Ст. 56 НКУ от 02.12.2010 № 2755-VI
Налоговый кодекс Украины
Статья 56. Обжалование решений контролирующих органов
56.1. Решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.
56.2. В случае если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходит за пределы полномочий контролирующего органа, установленных настоящим Кодексом или другими законами Украины, он имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре этого решения.
56.3. Жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган в письменной форме (при необходимости - с должным образом заверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает нужным предоставить с учетом требований пункта 44.6 статьи 44 настоящего Кодекса) в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.
Жалобы на решения государственных налоговых инспекций подаются в контролирующие органы в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, межрегиональных территориальных органов.
Жалобы на решения контролирующих органов в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, межрегиональных территориальных органов и таможни подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику.
56.4. Во время процедуры административного обжалования обязанность доказывания того, что любое начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных этим Кодексом, или любое другое решение контролирующего органа является правомерным, возлагается на контролирующий орган.
Обязанность доказывания правомерности начисления или принятия любого другого решения контролирующим органом в судебном обжаловании устанавливается процессуальным законом.
56.5. Налогоплательщик одновременно с подачей жалобы контролирующему органу высшего уровня обязан письменно уведомлять контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства или принято другое решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения или любого иного решения.
56.6. В случае если контролирующий орган принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с жалобой в контролирующий орган высшего уровня.
56.7. В случае нарушения налогоплательщиком требований пунктов 56.3 и 56.6 поданные им жалобы не рассматриваются и возвращаются ему с указанием причин возврата.
56.8. Контролирующий орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, в адрес налогоплательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.
56.9. Руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика более 20-дневный срок, определенный в пункте 56.8 этой статьи, но не более 60 календарных дней, и письменно уведомить об этом налогоплательщика до истечения срока , определенного в пункте 56.8 этой статьи.
Если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков.
Жалоба считается также полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика, если решение руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено налогоплательщику до истечения 20-дневного срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
56.10. Решение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, принятое по рассмотрению жалобы налогоплательщика, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.
56.11. Не подлежит обжалованию денежное обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком.
56.12. Если в соответствии с настоящим Кодексом контролирующий орган самостоятельно определяет денежное обязательство налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на административное обжалование решений контролирующего органа в течение 30 календарных дней, следующих за днем поступления налогового уведомления -решения (решения) контролирующего органа.
56.13. В случае если последний день сроков, указанных в этой статье, приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.
56.14. Сроки подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение контролирующего органа могут быть продлены по правилам и на основаниях, определенных пунктом 102.6 статьи 102 настоящего Кодекса.
56.15. Жалоба, поданная с соблюдением сроков, определенных пунктом 56.3 этой статьи, останавливает выполнение налогоплательщиком денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении (решении), на срок со дня подачи такой жалобы в контролирующий орган до дня окончания процедуры административного обжалования.
В течение указанного срока налоговые требования по налогу, обжалуется, не направляются, а сумма денежного обязательства, которое обжалуется, считается несогласованной.
56.16. Днем подачи жалобы считается день фактического получения жалобы соответствующим контролирующим органом, а в случае направления жалобы по почте - дата получения отделением почтовой связи от налогоплательщика почтового отправления с жалобой, которая указана отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления или на конверте .
56.17. Процедура административного обжалования заканчивается:
56.17.1. днем, следующим за последним днем срока, предусмотренного для подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение соответствующего контролирующего органа в случае, когда такая жалоба не была подана в указанный срок;
56.17.2. днем получения налогоплательщиком решения соответствующего контролирующего органа о полном удовлетворении жалобы;
56.17.3. днем получения налогоплательщиком решения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику;
56.17.4. исключено;
56.17.5. днем обращения налогоплательщика в контролирующий орган с заявлением о рассрочке, отсрочке денежных обязательств, которые обжаловались.
День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования денежного обязательства налогоплательщика.
56.18. С учетом сроков давности, определенных статьей 102 настоящего Кодекса, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление - решение или другое решение контролирующего органа в любой момент после получения такого решения.
Решение контролирующего органа, обжаловано в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию.
Процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения спора.
При обращении налогоплательщика в суд с иском о признании противоправным и / или отмены решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.
56.19. В случае, если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования в соответствии с пунктом 56.17 этой статьи.
56.20. Требования к оформлению жалобы, порядок подачи и рассмотрения жалоб устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.
56.21. В случае если норма этого Кодекса или иного нормативно-правового акта, изданного на основании настоящего Кодекса, или когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов, или когда нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат между собой и допускают неоднозначную (множественную ) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.
56.22. Если налогоплательщик обжалует решение контролирующего органа в административном порядке и / или в суд, сообщение лицу о подозрении в совершении уголовного преступления по уклонению от уплаты налогов не может основываться исключительно на этом решении контролирующего органа до окончания процедуры административного обжалования или до окончательного решения дела судом.
Начало досудебного расследования в отношении налогоплательщика или сообщение о подозрении в совершении уголовного преступления его служебным (должностным) лицам не может быть основанием для приостановления производства по делу или оставления без рассмотрения жалобы (иска) такого налогоплательщика, поданной в суд в рамках процедуры обжалования решений контролирующих органов.
56.23. Обжалование решения об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных осуществляется в порядке, определенном этой статьей с учетом следующих особенностей:
56.23.1 жалоба на решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных подается в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику;
56.23.2 жалоба на решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных рассматривается в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, комиссией центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, с участием уполномоченного лица центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную финансовую политику;
56.23.3 жалоба на решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных рассматривается в течение 10 календарных дней со дня получения такой жалобы центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику. Срок рассмотрения жалобы не может быть продлен;
56.23.4 если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика на решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных не направляется налогоплательщику в течение 10-дневного срока, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока.