О высшем образовании
Статья 3. Государственная политика в сфере высшего образования
Ст. 3 ЗУ О высшем образовании от 01.07.2014 № 1556-VII
1. Государственную политику в сфере высшего образования определяет Верховная Рада Украины, а реализуют Кабинет Министров Украины и центральный орган исполнительной власти в сфере образования и науки.
2. Государственная политика в сфере высшего образования основывается на принципах:
1) содействие устойчивому развитию общества путем подготовки конкурентоспособного человеческого капитала и создание условий для образования в течение жизни;
2) доступности высшего образования;
3) независимости получения высшего образования от политических партий, общественных и религиозных организаций (кроме учреждений высшего духовного образования);
4) международной интеграции и интеграции системы высшего образования Украины в Европейском пространстве высшего образования, при условии сохранения и развития достижений и прогрессивных традиций национальной высшей школы
5) преемственности процесса получения высшего образования;
6) государственной поддержки подготовки специалистов с высшим образованием для приоритетных отраслей экономической деятельности, направлений фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-педагогической, художественной и педагогической деятельности;
7) государственной поддержки образовательной, научной, научно-технической, художественной и инновационной деятельности университетов, академий, институтов, колледжей, в частности путем предоставления льгот по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей заведениям высшего образования, осуществляющих такую деятельность;
8) содействие осуществлению государственно-частного партнерства в сфере высшего образования;
9) открытости формирования структуры и объема образовательной и профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием.
3. Формирование и реализация государственной политики в сфере высшего образования обеспечиваются путем:
1) гармоничного взаимодействия национальных систем образования, науки, искусства, бизнеса и государства в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития государства;
2) сохранения и развития системы высшего образования и повышения качества высшего образования;
3) расширение возможностей для получения высшего образования и образования в течение жизни;
4) создание и обеспечение равных условий доступа к высшему образованию, в том числе обеспечение лиц с особыми образовательными потребностями специальным учебно-реабилитационным сопровождением и создание для них свободного доступа к инфраструктуре учреждения высшего образования с учетом ограничений жизнедеятельности, вызванных состоянием здоровья;
5) развития автономии высших учебных заведений и академической свободы участников образовательного процесса. Автономия учреждения высшего образования предопределяет необходимость таких самоорганизации и саморегулирования, которые являются открытыми к критике, служат общественному интересу, установлению истины относительно вызовов, стоящих перед государством и обществом, осуществляются прозрачно и публично;
6) определение сбалансированной структуры и объема подготовки специалистов с высшим образованием с учетом потребностей личности, интересов государства, территориальных общин и работодателей;
7) обеспечение развития научной, научно-технической, художественной и инновационной деятельности высших учебных заведений и их интеграции с производством;
8) предоставление лицам, обучающимся в учреждениях высшего образования, льгот и социальных гарантий в порядке, установленном законодательством;
9) надлежащей государственной поддержки подготовки специалистов из числа лиц с особыми образовательными потребностями на основе создания для них свободного доступа к образовательному процессу и обеспечения специального учебно-реабилитационного сопровождения;
10) создание условий для реализации выпускниками высших учебных заведений права на труд, обеспечение гарантии равных возможностей по выбору места работы, вида трудовой деятельности на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности с учетом полученного высшего образования и в соответствии с общественными потребностями;
11) внедрение механизмов стимулирования предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности к предоставлению первого рабочего места выпускникам высших учебных заведений.
4. Государство способствует развитию высших учебных заведений как центров независимого мнения.