О системе гарантирования вкладов физических лиц
Статья 42. Особенности создания и продажи переходного банка

Ст. 42 ЗУ О системе гарантирования вкладов физических лиц от 23.02.2012 № 4452-VI


Действующий с изменениями и дополнениями. Проверено 08.07.2019

1. Фонд на основании плана урегулирования принимает решение о создании переходного банка с передачей всех или части активов и всех или части обязательств с сохранением очередности согласно статье 52 этого Закона одного или нескольких неплатежеспособных банков. Переходный банк создается в форме акционерного общества.

Переходный банк осуществляет свою деятельность в порядке и в пределах требований, установленных для этого банка нормативно-правовыми актами Фонда.

Руководители переходного банка, образованного в соответствии с пунктом 1 части шестнадцатой настоящей статьи, начинают выполнение своих должностных обязанностей без письменного согласия Национального банка Украины. Согласования Национального банка Украины назначение и / или определения профессиональной пригодности и / или деловой репутации кандидата на должности руководителей такого переходного банка, руководителя службы внутреннего аудита, работника, ответственного за проведение финансового мониторинга, не требуется.

Для образования переходного банка получения Фондом согласования Национального банка Украины приобретения существенного участия и разрешения Антимонопольного комитета Украины на концентрацию не требуется.

На переходный банк распространяются процедуры и особенности, определенные абзацами четвертым - десятым части третьей статьи 41-1 настоящего Закона для банка, выводится с рынка.

2. Создание, регистрация выпуска акций, выдача банковской лицензии переходном банка осуществляются по упрощенной процедуре, которая определяется совместно Фондом, Национальным банком Украины и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

3. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку осуществляет регистрацию выпуска акций переходного банка в течение одного дня, включая нерабочие и праздничные дни, со дня подачи письменного ходатайства Фонда о регистрации выпуска акций переходного банка вместе с комплектом регистрационных и учредительных документов переходного банка.

4. Национальный банк Украины выдает переходном банка банковскую лицензию после государственной регистрации юридического лица в течение одного дня, включая нерабочие и праздничные дни со дня получения полного пакета документов, определенных законом.

5. Фонд освобождается от уплаты налогов, сборов, государственной пошлины, платежей за услуги государственных органов в связи с образованием переходного банка.

6. Фонд осуществляет продажу переходного банка инвестору, определенному по результатам проведения открытого конкурса в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Фонда, кроме случаев вывода неплатежеспособного банка с рынка с участием государства, предусмотренных статьей 41-1 настоящего Закона.

7. Победителем открытого конкурса является инвестор, предложение которого отвечает наименее затратном способа вывода неплатежеспособного банка с рынка и который в случае необходимости взял на себя обязательства осуществить присоединение (слияние) переходного банка к существующему платежеспособного банка, кроме случаев вывода неплатежеспособного банка с рынка за участием государства, предусмотренных статьей 41-1 настоящего Закона. Победителем открытого конкурса могут быть несколько инвесторов (объединения инвесторов), которые подали совместную финансовую предложение, при следующих условиях:

все участники объединения инвесторов получили согласование Национального банка Украины приобретения существенного участия в банке (при необходимости) и допущены Фондом к участию в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Законом;

конкурсное предложение содержит точную информацию о доли каждого из инвесторов в уставном капитале переходного банка, а также соответствующую сумму докапитализации переходного банка каждым из участников объединения инвесторов;

конкурсное предложение содержит безусловное обязательство по приобретению акций переходного банка каждым участником объединения инвесторов;

конкурсное предложение содержит безусловное обязательство по дополнительному приобретению акций переходного банка участниками объединения инвесторов в соответствующей пропорции, при условии неприобретения акций одним или несколькими инвесторами.

8. Цена продажи переходного банка определяется по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с нормативно-правовых актов Фонда, кроме случаев вывода неплатежеспособного банка с рынка с участием государства, предусмотренных статьей 41-1 настоящего Закона. Результаты открытого конкурса должны соответствовать принципу вывода неплатежеспособного банка с рынка наименее затратным способом. Начальная цена продажи банка определяется Фондом по методике, установленной нормативно-правовыми актами Фонда. Решением исполнительной дирекции Фонда может быть предусмотрена обязательность проведения независимой оценки цены переходного банка субъектами оценочной деятельности (оценщиками). Средства от продажи переходного банка направляются на пополнение средств Фонда.

9. Инвестор и / или участники объединения инвесторов должны отвечать требованиям, установленным Законом Украины "О банках и банковской деятельности" и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины и Фонда, но не быть связанными лицами банка, активы и обязательства которого передаются переходном банка.

Продажа переходного банка инвестору и / или участникам объединения инвесторов требует получения этими инвесторами согласования Национального банка Украины приобретения существенного участия в банке, а также разрешения Антимонопольного комитета Украины на концентрацию ..

Получение инвестором и / или участниками объединения инвесторов согласования Национального банка Украины приобретения существенного участия в банке, а также разрешения Антимонопольного комитета Украины на концентрацию осуществляется в течение двух рабочих дней в упрощенном порядке, установленном соответственно Национальным банком Украины и Антимонопольным комитетом Украины. Такой порядок должен предусматривать соблюдение инвестором требований Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" и требований к деловой репутации.

За нарушение обязательства инвестор платит Фонда штраф в размере, определенном условиями открытого конкурса.

10. Переходному банка передаются все или определенная в соответствии с планом урегулирования часть активов и обязательств неплатежеспособного банка.

Во время передачи обязательств Фонд должен обеспечить беспристрастное отношение ко всем кредиторов неплатежеспособного банка, следуя очередности, предусмотренной статьей 52 настоящего Закона, при этом обязательства банка по вкладам физических лиц, гарантированным Фондом, имеют самый высокий приоритет и не могут быть переданы частично.

11. Переходный банк освобождается от уплаты любых платежей (налогов, сборов, государственной пошлины), связанных с получением активов и обязательств, платы за внесение изменений в государственные реестры, платы за услуги, предоставляемые государственными органами в свя связи с такой передачей.

12. Переходный банк в порядке правопреемства приобретает все права по переданным ему активами (включая права по договорам обеспечения, в том числе поручительства), а также приобретает обязанностей должника по требованиям кредиторов (вкладчиков) по переданным обязательствам без необходимости внесения изменений в соответствующих договоров. Фонд обязан сообщить должникам и кредиторам о передаче активов и обязательств неплатежеспособного банка переходном банка путем размещения обобщенной информации на официальных сайтах Фонда, неплатежеспособного и переходного банка. Каждый должник и / или кредитор имеет право получить информацию о себе в помещении неплатежеспособного и переходного банка или по телефону (после идентификации).

После заключения договора купли-продажи акций переходного банка, которому переданы активы и обязательства неплатежеспособного банка, и передачи этих акций инвестору:

1) инвестор не может быть лишен права собственности на приобретенные им акции переходного банка; и

2) в переходного банка не могут быть истребованы переданы ему активы и обязательства в пользу неплатежеспособного банка; и

3) владелец акций неплатежеспособного банка и неплатежеспособного банка не имеют права требовать от инвестора и / или переходного банка возмещения любых убытков, понесенных в результате передачи в пользу переходного банка активов и обязательств неплатежеспособного банка, по основаниям недействительности, отмены или признания противоправными любых решений, сделок или иных действий, принятых или совершенных в процессе признания банка неплатежеспособным и его вывода с рынка.

Указанные в этой части нормы применяются в случае, если инвестор осуществил приобретение акций переходного банка в соответствии с требованиями настоящего Закона.

13. Переходный банк, образованный в соответствии с пунктом 1 части шестнадцатой настоящей статьи, теряет статус переходного после выполнения инвестором всех условий договора купли-продажи акций переходного банка по соблюдению нормативов капитала и ликвидности, а в случае продажи переходного банка, образованного в соответствии с частью восемнадцатой этой статьи, - в день сообщение Фонда о приобретении права собственности на акции переходного банка инвестором. Национальный банк Украины в течение шести месяцев со дня утраты банком статуса переходного осуществляет за ним банковский надзор с учетом особенностей, установленных нормативно-правовыми актами Национального банка Украины. В течение месяца банк, потерял статус переходного, обязан обеспечить представление в Национальный банк Украины документов о согласовании устава (изменений в устав) переходного банка, его руководителей, руководителя службы внутреннего аудита, работника, ответственного за проведение финансового мониторинга в соответствии с требованиями законодательства .

14. Фонд представляет Национальному банку Украины предложение о ликвидации неплатежеспособного банка не позднее дня, следующего за днем ​​передачи активов и обязательств переходном банка.

15. Вклады, переданные переходном банка, гарантируются Фондом на тех же условиях, которые существовали до дня их передачи.

16. Образование переходного банка осуществляется в целях:

1) реализации способа вывода неплатежеспособного банка с рынка, предусмотренного пунктом 4 части второй статьи 39 настоящего Закона, на срок не более чем на три месяца;

2) образование переходного банка как принимающего банка с целью реализации способа вывода неплатежеспособного банка с рынка, предусмотренного пунктами 2 и 3 части второй статьи 39 настоящего Закона, на срок не более чем на один год с возможностью продления срока до одного года.

17. В случае создания переходного банка, предусмотренного абзацем вторым части шестнадцатой настоящей статьи, такой банк действует со следующими особенностями:

1) уставный капитал переходного банка образуется в размере, соответствующем минимальным требованиям к уставного капитала акционерного общества;

2) на него не распространяются требования, установленные Национальным банком Украины по обязательных экономических нормативов, лимитов валютной позиции, нормативов обязательного резервирования средств на корреспондентском счете банка в Национальном банке Украины, формирование резервов на покрытие убытков от активов;

3) его образования осуществляется после получения письменного обязательства инвестора по приобретению переходного банка и зачисления инвестором гарантийного взноса на счет Фонда, открытый в Национальном банке Украины, в размере, определенном Фондом (кроме случаев вывода неплатежеспособного банка с рынка с участием государства, предусмотренных статьей 41-1 настоящего Закона). Национальный банк Украины применяет режим блокировки таких средств на указанном счете до заключения Фондом с инвестором договора купли-продажи всех акций переходного банка. После заключения указанного договора Фонд возвращает гарантийный взнос или его остаток (Фонд может зачислять гарантийный взнос в счет исполнения договора купли-продажи акций переходного банка);

4) переходный банк освобождается от уплаты первоначального взноса и регулярных взносов в Фонд. После продажи переходного банка инвестору этот банк платит регулярные взносы в Фонд на общих основаниях;

5) победителем открытого конкурса является инвестор, конкурсное предложение которого соответствует принципу вывода неплатежеспособного банка с рынка в наименее затратный для Фонда способ и который взял на себя обязательства принять меры по приведению деятельности переходного банка в соответствие с требованиями банковского законодательства Украины относительно соблюдения нормативов капитала и ликвидности или осуществить присоединения (слияния) переходного банка к существующему платежеспособного банка, кроме случаев вывода неплатежеспособного банка с рынка с участием д ержавы, предусмотренных статьей 41-1 настоящего Закона;

6) после завершения процедуры создания, выдачи банковской лицензии и передачи ему активов и обязательств Фонд заключает с инвестором договор купли-продажи всех акций переходного банка. Этот договор является основанием для регистрации права собственности инвестора на акции переходного банка и осуществления других учетных операций с акциями банка в депозитарной системе;

7) инвестор до заключения договора купли-продажи акций переходного банка обязан подать в Фонд план мероприятий (кроме случаев вывода неплатежеспособного банка с рынка с участием государства, предусмотренных статьей 41-1 настоящего Закона) по приведению деятельности переходного банка в соответствие с требованиями банковского законодательства Украины относительно соблюдения нормативов капитала и ликвидности;

8) условием договора купли-продажи акций переходного банка есть обязательства инвестора в определенные договором сроки (но в любом случае не более трех месяцев) принять меры по приведению деятельности переходного банка в соответствие с требованиями банковского законодательства Украины относительно соблюдения нормативов капитала и ликвидности или осуществить присоединения (слияния) переходного банка к существующему платежеспособного банка. Договор должен предусматривать штрафные санкции за ненадлежащее исполнение инвестором этого условия. Ее невыполнение является основанием для расторжения договора купли-продажи акций переходного банка по требованию Фонда.

Фонд обязан осуществить продажу переходного банка в течение трех месяцев со дня его создания.

Если в течение указанных в этой части сроков переходный банк не продан инвестору, Фонд вправе передать активы и обязательства такого банка другому переходном банка или не позднее дня, следующего за днем ​​истечения установленного срока, вносит Национальном банке Украины предложение о ликвидации такого банка. Передача активов и обязательств осуществляется без необходимости получения заключения Национального банка Украины относительно финансового состояния переходного банка как принимающего банка и без предоставления финансовой поддержки со стороны Фонда.

Национальный банк Украины принимает решение об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка не позднее чем через три дня со дня получения представления Фонда, подготовленного в соответствии с требованиями Национального банка Украины.

Фонд обязан обеспечить контроль за деятельностью переходного банка до дня потери им статуса переходного. Фонд обязан обеспечить соответствующее корпоративное управление, отчетность и контроль, а также бесперебойную операционную деятельность и выполнение всех действующих обязательств переходного банка до дня его продажи.

После регистрации прав собственности на акции такого банка в депозитарной системе Фонд прекращает руководство в таком банке.

Фонд с целью контроля за процессом выполнения инвестором договора купли-продажи акций переходного банка назначает из числа своих работников куратора такого банка.

Куратор Фонда осуществляет свои функции, предусмотренные этой частью, в срок, не превышающий одного месяца со дня его назначения.

Куратор Фонда вправе приостанавливать, прекращать, ограничивать любые операции, осуществляемые переходным банком, кроме запрета использования в банку права голоса приобретенных акций, без необходимости получения на это согласия руководителей, органов управления и контроля переходного банка, а также контролирует соответствие всех операций переходного банка требованиям законодательства.

Требования куратора Фонда являются обязательными для исполнения инвестором, руководителями, органами управления и контроля переходного банка, а также работниками такого банка.

Куратор Фонда подотчетен исполнительной дирекции Фонда.

Инвестор, руководители, органы управления и контроля переходного банка подотчетны куратору Фонда и оказывают ему любую информацию, в том числе информацию с ограниченным доступом.

В течение срока выполнения куратором Фонда предусмотренных этой статьей функций такой банк действует в соответствии с планом урегулирования, а также на него распространяются ограничения, указанные в частях пятой и шестой статьи 36 настоящего Закона.

После осуществления инвестором в соответствии с условиями договора мероприятий по приведению переходного банка в соответствие с требованиями банковского законодательства Украины относительно соблюдения нормативов капитала и ликвидности куратор Фонда сообщает Национальный банк Украины о необходимости проведения инспекционной проверки банка. Банк предоставляет Национальному банку Украины необходимую информацию и документы для проведения инспекционной проверки и подготовки обоснованных выводов.

Национальный банк Украины проводит инспекционную проверку переходного банка и представляет отчет о результатах не позднее 15 рабочих дней со дня получения Национальным банком Украины сообщение Фонда о необходимости ее проведения.

Фонд принимает решение о прекращении полномочий куратора Фонда в переходном банка на следующий день после получения результатов инспекционной проверки Национального банка Украины, которая подтвердила приведения деятельности переходного банка в соответствие с требованиями банковского законодательства Украины относительно соблюдения нормативов капитала и ликвидности, и сообщает о принятом решении Национальный банк Украины .

В случае если результаты инспекционной проверки Национального банка Украины не подтвердили приведения деятельности переходного банка в соответствие с требованиями банковского законодательства Украины относительно соблюдения нормативов капитала и ликвидности, Фонд вносит Национальном банке Украины предложение о ликвидации такого банка. Национальный банк Украины принимает решение об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка не позднее чем через три дня со дня получения представления Фонда, подготовленного в соответствии с требованиями Национального банка Украины.

После принятия Национальным банком Украины такого решения Фонд вправе передать активы и обязательства другом переходном банка в срок до начала выплат возмещения средств вкладчикам. Передача активов и обязательств осуществляется без необходимости получения заключения Национального банка Украины относительно финансового состояния переходного банка как принимающего банка и без предоставления финансовой поддержки со стороны Фонда.

18. В случае образования переходного банка, предусмотренного абзацем третьим части шестнадцатой настоящей статьи, такой банк действует со следующими особенностями:

1) уставный капитал переходного банка образуется в размере, соответствующем минимальным требованиям к уставному капиталу банков;

1-1) переходный банк создается по решению исполнительной дирекции Фонда;

2) банковский надзор за таким банком осуществляет Национальный банк Украины в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Национального банка Украины;

3) до переходного банка передается часть или все активы и обязательства неплатежеспособного банка без предоставления финансовой поддержки со стороны Фонда;

4) сумма переданных переходном банка активов и обязательств неплатежеспособного банка являются тождественными, а обязательства неплатежеспособного банка, гарантируются Фондом, не могут быть переданы частично;

5) переходном банка не передаются кредиты неплатежеспособного банка, предоставленные им своим связанным лицам;

6) переходный банк освобождается от уплаты первоначального и регулярного сборов в Фонд. Со дня утраты статуса переходного банка такой банк уплачивает сборы в Фонд на общих основаниях.

Предпосылки образования такого банка устанавливаются нормативно-правовыми актами Фонда.

К переходного банка дополнительно могут передаваться часть или все активы и обязательства системно важных банков, а по отдельному решению исполнительной дирекции - других банков, не относящихся к категории системно важных, на основании их планов урегулирования в порядке и на условиях, определяемых этой частью .

Фонд обязан осуществить продажу переходного банка в течение года со дня его создания. При наличии обоснованных оснований этот срок может быть продлен исполнительной дирекции Фонда до одного года.

Если в течение указанных в этой части сроков не обнаружено намерения инвестора купить переходный банк, Фонд вправе передать активы и обязательства такого банка другому принимающем банка или не позднее дня, следующего за днем ​​истечения установленного срока, вносит Национальном банке Украины предложение о ликвидации такого банка .

Национальный банк Украины принимает решение об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка не позднее чем через три дня со дня получения представления Фонда, подготовленного в соответствии с требованиями Национального банка Украины.

Фонд имеет право передать часть или все активы и все или часть обязательств другом принимающем банка в срок до начала выплат возмещения средств вкладчикам с учетом положений статьи 52 настоящего Закона.

19. Фонд как владелец переходного банка не несет ответственности за нанесение ущерба, морального вреда или иных убытков кредиторам такого банка, а также за действия или бездействие, которые были осуществлены в соответствии с планом урегулирования неплатежеспособного банка.

Фонд обязан обеспечить контроль за деятельностью переходного банка до дня потери им статуса переходного. Фонд обязан обеспечить соответствующее корпоративное управление, отчетность и контроль, а также бесперебойную операционную деятельность и выполнение всех действующих обязательств переходного банка до дня его продажи.

20. Банк обязан предоставить доступ куратору Фонда ко всей информации (в том числе к базам данных) для выполнения Фондом его функций, определенных законодательством. Воспрепятствование доступу куратора Фонда в любой информации относительно переходного банка, его инсайдеров, контрагентов и т.д. является основанием для обращения Фонда в Национальный банк Украины с предложением принять решение об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка.

Лица, которые намеренно препятствуют доступу куратора Фонда в банк, его помещений, информации (операционных систем, активов, книг, записей, документов и т.п.), несут ответственность, определенную частью четвертой статьи 37 настоящего Закона.