Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины
Статья 31. Введение рынка электрической энергии

Ст. 31 ЗУ Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины от 24.10.2013 № 663-VII


Утратил силу

 1. Решение о дате введения полномасштабного рынка электроэнергии, предусмотренного настоящим Законом, принимается Кабинетом Министров Украины. Полномасштабный рынок электрической энергии вводится с 1 июля 2017 года, в том числе такие его составляющие: рынок двусторонних договоров, рынок "на сутки вперед", балансирующий рынок.

 

2. До введения полномасштабного рынка электроэнергии (всех составляющих рынка электрической энергии Украины, определенных этим Законом) должны быть выполнены соответствующие организационные и нормативно-правовые меры, предусмотренные в пункте 2 раздела VI настоящего Закона.

 

3. Координация работы по внедрению полномасштабного рынка электроэнергии, предусмотренного настоящим Законом, и контроль за выполнением необходимых организационных и нормативно-правовых мер осуществляются Координационным центром по обеспечению внедрения новой модели рынка электрической энергии (далее - Координационный центр). Координационный центр является консультативно-совещательным органом при Кабинете Министров Украины, основными задачами которого, в частности, являются:

 

координация работы государственных органов, учреждений, организаций и субъектов хозяйственной деятельности по вопросам внедрения новой модели рынка электрической энергии Украины;

 

подготовка предложений и рекомендаций по мерам, связанных с внедрением новой модели рынка электрической энергии Украины;

 

контроль состояния выполнения мероприятий по внедрению новой модели рынка электрической энергии;

 

подготовка предложений и рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам функционирования рынка электрической энергии Украины, в том числе в переходный период.

 

Решение Координационного центра в виде предложений или рекомендаций по осуществлению органами государственной власти, учреждениями, предприятиями и организациями мероприятий, связанных с внедрением новой модели рынка электрической энергии Украины, являются обязательными.

 

4. В течение двух лет с момента введения полномасштабного рынка электроэнергии, предусмотренного настоящим Законом, национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики, имеет право применять ограничения цен на рынке "на сутки вперед", балансирующем рынке и рынке вспомогательных услуг с целью недопущения необоснованного повышения цен на этих рынках. Решение национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, о применении ограничения цен на рынке "на сутки вперед", балансирующем рынке и рынке вспомогательных услуг не являются регуляторными актами.

 

раздел VI

Заключительные и переходные положения

 

1. Настоящий Закон вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, кроме:

 

статьи 10 настоящего Закона, которая вступает в силу с 1 июля 2017;

 

второго предложения абзаца первого части четвертой статьи 15, которое вступает в силу с 1 июля 2017;

 

части пятой статьи 15 настоящего Закона, которая вступает в силу со дня введения в действие закона, регулирующего особенности осуществления юридического и организационного отделения электрораспределительными предприятиями деятельности по распределению электрической энергии от деятельности по производству, передаче и поставке электрической энергии;

 

статьи 23, абзаца второго части четвертой статьи 27 настоящего Закона, которые вступают в силу с 1 июля 2017;

 

подпункта 30 пункта 4 раздела VI "Заключительные и переходные положения", который вступает в силу с 1 декабря 2014;

 

абзацев второго - четвертого подпункта 19, абзацев третьего - восьмого подпункта 20 подпункта 21 пункта 4 раздела VI "Заключительные и переходные положения", которые вступают в силу с 1 января 2015 года;

 

абзаца четвертого подпункта 2, абзацев третьего, четвертого, девятого, двенадцатого, тринадцатого, семнадцатого - девятнадцатого, двадцать второй - двадцать шестой подпункта 12, абзаца четвертого подпункта 13, абзаца девятого подпункта 14, абзаца тринадцатого подпункта 15, абзаца одиннадцатого подпункта 16, абзаца девятого подпункта 18, абзацев пятого и шестого подпункта 19 подпункта 22, абзацев второго - тринадцатого, пятнадцатого - девятнадцатого и двадцать первого - двадцать третьего подпункта 25 подпункта 27 подпункта 28 абзацев пятого, девятого и десятого подпункта 29 подпункта 31 пункта 4, подпунктов 2 и 3 пункта 10 раздела VI "Заключительные и переходные положения" этого Закона, которые вступают в силу с 1 июля 2017 года.

 

Права и обязанности субъектов рынка электрической энергии относительно их участия на рынке двусторонних договоров, рынка "на сутки вперед" и балансирующем рынке, предусмотренных статьями 6, 7 и 8 настоящего Закона, возникают с 1 июля 2017 года.

 

2. В целях обеспечения функционирования переходного периода и создания предпосылок введения полномасштабного рынка электроэнергии, предусмотренного настоящим Законом, в течение переходного периода:

 

1) Кабинета Министров Украины:

 

в месячный срок со дня опубликования этого Закона принять акт о создании Координационного центра по обеспечению внедрения новой модели рынка электрической энергии;

 

к 1 апреля 2014 создать в составе предприятия, осуществляющего деятельность по оптовой поставке электрической энергии, структурные подразделения для выполнения функций оператора рынка и гарантированного покупателя на полномасштабном рынке электрической энергии, предусмотренном настоящим Законом;

 

до 1 января 2015 года осуществить мероприятия по подготовке проектов актов законодательства по имплементации требований Директивы ЕС № 2009/72 / ЕС об общих правилах функционирования внутреннего рынка электроэнергии и Регламента № 714/2009 об условиях доступа к сети трансграничной передачи электроэнергии;

 

до 1 января 2016 года провести реорганизацию предприятия, осуществляющего деятельность по оптовой поставке электрической энергии, путем выделения (разделения) из его состава структурных подразделений и создание на их базе предприятий, которые будут выполнять функции оператора рынка и гарантированного покупателя в организационно-правовых формах в соответствии с настоящим Законом;

 

до 1 января 2016 году создать государственную специализированную некоммерческую учреждение - Фонд урегулирования стоимостного дисбаланса;

 

до 1 января 2016 года провести реорганизацию предприятия, осуществляющего диспетчерское управление объединенной энергетической системой Украины, передачу электрической энергии магистральными электрическими сетями, и создать системного оператора и электропередающих предприятие;

 

до 1 января 2016 года осуществить мероприятия по передаче оборудования и программно-информационного комплекса, связанного с автоматизированной системой коммерческого учета оптового рынка электрической энергии Украины, с баланса оптового поставщика на баланс системного оператора;

 

до 1 января 2016 года определить уполномоченный банк рынка электрической энергии;

 

к 1 июля 2017 определить группы бытовых потребителей, цены на электрическую энергию для которых регулируются национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, в соответствии с настоящим Законом;

 

осуществить необходимые меры по выполнению центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в электроэнергетическом комплексе, таких положений в указанные сроки:

 

в течение шести месяцев со дня опубликования настоящего Закона утвердить методику определения доступной пропускной способности межгосударственных электрических сетей;

 

до 1 января 2015 года утвердить кодекс электрических сетей;

 

к 1 мая 2014 обеспечить разработку порядка подготовки системным оператором плана развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет и порядка его опубликования;

 

осуществить необходимые меры по выполнению государственным предприятием, осуществляющим централизованное диспетчерское (оперативно-технологическое) управление объединенной энергетической системой Украины, таких положений в указанные сроки:

 

до 1 января 2016 года осуществить закупку и внедрение в промышленную эксплуатацию программного и технического обеспечения, необходимого для функционирования балансирующего рынка, а также для выполнения функций системного оператора, функций администратора расчетов и администратора коммерческого учета;

 

к 1 декабря 2014 в соответствии с порядком, утвержденным центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в электроэнергетическом комплексе, подготовить план развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет (начиная с 2015 года) и направить его на утверждение в Кабинет Министров Украины;

 

осуществить необходимые меры по выполнению государственным предприятием, выполняющим функцию оптового поставщика электрической энергии, таких положений в указанные сроки:

 

до 1 января 2016 года осуществить закупку и внедрить через свое подразделение программное и техническое обеспечение, необходимое для организации и проведения торгов "на сутки вперед";

 

обеспечить финансирование предприятий, которые будут выполнять функции оператора рынка и гарантированного покупателя, в пределах своей сметы, утвержденного национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики;

 

до 1 января 2015 года утвердить план развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет (начиная с 2015 года);

 

к 1 января 2017 утвердить порядок предоставления государством обеспечения выполнения денежных обязательств отдельных потребителей по оплате электрической энергии и порядок составления перечня потребителей и их оборудования, для которого должна быть установлена экологическая броня электроснабжения. Порядок предоставления государством обеспечения выполнения денежных обязательств отдельных потребителей по оплате электрической энергии должен, в частности, включать:

 

способы обеспечения государством выполнения отдельными потребителями денежных обязательств по оплате электрической энергии;

 

перечень потребителей, в отношении которых гарантированным электропоставщикам государством предоставляется обеспечение выполнения денежных обязательств отдельных потребителей по оплате электрической энергии;

 

сроки действия и объемы обеспечения государством выполнения отдельными потребителями денежных обязательств по оплате электрической энергии;

 

порядок и сроки выполнения государством денежных обязательств отдельных потребителей по оплате электрической энергии по предоставленным обеспечением;

 

порядок безусловного возмещения убытков гарантированного электропоставщика, связанных с невыполнением / ненадлежащим исполнением обязательств по оплате электрической энергии отдельными потребителями, в отношении денежных обязательств которых государством было предоставлено соответствующее обеспечение.

 

При определении перечня потребителей, в отношении которых гарантированным электропоставщикам государством предоставляется обеспечение выполнения денежных обязательств по оплате электрической энергии, Кабинет Министров Украины должен учитывать требования законодательства по установлению экологической брони и / или возможные экономические, экологические, социальные последствия, к которым может привести ограничение режима потребление электрической энергии таких потребителей;

 

2) национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики:

 

в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона разработать и утвердить порядок проведения электронных аукционов по распределению пропускной способности межгосударственных электрических сетей с обеспечением функционирования процедур электронного аукциона, электронного документооборота и электронной цифровой подписи;

 

до 1 января 2016 года утвердить правила рынка, правила рынка "на сутки вперед", кодекс коммерческого учета;

 

до 1 января 2015 года утвердить лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности соответствующих субъектов рынка электрической энергии;

 

до 1 января 2016 года утвердить типовые и примерные договоры, порядки и методики, определенные настоящим Законом;

 

до 1 января 2015 года осуществить необходимые меры для применения рыночных цен на электрическую энергию для всех категорий потребителей, кроме определенных групп бытовых потребителей;

 

до 1 января 2016 года утвердить типовые требования к балансирующих групп;

 

до даты введения полномасштабного рынка электроэнергии, определенного настоящим Законом, предусмотреть по договорам о предоставлении услуг по производству рынка электрической энергии финансирования созданных предприятий, которые будут выполнять функции оператора рынка и гарантированного покупателя, за счет сметы предприятия, осуществляющего деятельность по оптовой поставке электрической энергии ;

 

3) субъектам хозяйствования в соответствии с законом, регулирующим особенности осуществления юридического и организационного отделения электрораспределительными предприятиями деятельности по распределению электрической энергии от деятельности по производству, передаче и поставке электрической энергии, осуществить необходимые юридические и организационные меры по отделению видов деятельности, а именно:

 

электрораспределительных предприятий в части осуществления функций по распределению и поставке электрической энергии;

 

электрораспределительных предприятий в части отделения от других видов деятельности вертикально интегрированной хозяйственной организации, которые не связаны с распределением электрической энергии электрическими сетями, предусматривает:

 

- Запрет совмещения должностей в составе вертикально интегрированной хозяйственной организации;

 

- Самостоятельность принятия решений по текущим финансовым операциям, эксплуатации, строительства или модернизации объектов местных (локальных) электрических сетей для осуществления соответствующей лицензированной деятельности.

 

До завершения процесса отделения электрораспределительных предприятий ежегодно готовит план мероприятий, обеспечивающий отделение и независимость его хозяйственной, в частности лицензионной, деятельности по распределению электрической энергии от других видов деятельности вертикально интегрированной хозяйственной организации. Такой план мероприятий и отчеты о его исполнении публикуются и подаются национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, для проведения мониторинга в соответствии с законодательством.

 

3. В 1 января 2015 бытовые потребители электрической энергии не является квалифицированными потребителями электрической энергии. С 1 января 2015 году все потребители являются квалифицированными потребителями электрической энергии.

 

4. Внести в Закон Украины "Об электроэнергетике" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1998, № 1, ст. 1 с последующими изменениями) следующие изменения:

 

1) преамбулу после слов "производством, передачей" дополнить словом "распределением";

 

2) в статье 1:

 

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

 

"энергопоставщики - участники оптового рынка электрической энергии Украины, которые покупают электрическую энергию на этом рынке с целью ее продажи и / или поставки потребителям или с целью ее экспорта и / или импорта";

 

абзацы седьмой, восьмой, семнадцатый, девятнадцатый, двадцатый, двадцать второй, двадцать четвёртая - двадцать девятый исключить;

 

абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

 

"местная (локальная) электрическая сеть - присоединена электрическая сеть, предназначенная для распределения электрической энергии от магистральной сети и / или электрической станции к потребителю";

 

абзац четырнадцатый изложить в следующей редакции:

 

"нормативно-технический документ - нормы, правила, инструкции и стандарты, принятые и зарегистрированные в порядке, установленном законодательством, по обеспечению надлежащего технического состояния электрических, тепловых, теплоиспользующих установок и сетей";

 

абзац восемнадцатый изложить в следующей редакции:

 

"передача электрической энергии - транспортировка электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями на основании договора";

 

абзац двадцать первый изложить в следующей редакции:

 

"субъекты электроэнергетики - субъекты хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, занимающихся производством, передачей, распределением, снабжением электрической энергии и тепловой энергии при централизованном теплоснабжении, а также субъект хозяйственной деятельности, осуществляет централизованное диспетчерское (оперативно) управление ";

 

в абзаце тридцать третьей слово "население" заменить словами "бытовых потребителей";

 

в абзаце сорок четвёртого слово "электроснабжения" заменить словами "распределения и поставки электрической энергии";

 

абзац сорок пятой изложить в следующей редакции:

 

"электропередающая организация - субъект хозяйствования, который осуществляет деятельность по передаче или распределения электрической энергии в соответствии с лицензией";

 

дополнить абзацами следующего содержания:

 

"распределение электрической энергии - транспортировка электрической энергии местными (локальными) электрическими сетями на основании договора;

 

электростанция - электроустановка или группа электроустановок, предназначенных для производства электрической энергии или комбинированного производства электрической и тепловой энергии;

 

термины "свободная пропускная способность", "доступна пропускная способность", "доступ к пропускной способности межгосударственных электрических сетей" употребляются в значениях, приведенных в Законе Украины "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины";

 

3) текст статьи 2 изложить в следующей редакции:

 

"Этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с производством, передачей, распределением, снабжением и использованием энергии, государственным надзором за безопасным выполнением работ на объектах электроэнергетики независимо от форм собственности, безопасной эксплуатацией энергетического оборудования и государственным надзором за режимами потребления электрической и тепловой энергии, а также с централизованным диспетчерским (оперативно-технологического) управления ";

 

4) текст статьи 3 изложить в следующей редакции:

 

"Отношения, связанные с производством, передачей, распределением, снабжением и использованием энергии, а также с централизованным диспетчерским (оперативно-технологического) управления, регулируются настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами";

 

5) абзац второй статьи 4 после слов "устанавливается единое" дополнить словом "централизованное";

 

6) в статье 5:

 

абзац пятый после слов "передачей, поставкой" дополнить словом "распределением";

 

абзац девятый после слова "единого" дополнить словом "централизованного";

 

в абзаце четырнадцатом слово "энергопоставщиков" заменить словами "субъектов электроэнергетики";

 

7) дополнить статьей 5-1 следующего содержания:

 

"Статья 5-1. Мониторинг безопасности поставок электрической энергии

 

Мониторинг безопасности поставок электрической энергии и опубликования соответствующего отчета осуществляются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в электроэнергетическом комплексе.

 

Мониторинг безопасности поставок электрической энергии включает, в частности:

 

анализ баланса производства-потребления электрической энергии на рынке электрической энергии Украины;

 

анализ уровня ожидаемого будущего спроса на электрическую энергию и прогноза мощности, которая должна быть обеспечена за счет дополнительных генерирующих мощностей, находящихся в процессе строительства или строительство которых планируется;

 

оценку качества и уровня технического обслуживания электрических сетей;

 

меры по покрытию максимальной нагрузки и решения проблемы дефицита генерирующей мощности.

 

Отчет о результатах мониторинга безопасности поставок электрической энергии обнародуется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в электроэнергетическом комплексе, каждые два года ";

 

8) в статье 7:

 

часть первую изложить в следующей редакции:

 

"Проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, вывод из эксплуатации объектов электроэнергетики, систем централизованного диспетчерского (оперативно-технологического) управления, других объектов, подключенных к объединенной энергетической системе Украины, регламентируются нормативно-правовыми и нормативно-техническими документами ";

 

в части второй слово "электроснабжения" заменить словами "распределения и поставки электрической энергии";

 

часть четвертую изложить в следующей редакции:

 

"Стандарты операционной безопасности функционирования объединенной энергетической системы Украины утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в электроэнергетическом комплексе, по согласованию с национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в электроэнергетическом комплексе, осуществляет мониторинг за соблюдением стандартов операционной безопасности функционирования объединенной энергетической системы Украины ";

 

в части пятой слово "электроснабжения" заменить словами "распределения и поставки электрической энергии";

 

дополнить частью шестой следующего содержания:

 

"Показатели качества услуг распределения и поставки электрической энергии утверждаются национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в электроэнергетическом комплексе";

 

9) в статье 9:

 

часть вторую после слов "производством, передачей" дополнить словом "распределением";

 

в части четвертой слова "теплоиспользуемого установками" заменить словами "теплоиспользующих установками", а после слов "нормативно-правовых актов" дополнить словами "нормативно-технических документов";

 

в части пятой:

 

абзац третий после слов "нормативно-правовых актов" дополнить словами "нормативно-технических документов";

 

в абзаце четвертом слова "теплоиспользуемого установок" заменить словами "теплоиспользующих установок";

 

в части седьмой:

 

в абзаце втором слова "теплоиспользуемого установок" заменить словами "теплоиспользующих установок", а после слов "нормативно-правовых актов" дополнить словами "нормативно-технических документов";

 

абзац третий после слов "нормативно-правовых актов" дополнить словами "нормативно-технических документов", а слова "теплоиспользуемого установок" заменить словами "теплоиспользующих установок";

 

абзац пятый после слов "нормативно-правовых актов" дополнить словами "нормативно-технических документов", а слова "теплоиспользуемого установок" заменить словами "теплоиспользующих установок";

 

10) в части второй статьи 10 слова "режимов энергопотребления" заменить словами "режимов потребления электрической и тепловой энергии";

 

11) в статье 11:

 

часть первую изложить в следующей редакции:

 

"Государственное регулирование деятельности в электроэнергетике осуществляется путем формирования тарифной политики в соответствии с законодательством, предоставление лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в электроэнергетике, осуществления контроля за деятельностью субъектов электроэнергетики и других участников рынка электрической энергии и установления ответственности за нарушение условий и правил осуществления ими деятельности в электроэнергетике и на рынке электрической энергии ";

 

часть четвертую дополнить словами "другими законами и нормативно-правовыми актами";

 

12) в статье 12:

 

в части первой:

 

абзац второй изложить в следующей редакции:

 

"участие в формировании и обеспечении реализации единой государственной политики относительно развития и функционирования рынка электрической энергии";

 

абзац пятый изложить в следующей редакции:

 

"обеспечение проведения ценовой и тарифной политики в электроэнергетике в пределах полномочий, определенных законодательством";

 

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

 

"разработка и утверждение правил пользования электрической энергией (которые включают правила пользования электрической энергией для бытовых потребителей)";

 

абзац восьмой исключить;

 

абзац девятый изложить в следующей редакции:

 

"выдача субъектам хозяйственной деятельности лицензий на осуществление деятельности по производству, передаче, распределению, поставке электрической энергии, осуществление функций гарантированного покупателя, осуществление функций оператора рынка, осуществление функций системного оператора";

 

абзац десятый изложить в следующей редакции:

 

"разработка и утверждение типовых форм договоров о присоединении, методики расчета платы за присоединение электроустановок к электрическим сетям и порядка финансирования услуг по присоединению электроустановок к электрическим сетям";

 

в части второй:

 

абзац второй изложить в следующей редакции:

 

"участвует в регулировании платежно-расчетных отношений на рынке электрической энергии, в пределах полномочий, определенных законом";

 

абзац третий изложить в следующей редакции:

 

"обеспечивает реализацию государственной политики по стимулированию производства электроэнергии из альтернативных источников энергии, в том числе путем утверждения договоров купли-продажи электрической энергии по" зеленому "тарифу с гарантированным покупателем в подтверждение государственных гарантий, установленных законом";

 

абзацы четвертый и пятый исключить;

 

абзац шестой изложить в следующей редакции:

 

"рассматривает дела о нарушении условий и правил осуществления лицензионной деятельности и по результатам рассмотрения принимает решение в пределах своей компетенции";

 

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

 

"применяет административные взыскания к должностным лицам и имущественные санкции к субъектам электроэнергетики, других участников рынка электрической энергии";

 

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

 

"осуществляет беспрепятственно проверки соблюдения условий и правил осуществления лицензионной деятельности";

 

в части третьей слова "электропередающих организаций" заменить словами "электропередающих и электрораспределительных предприятий";

 

13) в статье 13:

 

часть первую изложить в следующей редакции:

 

"Деятельность по производству, передаче, распределению, поставке электрической энергии, осуществление функций гарантированного покупателя, осуществление функций системного оператора, осуществление функций оператора рынка осуществляется при условии получения соответствующей лицензии, выдаваемой национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики";

 

части вторую и пятую исключить;

 

14) в статье 14:

 

часть первую изложить в следующей редакции:

 

"В электроэнергетике Украины действует единая централизованная диспетчерская система оперативно-технологического управления производством, передачей, распределением и поставкой электроэнергии. Функции централизованного диспетчерского (оперативно-технологического) управления объединенной энергетической системой Украины и организации параллельной работы с энергетическими системами других государств выполняет государственное предприятие, которое определяется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в электроэнергетическом комплексе. Централизованное диспетчерское (оперативно-технологическое) управление распространяется на субъекты хозяйственной деятельности, объекты электроэнергетики которых подключены к объединенной энергетической системы Украины ";

 

после части третьей дополнить новой частью следующего содержания:

 

"Государственное предприятие, осуществляющее централизованное диспетчерское (оперативно-технологическое) управление объединенной энергетической системой Украины, является системным оператором и выполняет функции, определенные настоящим Законом и Законом Украины" Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины ".

 

В связи с этим части четвертую - седьмую считать соответственно частями пятой - восьмой;

 

в части пятой слова "диспетчерское (оперативно-технологическое)" заменить словами "централизованное диспетчерское (оперативно-технологическое)";

 

в части шестой слова "диспетчерское (оперативно-технологическое)" заменить словами "централизованное диспетчерское (оперативно-технологическое)", а слова "нормативно-техническими документами" заменить словами "нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами";

 

часть восьмую исключить;

 

15) в статье 15:

 

часть первую заменить двумя частями следующего содержания:

 

"Покупка всей электрической энергии, произведенной на электростанциях, мощность или объем отпуска которых превышают предельные показатели (кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом), и весь ее оптовая продажа осуществляются на оптовом рынке электрической энергии Украины. Функционирование других оптовых рынков электрической энергии в Украине запрещается.

 

До принятия решения о введении полномасштабного рынка электроэнергии, предусмотренного Законом Украины "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины", функционирования оптового рынка электрической энергии Украины осуществляется с учетом особенностей, определенных в разделах V и VI Закона Украины "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины ".

 

В связи с этим части вторую - одиннадцатую считать соответственно частями третьей - двенадцатой;

 

в части девятой:

 

в абзаце четвертом слова "магистральными и межгосударственными электрическими сетями" исключить;

 

в абзаце пятом слова "местными (локальными) электрическими сетями" исключить;

 

после абзаца пятого дополнить новым абзацем следующего содержания:

 

"распределением электрической энергии".

 

В связи с этим абзац шестой считать абзацем седьмым;

 

абзац второй части двенадцатой слова "деятельности по производству" дополнить словами "передачи, распределения";

 

статью 15 исключить;

 

16) в статье 15-1:

 

в абзаце третьем части третьей слово "передачу" заменить словом "распределение";

 

после части четвертой дополнить новой частью следующего содержания:

 

"Средства за электрическую энергию, закупленную на оптовом рынке предприятием, осуществляющим передачу электрической энергии, и всеми предприятиями, осуществляющими распределение электрической энергии, перечисляются исключительно на текущий счет со специальным режимом использования оптового поставщика электрической энергии".

 

В связи с этим части пятую - десятую считать соответственно частями шестой - одиннадцатой;

 

абзац третий части шестой изложить в следующей редакции:

 

"предприятию, которое осуществляет диспетчерское управление объединенной энергетической системой Украины, предприятию, которое осуществляет передачу электрической энергии, а также на дополнительные меры по обеспечению устойчивого функционирования объединенной энергетической системы Украины";

 

после части восьмой дополнить новой частью следующего содержания:

 

"Условия об оплате электрической энергии средствами и об открытии текущего счета со специальным режимом использования предприятию, осуществляющему передачу электрической энергии, и предприятиями, осуществляющими распределение электрической энергии, являются обязательными условиями договора купли-продажи электрической энергии между оптовым поставщиком электрической энергии и предприятиями, осуществляющими передачу или распределение электрической энергии ".

 

В связи с этим части девятую - одиннадцатую считать соответственно частями десятой - двенадцатой;

 

статью 15-1 исключить;

 

17) в статье 16:

 

часть первую после слов "регулируются настоящим Законом" дополнить словами "Законом Украины" Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины ";

 

часть вторую изложить в следующей редакции:

 

"Субъекты хозяйственной деятельности, которые осуществляют производство, передачу, распределение, поставки электрической энергии, диспетчерское управление объединенной энергетической системой Украины, выполняют функции оператора рынка или гарантированного покупателя и признаны в установленном порядке такими, которые занимают монопольное (доминирующее) положение на рынка электрической энергии, не могут прекращать свою деятельность или уменьшать ее объем с целью создания дефицита электрической энергии, если необходимость такого ограничения не установлена законодательством Украины ";

 

18) в статье 17:

 

в части третьей слова "населения, постоянно проживающего" заменить словами "бытовых потребителей, которые постоянно проживают";

 

часть пятую изложить в следующей редакции:

 

"Тарифы на централизованное диспетчерское (оперативно-технологическое) управление, на передачу и распределение электрической энергии регулируются национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики";

 

после части пятой дополнить новой частью следующего содержания:

 

"Тарифы на поставку электрической энергии энергопоставщиком, осуществляющим хозяйственную деятельность по поставкам электрической энергии на закрепленной территории, регулируются национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики".

 

В связи с этим части шестую - одиннадцатую считать соответственно частями седьмой - двенадцатой;

 

часть седьмую исключить;

 

статью 17 исключить;

 

19) в статье 17-1:

 

после части первой дополнить новой частью следующего содержания:

 

"Для объектов электроэнергетики, использующих альтернативные источники энергии (кроме доменного и коксующегося газов, а с использованием гидроэнергии - выработанной только микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями), установленная мощность которых превышает 5 МВт," зеленый "тариф на производимую ими электрическую энергию устанавливается при условии соответствия строительства таких объектов электроэнергетики плана развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет ".

 

В связи с этим части вторую - восемнадцатую считать соответственно частями третьей - девятнадцатой;

 

часть восемнадцатую изложить в следующей редакции:

 

"Государство гарантирует закрепление на законодательном уровне на весь срок применения" зеленого "тарифа требований по закупке гарантированным покупателем всей электроэнергии, производимой на объектах электроэнергетики, в том числе введенных в эксплуатацию очередях строительства электрических станций (пусковых комплексах), использующих альтернативные источники энергии (кроме доменного и коксующегося газов, а с использованием гидроэнергии - произведенную только микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями), и не проданной на рынке электрической энергии другим субъектам рынка, по установленному "зеленому" тарифу, а также по расчетам за такую электроэнергию в полном объеме, в установленные сроки и денежными средствами в порядке, установленном законом ";

 

20) в статье 17-2:

 

части пятую - девятую после слов "на передачу" дополнить словами "или распределение";

 

часть шестую изложить в следующей редакции:

 

"Присоединение объектов электроэнергетики, производящих электрическую энергию с использованием альтернативных источников энергии и строительство которых соответствует плану развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет, финансируется в объеме 50 процентов за счет средств, предусмотренных в тарифах на передачу электрической энергии, и 50 процентов - за счет возвратной финансовой помощи, которая предоставляется заказчиком электропередающей организации ";

 

после части шестой дополнить двумя новыми частями следующего содержания:

 

"Присоединение объектов электроэнергетики, производящих электрическую энергию с использованием альтернативных источников энергии (кроме доменного и коксующегося газов, а с использованием гидроэнергии - произведенную только микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями), строительство которых не предусмотрено планом развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет, осуществляется в соответствии с частями третьей - пятой этой статьи.

 

Вывод о соответствии или несоответствии строительства объекта электроэнергетики, производящего электрическую энергию с использованием альтернативных источников энергии (кроме доменного и коксующегося газов, а с использованием гидроэнергии - произведенную только микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями) плана развития объединенной энергетической системы Украина на следующие десять лет предоставляется системным оператором при согласовании им технических условий на присоединение такого объекта в соответствии с кодексом электрических сетей. Вывод о соответствии или несоответствии строительства объекта электроэнергетики плана развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет предоставляется с учетом потребностей в соответствующей генерирующей мощности из соответствующего источника энергии и в соответствующем регионе в утвержденном плане развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет и с учетом ранее предоставленных технических условий и построенных объектов ".

 

В связи с этим части седьмую - девятую считать соответственно частями девятой - одиннадцатой;

 

21) статью 18 изложить в следующей редакции:

 

"Статья 18. Проектирование и строительство объектов электроэнергетики

 

Проектирование и строительство (новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт, техническое переоснащение) объектов электроэнергетики осуществляется в соответствии с законодательством в сфере градостроительной деятельности. Оснащение объектов электроэнергетики лицензиатами, цены (тарифы) на соответствующие услуги (товары) которых регулируются национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, осуществляется на конкурсной основе.

 

Финансирование капитального строительства, реконструкции и обслуживания объектов, предназначенных для общих потребностей предприятий электроэнергетики и предприятий других отраслей, производится за счет заказчиков (владельцев) и пользователей этих объектов.

 

Развитие электрических сетей, находящихся в собственности или пользовании электропередающих организаций, предполагается инвестиционными программами, одобренными национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, и финансируется за счет средств, предусмотренных в тарифах на передачу или распределение электрической энергии, оплаты стоимости услуг по присоединению, возвратной финансовой помощи заказчиков, банковских кредитов, средств, привлеченных из других источников, не запрещенных законодательством. Средства, полученные в качестве возвратной финансовой помощи заказчиков для финансирования работ по присоединению, учитываются отдельно и используются энергоснабжающей организацией для присоединения электроустановок заказчиков. Развитие электрических сетей энергоснабжающей организации должно согласовываться с планами застройки соответствующей территории.

 

В случае сооружения или реконструкции зданий, дорог, мостов, других объектов архитектуры работы по переносу воздушных и подземных сетей, тепловых сетей и других объектов электроэнергетики выполняются собственником этих объектов электроэнергетики за счет заказчиков строительства или реконструкции зданий, дорог, мостов, других объектов архитектуры в соответствии с утвержденной проектно-сметной документации.

 

Присоединение электроустановок заказчиков к электрическим сетям владельцев, которые не являются электропередающими организациями, осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом для присоединения к электрическим сетям электропередающих организаций.

 

Создание (новое строительство, реконструкция, техническое переоснащение) магистральных (межгосударственных) электрических сетей осуществляется в соответствии с планом развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет за счет инвестиций электропередающих предприятия или за счет инвестиций физического или юридического лица, не являющиеся повязкам связанной прямо или опосредованно отношениями контроля с электропередающими организациями ";

 

22) дополнить статьей 18-1 следующего содержания:

 

"Статья 18-1. Обеспечение потребностей объединенной энергетической системы Украины в резервах генерирующих мощностей

 

Обеспечение реконструкции существующих и / или нового строительства генерирующих мощностей с целью обеспечения потребностей объединенной энергетической системы Украины в резервах генерирующих мощностей и надежного снабжения электрической энергии осуществляется системным оператором путем приобретения вспомогательной услуги по обеспечению резервов новой и / или реконструированной генерирующей мощности.

 

Потребности в резервах соответствующей генерирующей мощности на долгосрочный период определяются планом развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет.

 

В случае если для покрытия прогнозируемого спроса на электрическую энергию недостаточно имеющихся генерирующих мощностей (в том числе строительство которых для покрытия прогнозируемого спроса осуществляется по плану развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет), системный оператор в целях обеспечения безопасности поставок электрической энергии применяет конкурсные процедуры приобретения вспомогательной услуги по обеспечению резервов новой и / или реконструированной генерирующей мощности.

 

Проведение конкурса по отбору поставщика вспомогательных услуг по обеспечению резервов новой и / или реконструированной генерирующей мощности (в том числе при участии одного участника) и определение условий финансирования предоставления таких услуг осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в электроэнергетическом комплексе, по согласованию с национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики.

 

Определение поставщика вспомогательной услуги по обеспечению резервов новой и / или реконструированной генерирующей мощности осуществляется системным оператором с учетом плана развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет, вида проектного топлива, необходимости проведения реконструкции электрической мощности в соответствующих энергетических узлах объединенной энергетической системы Украины и других критериев, определенных приоритетными.

 

Приобретение вспомогательных услуг по обеспечению резервов новой и / или реконструированной генерирующей мощности осуществляется у лиц, которые стали победителями конкурсных процедур по отбору поставщика вспомогательных услуг по обеспечению резервов новой и / или реконструированной генерирующей мощности и подписали соответствующий договор с системным оператором. Такие лица получают статус поставщика вспомогательных услуг.

 

Обязательства по оплате вспомогательной услуги по обеспечению резервов новой электрической мощности возникают у системного оператора после введения соответствующих генерирующих мощностей в эксплуатацию и выполняются в течение срока приобретения такой вспомогательной услуги определяется национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, и не может превышать десять лет для проектов строительства новых генерирующих мощностей.

 

Типовые договоры, на основании которых приобретаются дополнительные услуги обеспечения резервов новой и / или реконструированной генерирующей мощности, должны предусматривать порядок изменения условий приобретения вспомогательной услуги в случае невыполнения инвестором обязательств, определились по результатам конкурса / тендера.

 

Мониторинг выполнения поставщиком вспомогательной услуги по обеспечению резервов новой и / или реконструированной генерирующей мощности договорных обязательств осуществляется системным оператором. В случае нарушения поставщиком вспомогательной услуги по обеспечению резервов новой и / или реконструированной генерирующей мощности своих договорных обязательств относительно несоблюдения сроков ввода в эксплуатацию новых и / или реконструированных генерирующих мощностей условия приобретения вспомогательной услуги изменяются в порядке, предусмотренном договором о предоставлении вспомогательных услуг по обеспечению резервов новой и / или реконструированной генерирующей мощности ";

 

23) в части шестой статьи 19 слова "нормативными документами" заменить словами "нормативно-техническими документами";

 

24) последнее предложение части седьмой статьи 20 изложить в следующей редакции: "Кабинет Министров Украины утверждает порядок составления перечня потребителей и их оборудования, для которого должна быть установлена экологическая броня электроснабжения, а также утверждает порядок предоставления государством обеспечения выполнения денежных обязательств отдельных потребителей с оплаты электрической энергии ";

 

25) в статье 24:

 

название изложить в следующей редакции:

 

"Статья 24. Права, обязанности и ответственность электропоставщиков и электропередающих организаций";

 

часть первую изложить в следующей редакции:

 

"Электропоставщиков согласовывают с соответствующим потребителем величину экологической брони электроснабжения, которая должна быть утверждена центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в области электроэнергетики. В случае недостижения согласия между потребителем и электропоставщиков по величине экологической брони электроснабжения окончательное решение принимается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в сфере электроэнергетики »;

 

часть вторую изложить в следующей редакции:

 

"Электропоставщиков на основании договора с энергоснабжающей организации имеют право при условии неполной оплаты потребителем потребленной электрической энергии ограничить его электропотребление до полного прекращения поставки электрической энергии, а в случае наличия экологической брони и гарантий выполнения потребителем денежных обязательств по оплате электрической энергии до уровня экологической брони электроснабжения ";

 

часть третью изложить в следующей редакции:

 

"Порядок ограничения электропотребления потребителей до уровня экологической брони электроснабжения или полного прекращения им поставки электрической энергии устанавливается законами Украины, правилами пользования электрической энергией";

 

часть четвертую заменить двумя частями следующего содержания:

 

"Стоимость потребленной электроэнергии, поставляемой потребителям на уровне экологической брони, которая уплачена таким потребителем, возмещается электропоставщикам в соответствии с порядком предоставления государством обеспечение выполнения отдельными потребителями денежных обязательств по оплате электрической энергии.

 

Убытки электропоставщиков от предоставления льгот по оплате за потребленную электрическую энергию отдельным категориям бытовых потребителей возмещаются за счет источников, определенных законодательными актами, которые предусматривают соответствующие льготы ".

 

В связи с этим части пятую - семнадцатую считать соответственно частями шестой - восемнадцатой;

 

в части шестой слово "Энергопоставщики" заменить словами "Электропередаточные организации", а после слов "нормативно-правовых актов" дополнить словами "нормативно-технических документов";

 

в части восьмой слова "Энергопоставщик, что осуществляет поставки электрической энергии на закрепленной территории" заменить словами "Гарантированный електропостачальник";

 

часть девятую изложить в следующей редакции:

 

"Электропередаточные организации обязаны обеспечить равноправный доступ к своим сетям в соответствии с кодексом электрических сетей. Электропередаточные организации не имеют права отказать в доступе к своим сетям субъектам хозяйствования, которые производят энергию с использованием альтернативных источников энергии. Электропередаточные организации в своих инвестиционных программах должны предусматривать расходы на присоединение объектов электроэнергетики, производящих электроэнергию из альтернативных источников энергии ";

 

часть одиннадцатую изложить в следующей редакции:

 

"Электропередаточные организации обязаны в установленном законом порядке обеспечить доступ инспекторов по государственному энергетическому надзору в энергетических установок для осуществления государственного энергетического надзора (контроля) за соблюдением требований нормативно-правовых актов, нормативно-технических документов, нормативных документов по вопросам технической эксплуатации электрических станций и сетей и энергетического оборудования ";

 

часть двенадцатую после слов "осуществляет передачу" дополнить словами "или распределение";

 

часть двенадцатую исключить;

 

части тринадцатую и четырнадцатую исключить;

 

в частях шестнадцатой и семнадцатой слово "Энергопоставщик" заменить словом "электропоставщиков";

 

26) в статье 24-1:

 

название изложить в следующей редакции:

 

"Статья 24-1. Ответственность субъектов электроэнергетики за убытки, причиненные при производстве, передаче, распределении и поставке электрической энергии";

 

слова "в сетях" заменить словами "в электроустановках", а после слов "производства, передачи" дополнить словом "распределения";

 

27) часть вторую статьи 25 после слов "Об энергосбережении" дополнить словами "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины";

 

28) в статье 26:

 

в части первой слово "энергопоставщиком" заменить словами "поставщиком электрической или тепловой энергии";

 

часть вторую после слов "соблюдать требования" дополнить словами "действующего законодательства Украины";

 

часть четвертую изложить в следующей редакции:

 

"Потребитель энергии несет ответственность за нарушение условий договора с поставщиком электрической или тепловой энергии, нарушение правил пользования электрической энергией (неотъемлемой частью которых являются правила пользования электрической энергией для бытовых потребителей), нарушение правил пользования тепловой энергией и невыполнение предписаний государственных инспекций по энергетическому надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии в соответствии с законодательством Украины ";

 

в части пятой слово "энергопоставщику" заменить словами "поставщику электрической или тепловой энергии";

 

части шестую и седьмую исключить;

 

часть восьмую исключить;

 

часть девятую изложить в следующей редакции:

 

"Потребитель электрической энергии обязан при неполной оплаты потребленной электрической энергии ограничить свое электропотребление до полного прекращения потребления электрической энергии, а в случае наличия экологической брони и гарантий выполнения денежных обязательств по оплате электрической энергии до уровня экологической брони электроснабжения";

 

в части десятой слова "ответственных представителей энергопоставщика, предприятия, осуществляющего передачу энергии" заменить словами "ответственных представителей поставщиков электрической или тепловой энергии, предприятий, осуществляющих передачу или распределение электрической или тепловой энергии", а после слов "нормативно-правовых актов" дополнить словами "нормативно-технических документов";

 

часть одиннадцатую изложить в следующей редакции:

 

"Потребитель (владелец сетей, которые используются для транспортировки электрической энергии другим субъектам хозяйствования, бытовым потребителям) обязан заключить с энергоснабжающей организацией, осуществляющей распределение электрической энергии, договор о совместном использовании технологических электрических сетей";

 

29) в статье 27:

 

в части второй:

 

абзац второй после слов "нормативно-правовых актов" дополнить словами "нормативно-технических документов";

 

в абзаце девятом слово "насильственные" исключить;

 

в абзаце десятом слово "энергопоставщиками" заменить словами "поставщиками электрической и тепловой энергии";

 

абзац второй части третьей изложить в следующей редакции:

 

"за непредоставление информации или предоставление заведомо недостоверной информации, предусмотренной в лицензиях на производство, передачу, распределение или поставки электрической энергии, осуществления функций системного оператора, осуществление функций оператора рынка, осуществление функций гарантированного покупателя и в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы функционирования об "объединенной энергетической системы Украины и потребления энергии, - штраф в размере до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан";

 

часть восьмую после слов "нормативно-правовых актов" дополнить словами "нормативно-технических документов";

 

часть одиннадцатую изложить в следующей редакции:

 

"Методика расчета размера вреда, причиненного электропоставщику результате хищения электроэнергии, устанавливается Кабинетом Министров Украины";

 

30) статью 30 изложить в следующей редакции:

 

"Статья 30. Особенности экспорта электроэнергии

 

Доступ к пропускной способности межгосударственных электрических сетей с целью осуществления операций по экспорту и / или импорта электрической энергии имеют энергопоставщики, которые являются членами оптового рынка электрической энергии Украины, имеют лицензию на осуществление деятельности по поставке электрической энергии и не имеют просроченной задолженности за электрическую энергию, закупленную на оптовом рынке электрической энергии Украины.

 

Для осуществления экспорта электрической энергии энергопоставщики закупают необходимый ее объем на оптовом рынке электрической энергии Украины по оптовой рыночной цене, определяемой по правилам оптового рынка электрической энергии Украины.

 

Предприятие, которое осуществляет централизованное диспетчерское управление объединенной энергетической системой Украины и передачу электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями, обеспечивает недискриминационные условия доступа энергопоставщиков к магистральных и межгосударственных электрических сетей при осуществлении экспорта и / или импорта электрической энергии в пределах технической возможности таких электрических сетей с учетом их приоритетного использования для обеспечения потребностей потребителей Украины в электрической энергии в соответствии со стандартами операционной безопасности функционирования объединенной энергетической системы Украины.

 

Организация предоставления доступа к пропускной способности межгосударственных электрических сетей осуществляется предприятием, которое осуществляет централизованное диспетчерское управление объединенной энергетической системой Украины и передачу электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями, в координации с системными операторами и / или операторами системы передачи соседних стран.

 

Предприятие, которое осуществляет централизованное диспетчерское управление объединенной энергетической системой Украины и передачу электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями, определяет доступную пропускную способность в соответствии с методикой, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в электроэнергетическом комплексе. Размер доступной пропускной способности согласуется с соответствующим системным оператором и / или операторами системы передачи соседней страны.

 

Предприятие, которое осуществляет централизованное диспетчерское управление объединенной энергетической системой Украины и передачу электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями, ежесуточно публикует результаты определения доступной пропускной способности и информацию о свободной пропускной способности, которая выставляется на аукцион.

 

Распределение свободной пропускной способности межгосударственных электрических сетей осуществляется предприятием, которое осуществляет централизованное диспетчерское управление объединенной энергетической системой Украины и передачу электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями, по процедуре электронного аукциона с использованием электронного документооборота и электронной цифровой подписи, кроме случаев, установленных настоящим Законом.

 

Доступ к пропускной способности межгосударственных электрических сетей энергопоставщики получают по результатам аукциона. Порядок проведения электронных аукционов по распределению пропускной способности межгосударственных электрических сетей утверждается национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, по согласованию с Антимонопольным комитетом Украины.

 

Предприятие, которое осуществляет централизованное диспетчерское управление объединенной энергетической системой Украины и передачу электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями, с целью распределения свободной пропускной способности межгосударственных электрических сетей проводит годовое, месячные и суточные аукционы. При проведении аукциона предприятие, осуществляющее централизованное диспетчерское управление объединенной энергетической системой Украины и передачу электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями, осуществляет распределение доступа ко всей свободной пропускной способности межгосударственных электрических сетей, определенной на соответствующий период.

 

В случае если спрос на доступ к пропускной способности межгосударственных электрических сетей превышает величину свободной пропускной способности межгосударственных электрических сетей, аукцион на доступ производится по принципу первоочередного удовлетворения заявок участников аукциона, которые предлагают самую высокую цену. В таком случае цена доступа к пропускной способности по соответствующему направлению определяется по минимальной цене с удовлетворенных заявок участников аукциона.

 

При условии, что спрос на доступ к пропускной способности межгосударственных электрических сетей не превышает или равна величине свободной пропускной способности межгосударственных электрических сетей, предприятие, осуществляющее централизованное диспетчерское управление объединенной энергетической системой Украины и передачу электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями, предоставляет участникам такого аукциона доступ к пропускной способности межгосударственных электрических сетей на безвозмездной основе.

 

Порядок оформления результатов аукциона и получения доступа к пропускной способности межгосударственных электрических сетей определяются порядком проведения электронных аукционов по распределению пропускной способности межгосударственных электрических сетей.

 

Средства, полученные предприятием, осуществляет централизованное диспетчерское управление объединенной энергетической системой Украины и передачу электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями, в результате распределения доступа к пропускной способности межгосударственных электрических сетей на аукционах, используются им на увеличение пропускной способности таких сетей.

 

Энергопоставщики, которые получили доступ к пропускной способности межгосударственных электрических сетей, обязаны в сроки и в порядке, предусмотренные правилами оптового рынка электрической энергии Украины и порядком проведения электронных аукционов по распределению пропускной способности межгосударственных электрических сетей, подавать суточный почасовой график экспорта / импорта электрической энергии. В случае если в вышеупомянутый срок энергопоставщик не предоставил суточный почасовой график экспорта / импорта электрической энергии, такой энергопоставщик теряет доступ к пропускной способности межгосударственных электрических сетей на соответствующую сутки, а предприятие, которое осуществляет централизованное диспетчерское управление объединенной энергетической системой Украины и передачу электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями, осуществляет распределение неиспользованной величины пропускной способности на суточном аукционе.

 

В случае если энергопоставщик, который получил доступ к пропускной способности межгосударственных электрических сетей по результатам аукциона, в течение календарного месяца использует полученную в результате годового аукциона пропускную способность межгосударственных электрических сетей Украины меньше чем на семьдесят процентов, такой энергопоставщик теряет получен доступ к пропускной способности межгосударственных электрических сетей, а такая величина распределенной пропускной способности становится свободной пропускной способности и выставляется на аукцион.

 

Энергопоставщики, которые получили доступ к пропускной способности межгосударственных электрических сетей, имеют право передать на договорных началах другим энергопоставщикам доступ к пропускной способности межгосударственных электрических сетей, сообщив и зарегистрировав в предприятия, осуществляющего централизованное диспетчерское управление объединенной энергетической системой Украины и передачу электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями, передачу такого права в соответствии с порядком проведения электронных аукционов по распределению пропускной способности межгосударственных электрических сетей.

 

Передача электрической энергии, предназначенной для экспорта, осуществляется на основании договора с субъектом электроэнергетики, который осуществляет передачу электрической энергии межгосударственными электрическими сетями Украины. Указанный субъект электроэнергетики заключает с победителем аукциона договор о доступе к пропускной способности межгосударственных электрических сетей Украины, включая технические условия обеспечения экспорта электрической энергии. Примерная форма договора о доступе к пропускной способности межгосударственных электрических сетей Украины утверждается национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики.

 

Увеличение пропускной способности межгосударственных электрических сетей осуществляется за счет инвестиций предприятия, осуществляющего централизованное диспетчерское управление объединенной энергетической системой Украины и передачу электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями, или за счет инвестиций юридического лица, не является связанным прямо или косвенно отношениями контроля с предприятием, осуществляет централизованное диспетчерское управление объединенной энергетической системой Украины и передачу электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями.

 

Дополнительные (увеличены) объемы пропускной способности межгосударственных электрических сетей, созданные за счет инвестиций юридического лица, не является связанным прямо или косвенно отношениями контроля с предприятием, осуществляет централизованное диспетчерское управление объединенной энергетической системой Украины и передачу электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями, могут быть освобождены от действия положений части седьмой настоящей статьи при следующих условиях:

 

инвестиция должна повысить уровень конкуренции на оптовом рынке электрической энергии;

 

инвестиция не состоялась бы, если бы освобождение не было предоставлено;

 

инвестиция осуществляется в объекты электроэнергетики объединенной энергетической системы Украины;

 

ни одна часть инвестиций или эксплуатационных затрат на создание и / или эксплуатацию дополнительного (увеличенного) объема пропускной способности межгосударственных электрических сетей не покрывается за счет тарифа на передачу или распределения и поставки электрической энергии предприятия, осуществляющего централизованное диспетчерское управление объединенной энергетической системой Украины и передачу электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями, или электропередающих организаций.

 

Освобождение предоставляется на весь объем дополнительной (увеличенной) пропускной способности и на срок, не может быть меньше срока окупаемости инвестиционного проекта. Приоритетный доступ к дополнительному (увеличенного) объема пропускной способности имеют лица, за счет инвестиций которых произошло увеличение пропускной способности межгосударственных электрических сетей.

 

Соответствие инвестиционных проектов условиям, определенным настоящим Законом, при которых они освобождаются от действия положений части седьмой настоящей статьи, и срок предоставления такого освобождения определяются в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.

 

Эксплуатацию вновь построенных объектов межгосударственных электрических сетей, построенных за счет инвестиций юридического лица, не является связанным прямо или косвенно отношениями контроля с електропередавальним предприятием, осуществляет электропередающих предприятие по договору с владельцем / инвестором. Диспетчерское оперативно-технологическое управление нововыстроенными объектами межгосударственных электрических сетей осуществляется системным оператором как составной объединенной энергетической системы Украины ";

 

31) статью 30 исключить;

 

32) раздел VI "Заключительные положения" дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:

 

"4. До введения полномасштабного рынка электроэнергии, предусмотренного Законом Украины" Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины ", системный оператор обязан заключить договоры на приобретение вспомогательной услуги обеспечения резервов новой и / или реконструированной генерирующей мощности с производителями, для которых на момент прекращения функционирования оптового рынка электрической энергии Украины были установлены инвестиционную составляющую в тариф на электрическую энергию для финансирования проектов реконструкции и / или модернизации тепловых электростанций. Приобретение вспомогательной услуги в таких производителей осуществляется на условиях, которые были предусмотрены на момент установления им инвестиционной составляющей. Объем платежей, график их осуществления системным оператором, а также типовая форма договора на приобретение вспомогательной услуги утверждаются национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики.

 

5. Установить, что требование о соответствии строительства объектов электроэнергетики, производящих электрическую энергию с использованием альтернативных источников энергии, плана развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет для целей статей 17-1 и 17-2 настоящего Закона не распространяется на объекты электроэнергетики, договор о присоединении которых заключен до 1 июля 2014 года ".

 

{Пункт 5 раздела VI утратил силу на основании Закона № 1197-VII от 10.04.2014}

 

6. Внести в Закон Украины "Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2013, № 17, ст. 148; с изменениями, внесенными Законом Украины от 2 октября 2012 № 5406-VI) следующие изменения:

 

1) в части первой статьи 2:

 

абзац третий изложить в следующей редакции:

 

"обеспечение производства, передачи, распределения, купли-продажи, поставки электрической энергии и централизованного диспетчерского (оперативно-технологического) управления объединенной энергетической системой Украины";

 

дополнить абзацами следующего содержания:

 

"обеспечение функционирования рынка электрической энергии, рынка" на сутки вперед ", балансирующего рынка, рынка вспомогательных услуг, а также предоставление услуг системного оператора, администратора расчетов, администратора коммерческого учета, оператора рынка, гарантированного покупателя в соответствии с положениями Закона Украины" Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины ";

 

предоставление вспомогательных услуг на рынке вспомогательных услуг и услуг по выравниванию условий для конкуренции в соответствии с положениями Закона Украины "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины";

 

2) часть первую статьи 4 дополнить пунктами 10-13 следующего содержания:

 

"10) товаров и услуг на рынке" на сутки вперед ", балансирующем рынке и рынке вспомогательных услуг в соответствии с положениями Закона Украины" Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины ";

 

11) электрической энергии, покупаемой и продаваемой на рынке электрической энергии гарантированным покупателем, оператором рынка, системным оператором, стороной, ответственной за баланс балансирующей группы, стороной, ответственной за баланс балансирующей группы производителей по "зеленому" тарифу;

 

12) услуг системного оператора, администратора расчетов, администратора коммерческого учета, оператора рынка, гарантированного покупателя в соответствии с положениями Закона Украины "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины";

 

13) услуг по выравниванию условий для конкуренции в соответствии с положениями Закона Украины "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины".

 

7. Внести в Хозяйственный кодекс Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003г., №№ 18-22, ст. 144) следующие изменения:

 

1) часть первую статьи 275 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

 

"Отдельным видом договора энергоснабжения является договор поставки электроэнергии потребителю. Особенности поставки электрической энергии потребителям и требования к договору о поставке электрической энергии устанавливаются законами Украины" Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины "и" Об электроэнергетике ";

 

2) часть шестую статьи 276 изложить в следующей редакции:

 

"6. Расчеты по договорам энергоснабжения осуществляются на основании цен (тарифов), установленных / определенных в соответствии с требованиями закона";

 

3) часть первую статьи 277 изложить в следующей редакции:

 

"1. Абоненты пользуются энергией с соблюдением правил пользования энергией соответствующего вида. Правила пользования энергией, если иное не предусмотрено законом, утверждаются Кабинетом Министров Украины";

 

4) статью 278 дополнить частью третьей следующего содержания:

 

"3. Правовые условия организации и осуществления торговли электрической энергией и продуктами электрической энергии устанавливаются законами Украины" Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины "и" Об электроэнергетике ".

 

8. Часть четвертую статьи 14 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999г., № 40, ст. 365; 2011, № 45, ст. 484) дополнить абзацем вторым следующего содержания:

 

"Предприятия - субъекты электроэнергетики, которые не обязаны публиковать финансовую отчетность в соответствии с настоящей статьей, обеспечивают доступность соответствующей финансовой отчетности для ознакомления общественности по местонахождению исполнительного органа такого предприятия".

 

9. Часть первую статьи 3 Закона Украины "О естественных монополиях" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2000 г., № 30, ст. 238; 2004, № 13, ст. 181; 2005г., № 26, ст. 349; 2012, № 7, ст. 53) после слов "Об электроэнергетике" дополнить словами "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины".

 

10. Внести в Закон Украины "О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросного энергопотенциала" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2005г., № 20, ст. 278; 2011, № 29, ст. 272) следующие изменения:

 

1) абзац первый преамбулы после слов "производства, передачи" дополнить словом "распределения";

 

2) часть первую статьи 2 изложить в следующей редакции:

 

"Этот Закон регулирует отношения, возникающие в сфере энергосбережения между собственниками когенерационных установок и электрораспределительных предприятий, независимо от формы собственности";

 

3) части вторую и третью статьи 9 исключить.

 

11. Абзац третий статьи 17 Закона Украины "О теплоснабжении" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2005г., № 28, ст. 373) изложить в следующей редакции:

 

"установления и регулирования тарифов на тепловую энергию, которая производится на теплоэлектроцентралях, ТЭС, АЭС и когенерационных установках и установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии".

 

12. Статья 9 Закона Украины "Об альтернативных источниках энергии" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003г., № 24, ст. 155) дополнить частями второй и третьей следующего содержания:

 

"Для подтверждения происхождения электрической энергии, произведенной из альтернативных источников энергии, субъекту хозяйственной деятельности - производителю электрической энергии из альтернативных источников энергии (кроме доменного и коксующегося газов, а с использованием гидроэнергии - выработанной только микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями) на его запрос орган, уполномоченный Кабинетом Министров Украины, выдает гарантию происхождения электрической энергии.

 

Порядок выдачи, использования и прекращения действия гарантии происхождения электроэнергии для субъектов хозяйственной деятельности, которые производят электрическую энергию из альтернативных источников энергии (кроме доменного и коксующегося газов, а с использованием гидроэнергии - выработанной только микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями), устанавливается Кабинетом Министров Украины ".

 

13. Оптовый поставщик электрической энергии осуществляет деятельность до полного погашения своей кредиторской и дебиторской задолженности за электрическую энергию.

 

14. Кабинету Министров Украины:

 

1) в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона утвердить план мероприятий реализации переходного периода;

 

2) в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

 

обеспечить разработку и внесение на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекта об особенностях погашения задолженности за электрическую энергию, которая образовалась на оптовом рынке электрической энергии;

 

обеспечить финансирование закупки ГП НЭК "Укрэнерго" программного и технического обеспечения, необходимого для функционирования балансирующего рынка, а также для выполнения системным оператором своих функций на рынке электрической энергии в соответствии с настоящим Законом и нормативно-правовых документов, обеспечивающих функционирование рынка электрической энергии;

 

обеспечить разработку и внесение на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекта о юридическом и организационного отделения электрораспределительными предприятиями деятельности по распределению электрической энергии от других видов деятельности вертикально интегрированной хозяйственной организации, а также урегулирования договорных отношений электропоставщиков и электрораспределительных предприятий с потребителями электрической энергии;

 

обеспечить приведение в соответствие с настоящим Законом нормативно-правовых актов министерств, других центральных органов исполнительной власти;

 

обеспечить разработку и принятие нормативно-правовых актов, необходимых для обеспечения реализации этого Закона;

 

3) в срок с 1 января 2016 года до 1 января 2017 обеспечить:

 

тестирование программного и технического обеспечения, необходимого для функционирования балансирующего рынка, выполнение функций системного оператора, администратора расчетов и администратора коммерческого учета, а также программного и технического обеспечения, необходимого для организации и проведения торгов "на сутки вперед";

 

осуществления тестовых операций по купле-продаже электрической энергии и оказания услуг и выполнения расчетов за электрическую энергию и услуги в соответствии с требованиями настоящего Закона.

 

15. Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

 

внести изменения в условия и правил осуществления хозяйственной деятельности по поставке электрической энергии по регулируемому тарифу в части выполнения лицензиатом функций гарантированного электропоставщика;

 

осуществить мероприятия по внедрению вспомогательных услуг по вторичного регулирования и третичного регулирования с обеспечением резерва соответствующей регулирующей мощности на рынке вспомогательных услуг;

 

обеспечить организацию внесений соответствующих изменений в правила оптового рынка электрической энергии Украины;

 

разработать и утвердить другие нормативно-правовые документы, обеспечивающие функционирование рынка электрической энергии в переходный период.

 

16. Субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность на оптовом рынке электрической энергии, обязаны привести свою деятельность в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

 

17. С момента прекращения функционирования оптового рынка электрической энергии Украины, предусмотренного Законом Украины "Об электроэнергетике", гарантированный покупатель является правопреемником оптового поставщика электрической энергии по договорам купли-продажи электрической энергии по "зеленому" тарифу, заключенным оптовым поставщиком электрической энергии с производителями, которым в соответствии с законодательством установлено "зеленый" тариф. К этим договорам гарантированным покупателем и соответствующим производителем, которому установлен «зеленый» тариф, заключается дополнительное соглашение на основе типовой дополнительного соглашения в части приведения условий, заключенных с оптовым поставщиком договоров, в соответствии с положениями этого Закона.

 

Типичная дополнительное соглашение к договору купли-продажи электрической энергии по "зеленому" тарифу с оптовым поставщиком утверждается национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики.

 

Покупка гарантированным покупателем электрической энергии, произведенной на объектах электроэнергетики с альтернативных источников энергии (кроме доменного и коксующегося газов, а с использованием гидроэнергии - выработанной только микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями), у субъекта хозяйствования, которому "зеленый" тариф установлен после введения полномасштабного рынка электроэнергии, предусмотренного настоящим Законом, осуществляется в соответствии с положениями настоящего Закона.

 

18. В течение первого года функционирования рынка "на сутки вперед" предельная нижняя граница обязательной продажи электрической энергии производителями (кроме производителей, осуществляющих производство электрической энергии на гидроэлектростанциях и гидроаккумулирующих станциях, а также производят электрическую энергию из возобновляемых (альтернативных) источников энергии) не может быть меньше пяти процентов от их месячных объемов отпуска электрической энергии за соответствующий период предыдущего года.

 

19. В течение двух лет с момента введения полномасштабного рынка электроэнергии весь объем импортируемой электроэнергии продается исключительно на рынке "на сутки вперед".

 

20. Абзац третий части третьей статьи 4 настоящего Закона вступает в силу через два года с момента введения полномасштабного рынка электроэнергии.

 

Президент Украины

 

В.Янукович

 

м. Киев

24 октября 2013

№ 663-VII