Ст. 27 ЗУ Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины от 24.10.2013 № 663-VII
Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины
Статья 27. Государственное управление и регулирование рынка электрической энергии
Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины
Статья 27. Государственное управление и регулирование рынка электрической энергии
1. Государственное управление в сфере функционирования рынка электрической энергии осуществляет Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в электроэнергетическом комплексе, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в электроэнергетическом комплексе, а также другие органы исполнительной власти в пределах полномочий, определенных законом.
2. В сфере функционирования рынка электрической энергии к полномочиям Кабинета Министров Украины относятся:
определение совместно с Национальным банком Украины уполномоченного банка рынка электрической энергии;
основания Оператора рынка;
основания Фонда урегулирования стоимостного дисбаланса;
основания предприятия для выполнения функций гарантированного покупателя;
утверждении порядка принятия временных чрезвычайных мер на рынке электрической энергии;
принятие решения о принятии временных чрезвычайных мер на рынке электрической энергии в случаях, предусмотренных этим Законом, правилами рынка и кодексом электрических сетей;
принятия решения о дате введения полномасштабного рынка электроэнергии;
утверждение плана развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет;
утверждении порядка определения соответствия инвестиционных проектов условиям для получения освобождения в части порядка распределения пропускной способности межгосударственных электрических сетей;
утверждении порядка предоставления государством обеспечения выполнения денежных обязательств отдельных потребителей по оплате электрической энергии;
утверждении порядка составления перечня потребителей и их оборудования, для которого должна быть установлена экологическая броня электроснабжения;
осуществления и обеспечения выполнения мероприятий, предусмотренных настоящим Законом.
3. В сфере функционирования рынка электрической энергии к полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в электроэнергетическом комплексе, относятся:
утверждение кодекса электрических сетей;
утверждение методики определения доступной пропускной способности межгосударственных электрических сетей;
утверждении порядка подготовки плана развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет и порядка его опубликования;
утверждении порядка проведения конкурса по отбору поставщика вспомогательных услуг по обеспечению резервов новой и / или реконструированной генерирующей мощности;
осуществления и обеспечения выполнения других мероприятий, предусмотренных этим Законом.
4. В сфере функционирования рынка электрической энергии к полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в электроэнергетическом комплексе, относятся:
формирования и утверждения баланса тепловой и электрической энергии объединенной энергетической системы Украины;
проведение мониторинга и оценка состояния выполнения плана развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет;
ежегодное обнародование отчетов о результатах мониторинга и оценки состояния выполнения плана развития объединенной энергетической системы Украины на следующие десять лет;
осуществления и обеспечения выполнения других мероприятий, предусмотренных этим Законом.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в электроэнергетическом комплексе, имеет право получать от субъектов рынка информацию, необходимую для выполнения им своих полномочий, в соответствии с положениями настоящего Закона.
Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в электроэнергетическом комплексе, обеспечивает конфиденциальность информации, полученной от субъектов рынка, используется им для осуществления своих полномочий на рынке электрической энергии и составляет коммерческую тайну.
5. Государственное регулирование на рынке электрической энергии осуществляет национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики.
6. К полномочиям национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, по регулированию на рынке электрической энергии относятся:
1) утверждение:
правил рынка, правил рынка "на сутки вперед", кодекса коммерческого учета;
методики расчета розничных цен на электрическую энергию для потребителей гарантированных электропоставщиков;
методики расчета тарифа на услуги гарантированного снабжения электрической энергии;
методики расчета регулируемых цен на дополнительные услуги;
методик (порядков) расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии;
методик (порядков) расчета тарифов на услуги по распределению электрической энергии;
методики расчета тарифа на услуги по централизованному диспетчерского (оперативно-технологического) управления;
методики расчета регулируемых цен закупки электрической энергии, произведенной на теплоэлектроцентралях или когенерационных установках;
прогнозной и фактической стоимости и / или цен услуг по выравниванию условий для конкуренции;
перечня текущих счетов со специальным режимом использования;
правил и порядков, установленных настоящим Законом;
типичных и примерных договоров (в том числе дополнительных соглашений к ним), определенных этим Законом;
сметы Фонда;
сметы гарантированного покупателя;
типичных требований к балансирующих групп;
2) установление:
тарифов на электрическую энергию для бытовых потребителей;
регулируемых цен закупки электрической энергии, произведенной на теплоэлектроцентралях или когенерационных установках;
тарифов на услуги по снабжению электрической энергии гарантированных электропоставщиков;
тарифа на услуги по централизованному диспетчерского (оперативно-технологического) управления;
тарифа на передачу электрической энергии;
тарифов на распределение электрической энергии;
алгоритмов распределения средств с текущих счетов со специальным режимом использования;
максимального срока действия двусторонних договоров на рынке двусторонних договоров;
предельных нижних границ объемов обязательной продажи и покупки электрической энергии на рынке "на сутки вперед" в соответствии с положениями настоящего Закона;
требований к видам деятельности, может совмещать електропостачальник при осуществлении им деятельности по гарантированному снабжению электрической энергии;
3) согласование кодекса электрических сетей;
4) определение:
необходимости и требований по проведению обязательного аудита работы рынка "на сутки вперед", балансирующего рынка, рынка вспомогательных услуг, а также расчетов на этих рынках;
требований по защите, предоставления, раскрытие и обнародование информации субъектами рынка;
5) осуществление мониторинга:
функционирования рынка электрической энергии и его составляющих;
деятельности системного оператора, оператора рынка, гарантированного покупателя и Фонда;
цен и условий конкуренции на рынке электрической энергии;
соблюдения электропоставщиков условий рассмотрения обращений и претензий потребителей электрической энергии по вопросам, касающимся предоставления услуг по поставке электрической энергии;
действий системного оператора по урегулированию системных ограничений;
выполнения правил проведения распределения пропускной способности межгосударственных электрических сетей;
выполнения електропередавальним предприятием и электрораспределительными предприятиями условий для недискриминационного доступа к их электрических сетей, сроков выполнения присоединения и ремонтных работ;
использование електропередавальним предприятием средств, полученных от распределения пропускной способности межгосударственных электрических сетей;
обособление функций по распределению и поставке электрической энергии;
выполнения положений этого Закона и других нормативно-правовых актов, обеспечивающих функционирование рынка электрической энергии, субъектами рынка электрической энергии;
6) сообщение Антимонопольного комитета Украины о фактах, которые могут свидетельствовать о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции на рынке электрической энергии;
7) осуществление регулирования цен и тарифов в соответствии с положениями настоящего Закона, законов Украины "Об электроэнергетике" и "О естественных монополиях";
8) лицензирование хозяйственной деятельности, в частности оператора рынка, системного оператора, электропередающих и электрораспределительных предприятий, производителей, электропоставщиков и гарантированного покупателя;
9) принятие решений по внедрению вспомогательных услуг в соответствии с настоящим Законом;
10) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом.
7. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики, имеет право получать от субъектов рынка информацию, необходимую для выполнения им своих полномочий по регулированию и мониторинга рынка электрической энергии. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики, обеспечивает конфиденциальность информации, полученной от субъектов рынка, используется ею для осуществления своих полномочий по регулированию и мониторинга рынка электрической энергии и составляет коммерческую тайну.
8. Антимонопольный комитет Украины осуществляет полномочия, предусмотренные законодательством о защите экономической конкуренции, в том числе по согласованию проектов правил рынка, правил рынка "на сутки вперед", кодекса электрических сетей и кодекса коммерческого учета; проектов типовых требований к балансирующих групп; проектов типовых и примерных договоров, в соответствии с настоящим Законом утверждаются национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики.