О рынке природного газа
Статья 55. Специальные правила доступа в случае обязательства "бери или плати"
Ст. 55 ЗУ О рынке природного газа от 09.04.2015 № 329-VIII
1. Правила настоящей статьи применяются при наличии обязательств по обязательной оплаты оптовым покупателем, поставщиком или потребителем определенного договором с оптовым продавцом или поставщиком объема природного газа независимо от того, был соответствующий объем природного газа отобранный таким оптовым покупателем, поставщиком или потребителем в соответствующем периоде (обязательства "бери или плати"), установленные договором купли-продажи или поставки природного газа, заключенным до вступления в силу настоящего Закона.
2. В случае если субъект рынка природного газа (далее - заявитель) сталкивается или вероятно столкнется со значительными экономическими и финансовыми трудностями вследствие невыполнения им обязательства "бери или плати", установленного договором купли-продажи или поставки природного газа, заключенным таким заявителем, заявитель имеет право обратиться в Регулятора с запросом о временном неприменении к нему положений частей первой - третьей статьи 19 настоящего Закона.
Запрос подается до или безотлагательно после получения заявителем отказа в доступе к газотранспортной или газораспределительной системы, газохранилища или установки LNG. Запрос должен сопровождаться всей необходимой информацией для подтверждения значимости экономических и финансовых трудностей заявителя, вызванных неисполнением обязательства "бери или плати", и описанием мероприятий, осуществленных заявителем для разрешения сложившейся ситуации.
3. При принятии решения на основании запроса, поданного заявителем в соответствии с частью второй настоящей статьи, Регулятор принимает во внимание следующие факторы:
1) первоочередная цель создания полноценного рынка природного газа, основанного на принципах свободной конкуренции;
2) необходимость обеспечения надлежащих условий для выполнения специальных обязанностей субъектов рынка природного газа в соответствии со статьей 11 настоящего Закона и безопасности поставок природного газа;
3) фактическое состояние конкуренции на рынке природного газа и место заявителя на этом рынке;
4) значимость экономических и финансовых трудностей заявителя, вызванных неисполнением им обязательства "бери или плати";
5) время и условия подписания соответствующего договора или договоров, в том числе механизмы, предусмотренные на случай изменения ситуации на рынке;
6) меры, принятые заявителем для решения сложившейся ситуации;
7) вероятность, с которой заявитель мог бы предсказать возникновение таких трудностей на время взятия на себя обязательства "бери или плати" в соответствии с положениями настоящего Закона;
8) уровень развития и сообщение между газотранспортными и газораспределительными системами, газохранилищами и установкой LNG, в частности объектами газовой инфраструктуры других государств;
9) последствия решения для правоприменительной практики на основании этого Закона.
4. Не считается, что трудности, с которыми сталкивается или может столкнуться заявитель, являются значительными, если:
1) заявитель имеет доступ к газотранспортным или газораспределительных систем, газохранилищ или установки LNG, который обеспечивает возможность получения природного газа в объеме, приравняет или превышает минимальный объем для целей обязательства "бери или плати" на основании соответствующего договора;
2) существуют реальные возможности для внесения изменений в договор, содержащий обязательства "бери или плати";
3) заявитель обладает альтернативными путями реализации природного газа и доступ к газотранспортным или газораспределительных систем, газохранилищ или установки LNG, в котором было отказано, не является необходимым для такой реализации.
5. В случае если в силу вышеуказанные факторы Регулятор пришел к выводу, что в этой ситуации не существует надлежащей альтернативы неприменению частей первой - третьей статьи 19 настоящего Закона, он принимает решение о временном неприменении положений частей первой - третьей статьи 19 настоящего Закона. Такое решение должно быть размещено на веб-сайте регулятора и надлежащим образом мотивировано.
6. Решение регулятора, принятое в соответствии с частью пятой настоящей статьи, доводится до сведения Секретариата Энергетического Сообщества вместе с надлежащей сопроводительной информацией. В течение восьми недель с момента получения уведомления Секретариат Энергетического Сообщества направляет вывод о необходимости изменения или отмены решения регулятора.