Ст. 25 ЗУ Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины от 24.10.2013 № 663-VII
Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины
Статья 25. Фонд урегулирования стоимостного дисбаланса
Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины
Статья 25. Фонд урегулирования стоимостного дисбаланса
1. Фонд урегулирования стоимостного дисбаланса (далее - Фонд) является государственным специализированным некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на создание конкурентной среды на рынке электрической энергии и обеспечения в соответствии с требованиями настоящего Закона:
1) возмещение гарантированном покупателю:
разницы между стоимостью электрической энергии, купленной им за "зеленым" тарифам, и стоимостью этой электрической энергии, проданной по ценам рынка "на сутки вперед";
расходов, связанных с урегулированием небалансов электроэнергии балансирующей группы производителей по "зеленому" тарифу;
2) возмещение гарантированным электропоставщикам:
разницы между стоимостью электрической энергии, поставляемой бытовым потребителям по регулируемым тарифам, и стоимостью такой электрической энергии по розничным ценам, рассчитанным гарантированными электропоставщиков в соответствии с методикой, утвержденной национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики;
разницы между стоимостью электрической энергии, произведенной из энергии солнечного излучения объектами электроэнергетики (генерирующими установками) частных домохозяйств, величина установленной мощности которых не превышает 10 кВт, купленной гарантированным электропоставщиков по "зеленому" тарифу, и стоимостью этой электрической энергии по ценам рынка "на сутки вперед ";
3) возмещение производителям, осуществляющих производство электрической энергии на теплоэлектроцентралях или когенерационных установках разницы между стоимостью электрической энергии по регулируемым ценам закупки электрической энергии и ценам электрической энергии на рынке "на сутки вперед".
Основными функциями Фонда являются:
предоставление субъектам рынка и получения от субъектов рынка услуг по выравниванию условий для конкуренции, определенных этим Законом;
получения средств от субъектов рынка, которым он предоставляет услуги по выравниванию условий для конкуренции и дальнейшее их использования субъектам рынка, которые предоставляют ему услуги по выравниванию условий для конкуренции, в соответствии с настоящим Законом.
Фонд не имеет права на какую-либо другую деятельность, кроме предусмотренной настоящим Законом.
2. Учредителем Фонда является государство в лице Кабинета Министров Украины.
В своей деятельности Фонд руководствуется настоящим Законом, учредительными документами и иными актами законодательства.
3. Текущее руководство деятельностью Фонда осуществляет администратор Фонда. Функции администратора Фонда выполняет на договорной основе уполномоченный банк. Администратор Фонда несет ответственность за надлежащее выполнение своих функций в соответствии с договором. Организационно-техническое и материальное обеспечение деятельности Фонда осуществляется администратором Фонда за счет средств Фонда в соответствии со сметой, утвержденной национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики.
4. Источником формирования средств Фонда являются плата за услуги по выравниванию условий для конкуренции, которые предоставляет Фонд в соответствии с настоящим Законом.
Предоставления и потребления субъектами рынка, определенными этим Законом, услуг по выравниванию условий для конкуренции является системой административно-правовых и экономических мер, направленных на поддержание свободы конкуренции на рынке электрической энергии с унификацией таких условий конкуренции для всех субъектов рынка в условиях различной начальной технической, технологической и рыночной позиции, которую занимали такие субъекты к внедрению полномасштабного рынка электроэнергии.
Средства Фонда могут быть использованы исключительно на цели и направления, предусмотренные настоящим Законом, и в соответствии с алгоритмом, установленного национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, с учетом положений настоящего Закона.
Средства Фонда не включаются в Государственный бюджет Украины. Средства Фонда, которые не были использованы в отчетном финансовом году, могут быть списаны или зачислены в Государственный бюджет Украины и используются Фондом в следующем финансовом году.
5. Исключительно Фонд является покупателем услуг по выравниванию условий для конкуренции, которые предоставляются ему на обязательной основе субъектами рынка по договорам, заключенным на основе типовых договоров о предоставлении услуг по выравниванию условий для конкуренции, а именно:
1) гарантированными электропоставщиков:
услуг по выравниванию условий для конкуренции при продаже электрической энергии бытовым потребителям по тарифам, установленным национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики;
услуг по выравниванию условий для конкуренции при закупке электрической энергии, произведенной из энергии солнечного излучения объектами электроэнергетики (генерирующими установками) частных домохозяйств, величина установленной мощности которых не превышает 10 кВт, по "зеленому" тарифу;
2) гарантированным покупателем:
услуг по выравниванию условий для конкуренции при закупке электрической энергии, произведенной на объектах электроэнергетики, использующих альтернативные источники энергии (кроме доменного и коксующегося газов, а с использованием гидроэнергии - произведенную только микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями), по "зеленому "тарифу;
услуг по выравниванию условий для конкуренции при урегулировании им небалансов электроэнергии как стороной, ответственной за баланс балансирующей группы производителей по "зеленому" тарифу;
3) производителями электрической энергии на теплоэлектроцентралях или когенерационных установках услуг по выравниванию условий для конкуренции по продаже по рыночным ценам электрической энергии, на которую установлена регулируемая цена закупки.
Обязательное потребления Фондом и предоставления субъектами, определенными этим Законом, услуг по выравниванию условий для конкуренции является способом создания равного конкурентного положения тем субъектам рынка, которые в соответствии с требованиями настоящего Закона имеют обязательства осуществлять поставки электрической энергии бытовым потребителям по государственным регулируемым ценам (тарифам) или покупать электрическую энергию в соответствии с требованиями настоящего Закона по регулируемым ценам или ценам, определенным законами Украины, и субъектам рынка, которым установлено регулируемую цену закупки электроэнергии, произведенной на теплоэлектроцентралях или когенерационных установках.
6. Фонд с целью реализации определенных настоящим Законом функций на обязательной основе предоставляет производителям электрической энергии, производимой на атомных электрических станциях, гидроэлектростанциях (кроме микро-, мини- и малых гидроэлектростанций), электропоставщикам, осуществляющих импорт электрической энергии, электропередающих предприятию услуги по выравниванию условий для конкуренции на рынке электрической энергии на основании договоров, заключенных на основе типовых договоров о предоставлении услуг по выравниванию условий для конкуренции.
Обязательное потребления субъектами, определенными этим Законом, услуг по выравниванию условий для конкуренции является способом государственного регулирования деятельности на рынке электрической энергии субъектов естественных монополий, смежных рынков, лиц, занимающих доминирующее (монопольное) положение на рынке электрической энергии, и электропоставщиков, осуществляющих импорт электрической энергии, с целью недопущения их необоснованного, неконтролируемого влияния на ценообразование на рынке электрической энергии.
7. Типичные договора о предоставлении услуг по выравниванию условий для конкуренции утверждаются национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики.
8. Прогнозная стоимость услуг по выравниванию условий для конкуренции не реже ежеквартально определяется и утверждается национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, с обеспечением того, что совокупная стоимость услуг по выравниванию условий для конкуренции, которые приобретаются Фондом и его смета должна равняться стоимости услуг по выравниванию условий для конкуренции, предоставляемых Фондом, и с учетом отклонения фактической стоимости услуг по выравниванию условий для конкуренции от прогнозируемой по результатам последнего отчетного периода. Порядок расчета стоимости услуг по выравниванию условий для конкуренции, в частности:
прогнозируемые объемы покупки электрической энергии, произведенной на объектах электроэнергетики, использующих альтернативные источники энергии (кроме доменного и коксующегося газов, а с использованием гидроэнергии - произведенную только микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями), по "зеленым" тарифам;
объемы отпуска электрической энергии на теплоэлектроцентралях или когенерационных установках, установленные при расчете регулируемой цены закупки электрической энергии, произведенной на теплоэлектроцентралях или когенерационных установках;
прогнозируемые объемы электрической энергии для снабжения бытовым потребителям по тарифам, установленным национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики;
прогнозируемые объемы покупки электрической энергии, произведенной из энергии солнечного излучения объектами электроэнергетики (генерирующими установками) частных домохозяйств, величина установленной мощности которых не превышает 10 кВт, по "зеленому" тарифу;
прогнозируемые объемы импорта электрической энергии;
прогнозируемую цену на электрическую энергию на рынке "на сутки вперед";
величины "зеленых" тарифов;
величины регулируемых тарифов для бытовых потребителей;
величины установленных регулируемых цен закупки электрической энергии, произведенной на теплоэлектроцентралях или когенерационных установках;
величины тарифов на услуги по передаче, распределению и снабжению электрической энергии;
прогнозируемые объемы продаж электрической энергии производителями, осуществляющих производство электрической энергии на атомных электрических станциях и гидроэлектростанциях (кроме микро-, мини-, и малых гидроэлектростанций);
стоимость вспомогательных услуг, предоставляемых производителями, осуществляющих производство электрической энергии на атомных электрических станциях и гидроэлектростанциях (кроме микро-, мини- и малых гидроэлектростанций);
расходы на организационно-техническое и материальное обеспечение деятельности гарантированного покупателя и Фонда;
уровень цен электрической энергии производителей, осуществляющих производство электрической энергии на атомных электрических станциях, с учетом уровня расходов, обеспечивает покрытие эксплуатационных и капитальных затрат, обеспечение ядерной безопасности функционирования атомных электростанций, объем социально-экономической компенсации риска для населения, проживающего в зоне наблюдения и выполнение обязательств, предусмотренных международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины, и тому подобное;
уровень цен электрической энергии производителей, осуществляющих производство электрической энергии на гидроэлектростанциях (кроме микро-, мини-, и малых гидроэлектростанций), с учетом уровня расходов, обеспечивает покрытие эксплуатационных и капитальных затрат и выполнения обязательств, предусмотренных международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины, и тому подобное;
уровень допустимого отклонения цен на рынке "на сутки вперед" от прогнозируемых цен для минимизации рисков волатильности цен для производителей, осуществляющих производство электрической энергии на атомных электрических станциях и на гидроэлектростанциях (кроме микро-, мини- и малых гидроэлектростанций).
9. Фонд обязан:
1) открыть в уполномоченном банке текущий счет со специальным режимом использования для проведения расчетов в соответствии с настоящим Законом;
2) заключить договоры на основе типовых договоров о предоставлении услуг по выравниванию условий для конкуренции с субъектами рынка, определенными этим Законом;
3) своевременно и в полном объеме выполнять свои денежные обязательства перед гарантированным покупателем, гарантированными электропоставщиков, субъектами рынка, которым установлено регулируемую цену закупки электрической энергии;
4) предоставлять национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, информацию, необходимую для выполнения им своих функций на рынке электрической энергии;
5) выполнять другие функции, определенные настоящим Законом и его учредительными документами.
10. Услуги по выравниванию условий для конкуренции предоставляются / потребляются Фондом на постоянной основе.
Финансовые обязательства Фонда и сроки их выполнения относительно полученных услуг по выравниванию условий для конкуренции определяются в соответствии с порядком осуществления Фондом расчетных операций на рынке электрической энергии, который утверждается национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики.
11. Срок деятельности Фонда устанавливается до 1 января 2030 года.