Укр Рус
< Налоговый кодекс Украины

Ст. 42-1 НКУ от 02.12.2010 № 2755-VI


Налоговый кодекс Украины
Статья 42-1. Электронный кабинет

Налоговый кодекс Украины
Статья 42-1. Электронный кабинет

42-1.1. Электронный кабинет создается и функционирует по следующим принципам:

прозрачности - обязательного обнародования методологии реализации положений настоящего Кодекса в работе электронного кабинета;

контролируемости - обеспечение возможности независимой проверки корректности работы электронного кабинета через тестового плательщика (плательщиков) на эмуляторе, созданном на сайте методолога электронного кабинета на предмет отсутствия ошибок в программном обеспечении, предотвращения несанкционированного вмешательства в работу программного обеспечения электронного кабинета, означает нарушение целостности и подлинности исходного программного кода

интеграции с системами, которые используются налогоплательщиками - в открытом, свободном доступе размещаются API программного интерфейса для электронного обмена данными (EDI - Electronic data interchange)

своевременности устранения технических и / или методологических ошибок - обеспечение обнародования на официальном веб-сайте методолога электронного кабинета реестра технических и / или методологических ошибок, выявленных налогоплательщиками, техническим администратором и / или методологом электронного кабинета, с определением уровня критичности таких ошибок и установлением сроков для их устранения, информирование всех пользователей электронного кабинета о факте обнаружения технической и / или методологической ошибки, а также о факте ее устранения и восста ения работы электронного кабинета в полном объеме;

автоматизированности - максимальной автоматизации процессов создания, принятия, обработки, хранения, обработки и отображения данных (показателей) документов и других учетных данных налогоплательщика;

полноты функционала - наличия такого интерфейса электронного сервиса, который обеспечивает возможность реализации прав и обязанностей налогоплательщика, получение документов, предусмотренных законодательством, и информации, касающейся такого налогоплательщика, онлайн (через Интернет в режиме реального времени) или через программный интерфейс ( АРИ), другими средствами информационных, телекоммуникационных, информационно-телекоммуникационных систем;

упрощение процедуры взаимодействия налогоплательщиков и контролирующего органа и ускорения электронного документооборота между ними;

осуществление автоматизированного внесения в журнал всех действий (событий), происходящих в электронном кабинете, включая, в частности, фиксацию даты и времени отправления, получения документов через электронный кабинет и любого изменения данных, доступных в электронном кабинете, с помощью квалифицированной электронной отметки времени . Информация о дате и времени отправки и получения документов, другой корреспонденции с идентификацией отправителя и получателя хранится бессрочно и может быть получена через электронный кабинет в виде электронного документа, в том числе в виде квитанции в текстовом формате;

запрета вмешательства, создание ограничений в функционировании и / или возможностей в использовании налогоплательщиками электронного кабинета, предусмотренных настоящим Кодексом;

приоритетности поступающих от государственных, в том числе контролирующих, органов, начало работы в электронном кабинете с автоматического открытия сообщений, поступающих от государственных органов и / или блокировки возможности направления документов налогоплательщиком до получения таким налогоплательщиком документов, поступивших в его электронного кабинета от государственных органов.

42-1.2. Электронный кабинет обеспечивает возможность реализации налогоплательщиками прав и обязанностей, определенных этим Кодексом и нормативными правовыми актами, принятыми на основании и во исполнение настоящего Кодекса, законами по вопросам таможенного дела, в том числе, путем:

просмотра в режиме реального времени информации о налогоплательщике, что собирается, используется и формируется контролирующими органами в связи с учетом налогоплательщиков и администрированием налогов, сборов, таможенных платежей, осуществлением налогового контроля, в том числе данные оперативного учета налогов и сборов (в том числе данные интегрированных карточек налогоплательщиков), данные системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, данные системы электронного администрирования реализации полного и спирта этилового, а т акож получения такой информации в виде документа, который формируется автоматизировано путем выгрузки соответствующей информации с электронного кабинета с наложением квалифицированного электронной подписи должностного лица контролирующего органа и квалифицированной электронной печати контролирующего органа с применением средств квалифицированного электронной подписи или печати, которые имеют встроенные аппаратно-программные средства, обеспечивающих защиту записанных на них данных от несанкционированного доступа, от непосредственного ознакомления и значениям параметров личных ключей и их копирования;

проведение сверки расчетов налогоплательщиков с государственным и местными бюджетами, а также получения документа, подтверждающего состояние расчетов, который формируется автоматизировано путем выгрузки соответствующей информации с электронного кабинета с наложением квалифицированного электронной подписи должностного лица контролирующего органа и квалифицированной электронной печати контролирующего органа с применением средств квалифицированного электронной подписи или печати, которые имеют встроенные аппаратно-программные средства, обеспечивающие по талант записанных на них данных от несанкционированного доступа, от непосредственного ознакомления со значением параметров личных ключей и их копирования;

управления суммами ошибочно и / или излишне уплаченных денежных обязательств и пени в соответствии с положениями настоящего Кодекса;

автоматизированного определения обязательных для заполнения и представления форм налоговой отчетности и счетов для уплаты налогов и сборов конкретного налогоплательщика;

заполнения, проверки и представления налоговых деклараций, отчетности в контролирующий орган;

регистрации, корректировки налоговых накладных / расчетов в Едином реестре налоговых накладных и акцизных накладных в Едином реестре акцизных накладных;

просмотра в режиме реального времени информации о налоговых накладных / расчеты корректировки, регистрация которых в Едином реестре налоговых накладных остановлена;

доступа налогоплательщиков к системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость в разрезе текущих значений всех слагаемых и вычитаемое, предусмотренных пунктом 200-1.3 статьи 200-1 настоящего Кодекса, в режиме просмотра в реальном времени и доступа к данным Единого реестра налоговых накладных, включая возможность формирования, проверки и подтверждения налоговых накладных, составленных плательщиком налога или его контрагентами по совершенным между ними договорам, для целей формирования налогового кредита налогоплательщиком, проверки и определения даты и времени регистрации таких накладных и / или расчетов корректировки, а также просмотр информации о незарегистрированных налоговые накладные и / или расчеты корректировки к ним, представленные на регистрацию плательщиком налогов, с указанием причины отказа в их регистрации;

информирование налогоплательщиков о проведении документальной плановой проверки налогоплательщика с указанием даты начала проведения такой проверки, хода и результатов его проверок, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе получения приказа о проведении документальной (плановой или внеплановой, выездной или невыездной) и фактической проверки, получения акта или справки, которым оформлены результаты проверки;

обеспечение возможности административного обжалования решений контролирующих органов, в том числе представления возражений на акт или справку, которыми оформлены результаты проверки, подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или другое решение, действие или бездействие контролирующего органа или должностного лица контролирующего органа, в том числе решение о корректировки таможенной стоимости, решение о классификации товаров для таможенных целей, об определении страны происхождения, решение относительно оснований для предоставления налоговых льгот и тому подобное;

информирование о статусе контрагентов по публично доступным данным информационных ресурсов центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, других реестров и баз данных, которые ведутся в соответствии с настоящим Кодексом, включая предоставление информации о контрагентах налогоплательщика, в отношении которых принято решение о ликвидации юридического лица, об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость или привлеченных к ответственности за нарушение законов по вопросам налогообложения (исключительно в после окончательного согласования санкций и обязательств);

постановки на учет, внесение изменений в учетных данных (включая, но не ограничиваясь, внесение или изменение информации о лицах, имеющих право подписывать налоговую отчетность, и квалифицированных сертификатов открытых ключей квалифицированных электронных подписей и / или печатей (при наличии), снятия с учета (в том числе постановки на учет, внесение изменений в учетных данных и снятие с учета лиц, осуществляющих операции с товарами в порядке, определенном Таможенным кодексом Украины), перехода на специальные режимы налогообложения и других реестр ных действий;

представление обращений и других документов для получения лицензий, разрешений на помещение товаров в таможенные режимы, разрешений на осуществление таможенной брокерской деятельности, открытие и эксплуатацию магазинов беспошлинной торговли, таможенного склада, свободной таможенной зоны коммерческого и сервисного типа, склада временного хранения, грузового таможенного комплекса, а также обращений и других документов по поводу вынесения предварительных решений в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом Украины;

представление обращений и других документов с целью регистрации объекта интеллектуальной собственности в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности, получения сообщений от таможен о приостановлении таможенного оформления на основании данных таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности и дальнейшей переписки с правообладателем по поводу приостановления такого таможенного оформления;

подачи заявлений и других документов с целью получения документов, подтверждающих страну происхождения, выдаваемых таможнями (в частности сертификатов EUR.1)

регистрации контролирующим органом регистраторов расчетных операций в случае, если такая регистрация предусмотрена законодательством, представление отчетности, связанной с применением регистратора расчетных операций, книг учета расчетных операций и расчетных книжек, представление электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, представление информации об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и / или в безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты и т.д.;

уведомления о технической и / или методологическую ошибку, что обнаруженная в работе электронного кабинета;

получение любого документа, касающегося такого налогоплательщика и должен быть выдан ему контролирующим органом в соответствии с законодательством Украины, или информации из баз данных о такого налогоплательщика путем выгрузки соответствующей информации с электронного кабинета с наложением квалифицированного электронной подписи должностного лица контролирующего органа и квалифицированной электронной печати контролирующего органа с применением средств квалифицированного электронной подписи или печати, которые имеют встроенные аппаратно-программные и средства, обеспечивающие защиту записанных на них данных от несанкционированного доступа, от непосредственного ознакомления со значением параметров личных ключей и их копирования, с соблюдением требований законов Украины "Об электронных документах и ​​электронном документообороте" и "Об электронных доверительные услуги";

обеспечение взаимодействия налогоплательщиков с контролирующими органами по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, которая может быть реализована в электронной форме средствами электронной связи.

42-1.3. Имущественные права на программное обеспечение электронного кабинета является государственной собственностью.

42-1.4. Методолог электронного кабинета обеспечивает:

а) определение методологических и методических основ создания и функционирования электронного кабинета;

б) подготовку и утверждение технического задания на разработку, обновление, изменение, устранение ошибок программного обеспечения электронного кабинета;

в) утверждение и проверку алгоритмов работы программного обеспечения на соответствие требованиям законодательства;

г) целостность и аутентичность исходного кода электронного кабинета;

г) сохранение данных, содержащихся в электронном кабинете;

д) осуществление контроля за сохранностью данных, содержащихся в электронном кабинете, при отсутствии технического вмешательства в данные или подмены данных в электронном кабинете;

е) установление срока устранения технической и / или методологической ошибки в работе электронного кабинета с учетом критичности обнаруженной ошибки и технической возможности ее устранения;

е) осуществление других функций, необходимых для обеспечения функционирования электронного кабинета.

42-1.5. Налогоплательщик становится пользователем электронного кабинета и приобретает право подавать отчетность в электронной форме и вести переписку средствами электронной связи в электронной форме после прохождения в электронном кабинете электронной идентификации онлайн с использованием квалифицированного электронной подписи с соблюдением требований законов Украины "Об электронных документах и ​​электронном документообороте "и" Об электронных доверительные услуги "или тех сервисов идентификации, использование которых разрешается методологом электронного Ка в.

Запрещается требовать от налогоплательщика совершение дополнительных действий, не предусмотренных настоящим пунктом, для того чтобы получить право пользования электронным кабинетом.

Единственным основанием для отказа в прохождении электронной идентификации налогоплательщика в электронном кабинете есть недействительность квалифицированного электронной подписи такого налогоплательщика, в том числе в связи с истечением срока действия сертификата открытого ключа.

Налогоплательщик, который прошел идентификацию в электронном кабинете, самостоятельно определяет способ взаимодействия с контролирующим органом, а именно в общем порядке или в электронной форме, о чем делает соответствующую отметку в электронном кабинете с одновременным обязательным указанием своего электронного адреса (адресов). В случае изменения адреса электронной почты налогоплательщик обязан не позднее следующего рабочего дня внести соответствующие изменения в свои учетные данные в электронном кабинете.

Начиная со дня, следующего за днем ​​избрания налогоплательщиком электронной формы взаимодействия с контролирующим органом через электронный кабинет, кроме выходных и праздничных дней, взаимодействие между ними, которая может быть реализована в электронной форме средствами электронной связи, осуществляется через электронный кабинет.

Налогоплательщик имеет право в любой момент отказаться от электронной формы взаимодействия с контролирующим органом путем направления уведомления через электронный кабинет. Начиная со дня, следующего за днем ​​направления уведомления, взаимодействие налогоплательщика с контролирующим органом в электронной форме прекращается и осуществляется в общем порядке, установленном настоящим Кодексом.

42-1.6. Электронный кабинет работает постоянно (24 часа в дату каждого календарного дня), кроме времени, необходимого для его технического обслуживания. Проведение технического обслуживания электронного кабинета в день, на который приходится предельный срок подачи налоговых деклараций, и с 8 до 20 часов любого другого календарного дня запрещается. Обслуживание электронного кабинета проводится в порядке, определяемом методологом электронного кабинета.

{Пункт 42-1.6 статьи 42-1 вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем введения в работу программного обеспечения электронного кабинета, но не позднее 1 января 2018 года, см. абзац второй пункта 1 раздела II Закона № 1797-VIII от 21.12.2016}

42-1.7. В случае выявления налогоплательщиком технической и / или методологической ошибки в работе электронного кабинета он вправе передать в электронный кабинет или другим способом сообщение об обнаруженной технической и / или методологическую ошибку. Сообщение о методологическую ошибку направляется методологу электронного кабинета. Сообщение о технической ошибке направляется одновременно методологу электронного кабинета и техническому администратору.

{Пункт 42-1.7 статьи 42-1 вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем введения в работу программного обеспечения электронного кабинета, но не позднее 1 января 2018 года, см. абзац второй пункта 1 раздела II Закона № 1797-VIII от 21.12.2016}

42-1.8. Методолог электронного кабинета обязан провести проверку наличия методологической ошибки в течение 72 часов после поступления сообщения от налогоплательщика, кроме выходных и праздничных дней, о результатах которой сообщить налогоплательщику в этот же срок. Если методолог электронного кабинета признает наличие методологической ошибки, он обязан устранить ее в срок, определяется им с учетом критичности обнаруженной ошибки и технической возможности ее устранения. Если методологическая ошибка приводит к нарушению прав налогоплательщиков или предусматривает привлечение налогоплательщиков к ответственности, методолог направляет в электронный кабинет и на электронный адрес (адреса) налогоплательщика документ, которым сообщает о существовании методологической ошибки и о времени, необходимом для ее устранения и восстановления нарушенных прав налогоплательщиков. Об устранении методологической ошибки методолог сообщает налогоплательщикам путем направления соответствующего документа сообщению в электронный кабинет и на электронный адрес (адреса) налогоплательщиков.

{Пункт 42-1.8 статьи 42-1 вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем введения в работу программного обеспечения электронного кабинета, но не позднее 1 января 2018 года, см. абзац второй пункта 1 раздела II Закона № 1797-VIII от 21.12.2016}

42-1.9. Технический администратор обязан провести проверку наличия технической ошибки в течение 72 часов после поступления сообщения от налогоплательщика, кроме выходных и праздничных дней, о результатах которой сообщить методологу электронного кабинета и налогоплательщику в этот же срок. Если технический администратор признает наличие технической ошибки, он обязан устранить такую ​​техническую ошибку в течение срока, определенного методологом электронного кабинета, с учетом критичности обнаруженной ошибки и технической возможности ее устранения. Если техническая ошибка приводит к нарушению прав налогоплательщиков или предусматривает привлечение налогоплательщиков к ответственности, технический администратор направляет в электронный кабинет и на электронный адрес (адреса) налогоплательщиков документ, которым сообщает всем налогоплательщикам о существовании технической ошибки и о времени, необходимом для ее устранению и восстановлению нарушенных прав налогоплательщиков. Об устранении технической ошибки технический администратор сообщает налогоплательщикам путем направления соответствующего документа сообщению в электронный кабинет и на электронный адрес (адреса) налогоплательщиков.

{Пункт 42-1.9 статьи 42-1 вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем введения в работу программного обеспечения электронного кабинета, но не позднее 1 января 2018 года, см. абзац второй пункта 1 раздела II Закона № 1797-VIII от 21.12.2016}

42-1.10. Налогоплательщик освобождается от ответственности в случае, когда в работе электронного кабинета обнаружена техническая и / или методологическая ошибка и такая ошибка признана техническим администратором и / или методологом электронного кабинета или ее существования подтверждено решением суда. В таком случае штрафные санкции и пеня, предусмотренные настоящим Кодексом, за нарушение налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, вызванные технической и / или методологической ошибкой в ​​работе электронного кабинета, не применяются, основания для привлечения налогоплательщика и / или его должностных лиц к административной, уголовной ответственности отсутствуют. Неначисление штрафных санкций и / или пени за нарушения, вызванные технической и / или методологической ошибкой в ​​работе электронного кабинета, закрепляется (реализуется) в программном обеспечении, которое применяется для автоматического расчета штрафных санкций и / или пени за нарушение налогового законодательства.

{Пункт 42-1.10 статьи 42-1 вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем введения в работу программного обеспечения электронного кабинета, но не позднее 1 января 2018 года, см. абзац второй пункта 1 раздела II Закона № 1797-VIII от 21.12.2016}

42-1.11. Если технический администратор или методолог не отправляет ответы о результатах проверки сообщения о технической и / или методологическую ошибку в установленный настоящим Кодексом срок или отрицает наличие технической и / или методологической ошибки в работе электронного кабинета, то налогоплательщик имеет право обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых интересов, о чем сообщает контролирующему органу, техническому администратору и методологу электронного кабинета через электронный кабинет. В течение всего времени судебного рассмотрения такого обращения налогоплательщика запрещается определять налогоплательщику денежное обязательство, применять штрафные санкции и начислять пеню, инициировать привлечение налогоплательщика и / или его должностных лиц к административной, уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства, которые могут быть вызваны технической и / или методологической ошибкой в ​​работе электронного кабинета.

{Пункт 42-1.11 статьи 42-1 вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем введения в работу программного обеспечения электронного кабинета, но не позднее 1 января 2018 года, см. абзац второй пункта 1 раздела II Закона № 1797-VIII от 21.12.2016}