Ст. 4 ЗУ О рынке природного газа от 09.04.2015 № 329-VIII
О рынке природного газа
Статья 4. Государственное регулирование, формирование и реализация государственной политики на рынке природного газа
О рынке природного газа
Статья 4. Государственное регулирование, формирование и реализация государственной политики на рынке природного газа
1. Государственное регулирование рынка природного газа осуществляет Регулятор в пределах полномочий, определенных настоящим Законом и другими актами законодательства.
2. К основным задачам регулятора на рынке природного газа относятся:
1) содействие в сотрудничестве с Советом регуляторных органов Энергетического Сообщества и национальными регуляторами в сфере энергетики других государств - сторон Энергетического Сообщества становлению конкурентоспособного единого рынка природного газа в рамках Энергетического Сообщества с учетом безопасности поставок природного газа и устойчивости окружающей среды, эффективному открытию рынка природного газа для всех потребителей и поставщиков, оптовых покупателей и оптовых продавцов Энергетического Спивто ариства, а также обеспечение условий для эффективного и надежного функционирования газотранспортных и газораспределительных систем, газохранилищ и установки LNG учитывая долгосрочные цели развития;
2) развитие конкуренции и надлежащее функционирование региональных (международных) рынков в рамках Энергетического Сообщества, в частности единого рынка Энергетического Сообщества, для достижения целей, указанных в пункте 1 настоящей части;
3) устранение препятствий и ограничений для торговли природным газом между государствами - участниками Энергетического Сообщества, в частности обеспечение надлежащего уровня трансграничного сообщения для удовлетворения спроса и усиление интеграции рынков природного газа отдельных государств - сторон Энергетического Сообщества, которая будет способствовать трансграничной торговли природным газом в рамках Энергетического Сообщества;
4) содействие безопасному, надежному и экономном функционированию газовой инфраструктуры (газотранспортных и газораспределительных систем, газохранилищ и установки LNG), что позволит обеспечить недискриминационный доступ к ней для всех заказчиков, ориентированность на потребности заказчиков, достаточность мощности для нужд рынка природного газа и энергоэффективность, а также возможности для выхода на рынок природного газа производителей газа из альтернативных источников независимо от объемов производства;
5) обеспечение простых и необременительных условиях присоединения к газотранспортным и газораспределительным систем для новых объектов заказчиков, обеспечение простых и необременительных условий доступа к газотранспортным и газораспределительных систем, газохранилищ и установки LNG для новых заказчиков, в том числе устранение барьеров, которые могут помешать такому доступа для новых оптовых продавцов или поставщиков, а также для оптовых продавцов или поставщиков газа из альтернативных источников;
6) стимулирование субъектов рынка природного газа к повышению эффективности газовой инфраструктуры и интеграции рынка природного газа;
7) создание предпосылок для получения потребителями экономических выгод от эффективного функционирования рынка природного газа, конкуренции на рынке природного газа и реализация действенных механизмов защиты их прав;
8) содействие достижению высоких стандартов выполнения специальных обязанностей для обеспечения общественных интересов на рынке природного газа, защиты уязвимых потребителей и налаживанию процесса обмена данными, необходимом для реализации потребителями права на изменение поставщика.
3. В компетенцию регулятора на рынке природного газа относятся:
1) выдача лицензий на право осуществления видов деятельности на рынке природного газа, подлежащих лицензированию с учетом положений статьи 9 настоящего Закона, и надзор за соблюдением лицензионных условий лицензиатами;
2) принятие решения о сертификации операторов газотранспортных систем или отказе в сертификации;
3) утверждения и обнародования в установленном порядке методологии определения тарифов на услуги по транспортировке природного газа для точек входа и точек выхода, методологий определения тарифов на услуги распределения, хранения (закачка, отбора) газа по газохранилищ, в которых применяется режим регулируемого доступа в соответствии со статьей 48 этого Закона, на услуги установки LNG и установления тарифов, которые должны обеспечить необходимые инвестиции в газотранспортные и газораспределительные системы, газохранилища, а также устано LNG;
4) установление платы за присоединение к газотранспортным и газораспределительных систем в соответствии с утвержденной Регулятором методологии;
5) утверждение правил для поставщика "последней надежды" как части правил поставки природного газа, в том числе правил для определения цены природного газа, поставляемого таким поставщиком, в соответствии со статьей 15 настоящего Закона;
6) утверждение кодексов газотранспортных систем, кодекса газораспределительных систем, кодексов газохранилищ и кодекса установки LNG;
7) утверждение правил балансировки как части кодекса соответствующей газотранспортной системы (в том числе методологии определения платежей, связанных с балансировкой), которые должны быть справедливыми, недискриминационными, обусловленными объективными факторами и создающими экономические стимулы для балансирования объемов закачки и отбора природного газа самими заказчиками;
8) установление тарифов на услуги транспортировки природного газа трансграничными газопроводами в соответствии с методологией определения тарифов на услуги по транспортировке природного газа для точек входа и точек выхода;
9) утверждение правил распределения мощности и урегулирования перегрузок трансграничных газопроводов как части кодекса газотранспортной системы;
10) мониторинг применения тарифов, других платежей, связанных с доступом к газотранспортным и газораспределительных систем, газохранилищ и установки LNG или присоединением к газотранспортной или газораспределительной системы, а также мониторинг применения и обеспечения соблюдения методологий определения таких тарифов и платежей;
11) обеспечение соблюдения операторами газотранспортных и газораспределительных систем, а также другими субъектами рынка природного газа (кроме потребителей) их обязательств по этим Законом и другими соответствующими актами законодательства, в том числе обязанностей по сотрудничеству и взаимодействию с суб ' объектами рынка природного газа других государств - сторон Энергетического Сообщества;
12) мониторинг состояния урегулирования перегрузок газотранспортных систем, в том числе трансграничных газопроводов, и применение правил урегулирования перегрузок;
13) мониторинг соблюдения критериев для определения режима доступа применяется оператором газохранилищ к каждому конкретному газохранилища в соответствии со статьей 48 настоящего Закона;
14) мониторинг выполнения специальных обязанностей для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа на соответствие требованиям, предусмотренным настоящим Законом и другими актами законодательства;
15) совместно с другими субъектами властных полномочий обеспечения эффективного применения мер защиты прав потребителей, в том числе предусмотренных настоящим Законом;
16) обеспечение потребителям (оптовым покупателям) возможности свободно выбирать и менять поставщика (оптового продавца) на условиях, предусмотренных настоящим Законом и другими актами законодательства;
17) утверждение правил поставки природного газа;
18) надзор за соблюдением операторами газотранспортной системы, операторами газораспределительных систем, операторами газохранилищ и оператором установки LNG и владельцами корпоративных прав таких субъектов, вертикально интегрированными организациями требований об отделении и независимость, установленных настоящим Законом;
19) утверждение и мониторинг выполнения планов развития газотранспортных и газораспределительных систем, газохранилищ и установки LNG и предоставления в ежегодном отчете регулятора их оценки, в том числе указания необходимых изменений в таких планов;
20) утверждение форм отчетности субъектов рынка природного газа (кроме потребителей), а также порядка их заполнения и представления на проверку независимому аудитору, что должно обеспечить возможность для выявления фактов перекрестного субсидирования между различными видами деятельности на рынке природного газа;
21) установление минимальных стандартов и требований к качеству обслуживания потребителей и поставки, в том числе по максимального срока осуществления работ по присоединению или ремонта, возобновления поставок природного газа;
22) мониторинг соблюдения и анализ статистики выполнения правил безопасности и надежности газотранспортных и газораспределительных систем;
23) мониторинг уровня прозрачности в деятельности субъектов рынка природного газа, в частности уровня оптовых цен на природный газ, а также обеспечение соблюдения субъектами рынка природного газа (кроме потребителей) обязательств по размещению информации;
24) мониторинг уровня и эффективности открытия рынка природного газа и конкуренции на оптовом и розничном рынках природного газа, в том числе цен на газовых биржах, цен для бытовых потребителей (включая статистику применения условий о предоплате), статистики смены поставщика, статистики отключений, уровня цен и качества работ по техническому обслуживанию, жалоб бытовых потребителей, а также любых практик, приводят к искажению или ограничению конкуренции на рынке природного газа;
25) мониторинг применения положений договоров, ограничивающих конкуренцию на рынке природного газа (в том числе условий договоров, мешают потребителям, которые не являются бытовыми, заключать договоры поставки с более чем одним поставщиком одновременно или ограничивают их в праве выбора поставщика), без вмешательства в договоры , которые предусматривают возможность временного приостановления поставки, и договоры купли-продажи или поставки природного газа сроком действия от 10 лет при условии, что такие договоры соответствуют законодательству о защите экономической конку ренции;
26) издание минимум раз в год заключений о соответствии уровня цен на розничном рынке природного газа статьи 11 настоящего Закона и законодательству о защите прав потребителей и доведения этих выводов до сведения Кабинета Министров Украины и Антимонопольного комитета Украины;
27) обеспечение доступа к информации об объемах и другие показатели потребления природного газа потребителем в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом и другими актами законодательства;
28) мониторинг выполнения функций и обязанностей субъектами рынка природного газа в соответствии с положениями настоящего Закона и иных актов законодательства о доступе к газотранспортным и газораспределительных систем, газохранилищ и установки LNG;
29) содействие налаживанию процесса обмена данными для обеспечения развития рынка природного газа;
30) иные функции, предусмотренные законом.
4. В случае избрания модели отделения ISO Регулятор:
1) осуществляет надзор за соблюдением владельцем газотранспортной системы и оператором газотранспортной системы обязанностей, установленных настоящим Законом, и налагает штрафы за их несоблюдение в соответствии с пунктом 5 части пятой настоящей статьи;
2) осуществляет мониторинг отношений между владельцем газотранспортной системы и оператором газотранспортной системы с целью обеспечения соблюдения оператором газотранспортной системы своих обязанностей, а также утверждает договоры и разрешает споры между собственником газотранспортной системы и оператором газотранспортной системы по запросу минимум одного из этих субъектов;
3) обеспечивает, чтобы уровень тарифа на услуги транспортировки природного газа и других платежей, связанных с доступом или присоединением к газотранспортной системе, для такого оператора учитывал вознаграждение владельцу газотранспортной системы за право пользования газотранспортной системой, в том числе составляющими газотранспортной системы, которые были реконструированы или улучшены за счет владельца газотранспортной системы при условии, что такие работы осуществлены в экономически обоснованный способ.
5. Регулятор имеет право:
1) запрашивать информацию, необходимую для надлежащего выполнения им своих функций, и получать ее на условиях, предусмотренных настоящим Законом или другими актами законодательства, от любого субъекта властных полномочий, субъектов рынка природного газа (кроме потребителей);
2) инициировать консультации, а также общественные обсуждения;
3) инициировать и проводить расследование относительно функционирования рынка природного газа в Украине, принимать решения о принятии мер для содействия эффективной конкуренции на рынке природного газа и обеспечения надлежащего функционирования рынка природного газа после консультаций с Секретариатом Энергетического Сообщества;
4) выдавать обязательные для исполнения субъектами рынка природного газа (кроме потребителей) решения;
5) накладывать санкции на субъектов рынка природного газа (кроме потребителей), нарушивших свои обязанности в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства;
6) требовать от оператора газотранспортной системы, оператора газохранилища и оператора установки LNG внесении изменений в кодекс газотранспортной системы, кодекса газохранилища или кодекса установки LNG, в том числе тарифов на соответствующие услуги, с целью соблюдения принципа пропорциональности и недискриминации;
7) устанавливать временные тарифы на транспортировку, распределение, хранение (закачка, отбор) природного газа (по газохранилищ, к которым применяется регулируемый режим доступа в соответствии со статьей 48 настоящего Закона) и услуги установки LNG в случае, если оператор газотранспортной системы, оператор газораспределительной системы оператор газохранилища или оператор установки LNG вовремя не предоставил расчеты соответствующих тарифов для их установки Регулятором, а также принимать решения о механизме предоставления компенсации, если окончательные тарифы отрез яються от временных;
8) рассматривать жалобы и решать споры в соответствии со статьей 58 настоящего Закона;
9) принимать меры к предотвращению злоупотреблений монопольным положением, в частности когда такое злоупотребление наносит экономический ущерб потребителям, а также любым действиям, направленным на завышение цен;
10) проводить в соответствии с законом проверки субъектов рынка природного газа (кроме потребителей).
6. Цены на рынке природного газа регулируются государством (в частности тарифы на услуги транспортировки, распределения, хранения (закачка, отбора) газа и услуги установки LNG, а также другие платежи, связанные с доступом к газотранспортным и газораспределительных систем, газохранилищ и установки LNG или присоединением к газотранспортной или газораспределительной системы), должны быть:
1) недискриминационных;
2) прозрачными;
3) установленными с учетом требований целостности газотранспортной системы исходя из экономически обоснованных и прозрачных расходов соответствующего субъекта рынка природного газа и с учетом надлежащего уровня рентабельности, а также, где это возможно, установленными на основе сопоставления с показателями аналогичных категорий регулируемых цен, установленных Регулятором для других субъектов рынка природного газа, или таких, которые действуют на рынках природного газа других государств.
Тарифы на услуги транспортировки, распределения, хранения (закачка, отбора) газа и услуги установки LNG должны способствовать эффективной торговли природным газом и развития конкуренции на рынке природного газа, не допускать перекрестного субсидирования между заказчиками, создавать экономические стимулы для осуществления инвестиций и поддержания в надлежащем состоянии газотранспортных и газораспределительных систем, газохранилищ, установки LNG, а также улучшение взаимодействия и сообщение между ними.
Тарифы на услуги транспортировки, распределения, хранения (закачка, отбора) газа и услуги установки LNG не должны ограничивать ликвидность рынка и искажать трансграничную торговлю природным газом. Методологии определения таких тарифов утверждаются Регулятором не менее чем за 15 дней до даты, с которой начинают применяться тарифы, определенные в соответствии с таких методологий.
Любые платежи, связанные с доступом к газотранспортным и газораспределительных систем, газохранилищ и установки LNG или присоединением к газотранспортной или газораспределительной системы (в том числе тарифы на услуги транспортировки, распределения, хранения (закачка, отбора) газа и услуги установки LNG ), рассчитываются независимо от физического пути следования природного газа.
Тарифы на услуги транспортировки и распределения природного газа, а также другие платежи, связанные с доступом к газотранспортной или газораспределительной системы или присоединением к газотранспортной или газораспределительной системы, должны стимулировать оператора газотранспортной системы и оператора газораспределительной системы к повышению эффективности газотранспортной или газораспределительной системы, интеграции рынка природного газа и обеспечения безопасности поставок природного газа, а также к развитию научно-технических знаний, связанных с хоз одарською деятельностью таких субъектов.
Тарифы на услуги транспортировки природного газа устанавливаются отдельно для каждой точки входа и точки выхода на основании методологии определения тарифов на услуги по транспортировке природного газа на основе точек входа и точек выхода, который утверждается Регулятором.
В случае если различия в структуре тарифов на услуги транспортировки природного газа или правилах балансировки, применяемые к газотранспортной системе, препятствуют трансграничной торговли природным газом, принимаются меры для гармонизации структур тарифов и правил балансирования, применяемые к этой газотранспортной системы и газотранспортной системы (систем) соседних государств.
Решение регулятора об установлении тарифов на услуги транспортировки, распределения, хранения (закачка, отбора) газа, услуги установки LNG подлежат обнародованию путем размещения на сайте регулятора.
7. На рынке природного газа центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в нефтегазовом комплексе:
1) формирует и реализует государственную политику в нефтегазовом комплексе с учетом положений Энергетической стратегии Украины;
2) разрабатывает государственные целевые программы, в частности по диверсификации источников поступления природного газа;
3) разрабатывает и координирует выполнение минимальных стандартов безопасности поставок природного газа в соответствии со статьей 5 настоящего Закона;
4) разрабатывает, утверждает и внедряет в пределах своих полномочий Национальный план действий в соответствии со статьей 6 настоящего Закона;
5) осуществляет мониторинг безопасности поставок природного газа в соответствии со статьей 7 настоящего Закона;
6) осуществляет другие полномочия, определенные законами Украины и возложенные на него Кабинетом Министров Украины.