О милиции
Статья 11. Права милиции

Ст. 11 ЗУ О милиции от 20.12.1990 № 565-XII


Утратил силу

Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:

1) требовать от граждан и должностных лиц, нарушающих общественный порядок, прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, выносить на месте устное предупреждение лицам, допустившим малозначительные административные нарушения, а в случае невыполнения указанных требований применять предусмотренные настоящим Законом меры принуждения ;

2) проверять у граждан при подозрении в совершении правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для выяснения вопроса относительно соблюдения правил, надзор и контроль за выполнением которых возложен на милицию;

3) вызывать граждан и должностных лиц в связи с материалами, находящимися в их производстве;

{Пункт 3 части первой статьи 11 в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012}

4) выявлять и вести учет лиц, подлежащих профилактическому воздействию на основании и в порядке, установленных законодательством, выносить им официальное предостережение о недопустимости противоправного поведения;

5) задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях:

лиц, подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых, скрывающихся от следствия или суда, осужденных, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, - на сроки и в порядке, предусмотренные законом;

лиц, совершивших административные правонарушения, для составления протокола или рассмотрения дела по сути, если эти вопросы не могут быть решены на месте, - на срок до трех часов;

несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, оставшихся без попечения, - на срок до передачи законным представителям или до устройства в установленном порядке, а несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния и не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, - до передачи их законным представителям или направления в приемники-распределители для детей, но не более чем на 8:00;

лиц, находившихся в общественных местах в состоянии опьянения, если их вид оскорблял человеческое достоинство и общественную мораль или если они утратили способность самостоятельно передвигаться или могли причинить вред окружающим или себе, - до передачи их в специальные медицинские учреждения или для доставки к месту проживания, а при отсутствии таковых - в их вытрезвления;

военнослужащих, совершивших деяния, подпадающие под признаки уголовного или административного правонарушения, - до передачи их военнослужащим Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины или военного командования;

лиц, имеющих признаки выраженного психического расстройства и создают в связи с этим реальную опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения, но не более чем на 24 часа;

иностранцев и лиц без гражданства, которые разыскиваются правоохранительными органами других государств как подозреваемые, обвиняемые в совершении преступления или как осужденные, которые уклоняются от исполнения уголовного наказания, - в порядке и на сроки, предусмотренные законодательством Украины, международными договорами Украины;

{Пункт 5 части первой статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Законам N от 19.06.92, N 743-IV от 15.05.2003, N 762-IV от 15.05.2003, N 2322-IV от 12.01.2005, N 609 - V от 07.02.2007, N 1188-VI от 19.03.2009, N 1254-VI от 14.04.2009, N 2164-VI от 11.05.2010, в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012}

6) проводить досмотр лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, вещей, находящихся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или использованы во вред их здоровью;

7) в случаях, предусмотренных законом, составлять протоколы об административных правонарушениях, проводить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, применять другие предусмотренные законом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

{Пункт 7 части первой статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4025-VI от 15.11.2011}

8) в случаях, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях, налагать административные взыскания или передавать материалы об административных правонарушениях на рассмотрение других государственных органов {Пункт 8 части первой статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI от 16.10.2012}

9) по поручению следственного органа досудебного расследования, прокурора проводить или участвовать в проведении процессуальных действий в уголовном производстве и выполнять постановления следственного судьи, суда о приводе участников уголовного производства в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украины;

{Пункт 9 части первой статьи 11 в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012}

9-1) применять к лицу электронные средства контроля в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украины;

{Часть первая статьи 11 дополнена пунктом 9-1 в соответствии с Законом N 4652-VI от 13.04.2012}

10) осуществлять на основаниях и в порядке, установленных законом, гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия;

{Пункт 10 части первой статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}

11) проводить фотографирование, звукозапись, кино-и видеосъемку, дактилоскопию лиц, которые задержаны по подозрению в совершении преступления, взяты под стражу, подозреваются или обвиняются в совершении уголовного преступления, а также лиц, подвергнутых административному аресту;

{Пункт 11 части первой статьи 11 в редакции Закона N 4652-VI от 13.04.2012}

12) проводить аудио-, видео-, фотофиксации как вспомогательное средство предупреждения противоправных действий и раскрытия правонарушений;

{Пункт 12 части первой статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}

13) вести оперативно-розыскные и криминалистические учеты, учет административных правонарушений и профилактический учет правонарушителей, документов, другие предусмотренные законодательством учеты, осуществлять обработку персональных данных в объеме, структуре и порядке, вытекающие из задач и функций, возложенных на милицию настоящим и другими законами , у пределах компетенции составлять статистическую информацию, обеспечивать режим доступа к информации, предоставлять информационные услуги {Пункт 13 части первой статьи 11 в редакции Закона N 5459-VI от 16.10.2012}

14) проводить осмотр клади, багажа и досмотр пассажиров гражданских воздушных, морских и речных судов, средств железнодорожного и автомобильного транспорта в соответствии с действующим законодательством;

{Пункт 14 статьи 11 с изменениями, внесенными Законом N от 19.06.92}

15) входить беспрепятственно в любое время суток:

а) на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, в том числе таможни, и осматривать их с целью прекращения преступлений, преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления, при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;

б) на земельные участки, в жилые и иные помещения граждан в случае преследования преступника или пресечения преступления, которое угрожает жизни жителей, а также при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;

в) в жилье или другое владение лица, находящегося под домашним арестом или административным надзором, с целью проверки выполнения установленных судом ограничений. {Подпункт "в" пункта 15 части первой статьи 11 в редакции Закона N 2537-III от 21.06.2001 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}

В случае сопротивления, совершения противодействия работник милиции может принять меры к их пресечению, предусмотренных этим Законом;

16) находиться на земельных участках, в жилых и других помещениях граждан с их согласия, а также на территории и в помещениях предприятий, учреждений и организаций с уведомлением об этом администрации с целью обеспечения безопасности граждан, общественной безопасности, предотвращения преступления, выявление и задержание лиц , его совершивших;

17) получать беспрепятственно и бесплатно от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и объединений граждан на письменный запрос сведения, необходимые по делам о преступлениях, находящихся в производстве милиции. Получение от банков информации, содержащей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины "О банках и банковской деятельности";

{Пункт 17 статьи 11 в редакции Закона N от 26.01.93, с изменениями, внесенными согласно Закону N 2922-III от 10.01.2002}

18) сообщать с целью профилактического влияния государственным органам, общественным объединениям, трудовым коллективам и общественности по месту жительства лица о фактах совершения им административного правонарушения;

19) вносить соответствующим государственным органам, общественным объединениям или служебным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям обязательные к рассмотрению представления о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

20) в соответствии со своей компетенцией временно ограничивать или запрещать доступ граждан на отдельные участки местности или объекты с целью обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, охраны жизни и здоровья людей;

21) ограничивать или запрещать в случаях задержания преступников, при авариях, других чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью людей, движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог; осматривать транспортные средства и проверять у водителей удостоверения водителя и регистрационный документ на транспортное средство и соответствие грузов, которые перевозятся, товарно-транспортным документам, наличие полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, а в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки на транспортное средство {Абзац первый пункта 21 части первой статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1961-IV от 01.07.2004, N 586-VI от 24.09.2008, N 3565-VI от 05.07.2011}

организовывать при необходимости медицинский осмотр водителей, задерживать, отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения, а также тех, которые не имеют водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство, временно изымать удостоверение водителя, лицензионную карточку на транспортное средство {Абзац второй пункта 21 части первой статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 586-VI от 24.09.2008, в редакции Закона N 3565-VI от 05.07.2011}

использовать предусмотренные нормативно-правовыми актами технические средства, в том числе средства фото-и видеонаблюдения, для выявления и фиксирования нарушений правил дорожного движения, а в случаях, предусмотренных законом, временно задерживать и доставлять на специальные площадки или стоянки для хранения транспортные средства, эксплуатация которых не допускается или запрещается законом {Абзац третий пункта 21 части первой статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 586-VI от 24.09.2008}

посещать предприятия, учреждения и организации для выполнения контрольных и профилактических функций по обеспечению безопасности дорожного движения;

требовать от физических и юридических лиц устранения нарушений правил содержания и эксплуатации автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, в установленном порядке выдавать предписания на устранение выявленных нарушений, ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных работ и осуществление других мероприятий на автомобильных дорогах, улицах и железнодорожных переездах , если при этом не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и безопасности дорожного движения и его участников {Абзац пятый пункта 21 части первой статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 586-VI от 24.09.2008}

21-1) останавливать транспортные средства лишь в случае: нарушения правил дорожного движения водителями; отсутствия номерного знака на транспортном средстве или наличия номерного знака, который не соответствует установленным требованиям, закреплен в не установленном для этого месте, закрытым другими предметами или загрязненным, не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния двадцати метров; наличии признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства; наличии данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства, его водителя, пассажиров или груза к совершению ДТП, уголовного или административного правонарушения; пребывания транспортного средства в розыске; наличии данных об использовании транспортного средства с противоправной целью; необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть; необходимости привлечения водителя транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или работникам милиции или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП, проведение целевых мероприятий для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство, выполнение решений об ограничении или запрете движения, принятых уполномоченными на это государственными органами; если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения, нарушение определенного порядка установления и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств. Работник подразделения милиции должен сообщить водителю о причине остановки транспортного средства, суть совершенного правонарушения;

{Часть первая статьи 11 дополнена пунктом 21-1 согласно Закону N 3565-VI от 05.07.2011 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI от 13.04.2012}

22) аннулировать выданные юридическому лицу или физическому лицу - предпринимателю разрешение на приобретение, хранение, ношение, перевозку и использование оружия, специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов, других предметов, материалов и веществ, по сохранению и использованию которых установлены специальные правила, порядок и на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел, в случае невыполнения установленных правил, порядка пользования и обращения с ними или при нецелесообразности их дальнейшего хранения; изымать при необходимости указанные предметы, материалы и вещества или опечатывать и закрывать об объекты, где они хранятся или используются, стрелковые тиры, стрельбища невоенного назначения, охотничьих стендов, предприятия и мастерские по изготовлению и ремонту оружия, специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны, боеприпасов, магазины, в которых осуществляется их продажа, пиротехнические мастерские, пункты изучение материальной части оружия, специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны, правил обращения с ними и их применения, до устранения нарушений соответствующих правил и порядка; аннулировать разрешения на открытие и функционирование объектов, на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел;

аннулировать разрешения на приобретение, хранение и ношение оружия, специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны, боеприпасов, выданные гражданам, если они нарушают установленные правила, порядок их хранения или использования, злоупотребляющих спиртными напитками, употребляют наркотические средства без назначения врача, другие одурманивающие средства, страдающих психическими расстройствами, и в других предусмотренных законодательством случаях;

осматривать с участием администрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей или их представителей помещения, где находятся оружие, специальные средства индивидуальной защиты и активной обороны, боеприпасы, взрывчатые вещества и материалы, другие предметы, материалы и вещества, по хранению и использованию которых установлены специальные правила , порядок и на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел, с целью проверки соблюдения правил обращения с ними и их использования;

осматривать оружие, специальные средства индивидуальной защиты и активной обороны, боеприпасы, находящиеся у граждан, другие предметы, материалы и вещества, по хранению и применению которых установлены специальные правила, порядок и на которые распространяется разрешительная система органов внутренних дел, а также места их хранения ;

{Пункт 22 части первой статьи 11 в редакции Закона N 4447-VI от 23.02.2012}

23) изымать у граждан и должностных лиц предметы и вещи, запрещенные или ограниченные в обороте, а также документы с признаками подделки, уничтожать эти предметы, вещи и документы или передавать их по назначению в установленном порядке;

24) требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций объяснения по фактам нарушения законодательства, проверка соблюдения которого отнесена к компетенции милиции, а также в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, проводить проверки по фактам нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к компетенции милиции, требовать проведения инвентаризаций и ревизий соответствующих сфер финансово-хозяйственной деятельности.

Органы милиции вправе приступить к проведению проверки субъектов хозяйственной деятельности при условии наличия направления на проверку, которое составляется по форме, установленной Министерством внутренних дел Украины. У направленні на перевірку зазначаються дата його видачі, назва підрозділу міліції, мета, вид, підстави, дата початку та дата закінчення перевірки, посади, звання та прізвища посадових осіб підрозділу міліції, які проводитимуть перевірку. Направлення на перевірку є дійсним за умови наявності підпису керівника підрозділу міліції, скріпленого печаткою органу міліції;

за рішенням суду в присутності понятих та керівників підприємств, установ, організацій, фізичних осіб, щодо яких проводиться перевірка, витребувати і вилучати оригінали документів, що свідчать про правопорушення, зразки сировини і продукції, а до ухвалення такого рішення суду - в присутності понятих та керівників підприємств, установ, організацій, фізичних осіб, щодо яких проводиться перевірка, вивчати документи, що свідчать про правопорушення, за рахунок відповідного органу міліції робити з них копії із залишенням особам, щодо яких проводиться перевірка, опису документів, з яких виготовлено копії, опечатувати каси, склади та архіви на термін не більше 24 годин з моменту такого опечатування, зазначеного в протоколі;

{ Пункт 24 частини першої статті 11 в редакції Закону N 2322-IV від 12.01.2005 }

25) користуватися безплатно всіма видами громадського транспорту міського, приміського і місцевого сполучення , а також попутним транспортом. Працівники підрозділів міліції на транспорті у межах обслуговуваних дільниць, крім цього, мають право на безплатний проїзд у поїздах, на річкових і морських суднах. Під час службових відряджень працівники міліції мають право на позачергове придбання квитків на всі види транспорту і розміщення в готелях при пред'явленні службового посвідчення і посвідчення про відрядження. В разі невідкладних службових поїздок вони забезпечуються квитками на проїзд незалежно від наявності місць;

26) використовувати безперешкодно транспортні засоби, що належать підприємствам, установам, організаціям і громадянам , для проїзду до місця події, стихійного лиха, доставки в лікувальні заклади осіб, які потребують невідкладної медичної допомоги, для переслідування правопорушників та їх доставки в міліцію.

Використання з цією метою транспортних засобів, що належать підприємствам, установам і організаціям, здійснюється безплатно. Відшкодування збитків та витрат за використання транспорту громадян здійснюється відповідно до вимог статті 25 цього Закону та інших актів чинного законодавства;

27) користуватися у невідкладних випадках безперешкодно і безплатно засобами зв'язку, що належать підприємствам, установам і організаціям, а засобами зв'язку, що належать громадянам, - за їх згодою;

{ Пункт 27 статті 11 в редакції Закону N від 19.06.92 }

28) користуватися безплатно засобами масової інформації з метою встановлення обставин вчинення злочинів та осіб, які їх вчинили, свідків, потерпілих, розшуку злочинців, які втекли, осіб, які пропали безвісти, та з іншою метою, що пов'язана з необхідністю подання допомоги громадянам, підприємствам, установам і організаціям у зв'язку з виконанням міліцією покладених на неї обов'язків.

Службові особи, які без поважних причин відмовились подати допомогу працівникові міліції в реалізації його прав, передбачених пунктами 24-28 статті 11, підлягають відповідальності за чинним законодавством;

29) матеріально і морально заохочувати громадян, які подають допомогу в охороні правопорядку та боротьбі із кримінальними правопорушеннями;

{ Пункт 29 частини першої статті 11 із змінами, внесеними згідно із Законом N 4652-VI від 13.04.2012 }

30) зберігати, носити і застосовувати спеціальні засоби та зброю;

31) видавати у разі наявності небезпеки для життя і здоров'я особам, взятим під захист, відповідно до чинного законодавства зброю, спеціальні засоби індивідуального захисту та сповіщення про небезпеку;



32) звертатися у межах своєї компетенції із запитами до правоохоронних органів інших держав або міжнародних організацій поліції відповідно до законодавства України, міжнародних договорів України, а також установчих актів та правил міжнародних організацій поліції, членом яких є Україна.



При здійсненні заходів із запобігання, виявлення і розкриття кримінальних правопорушень у сфері податкового законодавства права, передбачені пунктами 2, 3, абзацами другим, третім пункту 5, пунктами 6-19, 23-31 частини першої цієї статті, надаються виключно органам податкової міліції у межах їх компетенції.