Ст. 1 ЗУ О научной и научно-технической деятельности от 26.11.2015 № 848-VIII
О научной и научно-технической деятельности
Статья 1. Основные термины и их определения
О научной и научно-технической деятельности
Статья 1. Основные термины и их определения
В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:
1) адъюнкт - ученый, который проводит научные исследования в рамках подготовки в адъюнктуре высшего военного учебного заведения (высшего учебного заведения со специфическими условиями обучения) для получения степени доктора философии;
2) аспирант - ученый, который проводит фундаментальные и (или) прикладные научные исследования в рамках подготовки в аспирантуре в высшем учебном заведении / научном учреждении для получения степени доктора философии;
3) производственно-ориентированная (отраслевая) научное учреждение - научное учреждение, научно-технический результат деятельности которой предназначен для непосредственного внедрения в производство и / или практического использования на предприятиях и в учреждениях;
4) ученый - физическое лицо, проводит фундаментальные и (или) прикладные научные исследования и получает научные и (или) научно-технические (прикладные) результаты;
5) грант - финансовые или другие ресурсы, предоставленные на безвозмездной и безвозвратной основе государством, юридическими, физическими лицами, в том числе иностранными, и (или) международными организациями для развития материально-технической базы для осуществления научной и научно-технической деятельности, проведения конкретных фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, научно-технических (экспериментальных) разработок, в том числе на оплату труда научных (научно-педагогических) работников в рамках их выполнения, по направлениям и на условиях, определенных предоставитель ами гранта;
6) государственная исследовательская инфраструктура - объединение научных и (или) высших учебных заведений государственной формы собственности, создается с целью оптимального использования их ресурсов (кадров, материалов, оборудования, вычислительных ресурсов и хранения банков данных и знаний) и координации их эффективного использование для проведения научных, научно-технических исследований и научно-технических разработок на высшем уровне, а также обеспечение совместного проведения мероприятий по качественной подготовке специалистов в соответствующих ав ях знаний;
7) докторант - научный или научно-педагогический работник, который проводит фундаментальные и (или) прикладные научные исследования в рамках подготовки в докторантуре в высшем учебном заведении (научном учреждении) для получения степени доктора наук;
8) опытное производство - структурное подразделение научного учреждения, университета, академии, института или юридическое лицо, основной деятельностью которого является изготовление и апробация опытных образцов, полезных моделей, новых продуктов, технологических процессов, предоставление соответствующих услуг, связанных с этой деятельностью и т.д. ;
9) исследовательская инфраструктура - совокупность средств, ресурсов и связанных с ними услуг, используемых научным сообществом для проведения исследований на высоком уровне, охватывающем важнейшие объекты научного оборудования и оборудования или наборы приборов, ресурсы, основанные на знаниях (коллекции , архивы, депозитарии или банки данных научной информации), инфраструктуру, основанную на технологии коммуникаций (грид, компьютеры, программное обеспечение и сетевое соединение) и другие структуры уникального характера. Исследовательские инфраструктуры могут быть локально расположенными, виртуальными или распределенными (организованная сеть ресурсов), государственными или частными. Исследовательские инфраструктуры могут входить в международных сетей;
10) Европейский исследовательский пространство - система программ и политических инструментов, объединяет институциональная среда исследований и разработок государств - участников Европейского Союза и ассоциированных членов с целью развития международного научно-технического сотрудничества, свободного трансфера знаний, мобильности исследователей;
11) молодой ученый - ученый в возрасте до 35 лет, имеющий высшее образование не ниже второго (магистерского) уровня, или ученый в возрасте до 40 лет, имеет научную степень доктора наук или учится в докторантуре;
12) научная деятельность - интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и (или) поиск путей их применения, основными видами которой являются фундаментальные и прикладные научные исследования;
13) научная экспедиция - организационная форма научных исследований, предусматривает путешествие, поездку, командировку научного работника (группы научных работников) с целью получения эмпирических сведений для получения практического опыта и дальнейших теоретических обобщений в соответствующей отрасли наук;
14) научная (научно-техническая) продукция - научный и (или) научно-технический (прикладной) результат, предназначенный для реализации;
15) научная (научно-техническая) работа - научные исследования и научно-технические (экспериментальные) разработки, проводимые с целью получения научного, научно-технического (прикладного) результата. Основными видами научной (научно-технической) работы являются научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, опытно-технологические, технологические, поисковые и проектно-изыскательские работы, изготовление опытных образцов или партий научно-технической продукции, а также другие работы, связанные с доведением новых научных и научно-технических знаний до стадии практического использования;
16) научная (научно-исследовательская, научно-технологическая, научно-техническая, научно-практическая) учреждение (далее - научное учреждение) - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, образованная в установленном законодательством порядке, для которой научная и (или) научно-техническая деятельность является основной;
17) научное издательство - издательство - юридическое лицо, основным видом деятельности которой является издательская деятельность, направленная на освещение результатов научной, научно-технической, научно-педагогической, научно-организационной деятельности, обнародование научных результатов, представление научной (научно-технической) продукции, а также исследований в области теории и методики научно-издательского дела;
18) научное издание - произведение (обобщающая научная работа, монография, сборник научных трудов, сборник документов и материалов, тезисы и материалы научных конференций, автореферат диссертации, препринт, словарь, энциклопедия, научный справочник или указатель, научное периодическое издание т.п.) научного характера, прошедший процедуру научного рецензирования и утверждения к печати ученым (научной, научно-технической, технической) советом научного учреждения или высшего учебного заведения, редакционно-издательскую обработку, изготовленный путем друкува ния, тиснение или другим способом, содержит информацию о результатах научной, научно-технической, научно-педагогической, научно-организационной деятельности, теоретических или экспериментальных исследований (научно-исследовательское издание) подготовлены учеными к публикации тексты памятников культуры, исторических документов или литературных текстов (археографической или источниковедческое издания); научно систематизированы данные или материалы, отражающие историю науки и современное состояние научного знания (научно-справочное или научно-информационное издание), предназначенные для распространения, соответствующие требованиям национальных стандартов, других нормативных документов по вопросам издательского оформления, полиграфического и технического исполнения;
19) научное подразделение - структурное подразделение юридического лица, основной задачей которого является осуществление научной, научно-технической или научно-организационной деятельности, в штате которого должности научных работников составляют не менее 50 процентов. Типами научного подразделения является институт, научно-исследовательская часть, управления, отделения, комплекс, центр, отдел, лаборатория, секция, сектор, бюро, группа, филиал, исследовательская станция, опытное поле, ботанический сад, дендропарк, обсерватория, научная (научно техническое) библиотека, научный (научно-технический) музей;
20) научный работник - ученый, имеющий высшее образование не ниже второго (магистерского) уровня, согласно трудового договора (контракта) профессионально проводит научную, научно-техническую, научно-организационную, научно-педагогическую деятельность и имеет соответствующую квалификацию независимо от наличия научной степени или ученого звания, подтвержденную результатами аттестации в случаях, определенных законодательством;
21) научный (научно-технический) проект - комплекс мероприятий, связанных с обеспечением выполнения и непосредственным проведением научных исследований и (или) научно-технических разработок с целью достижения конкретного научного или научно-технического (прикладного) результата;
22) научный результат - новое научное знание, полученное в процессе фундаментальных или прикладных научных исследований и зафиксировано на носителях информации. Научный результат может быть в форме отчета, опубликованной научной статьи, научного доклада, научного сообщения о научно-исследовательской работе, монографического исследования, научного открытия, нормативного правового акта, нормативного документа или научно-методических документов, подготовка которых требует проведения соответствующих научных исследований или содержит научную составляющую и т.д.;
23) научно-организационная деятельность - деятельность, направленная на методическое, организационное обеспечение и координацию научной, научно-технической и научно-педагогической деятельности;
24) научно-педагогическая деятельность - педагогическая деятельность в университетах, академиях, институтах и учреждениях образования, связанная с научной и (или) научно-технической деятельностью;
25) научно-педагогический работник - ученый, имеющий высшее образование не ниже второго (магистерского) уровня, согласно трудового договора (контракта) в университете, академии, институте профессионально осуществляет педагогическую и научную или научно-педагогическую деятельность и имеет соответствующую квалификацию независимо от наличии ученой степени или ученого звания, подтвержденную результатами аттестации в случаях, определенных законодательством;
26) научно-техническая деятельность - научная деятельность, направленная на получение и использование новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных и гуманитарных проблем, основными видами которой являются прикладные научные исследования и научно-технические (экспериментальные) разработки;
27) научно-технический (прикладной) результат - полученные при проведении прикладных научных исследований, научно-технических (экспериментальных) разработок новые или существенно усовершенствованы материалы, продукты, процессы, устройства, технологии, системы, новые или существенно усовершенствованы услуги, введенные в действие новые конструктивные или технологические решения, завершены испытания, разработки, внедренные или могут быть внедрены в общественную практику. Научно-технический (прикладной) результат может быть в форме эскизного проекта, экспериментального (исследовательского) образца или его действующей модели, конструкторской или технологической документации на научно-техническую продукцию, опытного образца, нормативного правового акта, нормативного документа или научно-методических документов тому подобное;
28) научно-технические (экспериментальные) разработки - научно-техническая деятельность, основанная на научных знаниях, полученных в результате научных исследований или практического опыта, и производится с целью доведения таких знаний до стадии практического использования. Результатом научно-технических (экспериментальных) разработок есть новые или существенно усовершенствованы материалы, продукты, процессы, устройства, технологии, системы, объекты права интеллектуальной собственности, новые или существенно усовершенствованы услуги;
29) основная деятельность научных учреждений - проведение фундаментальных исследований, прикладных научных и научно-технических (экспериментальных) разработок, предоставление научно-технических услуг, проведения научной и научно-технической экспертизы, подготовка научных кадров, развитие и сохранение научной инфраструктуры;
30) прикладные научные исследования - теоретические и экспериментальные научные исследования, направленные на получение и использование новых знаний для практических целей. Результатом прикладных научных исследований являются новые знания, предназначенные для создания новых или совершенствования существующих материалов, продуктов, устройств, методов, систем, технологий, конкретные предложения по выполнению актуальных научно-технических и общественных задач;
31) принцип соответствия меры воздействия - принцип взаимодействия между различными уровнями в иерархической системе управления, определяет, что на высшем уровне должны приниматься такие решения, оставляющие ниже уровня наибольшую свободу в процессе их реализации;
32) принцип субсидиарности - принцип взаимодействия между различными уровнями в иерархической системе управления, при которой высокий уровень принимает новые решения (правила и процедуры) только при условии их высокой эффективности, чем соответствующие решения низшего уровня;
33) фундаментальные научные исследования - теоретические и экспериментальные научные исследования, направленные на получение новых знаний о закономерностях организации и развития природы, общества, человека, их взаимосвязей. Результатом фундаментальных научных исследований являются гипотезы, теории, новые методы познания, открытия законов природы, неизвестных ранее явлений и свойств материи, выявление закономерностей развития общества и т.д., которые не ориентированы на непосредственное практическое применение в сфере экономики.