Укр Рус

Ваш гид в законодательстве Украины


Печать

Ст. 39 НКУ от 02.12.2010 № 2755-VI


Действующий с изменениями и дополнениями. Проверено 08.07.2019


Налоговый кодекс Украины
Статья 39. Трансфертное ценообразование

39.1. Принцип «вытянутой руки»

39.1.1. Налогоплательщик, который участвует в контролируемой операции, должен определять объем его налогооблагаемой прибыли в соответствии с принципом "вытянутой руки".

39.1.2. Объем налогооблагаемой прибыли, полученной налогоплательщиком, участвует в одной или более контролируемых операциях, считается соответствует принципу "вытянутой руки", если условия указанных операций не отличаются от условий, применяемых между несвязанными лицами в сопоставимых неконтролируемых операциях.

39.1.3. Если условия в одной или более контролируемых операциях не соответствуют принципу "вытянутой руки", прибыль, который был бы начислен налогоплательщику в условиях контролируемой операции, соответствует указанному принципу, включается в налогооблагаемый прибыли налогоплательщика.

39.1.4. Установление соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки" проводится по методам, определенным пунктом 39.3 этой статьи, с целью проверки правильности, полноты начисления и уплаты налога на прибыль предприятий.

39.2. контролируемые операции

39.2.1. Основы определения операций контролируемыми:

39.2.1.1. Контролируемыми операциями являются хозяйственные операции налогоплательщика, которые могут влиять на объект налогообложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика, а именно:

а) хозяйственные операции, осуществляемые со связанными лицами - нерезидентами, в том числе в случаях, определенных подпунктом 39.2.1.5 настоящего подпункта;

б) внешнеэкономические хозяйственные операции по продаже и / или приобретения товаров и / или услуг через комиссионеров-нерезидентов;

в) хозяйственные операции, осуществляемые с нерезидентами, зарегистрированными в государствах (на территориях), включенных в перечень государств (территорий), утвержденного Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом 39.2.1.2 настоящего подпункта, или являющиеся резидентами этих стран;

г) хозяйственные операции, осуществляемые с нерезидентами, которые не платят налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и / или не являющиеся налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица. Перечень организационно-правовых форм таких нерезидентов в разрезе государств (территорий) утверждается Кабинетом Министров Украины.

В случае внесения изменений в перечень организационно-правовых форм нерезидентов в разрезе государств (территорий), утвержденного Кабинетом Министров Украины в соответствии с настоящим подпунктом, они вступают в силу с 1 января отчетного года, следующего за календарным годом, в котором внесены следующие изменения;

Если нерезидентом, организационно-правовая форма которого включена в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом "г" настоящего подпункта, в отчетном году уплачивали налог на прибыль (корпоративный налог), хозяйственные операции налогоплательщика с таким нерезидентом при отсутствии критериев, определенных подпунктами "а" - "в" настоящего подпункта, признаются неконтролируемыми;

г) хозяйственные операции (в том числе внутрихозяйственные расчеты), осуществляемые между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине.

Если нерезидентом, организационно-правовая форма которого включена в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом "г" настоящего подпункта, в отчетном году уплачивали налог на прибыль (корпоративный налог), хозяйственные операции налогоплательщика с ним при отсутствии критериев, определенных подпунктами " а "-" в "настоящего подпункта, признаются неконтролируемыми.

39.2.1.2. При определении перечня государств (территорий) для целей подпункта "в" подпункта 39.2.1.1 настоящего подпункта Кабинет Министров Украины учитывает следующие критерии:

государства (территории), в которых ставка налога на прибыль предприятий (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине или оказывающих субъектам хозяйствования льготные режимы налогообложения, или в чем особенности расчета базы налогообложения фактически позволяют суб ' ведения хозяйства не платить налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) или платить его по ставке, на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине;

государства, с которыми Украиной не заключены международные договоры с положениями об обмене информацией;

государства, компетентные органы которых не обеспечивают своевременный и полный обмен налоговой и финансовой информации на запросы центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику.

Операции с контрагентом, зарегистрированным в государстве (на территории), включенной в указанный перечень, признаются контролируемыми с 1 января отчетного года, следующего за календарным годом, в котором государства (территории) были включены в этот перечень.

39.2.1.3. Для контролируемых операций по вывозу в таможенном режиме экспорта и / или ввоз в таможенном режиме импорта товаров, имеющих биржевую котировку, установление соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки" в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) налогоплательщиков, которые являются сторонами контролируемой операции, осуществляется по методу сравнительной неконтролируемой цены.

Для установления соответствия условий контролируемых операций принципа "вытянутой руки" используется диапазон цен на такие товары, сложившихся на товарной бирже. Перечень товаров, имеющих биржевую котировку, и мировых товарных бирж для каждой группы товаров определяется Кабинетом Министров Украины. Диапазон цен рассчитывается в соответствии с порядком, определенным в абзаце четвертом подпункта 39.3.2.3 настоящей статьи, на основании биржевых котировок данного товара за декаду, предшествующий проведению контролируемой операции, а в случае контролируемой операции, осуществляемой на основании форвардного или фьючерсного контракта, - на основании форвардных или фьючерсных биржевых котировок данного товара за декаду, предшествующий дате заключения соответствующего форвардного или фьючерсного контракта, при условии что налогоплательщик уведомит центральные и орган исполнительной власти, реализующий налоговую и таможенную политику, о заключении такого контракта с использованием средств электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законов Украины "Об электронных документах и ​​электронном документообороте" и "Об электронных доверительные услуги" в течение 10 рабочих дней со дня заключения соответствующего форвардного или фьючерсного контракта. Форма уведомления утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

Указанные цены подлежат корректировке с учетом объема контролируемой операции, условий оплаты и поставки товаров, качественных характеристик, транспортных расходов.

В случае применения налогоплательщиком для установления соответствия условий таких операций принципа "вытянутой руки" методов, указанных в подпунктах 39.3.1.2-39.3.1.5 подпункта 39.3.1 пункта 39.3 статьи 39 настоящего Кодекса, налогоплательщик должен до 1 мая года, следующего за отчетным, подать в контролирующий орган, в котором он состоит на учете, письменную информацию в произвольной форме, в котором указываются данные о всех связанных с налогоплательщиком лиц, участвовавших в цепи купли-продажи таких товаров (до первого связанного контрагента) .

Информация должна содержать данные об уровне показателей рентабельности связанных лиц, которые являются наиболее целесообразными исходя из фактов и обстоятельств совершения сделки, согласно примененного налогоплательщиком метода установления соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки".

В случае если налогоплательщик не подаст такую ​​информацию или представлена ​​информация не содержит всех данных, достаточных для проверки соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки", контролирующий орган имеет право определить уровень цены контролируемой операции, соответствует принципу "вытянутой руки", по методу сравнительной неконтролируемой цены самостоятельно.

39.2.1.4. Хозяйственной операцией для целей трансфертного ценообразования есть все виды операций, соглашений или договоренностей, документально подтвержденных или неподтвержденных, которые могут влиять на объект налогообложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика, в том числе, но не исключительно:

а) операции с товарами, такими как сырье, готовая продукция и тому подобное;

б) операции по приобретению (продаже) услуг;

в) операции с нематериальными активами, такими как роялти, лицензии, плата за использование патентов, товарных знаков, ноу-хау и т.п., а также с любыми другими объектами интеллектуальной собственности;

г) финансовые операции, включая лизинг, участие в инвестициях, кредитах, комиссии за гарантию и тому подобное;

г) операции по покупке или продаже корпоративных прав, акций или других инвестиций, покупки или продажи долгосрочных материальных и нематериальных активов;

д) операции (в том числе внутрихозяйственные расчеты), осуществляемые между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине.

39.2.1.5. Если в цепи хозяйственных операций между налогоплательщиком и нерезидентом, предусмотренных подпунктом 39.2.1.1цього пункта, право собственности на предмет (результат) такой операции прежде чем перейти от налогоплательщика к такого нерезидента (в случае экспортных операций) или прежде чем перейти от такого нерезидента к налогоплательщику (в случае импортных операций) переходит в одну или нескольких лиц и сделка между соответствующим резидентом и одной из таких лиц не признавалась плательщиком налога контролируемой операцией, такая операция считается контролируемой сделкой между налогоплательщиком и таким нерезидентом, если лица, к которым перешло право собственности:

не выполняют в такой совокупности операций существенных функций, связанных с приобретением (продажей) товаров (работ, услуг);

не используют в такой совокупности операций существенных активов и / или не принимают на себя существенных рисков для организации приобретения (продажи) товаров (работ, услуг).

Для целей настоящего подпункта:

под существенными функциями понимаются функции, которые налогоплательщик и нерезидент - стороны контролируемой сделки не могли бы выполнить самостоятельно в своей обычной деятельности без привлечения других лиц и использования активов таких лиц;

под существенными активами понимаются активы, использование которых необходимо при осуществлении таких операций и которые отсутствуют у налогоплательщика и нерезидента - сторон контролируемой сделки;

под существенными рисками понимаются риски, принятие которых является обязательным для деловой практики таких операций ";

39.2.1.6. Неконтролируемые операции - любые хозяйственные операции, не предусмотренные подпунктами 39.2.1.1 и 39.2.1.5 подпункта 39.2.1 этого пункта, осуществляемых между несвязанными лицами.

39.2.1.7. Хозяйственные операции, предусмотренные подпунктами 39.2.1.1 (кроме операций, осуществляемых между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине) и 39.2.1.5 настоящего подпункта, признаются контролируемыми, если одновременно выполняются следующие условия:

годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 150 000 000 гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;

объем таких хозяйственных операций налогоплательщика с каждым контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10000000 гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.

Хозяйственные операции, осуществляемые между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине, признаются контролируемыми, если объем таких хозяйственных операций, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10000000 гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.

39.2.1.8. Условия, при которых хозяйственные операции признаются соответствующими принципа «вытянутой руки»:

если цены (наценки) на товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию согласно законодательству, цена считается соответствует принципу "вытянутой руки", если она установлена ​​в соответствии с правилами такого регулирования. Это положение не распространяется на случаи, когда устанавливается минимальная (максимальная) цена (наценка) продажи или индикативная цена. В таком случае цена операции, соответствует принципу "вытянутой руки", определяется в соответствии с настоящей статьей, но не может быть меньше минимальной цены (наценку) или индикативной цене и большей максимальной цены (наценку)

если во время совершения сделки обязательным является проведение оценки, стоимость объекта оценки является основанием для установления соответствия принципа "вытянутой руки" для целей налогообложения;

в случае проведения аукциона (публичных торгов), обязательность проведения которого определена законом, условия, которые сложились по результатам такого аукциона (публичных торгов), признаются соответствующими принципа «вытянутой руки»;

если продажа (отчуждение) товаров, в том числе имущества, переданного в залог заемщиком с целью обеспечения требований кредитора осуществляется в принудительном порядке согласно законодательству, условия, сложившиеся во время такой продажи, признаются соответствующими принципу "вытянутой руки".

39.2.1.9. Объем хозяйственных операций налогоплательщика для целей подпункта 39.2.1.7 настоящего подпункта рассчитывается по ценам, соответствующим принципу "вытянутой руки".

39.2.2. Сопоставления коммерческих и финансовых условий сделок

39.2.2.1. Для целей настоящего Кодекса контролируемые операции признаются сопоставимыми с неконтролируемыми, если:

нет значительных различий между ними, которые могут существенно повлиять на финансовый результат при применении соответствующего метода трансфертного ценообразования;

такие различия могут быть устранены путем корректировки условий и финансовых результатов контролируемой или неконтролируемой операции во избежание влияния таких различий на сопоставимость.

39.2.2.2. При определении сопоставимости сделок анализируются такие элементы контролируемой и сопоставимых операций:

39.2.2.2. При определении сопоставимости сделок анализируются такие элементы контролируемой и сопоставимых операций:

характеристика товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки;

функции, выполняемые сторонами сделки, активы, которыми используются, условия распределения между сторонами сделки рисков и выгод, распределение ответственности между сторонами сделки и другие условия сделки (далее - функциональный анализ);

стала практика отношений и условия договоров, заключенных между сторонами сделки, которые существенно влияют на цены товаров (работ, услуг);

экономические условия деятельности сторон сделки, включая анализ соответствующих рынков товаров (работ, услуг), существенно влияют на цены товаров (работ, услуг);

бизнес-стратегии сторон сделки (при наличии), которые существенно влияют на цены товаров (работ, услуг).

В случае отсутствия или недостаточности информации об отдельных неконтролируемые операции для определения показателей рентабельности может использоваться финансовая информация юридических лиц, осуществляющих деятельность, сопоставимую с контролируемой операцией, при условии наличия информации о том, что указанные юридические лица не осуществляют операции со связанными лицами.

Определение сопоставимости юридических лиц осуществляется с учетом их отраслевой специфики и соответствующих видов деятельности, осуществляемых ими в сопоставимых с контролируемой операцией экономических (коммерческих) условиях.

39.2.2.3. Определение сопоставимости коммерческих и / или финансовых условий сделок с условиями контролируемой операции может осуществляться, в частности, но не исключительно, по результатам анализа:

количества товаров, объема выполненных работ (оказанных услуг);

сроков исполнения обязательств;

условий проведения платежей при осуществлении операции;

официального курса гривны к иностранной валюте, установленного Национальным банком Украины, в случае использования такой валюты в расчетах при осуществлении операции, изменения такого курса;

размера обычных надбавок или скидок к цене товаров (работ, услуг), в частности скидок, обусловленных сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги), потерей товарами потребительских качеств, окончанием (приближением даты истечения) срока хранения (годности, реализации) , сбытом неликвидных или низколиквидных товаров;

распределения прав и обязанностей между сторонами сделки, определенных по результатам функционального анализа.

39.2.2.4. Анализ функций, выполняемых сторонами сделки, при определении сопоставимости коммерческих и / или финансовых условий сделок с условиями контролируемой и неконтролируемых операций может проводиться с учетом материальных и нематериальных активов, находящихся в распоряжении сторон операции и используются в целях получения дохода.

К таким функциям, в частности, но не исключительно, относятся:

дизайн и технологическое разработки товаров;

производство товаров;

составления товаров или их компонентов;

монтаж и / или установки оборудования;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

приобретение товарно-материальных ценностей;

осуществление оптовой или розничной продажи;

предоставление услуг по ремонту, гарантийному обслуживанию;

маркетинг, реклама товаров (работ, услуг);

хранения товаров;

транспортировки товаров;

страхование

предоставление консультаций, информационное обслуживание;

ведения бухгалтерского учета;

юридическое обслуживание;

предоставление персонала;

предоставление агентских, доверительных, комиссионных и других подобных посреднических услуг по продаже товаров (работ, услуг);

осуществление контроля качества;

обучение и / или профессиональная подготовка, переподготовка или повышение квалификации персонала;

организация сбыта товаров (работ, услуг) с привлечением третьих лиц, которые имеют опыт соответствующей работы;

осуществления стратегического управления, в том числе определение ценовой политики, стратегии производства и реализации товаров (работ, услуг), объемов продаж и ассортимента товаров (работ, услуг), их потребительских качеств, а также осуществление оперативного управления.

Определение и анализ функций, выполняемых сторонами сделки, осуществляются на основании заключенных договоров, данных бухгалтерского учета, фактических действий сторон сделки и фактических обстоятельств ее проведения в соответствии с сутью операции.

39.2.2.5. При определении сопоставимости коммерческих и / или финансовых условий сопоставимых операций с условиями контролируемой операции также могут учитываться риски сторон сделки, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности, влияющих на условия сделки, в том числе, но не исключительно, следующие:

производственные риски, включая риск неполной загрузки производственных мощностей;

риск изменения рыночных цен на приобретенные материалы и произведенную продукцию вследствие изменения экономической конъюнктуры, других рыночных условий;

риск обесценивания производственных запасов, потери товарами потребительских качеств;

риски, связанные с потерей имущества или имущественных прав;

риски, связанные с изменением официального курса гривны к иностранной валюте, установленного Национальным банком Украины, процентных ставок, кредитные риски;

риск, связанный с отсутствием результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

инвестиционные риски, связанные с возможными финансовыми потерями вследствие ошибок, допущенных при осуществлении инвестиций, включая выбор объекта инвестирования;

риск причинения вреда окружающей среде;

предпринимательские (коммерческие) риски, связанные с осуществлением стратегического управления, включая ценовую политику и стратегию производства и реализации товаров (работ, услуг);

риск снижения уровня потребительского спроса на товары (работы, услуги).

39.2.2.6. При определении сопоставимости характеристик рынков товаров (работ, услуг) могут учитываться, в частности, но не исключительно, следующие факторы:

географическое местонахождение рынков и их объемы;

наличие конкуренции на рынках, относительная конкурентоспособность продавцов и покупателей на рынке;

наличие на рынке однородных (подобных) товаров (работ, услуг);

спрос и предложение на рынке, а также покупательная способность потребителей;

уровень государственного регулирования рыночных процессов;

уровень развития производственной и транспортной инфраструктуры;

другие характеристики рынка, влияющие на цены товаров (работ, услуг).

39.2.2.7. При определении сопоставимости коммерческих и / или финансовых условий сопоставимых операций с условиями контролируемой операции может проводиться анализ коммерческих стратегий сторон операций, к которым, в частности, но не исключительно, принадлежат стратегии, направленные на обновление и усовершенствование своей продукции, выход на новые рынки сбыта товаров (работ, услуг).

39.2.2.9. При определении сопоставимости коммерческих и / или финансовых условий сопоставимых операций с условиями контролируемой операции также могут учитываться характеристики активов, используемых сторонами в контролируемой операции, в частности, но не исключительно:

тип актива (производственное оборудование, нематериальные активы, финансовые активы и т.п.);

природа актива (возраст, рыночная стоимость, расположение, наличие прав защиты и т.п.).

Определение и анализ влияния нематериальных активов на условия контролируемой и сопоставимых операций осуществляются с учетом, в частности, но не исключительно:

юридического владения нематериальными активами и договорных условий их использования;

категории и характеристики нематериальных активов (эксклюзивность, степень и продолжительность правовой защиты, географическая сфера применения, срок полезного использования, стадия разработки и т.п.);

договорной и фактической деятельности сторон, связанной с разработкой, усовершенствованием, поддержкой, защитой и эксплуатацией таких активов.

39.2.2.10. Если фактические условия совершенной контролируемой сделки не соответствуют условиям заключенного (письменного) договора и / или фактические действия сторон контролируемой сделки и фактические обстоятельства ее проведения отличаются от условий такого договора, коммерческие и / или финансовые характеристики контролируемой операции для целей трансфертного ценообразования определяются согласно фактическими действиями сторон сделки и фактическими условиями ее проведения.

39.2.2.11. Если контролируемая операция фактически осуществлена, но документально не оформлена (не подтверждена), для целей трансфертного ценообразования она должна рассматриваться в соответствии с фактическим поведением сторон сделки и фактическими условиями ее проведения, в частности, учитываются функции, которые фактически выполнялись сторонами сделки, активы, которые фактически использовались и риски, которые фактически приняла на себя и контролировала каждая из сторон.

39.3. Методы установления соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки"

39.3.1. Установление соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки" осуществляется по одному из следующих методов:

39.3.1.1. сравнительной неконтролируемой цены;

39.3.1.2. цены перепродажи;

39.3.1.3. «Затраты плюс»;

39.3.1.4. чистой прибыли;

39.3.1.5. распределения прибыли.

39.3.2. Критерии использования методов установления соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки"

39.3.2.1. Соответствие условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки" определяется с помощью применения метода трансфертного ценообразования, который является наиболее целесообразным к фактам и обстоятельств совершения контролируемой сделки.

Наиболее целесообразный метод трансфертного ценообразования избирается с учетом следующих критериев:

целесообразности выбранного метода в соответствии с характером контролируемой операции, определяется, в частности, на основе результатов функционального анализа контролируемой операции (с учетом выполняемых функций, используемых активов и понесенных рисков);

наличии полной и достоверной информации, необходимой для применения выбранного метода и / или методов трансфертного ценообразования;

степени сопоставимости между контролируемыми и неконтролируемыми операциями, включая надежность корректировок сопоставимости, если такие применяются, которые могут использоваться для устранения разногласий между такими операциями.

Плательщик налога с учетом указанных критериев использует любой метод, который он считает наиболее целесообразным, однако в случае, когда существует возможность применения и метода сравнительной неконтролируемой цены, и любого другого метода, применяется метод сравнительной неконтролируемой цены.

В случае, если с учетом таких критериев метод цены перепродажи или метод «затраты плюс» и метод чистой прибыли или распределения прибыли могут применяться плательщиком налога с одинаковой надежностью, применяется метод цены перепродажи или метод «затраты плюс».

Налогоплательщик может не применять более одного метода для определения того, соответствуют ли условия контролируемой операции принципа "вытянутой руки".

Если налогоплательщик использовал метод, в соответствии с положениями настоящей статьи, установления контролирующим органом соответствия условий контролируемых операций налогоплательщика принципа "вытянутой руки" базируется на этом методе трансфертного ценообразования, который применяется налогоплательщиком, за исключением случаев, когда контролирующий орган обоснует, что метод, который применяется налогоплательщиком, не является наиболее целесообразным.

Контролирующий орган не вправе применять при установлении соответствия условий контролируемых операций налогоплательщика принципа "вытянутой руки" другой метод трансфертного ценообразования, чем указанный в договоре о предварительном согласовании ценообразования.

39.3.2.2. Если во время применения методов трансфертного ценообразования сравнения цены или рентабельности в контролируемой операции проводится с ценами или показателями рентабельности нескольких сопоставимых неконтролируемых операций или юридических лиц, не осуществляющих операции со связанными лицами, обязательно используется диапазон цен (рентабельности).

39.3.2.3. Если цена в контролируемой операции или соответствующий показатель рентабельности контролируемой операции находится:

в пределах диапазона, считается, что условия контролируемой операции отвечают принципу "вытянутой руки";

за пределами диапазона цен (рентабельности), расчет налоговых обязательств налогоплательщика в контролируемой операции проводится в соответствии с ценой (показателя рентабельности), которая (который) равна значению медианы такого диапазона (кроме случаев проведения налогоплательщиками самостоятельного корректировки в соответствии с подпунктом 39.5.4 пункта 39.5 этой статьи).

Порядок расчета диапазона цен (рентабельности) и медианы диапазона цен (рентабельности) утверждается Кабинетом Министров Украины.

Применение для целей налогообложения медианы диапазона цен (рентабельности) осуществляется при условии, что это не приведет к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

39.3.2.4. Выбор показателя рентабельности может осуществляться с учетом, в частности, но не исключительно, следующих факторов:

вида деятельности стороны контролируемой операции;

распределения функций, рисков, активов сторон;

экономической обоснованности выбранного показателя;

независимости показателя от доходов и / или расходов, признанных в операциях между связанными сторонами, и / или в контролируемых операциях.

39.3.2.5. При определении уровня рентабельности контролируемых операций могут быть использованы финансовые показатели, которые обеспечивают установление соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки", в частности, но не исключительно:

а) валовая рентабельность, определяемая как отношение валовой прибыли к чистому доходу (выручки) от реализации товаров (работ, услуг), рассчитанного без учета акцизного налога, пошлины, налога на добавленную стоимость, других налогов и сборов;

б) валовая рентабельность себестоимости, которая определяется как отношение валовой прибыли к себестоимости реализованных товаров (работ, услуг);

в) чистая рентабельность, определяемая как отношение прибыли от операционной деятельности до чистого дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг), рассчитанного без учета акцизного налога, пошлины, налога на добавленную стоимость, других налогов и сборов;

г) чистая рентабельность затрат, определяемая как отношение прибыли от операционной деятельности к сумме себестоимости реализованных товаров (работ, услуг) и операционных расходов (административных расходов, расходов на сбыт и других), связанных с реализацией товаров (работ, услуг);

г) рентабельность операционных расходов, определяется как отношение валовой прибыли к операционным расходам (административных расходов, расходов на сбыт и других), связанных с реализацией товаров (работ, услуг);

д) рентабельность активов, определяемая как отношение прибыли от операционной деятельности к текущей рыночной стоимости внеоборотных и оборотных активов (кроме текущих финансовых инвестиций и денежных средств и их эквивалентов), которые прямо или косвенно используются в контролируемой операции. В случае отсутствия необходимой информации о текущей рыночной стоимости активов рентабельность активов может определяться на основе данных бухгалтерской отчетности;

е) рентабельность капитала, определяется как отношение прибыли от операционной деятельности к капиталу (сумма внеоборотных и оборотных активов, кроме текущих финансовых инвестиций и денежных средств и их эквивалентов, кроме текущих обязательств).

39.3.2.6. Показатели рентабельности для целей настоящей статьи определяются на основании данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отраженных по национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета или международным стандартам в соответствии со стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности, используемых в Украине, с соответствующей корректировкой для обеспечения сопоставимости показателей.

39.3.2.7. В случае применения методов, указанных в подпунктах 39.3.1.2-39.3.1.4 подпункта 39.3.1 пункта 39.3 настоящей статьи, осуществляется выбор стороны, для которой проверяется показатель соответствии с выбранным методом трансфертного ценообразования (далее - сторона, исследуется).

Выбор стороны, исследуется, должен осуществляться в соответствии с выполненными каждой стороной контролируемой операции функций, использованных при осуществлении контролируемых операций активов и принятых экономических (коммерческих) рисков, связанных с осуществлением такой операции.

При выборе стороны, исследуется, анализируется применимость выбранного метода (комбинации методов) к каждой из сторон контролируемой сделки. Стороной исследуемого избирается сторона:

по которой применение такого метода (комбинации методов) является наиболее обоснованным;

для которой можно найти наиболее сопоставимые операции и / или сопоставимые лица;

в отношении которого есть наиболее полная и документально подтвержденная информация о финансовых показателях контролируемой операции, которые используются для расчета показателей рентабельности, предусмотренных подпунктом 39.3.2.5 настоящего подпункта;

которая:

выполняет наименее сложные функции по контролируемой операции;

принимает самые экономические (коммерческие) риски относительно контролируемой операции;

не обладает объектами нематериальных активов, которые оказывают существенное влияние на уровень рентабельности.

В случае осуществления внешнеэкономических операций сторона, для которой проверяется показатель соответствии с выбранным методом трансфертного ценообразования, не обязательно должна быть резидентом.

39.3.2.8. При определении диапазона рентабельности используется:

О сопоставимые неконтролируемые операции в соответствии с подпунктом "а" подпункта 39.5.3.1 подпункта 39.5.3 пункта 39.5 этой статьи, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода (года), в котором осуществлена ​​контролируемая операция; или

О сопоставимых юридических лиц на основании данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отраженных по национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета или международным стандартам финансовой отчетности, согласно подпункту "б" подпункта 39.5.3.1 подпункта 39.5.3 пункта 39.5 этой статьи за отчетный ( налоговый) период (год), в котором осуществлена ​​контролируемая операция, или несколько налоговых периодов (лет).

При использовании нескольких налоговых периодов (лет) рассчитывается средневзвешенное значение показателя рентабельности для сопоставимой лица.

Порядок определения средневзвешенного значения показателя рентабельности определяется Кабинетом Министров Украины.

39.3.2.9. Информация о сопоставимых юридических лиц для расчета финансовых показателей, указанных в подпункте 39.3.2.5 настоящего подпункта, используется при одновременном соблюдении следующих условий:

1) если сопоставима юридическое лицо осуществляет деятельность, сопоставимую с деятельностью стороны контролируемой сделки, исследуется, и выполняет сопоставимые функции, связанные с такой деятельностью. Сопоставление деятельности определяется, в частности, но не исключительно, с учетом видов экономической деятельности согласно КВЭД ДК 009: 2010, а также международными классификаторами;

2) если сопоставима юридическое лицо не имеет убытков по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности более чем в одном отчетном периоде в периодах, которые используются для расчета соответствующих финансовых показателей;

3) если сопоставима юридическое лицо не владеет прямо и / или косвенно корпоративными правами другого юридического лица с долей такого участия более 20 процентов или не имеет как участника (акционера) юридическое лицо с долей прямого (опосредованной) участия более 20 процентов.

39.3.3. Метод сравнительной неконтролируемой цены

39.3.3.1. Метод сравнительной неконтролируемой цены заключается в сопоставимые цены, примененной в контролируемой операции, с ценой в сопоставимой (сопоставимых) неконтролируемой (неконтролируемых) операции (операциях), фактически осуществленные налогоплательщиком (другими лицами) или на основании информации, полученной из источников, определенных подпунктом 39.5.3 пункта 39.5 этой статьи.

{Подпункт 39.3.3.2 подпункта 39.3.3 пункта 39.3 статьи 39 исключен на основании Закона № 1797-VIII от 21.12.2016}

39.3.3.3. Сравнение цены контролируемой операции с ценой сопоставимых неконтролируемых операций проводится на основании информации о ценах, применены в течение периода, анализируется, в частности информации о ценах на ближайшую ко дню осуществления контролируемой операции дату.

В случае осуществления контролируемой операции на основании форвардного или фьючерсного контракта сравнение цен проводится на основании информации о форвардных или фьючерсные цены на ближайшую к дате заключения соответствующего форвардного или фьючерсного контракта дату (при условии, что налогоплательщик уведомит центральный орган исполнительной власти, реализует налоговую и таможенную политику, о заключении такого контракта средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законов Украины "об электронных документах и ​​электро ный документооборот "и" Об электронных доверительные услуги "в течение 10 рабочих дней со дня заключения соответствующего форвардного или фьючерсного контракта).

Форма уведомления и порядок его представления утверждаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

39.3.4. Метод цены перепродажи

39.3.4.1. Метод цены перепродажи заключается в сравнении валовой рентабельности от перепродажи товаров (работ, услуг), приобретенных в контролируемой операции, с валовой рентабельностью от перепродажи товаров (работ, услуг), получаемой в сопоставимых неконтролируемых операциях.

39.3.4.2. Метод цены перепродажи может использоваться, в частности, но не исключительно, если при перепродаже товара осуществляются следующие операции:

подготовка товара к перепродаже и его транспортировке (деление товаров на партии, формирование поставок, сортировка, переупаковка);

смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

39.3.5. Метод «затраты плюс»

39.3.5.1. Метод «затраты плюс» заключается в сравнении валовой рентабельности себестоимости продажи товаров (работ, услуг) в контролируемой операции с аналогичным показателем рентабельности в сопоставимых неконтролируемых операциях.

39.3.5.2. Метод «затраты плюс» может применяться, в частности, но не исключительно, при:

выполнение работ (оказание услуг) лицами, являющимися связанными с получателями результатов таких работ (услуг);

операций по продаже товаров, сырья или полуфабрикатов по договорам между связанными лицами;

операций по продаже товаров (работ, услуг) по долгосрочным договорам (контрактам) между связанными лицами.

39.3.6. Метод чистой прибыли

39.3.6.1. Метод чистой прибыли заключается в сравнении соответствующего финансового показателя рентабельности в контролируемой операции (чистой прибыли на основе соответствующей базы (расходы, продажа, активы) или показателя рентабельности операционных расходов) с соответствующим показателем рентабельности в сопоставимой (сопоставимых) неконтролируемой (неконтролируемых) операции (операциях) .

39.3.6.2. Метод чистой прибыли используется, в частности, в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о достаточном уровне сопоставимости условий контролируемой сделки с условиями сопоставимой (сопоставимых) неконтролируемой (неконтролируемых) операции (операций) при использовании методов, определенных подпунктами 39.3 .3-39.3.5 пункта 39.3 этой статьи.

39.3.7. Метод распределения прибыли

39.3.7.1. Метод распределения прибыли состоит в выделении каждому лицу, участвующий в контролируемой (контролируемых) операции (операциях), части общей прибыли (или убытка), полученного по результатам осуществления такой операции, которую другая связанная лицо получило от участия в сопоставимой ( сопоставимых) неконтролируемой (неконтролируемых) операции (операциях).

39.3.7.2. Если стороны контролируемых операций, совокупный доход которых подлежит распределению с учетом положений подпункта 39.3.7 этого пункта, ведут бухгалтерский учет и финансовую отчетность на основании различных форм и методов бухгалтерского учета, для целей применения метода распределения прибыли бухгалтерская и финансовая отчетность должна быть приведена в соответствие с едиными методологическими принципами бухгалтерского учета.

39.3.7.3. Метод распределения прибыли может использоваться, в частности, но не исключительно, при наличии:

существенного взаимосвязи между контролируемыми операциями и другими операциями, которые осуществляются сторонами контролируемой операции со связанными с ними лицами;

у сторон контролируемой сделки прав на владение (пользование) объектами нематериальных активов, существенно влияют на уровень рентабельности, полученной сторонами контролируемой сделки по результатам осуществления такой контролируемой операции.

39.3.7.4. Распределение прибыли между сторонами контролируемых сделок проводится на основании результатов оценки их вклада в совокупный доход в соответствии с критериями, основанные на объективных данных и подтверждаются информацией в сопоставимых операциях и / или внутренними данными сторон контролируемых операций с учетом выполненных каждой из таких сторон функций, использованных при осуществлении контролируемых операций активов и принятых экономических (коммерческих) рисков, связанных с таким осуществлением.

39.3.7.5. Для целей подпункта 39.3.7 этого пункта совокупной прибылью всех сторон контролируемых операций сумма прибыли от таких контролируемых операций всех сторон контролируемых операций по анализируемый период. При этом остаточная прибыль (убыток) определяется как разница между совокупным доходом (убытком), полученным по результатам осуществления контролируемых операций, и суммой расчетной прибыли (убытка) всех сторон контролируемых операций.

39.3.7.6. Расчетная прибыль (убыток) определяется на основе методов, предусмотренных подпунктами 39.3.1.2-39.3.1.4 подпункта 39.3.1 этого пункта, для каждого лица, являющегося стороной контролируемых операций, на основе диапазона цен товаров (работ, услуг) или показателей рентабельности для каждой стороны с учетом выполненных такой стороной функций, использованных активов и принятых коммерческих рисков, которые являются типичными для сопоставимых операций.

39.3.7.7. Определение итоговой величины прибыли (убытка) каждой стороны контролируемых операций осуществляется путем суммирования соответствующих расчетной прибыли (убытка) и остаточной прибыли (убытка).

39.3.7.8. Для распределения между сторонами контролируемых сделок совокупного или остаточной прибыли (убытка) всех сторон указанных операций могут учитываться, в частности, но не исключительно, следующие показатели:

размер расходов, понесенных каждой из сторон контролируемых операций в связи с созданием нематериальных активов, использование которых влияет на размер фактически полученной прибыли (убытка) от контролируемых операций;

характеристика персонала, привлеченного каждой стороной контролируемых операций, включая его численность и квалификацию; потраченное персоналом время; объем расходов на оплату труда, влияющие на размер фактически полученной прибыли (понесенного убытка) каждой стороной контролируемых операций;

рыночная стоимость активов, которые были использованы каждой стороной контролируемых операций и повлияли на размер фактически полученной прибыли (убытка) контролируемых операций;

другие показатели, связанные с выполнением функций, использованием активов, принятыми коммерческими рисками и размером фактически полученной прибыли (убытка) каждой стороной контролируемых операций.

39.3.8. Налогоплательщик имеет право определить соответствие условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки" по совокупности нескольких контролируемых операций с одним лицом, объединенных по принципу группировки.

Принцип группировки предусматривает возможность объединения операций для применения методов установления соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки", указанных в подпунктах 39.3.4-39.3.7 пункта 39.3 этой статьи, в том числе для расчета показателей рентабельности, установленных подпунктом 39.3.2.5 подпункта 39.3.2 пункта 39.3 этой статьи, в случае если такие операции тесно взаимосвязаны или являются продолжением друг друга или имеют непрерывный или регулярный характер. К таким операциям, в частности, могут относиться:

приобретение (продажа) товаров (работ, услуг) по долгосрочным договорам, в частности, операции по которым осуществляются в течение всего отчетного (налогового) периода;

передача (получение) прав на использование различных нематериальных активов, связанных с одним товаром (услугой);

приобретение (продажа) серии тесно связанных продуктов (продуктовой группы) и / или услуг;

приобретение (продажа) различных товаров (работ, услуг) при условии, что один товар (работа, услуга) или одна группа товаров (работ, услуг) создает спрос на другой товар (работу, услугу) или группу товаров (работ, услуг).

39.3.9. При расчете показателя рентабельности по отдельной контролируемой операции (совокупности сгруппированных контролируемых операций в соответствии с подпунктом 39.3.8 этого пункта) для определения операционных расходов и доходов, непосредственно связанных с такой операцией, используется наиболее обоснованный алгоритм распределения, соответствующей экономической сути контролируемой операции и характера понесенных расходов или полученных доходов.

39.4. Составления и представления отчетности для налогового контроля

39.4.1. Для целей налогового контроля за трансфертным ценообразованием отчетным периодом является календарный год.

39.4.2. Налогоплательщики, которые в отчетном году осуществляли контролируемые операции, обязаны представлять отчет о контролируемых операции центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику, до 1 октября года, следующего за отчетным, средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законов Украины "Об электронных документах и ​​электронном документообороте" и "Об электронных доверительные услуги".

В отчете о контролируемых операции указывается информация обо всех контролируемых операциях, осуществленных налогоплательщиком в отчетном периоде.

В случае если налогоплательщиком обнаружено, что в ранее представленном отчете о контролируемых операции информация предоставлена ​​не в полном объеме, содержит ошибки или недостатки, такой налогоплательщик имеет право подать:

новый отчет до истечения предельного срока представления отчета о контролируемых операции за такой же отчетный период;

уточняющий отчет в случае его представления по истечении предельного срока для соответствующего отчетного периода.

Представления налогоплательщиком уточняющего отчета о контролируемых операции не освобождает от ответственности, предусмотренной подпунктами 120.3 и 120.4 статьи 120 настоящего Кодекса.

Налогоплательщик при проведении документальных проверок не имеет права подавать уточняющий отчет о контролируемых операции.

Форма и порядок составления отчета о контролируемых операции устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной финансовой политики.

39.4.3. Налогоплательщики, осуществляющие контролируемые операции, должны составлять и хранить документацию по трансфертному ценообразованию за каждый отчетный период.

39.4.4. На запрос центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, налогоплательщики в течение 30 календарных дней со дня получения запроса представляют документацию по трансфертному ценообразованию по контролируемых операций, указанных в запросе.

Документация по трансфертному ценообразованию подается налогоплательщиком в контролирующий орган, указанный в запросе.

39.4.5. Запрос направляется не ранее 1 октября года, следующего за календарным годом, в котором такое контролируемую операцию (операции) было осуществлено.

39.4.6. Документация по трансфертному ценообразованию (совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме) должна содержать следующую информацию:

а) данные о лице (лицах), которая является стороной контролируемой операции, и о связанных лиц налогоплательщика (в отчетном периоде, в котором осуществлялась контролируемая операция, и на момент подачи документации), а именно:

контрагента (контрагентов) контролируемой операции;

лиц, непосредственно (косвенно) владеют корпоративными правами налогоплательщика в размере 20 и более процентов;

лиц, корпоративными правами которых в размере 20 и более процентов непосредственно (косвенно) владеет налогоплательщик.

Данные должны быть такими, позволяющие идентифицировать таких связанных лиц (включая наименование государств (территорий), налоговыми резидентами которых являются лица, код лица, установленный в государстве (стране) их регистрации) и раскрывать информацию о критериях признания таких лиц эт "связанными;

б) общее описание деятельности группы компаний (включая материнскую компанию и ее дочерние предприятия), в том числе организационную структуру группы, описание хозяйственной деятельности группы, политику трансфертного ценообразования, информацию о лицах, которым налогоплательщик предоставляет местные управленческие отчеты (название государства, на территории которой такие лица удерживают свои главные офисы)

в) описание структуры управления налогоплательщика, схема его организационной структуры с указанием общего количества работающих лиц и в разрезе отдельных подразделений налогоплательщика на дату операции или на конец отчетного периода;

г) описание деятельности и стратегии деловой активности, осуществляемой налогоплательщиком, в частности, экономические условия деятельности, анализ соответствующих рынков товаров (работ, услуг), на которых осуществляет свою деятельность налогоплательщик, основные конкуренты;

д) сведения об участии налогоплательщика в реструктуризации бизнеса или передачи нематериальных активов в отчетном или предыдущем году с объяснением аспектов этих операций, которые повлияли или влияют на деятельность налогоплательщика;

д) описание контролируемой операции и копии соответствующих договоров (контрактов);

е) описание товаров (работ, услуг), включая физические характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя, наличие товарного знака и другую информацию, связанную с качественными характеристиками товара (работы, услуги);

е) сведения о фактически произведены расчеты в контролируемой операции (сумма и валюта платежей, дата, платежные документы);

ж) факторы, которые повлияли на формирование и установление цены, в частности бизнес-стратегии сторон сделки (при наличии), которые существенно влияют на цены товаров (работ, услуг);

с) функциональный анализ контролируемой операции: сведения о функциях лиц, являющихся сторонами (участвуют) в контролируемой операции, об использованных ими активы, связанные с такой контролируемой операцией, и экономические (коммерческие) риски, такие лица учитывали при осуществлении контролируемой операции;

а) экономический и сравнительный анализ:

сумму полученных доходов (прибыли) и / или сумму понесенных расходов (убытка) в результате осуществления контролируемой операции, уровень рентабельности;

обоснование выбора метода, который применен для определения соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки", финансового показателя в соответствии с подпунктом 39.3.2.5 подпункта 39.3.2 пункта 39.3 этой статьи и стороны, исследовалась в соответствии с подпунктом 39.3.2.7 подпункта 39.3.2 пункта 39.3 настоящей статьи;

обоснование выбора и информация о сопоставимые операции (сопоставимых человек) и источники информации, которые использовались для анализа;

обоснование использования при определении диапазона рентабельности в соответствии с подпунктом 39.3.2.8 подпункта 39.3.2 пункта 39.3 этой статьи информации за несколько налоговых периодов (лет) и расчет средневзвешенного значения показателя рентабельности;

расчет диапазона цен (рентабельности)

описание и расчет проведенных корректировок в соответствии с подпунктом 39.2.2.1 подпункта 39.2.2 пункта 39.2 этой статьи.

Финансовые показатели, используемые при расчете показателей рентабельности контролируемой операции, должны быть подтверждены данными бухгалтерского учета и финансовой отчетности стороны контролируемой сделки, исследовалась в соответствии с подпунктом 39.3.2.7 подпункта 39.3.2 пункта 39.3 этой статьи.

В случае если стороной контролируемой операции осуществляется поставка (продажа) товаров, работ, услуг, других предметов по контролируемым операциям нескольким лицам, и для целей установления соответствия условий контролируемых операций принципа "вытянутой руки" осуществляется сравнение показателя рентабельности такого поставщика, документация должна содержать описание алгоритма распределения затрат поставщика, понесенных для осуществления таких операций, учитываются при расчете показателя рентабельности. Такое описание должно содержать информацию об экономическом обосновании выбора алгоритма распределения расходов, методика его применения, а также фактический расчет, произведенный в соответствии с выбранной методики;

и) сведения о проведенном плательщиком налога самостоятельное пропорциональное корректировки налоговой базы и сумм налога в соответствии с подпунктами 39.5.4 и 39.5.5 пункта 39.5 этой статьи (в случае его проведения);

39.4.7. Документация по трансфертному ценообразованию подается налогоплательщиком в контролирующий орган, указанный в запросе центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику.

39.4.8. В случае если подана налогоплательщиком документация по трансфертному ценообразованию не содержит информацию в объеме, указанном в подпункте 39.4.6 этого пункта, или надлежащего обоснования соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки", центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику , направляет такому налогоплательщику запрос с требованием дополнительно подать в течение 30 календарных дней с момента его получения информацию в соответствии с подпунктом 39.4.6 этого пункта и / или обоснование соотв идности условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки".

Указанная дополнительная информация обоснование соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки" является неотъемлемой частью документации по трансфертному ценообразованию.

39.4.9. Документация по трансфертному ценообразованию подается на государственном языке. В случае представления вместе с документацией документов, изложенных на иностранном языке, налогоплательщик одновременно подает перевод таких документов на государственном языке.

39.5. Налоговый контроль за установлением соответствия условий контролируемых операций принципа "вытянутой руки"

39.5.1. Налоговый контроль за установлением соответствия условий контролируемых операций принципа "вытянутой руки" осуществляется путем мониторинга контролируемых операций, опрос по вопросам трансфертного ценообразования и проведения проверок по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки".

39.5.1.1. Мониторинг условий контролируемых операций осуществляется путем анализа отчетов о контролируемых операции, документации по трансфертному ценообразованию, полученных, в частности, на основании запросов, направленных в соответствии с подпунктами 39.4.4 и 39.4.8 пункта 39.4 этой статьи, любых других информационных источников, и путем получения налоговой информации в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

С целью установления соответствия условий контролируемых операций принципа "вытянутой руки" должностные лица контролирующего органа, при проведении анализа отчетов о контролируемых операции и / или документации по трансфертному ценообразованию, представленных налогоплательщиком в соответствии с пунктом 39.4 настоящей статьи, имеют право проводить опросы уполномоченных лиц и / или работников налогоплательщика.

Порядок проведения мониторинга контролируемых операций и опросы устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

39.5.1.2. В случае если контролирующий орган при выполнении функций налогового контроля выявил факты проведения налогоплательщиком контролируемых операций, отчет о которых в соответствии с подпунктом 39.4.2 пункта 39.4 настоящей статьи не подано, он посылает сообщение о выявленных контролируемые операции центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику. Уведомление направляется средствами электронной связи не позднее 5 рабочих дней со дня выявления таких операций.

Днем обнаружения контролирующим органом фактов проведения налогоплательщиком контролируемых операций, отчет о которых в соответствии с подпунктом 39.4.2 пункта 39.4 этой статьи не представлены, дата составления акта документальной проверки, в котором зафиксировано такой факт.

39.5.2. Проверка по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" проводится в соответствии с положениями главы 8 раздела II настоящего Кодекса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

39.5.2.1. Проверка по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" может быть проведена контролирующим органом в случае представления налогоплательщиком документации по трансфертному ценообразованию в соответствии с подпунктом 39.4.4 пункта 39.4 этой статьи или в случае непредставления налогоплательщиком или представление с нарушением требований пункта 39.4 этой статьи отчета о контролируемых операции или документации по трансфертному ценообразованию.

39.5.2.2. Порядок проведения проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

39.5.2.3. Предоставление налогоплательщиком документов происходит в соответствии с требованиями пунктов 85.2 и 85.3 статьи 85 настоящего Кодекса в течение 10 рабочих дней с даты начала проверки.

В случае необходимости получения дополнительных документов, подтверждающих осуществление финансово-хозяйственных операций при проведении проверки, они предоставляются налогоплательщиком в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса контролирующего органа.

39.5.2.4. Контролирующий орган не вправе проводить более одной проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" одного налогоплательщика в течение календарного года. Контролирующий орган не имеет права повторно проводить проверку по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" налогоплательщика, которые уже были проверены (кроме случаев, указанных в подпунктах 78.1.5, 78.1.11, 78.1.12 пункта 78.1 статьи 78 настоящего Кодекса) .

{Подпункт 39.5.2.5 подпункта 39.5.2 пункта 39.5 статьи 39 исключен на основании Закона № 1797-VIII от 21.12.2016}

39.5.2.6. Проведение проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" не препятствует проведению проверок, определенных статьей 75 настоящего Кодекса.

39.5.2.7. Срок проведения проверки налогоплательщика по вопросам соблюдения принципа "вытянутой руки" исчисляется со дня принятия решения о ее проведении до дня составления акта (справки) о проведении такой проверки.

Срок проведения проверки налогоплательщика по вопросам соблюдения принципа "вытянутой руки" прерывается в случае рассмотрения судом исков налогоплательщика по вопросам, связанным с назначением, проведением или предметом такой проверки, до завершения судебных процедур.

39.5.2.8. Продолжительность проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" не должна превышать 18 месяцев.

Каждые шесть месяцев проведения проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" контролирующий орган предоставляет налогоплательщику информацию о текущем состоянии проведения проверки.

39.5.2.9. В случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертизы и / или перевода на украинский язык документов, необходимых для исследования соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки", срок проведения проверки по решению руководителя (заместителя руководителя) центрального органа исполнительной власти, реализует государственную налоговую и таможенную политику, может быть продлен на срок, не превышающий 12 месяцев.

39.5.2.10. Во время проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" могут быть проверены хозяйственные операции с учетом срока, предусмотренного пунктом 102.1 статьи 102 настоящего Кодекса.

39.5.2.11. Если налогоплательщик использовал наиболее целесообразный метод установления соответствия условий контролируемых операций принципа "вытянутой руки" согласно критериям, предусмотренным пунктом 39.3 настоящей статьи, такой метод используется при проверке контролирующим органом.

Если контролирующим органом доказано, что примененный налогоплательщиком метод (комбинация методов) не позволяет наиболее обоснованно установить соответствие условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки", он имеет право применить другие методы (сочетание методов) для установления соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки ".

39.5.2.12. Применение методов (комбинации методов) установление соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки», не установленных настоящей статьей, запрещается.

39.5.2.13. Контролирующий орган, который проводит проверку по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки", имеет право:

а) направлять запросы о предоставлении документов (информации) по контролируемой операции другим налогоплательщикам в соответствии с пунктом 73.3 статьи 73 настоящего Кодекса, являются сторонами контролируемой операции проверяемого или были задействованы в цепи поставки товаров (работ, услуг, других объектов гражданских прав), являющегося предметом контролируемой операции.

В случае непредоставления налогоплательщиками, указанными в подпункте "а" настоящего подпункта, документов (информации) по запросу контролирующего органа, который проводит проверку по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки", и / или предоставление неполной информации контролирующий орган имеет право провести встречную сверку таких налогоплательщиков в порядке, предусмотренном пунктом 73.5 статьи 73 настоящего Кодекса;

б) проводить опрос должностных лиц и / или работников налогоплательщиков, которые являются сторонами контролируемой операции. Налогоплательщики обязаны обеспечить возможность должностным лицам, которые проводят проверку по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки", провести опрос соответствующих должностных лиц или работников;

в) направлять запросы в компетентные органы иностранных государств относительно предмета и обстоятельств совершения контролируемой сделки и / или по хозяйственной деятельности и финансовой отчетности нерезидента - стороны контролируемой операции;

г) проводить встречи с налогоплательщиком (уполномоченными им лицами) для обсуждения методологии определения соответствия условий контролируемых операций принципа "вытянутой руки", примененной контролирующим органом в ходе проверки.

39.5.2.14. Результаты проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" оформляются в форме акта (справки), который составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами, проводившими проверку и налогоплательщиком или его представителем.

39.5.2.15. Если по результатам проверки выявлено, что условия контролируемой операции отличаются от условий, отвечающих принципу "вытянутой руки", что привело к неверному расчету объема налогооблагаемой прибыли налогоплательщика и / или занижение суммы налога, составляется акт проверки. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.

39.5.2.16. В случае если по результатам проверок, которые не касаются трансфертного ценообразования, или налогоплательщиком самостоятельно уже были доначислены налоговые обязательства на основании корректировки цен и ограничений уровня расходов и доходов по таким операциям, суммы доначисленных налоговых обязательств по результатам такой проверки и / или самостоятельного доначисления зачисляются в погашение начисленных налогов по результатам проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки".

39.5.2.17. Форма акта (справки) о результатах проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" и требования к его (ее) составления устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

Акт о результатах проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" должен содержать документально подтвержденные факты отклонения условий контролируемой операции от условий, отвечающих принципу "вытянутой руки", обоснование того, что такое отклонение привело неправильный расчет объема налогооблагаемой прибыли налогоплательщика и / или занижение суммы налога с указанием соответствующих расчетов.

39.5.2.18. В случае отказа налогоплательщика или его представителя от подписания акта (справки) о результатах проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" должностными лицами контролирующего органа составляется соответствующий акт, удостоверяющий факт такого отказа.

39.5.2.19. Акт (справка) проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" должен быть вручен в течение двух рабочих дней с даты его составления налогоплательщику, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку.

39.5.2.20. В случае несогласия налогоплательщика или его представителя с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте о результатах проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки", они имеют право подать свои возражения в течение 30 дней со дня получения акта. При этом налогоплательщик вправе подать вместе с возражениями или в согласованный срок документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Такие возражения рассматриваются в течение 30 рабочих дней, следующих за днем ​​их получения, а налогоплательщику направляется ответ в порядке, определенном статьей 58 настоящего Кодекса, для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений.

39.5.2.21. Принятие налогового уведомления-решения по результатам проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 86 настоящего Кодекса, но не ранее истечения срока для предоставления плательщиком возражений, определенного подпунктом 39.5.2.20 этого пункта.

39.5.2.22. Обжалование налоговых уведомлений-решений, принятых по результатам проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки", осуществляется в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса.

{Подпункт 39.5.2.23 подпункта 39.5.2 пункта 39.5 статьи 39 исключен на основании Закона № 1797-VIII от 21.12.2016}

39.5.3. Источники информации, используемые для установления соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки"

39.5.3.1. Налогоплательщик и контролирующий орган используют источники информации, содержащие сведения, позволяющие сопоставить коммерческие и финансовые условия сделок согласно подпункту 39.2.2 пункта 39.2 этой статьи, в частности:

а) информацию о сопоставимые неконтролируемые операции налогоплательщика, а также информацию о сопоставимые неконтролируемые операции его контрагента - стороны контролируемой сделки с несвязанными лицами;

б) любые информационные источники, содержащие открытую информацию и предоставляют информацию о сопоставимые операции и лиц;

в) другие источники информации, из которых информация получена налогоплательщиком с соблюдением требований законодательства и предоставляющих информацию о сопоставимые операции и лиц, при условии что налогоплательщик предоставит такую ​​информацию контролирующему органу;

г) информацию, полученную контролирующим органом в рамках заключенных Украиной международных соглашений.

39.5.3.2. Если налогоплательщик с целью установления соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки" по методам, определенным пунктом 39.3 этой статьи, использовал источники информации, предусмотренные подпунктом 39.5.3.1 подпункта 39.5.3 этого пункта, контролирующий орган использует те же источники информации, если не доказано, что другие источники информации дают возможность получить более высокий уровень сопоставимости коммерческих и финансовых условий сделок.

39.5.3.3. Для сравнения в целях налогообложения условий контролируемых операций с условиями неконтролируемых операций контролирующий орган не имеет права использовать информацию, которая не является общедоступной (в частности информацию, доступ к которой имеется только у органов государственной власти).

Требования настоящего подпункта не касаются налоговой информации, полученной контролирующим органом при проведении проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки" в соответствии с подпунктом 39.5.2.13 подпункта 39.5.2 этого пункта.

39.5.4. самостоятельное корректировки

39.5.4.1. В случае применения налогоплательщиком при осуществлении контролируемых операций условий, не соответствуют принципу "вытянутой руки", налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку цены контролируемой операции и сумм налоговых обязательств при условии, что это не приведет к уменьшению суммы налога, подлежит уплате в бюджет:

рассчитав свои налоговые обязательства в соответствии с:

максимального значения диапазона цен (рентабельности), если цена / показатель рентабельности контролируемой операции была выше максимального значения диапазона цен (рентабельности) и / или

минимального значения диапазона цен (рентабельности), если цена / показатель рентабельности контролируемой операции была ниже минимального значения диапазона цен (рентабельности).

39.5.4.2. Самостоятельное корректировки является корректировкой налогоплательщиком цены контролируемой сделки, по результатам которого рассчитана цена соответствует принципу "вытянутой руки", даже если такая цена отличается от фактической цены, установленной при осуществлении контролируемой операции.

Сумма налогового обязательства, рассчитанного по результатам самостоятельного корректировки, подлежит уплате в сроки, определенные статьей 57 настоящего Кодекса.

39.5.4.3. Налогоплательщик не имеет права проводить самостоятельную корректировки цены контролируемых операций и / или сумм налоговых обязательств при проведении проверки налогоплательщика по вопросам соблюдения принципа "вытянутой руки" таких контролируемых операций.

39.5.5. пропорциональное корректировки

39.5.5.1. Для целей настоящей статьи под пропорциональным корректировкой понимается право одной стороны контролируемой операции на проведение корректировки своих налоговых обязательств по результатам корректировки налоговых обязательств другой стороны контролируемой сделки исходя из условий, отвечающих принципу "вытянутой руки".

{Подпункт 39.5.5.2 подпункта 39.5.5 пункта 39.5 статьи 39 исключен на основании Закона № 1797-VIII от 21.12.2016}

{Подпункт 39.5.5.3 подпункта 39.5.5 пункта 39.5 статьи 39 исключен на основании Закона № 1797-VIII от 21.12.2016}

{Подпункт 39.5.5.4 подпункта 39.5.5 пункта 39.5 статьи 39 исключен на основании Закона № 1797-VIII от 21.12.2016}

{Подпункт 39.5.5.5 подпункта 39.5.5 пункта 39.5 статьи 39 исключен на основании Закона № 1797-VIII от 21.12.2016}

{Подпункт 39.5.5.6 подпункта 39.5.5 пункта 39.5 статьи 39 исключен на основании Закона № 1797-VIII от 21.12.2016}

{Подпункт 39.5.5.7 подпункта 39.5.5 пункта 39.5 статьи 39 исключен на основании Закона № 1797-VIII от 21.12.2016}

{Подпункт 39.5.5.8 подпункта 39.5.5 пункта 39.5 статьи 39 исключен на основании Закона № 1797-VIII от 21.12.2016}

{Подпункт 39.5.5.9 подпункта 39.5.5 пункта 39.5 статьи 39 исключен на основании Закона № 1797-VIII от 21.12.2016}

{Подпункт 39.5.5.2 подпункта 39.5.5 пункта 39.5 статьи 39 исключен на основании Закона № 1797-VIII от 21.12.2016}

39.5.5.11. Пропорциональное корректировка проводится в порядке и на условиях, предусматриваемых международными договорами Украины об избежании двойного налогообложения.

39.6. Предварительное согласование ценообразования в контролируемых операциях

39.6.1. Крупный налогоплательщик имеет право обратиться в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, с заявлением о предварительном согласовании ценообразования в контролируемых операциях.

Предварительное согласование ценообразования в контролируемых операциях является процедурой между крупным налогоплательщиком и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику, при которой согласуются критерии для определения соответствия условий контролируемых сделок, совершаемых или будут осуществлены крупным налогоплательщиком, принципа "вытянутой руки "на основании договора на ограниченный срок.

39.6.1.1. Предметом предварительного согласования ценообразования могут быть, в частности, но не исключительно:

виды и / или перечень товаров (работ, услуг), являющихся предметом контролируемых операций;

методы или комбинация методов установления соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки";

перечень источников информации, которые предполагается использовать для установления соответствия условий контролируемых операций принципа "вытянутой руки";

срок, на который согласуются цены в контролируемых операциях;

допустимое отклонение от установленного уровня экономических условий осуществления контролируемых операций;

порядок, сроки подачи и перечень документов, подтверждающих соблюдение согласованных цен контролируемых операциях.

39.6.1.2. Другие условия предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях определяются по соглашению сторон.

39.6.2. По результатам предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях заключается договор, который подписывается руководителем крупного налогоплательщика или его уполномоченным лицом и руководителем (заместителем руководителя) центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику.

39.6.2.1. Договор, заключенный по результатам предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях между крупным налогоплательщиком и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику, имеет односторонний характер.

39.6.2.2. В случае привлечения к процедуре предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях иностранного государственного органа, уполномоченного администрировать налоги и сборы в государстве, резидентом которого является сторона контролируемой операции (при наличии международного договора (конвенции) об избежании двойного налогообложения между Украиной и таким государством), договор , заключенный по результатам такого согласования между крупным налогоплательщиком и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику, имеет д осторонний характер.

В случае привлечения к процедуре предварительного согласования ценообразования двух и более государственных органов, уполномоченных администрировать налоги и сборы в государстве, резидентом которого является сторона (стороны) контролируемой операции (при наличии международных договоров (конвенций) об избежании двойного налогообложения между Украиной и такими государствами) , договор, заключенный по результатам такого согласования между крупным налогоплательщиком и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику, имеет многосторонний характер.

{Подпункт 39.6.2.3 подпункта 39.6.2 пункта 39.6 статьи 39 исключен на основании Закона № 2245-VIII от 07.12.2017}

39.6.2.4. Порядок предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях, по результатам которого заключаются договоры, имеющих односторонний, двусторонний и многосторонний характер, утверждается Кабинетом Министров Украины.

Указанный порядок должен включать, в частности, но не исключительно:

процедуру подачи и рассмотрения заявки о проведении процедуры предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях;

перечень документов, представление которых необходимо для проведения процедуры предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях;

основания для внесения изменений в действующее договора, заключенного по результатам предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях, продление срока его действия или досрочного прекращения;

основания для прекращения процедуры предварительного согласования ценообразования;

основания для прекращения или продления срока действия договора о предварительном согласовании ценообразования.

39.6.2.5. В случае соблюдения условий договора о предварительном согласовании ценообразования в контролируемых операциях контролирующие органы не имеют права принимать решение о доначислении налоговых обязательств, штрафов, пени по контролируемых операций, являющихся предметом такого договора.

В случае несоблюдения условий договора о согласовании ценообразования налогоплательщиком такой договор теряет силу с даты вступления в силу. Контролирующие органы имеют право принимать решение о доначислении налоговых обязательств, штрафов, пени по контролируемых операций, являющихся предметом такого договора, условия которых не соответствуют принципу "вытянутой руки".

39.6.2.6. Договор, заключенный по результатам предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях, вступает в силу с даты, согласованной центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику, и крупным налогоплательщиком в зависимости от обстоятельств и особенностей контролируемых операций, являющихся предметом такого договора.

По соглашению сторон действие договора, заключенного по результатам предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях, может быть распространена на весь отчетный период, в котором заключен такой договор, и / или отчетных периодов, предшествующих вступлению в силу таким договором.

39.6.2.7. В случае соблюдения крупным налогоплательщиком условий договора, заключенного по результатам предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях, при условии неизменности согласованных критериев для определения соответствия условий контролируемых операций, являющихся предметом договора, принципа "вытянутой руки", действие такого договора может быть продлен на согласованный сторонами срок.

39.6.3. Стабильность условий договора, заключенного по результатам предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях:

39.6.3.1. Условия договора, заключенного по результатам предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях, остаются неизменными при изменении налогового законодательства в части регулирования отношений, возникающих при заключении такого договора, внесения в него изменений, прекращение его действия или потери налогоплательщиком статуса крупного налогоплательщика.

39.6.3.2. В случае внесения в налоговое законодательство изменений, влияющих на деятельность крупнейшего налогоплательщика и / или на критерии для определения соответствия условий контролируемых операций принципа "вытянутой руки", стороны договора, заключенного по результатам предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях, имеют право внести в его текста соответствующие изменения.

В случае несогласия одной из сторон с предложенными изменениями действие договора прекращается.


Статья 1 ...37 38 39 39‑1 40 ...Подраздел 10. Другие переходные положения

Перейти к статье