О рынке электрической энергии
Статья 9. Государственный энергетический надзор в электроэнергетике
Ст. 9 ЗУ О рынке электрической энергии от 13.04.2017 № 2019-VIII
1. Государственный надзор (контроль) в электроэнергетике осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через соответствующего министра согласно законодательству.
2. Предметом государственного энергетического надзора в электроэнергетике является хозяйственная деятельность, связанная с производством, передачей и распределением электрической энергии, а также с использованием энергии для собственных нужд участниками рынка (кроме потребителей) в части технической эксплуатации электрических станций и сетей, энергетического оборудования, испытания и ремонта электроустановок и сетей, выполнение работ по проектированию электроустановок и сетей.
3. Способом осуществления государственного энергетического надзора в электроэнергетике является проведение центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики, соответствующих обследований, проверок, осмотров по оборудованию электрических сетей участников рынка электрической энергии (кроме потребителей) в порядке , определенном Законом Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности".
4. На центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики, возлагается:
1) осуществление государственного энергетического надзора по электрическим установкам и сетями участников рынка (кроме потребителей);
2) осуществление государственного энергетического надзора за соблюдением участниками рынка (кроме потребителей) требований правил и других нормативно-правовых актов и нормативных документов по вопросам технической эксплуатации электрических станций и сетей, технического состояния электрических установок и сетей, а именно по:
обеспечением надежного и безопасного снабжения электрической энергии потребителям;
соответствием схем электроснабжения (внешних и внутренних) категорийности потребителей и их токоприемников;
наличием и состоянием резервных автономных источников питания на объектах потребителей электроэнергии первой категории и особой группы первой категории по надежности электроснабжения;
организацией и периодичностью проведения специальной подготовки работников, обеспечивающих оперативно-технологическое управление и техническое обслуживание оборудования на объектах электроэнергетики, периодичностью проверки уровня знаний указанных работников по требованиям соответствующих нормативно-правовых актов и нормативных документов по вопросам технической эксплуатации электрических станций и сетей, технического состояния электрических установок и сетей;
соблюдением установленного нормативными документами по вопросам электроэнергетики порядке применения оператором системы передачи, оператором системы распределения и электропоставщиков мероприятий по ограничению и / или прекращения поставки электрической энергии потребителям;
соблюдением особого режима отключения и / или ограничения электроснабжения защищенных потребителей;
обеспечением надлежащего технического состояния элементов оборудования системной противоаварийной автоматики, установленных у участников рынка (в том числе потребителей);
3) участие в работе комиссий по расследованию причин и последствий аварий и пожаров на оборудовании электрических сетей участников рынка, которые привели к нарушению режимов работы других участников рынка;
4) предоставление центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в электроэнергетическом комплексе, заключения о приоритетности технических решений для развития системы передачи и систем распределения, предусмотренных проектами инвестиционных программ оператора системы передачи и операторов систем распределения, а также результатов проверок осуществления участниками рынке реконструкции и модернизации энергетического оборудования электрических станций;
5) выполнение других функций в соответствии с настоящим Законом.
5. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики, при осуществлении государственного энергетического надзора имеет право:
1) требовать от участников рынка устранения выявленных нарушений требований соответствующих нормативно-правовых актов и нормативных документов по вопросам технической эксплуатации электрических станций и сетей, технического состояния электрических установок и сетей;
2) выдавать участникам рынка обязательные для выполнения распорядительные документы по устранению нарушений требований нормативно-правовых актов, нормативных документов по вопросам технической эксплуатации электрических станций и сетей, технического состояния электрических установок и сетей;
3) фиксировать процесс проведения государственного энергетического надзора или каждое отдельное действие с помощью средств аудио- и видеотехники;
4) применять в соответствии с законодательством штрафные санкции к участникам рынка за нарушение требований нормативно-правовых актов, нормативных документов по вопросам технической эксплуатации электрических станций и сетей, технического состояния электрических установок и сетей;
5) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом;
6) инициировать приостановление эксплуатации электрических установок и сетей путем подачи соответствующего иска в суд на основании акта, составленного по результатам осуществления мероприятия, в ходе которого выявлены их неудовлетворительное техническое состояние и / или организацию их эксплуатации;
7) требовать от участников рынка, их должностных лиц прекращения действий, препятствующих осуществлению государственного энергетического надзора;
8) получать от участников рынка, их должностных лиц по письменному запросу бесплатно в соответствии с законодательством необходимую для выполнения возложенных на него задач информацию по вопросам, возникающим при осуществлении государственного энергетического надзора;
9) предоставлять участникам рынка консультационную помощь и рассматривать спорные вопросы, возникающие между участниками рынка, в пределах своей компетенции;
10) предоставлять заключение по техническому обоснования требований технических условий на присоединение по письменному обращению заявителя;
11) получать в установленном законодательством порядке от центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, субъектов электроэнергетики и потребителей информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач;
12) пользоваться соответствующими информационными базами данных государственных органов, государственными, в том числе правительственными, системами связи и коммуникаций, сетями специальной связи и другими техническими средствами;
13) осуществлять в установленном законодательством порядке претензионную и исковую работу, направленную на реализацию его полномочий в соответствии с Конституцией и законами Украины.
6. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики, обеспечивает конфиденциальность полученной информации, используется им для осуществления своих функций и составляет коммерческую тайну, в соответствии с требованиями законодательства.
7. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики, осуществляет и другие полномочия в соответствии с законом.
8. Финансирование центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики, осуществляется за счет средств общего и специального фондов Государственного бюджета Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.