Укр Рус
< Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности

Ст. 29 ЗУ Об аудите и аудиторской деятельности от 21.12.2017 № 2258-VIII


Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Статья 29. Назначение и отстранение субъекта аудиторской деятельности от предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности

Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Статья 29. Назначение и отстранение субъекта аудиторской деятельности от предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности

1. Субъект аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности назначается общим собранием акционерного общества, общим собранием участников, основателем в негосударственных унитарных предприятиях, органом управления по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики государственных (коммунальных) предприятий и хозяйственных обществ, в которых государству принадлежит 100 процентов акций (долей, паев) уставного капитала, другим высшим органом управ ния в соответствии с законодательством и учредительными документами. Предназначенным для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности может быть субъект аудиторской деятельности, который отвечает требованиям, установленным настоящим Законом, и включен в соответствующий раздел Реестра.

В случае если общее собрание участников хозяйственного общества не могут произойти в связи с отсутствием кворума, решение о назначении аудитора может быть принято наблюдательным советом такого общества. В случае если наблюдательный совет не сформирована или ее создание не обязательно в соответствии с законодательством, решение о назначении субъекта аудиторской деятельности может быть принято исполнительным органом такого общества.

2. Запрещается устанавливать в договорах между юридическим лицом, финансовая отчетность которого подлежит проверке, и третьей стороной требования или критерии к субъектам аудиторской деятельности, которые могут быть предназначены для оказания услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности данного юридического лица, или указывать перечень субъектов аудиторской деятельности, из которых может быть сделан выбор, либо наименование конкретного субъекта аудиторской деятельности. Положение такого договора, ограничивает выбор для назначения субъекта аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту юридического лица, являются ничтожными.

Предприятие, представляющей общественный интерес, обязано немедленно проинформировать Инспекцию о попытке третьей стороны установить указанные договорные положения или иным образом повлиять на назначение субъекта аудиторской деятельности.

3. На предприятиях, представляющим общественный интерес, проводят конкурс по отбору субъектов аудиторской деятельности, которые могут быть предназначены для оказания услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности этого предприятия. В конкурсе могут принимать участие субъекты аудиторской деятельности, соответствующие требованиям, установленным настоящим Законом к субъектам аудиторской деятельности, которые могут оказывать услуги по обязательному аудиту финансовой отчетности предприятий, представляющих общественный интерес, включенные в соответствующий раздел Реестра, в которых за предыдущий годовой отчетный период сумма вознаграждения от каждого из предприятий, представляющих общественный интерес, которым предоставлялись услуги по обязательному аудиту финансовой отчетности в течение этого периода, а не перев щувала 15 процентов общей суммы дохода от оказания аудиторских услуг и не имеющие ограничений, связанных с продолжительностью предоставления услуг этому предприятию.

Для проведения конкурса предприятие, представляющей общественный интерес, должен разработать и обнародовать порядок его проведения и однозначные прозрачные и недискриминационные критерии отбора менее двух субъектов аудиторской деятельности, представляемых на рассмотрение органов, назначают субъектов аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязанности "языкового аудита финансовой отчетности.

Субъектам аудиторской деятельности, изъявивших желание участвовать в конкурсе, бесплатно предоставляется тендерная документация, раскрывает информацию о деятельности предприятия, представляющей общественный интерес, и содержит задания по обязательному аудиту финансовой отчетности.

4. Ответственность за проведение конкурса возлагается на аудиторский комитет предприятия, представляющей общественный интерес, или другой орган (подразделение), на который возложены соответствующие функции. Аудиторский комитет или другой орган (подразделение), на который возложены соответствующие функции, оценивает конкурсные предложения, представленные субъектами аудиторской деятельности, по установленным критериям отбора и составляет отчет о выводах процедуры отбора. Учитываются результаты контроля качества услуг, предоставляемых субъектами аудиторской деятельности, участвующих в конкурсе. По результатам конкурса аудиторской комитет представляет обоснованные рекомендации по назначению субъекта (субъектов) аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности, должны включать по меньшей мере два предложения по отбору субъектов аудиторской деятельности для проведения обязательного аудита финансовой отчетности.

5. Предприятие, представляющей общественный интерес, обязано предоставить по требованию Инспекции подтверждения соблюдения процедуры отбора и прозрачности проведения конкурса и формирования рекомендаций аудиторского комитета.

6. Орган управління або наглядовий орган формують пропозиції для органу, зазначеного у частині першій цієї статті, про призначення суб’єкта (суб’єктів) аудиторської діяльності для надання послуг з обов’язкового аудиту фінансової звітності, які мають включати рекомендації аудиторського комітету або органу (підрозділу), на який покладено відповідні функції, а також обґрунтовані рекомендації щодо вибору одного суб’єкта аудиторської діяльності або групи суб’єктів аудиторської діяльності, які надаватимуть послуги з аудиту спільно. Якщо пропозиції органу управління або наглядового органу не враховують рекомендації аудиторського комітету, то має бути наведено обґрунтування відповідних пропозицій. Однак суб’єкт аудиторської діяльності, запропонований органом управління або наглядовим органом, має бути з числа суб’єктів аудиторської діяльності, які брали участь у конкурсі та відповідають вимогам, зазначеним у частині третій цієї статті.

7. Якщо у складі юридичної особи створено окремий комітет з призначень аудиторів, в якому представники його власників (засновників) мають вирішальний вплив і якому доручено надавати рекомендації з відбору суб’єкта аудиторської діяльності для надання послуг з обов’язкового аудиту фінансової звітності, то цей комітет може виконувати функції аудиторського комітету.

8. Підприємства, що становлять суспільний інтерес, до підписання договору щодо аудиту фінансової звітності інформують про суб’єкта аудиторської діяльності, який надаватиме ці послуги, відповідний орган державної влади, до якого відповідно до законодавства подається фінансова звітність разом з аудиторським висновком. Форма повідомлення встановлюється таким органом державної влади.

9. Суб’єкт аудиторської діяльності може бути відсторонений від виконання завдання з обов’язкового аудиту фінансової звітності до завершення строку, визначеного договором з органом управління юридичної особи, якій надаються відповідні аудиторські послуги. Відсторонення суб’єкта аудиторської діяльності від виконання завдання з обов’язкового аудиту може бути здійснено органом управління на підставі достатніх обґрунтованих доказів порушення суб’єктом аудиторської діяльності вимог цього Закону. Розбіжності у думках щодо ведення бухгалтерського обліку і розкриття інформації у фінансовій звітності та процедур аудиту не є підставою для відсторонення суб’єкта аудиторської діяльності від виконання завдання з обов’язкового аудиту. Відсторонення від виконання завдання з обов’язкового аудиту фінансової звітності може бути оскаржено до суду.

10. Юридичні особи, фінансова звітність яких перевіряється, та суб’єкти аудиторської діяльності, які виконували завдання з обов’язкового аудиту, інформують Інспекцію про відсторонення суб’єкта аудиторської діяльності від виконання завдання з обов’язкового аудиту фінансової звітності до завершення строку виконання завдання, визначеного договором, і зазначають причини та необхідні пояснення.

11. Власники п’яти або більше відсотків акцій (часток, паїв) статутного капіталу підприємства, що становить суспільний інтерес, наглядовий орган цього підприємства, Інспекція, орган державної влади, до якого відповідно до законодавства подається фінансова звітність разом з аудиторським висновком, можуть звернутися до суду з вимогою до органу управління про відсторонення суб’єкта аудиторської діяльності за наявності фактів порушення цього Закону.