Таможенный кодекс Украины
Статья 346. Основания и порядок проведения органами доходов и сборов документальных выездных проверок

Ст. 346 ТКУ от 13.03.2012 № 4495-VI


Действующий с изменениями и дополнениями. Проверено 08.07.2019

1. Документальные выездные проверки проводятся по приказу соответствующего органа доходов и сборов с учетом обстоятельств и оснований, установленных настоящим Кодексом.

2. документальной плановой выездной проверкой считается проверка, которая предусмотрена в плане-графике органа доходов и сборов и проводится по местонахождению проверяемого. В случае отсутствия на предприятии условий для работы должностных лиц органа доходов и сборов проверка такого предприятия, с согласия его руководителя, может проводиться в помещении органа доходов и сборов.

3. Проведение документальных плановых выездных проверок осуществляется органами доходов и сборов на основании квартальных планов, которые формируются ими самостоятельно, исходя из результатов анализа внешнеэкономических операций предприятий с применением системы управления рисками. Порядок планирования органами доходов и сборов выездных проверок определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

4. Документальная плановая выездная проверка одного и того же предприятия может проводиться не чаще одного раза в 12 месяцев, а предприятия, которое получило статус уполномоченного экономического оператора, - не чаще одного раза в 30 месяцев.

5. В случае планирования таможенными и другими контролирующими органами проведения плановой выездной проверки одного и того же предприятия такая проверка проводится указанными органами одновременно. Порядок координации проведения плановых выездных проверок центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, определяется Кабинетом Министров Украины.

6. Право на проведение документальной плановой проверки предприятия предоставляется только при условии, что руководителю этого предприятия или уполномоченному им лицу не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручено под расписку или направлено заказным письмом с уведомлением о вручении копию приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки.

7. документальной внеплановой выездной проверкой считается проверка предприятия, которая не предусмотрена планами работы органа доходов и сборов и может проводиться при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, в порядке контроля проведена проверка материалов документальной проверки, проведенной органом доходов и сборов, и выявлено несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение при проверке вопросов , которые должны быть выяснены в ходе проверки для вынесения объективного заключения о соблюдение требований законодательства по вопросам государственной таможенного дела. Проведение такой внеплановой документальной выездной проверки может инициироваться центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, только при условии, что в отношении должностных лиц органа доходов и сборов, проводили такую ​​проверку, начато служебное расследование или уголовное производство. В таком случае центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, определяет орган доходов и сборов, проводить такую ​​проверку;

2) выявлены факты или получено документальную информацию, свидетельствующие о нарушении предприятием требований законодательства по вопросам государственной таможенного дела, если предприятие не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа доходов и сборов в течение 10 рабочих дней со дня получения такого запроса ;

3) предприятием не представлены в установленный срок таможенную декларацию;

4) начата процедура прекращения предприятия (кроме преобразования), возбуждено производство по делу о признании предприятия банкротом;

5) предприятием представлены в установленном порядке органа доходов и сборов возражения к акту проверки или жалобу на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмены принятого по ее результатам налогового уведомления-решения и указываются обстоятельства , не были исследованы во время проверки и объективное рассмотрение которых невозможно без проведения проверки. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования.

8. Продолжительность документальной выездной проверки не должна превышать 30 рабочих дней. В указанный срок не включаются:

1) период времени между вручением руководителю проверяемого предприятия, или уполномоченному им лицу письменного требования о предоставлении документов и сведений, необходимых для выяснения вопросов проверки, и предоставлением таких документов и сведений;

2) время, необходимое для восстановления потерянных, поврежденных или досрочно уничтоженных документов, необходимых для выяснения вопросов проверки, в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Украины;

3) время, необходимое для восстановления бухгалтерского учета, в случае выявления несоответствия показателей в документах бухгалтерского учета и / или финансовой отчетности;

4) время, необходимое для составления акта (справки) о результатах проверки.

9. Срок проведения документальной выездной проверки может быть продлен приказом соответствующего органа доходов и сборов, но не более чем на 15 рабочих дней. Основаниями для продления срока проведения плановой выездной проверки являются:

1) заявление предприятия (в случае необходимости представления им документов, касающихся вопросов проверки);

2) сменный режим работы или суммированный учет рабочего времени предприятия и / или его объектов;

3) случаи, предусмотренные абзацем третьим пункта 44.7 статьи 44 Налогового кодекса Украины;

4) случаи, когда в период проведения документальной выездной проверки по письменному запросу должностного лица органа доходов и сборов, уполномоченного на проведение проверки, предприятием, проверяется, не представлены документы, необходимые для выяснения вопросов такой проверки.

10. Установленные настоящей статьей сроки, основания и порядок проведения документальных выездных проверок предприятий не распространяются на проверки, проводимые по заявлению самого предприятия, уполномоченных экономических операторов (в том числе на предприятиях, обратившихся для получения такого статуса), а также на проверки, проводимых в соответствии с уголовным процессуальным законом или в процессе производства по административному делу о нарушении таможенных правил в отношении должностного лица этого предприятия.

11. документальной выездной (плановой или внеплановой) проверку предприятия может быть остановлено приказом соответствующего органа доходов и сборов, копия которого не позднее следующего рабочего дня направляется предприятию заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается под расписку руководителю предприятия или уполномоченному им лицу, с последующим возобновлением ее проведения на неиспользованный срок при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) необходимость восстановления предприятием утраченных документов или обоснованной потребности в дополнительном времени для предоставления документов, определенных в запросе должностного лица органа доходов и сборов;

2) необходимость проведения таможенной экспертизы;

3) необходимость проведения встречной сверки;

4) необходимость получения информации от других государственных органов Украины или уполномоченных органов иностранных государств.

12. Остановка документальной выездной (плановой или внеплановой) проверки прерывает течение срока проведения проверки при условии вручения под расписку руководителю предприятия или уполномоченному им лицу или направления предприятию заказным письмом с уведомлением о вручении копии приказа об остановке такой проверки. При этом проверка может быть остановлена ​​на общий срок, не превышающий 30 рабочих дней, а в случае необходимости проведения таможенной экспертизы, получения информации от других государственных органов Украины или уполномоченных органов иностранных государств, завершения рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановление предприятием утраченных документов проверка может быть остановлена ​​на срок, необходимый для завершения таких процедур.

13. Решение о приостановлении и возобновлении документальной проверки предприятия принимает руководитель органа доходов и сборов или лицо, исполняющее его обязанности, по письменному представлению должностного лица, проводящего такую ​​проверку, или по обоснованному обращению проверяемого.

14. Должностным лицам органа доходов и сборов, уполномоченным на проведение проверки, запрещается находиться на территории предприятия в период приостановления проверки, кроме случаев, когда возникает необходимость снятия или замены таможенного обеспечения, наложенного в соответствии с пунктом 14 части первой статьи 347 настоящего Кодекса.