Об образовании
Статья 42. Академическая добродетель
Ст. 42 ЗУ Об образовании от 05.09.2017 № 2145-VIII
1. Академическая добродетель - это совокупность этических принципов и определенных законом правил, которыми должны руководствоваться участники образовательного процесса во время обучения, преподавания и проведения научной (творческой) деятельности с целью обеспечения доверия к результатам обучения и / или научных (творческих) достижений.
2. Соблюдение академической добродетели педагогическими, научно-педагогическими и научными работниками предусматривает:
ссылки на источники информации при использовании идей, разработок, утверждений, сведений;
соблюдение норм законодательства об авторском праве и смежных правах;
предоставление достоверной информации о методиках и результаты исследований, источники использованной информации и собственную педагогическую (научно-педагогическую, творческую) деятельность;
контроль за соблюдением академической добродетели соискателями образования;
объективное оценивание результатов обучения.
3. Соблюдение академической добродетели соискателями образования предусматривает:
самостоятельное выполнение учебных задач, задач текущего и итогового контроля результатов обучения (для лиц с особыми образовательными потребностями это требование применяется с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей);
ссылки на источники информации при использовании идей, разработок, утверждений, сведений;
соблюдение норм законодательства об авторском праве и смежных правах;
предоставление достоверной информации о результатах собственной учебной (научной, творческой) деятельности, использованные методики исследований и источники информации.
4. Нарушением академической добродетели считается:
академический плагиат - обнародование (частично или полностью) научных (творческих) результатов, полученных другими лицами, как результатов собственного исследования (творчества) и / или воспроизведение опубликованных текстов (обнародованных произведений искусства) других авторов без указания авторства;
самоплагиатом - обнародование (частично или полностью) собственных ранее опубликованных научных результатов как новых научных результатов;
фабрикация - сочинения данных или фактов, используемых в образовательном процессе или научных исследованиях;
фальсификация - сознательное изменение или модификация уже имеющихся данных, касающихся образовательного процесса или научных исследований;
списывание - выполнение письменных работ с привлечением внешних источников информации, кроме разрешенных для использования, в частности при оценке результатов обучения;
обман - предоставление заведомо ложной информации о собственной образовательной (научной, творческой) деятельности или организации образовательного процесса; формами обмана являются, академический плагиат, самоплагиатом, фабрикация, фальсификация и списания;
взяточничество - предоставление (получение) участником образовательного процесса или предложение о предоставлении (получение) средств, имущества, услуг, льгот или любых других благ материального или нематериального характера с целью получения неправомерного преимущества в образовательном процессе;
необъективное оценивания - сознательное завышение или занижение оценки результатов обучения соискателей образования.
5. За нарушение академической добродетели педагогические, научно-педагогические и научные работники учебных заведений могут быть привлечены к такой академической ответственности
отказ в присуждении ученой степени или присвоении ученого звания;
лишения приговоренного научного (образовательно-творческого) степени или присвоенного ученого звания;
отказ в присвоении или лишении присвоенного педагогического звания, квалификационной категории;
лишение права участвовать в работе определенных законом органов или занимать определенные законом должности.
6. За нарушение академической добродетели соискатели образования могут быть привлечены к такой академической ответственности
повторное прохождение оценивания (контрольная работа, экзамен, зачет и т.д.);
повторное прохождение соответствующего образовательного компонента образовательной программы;
отчисления из учреждения образования (кроме лиц, получающих общее среднее образование)
лишения академической стипендии;
лишения предоставленных учебным заведением льгот по оплате обучения.
7. Виды академической ответственности (в том числе дополнительные и / или детализированные) участников образовательного процесса за конкретные нарушения академической добродетели определяются специальными законами и / или внутренними положениями учебного заведения, которые должны быть утверждены (согласованы) основным коллегиальным органом управления образовательного учреждения и согласованы с соответствующими органами самоуправления соискателей образования в части их ответственности.
8. Порядок выявления и установления фактов нарушения академической добродетели определяется уполномоченным коллегиальным органом управления образовательного учреждения с учетом требований настоящего Закона и специальных законов.
Каждый человек, в отношении которого возбуждено вопрос о нарушении ею академической добродетели, имеет следующие права:
знакомиться со всеми материалами проверки по установлению факта нарушения академической добродетели, подавать к ним замечания;
лично или через представителя предоставлять устные и письменные объяснения или отказаться от предоставления каких-либо объяснений, участвовать в исследовании доказательств нарушения академической добродетели;
знать о дате, времени и месте и присутствовать при рассмотрении вопроса об установлении факта нарушения академической добропорядочности и привлечения его к академической ответственности;
обжаловать решение о привлечении к академической ответственности в орган, уполномоченный рассматривать апелляции, или в суд.
9. Формы и виды академической ответственности учебных заведений определяются специальными законами.
10. За действия (бездействие), этим Законом признаны нарушением академической добродетели, лицо может быть привлечено к другим видам ответственности по основаниям и в порядке, определенных законом.