Укр Рус
< О рынке природного газа

Ст. 19 ЗУ О рынке природного газа от 09.04.2015 № 329-VIII


О рынке природного газа
Статья 19. Общие правила доступа к газотранспортным и газораспределительных систем, газохранилищ, установки LNG

О рынке природного газа
Статья 19. Общие правила доступа к газотранспортным и газораспределительных систем, газохранилищ, установки LNG

1. Субъекты рынка природного газа равны в праве на получение доступа к газотранспортным и газораспределительных систем, газохранилищ, установки LNG и на присоединение к газотранспортным и газораспределительных систем.

 

Производители биогаза или других видов газа из альтернативных источников имеют право на получение доступа к газотранспортным и газораспределительных систем, газохранилищ, установки LNG и на присоединение к газотранспортным и газораспределительных систем, при условии соблюдения технических норм и стандартов безопасности в соответствии с законодательством и при условии, что биогаз или другие виды газа из альтернативных источников по своим физико-техническим характеристикам соответствуют стандартам на природный газ.

 

2. Оператор газотранспортной системы, оператор газораспределительной системы, оператор газохранилища, оператор установки LNG обязаны по обращению субъекта рынка природного газа (заказчика) обеспечить ему доступ к газотранспортной или газораспределительной системы, газохранилища или установки LNG.

 

Оператор газотранспортной системы, оператор газораспределительной системы обязаны по обращению субъекта рынка природного газа (заказчика) обеспечить его присоединения к газотранспортной или газораспределительной системы.

 

Перед заключением договора с субъектом рынка природного газа (заказчиком) оператор газотранспортной системы, оператор газораспределительной системы, оператор газохранилища, оператор установки LNG могут требовать от такого субъекта подтверждение его платежеспособности в соответствии с кодексом газотранспортной системы, кодекса газораспределительных систем, кодекса газохранилищ или кодекса установки LNG. Такое требование должно быть пропорциональной и применяться в недискриминационный способ.

 

3. Оператор газотранспортной системы, оператор газораспределительной системы, оператор газохранилища, оператор установки LNG могут отказать субъекту рынка природного газа (заказчику) в доступе к газотранспортной или газораспределительной системы, газохранилища или установки LNG при наличии одного из следующих оснований:

 

1) отсутствие или недостаточность свободной мощности;

 

2) предоставление доступа станет препятствием для выполнения таким оператором специальных обязанностей, возложенных на него в соответствии со статьей 11 настоящего Закона;

 

3) отказ в доступе оправдана на основании решения, принятого в соответствии со статьей 55 настоящего Закона.

 

Об отказе в доступе к газотранспортной системе или газораспределительной системы, газохранилища или установки LNG оператор газотранспортной системы, оператор газораспределительной системы, оператор газохранилища, оператор установки LNG сообщают (с указанием причин отказа) субъекта рынка природного газа и регулятора в течение пяти рабочих дней .

 

В случае отказа в доступе на основании пункта 1 настоящей части оператор газотранспортной системы, оператор газораспределительной системы, оператор газохранилища, оператор установки LNG принимают все возможные меры для увеличения мощности газотранспортной или газораспределительной системы, газохранилища или установки LNG при условии, что это экономически оправданным или что субъект рынка природного газа (заказчик) согласился компенсировать расходы такого оператора на увеличение мощности.

 

4. Оператору газотранспортной системы, оператору газораспределительной системы, оператору газохранилища, оператору установки LNG запрещается допускать дискриминацию заказчиков.

 

5. Оператор газотранспортной системы, оператор газораспределительной системы, оператор газохранилища, оператор установки LNG обязаны предоставлять друг другу информацию, необходимую для обеспечения безопасного и экономного движения природного газа между объектами газовой инфраструктуры, операторами которых они являются, на основании нормативно-правовых актов, определенных этим Законом, или соответствующих договоров.

 

6. Оператор газотранспортной системы, оператор газораспределительной системы, оператор газохранилища, оператор установки LNG обязаны обеспечивать заказчиков информацией, необходимой для быстрого и экономного доступа к газотранспортной или газораспределительной системы, газохранилища или установки LNG.

 

Информация предоставляется оператором газотранспортной системы, оператором газораспределительной системы, оператором газохранилища или оператором установки LNG соответствии с законодательством, в понятной и четкой форме и в недискриминационный способ.

 

7. Оператор газотранспортной системы, оператор газораспределительной системы, оператор газохранилища, оператор установки LNG обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, содержащей коммерческую ценность, которая была получена ими в процессе осуществления хозяйственной деятельности, а также принимать меры к предотвращению разглашения информации о своей хозяйственной деятельности , что может представлять коммерческую ценность для других лиц, в дискриминационный образом.

 

8. Методология определения тарифов на услуги по транспортировке природного газа для точек входа и точек выхода, методологии определения тарифов на услуги распределения, хранения (закачка, отбора) газа и услуги установки LNG, а также тарифы на услуги транспортировки, распределения, хранения (закачка, отбора) газа и услуги установки LNG утверждаются Регулятором.

 

9. Технические и коммерческие условия присоединения к газотранспортной или газораспределительной системы определяются в кодексе газотранспортной системы или кодексе газораспределительных систем.

 

Присоединение объекта заказчика к газотранспортной или газораспределительной системы осуществляется в следующем порядке:

 

получения разрешения оператора газотранспортной или газораспределительной системы на присоединение;

 

получение заказчиком или проектировщиком исходных данных;

 

разработку проектной документации и проведение в случаях, предусмотренных законодательством, ее экспертизы;

 

утверждения проектной документации;

 

выполнение подготовительных и строительных работ;

 

подключения объекта к газотранспортной или газораспределительной системы;

 

принятия в эксплуатацию законченного строительством объекта;

 

регистрация права собственности на объект строительства.

 

Проектирование и строительство объектов газотранспортной или газораспределительной системы осуществляются в соответствии с законодательством в сфере градостроительной деятельности, а также технических условий присоединения, предусмотренных кодексом газотранспортной системы или кодексом газораспределительных систем.

 

Заказчик имеет право по своему усмотрению выбирать исполнителя проектных и строительных работ по присоединению среди субъектов хозяйствования, имеющих право на осуществление соответствующего вида деятельности в соответствии с требованиями законодательства. При этом расходы заказчика, связанные с выполнением проектных и строительных работ, не включаются в состав платы за присоединение к газотранспортной или газораспределительной системы.

 

Плата за присоединение к газотранспортной или газораспределительной системы определяется согласно договору между заказчиком и оператором газотранспортной или газораспределительной системы на основании методологии, утвержденной Регулятором.

 

Методология определения платы за присоединение к газотранспортным и газораспределительных систем должен определять типы присоединения с учетом особенностей присоединения в разных случаях и устанавливать предельный уровень платы за присоединение для каждого типа присоединения.

 

Оператор газотранспортной системы, оператор газораспределительной системы имеют право отказать в предоставлении разрешения на присоединение исключительно в случае отсутствия или недостаточности свободной мощности газотранспортной или газораспределительной системы.

 

По инициативе заказчика может быть проведена независимая экспертиза исходных данных на соответствие действующим стандартам, нормам и правилам. Проведение экспертизы осуществляется независимыми организациями, определенными федеральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в нефтегазовом комплексе, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.