разрешается обработка персональных данных для осуществления функций и полномочий, предусмотренных настоящим Законом. Защита персональных данных осуществляется участниками рынка в соответствии с Законом Украины "О защите персональных данных".

10. Участники рынка имеют право подавать предложения по внесению изменений в правила рынка, правил рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынка, столь системы передачи, кодекса систем распределения, кодекса коммерческого учета и других нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование рынка электрической энергии , в соответствующие государственные органы и операторов, осуществляющих разработку, утверждение и / или администрирования соответствующих актов.

Проекты указанных нормативно-правовых актов и проекты изменений к ним публикуются для проведения консультаций с участниками рынка не менее чем за один месяц до их принятия.

11. Субъекты властных полномочий, а также суды при применении норм этого Закона учитывают правоприменительную практику Энергетического Сообщества и Европейского Союза, в частности решения суда Европейского Союза (Европейского Суда, общего суда), практику Европейской Комиссии и Секретариата Энергетического Сообщества по применению положений актов законодательства Европейского Союза, указанных в этой статье.

12. Решение (мероприятия) субъектов властных полномочий, принятые во исполнение норм этого Закона, должны приниматься на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины, с учетом права лица на участие в процессе принятия решения, отвечать цели, с которой полномочия предоставлены, быть обоснованными, соответствовать принципам беспристрастности, добросовестности, благоразумия, пропорциональности, прозрачности, недискриминации и своевременности.

Согласно принципу пропорциональности решения (мероприятия) субъектов властных полномочий должны быть необходимыми и минимально достаточными для достижения цели - удовлетворение общественного интереса.

Согласно принципу прозрачности решения (мероприятия) субъектов властных полномочий должны быть должным образом обоснованы и сообщены субъектам, которых они касаются, в положенный срок до вступления в силу или введения в действие.

Согласно принципу недискриминации решения, действия, бездействие субъектов властных полномочий не могут приводить:

к юридическому или фактическому объему прав и обязанностей лица, который является отличным от объема прав и обязанностей других лиц в подобных ситуациях, если только такое различие не является необходимой и минимально достаточной для удовлетворения общественного интереса;

к юридическому или фактическому объему прав и обязанностей лица, является таким, как и объем прав и обязанностей других лиц в неподобных ситуациях, если такое единообразие не является необходимой и минимально достаточной для удовлетворения общественного интереса.

Действие принципов пропорциональности, прозрачности и недискриминации распространяется также на участников рынка электрической энергии в случаях, предусмотренных настоящим Законом.